Попразднство что это означает
Православная Жизнь
Ясность в систему церковных праздников вносит иеромонах Назарий (Омельяненко), преподаватель литургики КДА.
– Отче, существует два годовых круга праздников: Месяцеслов и Триодь (Триодный цикл). Охарактеризуйте, пожалуйста, каждый из этих кругов.
– Да, действительно, в Православной Церкви существует два цикла Месяцеслова и Триоди. Это связано с тем, что одни праздники являются подвижными и отмечаются по лунному календарю, а другие – неподвижными и соотносятся с солнечным календарем.
Центром подвижных праздников является Пасха. Она определяет сроки всех других праздников: за 11 недель до Светлого воскресенья начинается Постная Триодь, в которую входит период подготовительных недель, Великого поста и Страстной седмицы. Цветная Триодь начинается на Пасху и длится на протяжении 9 недель.
Месяцеслов содержит непереходящие праздники и начинается, согласно Типикону, 1 сентября по старому стилю. Богослужение Месяцеслова совершается по книге Минея месячная.
– Что нам говорит Типикон о великих праздниках Месяцеслова? Какие праздники можно отнести к великим?
– В Месяцеслове мы находим 9 двунадесятых праздников (Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Богородицы, Преображение Господне, Успение Богородицы), 5 великих (Покров Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи).
– Какой первый, а какой последний великий праздник в церковном кругу?
– Центральным праздником в церковном году, безусловно, является Пасха. Святитель Григорий Богослов говорит, что Светлое Воскресенье настолько выше других праздников, насколько солнце светит ярче звезд. Понятия последнего, заключительного или самого маленького праздника в православии нет.
– Что такое предпразднство и попразднство?
– Двунадесятые и некоторые великие праздники имеют периоды предпразднства и попразднства. Их цель – сначала духовно и богослужебно подготовить христианина к празднику, а потом дать ему возможность на протяжении нескольких дней самостоятельно осмыслить важность празднуемого события. Для каждого праздника эти периоды имеют определенное количество дней. Самое длинное попразднство у Пасхи. Оно длится 39 дней, на протяжении которых поются пасхальные песнопения за богослужением.
– Какие еще существуют типы праздников?
– Помимо вышеуказанных праздников в Церкви есть каждодневные почтения памяти святых. Днем памяти является день кончины праведника. В зависимости от почитания народом святого богослужение может быть высшего знака или низшего (согласно Уставу Православной Церкви, существует 5 типов богослужений: всенощное бдение двунадесятых и великих праздников, всенощное бдение дней памяти святых, полиелей, славословие, шестеричная служба и рядовая или без знака).
– Курс, предмет которого изучение системы праздников, называется литургика. Что означает это слово?
– Литургика – это наука о богослужении Православной Церкви. Слово, производное от «литургия» (от греч. «общее дело»), поскольку именно литургия является центром всего христианского богослужения. А наука, занимающаяся изучением праздников, именуется эортологией.
Предпразднство, попразднство и отдание праздника — что это?
Большие церковные праздники, как Пасха, Рождество Христово и другие (в Церковной терминологии она называются двунадесятые и великие) не проходят в богослужебной жизни Церкви за один день. Верующие сначала готовятся в к празднику и некоторое время вспоминают о нем.
Предпразднество
Предпразднство «перед праздником» — день или несколько дней перед большим или двунадесятым праздником. В это время на богослужениях начинают читать молитвы, посвященные этому событию.
Попразднество
Попразднство «после праздника» — период, когда Церковь на богослужениях продолжает вспоминать прошедший праздник. Длится от одного до нескольких дней.
Отдание праздника
Отдание праздника — последний день периода попразднства. Богослужение на отдание праздника практически полностью совпадает с праздничным.
Преполовение Пятидесятницы (Троицы)
Преполовение Пятидесятницы (Троицы) — праздник, который Церковь вспоминает на половине пути от Пасхи до Троицы — на 25-й день (всего от Пасхи до Троицы — 50 дней). Он служит напоминаем Пасхальных событий и одновременно напоминает о приближении дня, когда Святой Дух сошел на апостолов — Пятидесятницы. Преполовение — один из древнейших христианских праздников. Его установили в конце IV века.
Комментировать
Все комментарии (2)
комментирует материал 26.05.2020 #
Комментарий удален модератором сообщества
Комментарий удален его автором
События и мнения
Деловой мир
Частные интересы
Авторы Гайдпарка
Арабские Эмираты отказались от покупки американских истребителей F-35
Семья и вроде даже нормальная
За год или два перед смертью
А нашему народу какая польза от трубы «Северный поток-2»?
Уникальный талант Гагик Сарибекович Олкинян
Была ли дружба народов в СССР?
Как не попасть в «чужую колею»
Почему все хотят от нас отделиться
Верите, что Юсаку Маэдзава доберётся до Луны?
Красавица и чудовище
О «бедном» либерале замолвим словечко
Мы в соцсетях
О Newsland
Пользователям
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
В соответствии с пользовательским соглашением редакция не несет ответственности за содержание материалов (новости, статьи, фото, видео, комментарии), которые размещают пользователи.
Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с редакцией и администрацией Newsland по вопросам контента и модерации.
Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.
Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.
Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти
Попразднство
Значение слова Попразднство по словарю Брокгауза и Ефрона:
Попразднство (церк.) — так называются дни, составляющие продолжение праздника. После многих праздников Господских и Богородичных П. состоит в том, что церковь прославляет участников события, воспоминаемого в день праздника. Так, после дня Рождества Богородицы совершается праздник в честь святых и праведных Иоакима и Анны, после Рождества Христова празднуется собор Богородицы, после Крещения Господня — собор св. пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, после Сретения Господня — память Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, после Благовещения Богородицы — собор архистратига Гавриила. Для П. праздников Господских и Богородичных, после которых нет воспоминания участников события (Воздвижение Креста Господня, Введение Пресв. Богородицы во храм, Преображение Господне), в Минее месячной находятся песни, вспоминающие и прославляющие событие праздника. Число дней П. простирается от одного до восьми, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. П. установлены церковью частью по примеру церкви ветхозаветной, которая имела приготовление к своим праздникам и заключение их (Лев. XXIII, 35 — 36; 1 Маккав. X, 34; Иоан. XI, 55), частью по примеру И. Христа, повелевшего уготовать вечерю и заключившего ее пением (Матф. XXVI, 19, 30). В IV в. П. были приняты преимущественно при главных праздниках — Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова. В последующее время П. умножаются; церковь, для большей тержественности, присоединяет их к другим великим праздникам. См. К. Никольский, «Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному уставу» (СПб., 1858); его же, «Пособие к изучению устава богослужения православной церкви» (СПб., 1888); П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890).
попразднство
Смотреть что такое «попразднство» в других словарях:
ПОПРАЗДНСТВО — (попразднество) (после праздника), дни после праздника (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ) церковного вплоть до его отдания (см. ОТДАНИЕ праздника), в богослужении (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве) которых (хотя и менее торжественном) используются… … Энциклопедический словарь
Попразднство — дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Попразднство имеют Пасха и двунадесятые (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) праздники. Попразднство Пасхи длится… … Православие. Словарь-справочник
Попразднство — (церк.) так называются дни, составляющие продолжение праздника. После многих праздников Господских и Богородичных П. состоит в том, что церковь прославляет участников события, воспоминаемого в день праздника. Так, после дня Рождества Богородицы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
попразднство — попр азднство, а (церк.) … Русский орфографический словарь
Попразднство — так наз. дни, составляющее продолжение праздника. После многих праздников Господних и Богородичных П. заключается в том, что церковь прославляет участников события, воспоминаемого в день праздника. Число дней П. простирается от 1 до 8,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
БЛАЖЕННЫ — [греч. μακαρισμοί], в литургической терминологии так называются евангельские заповеди блаженств (Мф 5. 3 12); этим словом также могут называться тропари на Б. припеваемые к евангельским стихам гимнографические тексты. Как самостоятельный… … Православная энциклопедия
ГОД ЦЕРКОВНЫЙ — система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Свящ. истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на нек… … Православная энциклопедия
Октава (литургика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Октава (значения). Октава (лат. octava восьмая), в христианском богослужении, в литургическом календаре: день, отстоящий от праздника 7 дней (соответственно, приходящийся на тот же день… … Википедия
ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ — [греч. ᾿Ιωσὴφ ὁ ὑμνογράφος] († ок. 886), прп. (пам. 4 апр.; пам. греч. 3 апр.). Житие И. П. было написано иером. Феофаном, учеником святого, сменившим его на посту игумена к польского монастыря ап. Варфоломея. Его отождествление с сицилийцем… … Православная энциклопедия
Великие праздники — в православии к ним относится Пасха, все двунадесятые а также некоторые другие праздники. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. Перечень великих праздников Пасха (переходящий) самый главный праздник; в каноне праздника … Википедия
Попразднство
Правосла́вные пра́здники — общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному [1] богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви.
В праздники Типикон предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в христианстве можно полагать все дни, в которые Богослужебный устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме будничных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.
Содержание
История
Церковь рассматривает праздники как Божественное установление (Быт. 2:3, Исх. 20:8-11).
В Новом Завете празднование субботы уступает свою славу дню воскресному. Правило 29-е Лаодикийского Собора (ок. 364) гласит:
Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день:
а день воскресный преимущественно праздновати,
аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие:
да будут анафема от Христа.
Классификация
Следующая таблица поясняет иерархию праздников в православном богослужении:
Пасха
Пасха — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств». Перед Пасхой происходит самая напряжённая подготовка, и продолжается этот праздник дольше всех. Он переходящий, или подвижный, т.е., каждый год меняются дни его празднования.
Великие праздники
Великими называются значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относятся все двунадесятые праздники, а также некоторые другие (в Русской православной церкви — пять). В Типиконе, в Минеях и в Следованной Псалтири отмечаются знаком красного креста в круге .
Двунадесятые праздники
Двунадесятые праздники могут быть господскими (владычными) и богородичными.
В порядке их следования в течение церковного года, который начинается 1 (14) сентября [4] :
Современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.
Недвунадесятые великие праздники
Кроме двунадесятых праздников, к великим относятся [7] :
Кроме того, в дониконовских (и в современных старообрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.
Богослужебные особенности великих праздников
Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются, причём приоритет отдаётся воскресной службе.
Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене, в отличие от средних праздников.
Пасха, двунадесятые праздники и некоторые другие (например, Преполовение) имеют предпразднство, попразднство и отдание.
Средние праздники
Средние праздники установлены в честь нерукотворного образа Иисуса Христа, икон Божией Матери, Небесных Сил бесплотных (ангелов) и святых. Могут быть бденными (со всенощным бдением), более торжественными, и полиелейными (с полиелеем). Их количество точно не определено. Согласно Типикону (Уставу), средние праздники со всенощным бдением (в некоторых случаях бдение по желанию настоятеля) совершаются в честь [12] :
Малые праздники
В православной церкви фактически в каждый день есть несколько малых праздников: в каждый день года чествуется больше или меньше прославленных Церковью святых, и каждый день недели отмечен малым праздником.
Праздники преимущественно Русской православной церкви
Особенности в синодальный период
В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года) заносились следующие виды особых праздников: