Профильный вуз что это
Плюсы и минусы профильного образования
Ваше чадо мечтает о карьере юриста или врача. Сможет ли ему помочь поступить в желаемое высшее учебное заведение профильное образование? Какой профиль ему выбрать, если он сам еще не знает, кем хочет стать? И что делать, если профильное образование будет выбрано неправильно?
Вопрос о профильном обучении в школах на сегодня является одним из ключевых в системе образования. Это спорная тема для учеников, учителей и родителей. Как помочь школьникам определиться с направлением? Как донести до них материал, если предмет не является профильным, а количество часов минимальное? Среди учителей такое новшество приобрело сторонников и противников.
Для чего необходимо профильное образование?
Выбрать для себя дальнейшее направление учебы волнует лишь учеников старших классов. Большинство школ занимается делением с 10 класса, некоторые – с восьмого. Считается, что в этом возрасте ребенок уже имеет определенные интересы и определился с профессией. Профильное образование лишь поможет ему усовершенствовать знания, чтобы поступить в нужный ВУЗ. Система профильного образования решает следующие задачи:
Когда у выпускника нет достаточных знаний по предметам, которые сдаются при поступлении в институт, они вынуждены воспользоваться услугами репетитора или записаться на подготовительные курсы. Стоит это недешево, да и гарантий нет. В этот момент и поможет профильное образование. Количество часов, отведенных нужной дисциплине, увеличивается, и ребенок полностью освоит нужный материал.
Переходя в класс с углубленным изучением конкретного предмета, школьник не только больше узнает о выбранной профессии, но и примет окончательное решение. Например, ребенок решил изучать естественные науки. Он не только будет углубленно изучать химию, биологию, но и познакомится с профессиями этой направленности.
Школьник любит один предмет, а остальные не любит? При выборе профиля он отдаст предпочтение тем дисциплинам, которые ему нравятся, и с которыми он свяжет жизнь в дальнейшем. Уделяя больше времени конкретному предмету, у него разовьется самостоятельность и возрастет стремление к учебе. Цель профильного обучения – помочь каждому выпускнику найти то, что ему по душе.
Ребенок хочет связать жизнь с финансами и поступает на факультет экономики? Или он хочет стать врачом и идет в медицинский институт? Хорошие высшие учебные заведения требуют от поступающих высокого уровня подготовки. Обычные общеобразовательные программы не дают достаточных знаний. На помощь придет профильная система: усовершенствует знания, уделит больше внимания нужному предмету, облегчит поступление в ВУЗ.
Типы профильного обучения
Профильное обучение набирает популярность: из года в год оно практикуется в большинстве учебных заведений. Но не нужно забывать, что типы обучения отличаются. Современные школы предлагают следующие группы:
Более продуктивная – первая система, поскольку среднее учебное заведение сотрудничает с высшим. Это не только усовершенствует знания детей, но и повысит шансы поступления на бюджет.
Преимущества и недостатки профильного обучения
Система обучения в школах по профилю неоднозначна и вызывает споры, ведь подойдет она не каждому. Например, дети, которые с детства определились с будущей профессией, освоят нужные дисциплины в полном объеме. А тем школьникам, которые сомневаются и никак не определятся с профессией, такое обучение покажется неудачным.
Преимущества профильной системы обучения:
Что приведет к раннему освоению дальнейшей профессии. Если ученик с раннего детства мечтает о профессии ветеринара, то углубленное изучение биологии поможет получить необходимые знания и навыки для работы в этой сфере. Будущие юристы, адвокаты усовершенствуют знания по истории, праву и пр.
Что может больше доставить удовольствия, чем обучение в компании единомышленников? В такой системе дух соперничества будет выше, а это послужит для выпускников дополнительной мотивацией. Также ребенок будет подготовлен к возможным профессиональным трудностям.
Когда количество любимых предметов преобладает над нелюбимыми, ребенок будет учиться с большим удовольствием. Например, будущий программист будет с желанием посещать школу, если информатики будет больше. Ученики, выбирая профиль, заинтересованы в успехе.
Профильное образование, в котором читают лекции, проводят практические занятия, схоже с системой преподавания в высших учебных заведениях. Школьникам, обучающимся по профилю, учеба в институте не покажется другой, и адаптация у них пройдет быстрее и легче.
Совершенствуя знания по конкретным предметам, шансы поступления в ВУЗ повышаются. Особенно это касается школ, обучающихся по системе «школа-ВУЗ».
Недостатки:
Часто для поступления в такие классы от учеников требуют сдачи вступительных экзаменов, что посильно не каждому. Требования могут быть и другими, важно быть морально к ним подготовленными.
Выбрав одно направление, ученик будет отдален от других. Если он в процессе обучения сменит решение, сдать экзамены для поступления в ВУЗ будет сложнее. Придется нанимать репетитора.
Полностью погрузившись в изучение профильного предмета ученик недополучает базовых знаний по другим дисциплинам, изучаемым в школах. Тяжелым это окажется для тех, кто любит изучать предметы разной направленности, к примеру, художественную литературу и химию.
Как практикуется профильное обучение заграницей
Многие развитые страны уже давно внедрили профильное образование. В Соединенных Штатах, Германии, Франции и пр. такое обучение считается действенным, благодаря чему количество учеников в этой системе увеличивается с каждым годом. Заграницей на профили делят за несколько лет до окончания среднего учебного заведения, то есть, в старших классах. Организация самого обучения может отличаться. Во Франции и Германии школьникам преподают предметы по утвержденной программе. В США, Великобритании ученики самостоятельно выбирают предметы, которые они хотят углубленно изучать. Однако, есть и дисциплины, которые обязательны к посещению. Одна из них – физическая культура.
На каких принципах строится профильное обучение
На профили делят с учетом особенностей дисциплин и направления будущей профессии. Отличается лишь количество часов, отведенных под профильные предметы. Но в некоторых программах школьникам предлагают изучать дополнительные дисциплины. Вначале существовало 4 базовых профиля: естественнонаучный, гуманитарный, математический и социально-экономический.
Например, ребенок увлекается информатикой и математикой – предпочтение стоит отдать математическому профилю с соответствующим количеством уроков, если иностранными языками и историей – то гуманитарному. В настоящее время количество направлений увеличилось. Ребенок хочет стать стоматологом – необходимо поступать в класс медицинского уклона, переводчиком – в лингвистический класс.
Как быть, если ребенок до сих пор не определился со специальностью? Как ему помочь сделать выбор, чтобы не ошибиться? Немало есть таких школьников, которые не знают, с какой профессией связать жизнь. Много учеников, которым сегодня интересна одна специальность, завтра – другая, а послезавтра – третья. За период обучения в школе интересы детей меняются по несколько раз, поэтому выбрать профильный класс им нелегко.
Еще одна проблема, волнующая старшеклассников – сложность выбора одного из нескольких интересующих направлений. Как быть, когда ученик изъявляет желание углубленно изучать сразу биологию и литературу, или географию и информатику? По направленности предметы разные, в один профиль их не объединишь, поэтому приходится выбирать один из них.
Как не ошибиться с выбором направления?
При выборе подходящего направления обучения необходимо учитывать талант, желание и ожидания школьника. Чтобы помочь старшекласснику выбрать один из профилей, в учебном заведении можно провести одно из мероприятий:
Проведение тестирований, анкетирований поможет определить, к какому направлению у школьника имеются большие наклонности, и какое из них необходимо развивать. Отличный вариант – проведение теста на профориентацию.
Встречи с психологами, педагогами и работниками различных сфер покажут, к чему у школьника есть способность, и к чему ему нужно стремиться. В ходе бесед удастся отделить непригодные варианты и набросать многообещающие пути развития.
Один из способов определения подходящего профиля – составление портфолио. В нем отмечаются имеющиеся грамоты, заслуги, интересы ученика, его участие во внешкольной деятельности и в дополнительном образовании. Собрав всю информацию, будет проще определить направление, к которому у старшеклассника имеются способности. Ученик стал призером шахматного турнира или дома занимается сборкой компьютеров – предпочтение нужно отдать математическому профилю. Школьник любит выращивать цветы на подоконнике или ухаживать за питомцами – выбор стоит остановить на естественнонаучном профиле.
Мероприятия, посвященные выбору профессии, помогут понять, какое направление больше подходит школьнику. На стенде размещается необходимая информация о каждой профессии, а приглашенные профессионалы дадут ответы на интересующие вопросы.
Упростить выбор специальности поможет экскурсия на работу, куда выпускник хочет трудоустроиться после окончания высшего учебного заведения. С ребенком можно сходить в больницу, учреждения государственного типа, офисы и пр. Школьник собственными глазами увидит, как люди работают в каждой сфере. Это поможет ему найти себя. Может быть, кто-либо из детей, побывав в музее, осознает, что ему нравится история, и нужно развиваться в этом направлении. Другие, увидев работу рекламного агента, поймут, что им это нравится.
Стоит учесть, что для поступления в класс с углубленным изучением отдельных предметов придется сдавать сложные экзамены.
Подводные камни профильного образования
Профильная система не так проста, как кажется. Организация обучения по такой системе часто вызывает трудности, разногласия. Большая их часть была рассмотрена выше. Родители хотят, чтобы их ребенок не покидал стен любимой школы, но и не чувствовал себя некомфортно. Впадать в отчаяние в такой ситуации не нужно – любая проблема имеет свое решение. И мы поможем в этом. Рассмотрим основные проблемы, с которыми могут столкнуться старшеклассники:
К школам часто выдвигают следующее требование: для открытия профильного класса необходимо набрать конкретное количество учеников, выбравших это направление. Приведем пример: ваш ребенок решил связать жизнь с фармацевтикой, а ее одноклассники и ученики из параллельных классов остановили свой выбор на ВУЗах технической или экономической направленности. Что делать, если естественнонаучное направление выбрали мало учеников? Некоторые родители решают проблему тем, что переводят ребенка в другую школу с подходящим профилем. Необходимо помнить, что подобные переводы могут послужить причиной дополнительных стрессов – новая школа, незнакомые люди, необходимо заново вливаться в коллектив. В этом случае лучшим вариантом станет посещение индивидуальных занятий или приход репетитора на дом, открытие элективных курсов для всех желающих.
Ваш ребенок планирует поступать учиться на психолога. Для освоения этой профессии требуется углубленно изучать биологию и обществознание. В то же время усиленно биологию изучают те школьники, которые выбрали естественнонаучный профиль. Обществознание входит в гуманитарный и социально-экономический профиль. В такой ситуации отдать предпочтение необходимо тому направлению, в котором у ученика меньше знаний, и которое дается ему сложнее. Освоение второй дисциплины можно оставить на самостоятельное изучение, в качестве самообразования. Актуальными в профильном образовании остаются услуги репетитора.
Часто бывает, что в последний год обучения выпускник меняет свое мнение по поводу профессии, с которой хотел связать свою жизнь. Он выбирает другую специальность – не ту, которой отдал предпочтение в самом начале обучения. Например, выпускник учился в классе с углубленным изучением физики и математики, но в 11 классе решил, что станет экономистом. Перевестись в выпускном классе в класс с другим профилем не всегда возможно. Проблема решается просто – необходимо ввести в среднем учебном заведении дополнительные занятия для школьников-непрофильников. К примеру, ввести такую дисциплину, как обществознание в классе с уклоном на математику и естественные науки.
При нехватке в школе квалифицированных учителей, которые смогут дать ученикам глубокие знания по профильному предмету, выход один – пригласить педагогов из высших учебных заведений. Например, в классе с углубленным изучением гуманитарных наук основной упор делается на русский язык, английский и литературу. В то время как остальные предметы изучаются второстепенно. Пригласив педагогов из ВУЗов или записавшись на специализированные курсы, удастся полностью устранить проблему.
Профильное образование – новаторская модель обучения, позволяющая решить множество вопросов, волнующих учеников выпускных классов. Главное его преимущество в том, что оно дает возможность школьникам сосредоточиться на предметах, которые необходимы им в будущем в первую очередь. При этом ученики получают достаточный объем знаний для поступления в ВУЗ. Профильное образование направлено на развитие у детей самостоятельности и на стимуляцию желания учиться. Разделение в школах на профили становится актуальным и популярным не только в Российской Федерации, но и в зарубежных странах.
Информационно-аналитический журнал
Особое внимание к художественному образованию – дополнительное финансирование, улучшение материально-технической базы, грантовая поддержка кадров и т.п. – значительно улучшило поддержку творческих вузов, но университеты, академии и институты культуры и искусств в это число не попали.
Екатерина КУДРИНА, ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств |
Активное обсуждение проекта интегрированного закона «Об образовании» продолжается. Свое мнение по этому поводу высказывает Екатерина КУДРИНА, ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
– Как вы оцениваете проект закона в целом? Соответствует ли он вашим ожиданиям?
– Оценить проект закона «Об образовании в РФ» в целом весьма сложно. Пока он представляет собой некий интегрированный документ, в который его разработчики постарались ввести более 200 нормативно-правовых актов, действующих в сфере образования в течение последних десяти-пятнадцати лет. Но то, что закон готовится и обсуждается, следует отметить как значимое для отечественной системы образования событие. Моим ожиданиям данный документ не соответствует, потому что разрушает сложившуюся систему подготовки кадров для сферы культуры и искусства. От закона всегда ждешь гораздо больше, чем потом видишь. Как правило, он сопровождается рядом других документов, регламентирующих механизмы его применения. На мой взгляд, ожидания профессионального сообщества могут удовлетворить подзаконные акты, устанавливающие возможность реализации закона для конкретного уровня образования и типа учебных заведений, в том числе имеющих отраслевую специфику.
В проект нужно внести коррективы, которые предложили участники совместной коллегии двух министерств РФ – культуры, образования и науки, а также парламентских слушаний комитетов Государственной Думы РФ по культуре и по образованию. Во-первых, это введение ассистентуры-стажировки как формы послевузовского профессионального образования по творческо-исполнительским специальностям. По правовому статусу асисстентов-стажеров необходимо приравнять к аспирантам, предоставив им равные права и гарантии, и предусмотреть государственную аттестацию, которая бы проводилась в форме защиты итоговой квалификационной работы по определенному виду творческо-исполнительской специальности. Во-вторых, следует сохранить академию как тип учебного заведения. Если этого не сделать, целый ряд вузов, в том числе большинство консерваторий, лишится возможности иметь диссертационные советы и готовить квалифицированные научно-педагогические кадры не только для своего коллектива, но и для других учебных заведений высшего и среднего звена, выпускающих специалистов по определенному виду искусства. На мой взгляд, веками сложившаяся система высшего профессионального образования не позволит перейти к одному его виду, да и нецелесообразно это. Уж слишком мы разные даже в пределах отдельной отрасли.
– С видами учебных заведений связан еще один актуальный вопрос – о том, что показатели аккредитации не соответствуют особенностям творческих учебных заведений. Какие из этих показателей, по вашему мнению, нужно изменить?
– В силу специфики деятельности вузам культуры и искусств очень сложно обеспечить практически половину показателей аккредитации. Невозможно иметь спектр реализуемых основных образовательных программ не менее чем по 7 укрупненным группам специальностей (направлениям подготовки), а по специальностям аспирантуры – не менее 5. Также необходимо учитывать, что свой статус вузы нашей отрасли получали в последние десять-пятнадцать лет, а значит, показатель «4 аспиранта на 100 студентов» пока для них невыполним. Сложно обеспечить и среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет: не менее 10 млн. рублей для университета и не менее 5 млн. рублей для академии. Но еще сложнее за такой же срок добиться, чтобы среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала составил для университета не менее 18 тыс. рублей, для академии – не менее 12, для института – не менее 5, ведь более половины преподавателей в образовательных учреждениях культуры и искусств относятся к категории «творческие работники», то есть не зарабатывают для вузов деньги, занимаясь научными исследованиями. Мы считаем, что в «процент остепененности» нужно включать звания, которые имеют преподаватели творческо-исполнительских специальностей.
– Екатерина Леонидовна, создает ли, на ваш взгляд, новый закон условия для формирования системы критериев отбора талантов?
– Относительно предметов, по которым не проводится единый государственный экзамен п. 3 ст. 117 проекта закона дает вузам право установить дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности. Результаты испытаний учитываются при зачислении в вуз. Это дает возможность отбирать способных студентов. Свои системы и критерии отбора талантов должны иметь (и уже имеют) не только «хореографические и танцевальные высшие учебные заведения, но и другие вузы культуры и искусств (смешанные, театральные, хоровые и др.).
– Многие участники обсуждения ключевой проблемой образования считают профессиональные стандарты. Они высказывают мнение, что новый закон заработает только тогда, когда будет четко определено, какими компетенциями должен обладать выпускник. А как считаете вы?
– Не следует соотносить начало «работы» закона с определением в федеральном государственном образовательном стандарте компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза. Федеральные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных для реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ, а требования ФГОС, в том числе к знаниям, умениям и навыкам, – обязательными для выполнения. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции и вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам при разработке своей основной образовательной программы. Отсюда следует: то, что для вузов культуры и искусств служит главной особенностью, является дополнительным, а не основным. Хотели как лучше, а получилось…
– Предложения по совершенствованию закона, которые опубликованы в средствах массовой информации и Интернете, в основном относятся к музыкальным и хореографическим вузам и школам искусств. Нет ли у вас ощущения, что культура и в законе, и при обсуждении осталась как бы за кадром?
– Есть не только ощущение, но и реальные опасения, что вузам культуры и искусств придется вырабатывать новую и искусств в это число не попали.
– Что, по-вашему, стимулировало бы развитие вузов культуры и искусств?
– Все то, о чем говорилось выше и на упомянутых мероприятиях – совместной коллегии двух министерств и парламентских слушаниях профильных комитетов по культуре и образованию Государственной Думы РФ. А еще необходимо обратить особое внимание на оплату труда преподавателей, улучшение материально-технической базы учебных заведений творческого профиля.
Также развитие вузов культуры и искусств стимулировала бы, с одной стороны, реализация Концепции художественного образования в Российской Федерации (2001) и Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы (2008), а с другой стороны, – отношение к ним как творческим вузам, имеющим отраслевую специфику и особенности развития.
Университет, академия, институт: в чем разница
В России высшее образование можно получить в учебных заведениях трех видов: академиях, институтах или университетах.
Виды вузов
Четкое разделение высших учебных заведений на виды: университет, академия, институт – было закреплено в утратившем еще в 2014 году силу правительственном постановлении № 71. Сейчас все образовательные организации делятся на типы в зависимости от программ, по которым они учат своих учащихся.
На уровне высшего образования есть программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, и все их могут преподавать любые «образовательные организации высшего образования» – так обобщенно действующий федеральный закон называет высшие учебные заведения – сокращенно вузы.
Тем не менее вузы по-прежнему называются или университетами, или академиями, или институтами, а в начале их полных официальных наименований просто указывается (обычно аббревиатурой) организационно-правовая форма и тип (по программам), к которому относится учебное заведение. Это и есть те громоздкие, обычно непроизносимые и малопонятные сокращения вроде ФГБОУ ВО (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования) или ФГАОУ ВО (федеральное государственное автономное образовательное учреждение), за которыми следуют привычные университет, институт или академия.
Итак, в чем же разница между тремя видами вузов.
Университет
Это крупное высшее учебное заведение, которое готовит студентов по специальностям разных, необязательно смежных направлений и занимается научно-исследовательской деятельностью в нескольких сферах. Условно (потому что законодательно такая классификация не закреплена) университеты можно разделить на несколько категорий.
Классический (многопрофильный)
Это университет в традиционном понимании – вуз с примерно равным сочетанием гуманитарных и естественно-научных направлений подготовки студентов и научных исследований. Обычно образовательные программы социально-гуманитарного и естественно-научного цикла составляют не меньше 60 % всех направлений профессиональной подготовки в вузе.
Характерная черта образования в классическом университете – фундаментальность. Это значит, что вуз готовит разносторонне развитых специалистов с глубокими знаниями определенной предметной области, способных вести основополагающие научные исследования. Работают выпускники классических университетов во всех сферах: в образовании, культуре, науке, экономике, управлении.
Два примера классических университетов – флагманы российского высшего образования: Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Их статус как классических закреплен федеральным законом.
Теоретическая наука – это хорошо и нужно, но вузы не могут быть оторванными от повседневной жизни, поэтому из-за потребностей экономики сегодня происходит переориентация традиционного фундаментального образования на практико-ориентированную подготовку, и классических вузов в их привычном понимании как оплота теоретической науки становится все меньше.
Кроме того, само понятие «классический университет» трансформируется. Происходит это еще и потому, что за последние 10 лет десятки профилированных вузов – академий и институтов – были реорганизованы в неклассические, узкопрофильные университеты, и наоборот, некоторые специализированные высшие учебные заведения (педагогические, экономические) стали университетами, претендующими на статус классических.
Профильный (отраслевой)
В отличие от классического, профильный университет занимается подготовкой в основном специалистов-практиков и ведет научно-прикладные исследования для определенной отрасли.
Пример: первый российский технический вуз – Санкт-Петербургский горный университет. Его основали в 1773 году именно как учебное заведение для подготовки инженеров горного дела. Со временем количество направлений подготовки и сфера научных интересов расширялись, и бывшее Горное училище сначала стало Горным кадетским корпусом, потом Институтом корпуса горных инженеров и в конце концов – одним из крупнейших в мире университетов, специализирующихся на научных исследованиях и разработках для отрасли горного дела и, конечно же, на подготовке профессионалов высокого класса для добывающей и обрабатывающей промышленности.
Большая часть современных профильных университетов – это в прошлом специализированные институты, разросшиеся до масштабов университетов. Многие из них сохранили в своих названиях слово «институт», ставшее частью бренда, например:
Направления
По отраслевой специализации профильные университеты объединяют в несколько групп:
Внутри этих групп тоже могут быть еще более узкие специализации: например, у медицинских – стоматология (Московский государственный медико-стоматологический университет, МГСМУ им. Евдокимова).
Федеральный (ФУ)
У федеральных университетов – особый статус. Эти вузы – своего рода региональные Минэкономразвития и Минобрнауки в одном лице. Их задача – быть научно-методическими центрами развития регионального высшего образования и обеспечивать высококвалифицированными кадрами программы развития субъектов Федерации. Поэтому свою образовательную и научную деятельность федеральные вузы строят в тесной связке с потребностями конкретного региона.
Всего федеральных университетов 10, в каждом регионе есть свой. По два вуза «высшего эшелона» в Северо-Западном и Южном округах.
Список федеральных университетов (порядок по дате создания):
По задумке правительства, федеральные университеты должны стать локомотивами высшего образования в регионах – примерно такими же, как МГУ и СПбГУ для всей страны.
Национальный исследовательский (НИУ)
Это университет, сочетающий в равных пропорциях образование и исследовательскую деятельность. Она должна быть направлена на обеспечение высококвалифицированными кадрами приоритетных для страны направлений развития экономики, техники, социальной сферы, науки, на совершенствование и внедрение в производство высоких технологий.
На 2021 год в России 29 национальных исследовательских университетов:
Категорию «национальный исследовательский университет» вузам присваивает правительство по результатам ежегодного мониторинга программ развития учебных заведений. Если показатели окажутся ниже тех, что должны соответствовать статусу НИУ (критерии подробно изложены в приказе Минобрнауки № 1038), вуз лишат почетной и обязывающей категории.
Академия
Это высшее учебное заведение, которое готовит студентов по большому количеству направлений и специальностей, но в одной отрасли экономики, культуры, науки или сферы общественной жизни.
Чаще всего академии специализируются на гуманитарных или естественно-научных направлениях, основные профили:
Но гуманитарная специализация необязательна: большинство военных и сельскохозяйственных вузов – академии.
Институт
Это высшее учебное заведение, в котором готовят высококвалифицированных специалистов для работы в определенной сфере. От академии институт отличается профилями подготовки: как правило, это направления, связанные с промышленностью и производством, технологиями, точными или социальными науками, но это необязательно. Кроме того, в институтах выбор специальностей и направлений обычно меньше, чем в академиях того же профиля.
Институты могут входить в структуру университетов и академий. Например, кроме факультетов, в составе Московского государственного университета 19 институтов:
В одной из крупнейших российских академий – РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы) 9 институтов:
Немало самостоятельных во времена СССР институтов после многочисленных реорганизаций 2009–2015 годов вошли в состав университетов, особенно федеральных – эти вузы создавались на базе нескольких высших учебных заведений: обычно одного университета и 3–5 местных институтов.
Виды деятельности вузов
Все вузы – университеты, академии, институты – в дополнение к своей основной деятельности – подготовке специалистов по программам высшего образования и проведению научных исследований – могут:
Институты, особенно открытые при университетах и академиях, могут специализироваться исключительно на исследовательской деятельности и набирать на учебу только аспирантов.
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
В академиях, университетах и институтах образование – высшее, если студент не учится на программах СПО.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и определяет его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.