Проходка на концерт что это
Проходка на концерт что это
Как попасть на концерт если денег нет, а вам очень хочется
Я страсть, как люблю ходить на рок-концерты (думаю, что посетители моего блога в курсе). И как-то уж так сложилось, что билеты я покупать не люблю.. как-то это не рок-н-ролльно. Да и деньги тратить тоже… Но на концерты хожу. Друзья уже давно просили написать в блоге о том, как же я на них попадаю.. я периодически писал, но без подробностей. Ну а сегодня что-то приболел, делать не чего.. так что вот. Сразу скажу – «работает» это в Петербурге и Москве, а в остальных городах уж не знаю… хотя у меня это получалось.
Потом надо учесть, что на концерты попасть можно двумя способами – за деньги и даром. Понятное дело, что всем хочется даром.. но даром не всегда получается. Так что стоит прикинуть, сколько денег вы готовы потратить на этот концерт и за сколько примерно вам могут продать билет.
Разделим концерты на несколько категорий:
01. Клубные – выступления в небольших клубах при малом количестве народу;
02. Камерные – выступления в малых залах (например, ДДТ в Филармонии);
03. Большие – концерты на крупных площадках вроде СКК или Юбилейного;
04. Опен-эйры ( Нашествие, Окна открой, Воздух)
05. Оригинальные – то, что ни как не вписывается в предыдущие три категории и порой вообще в понятие концерт (например, концерт ДДТ для ветеранов).
Для всех этих концертов едино правило – чем больше площадка, глобальнее мероприятие и ниже изначальная его стоимость, тем больше шансов попасть туда с минимальными финансовыми затратами. Например, на клубный концерт попасть труднее, т.к. и народу и возможных ходов для «вписки» там меньше. А на некоторые «крупные» фестивали попадаешь как-то сам собой… Оригинальные же мероприятия – это отдельная история, обычно с ними творится такой бардак, что на них приходишь сам собой, либо, сказав, что билет оставил в куртке, либо представившись музыкантом или журналистом.
Какие могут быть способы прохода на концерт:
01. Билет
02. Вписка
Ваша фамилия в списке, например гостей. Вписывать в этот список могут организаторы и музыканты. Значит надо иметь «выход» на кого-то из них.
03. Работа (я Зойка буфетчица, мне работать надо или я Юра Шевчук музыкант, мне на сцену петь)
Понятно, что способ 1 нам не подходит, а способы 2 и 3 подразумевают какие-то действия, сделанные заранее. Так что начнем с того, что можно сделать до концерта:
Доконцертные действия
Что же можно сделать до начала мероприятия, когда оно еще только анонсировано и, может быть, еще даже афиши не висят.
02. Выигрыш
Если купить билет не получается, то можно его еще и выиграть. Стоит «прошерстить» интернет, обычно достаточно сайта организаторов или оф. сайта исполнителя. Конкурс – это пиар-ход в продвижении многих концертов. И не поверите – выиграть можно. Я выигрывал билеты не раз (Linkin Park, Сплин). И настроение это поднимает не менее и даже более чем покупка.
03. Дружеское плечо
Друзья и знакомые. Почему бы пристально не приглядеться к своим друзьям и приятелям. Может быть ваша одноклассница Маша племянница Юрия Шевчука. А тетя Галя из бухгалтерии лучшая подруга жены Вячеслава Бутусова. А сосед дядя Паша уже 10 лет работает осветителем в ДК Ленсовета. И они добрые и отзывчивые люди. Вы им цветы/конфеты/коньяк, они вам «проходку» и все рады и довольны. Настроение поднимает втройне, т.к. подарки хорошим людям дарить приятно. Я вот помню был концерт Три Бьют в Орландине за несколько часов до этого познакомился я с пареньком, а он оказался приятель тамошнего арт-директора.
04. Аккредитация.
Важный момент в рекламе концерта – освещение его в СМИ. СМИ нынче не только печатные, но и, например, интернетные. Аккредитация обычно происходит на основании анонса (рекламы концерта). И так, план действий такой – ищем издание, готовое опубликовать анонс и аккредитовать вас, договариваемся с редактором, он в свою очередь договаривается с оргом. Все, что от вас требуется – мало-мальски талантливое освещение концертов. Минус этого способа в том, что в большинстве изданий есть проверенные люди, которые освещают публичные мероприятия. Я вот последнее время полюбил именно этот способ.
05. Интернет
Когда обыватель понимает, что у него на руках билет, а на концерт он пойти не сможет, он начинает пытаться этот билет продать. И первый же способ который приходит ему в голову – правильно интернет. Почти всегда в контакте в группах и встречах можно увидеть сообщение типа «продам билет». Кто-то пытается продать по номиналу, но разумная половина, сознавая, что по номиналу есть и в кассе, цену скидывают, не редко до 50%. Я так купил, например, билет на Мадонну или ДДТ в Б1…
Тут надо сделать небольшое предупреждение. В Москве были случаи, когда регистрировались «левые» аккаунты и с них продавались поддельные билеты (так было осенью с концертом Placebo). Люди покупали, на концерт их не пускали, телефон продавца оказывался выключен, а страница в контакте удалена. Так что стоит быть аккуратнее. Лучше всего договариваться, когда вы уверены, что человек сам идет на концерт. Так можно и компанию себе найти и с новыми людьми подружиться.
06. Работа
Концерт провести – это дело трудное и кто-то им должен заниматься. Собираться сцену, тащить ящики с оборудованием. да что там оборудование, ящики с пивом тоже не сами к точкам продаж прилетают. Если их притащите вы, то вам дадут посмотреть концерт. Иногда даже заплатят (!). Еще могут дать люлей бейдж с которым вас будут много где пускать. Однажды мне довелось разгружать машины с пивом в Юбилейном на Алисе.
А в 2008 для группы Rolling Stones я собирал сцену([1], [2], [3], [4], [5], [6])… и это было круто! Несколько дней я буквально жил на Дворцовой. Последние сутки мы работали без перерыва… но зато какой крутой был концерт. Если ролинги снова приедут, я готов снова надевать каску и перчатки.
В интернете я пару раз видел объявы о наборе юношей в бригады, занимающиеся сборкой сцен. Так что можете посмотреть. Платят мало… но зато впечатлений масса.
Еще нередко требуются волонтеры для раздачи флаерсов и рекламок. (я раздавал на одном из фестов Наши в городе) Тут надо уже мониторить сайты и группы в контакте организаторов.
И вообще мало ли кто требуется… так что надо следить. Однажды мне довелось на концерте ДДТ быть билетером.
День концерта
И вот он настал день концерта, а у вас по прежнему полный ноль с проходками. Отчаиваться не стоит. Берем денег сколько есть и отправляемся к концертному залу. Несколько способов все таки остается
01. Зайти во внутрь заранее, мол «я тут и должен быть».
Действительно ломящиеся от публики вечером с утра многие концертные залы стоят открытые, одинокие, забытые или вовсе используются для каких-то других представлений/выступлений. Так что надо прийти и затеряться. Тут есть небольшая тонкость – перед любым концертом в зале устраивают зачистку, так что придется прятаться. Или искать кого-нибудь из сотрудников зала, который согласится вас «укрыть». Однажды мы так попробовали попасть в ДС Юбилейный на концерт Алисы. Четыре часа слушали соундчек и маялись дурью. На пятый час нас выгнали…
02. Другой вход
Мало ли дверей в концертном зале, мало ли входов, форточек и черных лестниц… Например, «Театр эстрады» раньше славился туалетом, смежным с соседней пиццерией (нынче эту проблему «решили»), мы так ходили, например на Billy’s Band. Но может есть и другие незакрытые окна. Будьте уверены все эти входы/выходы будут охраняться. Но мало ли… Я вот даже при наличие вписки все равно люблю подергать многочисленные двери ДС Юбилейного, вдруг одна из них окажется открытой…
04. Взятка
Это даже не способ, а легенда, которую придется развенчивать. Многие уверены, что если дать 100 рублей дяденьке милиционеру, то он с радостью вас проведет на концерт. Шиш. Организаторы используют милицию для надзора, досмотра и отлова писающих мальчиков, а за проходом следят их собственные охранники. Эти люди – профессионалы и они, может быть, и пустили бы вас, но им работа дороже ваших стольничков и пятихатничков.
Хотя, перед концертами Depeche Mode и Placebo работники ОМОНа предлагали провести во внутрь за 1000 рублей. Но я отказался… нет у меня доверия к милиции, даже в нарушении законов.
05. Наглость
А если пройти напролом мимо билетеров и охраны? Или написать на билете ручкой «на двоих». Звучит очень по авантюрному. Но прокатывало.
06. Антракт
На некоторых концертах все еще существует такой элемент, как антракт. Зрители вываливают покурить, везде бардак и зайти в зал можно без проблем. Но только на пол концерта.. хотя и это порой бывает не плохо. Мы с Геной как-то раз сходили так на Billy’s Band. С антрактами обычно играют Пикник и Ленинград.
07. Адские способы
Эти нестандартные способы действуют на крупных мероприятиях, вроде больших Опен-Эйров (Нашествие, Окна открой). Набираемся храбрости и уходим в поля, растворяемся в ландшафте, пытаясь проползти мимо бдительной охраны. Например, так мы пробирались на Байк-фест в Ольгино, а на Окна открой 2006 мы попусту приплыли.
Покупаем билетик с рук
Этот способ мой самый любимый, самый интересный, надежный и самый действенный. По сути все остальные способы добавил до «кучи». Так что остановимся на нем более подробно.
Сперва надо правильно оценить свои шансы. Как я уже писал выше, чем глобальнее концерт, тем легче вписаться. По моим наблюдениям наличие в кармане 50% стоимости билета – этого достаточно, что бы попасть на крупный концерт. С клубными и камерными концертами эта история может не прокатить. Чем меньше билетов продано, тем больше шанс, что каждый из них нашел своего владельца.
Еще эта схема может не сработать, если на концерте большой ажиотаж. Например, на концерт Депеш мод я еле попал, потому что процент покупающих билеты был выше процента продающих. Подобную историю я наблюдал и на Guns’ N’ Roses.
Или вот пример, недавний концерт Земфиры в Зале ожидания. Билеты номиналом 1500 были проданы в интернете за 4 часа. Зрители пытались их купить за 3000-5000. И вписываться у зала даже за 1000 рублей – это безумие.
Но если отбросить все «но» и «если», то скажу честно – шанс есть всегда, порой самый неожиданный.
Откуда берутся лишние билетики
Тут все просто – среднестатистический обыватель покупает билет на концерт недели за две, как раз когда весь город увешан наружной рекламой. Покупает он не только на себя, но и на своих друзей, знакомых, родителей, потому что одному на концерт идти не интересно. Но за две недели меняется многое – кошка начинает рожать, из Новоуренгоя приезжают родственники которых надо «гулять», сверхурочная работа… и вот человек начинает пытаться от билета избавится. И если светлая мысль продать через интернет в его голове не рождается, то он либо сам едет к концертному залу, либо просит продать билет кого-нибудь из друзей.
А еще нередко билеты дарят, разыгрывают, раздают на предприятиях и т.д. И что делать 50-летней завсегдатай Филармонии, если на работе ей подарили билет на концерт Короля и шута, или по радио она выиграла две проходки на концерт Бригадного подряда.
Да и вообще мало ли откуда они берутся. в 2004 на презентации альбома «Триллер» Агаты Кристи две очаровательные девушки посмотрев на бутылки, летящие в ДС Юбилейный испугались и отдали свои билеты за бесценок.
Кого можно встретить у концертного зала
Теперь о людях, которые обладают этими самыми лишними билетами.
Делить их на категории бесполезно, но некоторые, особенно колоритные типажи я выделю
01. Нормальные люди
У нормального человека на концерт не смогли пойти друг или жена. Он стоит у кассы и продает билет по номиналу или чуть чуть ниже. Он обычно улыбчив, вежлив и обаятелен, но на торг не настроен. Достаточно быстро он находит покупателя и отправляется на концерт. Покупать у таких людей приятно, но дорого.
02. Барыги
У любого покупающего билеты с рук есть наглые и организованные конкуретны – барыги. Я как-то уже писал, до чего меня удивляет эта категория людей. Омерзительно выглядящие, наглые, безвкусно одетые, они мечутся как сумасшедшие стремясь купить билет дешевле и продать дороже. Нередко эти козлы уводили дешевый билет буквально из под носа. Их легко узнать, они все выглядят убого и ущербно, видимо что бы стать барыгой надо обладать кривыми зубами, косыми глазами или присунутой физиономией.
Кстати, помимо того, что барыги могут увести у вас билет, вас еще могут принять за них. А это неприятно вдвойне.
Хотя я помню одного приятного мужичка, торгующего билетами. Он был настолько «нормален», что его даже барыгой-то и не назовешь. Он нас проводил за низкую цену в Москве на Lumen и Алису
03. Несчастные влюбленные.
Она не пришла, а он ждет и ждет и не может поверить, что концерт группы «Король и шут» ей совсем не интересен. Постепенно концерт перестает интересен быть и ему, он продает билеты за пару сотен и отправляется в ближайший бар. Нередко такими одинокими оказываются девушки. Кстати, если вы девушка, то брошенный паренек может с радостью позвать вас с собой на концерт и угостить в баре. В обратную сторону схема не работает =)
04. Жлобоватые дяди
У него есть машина, квартира, работа, пивное пузо и кожаная куртка. Еще есть лишний билет, который он готов продать исключительно по номиналу. Ни сотней ниже. Если не согласны, то он порвет, съест, сожжет билет у вас на глазах, а чаще всего просто унесет с собой.
05. Пьяненькие мужички
Это антиподы жлобоватых дедек. Они чаще всего так же успешны, только вот понтовости лишены. Они понимают твою мотивацию и им знакома романтика вписки. Чаще всего они сами зовут тебя выпить, лишние билеты дарят или отдают за твою цену.
Обычно я встречал их на зарубежных концертах. Пару раз узнав, что у меня нет билета, они буквально тащили меня в кассу и покупали билет, несмотря на все мои протесты. Вообще с такими людьми и общаться интересно, правда, их разговоры часто сводятся к «эх, вот 20 лет назад так круто было Деп Пепл слушать»
06. Странные личности
Непонятные люди, странного вида, вещающие странные вещи и пытающиеся продать билет. Нередко они пытаются продать его дороже номинала (т.к. слышали что кто-то на билетах «наваривается»). На тех же Depeche Mode, один парень веселил окружающих продавая вип-билет за 17 тысяч. Ближе к началу концерта он отвел меня в сторону и заговорчески сказал: «Ну возьми хотя бы за 14»
07. Фанаты
У фаната горят глаза и ему надо быстрее во внутрь. В этом его плюс – стоять и продавать билет ему не когда. В этом же и минус, он не понимает, как можно не быть готовым отдать 3000 за концерт группы Алиса!
08. Журналисты и организаторы
По легенде у них есть возможность провести вас везде. А вот и нет. Журналист чаще всего идет по спискам, т.е. по фамилии и провести вас не может, а у организатора работа такая – следить, что бы никто «левый» не пролез и в кассе все билеты были куплены. Хотя… были случаи, когда добрые организаторы дарили мне билеты. И были случаи когда добрые журналисты протаскивали меня с собой. Вообще случаи бывают разные.
09. Сотрудники зала
На самом деле эти люди так же мало что могут… зато они отзывчивы. Однажды на концерт БГ в ДС Юбилейный меня со знакомой провел мужичок, который заливает лед на детском катке. Мужественно закрыл грудью перед охранником: «Брат с женой с Владивастока приехал», тихонечко провел в свою каморку, час «укрывал», а потом так же незаметно протолкнул на арену. Денег не взял, как
10. Добрые люди
Это отдельная категория, особенных людей. Они билеты дарят… С милой улыбкой, с ласковым взглядом с пожеланиями удачи. Этих людей хочется обнять, с ними хочется подружиться … Они так поднимают настроение, так радуют. Я помню лица многих этих добрых людей.
Чаще всего их можно встретить на БГ. Помню несколько концертов, которые были буквально «фестивалями добрых людей». Ну и сам несколько раз становился этим добрым человеком.
Вообще подарить билет незнакомому человеку – это особенное удовольствие. Небывалые чувства испытываешь, когда протягиваешь человеку проходку и видишь его замешательство, удивление и зарождающуюся радость. Ощущение, что за спиной вырастают крылья. Последний раз я дарил билет год назад на БГ. И это было круто…
Есть лишний билетик? Как добывают бесплатные походы в театр
Пожилые люди, которые жалостливо или деловито перед показами спектаклей спрашивают лишний билетик, с советских времен толкутся у московских театров. Можно сказать, что театральные попрошайки стали частью зрительской культуры, хотя никто не задается вопросами, как она сложилась, насколько удачен промысел и легко ли добыть контрамарку, если попробовать это сделать самому? Корреспондент портала Москва 24 попытался найти ответы.
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Я пришла на прогон спектакля «Дюма» в «Современник». На часах 18:30, начало в 19:00. Возле входа в театр – толпа. Одни болтают друг с другом, другие нервно кого-то ждут; есть и третья категория – те, кто навязчиво спрашивают лишний билетик. Всего шесть пожилых женщин, одна из которых, встретившись со мной глазами, молниеносно накидывается с тем же вопросом. «Нет, билета у меня нет, – говорю я, – сама пришла просить. Вы не против, если я рядом постою?» Женщина не возражает, хотя удивляется моему возрасту:
– Молодая только больно. Ты первый раз что ли?
– Да. Хочу попробовать бесплатно попасть в театр. Научите?
– Чего тут учить-то? У нас дело-то какое – грязно домогаться и билет просить. Вот и пробуй.
На вопрос, можно ли как-нибудь попасть в ряды «попрошаек», дама говорит, что их целая свора в Москве, все пенсионеры: «Мы познакомились возле разных театров, а теперь созваниваемся, решаем, кто куда пойдет, чтобы не сразу толпой ломиться в один театр. Вам я свой телефон не дам, потому что вы слишком молодая, у нас компания возрастная: не вольетесь». Но сообщает ценный лайфхак: чтобы попасть на спектакль бесплатно, надо ходить на прогоны – смотреть день премьеры и приходить за день или два. И тогда точно будут места.
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
После первого звонка женщину позвали подруги, компания засуетилась и быстро прошмыгнула в театр. Я взяла свой билет в кассе и зашла вслед за ними. Они сидели возле двери с надписью «Администратор». После третьего звонка, когда все зрители прошли в зал, а в фойе никого не осталось, из кабинета вышла женщина, оглянулась по сторонам и дала каждой по билету.
Спустя несколько недель я оказалась в театре имени Пушкина на прогоне спектакля «Рыцарь пламенеющего пестика». Компания просивших билеты пенсионеров возле входа оказалась более доброжелательной, чем женщины около «Современника». Один из них – по имени Сергей – согласился обменять мой билет в театр на свой рассказ об индустрии «попрошаек».
На прогоны он ходит в среднем раз пять в месяц: «На премьеру идти бессмысленно – все билеты раскуплены, а какой же дурак отдаст бесплатно то, за что деньги заплатил». Таких промышляющих, по его словам, в Москве 30 человек, и знают они друг друга лет 30. Компания сложилась еще с советских времен. «И все 30 лет одни и те же люди, – говорит Сергей, – новых в свой круг не берем, да никто и не хочет, все стесняются просить. И мне поначалу было боязно. Ну а что делать, если средняя цена 500-1000 рублей. Жалко. Да и зачем тратить деньги, если есть возможность сходить бесплатно?»
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Самые «нерадивые» театры, куда без билета не попасть и где бесплатного не дадут, – это, по словам Сергея, Театр Наций и Маяковского. «За 30 лет так ни разу там и не был. Пусть даже будут пустые места на прогоне или ползала не придет, у них принципы – не пускать кого попало». Зато можно проникнуть в театр имени Пушкина, «Табакерку», «Мастерскую Петра Фоменко» и «Современник». Здесь администраторы раздают билеты, когда понимают, что в зале останутся пустые места. Для этого надо просто подойти к окошку или кабинету и спросить.
«Но, опять же, все зависит от администратора, – говорит мой собеседник, – бывают противные, которые не дадут билет ни при каких обстоятельствах». Чаще всего сотрудники театров стараются выдавать билеты незаметно – все-таки многим важна аудитория на прогоне, которые посещают журналисты и известные в актерской тусовке люди. «Но вот сегодня можно спокойно взять билет любому желающему, – хвалится Сергей, – нужно только успеть!»
Во время нашего разговора к нему периодически подходили его знакомые с вопросом, достал ли он контрамарку. Он всем отвечал одинаково: «Быстро идите к кассам – прямо там все выдают. Сегодня вообще халява».
Бесплатно побывать на концерте, разобрать сцену и уйти домой с деньгами
В студенчестве я бесплатно побывал на концертах Элтона Джона, Леди Гаги, « Зи-зи-топ », «Никельбэка» и еще пары десятков артистов.
Я проходил бесплатно, потому что работал на этих мероприятиях: разбирал сцену и загружал оборудование. Расскажу, как все устроено на больших концертах и сколько на них можно заработать.
Что там за кем надо разбирать?
Исполнители не возят в турне рабочую силу: ее легко найдут в своем городе организаторы. С собой артисты берут только роуди — это специалисты, которые знают, что куда надо поставить и подключить, чтобы концерт состоялся. Эти же роуди руководят бригадами демонтажников после концерта.
Можно работать и на монтаже сцены перед концертом, но на монтаж сложнее попасть: обычно берут тех, у кого уже есть опыт такой работы. К тому же на демонтаж требуется больше людей: разобрать сцену и загрузить фуры надо очень быстро: артистам еще ехать в следующий город турне и быть там надо к утру, чтобы к вечеру сцена была готова. Поэтому попасть на демонтаж проще и быстрее.
Как я попал на эту работу
До 2011 года я особо не интересовался тем, что происходит на сцене до и после концерта. Я приходил послушать музыку и уходил домой.
А потом знакомый предложил поработать на демонтаже сцены после концерта Пола Маккартни в «Олимпийском». Тем же вечером я подъехал к служебному входу «Олимпийского», где ждала толпа таких же студентов.
Концерт закончился в районе 22 часов, а к полуночи мы выполнили демонтаж лишь наполовину. В первый раз бригадир отпустил меня пораньше, чтобы я успел на метро. Это был единственный случай, когда мне сделали такую поблажку. Я получил свою тысячу рублей за неполную смену и поехал домой, жутко уставший после перетаскивания 30-килограммовых ящиков.
Мне понравилась магия того, что творится на демонтаже: как люди за несколько часов превращают красивую сцену, заполненную оборудованием, в пустое место. И я решил еще поучаствовать в подобных проектах. Во время учебы в вузе это стало для меня основной подработкой.
До начала работы
Перед началом работы пришедших разбивают на бригады. Каждая бригада занимается своим делом: световым или звуковым оборудованием, видеопанелями, погрузочно-разгрузочными работами. Бывалые ребята иногда могут сами выбирать бригаду по своему опыту; остальных отправляют туда, где больше нужны рабочие руки.
У каждой бригады свой цвет, чтобы роуди не перепутали людей и давали корректные указания. Чаще всего выдают браслеты разных цветов, но на некоторых концертах давали цветные майки с логотипом группы — многие я храню и надеваю до сих пор.
Еще перед демонтажом нам раздавали каски и запрещали их снимать на площадке под угрозой увольнения. Если бригаде предстоит много работать на улице, выдают светоотражающие жилеты.
Во время концерта
Оптимальный способ застать максимум выступления артиста — попасть и на монтаж сцены до концерта, и на демонтаж после. Монтаж обычно начинается утром в день концерта и заканчивается за 4—6 часов до старта шоу. Люди, пришедшие только на монтаж, идут домой, а те, кто остается на демонтаж, ждут.
В зрительный зал рабочих не пускают. Но если у бригадира хорошие связи с организаторами, он может договориться, чтобы некоторых ребят пустили в фан-зону. Бригадиры обычно используют эту возможность для поощрения лучших работников.
В «Олимпийском» во время концерта мы сидели на трибунах за сценой, в «Крокусе» стояли в технической зоне, из которой было слышно выступление, а посмотреть на него можно было на специальных мониторах — на них выводилось изображение с камер на сцене.
Как по мне, в наблюдении за концертом из-за сцены есть свой шарм. Слышно все хорошо, а вместо исполнителя можно наблюдать за слаженной работой звукооператоров, роуди, следить, что делают за сценой. В конце концов, посещением концерта может похвастаться любой, кто купил билет, а за кулисы попадает не каждый.
Иногда после шоу можно увидеть исполнителей на расстоянии вытянутой руки и даже немного пообщаться с ними. Но обычно менеджеры просят не тревожить артистов: они устают после выступления. Я в закулисных коридорах здоровался с солистом «Никельбэк», группой «Зи-зи-топ» в полном составе, помахал рукой Элтону Джону и послал воздушный поцелуй Леди Гаге.
Процесс работы
Для демонтажа пригодятся сильные руки и минимальные знания английского. Силачом быть не требуется, но порой надо поднять и пронести несколько десятков метров оборудование весом под 50 килограмм. Рассчитывайте свои силы.
Если работаете на концерте не русскоязычной группы, то роуди с большой долей вероятности будут давать команды на английском языке. Лучше знать, как по-английски будет «лево», «право», «туда», «сюда», «подними», «отнеси» и подобные понятия. На некоторых мероприятиях у рабочих было настолько туго с языком, что я вместо демонтажника работал переводчиком и помогал роуди координировать процесс.
В самом демонтаже нет ничего сложного: роуди командуют, что и где нужно взять и куда отнести. Просто аккуратно отключаешь все, что подключено, кладешь в кофр и катишь в фуру.
Зимой работать тяжелее, чем летом. Во время разгрузки фур приходится ходить из теплого концертного зала на улицу и обратно. В «Олимпийском» в холодное время года дует сильный ветер из-за того, что открывают ворота на улицу. Бывалые работники всегда надевают свитер с высоким воротником или шарф, берут с собой термос с чаем.
Работа в помещении никогда не вызывала у меня дискомфорта. В концертных залах установлены промышленные системы вентиляции и кондиционирования. Там всегда приятная температура. Я не ощущал духоты, нехватки воздуха и никогда не промокал насквозь, даже если носил тяжести.
Курящие коллеги раз в полчаса отдыхали на перекуре, некурящие отдыхали где-то в сторонке, чтобы не увидели бригадиры или роуди: стоящий просто так человек вызывает у них желание поскорее найти ему работу.
Если отстраниться от загрузки тяжелого оборудования в кофры и просто катать уже загруженные в фуры, то за 4—5 часов работы можно и не устать. Опытные работяги сами предлагали новичкам такую возможность, но были и те, кто считал, что «катальщики» отлынивают от работы.
Если объект был сложный и смена затягивалась, бригадиры заказывали нам пиццу для поднятия боевого духа. Часто мы уже заканчивали свою работу, а роуди свою еще нет — приходилось ждать несколько часов, пока главный роуди разрешит бригадиру нас отпустить.
В январе 2012 года меня пригласили поработать в Кремле на монтаже сцены для цирка «Дю Солей». Это был не совсем обычный монтаж. Цирковым артистам требовалась сложная сцена и помещения под всю цирковую труппу, поэтому монтаж растянулся на месяц и нужно было больше работников, чем обычно. В итоге брали и тех, кто до этого работал только на демонтажах.
В Кремле я работал в ночные смены, после института, хотя работа там не останавливалась ни на минуту. Мы работали по 8 часов, и это было единственное место, где нас кормили обедом. Правда, для ночной смены оставляли только готовые сэндвичи, но когда в выходные я работал в дневную, то наслаждался шведским столом от поваров «Дю Солей». На других площадках были только кофе-брейки по 15 минут.
На немногих площадках оборудована теплая погрузочная зона с тепловой завесой, как у «Крокус сити холла»
После работы
Пару раз нам удавалось попасть в гримерку артистов, когда те уже уехали с площадки. После них оставались непочатые коробки пиццы, сэндвичи и напитки: у артистов после мероприятия нет сил и они едут сразу в гостиницу или хотят поужинать в более приличном месте, а по райдеру им положены угощения. Добрые менеджеры раздавали все это нам. А когда не раздавали — мы брали сами, невзначай проходя мимо гримерки, но я не советую так делать.
Демонтаж обычно заканчивается ночью, уже после закрытия метро. Когда я работал с другом, нас забирали на машине его родители или мы скидывались на такси. Когда работал один, я либо вместе с другими спал в подсобке до открытия метро, либо шел несколько часов пешком до дома.
Сколько можно заработать
В среднем в 2011—2013 годах за одну смену демонтажа я получал 1000 рублей, за монтаж — 1500. Сейчас можно найти предложения по 3000 за монтаж или демонтаж и 5000 за работу со сложным техническим оборудованием — обычно это микшерные пульты.
Некоторые площадки отказываются от услуг бригадиров из-за непрозрачного ценообразования и набирают свой штат. Сейчас разнорабочие сцены в Москве получают примерно 40–50 тысяч. Можно выучиться на мастера светового оборудования или получить допуск к работам на высоте, чтобы монтировать и демонтировать оборудование к «потолку» сцены и получать в 1,5—2 раза больше, чем разнорабочие.
За однодневные проекты мы получали деньги быстро, часто сразу после демонтажа. За крупные проекты на несколько дней или недель — по окончании проекта. За Кремль я получил деньги через пару месяцев: с бригадирами рассчитались только после окончания выступлений и демонтажа сцены, это заняло месяц.
Как попасть на монтаж и демонтаж
В социальных сетях есть много групп типа «Работа без специальности и образования», «Быстрые подработки», «Работа для мужчин» и тому подобные. Иногда я находил подработку там. После нескольких смен бригадиры запомнили меня как хорошего работника и звонили сами, приглашая на проекты.
Группы во Вконтакте, где бывают вакансии для работников сцены:
Можно искать предложения на сайтах с вакансиями по запросам «рабочий сцены», «монтаж сценического оборудования» и подобным.
Сейчас концертные площадки нанимают свой персонал — можно поискать на сайте клуба или концертного зала. Для таких вакансий обычно не требуется опыт работы и образование.
Часто перед крупными мероприятиями, например перед днем города, агентства массово набирают работников для монтажа и демонтажа временных сцен и площадок — в это время можно отслеживать вакансии на сайтах с работой или в тематических группах в социальных сетях.