Профилактика пав что это

Профилактика пав что это

Профилактика пав что это

В последнее время все больше подростков пристращаются к приему различного рода психоактивных веществ. Такая популярность связана с чрезвычайно широкой распространенностью и продажей нелегальных наркотиков, психологическим здоровьем ребенка, его окружением и занимаемым положением в обществе, обстановкой в семье. Организация профилактики употребления психоактивных веществ – это важнейшие методы, позволяющие уберечь ребенка от наркомании в будущем.

Но как показывает практика, после первого употребления ПАВ появляется стойкое желание возвратить возникающие ощущения, развивается стойкая физическая и психологическая зависимость. Со временем это приводит к нарушению функционирования большинства органов и систем, становится причиной деградации личности.

Помочь ребенку предотвратить пристрастие к любого рода психоактивным веществам могут только родители. Их задача заключается в том, чтобы найти правильный подход к своим детям, нуждающихся в особом внимании в период полового созревания.

Причины употребления психоактивных веществ молодежью

Пубертатный период в жизни человека – это важный этап полового созревания, ребенок переходит во взрослую жизнь, меняется его мировоззрение, возникает множество вопросов относительно окружающего мира и его будущего. Подростковый возраст непростое время для любого ребенка, принятые в это время решения и выполненные действия могут повлиять на дальнейший жизненный путь.

Среди основных причин пристрастия к ПАВ различают:

Факторы, повышающие риск злоупотребления

Работа по профилактике употребления психоактивных веществ построена на выявлении причин, которые приводят к детской наркомании и разработке мер для их устранения.

В группе повышенного риска находятся подростки при наличии следующих факторов:

Как предотвратить пристрастие ребенка к ПАВ?

Главную роль в профилактике употребления психоактивных веществ играют взаимоотношения в семье, то насколько родители уделяют внимание воспитанию детей и подростков, рассказывают им о вреде наркотиков, о возможных последствиях.

Общение

Общение – это важная составляющая воспитательного процесса, с помощью простых разговоров можно уберечь подростка от негативного влияния окружающих. С родителями, которые умеют выслушать и дать совет дети всегда делятся своими мыслями, рассказывают о произошедшем в течение дня, о новых друзьях и интересах. Если свести общение до минимума из-за нехватки времени, в конечном итоге ребенок выберет общение с другими малознакомыми людьми.

Профилактика пав что это

Если подросток пытается наладить с близкими контакт следует всегда находить свободное время для общения. Так можно понять о занятиях подростка и уберечь от пагубного влияния дурных компаний.

Совместное времяпровождение

Для профилактики употребления психоактивных веществ большую роль играет совместное времяпровождение с ребенком. Это может быть прогулки на велосипедах, спортивные игры, совместные увлечения музыкой, посещение бассейна, поход в театр либо кинотеатр, сбор грибов или рыбалка.

Если у подроста есть занятие интересное и приносящее пользу, которым он может заниматься совместно с матерью или отцом, в семье не будет недоговорок, такие родители всегда будут вызывать доверие. Необходимость в новых ощущениях отпадет.

Ставить себя на место ребенка

Подростковый возраст – это сложный период, когда дети чувствуют себя непонятыми. Поэтому необходимо вести не просто доверительные разговоры, но и дать понять ребенку, что его переживания очень важны и с пониманием относится к происходящему в жизни подростка.

А в качестве поддержки ребенок должен понимать, что при любых проблемах может довериться родителям, которые всегда окажут поддержку, так как понимают свое чадо.

Общение с его друзьями

Хорошие родители всегда в курсе кто входит в окружение своего ребенка, о чем думают, чем интересуются.

Дни рождения, проводимые дома или другие праздники, на которые могут быть приглашены одноклассники или просто друзья подроста помогут познакомиться с ними поближе, узнать о их хобби, понять мировоззрение.

Собственный пример

Родители, являющиеся противниками вредных привычек, таких как курение, употребление спиртного и психоактивных веществ подают правильный пример подростка. А как известно дети подражают своим родителям.

Симптомы злоупотребления

Если применяемые меры профилактики употребления психоактивных веществ были упущены родными, а проводимые занятия в школе не принесли пользы и подростки все же подсели на наркотики важно знать симптомы, позволяющие своевременно выявить проблему и обратиться за квалифицированной помощью.

К физиологическим признакам относятся:

Помимо указанной клиники меняется также поведение – нарушение сна либо сонливость, усталость и вялость сменяющаяся беспричинной возбудимостью, ухудшение мыслительной функции и логического мышления, ребенок перестает общаться с близкими, из дома начинают пропадать ценные вещи, в карманах одежды появляются странные вещи.

На сегодняшний день профилактике употребления психоактивных веществ у подростков уделяется огромное внимание, в школах проводятся занятия с психологами. Но основную роль в профилактических мероприятиях играют взаимоотношение в семье.

Бородина Оксана, педагог-психолог ОГБУ ДО «Центр «МОСТ»

Источник

Профилактика употребления ПАВ

Пояснительная записка

Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.

Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.

Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему.

Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ в нашем учебном заведении ориентирована на подростков 13 лет и старше.

Профилактическая работа включает в себя три компонента

1. Образовательный компонент

Специфический – знание о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит.

Цель – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

Неспецифический – знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе.

Цель – формирование развитой Я – концепции у подростка.

2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска.

Цель – психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения и т.д.

Цель – формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.

Пример одного цикла занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков.

Тема: Уроки “здорового образа жизни”

Программа рассчитана на 2 занятий, в объеме 4 часов.

Предполагаемый психологический результат

Участники занятия смогут:

– осознать всю важность проблемы подростковой наркомании;

– актуализировать возможности в понимании себя и окружающих;

– обучиться навыкам формирования здорового жизненного стиля, препятствующего злоупотреблению ПАВ;

– самоопределение каждого участника в игровой ситуации и совершение личного выбора, а также проанализировать сделанный выбор и принять его последствия;

– получение нового личного опыта в контексте сделанного выбора.

Цели – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

Задачи – познакомить подростка с действием ПАВ на сознание и организм человека и о механизмах развития зависимости, последствиям, к которым она приводит.

В своем выступлении психолог или социальный педагог должен обратить внимание подростков на следующие аспекты:

1. Что такое наркотики и наркомания?

Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека и вызывают психическую и физиологическую зависимость.

Наркотики принято разделять на легальные (разрешенные в употреблению в ряде стран) и запрещенные.

Легальные наркотики – к ним относится ряд лекарств, которые выписывают строго по назначению врача, применяются лишь в период болезни, табак и алкоголь.

Наркомания – смертельное заболевание, при котором влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить невозможно.

2. Причины употребления:

– ради удовольствия, желание испытать радость, восторг, наслаждение;

– как протест против родителей: “Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью”;

– чтобы снять напряжение.

3. Взаимосвязь уровня самооценки и потребления ПАВ.

Заниженная самооценка способствует тому, что подросток может попасть под дурное влияние сверстников.

Самооценка – это ваше восприятие или чувства, возникающие у вас по отношению к себе.

Я красивый.
Я умный.
Я веселый.
Я учусь на своих ошибках.

Я – уродина.
Я – тупица.
Я боюсь ошибиться.
Я угрюмый.

Тест “Определите ваш уровень самооценки”

Большинство людей периодически плохо себя оценивают. Поэтому, отвечая на вопросы, пишите, как вы себя оцениваете в большинстве случаев.

Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете обрабатывать результаты.

нет1. Вас сильно задевает критика?2. Вы очень стеснительны или слишком агрессивны?3. Вы пытаетесь скрыть свои чувства от окружающих?4. Вы боитесь теплых дружеских отношений?5. Вы пытаетесь сваливать ваши ошибки на окружающих?6. Вы ищете оправдание для отказа изменить себя?7. Для вас неважно ваше физическое состояние?8. Вы не доверяете себе?9. У вас бывают трудности в достижении личного успеха?10. Вы рады, когда у других возникают проблемы?

Если на большую часть этих вопросов вы ответили “да”, вам не помешало бы улучшить самовосприятие.

Благодаря высокой самооценке вы можете:

– быть таким, каким вы хотите быть;
– более полно контактировать с окружающими;
– быть более открытым миру.

Последствия низкой самооценки:

– потеря уверенности в себе;
– неверное восприятие себя и других;
– отсутствие упорства в достижении цели.

4. Как избежать давления сверстников?

(При употреблении термина “давление сверстников”, имеется в виду негативное давление).

Отрицательное влияние сверстников может побудить вас:

– употреблять алкоголь и наркотики;
– пропускать школу или занятия;
– воровать;
– хулиганить;
– конфликтовать с родителями.

Чтобы преодолеть давление вы должны знать:

– кто вы и каковы ваши ценности;
– как самостоятельно принять решение;
– как поступать в различных ситуациях.

5. Что происходит после того, как я принял решение?

Сказав “нет”, вы можете:

– хорошо к себе относиться;
– заставлять других уважать себя за то, что вы личность;
– сохранить отношения с родителями;
– сохранить здоровье;
– оградить себя от несчастья.

Сказав “да”, вы можете:

– потерять уважение к себе;
– позволить другим принимать за вас решение;
– потерять уважение других, поскольку они видят, что вы зависимы;
– испортить отношения с родителями.

Тест “Как хорошо вы можете противостоять давлению сверстников?”

Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете обрабатывать результаты.

нет1. Вы нравитесь себе и уважаете себя?2. Вы знаете свои сильные и слабые стороны?3. Вы доверяете себе?4. Вы знаете, какие ценности для вас действительно важны?5. Вы знаете, как самостоятельно принять решение?6. Вы общаетесь с друзьями, которые принимают вас таким, какой вы есть?7. Вы знаете, как сказать “нет” в ответ на давление сверстников?8. Вы знаете, как вести себя в различных “давящих” ситуациях?9. Вы несете ответственность за свои поступки?10. Вы раздумываете, прежде чем что-либо сделать?

Если вы ответили “нет” на 2-3 вопроса, ваша способность противостоять давлению сверстников может быть самостоятельно преодолена, если на большее количество вопросов, то вам необходимо обратиться за помощью.

Куда можно обратиться за помощью?

Не бойтесь просить помощи, это признак силы, а не слабости.

Развивающий блок – большая психологическая игра “Иной” (под “Иным” подразумевается подросток, злоупотребляющий наркотическими средствами).

Вид игры – игра-драма.

Тип сюжета – реальный.

Время на игру и на обсуждение – 1,5–2 часа

Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа

Время на проведение

Содержание каждого этапа

Задачи, решаемые на каждом этапе

Материалы, необходимые для проведения каждого этапа

Этапа1. Создание рабочей атмосферы

10 мин.Приветствие Упражнение “Представление имени”– Выявить ожидания участников;

– снятие эмоционального напряжения в группе;

– мотивация на эффективное участие в группе.

(10 позитивных определений)– Формирование позитивной самооценки, внимания к собственной личности и особенностям другого.Бумага, ручка2. Основная часть

40-50 мин.Игра “Иной”– погружение в роль и игровую ситуацию;

– формирование адекватно воспринимать создавшуюся ситуацию;

– формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы;

– формирование ответственности за себя, свои действия и свой выбор.Достаточно просторное помещение, но не слишком большое, чтобы не нарушить ощущение безопасности.3.Рефлексия проделанной работы

40-50 мин.Обсуждение– отреагировать ситуацию из роли, затем из своей личной позиции;

– дать обратную связь другим игрокам;

– обсудить возникшие чувства и ощущения.

Инструкция (работа в 2 подгруппах по 10 человек).

Представьте себе, что вы пришли к однокласснику на празднование Дня рождения. В гостях у него вы встретились с незнакомым вам сверстником. Ваш одноклассник представил его вам, как своего нового товарища. У него был очень странный неряшливый вид, несмотря на жару, длинные рукава у свитера, сухие волосы, говорил он невнятно и у него были неуклюжие движения. Несмотря на то, что он вам не понравился, вы не подали никакого вида. Про себя вы дали ему имя “Иной”.

Вы танцуете и веселитесь. В самый разгар веселья, “Иной” подходит ко всем по очереди и предлагает принять химическое вещество, уговаривает попробовать, обещает, что это изменит ощущения, и при этом вы мгновенно получите огромное удовольствие и наслаждение.

– погрузиться в игровую реальность;
– попытаться противостоять “Иному”;
– сделать свой личный выбор;
– каждой подгруппе презентовать свою игровую ситуацию по ролям.

Формы обсуждения игры – групповая дискуссия.

Возможно продолжение профилактической работы в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя), если в ходе игры будут выявлены дети, которые приняли решение, сказав “да”.

Источник

Методические рекомендации «Метод профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних»

МЕТОД ПРОФИЛАТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Методические рекомендации

Учреждение здравоохранения «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»

АВТОРЫ: Богачёва Я. М. – психолог подросткового наркологического отделения УЗ «ВОКЦПиН», Герасимовский А. С. – заведующий подросткового наркологического отделения УЗ «ВОКЦПиН».

Настоящие методические рекомендации (далее – рекомендации) разработаны с целью улучшения качества и эффективности лечения несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества (далее – ПАВ). Данные рекомендации могут быть использованы как самостоятельный метод профилактики и лечения, так и в комплексе оказания медицинских услуг для лечения употребления ПАВ среди несовершеннолетних.

Рекомендации предназначены для врачей психиатров-наркологов, врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, специалистов, участвующих в проведении профилактики употребления ПАВ в учреждениях образования среднего и средне-специального образования.

Область применения: наркология, психиатрия, психотерапия, психологическая коррекция, реабилитация.

Показания к применению

Противопоказания

Перечень необходимого оборудования и материалов

Алгоритм проведения

Система проведения занятий, их содержание и последовательность.

Занятия с несовершеннолетними, употребляющими ПАВ проводятся в группе, составом 8-12 человек с частотой 2-3 раза в неделю, продолжительностью 60-90 минут (в зависимости от сложности проводимого занятия). Программа рассчитана на 10 встреч.

Занятия с несовершеннолетними проводятся в промежуток времени с 10.00 до 15.00, так как это время является наиболее продуктивным для несовершеннолетних.

Темы занятий могут варьироваться в зависимости от потребностей группы, их интереса к тем, или иным сторонам проблемы употребления ПАВ среди несовершеннолетних.

Занятия целесообразно сопровождать демонстрацией видеоматериалов, слайд-шоу, представляющих последствия употребления ПАВ, а также другой наглядный материал, соответствующий теме занятия.

Составляющие элементы занятия:

Составляющая часть занятия

1.Организационный момент: приветствие, создание рабочей атмосферы, сообщение темы занятия.

4.Обсуждение темы занятия.

5.Выполнение заданий и упражнений.

6.Подведение итогов занятия. Обратная связь.

План занятий с элементами тренинга

Занятие 1. Вводное занятие

— Введение в атмосферу тренинга, знакомство с группой и ведущим;

— Представление программы тренинга;

— Создание доверительной и дружелюбной рабочей атмосферы;

— Формулировка правил работы в группе;

— Выяснение ожиданий участников группы.

Занятие 2. Употребление ПАВ в подростковой компании

— Информирование о воздействии ПАВ на организм и психику;

— Осознание мотивации употребления ПАВ;

— Создание условий для формирования собственного отношения к проблеме употребления ПАВ.

Занятие 3. Зависимое поведение

— Раскрыть значение понятия «зависимое поведение»;

— Сформировать активную жизненную позицию у несовершеннолетних в отношении употребления ПАВ;

— Предложить альтернативные варианты получения удовольствия.

Занятие 4. Умение общаться

— Развитие коммуникативных способностей;

— Раскрытие понятия «конформное поведение»

— Развитие навыков эффективного общения и выражения собственного мнения.

Занятие 5. Отработка навыка отказа и осознанного приятия решений

— Развитие навыков уверенного поведения, устойчивости к давлению среды;

— Отработка умения отстаивать и защищать собственную позицию;

— Формирование сопротивления психологическому давлению;

— Отработка навыков принятия решений;

Занятие 6. Конфликтные ситуации

— Знакомство с понятием конфликта и особенностями поведения в конфликтной ситуации;

— Формирование навыка эффективного поведения в конфликтных ситуациях;

— Анализ и разрешение конфликтов.

Занятие 7. Эмоциональная напряженность. Импульсивные поведенческие реакции

— Формирование умения распознавать эмоции и чувства у себя и у других;

— Формирование навыка принятия своих эмоций и чувств окружающих людей;

— Развитие способности управлять своими эмоциональными реакциями;

— Обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля.

Занятие 8. Стресс. Основные стратегии преодоления стрессовых ситуаций.

— Знакомство с понятием «стресс», «стрессовая ситуация»;

— Обучение поведенческим стратегиям преодоления стресса;

— Знакомство с механизмами психологической защиты.

Занятие 9. Самоанализ

— Выявление ситуаций связанных с высоким риском употребления ПАВ;

— Оценка взаимоотношений с друзьями, в компании которых происходит употребление ПАВ;

— Тренинг отказа, умение сказать: «НЕТ»;

— Поиск альтернатив употребления ПАВ.

Занятие 10. Завершающее занятие

— Анализ полученных знаний, умений и навыков;

— Оценка степени эффективности проделанной работы;

— Подготовка к дальнейшей самостоятельной работе;

— Формирование положительной жизненной перспективы.

Трудности групповой работы с несовершеннолетними

При проведении групповой работы с несовершеннолетними следует соблюдать принцип добровольности. Так как принудительное участие в работе группы может спровоцировать конфликтные ситуации среди участников группы и привести к потере возможности мотивировать несовершеннолетнего на отказ от употребления психоактивных веществ.

В процессе групповой работы часто возникают проблемные ситуации. Причинами таких ситуаций в групповой работе с несовершеннолетними могут быть:

1. Нарушение конфиденциальности – серьезная проблема, поскольку групповая работа основана на доверительных отношениях и на уверенности, что никто из участников не расскажет о том, что происходит в группе.

Рекомендация: во время подготовки к групповой работе уделите достаточно внимания вопросам доверия; обсудите правила конфиденциальности, обозначьте пределы конфиденциальности.

2. Образование группировок – может отрицательно сказаться на сплоченности группы. С другой стороны, внутри группировок существует достаточный уровень сплоченности, и это можно использовать в рабочих целях.

Рекомендация: с самого начала работы группы необходимо проводить упражнения с постоянной сменой участников в парах и микрогруппах. Возможно также, используя специальные методы менять участников местами, рассаживать порознь членов группировки.

3. Привлечение внимания (позерство). Некоторые участники постоянно стремятся быть в центре внимания всей группы.

Рекомендация: избегайте невербального подкрепления (улыбок, одобрительных кивков), когда видите, что подросток старается привлечь к себе внимание группы. Разбейте группу на пары, а сами составьте пару с участником, активно привлекающим к себе внимание. Установите для каждого лимит времени. Подчеркните, что работа и внимание группы должны быть распределены равномерно между всеми участниками.

4. Сопротивление – может проявляться в следующих формах поведения: демонстративное неповиновение ведущему, молчание, открытое выражение недоверия, попытки спровоцировать ведущего на агрессию.

Рекомендация: можно встретиться с каждым сопротивляющимся участником перед началом занятия и попытаться доходчиво объяснить, для чего создается группа, а также сказать о том, что у каждого члена группы есть право покинуть ее.

5. Споры – часто возникают в работе группы, так как большинство подростков не умеют корректно выражать свое несогласие и не владеют методами разрешения конфликтных ситуаций.

Рекомендация: переведите спор в дискуссию, для того чтобы подростки учились разрешать конфликты конструктивными методами. Используйте возникающие эмоции для углубления взаимоотношений между участниками, а различия во мнениях – в целях обучения.

6. Обезличенные и обобщенные высказывания. Вместо «я» участники говорят «мы» или «каждый» и предпочитают обращаться ко всей группе, а не к отдельным людям.

Рекомендация: необходимо указать на особенности поведения членов группы и предложить чаще обращаться к конкретным участникам. Необходимо объяснить, что когда участники высказывают свое личное мнение и идентифицируют себя как личность, другие участники группы слушают их более внимательно и заинтересовано.

7. Постоянные вопросы. Они бесполезны и даже вредны, если они являются попыткой рационализировать чувства, завуалировать критику, выразить враждебность по отношению к другим.

Рекомендация: ведущий должен понимать, что такой способ поведения не эффективен, поэтому необходимо предлагать таким участникам переформулировать вопросы в утвердительные высказывания.

8. Самобичевание. Некоторые участники постоянно обвиняют либо сами себя, либо группу, делая неблагоприятные прогнозы. Таким образом они скрывают свою потребность в помощи.

Рекомендация: Ведущему необходимо поддержать, приободрить участника группы, обратить внимание даже на незначительный прогресс в его деятельности, похвалить его за усилия, повысить его уверенность в благоприятном развитии событий.

9. Посторонние разговоры. Многие участники склонны порой шептаться со своим соседом, когда другой участник группы высказывает свое мнение. Такие разговоры вызывают недоверие и раздражение у большинства участников группы.

Рекомендация: спросить шепчущихся участников группы, готовы ли они сообщить содержание своего разговора всей группе. Необходимо также обратить внимание группы на правила.

10. Стремление постоянно играть. Игры несомненно важны в групповой работе, они помогают в вовлечении участников в работу, полезны для возбуждения интереса к процессу и для достижения ощущения безопасности, однако они не могут заменить основной работы.

Рекомендация: Интерактивные игры необходимо применять дозированно, сочетать их с другими формами работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *