Прокладка гбц для чего
Все о прокладке головки блока цилиндров и ее замене
Прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) предназначается для уплотнения плоскости между блоком и головкой. Также она поддерживает внутри масляной системы требуемое давление, не позволяя маслу и охлаждающей жидкости просачиваться наружу. Менять прокладку нужно при любом вмешательстве в данную часть двигателя, то есть ее можно считать одноразовой, ведь при повторной установке существует высокий риск нарушения герметичности соединения.
Замена прокладки головки блока цилиндров выполняется специалистами любой СТО, но стоит эта услуга будет в среднем около 8000 рублей. Сама деталь обойдется вам в сумму от 100 до 1500 и больше рублей в зависимости от качества изделия и модели автомобиля. То есть самостоятельно ее заменить получится гораздо дешевле, а процесс это хоть и трудоемкий, но не критично сложный.
Типы прокладок
Сегодня широкое распространение получили три основных вида прокладок ГБЦ:
Асбестовая прокладка ГБЦ
Безасбестовая прокладка ГБЦ
Металлическая прокладка ГБЦ
Когда нужно менять прокладку ГБЦ?
Конкретного гарантийного срока, по истечении которого обязательно требуется замена прокладки головки, в принципе не существует. Срок службы данного изделия зависит от модели и общего состояния двигателя автомобиля, способа вождения и других факторов. Но существует ряд явных признаков, свидетельствующих о том, что прокладка перестала полноценно выполнять свои функции:
Это наиболее распространенные признаки износа или дефекта прокладки ГБЦ. Кроме того, ее замена в обязательном порядке требуется при полном или частичном демонтаже головки блока цилиндров.
Замена прокладки
Самостоятельная замена прокладки головки блока цилиндров не является слишком сложным делом, но поскольку это важная деталь, делать все здесь нужно тщательно и аккуратно. Выполняется вся работа в несколько этапов:
1) Отсоединение всего навесного оборудования, трубопроводов и прочих деталей, мешающих снятию головки блока цилиндров.
2) Очистка болтов крепления головки от масла и грязи, чтобы обеспечить удобство и безопасность работы ключом.
3) Откручивание болтов крепления, причем начинать следует от середины, за один раз проворачивая каждый болт не более чем на один полный оборот, чтобы гарантированно снять напряжение.
4) Снятие головки блока и удаление старой прокладки.
5) Очистка посадочного места и установка новой прокладки ГБЦ, причем она должна сесть на все направляющие втулки и соответствовать размеченным центровочным пазам.
6) Установка головки на место и затяжка болтов, которая выполняется исключительно динамометрическим ключом и только по схеме, приведенной производителем для вашей модели автомобиля, поскольку важно, чтобы болты были закручены точно с оптимальными для вашего двигателя параметрами затяжного момента.
Когда двигатель собран, можно установить и подключить обратно все навесное оборудование. В первые дни следует понаблюдать, нет ли признаков дефекта прокладки, описанных в перечне выше.
Что такое прокладка ГБЦ в автомобиле?
В устройстве двигателя каждая деталь выполняет конкретную функцию. Вне зависимости, идет ли речь о шатуне, поршневом пальце или сальнике коленчатого вала, поломка запчасти приводит к серьезным последствиям. Одним из важных элементов является прокладка ГБЦ — головки блока цилиндров. Зачем она нужна и чем грозит ее износ? Какие признаки, что прокладка ГБЦ пробита? Эти вопросы рассмотрим в сегодняшней статье на vodi.su.
Прокладка ГБЦ: что это такое
Двигатель внутреннего сгорания состоит из двух основных частей: блок цилиндров и головка блока. Головка закрывает камеры сгорания, в нее монтируют клапана и клапанный механизм, а также именно в ней установлены распределительные валы. Сверху она закрывается крышкой блока клапанов. Прокладка ГБЦ, как не сложно догадаться, располагается между блоком цилиндров и головкой.
Если двигатель 4-цилиндровый, то в прокладке мы видим четыре больших круглых выреза, а также отверстия под болты, которыми головка крепится к блоку, и под каналы для циркуляции технологических жидкостей. Основным материалом для ее производства служит армированный паронит, а отверстия под камеры сгорания имеют металлическую окантовку. Может она быть сделана из тонкого листового металла. Есть и другие варианты: медь, многослойная композиция металла и эластомера, асбесто-графит.
Сразу отметим, что сама по себе прокладка ГБЦ стоит не дорого. Гораздо дороже обходится работа по замене, так как приходится разбирать двигатель, а после замены настраивать механизм ГРМ и газораспределение. Какие же функции выполняет данная прокладка:
Но поскольку на большинстве современных авто устанавливают асбестовые прокладки, они со временем попросту прогорают, что создает серьезный прецедент — газы из камер сгорания могут попадать в контуры охлаждения, а ОЖ просачивается в двигатель. Чем это опасно: смывается масляная пленка со стенок цилиндров, происходит их ускоренный износ, силовой агрегат не охлаждается должным образом, возможность заклинивания поршней.
Как понять, что прокладка ГБЦ пробита?
Заметить, что происходит смешивание масла с тосолом можно при проверке уровня — на щупе будут видны следы белой пены. В бачке для ОЖ невооруженным глазом заметны масляные пятна. Если смешались тосол и смазка, придется менять прокладку, промывать систему охлаждения двигателя, менять масло.
Проблема заключается еще в том, что прорыв прокладки происходит не сразу. Отверстие расширяется постепенно из-за нагрузок на двигатель, высокой компрессии, неправильной установки или использования недорогих материалов. Детонации, о которых мы недавно рассказывали на vodi.su, тоже приводят к износу прокладки ГБЦ.
Обратите внимание: конкретных сроков, когда нужно менять этот уплотнительный элемент, производители не указывают. Поэтому при каждом прохождении ТО необходимо диагностировать силовой агрегат на утечки масла и ОЖ.
Замена прокладки ГБЦ
Если заметили хотя бы один из выше перечисленных признаков, необходимо произвести замену прокладки ГБЦ. Заказывать услугу лучше на профессиональных СТО, где имеются необходимые инструменты. Сам процесс снятия «головы» достаточно сложен, так как потребуется отсоединить массу датчиков, навесного оборудования, ремень или цепь ГРМ. Кроме того, болты ГБЦ затягиваются при помощи динамометрического ключа. Есть специальные схемы, как их правильно откручивать и закручивать. Например, чтобы демонтировать головку, нужно все болты поочередно, начиная с середины, проворачивать по одному разу, чтобы снять напряжение.
После того, как ГБЦ демонтирована, место расположения старой прокладки тщательно очищают, обезжиривают. Новую же укладывают на герметик, чтобы она точно села на место. Затяжка болтов должна выполняться строго по схеме с оптимальным затяжным моментом. Кстати, в большинстве случаев эти болты необходимо менять. После завершения работы водитель следит за поведением мотора. Отсутствие перегрева, следов масла и пр. — свидетельство правильно выполненной замены.
5 основных признаков пробитой прокладки ГБЦ
В автомобильном двигателе практически нет незначительных или второстепенных деталей. Каждый болт, гайка или прокладка имеет свое назначение и является незаменимым элементом. Прокладка блока цилиндров (ГБЦ) выполняет настолько важную функцию, что при неработоспособности этой детали двигатель может быть поврежден и надолго выведен из строя.
Что такое прокладка гбц
Прокладка ГБЦ представляет собой прессованную плоскую пластину, на которой сделаны отверстия для цилиндров, каналов системы охлаждения и смазки. В местах, где на материал изделия может оказываться значительное давление (камера сгорания, масляная магистраль) впрессованы металлические вставки. Таким образом удается сохранить изделие от прорыва среды из одной рабочей системы в другую при работе мотора.
Прокладка ГБЦ служит для надежной герметизации блока цилиндров с головкой. Благодаря наличию этого элемента удается также в значительной степени компенсировать тепловые расширения обеих деталей.
Прокладка под ГБЦ может также использоваться с целью тюнинга двигателя. Например, изменением толщины этого изделия можно регулировать степень сжатия в цилиндрах. При увеличении толщины ГБЦ появляется возможность использовать более дешевые сорта топлива без возникновения эффекта детонации, а при уменьшении – существенно возрастает мощность двигателя. Можно использовать одновременно более одной прокладки, но в этом случае прочность узла существенно уменьшается.
Можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ
Использование автомобиля с пробитой прокладкой ГБЦ не рекомендуется. Возможность непродолжительной эксплуатации возможна только при внешних прорывах, которые происходят крайне редко. Если нарушена герметичность системы смазки, то двигатель очень скоро начнет работать в условиях масляного голодания, что может привести к необходимости выполнения капитального ремонта силового агрегата.
Если незначительно потекла охлаждающая жидкость из блок наружу, то можно без проблем доехать до места ремонта, конечно, при условии, что антифриз вытекает только наружу.
Сложность определения степени повреждения прокладки ГБЦ в дорожных условиях не позволяет принять решение правильное на 100%, поэтому если есть возможность вызвать эвакуатор или доставить автомобиль к месту стоянки на гибкой сцепке, то следует воспользоваться таким вариантом.
Признаки пробития прокладки
Пробой прокладки ГБЦ не всегда удается вовремя заметить, поэтому водитель может продолжительно эксплуатировать машину в аварийном режиме. Часто целостность изделия нарушается только изнутри, поэтому не наблюдается каких-либо изменений на самой прокладке или на рядом расположенных элементах двигателя. Кроме того, можно ошибочно принять за внешние проявления такой поломки негерметичность прокладки крышки головки блока цилиндров. Наиболее часто место пробоя локализуется следующим образом:
Практически всегда пробой прокладки ГБЦ можно обнаружить по нарушению работы двигателя либо по наличию посторонних веществ в масляной магистрали или в системе охлаждения.
Повреждение прокладки ГБЦ между цилиндрами
Если цилиндры в блоке распложены слишком близко, то может произойти пробитие металлической вставки в местах соприкосновения гильз. Такую поломку очень сложно идентифицировать, но положительный момент такого события заключается в том, что даже продолжительная эксплуатация мотора не приведет к его критическим повреждениям.
Сложность определения повреждения ГБЦ между цилиндрами заключается в том, что последствия, которые появляются при этом, могут определяться как неисправность системы зажигания или нарушения в работе газораспределительного механизма. Наиболее распространенными симптомами в ситуации, когда прогорела прокладка ГБЦ между цилиндрами, являются:
Поэтому часто водитель продолжительное время не может понять, какой именно узел ответственен за перебои в работе двигателя, и пытается найти причину в неисправности совершенно иных механизмов и систем.
Снижение уровня антифриза и/или газы в расширительном бачке
Прогар прокладки ГБЦ может произойти таким образом, что выхлопные газы попадают в систему охлаждения двигателя. Чтобы обнаружить такое последствие прогоревшей детали достаточно открутить крышку расширительного бачка. При значительном прорыве прокладки в системе охлаждения будет наблюдаться бурление, но даже при небольшом отверстии из камеры сгорания в жидкостную рубашку, можно обнаружить небольшую дымку.
При прорыве металлической окантовки прокладки в охлаждающую магистраль, возможен значительный расход охлаждающей жидкости. Связано это с тем, что в фазе наполнения цилиндров горючей смесью, антифриз будет просачиваться в цилиндр. Из цилиндра жидкость испаряется в результате нагрева и поступает вместе с выхлопными газами либо выливается через выпускной клапан, если в камеру сгорания поступает значительное количество ОЖ.
Если снижение уровня антифриза происходит на фоне нестабильной работы мотора, а внешние проявления утечки отсутствуют, то с высокой долей вероятности можно предполагать прорыв прокладки блока цилиндров.
Появление масляной пленки в системе охлаждения
Прокладку ГБЦ может пробить в месте расположения масляной магистрали. Смазка подается в двигателе под большим давлением, поэтому даже при наличии незначительного повреждения масло начнет просачиваться в систему охлаждения. Обнаружить пробой прокладки можно по наличию масла в расширительном бачке. При незначительной утечке может обнаруживаться тонкая жирная пленка, но, как правило, такой прорыв прокладки ГБЦ сопровождается образованием значительного количества эмульсии.
Если происходит прорыв масла в систему охлаждения, то его количество резко уменьшается. Если вовремя определить проблему, то это позволит избежать необходимости выполнения капительного ремонта двигателя, но если масляное голодание будет продолжаться долго, то произойдет существенный износ всех входящих во взаимодействие внутренних деталей.
Холодный воздух из отопителя – признак пробоя прокладки ГБЦ
Если прокладка ГБЦ пробивает, то может не работать печка. Взаимосвязь этих двух элементов двигателя просматривается, если понимать, что отводимое от блока цилиндров тепло сразу направляется к радиаторам. Дело в том, что при разгерметизации камеры сгорания отработанные газы могут попадать в рубашку двигателя, а затем перемещаться в патрубки, где могут образовывать пробки.
Если печка перестает работать при наличии постоянного снижения уровня антифриза в расширительном бачке, то, в этом случае, следует проверить целостность прокладки. Перед тем как приступить к разборке двигателя не лишним будет заглянуть в расширительный бачок во время работы двигателя. Если в нем будет обнаружен дым, то следует как можно скорее заглушить мотор, слить антифриз и заменить прокладку ГБЦ.
Другие признаки пробитой прокладки ГБЦ
Кроме перечисленных симптомов пробития прокладки ГБЦ следует также обращать внимание и на менее часто встречающиеся признаки неисправности. Среди проявлений этой «патологии» могут быть:
При подозрении на внутренний пробой прокладки ГБЦ водителю следует внимательно посмотреть на масляный щуп. Если на нем будут обнаружены следы эмульсии, то следует установить источник попадания влаги в смазку.
Признаки перегрева двигателя
Если пробивает прокладку ГБЦ, то температурный режим двигателя может иметь значительные отклонения. Характерным признаком неисправности является быстрый переход автомобиля от работы в нормальном температурном режиме к перегреву. Связано это с тем, что при небольшом разрыве металлической окантовки выделение газов в систему охлаждения может осуществляться только при определенных условиях. Например, машина может эксплуатироваться в стандартном режиме, но как только значение температуры ОЖ достигает определенных значений, двигатель практически моментально закипает. Не всегда поломку удается заранее обнаружить, что вызывает вытеснение антифриза в расширительный бачок и просачивание его через предохранительный клапан из-за повышенного давления в системе.
Когда внешних признаков перегрева еще нет, то водителя может насторожить существенное снижение мощности мотора. Если при этом значение термометра на приборной доске приближается к максимальному значению, то следует остановить автомобиль и заглушить двигатель.
Перегрев двигателя, как правило, наблюдается при прорыве прокладки в местах примыкания цилиндров к жидкостной рубашке. Если этот симптом отсутствует, но имеются другие признаки пробоя прокладки ГБЦ, то не следует их игнорировать даже в том случае, если силовой агрегат работает без перебоев.
Как узнать, что прокладка ГБЦ пробита
Не всегда перечисленные симптомы могут однозначно указывать на пробитие прокладки. Двигатель автомобиля может троить по причине вышедшей из строя свечи зажигания, а перегрев часто наблюдается из-за элементарного игнорирования правил замены антифриза. Снимать головку блока цилиндров и каждый раз проверять прокладку на пробитие – это необоснованная трата времени и денег (прокладку ГБЦ придется заменить в любом случае). Поэтому важно знать основные правила определения нарушений целостности этого изделия «неинвазивными» методами.
Следует также предостеречь водителей о принятии поспешных решений даже в том случае, когда источник ненормальной работы двигателя, на первый взгляд, очевиден. Даже наличие дыма и масла в системе охлаждения, а жидкости в смазке еще не означает того, что прокладка ГБЦ повреждена. Например, если автомобиль использовался зимой с сильно разбавленным водой антифризом, то образование льда в узких металлических каналах может привести к их разрыву, что станет причиной аналогичных проявлений.
Пробитую прокладку ГБЦ легко обнаружить, если ее разрыв произошел наружу. Место подтекания масла, тосола или вырывающегося в подкапотное пространство дыма не составит большого труда обнаружить без использования дополнительных инструментов и приборов. С определением внутреннего пробоя могут наблюдаться серьезные затруднения. Автолюбители и профессиональные мастера уже не одно десятилетие имеют дело с такой неприятностью, поэтому методом проб и ошибок были найдены несколько наиболее точных способов позволяющих обнаружить повреждения прокладки ГБЦ.
Почему пробивает прокладку
Прокладок в двигателе автомобиля несколько десятков, но изделие между блоком цилиндров и головкой пробивает чаще всего. Связано это с тем, что эта деталь работает в очень жестких условиях. Конечно, инженеры-разработчики автомобильных деталей предусмотрели эту особенность эксплуатации, но, достаточно относительно небольшого превышения рабочих параметров, чтобы материал прокладки ГБЦ не выдержал нагрузки.
Эта деталь рассчитана на работу в условиях повышенных температур и давления, но бывают случаи, когда мотор перегревается или внутри цилиндропоршневой группы возникает повышенное давление в результате детонации горючего.
Водитель может залить воду вместо антифриза и забыть слить ее перед наступлением холодов. Расширяющийся лед может легко повредить этот элемент, также вызывая значительные повреждения. Кроме того, при эксплуатации в холодном климате на начальном этапе прогрева металлические детали могут быть недостаточно хорошо прижаты, что может вызвать прорыв газов или масла в прокладке.
Могут встречаться также совершенно «экзотические» поломки прокладки ГБЦ, например, в результате внешнего механического воздействия при ремонте или во время аварии. Далее будут рассмотрены наиболее часто встречающиеся причины выхода из строя этой детали.
Почему прогорает прокладка ГБЦ при перегреве
Прогоревшая прокладка ГБЦ в результате перегрева двигателя – это наиболее вероятная причина выхода из строя этой детали на новом автомобиле. Если машина была приобретена в автосалоне, а водитель уже в течение первого месяца эксплуатации столкнулся с такой проблемой, то это означает, что был грубо нарушен тепловой режим работы мотора. Часто такая неприятность происходит с неопытными водителями, которые большое внимание уделяют дорожной обстановке и не следят за приборами и предупреждениями автоматических систем о перегреве силового агрегата.
Прокладка может прогореть из-за снижения уровня антифриза ниже минимально допустимых значений. Головка блока находится довольно высоко, поэтому большая часть утечек по причине негерметичности элементов системы охлаждения неминуемо приводят к снижению уровня антифриза ниже положения этой детали.
При эксплуатации машины в жарком климате следует постоянно следить за наличие достаточного количества антифриза в двигателе автомобиля. Если длительное время не доливать тосол или иную охлаждающую жидкость, то ее уровень опустится по причине испарения.
Оригинальная деталь рассчитана инженерами на определенную нагрузку, поэтому при стандартных условиях эксплуатации прогорание прокладки случается редко. Совсем иная ситуация наблюдается, когда при замене изделия была установлена подделка. В этом случае, езда будет недолгой даже при умеренном стиле вождения и правильном техническом обслуживании двигателя внутреннего сгорания.
Неправильное усилие при затяжке болтов ГБЦ
Головка к блоку цилиндров крепится посредством длинных шпилек из прочной стали. Затяжка этих элементов осуществляется с определенным усилием и в правильной последовательности. Если последний ремонт со снятием ГБЦ осуществлялся неквалифицированным специалистом, то гайки болтов крепления головки могли быть затянуты недостаточно хорошо либо со значительным перекосом. Если ремонт автомобиля осуществляется своими силами, то перед установкой головки блока цилиндров следует ознакомиться с рекомендации по затягиванию резьбовых соединений.
Причина разрыва прокладки блока цилиндров заключается в том, что при неправильной затяжке болтов этот элемент недостаточно плотно прилегает к металлическим поверхностям. Выхлопные газы, моторное масло или антифриз «находят» слабые места и прорывают их.
При длительной эксплуатации автомобиля следует также помнить о том, что через определенное количество километров пробега требуется подтяжка болтов ГБЦ. Эту процедуру также следует выполнять с учетом максимального усилия и в правильной последовательности. Часто бывает так, что повело головку блока цилиндров только потому, что болты неравномерно были затянуты различным моментом. Если изменение геометрии этой детали не определить вовремя, то прокладка ГБЦ будет постоянно прогорать из-за неравномерного прилегания параллельных плоскостей.
Пробило прокладку ГБЦ? Причина в некачественном материале
Если пробило прокладку под головкой, то, возможно, причиной разгерметизации изделия является некачественный материал. При покупке новой детали следует обязательно осмотреть её поверхность. Если будут обнаружены следы ржавчины, локального истончения или царапины, то от покупки следует отказаться. Неправильное хранение может стать причиной невозможности использовать изделие, поэтому транспортировку изделия желательно осуществлять завернутым в бумажный материал в горизонтальном положении, при этом должны быть исключена вероятность физического воздействия на запчасть.
Технический изъян может быть заложен еще на стадии производства изделия. Например, фирмы, выпускающая прокладки ГБЦ, в целях экономии денег могут использовать недостаточно прочные или термоустойчивые материалы. Произведенные по такой «технологии» запчасти будут постоянно пробивать, вне зависимости от условий эксплуатации автомобиля.
Если в очередной раз пробило прокладку, то следует сменить производителя изделия, либо проверить не поведенная ли головка блока установлена на автомобиль. Оптимальным решением проблемы будет являться приобретение оригинальной запасной части у производителя автомобиля. Даже если стоимость детали будет в несколько раз превышать цену прокладки на местном рынке автозапчастей, рекомендуется отдать предпочтение именно такому изделию, чтобы надолго забыть о необходимости ремонтировать двигатель.
Дополнительные причины
Кроме перечисленных причин выхода из строя прокладки ГБЦ целостность изделия может быть нарушена по причине выполнение ремонта двигателя внутреннего сгорания неквалифицированными специалистами. Нарушения последовательности затяжки болтов ГБЦ является лишь частным случаем. Прокладка может быть установлена в неправильном положении либо использовано неподходящее по размеру изделие (например, может применяться по ошибке запчасть для форсированного двигателя, у которого внутренний диаметр цилиндра немного больше, чем у стоковой модели).
Повреждения прокладки во время установки также не редкость. При этом могут отсутствовать видимые разрывы материала, но даже небольшие вмятины и микротрещины станут хорошим основанием для образования прогара или пробоя прокладки под давлением выхлопных газов.
Не всегда погрешности в ремонте двигателя, приводящие к выходу из строя прокладки ГБЦ могут быть допущены при выполнении ремонтных работ в области блока цилиндров и головки. Например, при настройке работы масляной магистрали неопытный мастер может чрезмерно затянуть перепускной клапан масляного насоса, наличие которого позволяет избежать повышение давления смазочной жидкости выше заданных пределов. В результате, прокладку может прорвать в месте прохождения масла между блоком и головкой.
Существенное смещение момента зажигания может привести к взрывной разгерметизации камеры сгорания. Учитывая тот факт, что цилиндры изготавливаются с высокопрочного металлического сплава довольно большой толщины, слабым звеном может оказаться прокладка ГБЦ.
Как проверить прокладку ГБЦ
Проверить прокладку ГБЦ на исправность можно в условиях гаража и, в большинстве случаев, без привлечения дополнительной рабочей силы. Для этой цели не потребуется использовать сложные инструменты и оборудование. Специальных знаний также не требуется, но необходима внимательность, ведь только при правильном следовании пошаговым инструкциям можно корректно оценить состояние детали, лишь незначительная часть которой может быть исследована визуально.
Среди наиболее информативных методов выявления утечки выхлопных газов через прокладку в каналы системы охлаждения, являются:
Также может быть подвергнута различным испытаниям головка блоков цилиндров, если перед установкой этой детали есть подозрение на образование микротрещин. Более подробно данные методы обнаружения неисправностей будут изложены далее.
Как определить пробитую прокладку ГБЦ с помощью перчатки, пакета или воздушного шара
Проверка прокладки ГБЦ может осуществляться и использованием подручных средств. Наиболее простым способом определения негерметичности является использование воздушного шара, перчатки или пакета. Обязательным условием успешности диагностического исследования является полная герметичность перечисленных предметов. Работа выполняется в такой последовательности:
Если после запуска мотора шарик или иной предмет, установленный на горловину расширительного бачка, начнет увеличиваться в объеме, то это будет говорить о том, что выхлопные газы поступают в систему охлаждения из камеры сгорания.
Данный способ диагностики позволяет определить пробой прокладки только в случае, когда разгерметизация будет располагаться в местах примыкания системы охлаждения к цилиндру.
Как понять, что пробита прокладка ГБЦ с помощью бутылки
С помощью бутылки также можно обнаружить наличие выхлопных газов в системе охлаждения автомобиля. Для выполнения диагностической операции следует подготовить прозрачную емкость, наполненную на 2/3 водой. Затем следует изготовить деревянную затычку для расширительного бачка, с помощью которой можно плотно закрыть горловину. В середине самодельной пробки необходимо сделать отверстие дрелью. Диаметр сверла следует подобрать таким образом, чтобы внутри затычки шланг помещался с небольшим натягом. Плотное прилегание внешней поверхности к горловине также является залогом успешного диагностирования.
Проверка пробоя прокладки с помощью бутылки осуществляется в такой последовательности:
Если произошел пробой прокладки в месте нахождения металлической окантовки цилиндров, то попадающие в систему охлаждения газы будут поступать в расширительный бачок, а затем по шлангу в бутылку с водой. Выделение пузырьков из трубки однозначно укажет на прогар внутренней детали двигателя.
Проверка на микротрещины
Часто симптомы, появляющиеся при прогаре прокладки ГБЦ, идентичны ситуациям, когда в головке блока цилиндров появляются микротрещины. Если не проверить эту деталь на герметичность, то заменой прокладки невозможно будет избавиться от технических проблем.
Проверять наличие трещин ГБЦ можно различными способами, большая часть которых доступна каждому владельцу автомобиля. Наиболее информативными методами диагностиками является использование жидкости, магнитного порошка и воздуха под давлением.
Магнитно-порошковая проверка
Данный метод отлично подходит для выявления незначительных по размеру трещин, которые бывает сложно определить на глаз. Для выполнения работы следует заготовить порошок из ферромагнетика. Также понадобятся мощные магниты. Диагностика заключается в размещение магнитов со всех сторон головки блока цилиндров, с последующим рассыпанием на ее поверхности ферромагнетика. Порошок начнет притягиваться к магнитам, поэтому будет находить ближайший путь, который лежит через трещины в материале. По скоплению металлической стружки получится точно определить наличие места разгерметизации.
С помощью жидкости
Для визуального определения трещин можно использовать специальную красящую жидкость. Прежде чем приступить к нанесению диагностического состава на головку блока цилиндров, ее поверхность следует тщательно вымыть ацетоном или бензином. Далее работа выполняется в такой последовательности:
При наличии трещин головки блока цилиндров их можно будет легко обнаружить по цветным полосам на поверхности.
Проверка под давлением
Проверка головки блока под давлением может осуществляться двумя способами: с погружением в воду и без погружения. Проведение диагностической операции с помещением ГБЦ в емкость с жидкостью осуществляется в такой последовательности:
Выделение пузырьков на поверхности головки блока цилиндров укажет на наличие негерметичности системы охлаждения.
Аналогичным образом можно провести проверку ГБЦ, но без погружения в жидкость. Достаточно обработать поверхность головки мыльным раствором и подать давление внутрь изделия, чтобы по образовавшимся пузырькам определить место локализации разлома металла.
Что делать при пробитии прокладки ГБЦ
Если повреждена главная прокладка в машине, то лучше воздержаться от дальнейшего использования транспортного средства. При эксплуатации машины возможны сильные и частые перегревы мотора, повышенный износ трущихся деталей, увеличение расхода топлива и нестабильная работа автомобиля. В ситуации, когда поломка была обнаружена в гараже можно приступить к немедленному устранению неисправности. Если прогорела прокладка ГБЦ в пути, то ехать далее не следует.
При подозрении на пробитие прокладки в систему охлаждения рекомендуется как можно скорее слить часть антифриза таким образом, чтобы его уровень оказался ниже неисправной детали. Таким образом удастся избежать утечки жидкости в цилиндры и в масляный поддон.
При недостаточном уровне знаний и опыта, замену прокладки ГБЦ лучше доверить профессионалам. Следует заранее договориться со специалистами о времени, когда можно посетить мастерскую. В автосервис транспортное средство следует доставить на эвакуаторе.
Какая прокладка ГБЦ лучше. Правила выбора
От качества материала и соблюдения технологии изготовления детали, будет зависеть продолжительность эксплуатации прокладки головки блока цилиндров. Учитывая сложность операции по замене изделия и высокой вероятности повреждения других деталей двигателя при пробое, запчасть для замены следует подбирать наиболее тщательно. Прокладка ГБЦ может быть изготовлена из металла, асбеста и паронита. Каждый материал имеет свои преимущества и недостатки, поэтому владельцу автомобиля следует подробно изучить свойство каждой разновидности.
Металлические прокладки ГБЦ
ГБЦ прокладки могут быть полностью изготовлены из металла. Преимущество такого изделия в высокой прочности. К сожалению, такие изделия не лишены недостатков. Металл невозможно сжать таким же образом, как другие материалы, поэтому при наличии на блоке цилиндров или на головке глубоких царапин, по ним может происходить выделение газа, масла или охлаждающей жидкости между полостями.
Асбестовые прокладки ГБЦ
Асбестовые прокладка головки блока цилиндров отлично вжимаются в металл с обеих сторон, что позволяет получить идеальные характеристики герметичности. Материал обладает отличными показателями температурной устойчивости и мало изменяется в размерах при нагревании, но его прочность относительно невелика. У этого типа прокладок ГБЦ вокруг цилиндра имеется тонкая металлическая окантовка, которая чаще всего прогорает.
Безасбестовые прокладки головки блока цилиндров
Асбестовые прокладки ГБЦ постепенно вытесняются более современными изделиями из композитных материалов. Преимущество этого материала заключается в отсутствии усадки в процессе эксплуатации, хорошему прилеганию к металлическим поверхностям, возможности выдерживать повышенное давления и температуру.
При выборе новой прокладки ГБЦ после шлифовки головки блока важным критерием является толщина изделия. Вне зависимости от материала, из которого изготовлена деталь, чем большее количество металла было снято при выполнении работ, тем большая высота должна быть у устанавливаемого изделия.
Прокладка ГБЦ является важнейшей деталью двигателя внутреннего сгорания. Своевременная замена детали при прогорании позволит использовать автомобиль сразу после ремонта, но только при условии, что использовалась качественная запчасть, а работа была доверена квалифицированному мастеру.