Профундо что это в музыке
Певцы с басом-профундо
Считается, что такая техника фонации основана на единовременном использовании истинных и ложных голосовых связок (предназначенных не для извлечения звуковой волны, а для рефлекторно закрытия трахеи). Во время пения у бас-октавистов практически исключаются периодические изменения высоты и силы голоса. Напротив, ровный твердый тон подчеркивает мощность тембра и пронзительную торжественность исполняемого произведения. Можно только представить, как звучит низкий бас-профундо, если для его описания используются эпитеты «внушительно глубокий», «темный», «мрачный», «демонический». В некоторых источниках такой голос сравнивают с раскатами грома или звучанием гигантского церковного колокола.
Церковь и опера
Конечно, голос бас-профундо не предназначен для исполнения эстрадных композиций. По аналогии с музыкальными инструментами пение октависта можно сравнить с сольной партией для контрабаса. Исполнителей с басом-профундо можно встретить в православной и протестантской церкви или в опере.
Конечно, голос бас-профундо не предназначен для исполнения эстрадных композиций. По аналогии с музыкальными инструментами пение октависта можно сравнить с сольной партией для контрабаса. Исполнителей с басом-профундо можно встретить в православной и протестантской церкви или в опере.
Конечно, голос бас-профундо не предназначен для исполнения эстрадных композиций. По аналогии с музыкальными инструментами пение октависта можно сравнить с сольной партией для контрабаса. Исполнителей с басом-профундо можно встретить в православной и протестантской церкви или в опере.
В опере певцы с басом-профундо подчеркивают исполнение главной басовой партии. Дело в том, что оперные певцы, не владеющие техникой октавистов, не могут мощно петь звуки на стыке октавы и контроктавы, а бас-профундо не имеет настоящего оперного звучания. Зато, слияние голосов октависта и баса обеспечивают максимально глубокое воздействие на зрителей. Специальные партии для баса-профундо были написаны такими композиторами, как: Рахманинов, Голованов, Свиридов, Чесноков.
Лучшие из лучших
Голоса октавистов неслучайно считаются «русским чудом», поскольку мировой список певцов с бас-профундо неизменно возглавляют российские (советские) исполнители. В середине прошлого века это были: Михаил Павлович Рыба и Владимир Павлович Пасюков. Сегодня в мировом рейтинге лидируют: Владимир Миллер, Михаил Круглов и Сергей Кочетов. Премьера проекта с их участием «Три баса-профундо» состоялась в 2009 году, и уже 11 лет вызывает восхищение у почитателей классической музыки всего мира.
Безусловно, октависты – это уникальные люди, но развить способности, данные природой, помогают упорные занятия по вокалу и технике дыхания. А в качестве защиты горла и профилактики перед важными выступлениями можно использовать препарат Гомеовокс. Таблетки для рассасывания благоприятно влияют на состояние голосовых связок, позволяя заниматься в полную силу.
gela_guralia
ГЕЛАКТИКА
Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа
Ба́с-профу́ндо (итал. basso profun (do) — глубокий) — очень низкий бас, грудной, объёмнейший мужской голос.
Бас-профундо часто используется в церковно-хоровой музыке. Певцов с данным типом голоса также называют октавистами.
Утверждение, что «октависты поют октавой ниже басов» не совсем верно, ибо вниз они хотя и идут охотно, почти на октаву ниже баса (в редчайших случаях спускаясь до «фа» контроктавы (43,7 Гц), но поют, в основном, партию 2 баса.
Эти голоса часто используются в аккордовом складе, при негромком звучании. Акустический эффект участия октавистов — в слиянии звуков аккорда, который по отношению к основному тону является как бы обертонами.
Хотя басы-профундо считаются чисто русским явлением, на самом деле это не так.
Из эстрадных исполнителей большую известность получил Джон Дэниел Самнер (англ. John Daniel «JD» Sumner, 19.11.1924 — 16.11.1998) — американский евангелический певец.
В течение шести лет Самнер являлся мировым рекордсменом Гиннесса как обладатель самого низкого баса.
Здесь можно услышать уникальную «ми» контроктавы (на 2.51), что соответствует 41.21 Гц.
А «ми» большой октавы на 1.16 кажется просто огромной (большой головной резонатор).
(видео 1970-72гг)
Владимир Миллер, по информации из интернета, берет «фа» контроктавы, и даже «ми» (по случаю), но я не смогла найти эти примеры.
М.П.Мусоргский, опера «Борис Годунов» Песня Варлаама («до» большой октавы)
Александр Орт («до» большой октавы, и заходит на «ля»-контроктавы)
«Великая ектения»
Юрий Вишняков («до» большой октавы)
Владимир Пасюков
«Не отвержи мене» (Павел Чесноков)
Бас-профундо
Бас-профундо уникален по всем понятиям и меркам вокального искусства: тембр, диапазон, резонация, физиологоческое строение и т.д.
Тембр профундо действительно очень глубокий и к сожалению не обладает большим количеством обертонов в силу своего низкого звучания. Я не хочу сказать, что тембр профундо не интересен, просто он не имеет большого количества обертонов голоса (не обладает тембровой насыщенностью), и поэтому он очень редко используется как солист, я даже сказал бы, что используется как солист только, в церковных хорах и это тоже огромная редкость. Зачастую голос октависта используется в хоре при минимальном звучании (piano), что бы подчеркнуть объем и порой колоколообразный тембр баса – профундо. Так же замечу, что чаще всего, профундо используется для удвоения основного тона аккордов трезвучий мажорных и минорных. Дело в том, что по законам акустики в голосе обычного баса уже присутствуют обертона голоса профундо, при подобном слиянии тембров баса и баса — октависта (т.е. профундо) — звучание басовой партии в хоре становится массивным и всеобъемлющим. Приём октавного слияния применяется для максимального влияния на слушателей, те кто слышал хоть раз в жизни голос профундо, описывают ощущение схожим с тревожным звучанием церковного набата (тяжёлого колокола предвещающего беду).
Диапазон профундо в нижней своей границе может достигать фа – контр октавы, а в верхней границе – до1 октавы.
Резонация голоса октависта, так же заслуживает особого описания, потому что в процессе резонирования в этом случае используется только гортань и грудная клетка (т.е. грудной резонатор).
Головной резонатор, практически не используется, а точнее, не используется вообще. Причиной этому служит строение и характеристика связок. Связки октависта длинные и по плотности очень эластичные, что обеспечивает производительность низких обертонов, но высокие обертона такими связками почти не издаются и поэтому до верхних головных резонирующих полостей доходить и развиваться нечему. Вот так вот!
Опера и вокал
Сайт для вокалистов
Репертуар для баса
Программа для басов
Бас — самый низкий мужской голос. Отличается богатым низким звучанием. Диапазон в целом от «фа» большой октавы до «фа» первой. Существуют разные классификации басовых голосов. В Италии выделяют баса-кантанте, баса-буффо и баса-профундо. В Америке делят басов на бас-баритон, комический бас, лирический и драматический. На практике эти разделения весьма условны, один и тот же певец исполняет партии разных подтипов. Существует так же термин «русский бас», применяемый для описания очень глубокого баса, способного петь в контроктаве. Например, у Рахманинова во «Всенощном бдении» есть нота Си-бемоль контроктавы. Есть так же басы октависты, которые могут петь еще ниже. Например, голос советского певца Михаила Златопольского считается самым глубоким басом в мире (До контроктавы). В операх же самая низкая обязательная нота — Ре Большой октавы у баса в опере Моцарта «Похищение из Сераля», вставная — у Барона Окса в «Кавалере розы» Штрауса (До Большой октавы). Самая высокая нота у баса в опере — у Парикмахера в «Носе» Шостаковича (соль-диез первой октавы). Ниже приведена одна из многих классификаций с примером партий.
Бас-кантанте — это певучий бас с сильным верхним регистром (например, Федор Шаляпин). В немецкой системе выделяют так же высокого драматического баса (например, Чезаре Сьепи). Комический бас или бас-буффо — это скорее амплуа, чем тип голоса, хотя тоже делят на лирического буффо и драматического. Низкий бас или бас-профундо — голос с более сильным нижним регистром, самый объемный голос, с медленным вибрато (Зарастро из «Волшебной флейты» Моцарта). Бывает, выделяют промежуточный подтип — центральный бас — крупный, яркий, сочный голос. Помимо комического амплуа, чаще всего басы в операх представляют высшую власть: королей, царей, жрецов, генералов и т. д. И, конечно, для баса написано много инфернальных зловещих потусторонних партий вроде Мефистофеля. В русской музыке, в отличие от западноевропейской, басу уделяется больше внимания и почета в виде главных партий. Имена певцов-басов с разделением на подтипы на странице «Певцы и певицы«.
Бас-профундо
Ба́с-профу́ндо (итал. basso profondo — глубокий бас) — очень низкий мужской голос.
Бас-профундо — итальянский термин. В России глубокие басы часто используются в церковно-хоровой музыке. Певцов с данным типом голоса также называют октавистами по названию их функции («на октаву ниже баса») в православном церковном пении.
Утверждение, что «октависты поют октавой ниже басов», не совсем верно, ибо хотя они и идут вниз охотно, почти на октаву ниже обычного (высокого) баса (в ряде случаев спускаясь до фа контроктавы (43,7 Гц) и даже ниже), но поют, в основном, партию 2-го баса. Октависты чаще всего применяются в аккордовом складе, при негромком звучании. Акустический эффект участия октавистов — в слиянии звуков аккорда, который по отношению к основному тону является как бы обертонами (поэтому всего естественнее употреблять бас-профундо при пении оснований мажорных трезвучий). Применять следует осторожно, считаясь с указаниями композитора и стилем произведения.
Содержание
Фонация в октавистском регистре
Более точным определением голоса октависта является утверждение, что эти исполнители умеют извлекать — помимо общих для всех певцов основных грудного и головного регистров — в третьем, нижнем регистре, который требует навыка запускать колебания иной части «глотки» при переходе от самых нижних нот грудного регистра. Исследовательские работы с использованием видеозаписи колебания связок, анализа спектра и формы колебаний с расположенных на шее датчиков и т. д. иногда утверждают, что техника работает на основе одновременного использования связок и «ложных связок» певца. Этим она отличается от «штробаса» (strohbass) (в американском английском «вокальное шипение», vocal fry, в британском английском creaky voice), в котором нет участия связок, то есть «голоса», а есть лишь колебания ложных связок.
Вследствие этого третий (октавистский) способ звукоизвлечения (или фонации, phonation), с сильным голосом, простирается на одну октаву ниже самой нижней ноты грудного регистра, типично для мужчин — до ми-соль контроктавы, хотя известно множество исполнителей (например, Михаил Златопольский и Тим Стормс), певших до нижней части контроктавы (и даже далее, вглубь октавистской тесситуры). Ниже этой октавы с голосом звукоизвлечение становится очень тихим и все более «шумовым», как показывают спектрограммы, переходя в «штробасс».
Такое звукоизвлечение доступно как мужским, так и женским голосам, сегодня YouTube хранит также примеры девушки-подростка, которую отец научил извлекать отдельные звуки до ля-соль контроктавы. Традиция женского пения с применением октавистского регистра (то есть до октавы ниже самой низкой ноты грудного регистра) неизвестна.
Традиции низкого пения в разных жанрах
В академическом пении профундо считается самым малоподвижным голосом из всех существующих. Однако партия Осмина в опере «Похищение из сераля» Моцарта богато украшена колоратурами. Вследствие этого певцов, поющих эту партию, можно условно назвать «колоратурными басами-профундо», хотя этого термина на самом деле не существует.
В опере одним из главных требований является покрытие голосом больших залов (до первых тысяч слушателей), и «резать» оркестр. Обучаемые только использованию грудного диапазона, но не «октавистской» технике, оперные певцы не могут брать мощно звуки внизу большой октавы. По этой причине ноты ниже до большой октавы в опере не используются. Голоса же известных певцов-октавистов не имеют оперного звучания, но слышны на фоне церковного хора. В православной церкви была избрана традиция отказа от использования музыкальных инструментов, и, как следствие, древнее пение очень низкими голосами выжило до наших дней и встречается во всех странах, где присутствует «греческая» церковь, например, в Сербии, Греции, Румынии, в храмах бывшего СССР и т. д.
В западной традиции голоса «басов профундо» очень распространены (США) при пении «госпелов» (gospels), церковных гимнов протестантской церкви. Эти исполнители имеют оживленную «развлекательную» (в отличие от «суровой» и медленной православной церковной музыки) манеру пения, и часто используют низкие ноты как сценическое трюкачество, исключительно микрофонное пение, что встречает аплодисменты и одобрительные выкрики в сидящей в церкви или зале аудитории. К такого стиля известным исполнителям (их десятки и десятки только во второй половине 20 века, сегодня они зарегистрированы множественными роликами на YouTube) можно отнести, например, следующих: Джон Дэниел Самнер, Кен Тёрнер, Тим Райли, Роджер Менис и Тим Стормс.
Современная поп-музыка после революции 1960-х делает намеренный акцент на высоких женоподобных голосах для мужчин-исполнителей (соответственно разрешая, наоборот, более низкие грудные голоса для женщин), а потому басы, способные брать ноты «октавистской» техникой, в кантри, роке, поп-музыке запада практически отсутствуют.
Интересно, что в прошлые века в Европе бас также считался голосом буффона (комические роли) или очень старого человека, а также отрицательного героя, а «красивое пение» предполагалось более высокими мужскими голосами. Известнейшие оперные басовые роли подтверждают это положение — например, ария Осмина — ария хранителя сераля (то есть кастрата), который поёт басом (комическая невозможность).