Проказа что за болезнь король иерусалима
История Балдуина IV – прокаженного «короля без лица», который побеждал даже лежа
Королей во все времена называли солнцеликими и подданные должны были хорошо знать своего монарха в лицо. Но есть в истории исключение – лицо короля Иерусалима Балдуина IV без маски видели единицы самых приближенных. Для своего народа он стал «королем без лица» – справедливым, отважным и бесконечно несчастным. Трагедия короля заключалась в его болезни – с детских лет он страдал от проказы, болезни, делающей человека безобразным отщепенцем.
Балдуин IV – один из самых удивительных правителей в истории. С самого начала жизни его преследовали трагедии и неудачи, но он не только смог стать королем, но и остался в памяти как любимый всеми монарх, защитник своего народа, полководец и настоящий герой.
Король Балдуин IV родился в 1165 году в Иерусалиме, в семье короля Иерусалимского королевства Амори I и королевы Агнесс де Куртене. Единственный сын был любимчиком своего отца – король уделял немало времени воспитанию сына и даже лично учил его премудростям боя на мечах, стрельбе из лука и верховой езде.
Амори I восхищало то, как Балдуин, будучи совсем еще ребенком, стойко переносит удары деревянного меча, падения с лошади и прочие неприятности. Но к 9 годам тайна нечувствительности королевича к боли была раскрыта – придворные врачи диагностировали у мальчика проказу, первым симптомом которой становится потеря чувствительности.
Проказа, или как ее сейчас называют лепра – это тяжеля хроническая болезнь, вызываемая микобактериями Mycobacterium leprae. Она поражает весь организм, начиная от кожных покровов, и заканчивая нервной системой, сосудами и костной тканью. Прокаженный буквально гниет заживо, постепенно теряя человеческий вид, а затем зрение, слух и, на последней стадии, конечности.
Ученый Гийом Тирский осматривает руки Балдуина, пораженные проказой
Даже сегодня проказа тяжело поддается лечению, а в Средние века такой диагноз становился для человека приговором. Больного проказой изгоняли из общества, перед этим проводя жуткий обряд похорон заживо. Больного наряжали в саван, укладывали в гроб и отпевали. Затем его лицо навсегда закрывали капюшоном балахона а на шею вешали колокольчик.
Прокаженный имел право жить вдали от людей, на пустошах или в специально отведенных местах – лепрозориях. Когда изгой шел по дороге, звон его колокольчика предупреждал встречных о том, что приближается больной и все в ужасе разбегались. Точно такая судьба могла ожидать и юного наследника престола, если бы не заступничество могущественного рыцарского ордена.
Отпевание больного проказой. Средневековая миниатюра
Христианские воины-монахи знали об этом не понаслышке, так как это был единственный рыцарский орден, принимавший в свои ряды больных проказой. Рыцари, десятилетиями сражавшиеся в Святой Земле и лечившие пилигримов и воинов, немало знали о болезни и они оказались правы – никто в окружении Балдуина не заболел страшной болезнью.
Рыцари ордена Святого Лазаря
Мальчику было разрешено остаться в обществе, но в целях безопасности его обязали носить длинные плотные одеяния, закрывающие все тело и маску, прячущую лицо, разрушаемое недугом. Когда Балдуину было всего 13, его отец умер и мальчик стал королем Иерусалима.
Стоит отдельно рассказать о королевстве, которое досталось юному монарху. За 75 лет до его коронации французские рыцари, в ходе Первого крестового похода, взяли штурмом принадлежавший тогда мусульманам Иерусалим и основали Иерусалимское королевство. Но сарацины не хотели мириться с потерей, так как в городе находились не только христианские святыни, но и священные для ислама места.
Во времена короля Балдуина IV город жил под постоянной грозой со стороны могущественного султана Саладина, который поклялся освободить Иерусалим от иноверцев. В такое непростое время корона увенчала голову ребенка, еще и неизлечимо больного. Но болезнь не стала помехой юному королю для выполнения его обязанностей, а наоборот, организовала его и сделала целеустремленным и деятельным.
Султан Саладин. Рисунок из книги 15 века
Балдуин хорошо понимал, что дни его сочтены и старался сделать как можно больше для своего королевства. У него не было жены и любовниц, он не убивал время на охотах и бесконечных рыцарских турнирах – все свои силы молодой король тратил на укрепление и защиту своего королевства.
Со своим главным врагом Саладином Балдуин столкнулся в первые же год своего правления. Войско под предводительством 13-летнего короля неожиданно осадило Дамаск и вынудило войско султана бежать из Алеппо. С этого момента почти вся короткая жизнь «короля без лица» проходила в военных походах.
Войско Саладина в несколько раз превосходило армию Иерусалимского королевства, но это не мешало Балдуину IV разбить мусульман в битве при Монжизаре в 1177 году. Это была эпоха, когда короли сражались во главе своего войска и Балдуин не был исключением. Несмотря на то что болезнь поразила одну из рук монарха и ему было трудно держать поводья, 16-летний полководец всегда был в самой гуще сражения.
Битва при Монжизаре. Художник Шарль Филипп Ларивьер. В центре на носилках Балдуин IV
10 апреля 1179 года, во время боя с племянником Саладина в Баниаском лесу, Балдуин упал с коня и испуганное шумом животное убежало. Только вмешательство коннетабля (маршала) Онфруа II спасло королю жизнь, но сам преданный офицер погиб. Враг, уже почти праздновавший победу, снова был разбит.
После этого случая король отправлялся в бой уже на носилках, но неизменно требовал нести его в самые опасные места. Пример короля в маске вдохновлял его воинов на подвиги. Сам Саладин отзывался о своем юном противнике с большим уважением и говорил: «Пока этот мальчишка в Иерусалиме, город не падет».
Дошло до того, что Саладин, некогда внушавший страх и почтение всему Ближнему Востоку, был вынужден искать примирения с «мальчишкой». Балдуин IV, заставивший врага просить мира, стал настоящим национальным героем. Юный герой мог победить сарацин, но одолеть свою болезнь он был не в силах. К 1183 году король полностью ослеп и потерял возможность ходить.
Балдуин IV передает корону своему племяннику Балдуину V
Он был вынужден передать бразды правления регенту – Ги де Лузиньяну, мужу своей сестры, который, как считал больной король, сможет достойно продолжить его дело.В ноябре 1183 года Саладин вероломно нарушил перемирие, длившееся два года и осадил крепость Керак, в которой в этот момент праздновала свадьбу вторая сестра Балдуина.
Нерешительный Ги де Лузиньян не смог организовать защиту крепости и прикованному к постели королю пришлось снова вести войско. Балдуин IV во главе боевого отряда срочно выдвинулся из Иерусалима на помощь защитникам Керака, при этом короля уже везли на походной койке, привязанной между двух лошадей. И нова герой одержал победу, заставив Саладина бежать.
Но умирающий король не был рад победе – он мог бы пленить султана, если бы Ги де Лузиньян не оказался тряпкой. Регент был разжалован, а наследником назначили племянника и тезку короля – Балдуина де Монферрата. Череда потрясений доконала короля и 16 марта 1185 года он умер. Ему было всего 24 года, но за свой недолгий век он успел одержать немало побед и укрепить свое королевство.
Похороны Балдуина IV, миниатюра 15 века
К сожалению, Балдуин V, когда-то названный в честь героического дяди, не унаследовал его отвагу, решительность и мудрость. Он, опираясь на регента Раймунда II, вяло оборонялся от атак Саладина, предпочитая стремительным ударам оборону и маневры. В итоге, всего через два года после смерти отважного «короля без лица», султан взял Иерусалим и история королевства закончилась навсегда.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Прокаженные короли: 5 правителей, которые были больны лепрой
У Борхеса есть замечательный рассказ «Хаким из Мерва, красильщик в маске», рассказывающий о прокаженном пророке, который стал лидером восстания и провозгласил себя халифом. Его участь была печальна: собственные сподвижники проткнули его копьями, узнав, что под священной маской прячется больной лепрой.
Зная о том, как в Средние века относились к прокаженным, как их изгоняли из общества и отпевали заживо как «заранее мертвых», кажется, что судьба Хакима из Мерва — единственный возможный исход для правителя, которого поразила эта ужасная болезнь. Но история говорит иначе и преподносит нам множество примеров того, как прокаженные правители — князья, короли и даже императоры — оставались на троне, нередко заслуживая любовь подданных, которые уважали их несмотря на обезображенную внешность.
Балдуин IV Иерусалимский
Прокаженный король-крестоносец
Балдуин IV — самый знаменитый из всех прокаженных в мировой истории. Он был королем-крестоносцем, правителем Иерусалимского королевства, и вы наверняка помните его по эпической драме Ридли Скотта «Царство Небесное». Мистическая фигура воина в серебряной маске — это именно он.
Воспитателем Балдуина был поистине великий человек — знаменитый историк, крестоносец, эрудит и острослов Гийом Тирский. Именно он первым заметил у воспитанника первые признаки лепры. Дети при дворе любили щипаться во время своих игр, и будущий король с легкостью переносил боль, в чем другие придворные видели проявление мужества. Лишь умудренный Гийом с прискорбием осознал, что потеря кожной чувствительности — ничто иное, как первая стадия проказы.
Балдуин IV выкупил из мусульманского плена прославленного полководца Рено де Шатильона, бывшего, кроме прочего, родственником византийского императора. Отдав грандиозную сумму в 120 000 золотых, уже слабеющий Балдуин надеялся на то, что великий воин поведет его армию на Египет и поможет договориться с Византией. Но Рено де Шатильон умер вскоре после освобождения, и Балдуин попытался победить сарацин силами своего небольшого королевства.
Балдуин IV отчаянно сражался с мусульманами, был дважды тяжело ранен в бою и дважды спасен своими верными рыцарями. Но одного лишь религиозного пыла не хватило — без активной поддержки Византии у короля-крестоносца не было шансов. Его побед — и военных и дипломатических — едва хватало на то, чтобы сдерживать паритет и не давать Саладину захватить Иерусалим.
Во всех его действиях видна поспешность, прокаженный король Иерусалима жил каждый день как последний и стремился захватить Ближний Восток, даже понимая, что это было невозможно. Его грандиозные планы окончательно потерпели крах, когда в 24 года он умер от лепры — это было началом падения Иерусалимского королевства.
Секелету
Одиозный африканский король, который «лечился» марихуаной и пивом
Секелету был вождем некогда великого, но погрязшего в лени и алчности племени Макололо, которое захватило обширные земли Баротсиленда (современная Замбия). Описания этого правителя оставил нам великий путешественник и миссионер XIX века Дэвид Ливингстон.
Секелету, как и Балдуин Иерусалимский, заразился лепрой в раннем возрасте, еще будучи юношей. Так что все свое правление он провел в закрытом дворце, куда почти не было доступа простым подданным. Из-за этого в народе ходили слухи об ужасном уродстве правителя, однако прибывший в столицу племени Макололо Ливингстон обнаружил, что болезнь лишь слегка затронула лицо Секелету.
Впрочем, король имел представление о том, к чему ведет проказа —ей был болен его дядя. Поэтому он активно искал лекарей по всей Африке. Ливингстон воспользовался этим и предложил помощь в обмен на разрешение свободно проповедовать в этих землях. Британцы попытались излечить Секелету раствором ляписа (нитрата серебра): болезнь слегка отступила, но излечения добиться не удалось. А пока шло лечение и Ливингстон жил при короле и делал заметки:
«Болезнь Секелету повлекла за собой ряд бедствий. Считая, что его околдовали, он заподозрил ряд самых своих высокопоставленных сановников и предал некоторых из них, вместе с их семьями, смерти; другие бежали к отдаленным племенам и жили в изгнании. Вождь заперся у себя и не допускал к себе никого, кроме своего дяди Мамире… Страна страдала, и великая держава Себитуане разваливалась на части… Секелету не продолжал мудрой политики своего отца, который обращался с покоренными племенами так же, как со своими собственными макололо».
Правление Секелету было несчастливым для его страны. Он был довольно ловким политиком и умелым интриганом, но плохим королем. Засухи и голод поразили его страну, пока сам он тратил огромные деньги на заморские удовольствия: арабских и португальских коней, консервированные фрукты и пиво.
Кроме того, Секелету, как и большинство его соплеменников-макололо, пребывал в полной уверенности в том, что он, как победитель, просто обязан проводить свою жизнь праздности и удовольствиях. Катаясь на лошадях, попивая пиво и ежедневно накуриваясь индийской коноплей, Секелету пытался отвлечься от своего недуга. И раболепные лекари с радостью потакали ему, говоря, что бханг в сочетании с пивом — само по себе прекрасное лекарство от проказы.
Лечение ляписом также не дало особых результатов, и Ливингстон со своими товарищами отправился дальше, в самую глубь Черной Африки. А Секелету позже показал свое истинное лицо: когда следующие за Ливингстоном христианские миссионеры прибыли ко двору, король Баротсиленда угостил их отравленной говядиной, из-за которой восемь из двенадцати путешественников погибли. После смерти самого Секелету власть племени макололо пала, и контроль над этими землями вернули себе народы, жившие здесь ранее.
Отани Ёсицугу
Прокаженный самурай
Отани Ёсицугу — один из самых ярких участников битвы при Сэкигахаре. Это было грандиозное сражение, самое масштабное и, возможно, значимое в истории Японии; в нем приняли участие более 160 тысяч воинов. Именно в этой битве будущий сегун Токугава Иэясу победил своих последних оппонентов, и тем самым положил начало новой эре в истории страны. Тогда на поле боя схлестнулись так называемая «Восточная коалиция» (сторонники Токугавы) и «Западная коалиция», чьим лидером был Исида Мицунари.
Прокаженный самурай Отани Ёсицугу изначально выступал за Токугаву, но Мицунари был его другом, так что Ёсицугу перешел на его сторону, хотя прекрасно понимал, что «Западная коалиция» обречена на поражение. Существует полулегендарная история о том, как однажды, когда оба были совсем молоды, Ёсицугу был приглашен на чайную церемонию. Уже тогда он был поражен болезнью и, отпив из общей пиалы, оставил в ней гной со своих губ. Никто из присутствующих не рискнул отпить после него, хотя того требовал обычай. Однако Мицунари принял чашу и выпил чай как ни в чем ни бывало. После этого юноши подружились и оставались друзьями до самой смерти. Отани Ёсицугу просто не мог отказать единственному человеку, который не отвернулся от него в молодости.
Ёсицугу был прекрасным воином, мастером копья и при этом лояльным офицером и хорошим стратегом. В эпоху гражданских войн, Сэнгоку, эти черты позволили ему поднялся от простого самурая до дайме, то есть князя. Ёсицугу, как и его друг Мицунари, служил прославленному полководцу Тоётоми Хидэёси, объединившему под своей властью некогда раздробленную Японию. Хидэёси сам происходил из крестьян и прекрасно знал цену верности и уму, так что даже прокаженный Отани Ёсицугу получил возможность проявить себя. Продвигаясь по службе, он получил почетный титул «Гёбу-сёю», или «Младший советник по наказаниям» — в его обязанности входило подавление восстаний, и он отлично справлялся.
Существует легенда о том, что Отани Ёсицугу заразился проказой во время подавления мятежа в Осаке, во время которого он лично зарубил тысячу человек. И якобы нечистая кровь прокаженных крестьян, попавшая в его собственные раны, принесла заразу. Согласно другой легенде, он носил белую маску, чтобы скрывать следы своего недуга, за что получил прозвище «Хакуто» — «Белое лицо». Как нетрудно заметить, почти вся жизнь этого человека — сплошные легенды и романтические домыслы. Реальных фактов о его биографии практически не сохранилось.
Известно, что уже будучи серьезно больным и потерявшим способность сражаться, он создал для своего княжества хороший флот и даже стал прекрасным флотоводцем, чем заслужил еще большее уважение Тоётоми Хидэёси. Верность прокаженного воина подняла его высоко: когда началась война против Кореи, именно он и его друг, Мицунари, были назначены военачальниками, ответственными за вторжение.
Кстати, прославленный мастер катаны Миямото Мусаси, автор «Книги пяти колец», также сражался на стороне Мицунари и лишь чудом избежал казни:
Яшоварман I
Император Кхмерской империи, чья жизнь стала притчей
Император Яшоварман I запомнился подданным как великий строитель и реформатор. Он правил кхмерской империей в X веке, и за свое двадцатилетнее правление построил сотню буддийских монастырей и храмов, а также успешно перенес столицу, что в условиях тропиков потребовало больших трудов и от народа, и от правительства.
Однако в историю Яшоварман вошел как «Прокаженный король». А его болезнь народное сознание восприняло как своего рода элемент притчи, которая разворачивалась прямо на глазах подданных. Дело в том, что отец Яшовармана, Индраварман I, провозгласил монархов кхмерской империи богами. Словно в отместку за это, «настоящие» боги поразили его сына лепрой, чтобы никто не усомнился в том, что он — всего лишь человек. По крайней мере, так это восприняли люди его эпохи.
Сейчас статую, изображающую «Прокаженного короля», можно увидеть на королевской площади Ангкор Тома, последней столицы кхмерской империи. Формально она изображает индуистское божество смерти, Яму. Но из-за того, что статуя со временем местами покрылась мхом, ее начали воспринимать как изображение прокаженного, якобы сам Яшоварман I проявился в ней. Впрочем, не исключено, что ее изначально с него и делали, и это был портрет монарха.
Генрих VII Гогенштауфен, король Германии
Сын императора, кутила и предатель
Отец Генриха, Фридрих II, был простым королем Сицилийского королевства, но сумел победить почти всех своих оппонентов и занять трон Священной Римской империи. Он участвовал в шестом крестовом походе, был трижды отлучен от церкви, сажал еретиков на кол и написал трактат «Искусство охоты с птицами» на латинском языке. Это был достойный сын XIII века.
В общем, Фридрих был чертовски занятым человеком, и его наследник, Генрих, был с детства предоставлен сам себе. Учебе он предпочитал пьяные кутежи, а воинские тренировки променял на упражнения в борделе. Неудивительно, что когда отец оставил его за короля Германии (в составе Священной Римской империи), Генрих VII справлялся не лучшим образом. Он пошел против политики империи, которая делала упор на лояльных князей, и искал себе союзников среди вольных городов. Последние отвечали ему заверениями в лояльности (как оказалось, пустыми), а вот могущественные князья остались крайне недовольны и отвернулись от Генриха.
Отношения между отцом-императором и его сыном-королем портились с каждым годом. В какой-то момент Генрих решил, что его несомненное влияние и власть так велики, что он способен успешно выступить против родителя и сам занять трон императора. Затея оказалась провальной: практически все союзники, которые сами же подговаривали его на мятеж, в последний момент отказали в помощи. Генрих VII остался ни с чем и покорно пошел к отцу на поклон.
Остаток жизни Генрих провел в заточении, мотаясь от замка к замку. Он был старшим сыном императора, но тот по какой-то причине отказывался простить его и передать титул по наследству. Лишь в 1999 году стала известна настоящая причина, по которой Генрих VII никогда не смог бы стать главой Священной Римской империи и последние годы жил изгоем.
Проведенные исследования его останков дали понять, что последние десятилетия своей жизни король Германии был болен проказой и, скорее всего, она и стала причиной его смерти в 1242 году.
Живые мертвецы Почему прокаженных считали чудовищами и как мир победил страшную болезнь
Проказа оставила глубокий след в истории и культуре человечества. До сих пор прокаженные воспринимаются как люди, которые несут в себе угрозу и от которых нужно держаться подальше. В прошлом болезнь была очень распространенной, и единственным эффективным средством контроля служило изгнание больных из общества, что до сих пор практикуется в некоторых странах. «Лента.ру» рассказывает о лепре, которая стала бичом Европы еще до чумы и холеры и продолжает терроризировать бедные слои населения, несмотря на усилия международных организаций здравоохранения.
Заразное уродство
Лепра по сравнению с холерой и чумой — тихая и скрытая болезнь. После заражения может пройти десять или даже двадцать лет, прежде чем возникнут первые симптомы. Сначала на коже появляются нечувствительные к боли пятна, руки и ноги начинают неметь. Очень важно как можно быстрее начать лечение, ведь через несколько месяцев после того, как болезнь проявила себя, возникает необратимое повреждение периферических нервов. Человек теряет контроль над мышцами и оказывается парализованным. Но еще раньше организм атакуют вторичные инфекции, поражающие глаза, кожу, слизистые оболочки и суставные хрящи в кистях и стопах. Пальцы деформируются и укорачиваются из-за отмирания фаланг, черты лица искажаются, образуются трофические язвы.
Сам по себе возбудитель проказы — микобактерия Mycobacterium leprae — не является смертоносным убийцей, как чумная палочка или холерный вибрион. Это облигатный паразит, не способный жить вне клеток человека, поэтому в его интересах не убивать хозяина быстро. Но он разрушает первичный защитный барьер организма, делая человека уязвимым ко многим другим патогенам. Вторичные инфекции — основная причина смерти больных лепрой.
Пораженные участки кожи
Человек с лепрой становится разносчиком микобактерий, заражая других людей. В группу риска входят жители бедных стран, страдающие от недоедания и сниженного иммунитета. Хотя до сих пор не совсем понятно, как M. leprae проникает в организм, считается, что заражение происходит через верхние дыхательные пути. Сейчас известно, что однократный тесный контакт с заболевшим лепрой, например, рукопожатие или нахождение рядом с инфицированным, редко приводит к заражению. M. leprae не передается половым путем и не проникает в нерожденного ребенка, если носителем является беременная женщина.
Из глубин веков
Лепра — одно из древнейших заболеваний, которое было известно в древнем Китае, Индии, Египте, Греции и Риме. Первые упоминания о ней датируются 600 годом до нашей эры. В то же время с проказой часто путали другие грибковые заболевания кожи. Само слово «лепра» происходит от древнегреческого Λέπος, что значит «чешуя», и буквально переводится как «болезнь, которая делает кожу чешуйчатой». Это слово использовалось для обозначения любой кожной болезни, приводящей к шелушению, однако затем закрепилось за проказой.
До появления современной медицины в Африке и Евразии был распространен грибок трихофитон Trichophyton schoenleinii, вызывающий фавус, или паршу, при которой на коже образуется твердая корка. Больные фавусом или псориазом также объявлялись прокаженными, изгонялись из общества или попадали в лепрозории. Иногда с проказой путали и сифилис.
В Средние века, в XI веке, в Европе разгорелась крупная эпидемия проказы. Среди экспертов пока еще не сложилась единая картина, откуда взялась болезнь. Многие специалисты считают, что причиной вспышки стали крестовые походы, в результате которых M. leprae прибыла в Европу из Палестины. В Англию лепра могла попасть с викингами, которые привозили с континента мех зараженных белок. Согласно альтернативной гипотезе, проказа возникла в самой Европе и существовала несколько тысяч лет. В любом случае болезнь широко распространилась в XII-XIV веках, в XVI веке достигла пика, а после этого неожиданно отступила, превратившись в «забытую болезнь». Сейчас она встречается лишь в бедных странах.
Вечные изгои
Средневековая эпидемия привела к появлению лепрозориев — лечебных и изоляционных центров для ухода за больными. Лепрозории стали главным способом сдерживания болезни. Проказа была настолько распространена, что в некоторых регионах поразила около трех процентов населения. Естественно, всех больных лепрозории вместить не могли, поэтому зачастую прокаженных объявляли «неприкасаемыми», их заставляли надевать узнаваемую закрытую одежду и носить с собой колокольчики, которые своим звоном предупреждали остальных о приближении больного.
Изображение больного проказой
Популярные в то время мифы о лепре делали болезнь страшнее, чем она есть. Считалось, что проказа — это божественное наказание, а значит, больной несет в себе зло, грешен и способен навредить окружающим. Зараженные воспринимались обществом как проклятые и нечистые духом, их изгоняли из города, а диагностикой и «лечением» занимались эксперты по грехам — священники.
Лепра накладывала на людей клеймо проклятья, их считали почти что мертвецами и устраивали им «живые» похороны, после чего навсегда изгоняли из общества. Также известны случаи расправы над больными, когда прокаженных заживо закапывали в землю, сжигали на кострах подобно колдунам, сбрасывали в ущелья или топили.
Лепрозории создавались при монастырях, где больные могли чувствовать себя в относительной безопасности, а здоровые граждане чувствовали облегчение из-за того, что прокаженные держались от них подальше. К XIII веку в Европе появилось до двадцати тысяч лепрозориев, в том числе больницы при Ордене Святого Лазаря, позднее названные лазаретами.
Борьба с проклятьем
Хотя лепрозории в какой-то мере ограничивали распространение болезни, главной причиной окончания эпидемии, как продемонстрировали недавние исследования, стала выработка у населения Европы устойчивости. Реконструкция генома микобактерии показала, что возбудитель проказы генетически почти не изменился, и современные штаммы идентичны древним. Это означает, что эпидемия закончилась не потому, что как-то изменился сам патоген. Высокая распространенность лепры привела к тому, что среди европейцев все чаще появлялись невосприимчивые к болезни люди. На это повлиял естественный отбор, в том числе пожизненная социальная изоляция заболевших, которые теряли возможность продолжить свой род.
Прорыв в понимании болезни был сделан в XIX веке, когда норвежский врач Герхард Хансен открыл истинного виновника проказы — M. leprae. Он показал, что болезнь не передавалась по наследству, как считали некоторые его коллеги. Хансен продемонстрировал, что изоляция больных имела строгое научное обоснование: болезнь вызывалась микроорганизмами, которые могли передаваться от человека к человеку. По рекомендациям врача в Норвегии больным запретили свободное передвижение по стране, они обязаны были находиться в изоляции в больницах или сидеть дома. Такие меры показали высокую эффективность, ведь в итоге заболеваемость проказой резко упала. Норвежский опыт затем переняли другие европейские страны.
Эффективного лечения проказы не было вплоть до 1940-х годов, когда был синтезирован промин — на тот момент единственный известный препарат, обладающий бактерицидной активностью против M. leprae. Однако уже в 60-х годах микобактерии выработали к нему устойчивость, поэтому врачи перешли на другие соединения: клофазимин и рифампицин. Затем врачи стали использовать все три препарата в качестве комбинированной терапии, что позволило предотвратить появление устойчивых штаммов бактерии.
Сейчас во всем мире фиксируется около 200 тысяч случаев проказы в год, однако при своевременной диагностике болезнь полностью излечима. Несмотря на международные меры по профилактике, лечению и просвещению, проблема стигматизации больных остается острой в развивающихся странах, где проказа все еще распространена и часто встречается среди бедных и маргинализованных групп населения.
Во многих частях мира до сих пор царят народные верования и религиозные трактовки болезней, что объясняется низким уровнем образования. В Бразилии верят, что проказа связана с сексуальной распущенностью, а болезнь послана как наказание за грехи и моральные проступки. В Индии прокаженных приравнивают к касте неприкасаемых, и этот статус сохраняется даже после того, как человек излечился. В результате заболевшие лепрой становятся изгоями, они теряют работу и дом, их выгоняют из семьи. Оправданный страх остаться в одиночестве затрудняет диагностику и раннее лечение проказы, и это одно из объяснений, почему человечеству до сих пор не удается окончательно победить болезнь.