Прохождение гто автомобиля что это
Все-таки проходить техосмотр или нет? 15 самых важных вопросов и ответов
Систему техосмотра ждут глобальные изменения: часть процедур для обязательной проверки планируют сократить, а сам техосмотр в МВД вообще предлагают сделать добровольным. Многие водители уже сейчас решили, что получать диагностическую карту им не обязательно, тем более, что ОСАГО теперь можно оформить без нее. А еще якобы что-то меняется с 1 октября 2021 года. Объясняем, кому все-таки нужно проходить техосмотр, для кого есть исключения и есть ли наказание за его отсутствие.
1. У меня новый автомобиль. Мне нужно проходить техосмотр?
Нет. Легковые автомобили младше четырех лет полностью освобождены от прохождения техосмотра. Ранее льготный период составлял три года — столько дилеры обычно выделяют на гарантийное обслуживание автомобилей. Но недавние изменения в правила техосмотра позволили продлить возможность не ездить на государственный техосмотр. Согласно изменениям, не требуется прохождение технического осмотра в отношении легковых машин и грузовиков, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограммов, прицепов и полуприцепов, мототранспортных средств в первые 4 года, включая год выпуска. [1]
2. Возраст моей машины — от четырех до десяти лет. Как часто нужно приезжать на техосмотр?
Автомобили возрастом от четырех до десяти лет должны проходить техосмотр один раз в два года.
3. Моей машине больше десяти лет, когда мне надо проходить техосмотр?
4. Весной срок диагностических карт продляли. Моя еще действует? Как это понять?
С 1 марта 2021 г. заработали новые правила проведения техосмотра с учетом временных льгот. Диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлили на полгода, но на срок не менее, чем до 1 октября 2021 года. Получается, что если срок диагностической карты истекает 1 сентября 2021 года, к нему можно прибавить еще шесть месяцев — она будет актуальна до 1 марта 2022 года.
5. Что изменится в процедуре техосмотра с 1 октября 2021 года и есть ли смысл успеть его пройти до этой даты?
С 1 октября 2021 года ничего не меняется. Эта дата была дана как ориентир для продления срока действия диагностических карт — их срок действия продляли на срок не ранее, чем эта дата. Саму процедуру обязательно техосмотра усложнили с 1 марта, добавив фотофиксацию. Поэтому если срок диагностической карты истекает, то неважно, когда проходить техосмотр — сейчас или после 1 октября.
6. Мой легковой автомобиль зарегистрирован как такси. Льготы на меня распространяются?
Нет, все изменения касаются только автомобилей, которые физлица используют в личных целях. Владельцы автобусов и автомобилей такси не старше пяти лет должны проходить техосмотр раз в год, а если транспорту больше пяти лет — раз в полгода.
7. У меня есть диагностическая карта, но я внес изменения в конструкцию автомобиля. Карта еще действует?
Нет, при внесении любых изменений в конструкцию нужно сразу приезжать на техосмотр.
8. Я установил газобаллонное оборудование и все согласовал в испытательной лаборатории. Техосмотр все равно нужен?
Да, любое изменение, даже узаконенное, нужно проверить на техосмотре.
9. С какими недостатками я не пройду техосмотр? Как их самому проверить?
Все пункты для проверки потенциальных технических неисправностей на техосмотре содержатся в Техническом регламенте таможенного союза о безопасности транспортных средств.
В частности, специалисты проверяют тормозные шланги, подвеску, внутреннюю часть колес, целостность шин и дисков, герметичность выхлопной системы. Также специалисты осматривают само днище машины на наличие проблем с техническими жидкостями: нет ли течей или подтеканий из коробки передач, мотора и гидроусилителя руля. А также изучают, нет ли подозрительных запотеваний.
Мастера обязательно проверяют шины: на резине старше 10 лет ездить нельзя, даже если она все эти годы хранилась в гараже. Размерность шин должна соответствовать одобренным производителями параметрами — их прописывают на наклейках на внутренней части кузова.
При запуске мотора не должно высвечиваться никаких предупреждений и «лампочек», сигнализирующих о необходимости проверить какие-либо параметры и системы помощи водителю. Все штатные оборудование должно находиться на месте, а нештатное без проведения узаконенных изменений в конструкцию — снято.
Это касается в том числе навигаторов и креплений для них на лобовом стекле: они не должны перекрывать обзор. Не допускается наличия крупных трещин на лобовом стекле, которые мешают обзору водителя. Одна из основных проблем, из-за которых водители проваливают проверку — сбои в настройке работы фар. Со временем они сбиваются, и фары начинают светить чуть выше или ниже, чем нужно.
10. Можно ли пройти техосмотр с трещиной на лобовом стекле?
В район обзора водителя допускаются только мелкие сколы. С трещинами более 10 см в районе площади лобового стекла, которую покрывает «дворник» со стороны водителя, ездить нельзя. Если такая трещина с пассажирской стороны, то это не проблема.
11. Можно ли пройти техосмотр в другом регионе России?
Техосмотр можно пройти на любом пункте, который аккредитован при Российском союзе страховщиков. Полный реестр пунктов техосмотра есть на сайте РСА.
12. Можно ли пройти обязательный техосмотр у официального дилера?
Нет, официальные дилеры не оказывают таких услуг. Это связано с экономическими причинами: чтобы проводить такие проверки, нужно получить аккредитацию и разрешение от ряда ведомств. При этом стоимость услуги строго регламентирована в зависимости от региона и составляет в среднем 1 тыс. рублей. Дилеру такой заработок не интересен, особенно с учетом возможных штрафов за ошибки при проведении проверок.
13. Можно ли пройти техосмотр удаленно?
Нет, это незаконно. Все автомобили сейчас должны приезжать на пункты техосмотра. Эксперты их фотографируют, а данные вносят в электронную базу данных ЕАИС ТО, которую ведет МВД.
«В случае если диагностическая карта оформлена на транспортное средство, в отношении которого не проведен технический осмотр, то есть транспортное средство не предоставлялось на пункт техосмотра и не проверялось на нем, или же при проведении технического осмотра было выявлено несоответствие состояния автомобиля обязательным требованиям безопасности, такая диагностическая карта может быть аннулирована», — предупредили в Госавтоинспекции.
14. Что будет за отсутствие техосмотра?
Автомобилисту могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». Впрочем, на деле это сделать проблематично — диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД. А вот с 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будет действовать новый штраф в 2000 рублей. Такие изменения уже внесены в КоАП. Фиксацию такого нарушения планируют организовать при помощи дорожных камер. Предполагается, что штраф будет приходить раз в сутки.
15. Техосмотр отменят? Когда это станет понятно?
Отмена техосмотра для коммерческих перевозок даже не обсуждается. Что касается перевода техосмотра на добровольную основу для принадлежащих физлицам автомобилей, то это скорее всего все-таки произойдет. 14 сентября 2021 соответствующий законопроект от «Единой России» внесли на рассмотрение в Госдуму. Как сообщил секретарь Генсовета «Единой России» и первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, законопроект оперативно примут в новом созыве.
Как объяснили в пресс-службе партии, в случае с частным транспортом техосмотр будет необходим теперь только для автомобилей и мотоциклов старше четырех лет и только при соблюдении определенных условий:
В таком случае, если изменения одобрят, в обязательном порядке получать диагностическую карту придется только новому владельцу автомобиля после его покупки. И только в случае, если машина будет старше четырех лет.
Получается, что штраф в 2000 рублей за отсутствие техосмотра будут действовать только на новых собственников-физлиц, которые не пройдут техосмотр после покупки машины на вторичном рынке. Но только в тех случаях, если автомобиль окажется старше четырех лет. Отсутствие техосмотра камеры должны начать фиксировать с 1 марта 2022 года.
Бремя долгов. Ограничения на регистрацию автомобилей и как их снимать
В конце марта Drom.ru сделал еще один шаг в сторону честных сделок — подключил проверку достоверности основных данных об автомобиле через базу ГИБДД. В объявлении около поля VIN появилась иконка отчета ГИБДД. Полезно при выборе б/у автомобиля.
За два следующих месяца работы сервиса оказалось, что 7% машин в продаже находятся под тем или иным видом ограничения в регистрационных действиях, причем зачастую даже сам продавец об этом не знает. Большинство — из-за мелких штрафов и задолженностей. Мы решили составить список ограничений и инструкцию по их снятию. В целом, там все просто, но местами придется пособирать бумажки, чтобы доказать, что вы — не верблюд.
Основным нормативным актом, регулирующим понятие «ограничения» как стимула для неплательщика исполнить предписанное ему требование по оплате долгов, является Закон об исполнительном производстве № 229-ФЗ.
К этой мере прибегают при исполнении судебного акта о наложении ареста, при исполнении судебного акта о конфискации имущества или если нужно обеспечить сохранность имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации. Причем арестованное имущество может находиться как у самого должника, так и у третьих лиц. Об аресте водитель чаще всего узнает тогда, когда его машину останавливает сотрудник ГИБДД и проверяет судебный исполнитель. При задолженности более 3000 рублей и наличии постановления об аресте пристав имеет право изъять автомобиль и после заполнения всех необходимых документов отправить его на спецстоянку ответственного хранения.
Но гораздо чаще встречается запрет регистрационных действий в отношении транспортного средства, хотя прямого указания на такую меру воздействия в Законе нет. В исполнительных документах приставы ссылаются на ту же 80-ю статью, трактуя ограничение права пользования имуществом по аналогии с запретом регистрационных действий с недвижимостью, при котором собственник может только пользоваться автомобилем, но не может им распоряжаться.
Из-за отсутствия четко описанной нормы запрета на регистрацию часто происходит путаница в понятиях. Но для пользователей «Запрет на регистрационные действия», «Запрет на снятие с учета», «Запрет на регистрационные действия и прохождение ГТО» обозначает одно и то же: на владельце висят долги, и пока он их не погасит или не докажет их необоснованность, он ничего не сможет делать с автомобилем, кроме как управлять им и обслуживать.
Запрет на прохождение ГТО и утилизацию
Отдельно стоит рассмотреть запрет на прохождение государственного технического осмотра. Эту меру часто использовали приставы еще несколько лет назад по понятной логике — машины, как правило, меняют реже, чем проходят ТО, а значит, больше возможностей обеспечить исполнение исполнительного документа. Но без диагностической карты нельзя купить полис ОСАГО, следственно, автовладелец не сможет полноценно пользоваться имуществом и обеспечивать его безопасность для окружающих, что нарушает его права и обязанности. В судах было множество выигранных дел об отмене запрета прохождения техосмотра, и со временем приставы стали оставлять в своих постановлениях только запрет на регистрационные действия.
Из-за запрета регистрационных действий возникает невозможность утилизации автомобиля. Для этой процедуры нужно снять машину с учета, то есть внести изменения о собственнике, а ГИБДД этого сделать не может из-за запрета или ограничения регистрационных действий. Это касается любого автомобиля с запретом вне зависимости от его возраста и технического состояния.
Не нужно путать запрет на регистрационные действия и аннулирование (прекращение) регистрации транспортного средства. Если выясняется, что автомобиль был поставлен на учет по подложным документам, с измененными VIN или номерами агрегатов, находился в розыске, то его регистрация прекращается, документы и номера утилизируются либо объявляются в розыск. Исключением могут быть проблемные автомобили, с момента регистрации которых прошло более 5 лет. Если устранить причину прекращения регистрации или получить соответствующее решение суда, машину можно вновь поставить на учет с новыми номерами и документами.
Еще одно ограничение, которое не связано с автомобилем, но относится к водителям, это временные ограничения на пользование должником специальным правом (ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве). Это то самое «лишение прав», которое содержится в нескольких статьях 12 главы КоАП и может применяться в качестве наказания за серьезные нарушения ПДД, а также по ст. 17.17 Кодекса о нарушении этого запрета и как мера воздействия при невыплате алиментов. Помимо этого ограничение может быть наложено и за весь остальной спектр финансовых (сумма задолженности превышает 10 000 рублей) и неимущественных требований. За те же самые провинности может быть наложено ограничение на выезд должника из Российской Федерации. Причем развернуть его могут не только в аэропорту, но и на границе, до которой он доехал на машине. В 2016 году было наложено 2,3 млн таких ограничений.
Проверка наличия ограничений. Кто их вынес?
Для того, чтобы узнать причину появления запрета на регистрационные действия, нужно найти постановление судебных приставов или иных госорганов, в котором указана эта мера. Эту информацию (номер постановления и должностное лицо, его вынесшее) можно узнать, лично посетив МРЭО, при непосредственной попытке поставить машину на учет. Инспектор выдаст копию соответствующего постановления о наложении запретительной меры.
Но гораздо лучше заранее проверить статус транспортного средства на сайте ГИБДД. Для этого нужно выбрать в правом столбце пункт «Проверка автомобиля», в новом окне ввести VIN и внизу выбрать поле «Проверка наличия ограничений», запросить проверку и ввести цифровой код, подтверждающий, что вы не робот.
Если все в порядке, то появится надпись, что ограничения не найдены. Если же они есть, то появится окно, в котором будут указаны модель автомобиля, его год выпуска, дата наложения ограничения, регион, в котором это сделано, и самое важное — кто вынес ограничение и что оно из себя представляет.
Чаще всего это запрет регистрационных действий, наложенный судебным приставом. В этом случае нужно зайти на сайт Федеральной службы судебных приставов и проверить себя на наличие возбужденных исполнительных производств. Если дело найдено, то в нем указано, за какие долги возбуждено производство, а также данные пристава, с которым нужно обсуждать закрытие дела. Если же на вас ничего нет, то нужно вспомнить имена и даты рождения прежних владельцев автомобиля, поскольку из-за старых баз данных должниками числятся они, а запрет на регистрацию касается нового собственника, то есть вас.
Ограничение может быть наложено и другими органами: судами, таможней, следственными органами, органами соцзащиты и др. Для выяснения обстоятельств запрета нужно обращаться к ним.
Основания для возникновения ограничения
Штрафы
Самым популярным поводом для начала исполнительного производства являются неоплаченные штрафы за нарушения ПДД. По истечении 60 дней, установленных на оплату штрафа, у ГИБДД есть 10 дней на то, чтобы передать данные постановлений, по которым не была произведена оплата, в службу судебных приставов. У них же есть 2 года на возбуждение и исполнение исполнительного производства. В 2016 году таких дел было возбуждено 23,8 миллиона, а количество фактически исполненных постановлений о взыскании штрафов составило 17,4 млн.
Задолженности по транспортному налогу, квартплате или алиментам
Исполнительные производства с запретом регистрации могут возбуждать по долгам по транспортному налогу. Причем сумма может быть совершенно любой, хоть 1 рубль, поскольку в законе нет ограничений на минимальную задолженность, при которой можно прибегать к ограничению. То же правило распространяется на долги по квартплате, алиментам и прочим обязательным платежам.
Спор по принадлежности и разделу автомобиля
К запрету на регистрационные действия могут прибегать суды, если возникает спор по принадлежности или разделу автомобиля. Делается это для того, чтобы его невозможно было продать до вынесения судебного решения.
Страховые компании и таможня
Свои требования наложением запрета могут обеспечивать страховые компании, когда суммы по ОСАГО не хватило на восстановление поврежденного в ДТП автомобиля, и на его владельца — виновника ДТП — подается регрессный иск. Также таможенники могут запретить постановку на учет автомобиля, при ввозе которого могли быть совершены незаконные действия.
Автомобиль — предмет залога
Если же автомобиль является предметом залога и пришло время его обеспечить или у владельца просто большие долги по кредитам, или его имущество по решению суда передано третьим лицам, то в качестве исполнительной меры уже применяется арест. В дальнейшем машину могут передать новому законному собственнику или реализовать на торгах для получения денег на погашение задолженности.
Снятие запрета
Согласен с требованиями
В зависимости от того, какого рода задолженность стала основанием для наложения запрета, владелец может действовать двумя способами. Если он согласен с требованием или его сумма такова, что проще оплатить, нужно сообщить о своей готовности погасить долг судебному приставу либо оплатить все заранее и предоставить ему документы, подтверждающие оплату.
Не согласен с требованиями
Если есть возражения, то действия пристава можно обжаловать в суде или у вышестоящего должностного лица. Это можно сделать при нарушении или создании препятствия для реализации прав и свобод, либо доказав безосновательность возложения обязанности или привлечения к ответственности. Образец жалобы есть на сайте ФССП. Нужно иметь в виду, что для обжалования дано всего 10 дней с момента вынесения постановления об ограничении. В случае пропуска нужно дополнительно подавать заявление на восстановление срока. Весь процесс обжалования может затянуться, что не всегда выгодно собственнику. К тому же нет гарантии того, что вышестоящее должностное лицо или суд встанут на сторону заявителя и отменят ограничения. Такого, например, никогда не случается, если новый владелец является добросовестным приобретателем, а предыдущий собственник утаил или не знал о наложенных ограничениях. В противном случае все бы покупали машины в кредит и продавали бы их до окончания выплат.
«. возросло и количество исполнительных производств, постановления о возбуждении которых отменены — с 1,2 млн до 1,9 млн, из них 1,6 млн возбуждены на основании исполнительных документов о взыскании административных штрафов, причем в основном это связано с оплатой штрафов до возбуждения исполнительных производств. При этом в части оплаченных штрафов ГИБДД количество предъявленных в Службу постановлений возросло с 925 тыс. до 1,3 млн. Данный вопрос представляет собой серьезную проблему, которая, несмотря на принимаемые меры, до настоящего времени не разрешена и приводит к нарушению конституционных прав граждан».
Итоговый доклад о результатах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2016 году.
Запреты, наложенные розыскным отделом ГИБДД, снимаются им же самим после осмотра автомобиля, когда инспекторы убедятся, что при его ремонте номера узлов и агрегатов не подверглись изменению.
Ограничение специального права заканчивается после того как истек срок ограничения, установленный судом. В случае с лишением для получения нового водительского удостоверения водитель должен оплатить все штрафы и сдать теоретический экзамен на знание ПДД.
Памятка: что нужно делать для снятия запрета на регистрационные действия?
1. Найти документ, на основании которого было вынесено ограничение. Постановлений может быть несколько, выданы они разными органами, поэтому обращаться нужно в каждый из них отдельно. Если запреты наложены разными приставами, то каждый пристав должен сам снять свои санкции.
2. После выяснения причины следует предпринять действия для ее устранения: оплатить штраф, задолженность и т. д. Либо получить решение суда или вышестоящего должностного лица, которое отменяет постановление об ограничении. При этом важно получить доказательство того, что причина устранена — квитанции в случае оплаты или соответствующее решение.
3. Предоставить судебному приставу или представителю иного органа, по инициативе которого были наложены ограничения на транспортное средство, доказательство того, что причина, приведшая к этому, устранена.
4. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования и выносит постановление о прекращении исполнительного производства. Либо аналогичное действие производит представитель другого госоргана, инициирующего запрет. Какой орган запрет наложил, тот его и снимает.
5. Пристав должен в течение одного дня передать сведения об окончании исполнительного производства в орган, исполнявший требования по установлению ограничений. Но на практике времени на это уходит больше.
6. Предоставить полученное постановление от пристава или сотрудника иного органа, судебное решение и копии платежей в отделение МРЭО для фиксации факта снятия запрета.
«Обращаем внимание, что процесс снятия запретов на проведение регистрационных действий в отношении автотранспортных средств может занимать определенное количество времени (в зависимости от загруженности каналов связи между Службой судебных приставов и Госавтоинспекцией)».
Общие положения о снятии запретов на проведение регистрационных действий в отношении автотранспортных средств.
Продавцам:
При продаже машины, чтобы избежать неприятных ситуаций, лучше всего заранее проверить свое транспортное средство на наложение ограничений. Это можно сделать на сайтах служб ГИБДД и ФССП. Также лучше вовремя оплачивать штрафы, налоги, коммунальные платежи, алименты.
Покупателям:
До совершения сделки проверить автомобиль по VIN и всем другим возможным параметрам на сайте ГИБДД, а его владельца на предмет задолженности — по фамилии, имени, отчеству и дате рождения на сайте ФССП. Если долги есть, то рассчитываться с продавцом стоит только после того, как прошло переоформление транспортного средства в ГИБДД. Также машину можно проверить на предмет залога по VIN-номеру в разделе «Информация о предмете залога». Стоит отказаться от приобретения транспортного средства, на которое выдан дубликат ПТС (оригинал может лежать в банке). После покупки не откладывать постановку автомобиля на учет — если у прежнего владельца есть проблемы, то их проще решить в том месте, где он живет.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов