Произнести шахаду что это
Самые прекрасные слова
Ислам
Столпы Ислама
Ислам имеет пять столпов:
1. Произнесение формулы шахады.
2. Совершение пятикратного намаза в сутки.
3. Выплата закята с имущества.
4. Соблюдение поста в месяце Рамазан.
5. Совершение хаджа теми, кто имеет для этого возможность и состояние.
Произнесение формулы шахады
Что такое шахада?
Шахада – это формула принятия Единобожия, то есть свидетельствования, что нет ничего достойного поклонения, кроме Одного Единого Бога – Аллаха, и что Мухаммад (мир ему и благословение) – Его пророк и посланник, посланный Им к народу, чтобы научить их истинной религии.
Смысл шахады
«Ашхаду алля иляха илля ллах ва ашхаду анна Мухаммадан расулюллах».
Ашхаду – я свидетельствую, будучи абсолютно убеждённым, без тени сомнения и без принуждения, алля иляха – что нет ничего достойного поклонения, илля ллах– кроме Аллаха, у которого нет ни временных, ни пространственных ограничений, не нуждающегося ни в ком и ни в чём, не похожего ни на кого и ни на что, которому нет подобных, Всемогущего, Всезнающего, Всевидящего, Всеслышащего Творца и Управителя всего сущего, по воле которого происходит всё, против воли которого не происходит ничего, который по Своей милости отправил пророков к человечеству для наставления людей на путь истины и который является Властелином Судного дня, когда решается судьба каждого в вечной жизни. Ва ашхаду – и я еще раз свидетельствую, будучи абсолютно убеждённым, без тени сомнения и без принуждения, анна Мухаммадан– поистине, Мухаммад, отцом которого является Абдуллах, а матерью – Аминат, из племени Курайш, из рода Хашима, рождённый в Мекке и похороненный в Медине, расулюллах – Посланник Аллаха, посланный Им к людям, чтобы научить их истинной религии.
Кем является тот, кто произносит шахаду языком, но отвергает её сердцем?
Если прочитать шахаду, зная её смысл, то прочитавший его по Шариату считается мусульманином. Тот же, кто читает шахаду, а сердцем не уверует в это, является мунафиком (лицемером). Если такой человек умрёт, не покаявшись, то будет вечно находиться в самой низкой ступени Ада.
Какой смысл вбирает в себя первая часть шахады?
Первая часть шахады, то есть выражение «Ашхаду алля иляха илля ллах», содержит в себе всю информацию, касающуюся веры в Аллаха. В неё входят все двадцать обязательно присущих Всевышнему Аллаху атрибутов (сифатов), девяносто девять Его прекраснейших имён-эпитетов, а также убеждение, что только Он обладает всеми абсолютными совершенствами, поэтому только Он достоин поклонения, и лишь Ему необходимо поклоняться, то есть только Его предписания мы должны соблюдать. Всевышний Аллах чист от всех недостойных и неприсущих Ему качеств.
Какой смысл вбирает в себя вторая часть шахады?
Вторая часть шахады – «ва ашхаду анна Мухаммадан расулюллах» – включает в себя признание языком и подтверждение сердцем истинности всего, что довёл до людей Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) от Всевышнего Аллаха. В частности, истинность всего, что имеет отношение к шести столпам веры, пяти столпам Ислама, а также истинность содержимого Корана и хадисов. Следовательно, вера не считается действительной без убеждённости во второй части шахады.
По материалам книги «Основы религии и жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в вопросах и ответах». Издание 2-е, исправленное и дополненное. Махачкала, 2009.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Шахада
Слова шахады: перевод, смысл и условия правильности
Шахада является первым и основным из пяти столпов Ислама. С арабского языка ее значение переводится как «свидетельство». Слова шахады произносятся новообращенными при принятии Ислама, а также каждым мусульманином минимум раз в жизни. Говорить их надо вслух, правильно и целенаправленно, с ясным пониманием смысла и принятием сердцем.
Произнесение шахады
Шахада — это основное условие для принятия Ислама. Оно заключается в признании единственности Аллаха, а также пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Произносить слова надо на арабском.
Текст шахады на арабском
أَشْهَدُ اأَلاّ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Текст шахады транскрипция
Ашхаду алля иляяhа илляЛлаh. Уа ашхаду анна Мухаммадар-расуулюллаh.
Текст шахады на русском
Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха. И свидетельствую, что Мухаммад — Его посланник.
Как правильно произносить шахаду на арабском: аудиофайл
Наличие свидетелей не является условием имана (веры). Произнесение слов шахады при свидетелях нужно чтобы потом можно было судить о человеке как о муслиме. В случае джаназа, наследства или никаха. Однако, перед Господом человек уже становится мусульманином, даже если никто не слышал, как он сказал эти слова. Произнеся текст шахады о принятии ислама на русском, с искренностью и пониманием смысла, также можно стать муслимом.
Смысл шахады
Перед тем как произносить шахаду, необходимо понять ее смысл. Слово шахада — это существительное, происходящее от глагола «шахида», означающего «он наблюдал, был свидетелем или свидетельствовал». Человек, дающий показания, называется шахид, с ударением на первом слоге. Шахада объединяет эти два действия – быть свидетелем и свидетельствовать. То есть убедиться и признать самому, а затем быть свидетелем, передающим свое убеждение другим.
Что значат слова шахады на русском? Это утверждение того, что поклоняться нельзя никому кроме Аллаха. Так как только Он достоин этого и нет кроме него другого божества. А также признание Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) тем, кто передал людям послание от Создателя, Его пророком.
Значение слов шахады
Слова «ля иляха» означают «нет божества». Они являются отрицанием возможности поклонения чему-либо, кроме Аллаха. «ИллялЛах» переводятся «кроме Аллаха» — это бесспорное утверждение, что Аллах тот, кому следует поклоняться.
Итак, текст шахады включает отрицание и утверждение. Подтверждение есть в священном Коране.
«Поклоняйтесь Аллаху, и не придавайте Ему сотоварищей». [4: 36]
«И помните, когда Ибрагим сказал своему отцу и народу: «я не имею отношения к тому чему вы поклоняетесь, кроме Того, кто создал меня и ведет прямым путем». [43:26-27]
Как видно из аятов Корана, свидетельство веры заключается в признании Аллаха тем, кому должны поклоняться и отрицании приобщения к нему других объектов поклонения.
В те времена, когда наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) занимался призывом курайшитов Мекки к Исламу, большинство из них признавали Аллаха творцом всего сущего. Но поклонялись и другим богам, устанавливая в своих домах и храмах идолов. Когда им было сказано: «Ля Иляха илляллах» (никто не имеет права быть почитаемым, кроме Аллаха), они возгордились и сказали: “Неужели мы должны оставить поклонение нашим богам ради сумасшедшего поэта?” [37:35-36]. Они думали, что есть много богов, которым нужно поклоняться, не отрицая при этом могущество Аллаха.
Из этого становится понятно, что такое шахада в Исламе.
Недостаточно просто верить в существование Аллаха. Необходимо признать Его единственным божеством и понимать, что недопустимо поклоняться ничему кроме Него.
Условия шахады
Также условия шахады касаются и второй ее части – это признание пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
Чтобы стать мусульманином, необходимо произнести слова свидетельства веры с соблюдением всех перечисленных условий на арабском языке. Это первое условие веры. Тем, кто не знает пока арабского, текст шахады поможет выучить транскрипция на русском.
Еще раз для закрепления.
Текст шахады на арабском
Транскрипция: Ашхаду алля иляяhа илляЛлаh. Уа ашхаду анна Мухаммадар-расуулюллаh.
Смысловой перевод: Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха. И свидетельствую, что Мухаммад — Его посланник.
Хочешь помочь сайту?
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Шахада
Мусульмане используют шахаду в своей жизни во многих ситуациях, и она является частью почти всех исламских молитв. Для человека, который принимает ислам, главным условием является произнесение шахады.
Перевод шахады
Смысл шахады в переводе с арабского языка на русский кратко означает: «Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха». Более развернуто смысл шахады в своей транскрипции и переводе звучит как: «Я свидетельствую, зная, будучи абсолютно убеждённым, что нет иного Божества, достойного поклонения, кроме единственного Бога — Аллаха; я, также зная и будучи абсолютно убеждённым, свидетельствую, что поистине Мухаммад ибн Абдуллах из рода Хашима (мир ему и благословение Аллаха) — Его раб и Посланник, посланный Им ко всему человечеству, чтобы научить людей истинной религии».
Перевод слова «Илях» («илах»)
Слово «илях» (илах), которое используется в тексте шахады, имеет значение «божество» или «бог», но также в семантическом ядре этого слова заложены такие понятия, как «тот, которому поклоняются» и «объект поклонения». Эта особенность слова часто становится причиной дискуссий среди переводчиков.
Шахада шиитов
Есть различия между суннитской и шиитской шахадой: шииты добавляют к ней слова «ва ‘Алийюн Валийю л-Лах», в которых говорится об Али ибн Абу Талибе, который был для шиитов Первым праведным халифом и первым шиитским имамом. В переводе это добавление в шиизме означает: «… и Али — друг Аллаха».
Однако сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ никогда не говорили подобных вставок, считая Али одним из праведных и почетных мусульман из рода Пророка ﷺ, никоим образом не возвеличивая его над остальными близкими сподвижниками, среди которых был и Абу Бакр ас-Сыддик, и Умар ибн аль-Хаттаб и Усман ибн Афван и многие другие праведные друзья и спутники Мухаммада ﷺ.
Условия произнесения шахады
Просто произнести шахаду будет недостаточно. Чтобы свидетельство Единобожия принесло произносящему его пользу перед Аллахом, следует соблюсти семь условий:
Шахада как символ веры
Изначально шахада была молитвенным и различительным возгласом, который отличал первых мусульман от многобожников язычников, а также представителей другой веры.
Шахада на пути Аллаха
Мусульман, которые погибали на поле боя, также называли шахидами, и причины такой практики разъяснял в своей работе под названием «Китаб аль-маджму» Ан-Навави. Называя людей, погибших за веру Аллаха, шахидами, указывают на то, что сам Всевышний свидетельствует о том, что души этих людей попадут в Рай, а также ангелы, забирая души их, свидетельствуют о том, что они погибли смертью мучеников. Тот факт, что эти люди погибли во время боя, пролили свою кровь, указывает на то, что они погибли во имя своей искренней веры в Аллаха. Эти люди относятся к числу тех, кто будет над своими общинами свидетельствовать, а душа их увидит Рай и будет свидетельствовать о нем.
Также к категории шахидов относятся мусульмане, которые погибли защищая свою честь и достоинство, имущество, жен и детей или других мусульман, к категории шахидов меньше степени относятся праведные мусульмане, которые умерли от болезней живота, под завалами или утонувших в воде.
Шахада как свидетельство
Если свидетельство произнесено по сговору и содержит ложное свидетельство, то некоторые мусульманские мазхабы расценивают и наказывают за это как за клятвопреступление, а другие наказывают тем наказанием, которое было вменено обвиненному ложно.
В мусульманских странах, где действует шариатская судебная система, шахада является самым важным способом установить истину. Абу Юсуф, ханафитский богослов, подробно изложил в своих сочинениях порядок принесения такого свидетельства.
Произнесение шахады как часть принятия ислама
По исламу, именно после того, как человек произнес шахаду с искренностью в сердце в Божественном Присутствии, он становится мусульманином. С этого момента человек должен соблюдать постановления и правила шариата и Сунны Пророка Аллаха Мохаммеда ﷺ, если он с ними знаком, а если не знает их, то должен следовать принципам мира и рациональности, а также начать изучение Ислама и его основ и обязанностей мусульманина.
Если же ислам принимает христианин, то некоторые европейские мечети рекомендуют в момент произнесения шахады также произнести свидетельство о пророческой миссии Иисуса.
Как принять ислам?
Для того, чтобы человеку принять ислам, ему необходимо произнести с убежденностью в сердце слова шахады. Наличие свидетелей не является условием, хотя желательно, чтобы при принятии ислама присутствовали мусульмане, которые могли бы засвидетельствовать перед другими мусульманами о новом брате или сестре по вере, а также поздравить новообращенного мусульманина, дать ему советы относительно религии и дальнейших шагов и поддержать его на пути новой веры.
Послушать как читать шахаду правильно можно ниже, в транскрипции на русский язык она звучит так: «ашхаду алля иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадар расулю Ллах» (не будет ошибкой сказать «. Мухаммадун расулюЛлах)
Также в шахаду добавляют слово «абдуху», что переводится как «Его раб», то есть «Раб Аллаха», тогда текст шахады звучит так: «Ашхаду алля иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюху» / «Я свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник».
Шахада в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ
В своем труде «Два свидетельства, их смысл и то, чего требует каждое из них» шейх Абдуллах ибн Абд ар-Рахман ибн Джибрин, который является действительным членом комитета по созданию фетв в Саудовской Аравии, отмечает, что в хадисах Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ есть многие указания на то, какое важное значение для верующих имеет шахада. По словам Посланника Аллаха Мухаммада ﷺ, тех, кто произнес свидетельство, Всевышний введет в рай по их делам. Также в хадисе Бухари, переданном от Анаса ибн Малика, упоминается, что Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ говорил, что любого, кто произнес свидетельство, Аллах непременно удалит от Ада.
Шахада на государственных символах
На флагах некоторых стран и территорий можно увидеть свидетельство веры. Символ шахады использовался с восемнадцатого века последователями имама Абд аль-Ваххаба, с 1902 года к этому флагу был добавлен еще и меч по приказу основателя Саудовской Аравии Аль-Сауда.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Шахада — свидетельство таухида
أَشْهَدُ اأَلاّ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Слова свидетельства таухида, посредством которых человек входит в Ислам, имеют смысл: «Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха».
Произнося шахаду, мусульманин заключает со своим Господом договор, который он обязан выполнять всю оставшуюся жизнь.
Важно знать, что первая часть свидетельства — لا إله إلا الله — подразумевает, что человек уже познал своего Господа, поскольку, произнося его, человек упоминает имя Аллаха и должен знать Кто это.
Также в шахаде присутствует слово «илях», что подразумевает знание человеком что такое «объект поклонение» (ма’буд) и что такое «поклонение» (ибада).
Если человек произносит свидетельство, не зная и не понимая всего этого, то такое свидетельство не будет действительным!
Обязанность знания смысла свидетельства таухида
Знать смысл шахады является обязательным для каждого мусульманина, на что указывают аяты:
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ
«Знай же, что нет божества (объекта поклонения), кроме Аллаха» (47:19)
وَلَا يَمْلِكُ الَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِهِ الشَّفَاعَةَ إِلَّا مَن شَهِدَ بِالْحَقِّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ
«Те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют заступничеством. Заступаться (в Судный День) будут только за тех, которые осознанно засвидетельствовали истину» (43:86)
Также посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ مَاتَ وَهُوَ يَعْلَمُ أَنَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ دَخَلَ الْجَنَّةَ
« Кто умер, зная, что нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха — тот войдет в Рай » (Муслим 26).
Осознанно произнося свидетельство, мусульмане обязуются перед Аллахом поклоняться только Ему Одному, усердствуя в этом своими душами и имуществом, а Аллах обещает им взамен ввести их в Рай.
Так, Аллах говорит в Кур’ане:
إِنَّ اللَّهَ اشْتَرَى مِنَ الْمُؤْمِنِينَ أَنفُسَهُمْ وَأَمْوَالَهُم بِأَنَّ لَهُمُ الْجَنَّةَ
«Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай» (9:111)
Предмет этой клятвы заключен в аяте:
شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Аллах засвидетельствовал, что нет божества (истинного объекта для поклонения), кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого» (3:18)
Также сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
« (Однажды) к пророку ﷺ пришёл какой-то человек и спросил: «О посланник Аллаха, каковы две причины, (которые неизбежно приводят к определённым следствиям)?»
مَنْ مَاتَ لاَ يُشْرِكُ بِاللَّهِ شَيْئًا دَخَلَ الْجَنَّةَ ، وَمَنْ مَاتَ يُشْرِكُ بِاللَّهِ شَيْئًا دَخَلَ النَّارَ
«Тот, кто умрёт, не поклонявшись наряду с Аллахом ничему иному — войдёт в Рай, а тот, кто умрёт, поклонявшись наряду с Ним чему бы то ни было — войдёт в Огонь» » (Муслим 93).
Смысл слова «илях»
В свидетельстве таухида «ля иляха илля лЛах», слово — إله — «илях» означает «объект поклонения».
Многие ошибочно полагают, что смысл слова «илях» в шахаде ограничивается смыслом «Господь», и таким образом свидетельство таухида якобы имеет смысл «Нет Господа, кроме Аллаха». Безусловно, это утверждение — верное, однако оно не является полноценным, поскольку слово «илях» обладает значительно более широким смыслом, который необходимо понимать.
Так, мушрики времен пророка знали, что Аллах является единственным Господом, но при этом отказывались произнести шахаду, прекрасно понимая, что она несет гораздо более глубокий смысл.
Доказательством на это являются аяты:
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ فَأَنَّى يُؤْفَكُونَ
«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!» (43:87)
قُلْ مَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَمَّن يَمْلِكُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَمَن يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ وَمَن يُدَبِّرُ الْأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللَّهُ فَقُلْ أَفَلَا تَتَّقُونَ
«Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»» (10:31)
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّن نَّزَّلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ مِن بَعْدِ مَوْتِهَا لَيَقُولُنَّ اللَّهُ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ
«Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?», — они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!». Но большинство их не разумеет» (29:63)
Из этих аятов мы видим, что мушрики признавали Господство Аллаха, но при этом отказывались оставить поклонение наряду с Ним своим идолам, как об этом передает их слова Господь Миров:
أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ
«Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это — нечто удивительное!» (38:5)
Таково положение мушриков всех времен и всех народов, как об этом сказал Аллах:
وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُم بِاللَّهِ إِلَّا وَهُم مُّشْرِكُونَ
«Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (12:106)
Давайте же коротко поговорим о полноценном смысле слова «илях», без которого невозможно правильно понять суть шахады: لا إله إلا الله ⠀
1-ое слово لا = ЛЯ = “нет”
3-е слово إلا = ИЛЛЯ = “кроме”
4-ое слово الله = АЛЛАХ = имя собственное нашего Господа.
Эти слова понимает каждый человек, однако 2-ое слово — إله = ИЛЯХ — требует дополнительного разъяснения.
Суть шахады такова, что Аллах – этой мой «илях» и нет у меня другого «иляха», кроме Аллаха.
Получается, что шахада включает в себя две обязательные вещи: человек должен считать Аллаха своим «иляхом», и при этом не считать «иляхом» никого более.
Слово إله — «илях» имеет смысл: «Тот, кому поклоняются» или «объект поклонения».
Аятов, указывающих на этот смысл слова «илях» в Кур’ане великое множество. Вот лишь некоторые из них:
وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَٰقَ بَنِىٓ إِسْرَٰٓءِيلَ لَا تَعْبُدُونَ إِلَّا ٱللَّهَ
«Вот Мы заключили завет с сынами Исраиля: вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха» (2:83)
وَٱعْبُدُواْ ٱللَّهَ وَلَا تُشْرِكُواْ بِهِۦ شَيْـًٔا
«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей» (4:36)
أَئِنَّكُمْ لَتَشْهَدُونَ أَنَّ مَعَ ٱللَّهِ ءَالِهَةً أُخْرَىٰ ۚ قُل لَّآ أَشْهَدُ ۚ قُلْ إِنَّمَا هُوَ إِلَٰهٌ وَٰحِدٌ وَإِنَّنِى بَرِىٓءٌ مِّمَّا تُشْرِكُونَ
«Неужели вы свидетельствуете, что кроме Аллаха есть другие боги (иляхи)?» Скажи: «Я не свидетельствую». Скажи: «Есть только один Бог (илях), и, поистине, я не причастен к тому, что вы придаёте [Ему] сотоварищей» (6:19)
Именно к поклонению только Аллаху и никому кроме Него призвали все пророки, как об этом говорит Господь Миров:
لَقَدْ أَرْسَلْنَا نُوحًا إِلَىٰ قَوْمِهِۦ فَقَالَ يَٰقَوْمِ ٱعْبُدُواْ ٱللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُۥٓ إِنِّىٓ أَخَافُ عَلَيْكُمْ عَذَابَ يَوْمٍ عَظِيمٍ
«Воистину, Мы послали Нуха к его народу и он сказал: «О мой народ, поклоняйтесь Аллаху — нет у вас другого бога (иляха), кроме Него. Я боюсь, что вас постигнут мучения в великий день»» (7:59)
وَإِلَىٰ عَادٍ أَخَاهُمْ هُودًا ۗ قَالَ يَٰقَوْمِ ٱعْبُدُواْ ٱللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُۥٓ ۚ أَفَلَا تَتَّقُونَ
«[Мы отправили] к адитам их брата Худа. Он сказал: «О мой народ, поклоняйтесь Аллаху — нет у вас другого бога (иляха), кроме Него. Неужели вы не будете богобоязненны?»» (7:65)
وَإِلَىٰ ثَمُودَ أَخَاهُمْ صَٰلِحًا ۗ قَالَ يَٰقَوْمِ ٱعْبُدُواْ ٱللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُۥ
«[Мы отправили] к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ, поклоняйтесь Аллаху — нет у вас другого бога (иляха), кроме Него»» (7:73)
وَإِلَىٰ مَدْيَنَ أَخَاهُمْ شُعَيْبًا ۗ قَالَ يَٰقَوْمِ ٱعْبُدُواْ ٱللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُۥ
«[Мы отправили] к мадианитам их брата Шу‘айба. Он сказал: «О мой народ, поклоняйтесь Аллаху — нет у вас другого бога (иляха), кроме Него»» (7:85)
В итоге получается, что произнося свидетельство, мусульманин тем самым заявляет, что только Аллах имеет право на поклонение и только Ему он будет поклоняться, не поклоняясь никому более.
К чему обязывает вторая часть свидетельства таухида?
Суть слов — محمد رسول الله — «Мухаммад – посланник Аллаха» заключается в следующем:
1) Мы должны признать то, что Мухаммад ﷺ является доводом для нас. Всё, что он сделал или сказал о религии — он сделал в соответствии с Откровением от Аллаха.
وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى
إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى
«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему Откровение» (53:3-4)
Поэтому те люди, которые не признают хадисы и говорят что им достаточно Кур’ана — не выполняют тем самым 2-ую часть свидетельства. Эти люди думают, что Мухаммад ﷺ был подобен почтальону, который принес нам Кур’ан и ушел. Но это не так, потому что он был посланником Аллаха!
Он разъяснял нам Кур’ан и действовал по нему, поэтому в словах и действиях пророка — доказательство для нас. Пока человек не признает этого, он не станет верующим.
2) Религия Мухаммада ﷺ — Ислам. И только Ислам является единственной истинной религией.
إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللَّهِ الْإِسْلَامُ
«Воистину, религией у Аллаха является Ислам» (3:19)
وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85)
Поэтому, если человек допускает, что помимо Ислама может существовать и другая правильная религия, такой не является верующим.
وَقَالُوا كُونُوا هُودًا أَوْ نَصَارَى تَهْتَدُوا قُلْ بَلْ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ
«Они сказали: «Обратитесь в иудаизм или христианство, и вы последуете прямым путем». Скажи: «Нет, в религию Ибрахима, который был ханифом и не был одним из многобожников»» (2:135)
Ибрахим, мир ему, отрекся от ширка и мушриков. А ведь Ибрахим исповедовал ту же самую религию, что и Мухаммад ﷺ, о чём многократно говорится в Кур’ане.
3) Мы обязаны считать, что Мухаммад ﷺ является идеалом и примером для всех людей.
لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا
«В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21)
4) Мы должны быть убеждены, что Мухаммад ﷺ является великим имамом и нашим единственным путеводителем.
Если мы имеем с одной стороны слова или действие пророка ﷺ а с другой стороны — слова или действие любого другого человека, кем бы он ни был, то мы обязаны принимать довод от пророка. Если же мы предпочитаем слова или дела какого-либо другого человека, то тем самым мы не соблюдаем смысл свидетельства таухида.
اتَّبِعُوا مَا أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلَا تَتَّبِعُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ
«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками (аулия), помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (7:3)
Если человек говорит «ля иляха илля лЛах», но при этом совершает ширк, то его свидетельство будет недействительным. Точно так же если человек говорит «Мухаммад — посланник Аллаха», но при этом предпочитает слова или действия кого-то другого, то его свидетельство точно так же разрушается.
«Мухаммад — посланник Аллаха» — это не просто слова! В них также заключен глубокий смысл. Если человек нарушает эту часть свидетельства, то непременно попадает в заблуждения — таклид, различные нововведения и так далее.
Ещё одним непременным следствием второй части шахады является то, что после Аллаха мы больше всех должны любить Его посланника ﷺ.
Так, передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:
لاَ يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ وَالِدِهِ وَوَلَدِهِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ
« Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще » (Бухари 15).