Профильная смена это что
Отдых и оздоровление детей
в Курганской области
Профильная смена – это лагерная смена, деятельность которой подчинена профильным приоритетам, т.е. определенному направлению, специфике.
Профильные смены проводятся для освоения ее участниками новых знаний, расширения социального опыта, развития и совершенствования каких-либо творческих, профессиональных или специальных навыков. Основным в содержании деятельности профильной смены может являться практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде социального, художественного, научно-технического и т.п. видов творчества.
В содержании профильной смены особое внимание уделяется конкретному направлению, демонстрации достигнутых результатов, планированию совместных акций и т.д.
Воспитательный процесс, организуемый в профильной смене, по своим целям, содержанию, структуре и ресурсам во многом отличается от практики традиционного поведения летних лагерных смен в летних лагерях.
Профильные смены имеют свои особенности:
В последние годы, одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагеря кардинально изменился.
Примеры профильных смен:
Моделирование профильной смены в детском лагере
Моделью называют формальное выражение существенных элементов проблемы в образной или математической форме. Мы постоянно имеем дело с моделями, создаем их для исследования собственных проблем, хотя и не называем их именно так. Мы просто окружены ими: выкройки, планы, договоренности, картины, музыка и многое другое представляют собой физические, знаковые, житейские, художественные модели.
Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.
Перед реализацией программы (проекта смены) организатору необходимо проработать и учесть не только цели, содержание, но и те факторы, которые могут оказывать воздействие на воспитательный процесс в лагере.
О методических рекомендациях по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе для детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (письмо Минпросвещения от 26.03.2020 г.) скачать
Опыт организации профильных смен на территории Курганской области
В Курганской области особой популярностью пользуются профильные смены, при разработке которых учитываются интересы, склонности и способности отдыхающих, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными способностями.
В регионе реализуются порядка 30 профильных смен для различных категорий детей с общим охватом более 2 тысяч по следующим направлениям: военно-исторические, профориентационные, туристические, социально-значимые, экологические, тренировочные сборы и особое место занимают олимпиадные смены по предметам.
Из традиционных и известных смен можно назвать «Патриот Зауралья» (военно-исторический лагерь), «Команда» (смена для активных школьников по 4 направлениям), «Разноцветные реки» (лагерь мира и дружбы).
Методическое пособие «Организация и проведение профильных смен и других форм профилизации детского отдыха в организациях отдыха детей и их оздоровления (методические рекомендации для организаторов детского отдыха)» (2021 г.) скачать
Профильная смена это что
В последние годы, одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагерей кардинально изменился. Профильные смены выполняют очень важную миссию – летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Помочь детям интересно отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, развить свои способности, научиться понимать себя и других – вот основные задачи, которые решаются при проведении профильных смен. Ведь именно во время летних каникул можно создать комфортное социально-образовательное пространство для взаимодействия и творчества детей.
“Профильная смена” – форма учебно-воспитательной работы, при которой учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.
По абсолютному убеждению большинства теоретиков, воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря является уникальным фактором социализации и адаптации ребенка во временном детском коллективе, а значит, требует осознанного подхода: научной разработки, поэтапного формирования последовательного развития, наконец, анализа получаемых результатов.
Пребывание в летнем оздоровительном лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Летние профильные смены подразумевают:
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ
Моделью называют формальное выражение существенных элементов проблемы в образной или математической форме. Мы постоянно имеем дело с моделями, создаем их для исследования собственных проблем, хотя и не называем их именно так. Мы просто окружены ими: выкройки, планы, договоренности, картины, музыка и многое другое представляют собой физические, знаковые, житейские, художественные модели.
Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.
Перед реализацией программы (проекта смены) организатору необходимо проработать и учесть не только цели, содержание, но и те факторы, которые могут оказывать воздействие на воспитательный процесс в ДОЛ.
Подобный подход позволит минимизировать риск от непреднамеренных отрицательных воздействий воспитателей и воспитанников, в целом, создавая условия компенсации и комфорта воспитанников, позволяя решать более сложные воспитательные задачи.
Итак, говоря о моделировании, мы выделяем рад существенных этапов в осуществлении данного процесса.
Концептуальная модель смены
Концептуальная модель смены – это обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы лагерной смены.
Воспитательная система включает содержательный компонент (комплекс воспитательных целей и задач, характер и содержание деятельности, направленной на реализацию целей, сеть отношений, складывающаяся между участниками деятельности) и технологический (арсенал средств и приемов организующего, развивающего и воспитывающего характера). В связи с этим принципы организации жизнедеятельности можно рассматривать как содержательные и организационные.
К первой группе мы относим принципы:
Ко второй группе относятся организационные принципы, определяющие методы, приемы, и средства взаимодействия с детьми и детей друг с другом.
Целеопределяющая модель смены
Основная цель воспитателя создать условия для реализации потенциала воспитанника, основываясь на индивидуальности его развития, и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций в обществе.
Анализируя предшествующий опыт, накопленный педагогикой, мы утвердились во мнении, что воспитание возможно только через ту деятельность, которая присуща данному возрасту. Цель воспитательного процесса мы сформулировали так: формирование деятельностного отношения воспитанника к себе, к людям, которые его окружают, к миру, в котором он живет.
Формирование отношения к себе решается в процессе воспитания через ряд задач:
Формирование отношения к людям – осуществление трех задач:
Формирование отношения к миру возможно через его познание во всем многообразии форм и через организацию познавательной деятельности воспитанника.
Воспитательный процесс включает в себя различные виды деятельности:
Структурная модель смены
Структурная модель летней профильной смены – это представление о содержании дней и этапов смены в соответствии с целым рядом факторов: логикой развития лагерной смены, логикой эмоционального развития, соотношения отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены, особенностями воспитательной системы детского центра, особенностями контингента воспитанников.
В любой смене в независимости от ее продолжительности, специфики выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, итоговый, постлагерный.
Подготовительный период неограничен во времени. Это период подготовки воспитателей к проведению смены, формированию содержания и способности воспитателей реализовать его.
Это период, в котором мотивируется участие воспитанника в профильной смене.
Организационный период – первые 3 дня, если смена 18-21 день; 1 день, если смена 10 дней. Организационным он является, потому что происходит адаптация ребенка к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям и т.п.
Главное условие успешной адаптации ребенка – это формирование доброжелательных отношений внутри коллектива. Важно создать условия для самораскрытия ребенка, реализации его потребностей и интересов.
Это период установления правил, законов, традиций, внутри коллектива и в лагере в целом. Необходимо педагогу сделать так, чтобы правила были не навязаны сверху, а разработаны и приняты самим детским коллективом. Опыт показывает, что многие педагоги используют в своей практике “Орлятские законы”, совершенно не объясняя, зачем они нужны. Педагог должен помнить, что любое правило (Закон) должно приниматься коллективно и работать.
Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей.
Он делится на два самостоятельных и взаимопроникающих этапа:
На первом этапе происходит:
На втором этапе происходит:
Заключительный период – время подведения итогов, определения степени результативности проведенной программы. Итоговый период в большей степени настроен не на прощание, а на ожидание дальнейшей реализации программы, новой радостной перспективы.
Постлагерный период – это период реализации задуманного в течение смены. Это встреча с отрядом, коллективом всей смены, для реализации программы последействия, формирование детских коллективов, базирующихся на профильном интересе к смене и подготовке вместе с ними следующей смены.
Эмоциальные ритмы лагерной смены
Разработка структурной модели смены осуществляется с учетом закономерностей эмоционального развития временного коллектива, определенных в работах А.Н. Лутошкина. В эмоциональном развитии коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний. Это явление получило название “маятникового эффекта”.
Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива.
Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ними следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных дел приводят к самопроизвольному включению механизма “маятника”. В свою очередь задержка эмоциональных состояний в положении “спад” вызывает симптомы “эмоционального голода”.
В течение смены имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем – спад – подъем). Первая и третья фазы характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний; вторая фаза характеризуется снижением частоты эмоциональных состояний.
Преобладает уравновешенный спокойный тон настроения.
Как подготовиться к проведению смены.
Профильная смена в детском лагере
Профиль(франц. profil, от итал. profile — очертание) – совокупность основных, типичных черт, характеризующих хозяйство, профессию, специальность.
Целью профильной смены в молодежном, детском лагере является освоение или совершенствование ее участниками каких-либо профессиональных или творческих навыков.
Профильная смена – это лагерная смена, деятельность которой подчинена профильным приоритетам, т.е. определенному направлению, специфике.
Профильные смены имеют свои особенности:
1. Содержание образовательной и развивающей деятельности, которая организуется в соответствии с профилем смены
2. Для работы привлекаются вожатые, педагоги и специалисты, обладающие соответствующими профилю навыками
3. Проводятся для подростков, детей и молодежи, объединенными общими интересами, членством в общественной организации, трудной жизненной ситуации и т.д. различаются содержанием образовательной и развивающей деятельности, которая организуется в соответствии с профилем;
4. профильные приоритеты во многом определяют содержание развлекательных (досуговых) мероприятий;
5. для работы на профильных сменах привлекаются вожатые, обладающие соответствующими профилю навыками, и/или дополнительно специалисты по профилю;
6. часто требуется специальное оборудование.
7. В основном хар-ся небольшой продолжительностью (5-10 дней)
8. Воспитательный процесс, организуемый в профильной смене, по своим целям, содержанию, структуре и ресурсам во многом отличается от практики традиционного поведения летних лагерных смен в летних лагерях.
Проф. Смены проводятся для освоения ее участниками новых знаний, расширения социального опыта, развития и совершенствования каких-либо творческих, профессиональных или специальных навыков. Основным в содержании деятельности профильной смены может являться практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде социального, художественного, научно-технического и т.п.видов творчества.
В содержании профильной смены особое внимание уделяется конкретному направлению, демонстрации достигнутых результатов, планированию совместных акций и т.д.
Профильную смену нужно рассматривать как проект, как минимум три этапа:
1. Додействие – подготовительный период до начала смены, разработка программы, набор участников, профильная подготовка вожатых, набор специалистов.
2. Действие – сама смена
3. Последействие – вывод результатов смены
Любая профильная смена начинается с идеи.
Идея – это то, ради чего задумана смена, она определяет ее общую направленность.
Она может вытекать из имеющихся ресурсов, или рождаться из потребностей и проблем. В первом случае содержание смены будет опираться на возможности организации (смены актива, добровольчества, творческой и интеграционной смены и др.)
Если же есть определенные потребности и проблемы, то идея такой смены будет направлена на решение этой проблемы. Например, нужно сформировать актив, развить лидерские качества у детей – смена актива; сформировать толерантность у детей – интегрированные смены и т.п.
Социальная значимость – определяет материальные и нематериальные блага, которые получит общество в ходе реализации программы, какой вклад смена может внести в решение какой-либо определенной проблемы.
Возможна ли оценка социальной значимости? Конечно, да. Некоторые проявления социального эффекта могут быть точно измерены. Такие как, например, площадь очищенного от мусора леса; количество задействованных в смене детей, находящихся в трудной ситуации; количество мероприятий, проведенных для определенных социальных групп людей и др.
Например, социальным эффектом добровольческой профильной смены «Твори добро» можно считать расширение социальных контактов воспитанников детских домов инвалидов, с которыми на протяжении всех смен взаимодействовали добровольцы – участники смены. Результаты такого взаимодействия видны в более активном включении детей в игры и мероприятия, развитии навыков общения детей-инвалидов.
Как подготовиться к проведению смены.
Предварительная подготовка приобретает особое значение.
Причины многих педагогических промахов в проведении профильной смены кроются в пренебрежении, в недостаточном внимании организаторов к подготовке смены.
Подготовка смены – это комплексная работа, включающая в себя множество аспектов.
1. Обсуждение целей и задач смены.
2. Распределение ролей.
3. Проработка сценария.
4. Подготовка средств для работы на смене.
Варианты профильных смен
1. Научно-образовательная (естественно-научная, экологическая, математическая и физико-математическая, краеведческая, археологическая, астрономическая и т.п.)
2. Образовательная (языковая).
3. С общественно полезной деятельностью (природоохранная, трудовая, строительная и т.п.)
4. Смена для активистов общественных объединений, или лидерская.
7. Спортивная (оздоровительная или для спортсменов, ориентированных на высокие достижения)
8. Туристическая (спортивная и любительская)
9. Творческая (по видам – от КВН до журналистики и классической музыки)
10. Педагогическая и социально-технологическая
12. Военно-патриотическая (кадетская)
Примеры профильных смен.
1. Смена «Твори добро». Подготовка волонтеров и разработка программы для общения, завлечения, мероприятий с детьми детских домов.
2. Смена «Спасатель». Изучение навыков оказания первой помощи, азы работы с пожарным оборудованием, поведения в экстренных ситуация, работа с опытными сотрудниками МЧС.
4. Смена «Патриот».Формирование активной гражданской позиции.
5. Смена «Доброволец». Подготовка участников смены к дальнейшей работе в сфере благотворительности, оказание адресной социальной поддержки, создание проектной базы в сфере благотворительности и помощи детям, развитие навыков коммуникативного общения.
6. Смена «Экологическая».Воспитание целесообразного отношения к природе, выражающегося в заботливом отношении к живым существам в осознанном выполнении определенных норм поведения на природе. Обучаются оценке экологического состояния лагеря, приобретение навыков трудовых дел экологического характера.
Опыт проведения профильных смен для одаренных детей
Проект «Планета будущего» (Москва)
Очень важным руководители смены считают формирование навыков и умений командной работы, неконфликтного взаимодействие, делового общения, ведь, как известно, талантливые дети часто оказываются в изоляции в школьном коллективе.
С некоторыми детьми проводится индивидуальная корректировка и личностная диагностика. Это может делаться по просьбе вожатого или самого ребенка, или родителя.
Во время летней смены преподаватели осуществляли подготовку школьников к Всероссийской олимпиаде. Все участники были разделены на три группы.
Во вторую группу вошли ребята, интересующиеся солнечной активностью.
И третья группа – это секция по наблюдению переменных звезд.
Кроме наблюдений и практических занятий, участникам представилась возможность прослушать целый ряд выступлений различных специалистов..
Опыт проведения волонтерской смены «Не все равно» (Иваново)
В смене принимает участие 88 подростков 14–18 лет из малообеспеченных семей.
Опыт проведения профильной смены поисковых отрядов (Тюмень)
Мастер-классы различной направленности: «Информационная поддержка деятельности поисковых объединений», «Материально-техническое обеспечение деятельности поисковых объединений», «Военная археология. Методика работы с экспозиционным материалом», «Фото- и видеообеспечение деятельности поисковых объединений», «Начальная медицинская подготовка», «Жизнеобеспечение и выживание в экстремальных условиях», «Топография и ориентирование», «Архивно-мемориальная работа».
Опыт проведения журналистской профильной смены (Барнаул)
“Журналистский пленэр”: интенсивное обучение по игровым и тренинговым методикам, активный отдых на природе, обмен опытом между юнкорами; выпуск газет; интеллектуальные состязания и развивающие игры плюс туризм (сплав по реке и т.п.) с написанием текстов.
Опыт проведения военно-патриотической смены (Пенза)
Смена «Ратники». Создание условий для формирования у подростков идей патриотизма и гражданственности, положительной мотивации к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, профилактика правонарушений и асоциального поведения, улучшение физической подготовки и подготовки по основам военной службы, раскрытие способностей.
Смена проводится по методике «погружения». По сути, подростки попадают в учебное подразделение бойцов группы специального назначения.
— правовая подготовка (международное гуманитарное право, сфера НОН, необходимая оборона и крайняя необходимость и т.п.)
— мемориальный час (теоретические знания по военной истории России);
— историко-краеведческая работа (изучение истории жизни Пензенских полководцев, знаменитых людей Пензенского края;
— строевая подготовка и основы военной службы;
— первая медицинская помощь;
— школа выживания (поведение в экстремальных ситуациях, способы борьбы со стрессовыми состояниями, психологическая подготовка, основы прикладной биологии);
— ориентирование и топография;
— высотная подготовка (применение альпинистской техники при работе на здании).
Программа профильного лагеря строится по интересам. Ребят делят на группы, согласно их увлечениям. Для них организуют различные мероприятия в определенном направлении. Например, лингвистический лагерь, где дети могут подтянуть и усовершенствовать родной либо иностранный язык, математический, экологический, журналистский и т.п. Таким образом, программа организации детского отдыха в профильном лагере рассчитана на развитие конкретных знаний и способностей ребенка.
Иногда к летним профильным лагерям относят детский отдых, основанный на спорте. Действительно, программа спортивно-оздоровительного лагеря написана так, чтобы на протяжении смены дети были вовлечены в различные спортивные мероприятия. Однако специалисты всё же выделяют их в отдельную группу. При этом делят их на две группы: 1 — для тех, кто серьезно занимается каким-то видом спорта, 2 — для общего физического развития. Согласно программе спортивного лагеря во время заезда детей делят по возрасту и уровню физподготовки.
Программа летнего загородного лагеря профильного, трудового и других направлений, в том числе программа летнего детского спортивного лагеря, всё чаще «разбавляется» определенными мероприятиями, посвященными Дню Нептуна, волшебникам Гарри Поттера, Звездным войнам, Путешествиям в Страну загадок и т.д. Но если в профильный лагерь дети подбираются по интересам и возрасту.
Профильные смены как одно из направлений организации внеурочной деятельности школьников
заместитель директора по УВР
МКОУ «Средняя школа №2» г. Людиново
Профильные смены как одно из направлений
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им недостаточно урока, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных источниках информации. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди множества образовательных проектов, привлекающих внимание педагогической общественности в последние годы, несомненно, наиболее важен Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Документом предусматривается значительное усиление воспитательной составляющей деятельности школы, включая привлечение детей к исследовательским и творческим проектам, в ходе которых они должны научиться изобретать, понимать и осваивать новое; быть способными выражать собственные мысли, принимать решения, помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать возможности. Вследствие этого возрастает роль внеурочной деятельности, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого школьника.
Одним из направлений внеурочной деятельности успешно реализуемым в нашем образовательном учреждении с 2006 г. является организация в каникулярное время профильных смен.
Цель данных смен – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Летом 2006 и 2007 учителями нашей школы были организованы районные экологические смены на базе оздоровительного лагеря «Спутник». Здесь решались задачи обучения школьников методике проведения исследований экологического характера в условиях полевых практик, приемам проведения экологического мониторинга окружающей среды, проходил обмен педагогическим опытом.
С 2008 года местом проведения школы «Юный исследователь» стала школьная оздоровительная площадка. При проведении занятий у учащихся формировался первый опыт проведения исследовательской работы и навыки ее оформления в атмосфере творчества, сотрудничества и поиска. Воспитывались целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей и их решения.
Затем были смены «Мое первое открытие» (для учащихся начальной школы), «Мой первый проект», главная идея которой – организация учебно-познавательной деятельности школьников, направленная на получение конкретного результата при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы, «Архимед», где основным оборудованием для проведения исследований являлась цифровая лаборатория с аналогичным названием.
Традиционными стали смены для обучающихся кадетских классов – «Детство в кадетсве», где создаются условия для полноценного отдыха, укрепления физического и духовно-нравственного здоровья воспитанников, их профессионального самоопределения, формирования гражданской позиции подростка путем включения его в социально-значимую деятельность.
Любимым детищем, как для учащихся, так и для преподавателей школы стал долгосрочный эколого-краеведческий проект «Усынови заказник», реализуемый в рамках деятельности Центра охраны дикой природы на территории памятника природы Людиновского района «Урочище Молевское». Задачи проекта формирование на основе краеведческого материала целостного представления о природе и проблемах взаимоотношения человека с ней, понимание подрастающим поколением практического значения эколого-биологических знаний как научной основы рационального природопользования и природоохранной деятельности человека; формирование активной гражданской позиции и стремления сохранить богатство и многообразие природы Калужсого края, развития чувства любви к малой Родине.
Для осуществления исследовательских работ участники смены образуют несколько рабочих групп, которые в исследовательских мастерских учителей-организаторов проекта.
За время полевой части смены школьники, переходя каждый день в новую полевую мастерскую, знакомятся со всеми исследовательскими программами. В последние два дня ребятам предлагается выбрать одну из мастерских для краткого курса углубления. В этой мастерской они также готовятся к итоговой конференции.
Подробная информация о ходе его реализации представлена на Web – сайте «Еще не поздно» ( http://*****).
К ценностным приоритетам профильных смен как формы организации внеурочной деятельности следует отнести:
– возможность реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей;
– обеспечение условий для позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
– развитие социальной активности, способствующей формированию гражданина и патриота, уважающего историю и культуру своей Родины; понимающего ценность разнообразия других культур, традиций, обычаев и необходимость диалога с людьми разных убеждений, национальных культур, религий; умеющего принимать решения и нести за них ответственность;
Деятельность, которая строится вне уроков и за рамками основных образовательных программ, позволяет расширить культурно-образовательное пространство школы, пространство свободы выбора учащимися разнообразных занятий в соответствии с собственными интересами, пространство их общения и, по сути, пространство жизни детей и подростков.