Прогрессивным может быть только то что способствует сохранению человеческого общества пример
Хелп плиз с обществом
Процесс исторического развития человеческого общества и исторический прогресс — разные понятия, которые не надо смешивать. Происходящие в развитии общества изменения совершенно не обязательно должны способствовать улучшению человеческой жизни.
Одни люди могут радоваться, считая, что в результате этих изменений человечество совершенствуется и приближается к осуществлению своих лучших идеалов; другие, напротив, печалиться по поводу того, что лучшие человеческие идеалы в этих изменениях рушатся, а люди становятся хуже. Первые будут говорить о прогрессе, вторые — о регрессе. Ведь пред ставления об идеалах общественной жизни различны.
…Понятие «общественный прогресс» — это характеристика или оценка, которую люди дают объективно происходящим в истории изменениям в жизни общества. Основой оценки являются представления об идеалах, к которым должно стремиться человеческое общество. Когда изменения происходят в соответствии с идеалами, люди считают их прогрессивными, в противном же случае говорят об отсутствии прогресса.
Исторический процесс в целом никогда не может быть оценён только как прогресс или только как регресс. Развитие общества противоречиво: прогресс в одних отношениях сочетается с регрессом в других. Не всё новое, что появляется в процессе общественного разв ития, является прогрессивным.
Если бы не было никаких общечеловеческих ценностей и идеалов, то суждения людей о прогрессе носили бы чисто субъективный характер и было бы совершенно невозможно однозначно определить, в чём состоит прогресс и происходит ли он вообще. Однако в истории общества постепенно осознаются и получают признание некоторые общечеловеческие ценности и идеалы, такие как добро, справедливость, свобода, гуманизм и др. Стремление к ним всё более становится нормой общественной жизни, они образуют основу для определения того, что в процессе общественного развития считать прогрессивным.
Каковы же наиболее важные и общезначимые критерии общественного прогресса?
Как бы ни расходились люди в понимании тех или иных ценностей и идеалов, есть исходная ценность, не признавать которую невозможно: это — само существование человечества. Отсюда вытекает главный и предельно общий критерий общественного прогресса: прогрессивным может быть только то, что способствует сохранению человеческого общества. Человеконенавистничество несовместимо с прогрессом.
Конечно, раз и навсегда установить, каков должен быть образ жизни, достойный человека, невозможно. Всякие попытки сделать это опасны, потому что порождают соблазн воплотить «самый лучш ий» общественной порядок, заставляя силой подчиняться ему тех, кто «не понимает», что он хорош.
Этим определяется второй важнейший критерий общественного прогресса: создание условий для свободной и счастливой жизни каждого человека в соответствии с идеалами подлинно человеческого бытия.
В социальных исследованиях показателями продвижения страны по пути прогресса часто служат: рост производимого обществом валового продукта (в целом и на душу населения);
уменьшение голода и нищеты в обществе;
рост потребностей людей и степени их удовлетворения;
изменение характера занятости населения в сторону уменьшения неквалифицированного, в особенности тяжёлого физического, труда и увеличения доли работников квалифицированного труда;
развитие народного образования и повышение уровня образованности населения; развитие социального обеспечения и здравоохранения; обеспечение гражданских прав и свобод личности.
Несомненно, всё это — важные задачи, решение которых свидетельствует о прогрессивном развитии общества. Они являются, в сущности, частными выражениями указанных двух его основных критериев. Следует лишь иметь в виду, что решение таких задач — не само цель, а условие и средство общественного прогресса.
Процесс исторического развития людского сообщества и исторический прогресс различные понятия,
Процесс исторического развития человеческого общества и исторический прогресс различные понятия, которые не надо смешивать. Происходящие в развитии сообщества изменения абсолютно не непременно должны содействовать улучшению людской жизни.
Одни люди могут довольствоваться, считая, что в результате этих конфигураций население земли совершенствуется и приближается к осуществлению собственных наилучших идеалов; другие, против, грустить по предлогу того, что лучшие людские эталоны в этих конфигурациях рушатся, а люди становятся ужаснее. 1-ые будут говорить о прогрессе, 2-ые о регрессе. Ведь представления об эталонах публичной жизни разны. Эти представления зависят от необыкновенностей той или другой культуры, от эпохи, в которую люди живут, от их общественного положения, от их личного опыта.
Понятие публичный прогресс это черта или оценка, которую люди дают беспристрастно происходящим в истории изменениям в жизни сообщества. Основой оценки являются представления об эталонах, к которым обязано стремиться человеческое сообщество. Когда конфигурации происходят в согласовании с идеалами, люди считают их прогрессивными, в неприятном же случае разговаривают об отсутствии прогресса.
26. nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте их.
27. nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;Что авторы понимают под публичным прогрессом? Сформулируйте с опорой на обществоведческие знания хоть какое другое корректное определение данного понятия.
28. nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;Творцы пишут о неоднозначности и противоречивости исторического развития. Укажите два проявления противоречивости исторического процесса. Делая упор на текст, познание курса, соц опыт и практику, приведите по одному собственному образцу, иллюстрирующему каждое из этих проявлений.
29. nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;Как описывают творцы базу формирования критериев публичного прогресса? Какой принцип публичного прогресса творцы считают первым из главнейших критериев? Приведите, основываясь на личном опыте и познаниях курса, любые два критерия публичного прогресса, не обозначенные авторами.
30. nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;В стране Z исключена смертная казнь, осуществляется гуманизация уголовного законодательства, гарантированы широкие права и свободы граждан, запрещен принудительный труд.
nbsp;Какой аспект общественного прогресса иллюстрирует приведенный пример? Запишите авторское определение критерия. Приведите два проявления этого аспекта в жизни современного демократического государства.
31. Авторы пишут, что раз и навечно установить, каковой должен быть образ жизни, благородный человека, невероятно. Всякие пробы сделать это небезопасны, потому что порождают соблазн воплотить самый превосходнейший общественный порядок, заставляя силой покоряться ему тех, кто не разумеет, что он хорош. Делая упор на текст, знание курса, соц фактов и явлений, сформулируйте два довода в доказательство авторской идеи.
26 Могут быть выделены последующие смысловые куски:
1) понятия об историческом развитии и историческом прогрессе;
2) неоднозначность оценок исторического развития;
3) сущность публичного прогресса;
4) нравственное зание;
5) людские ценности и эталоны как аспект прогресса;
6) главные аспекты публичного прогресса
27 1) авторское определение, например: это черта либо оценка, которую люди дают беспристрастно происходящим в истории изменениям в жизни сообщества, в ее основе представления об идеалах, к которым обязано устремляться человеческое сообщество;
2) собственное определение, допустим: общественный прогресс совокупа поступательных конфигураций в сообществе, развитие сообщества от обычного к трудному, от наименее абсолютного к более абсолютному.
28 В ответе могут быть приведены проявления противоречивости исторического процесса и иллюстрирующие их примеры, допустим:
1) одни люди могут радоваться, считая, что в итоге смен человечество совершенствуется и приближается к осуществлению собственных превосходнейших эталонов; иные, напротив, печалиться по предлогу того, что лучшие человеческие эталоны в этих изменениях рушатся, а люди становятся ужаснее.
Пример, допустим:
развитие компьютеризации образования, по сужденью одних, содействует развитию возможностей детей; по суждению иных, ведет к обеднению духовного мира ребенка, формированию клипового мышления;
активные миграции, происходящие в современном мире, по воззренью одних людей, водят к формированию толерантного сознания, по сужденью иных к росту национализма и межэтнической напряженности и т. д.;
2) прогресс в одних областях жизни смешивается с регрессом в иных; не все новое, что возникает в процессе публичного раз вития, является прогрессивным.
Пример, допустим:
развитие компьютерных технологий смешивается со понижением грамотности людей, великими психологическими перегрузками людей в информационном мире;
прогресс в разработках производства творений культуры, к примеру обилие трудного компьютерного дизайна и эффектов в кино смешивается с ростом бессодержательности и бездуховности в кинофильмах и т. д.
29 1) авторская черта базы формирования критериев публичного прогресса: основой для формирования критериев прогресса является понимание людьми и признание неких обще человечьих ценностей и эталонов, таких как добро, справедливость, свобода, гуманизм;
2) указанный творцами аспект: прогрессивным может быть только то, что содействует сохранению людского сообщества начальной ценности, не признавать которую невозможно: человеконенавистничество несовместимо с прогрессом;
3) Приведены собственные примеры критериев прогресса, допустим:
рост публичного богатства и улучшение благосостояния людей;
развитие техники, технологий, методов производства благ;
преодоление социальной несправедливости и т. д
30 1) ответ на вопрос: творение условий для свободной и счастливой жизни каждого человека в согласовании с эталонами подлинно людского бытия;
2) два проявления аспекта:
гарантирование современным государством одинакового доступа в правах всем гражданам вне зависимости от их пола, возраста, государственной принадлежности, общественного происхождения;
обеспечение свободного доступа к культуре, образованию, возможность исследования муниципального и родного языков и т. д.
31 1) построение правосудного идеального сообщества было положено в базу опыта большевиков в 1917 1922 гг., выдвигался девиз стальной рукою загоним население земли к счастью, итогом стало утверждение диктатуры;
2) в гитлеровской Германии пытались выстроить общество для людей высшей расы подлинных арийцев, все те, кто не подходил этим признакам, отчаливали в концлагеря, во имя этих мыслях нацисты развязали Вторую мировую войну и т. д.
NewSocio
Что же такое прогресс?
Процесс исторического развития человеческого общества и исторический прогресс — разные понятия, которые не надо смешивать. Происходящие в развитии общества изменения совершенно не обязательно должны способствовать улучшению человеческой жизни. Они могут кому-то нравиться, кому-то нет. Одни люди могут радоваться, считая, что в результате этих изменений человечество совершенствуется и приближается к осуществлению своих лучших идеалов; другие, напротив, печалиться по поводу того, что лучшие человеческие идеалы в этих изменениях рушатся, а люди становятся хуже. Первые будут говорить о прогрессе, вторые — о регрессе. Ведь представления об идеалах общественной жизни различны. Эти представления зависят от особенностей той или иной культуры, от эпохи, в которую люди живут, от их социального положения, от их индивидуального опыта.
Понятие «общественный прогресс» — это характеристика или оценка, которую люди дают объективно происходящим в истории изменениям в жизни общества. Основой оценки являются представления об идеалах, к которым должно стремиться человеческое общество. Когда изменения происходят в соответствии с идеалами, люди считают их прогрессивными, в противном же случае говорят об отсутствии прогресса.
Исторический процесс в целом никогда не может быть оценен только как прогресс или только как регресс. Развитие общества противоречиво: прогресс в одних отношениях сочетается с регрессом в других. Не все новое, что появляется в процессе общественного развития, является прогрессивным.
Если бы не было никаких общечеловеческих ценностей и идеалов, то суждения людей о прогрессе носили бы чисто субъективный характер, и было бы совершенно невозможно однозначно определить, в чем состоит прогресс и происходит ли он вообще. Однако в истории общества постепенно осознаются и получают признание некоторые общечеловеческие ценности и идеалы — такие как добро, справедливость, свобода, гуманизм и др. Стремление к ним все более становится нормой общественной жизни. Правда, и эти идеалы людьми понимаются неодинаково. Но тем не менее они образуют основу для определения того, что в процессе общественного развития считать прогрессивным.
Каковы же наиболее важные и общезначимые критерии общественного прогресса?
Как бы ни расходились люди в понимании тех или иных ценностей и идеалов, есть исходная ценность, не признавать которую невозможно: это — само существование человечества. Отсюда вытекает главный и предельно общий критерий общественного прогресса: прогрессивным может быть только то, что способствует сохранению человеческого общества. Человеконенавистничество несовместимо с прогрессом. Всякая деятельность, угрожающая существованию человечества, безусловно реакционная, будь то развязывание ядерной войны или разрушение необходимых для жизни людей природных условий.
Но человечество должно не просто существовать, оно должно существовать по-человечески.
Общественный прогресс. Существует ли какая-либо направленность человеческой истории?
Существует ли какая-либо направленность человеческой истории? И если существует, то к чему направлено историческое развитие человечества?
В древности условия общественной жизни изменялись медленно, и поэтому вполне естественным было мнение, что общество постоянно остается одним и тем же, что никакой исторической эволюции нет. Как сказано в Библии, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл.,I,9).
Со временем возникло представление об историческом круговороте: вращение «колеса истории» приводит к циклическому повторению одних и тех же процессов. Общество возникает, развивается, достигает расцвета, а затем приходит в упадок и гибнет, после чего все начинается с начала.
Однако наряду с этим уже в античную эпоху высказывалась мысль, что история течет в определенном направлении, и возврата к прошлому не бывает.
Неудовлетворенность жизнью и неуверенность в завтрашнем дне заставляла людей идеализировать прошлое и с пессимизмом глядеть в будущее. История рисовалось как движение ко все более худшим временам, как деградация, регресс. Греческий поэт и философ Гесиодсожалел о бывшем некогда «золотом веке». О возврате от пороков цивилизации назад к «золотому веку» мечтал Жан-Жак Руссо, к этому призывают и сегодня те, кого пугает будущее современной цивилизации – угроза экологической катастрофы, опасность ядерной войны.
В противовес этим взглядам в Новое время получила популярность идея общественного прогресса – оптимистическое убеждение в том, что в процессе истории жизнь человечества постепенно меняется в лучшую сторону. Эту идею развивали Ж.Кондорсэ, А.Тюрго, И.Гердерв XVIII в., О.Конт, Г.Гегель, К.Марксв ХIХ в., А.Швейцер, А.Тойнби, О.Тоффлер и др. в ХХ в.
Что же такое прогресс?
Исторический процесс и исторический прогресс – разные понятия, которые не надо смешивать. Происходящие в процессе истории человечества изменения могут кому-то нравиться, кому-то нет. Одни люди могут радоваться, считая, что в результате этих изменений человечество совершенствуется и приближается к осуществлению своих лучших идеалов; другие, напротив, печалиться по поводу того, что лучшие человеческие идеалы в этих изменениях рушатся, а люди становятся хуже. Первые будут говорить о прогрессе, вторые – о регрессе. Ведь представления об идеалах общественной жизни различны. Понятие «общественный прогресс» – это характеристика или оценка, которую люди дают историческим изменениям в жизни общества с точки зрения своих идеалов. Когда изменения происходят в соответствии с идеалами, люди считают их прогрессивными, в противном же случае говорят об отсутствии прогресса.
Если бы не было никаких общечеловеческих ценностей и идеалов, то суждения людей о прогрессе носили бы чисто субъективный характер, и было бы совершенно невозможно однозначно определить, в чем состоит прогресс и происходит ли он вообще. Однако в истории общества постепенно осознаются и получают признание некоторые общечеловеческие ценности и идеалы – такие, как добро, справедливость, свобода, гуманизм и др. Стремление к ним все более становится нормой общественной жизни. Правда, и эти идеалы людьми понимаются неодинаково. Но тем не менее они образуют основу для определения того, что в процессе общественного развития считать прогрессивным.
Каковы же наиболее важные и общезначимые критерии общественного прогресса?
Как бы ни расходились люди в понимании тех или иных ценностей и идеалов, есть исходная ценность, не признавать которую невозможно: это – само существование человечества. Отсюда вытекает главный и предельно общий критерий общественного прогресса: прогрессивным может быть только то, что способствует сохранению человеческого общества. Человеконенавистничество несовместимо с прогрессом. Всякая деятельность, угрожающая существованию человечества, безусловно реакционна, будь то развязывание ядерной войны или разрушение необходимых для жизни людей природных условий.
Но человечество должно не просто существовать, оно должно существовать по-человечески.
Таким образом, общественный прогресс – это такое развитие общества, которое направлено на создание условий для дальнейшего существования человечества и для свободной и счастливой жизни каждого человека.
В философской литературе предлагаются и другие критерии общественного прогресса. Надежды на лучшее будущее мыслители прошлого и настоящего связывают с ростом общественного богатства и улучшением благосостояния людей, с преодолением социальной несправедливости, с подъемом культуры, развитием разума, просвещения, науки, нравственности и т.д. В социальных исследованиях показателями продвижения страны по пути прогресса часто служат:
рост производимого обществом валового продукта (в целом и на душу населения);
уменьшение голода и нищеты в обществе;
рост потребностей людей и степени их удовлетворения;
изменение характера занятости населения в сторону уменьшения неквалифицированного, в особенности тяжелого физического, труда и увеличения доли работников квалифицированного труда;
развитие народного образования и повышение уровня образованности населения;
развитие социального обеспечения и здравоохранения;
обеспечение гражданских прав и свобод личности.
Несомненно, все это – важные задачи, решение которых свидетельствует о прогрессивном развитии общества. Они являются, в сущности, частными выражениями указанных двух его основных критериев. Следует лишь иметь в виду, что решение таких задач – не самоцель, а условие и средство общественного прогресса.
Окидывая взглядом общий ход всемирной истории, можно придти к выводу, что человечество хоть и с зигзагами и движениями вспять, но все же движется по пути общественного прогресса. Конечно, этот прогресс сложен и противоречив. Это не триумфальное шествие и не праздник. Он наполнен внутренним драматизмом, а порою даже трагичен. И не только потому, что он пробивает себе дорогу в борьбе с регрессивными тенденциями и реакционными общественными силами, но еще и потому, что даже самые бесспорные прогрессивные перемены в жизни людей внутренне противоречивы и сопровождаются большими или меньшими утратам.
В истории общества до сих пор создание условий для счастья одних людей достигалось в значительной мере за счет угнетения, порабощения и истребления других. Человечеству непросто и нелегко дается процесс самоорганизации и самосовершенствования. В книге истории есть немало трагических страниц. Но все же, в целом, эта книга повествует о том, как людям удавалось, хотя и ценой больших жертв, улучшать условия общественной жизни. Будем надеяться, что наши потомки намного превзойдут нас в умении добиваться этого.
Дата добавления: 2016-01-03 ; просмотров: 1675 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Прогрессивным может быть только то что способствует сохранению человеческого общества пример
«Совокупность исторически сложившихся форм жизнедеятельности людей, в которой реализуются их общие потребности». Какому понятию соответствует данное определение?
Цивилизация — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса; стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности; локализованное во времени и пространстве общество.
Общество — это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически.
Формация — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
Культура — области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Правильный ответ указан под номером 2.
«Совокупность исторически сложившихся форм жизнедеятельности людей, в которой реализуются их общие потребности». Какому понятию соответствует данное определение?
Цивилизация — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса; стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности; локализованное во времени и пространстве общество.
Общество — это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически.
Формация — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
Культура — области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Правильный ответ указан под номером 2.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность». Какие два уровня организаций и социальных институтов, которые принимают участие в социализации индивида, приводит автор? (Назовите оба уровня.) Каким образом изменяется процесс социализации на протяжении жизни индивида, с точки зрения автора?
Понятие социализации весьма многогранно. Различных определений, так или иначе характеризующих этот процесс, в современной науке весьма много. Во многом это положение объясняется тем фактом, что социализация в качестве объекта исследования рассматривается целым рядом наук, в первую очередь социологией, психологией, культурологией и политологией.
Под социализацией можно понимать «процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества». Цель процесса социализации – вхождение человека в общество, поэтому социализация является стихийным и направленным процессом одновременно.
Исходя из определения, можно заключить, что составляющими параметрами социализации являются: усвоение человеком системы духовных, психических и физических идеалов; формирование духовных ценностей; формирование духовных, психических и физических потребностей; формирование отношений индивида к социальной и физической среде; формирование принципов, мотивов, стратегий, планов, моделей поведения человека; приобретение навыков поведения.
На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе, прежде всего, участвуют организации макроуровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. Велика роль в социализации и организаций микроуровня, таких как семья, трудовой коллектив, спортивные организации и др.
Формы взаимодействия личности и среды проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа социализации: «дотрудовой»; «трудовой»; «послетрудовой». От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей – в семье, обществе, на производстве. Первый этап необходимо рассматривать как время учёбы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде. Второй этап – период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности. Третий этап – этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь. В целом, можно заключить, что личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность их усваивает. Наиболее активно процесс социализации протекает в детском, юношеском и молодом периодах жизни личности.
Какое определение понятию «социализация» даёт автор? Какие науки, изучают социализацию в качестве объекта исследования? Укажите две любые науки, названные автором. Какова цель процесса социализации, с точки зрения автора?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: социализация — процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества;
2) ответ на второй вопрос, например:
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух наук.)
3) ответ на третий вопрос, например: вхождение человека в общество.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
Какие составляющие параметры социализации приводит автор? Назовите любые два параметра. Приведите по два примера, иллюстрирующих процесс социализации в рамках этих параметров. (Сначала указывайте параметр, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
В правильном ответе должны быть названы два любых параметра и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:
1) приобретение навыков поведения:
— в процессе учебы в начальной школе Вася получает навыки общения в коллективе, ориентированные на состязательность, сотрудничество и т. д.;
— устроившись на первую работу, Иван получил навыки самопрезентации, поведения на собеседовании;
2) формирование духовных ценностей:
— воспитываясь в семье художников, Настя с детского возраста поняла ценность самовыражения для людей творческих профессий.
— читая произведения русской литературы, Федор сформулировал свои духовные ценности;
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)
Автор пишет, что «на каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните изменения влияния любых трёх социальных институтов на разных этапах жизни человека.
В правильном ответе должны приведены и кратко пояснены изменения влияния трёх социальных институтов, допустим:
1) семья (по мере взросления влияние семьи, в которой человек родился и вырос, постепенно уменьшается, в том числе по причине того, что каждый ребёнок со временем начинает проводить всё больше времени вне семьи);
2) трудовой коллектив (появляется в жизни человека в качестве одного из основных институтов социализации с началом трудовой деятельности, на первых этапах может играть ведущую роль в процессе социализации, но впоследствии при росте квалификации роль трудового коллектива в социализации может уменьшаться);
3) политические партии (могут играть значительную роль в социализации индивида, если он во взрослом уже возрасте занимает активную гражданскую позицию, является активным членом политической партии, но влияние политической партии как агента социализации может измениться при изменении гражданской позиции).
Пояснения могут быть сформулированы иначе
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни;
2) ответ на второй вопрос, например:
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух уровней.)
3) ответ на третий вопрос, например: от этапа к этапу расширяются
формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей — в семье, обществе, на
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».
Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.
Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.
Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?
В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:
1) Указано следующее определение гражданского общества:
— гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.
2) Указана тенденция:
— Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами.
3) Отражено стремление:
— нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни.
Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.
В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:
1) Указаны следующие функции государства:
— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;
— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.
) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:
— обеспечение защиты границ;
— обеспечение прав и свобод граждан.
Могут быть названы и иные функции государства.
Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.
В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры взаимодействия политической свободы и самореализации личности:
— в социальной сфере политическая свобода дает возможность участвуя во власти поддерживать те политические движения, которые могут изменить положение в социальной сфере.
— в области экономики политическая свобода дает возможность гражданину отстаивать те экономические принципы, которые для него приемлемы.
— возможность самостоятельного выбора говорит о самостоятельности личности, т. е. о самореализации личности (духовная сфера).
Могут быть приведены и иные объяснения, не искажающие смысла и близкие по сути.
Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Используя обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:
1) Указаны следующие функции государства:
— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;
— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.
) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:
— обеспечение защиты границ;
— обеспечение прав и свобод граждан.
Могут быть названы и иные функции государства.
В правильном ответе могут быть названы следующие формы взаимодействия и приведены следующие примеры:
— Защита частных сфер жизни людей. (В США общественные организации выступают с требованием прекратить массовое прослушивание телефонных разговоров граждан);
— Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей. (Общество по охране окружающей среды выступило против постройки автомагистрали через территорию заповедника);
— Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.( В Москве негосударственная общественная организация провела автопробег под девизом «За честные выборы»)
Могут быть указаны и иные формы и примеры, не искажающие смысла.
В стране Z открыли свои филиалы несколько транснациональных корпораций. Какие еще факты свидетельствуют о вовлечении страны Z в процесс глобализации? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) вступление страны во Всемирную торговую организацию
2) рост числа разводов
3) рост интереса населения страны к традиционной культуре
4) преобладание в индустрии развлечений зарубежных фильмов и зарубежной музыки
5) быстрый рост числа пользователей сети Интернет
6) рост реальных доходов населения
Глобализация — исторический процесс сближения народов, превращающий человечество в единую систему. Факторы глобализации: экономические (деятельность транснациональных корпораций), политические (ООН), духовные (туризм), социальные (взаимопомощь).
1) вступление страны во Всемирную торговую организацию — да, верно.
2) рост числа разводов — нет, неверно.
3) рост интереса населения страны к традиционной культуре — нет, неверно.
4) преобладание в индустрии развлечений зарубежных фильмов и зарубежной музыки — да, верно.
5) быстрый рост числа пользователей сети Интернет — да, верно.
6) рост реальных доходов населения — нет, неверно.
Какое место, с точки зрения автора, занимает избирательная стратегия в избирательном процессе? Каким образом может сказаться на характере избирательной кампании плохо выстроенная стратегия, как считает автор? Назовите два последствия. Какую роль должна играть команда кандидата в избирательной кампании, с точки зрения автора?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Избирательная стратегия — главный инструмент организации и проведения избирательной кампании. Стратегия, стратегические приоритеты, стратегические направления избирательной кампании, стратегический замысел, стратегический имидж — все эти термины связываются с данным понятием как организаторами, так и аналитиками избирательных кампаний. Однако отсюда вовсе не следует, что все участники избирательного процесса однозначно понимают эти термины. Более того, исследователи тоже не пришли к единому пониманию стратегии.
Основная проблема в том, что стратегия как форма организации деятельности зависит от множества факторов, начиная от исторической ситуации, переживаемой обществом, и заканчивая особенностями личности кандидата. Всё это заставляет более пристально рассмотреть различные подходы к пониманию избирательной стратегии с тем, чтобы сформулировать обобщающее понятие.
Разработка и реализация определенной, чётко выстроенной и сбалансированной стратегии ведения предвыборной политической борьбы достаточно сложная задача, решение которой определяет успех всей избирательной кампании. Хорошая стратегия определяет порядок действий кандидата и его команды по достижению поставленных целей. Это и компас, указывающий верное направление, и способ движения к намеченной цели. Если команда кандидата не смогла построить избирательную стратегию, кампания приобретает спонтанный и непредсказуемый характер. Роль команды в том, что она должна стать единым организмом, органы которого дополняют друг друга и усиливают общее стремление к поставленной цели.
Политические технологи и аналитики используют различные подходы к анализу построения избирательной кампании. В рамках каждого из этих подходов формируется своё представление об избирательной стратегии. В самом общем виде можно выделить три основных типа избирательных стратегий: социальная, политическая и имиджевая. Разумеется, в каждом из этих подходов присутствуют элементы других, но в подчиненном виде. Рассмотрим каждый из них более детально.
Социальный подход к избирательной стратегии предполагает, что избирательная стратегия направлена на изменение социальной среды, на инициирование тех социальных сил, благодаря которым кандидат получает неоспоримые преимущества перед соперниками. Основная цель стратегии состоит в налаживании взаимодействия кандидата с различного рода социальными группами и слоями, поддержка которых и составляет главный политический капитал, опираясь на который он получает доступ и к другим ресурсам, необходимым для победы.
Политический подход к избирательной стратегии акцентирует внимание на политической сфере как главной цели кандидата. Победа зависит от налаживания правильного взаимодействия кандидата с основными игроками политической сцены. Создание союзов, коалиций, направленных против одних игроков и в поддержку других, обеспечивает продвижение кандидата на политической сцене. Стратегия этого типа нацелена на достижение высокого политического статуса, который открывает доступ к административным ресурсам и обеспечивает поддержку социальных слоёв.
Сторонники имиджевого подхода считают, что и социальная, и политическая среды подвижны, пластичны, поэтому полагаться на них нельзя. Кандидат, используя личностный ресурс — свой имидж, — подчиняет себе и социальную, и политическую среды и добивается победы. Имидж — это специально созданная конструкция, предназначенная для подчинения социальной и политической среды целям кандидата. В ходе политической борьбы имидж используется как символический капитал, обладающий порой даже большей силой, чем социальный или политический.