Профилактика коррупции что это
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3
3) нормативные правовые акты Российской Федерации:
а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);
б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) муниципальные правовые акты;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Профилактика коррупции что это
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
3) нормативные правовые акты Российской Федерации:
а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);
б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) муниципальные правовые акты;
(п. 3 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(п. 4 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Постоянным спутником государственных властных институтов является коррупция. Профилактика коррупционных правонарушений предполагает целый комплекс мер, способствующих искоренению данного явления.
Теоретические моменты
Под термином подразумевают использование муниципальными, государственными служащими, представителями коммерческих компаний служебного положения для получения выгоды материального и имущественного характера.
Профилактикой коррупции является проведение целого ряда мероприятий, которые способствуют ее устранению. В настоящее время подобные действия осуществляются не только в государственных структурах, но и в образовательных учреждениях.
Государственная коррупция
Под данной категорией подразумевают ситуацию, когда в качестве одной стороны выступает лицо, которое обладает некоторыми полномочиями либо находится на государственной службе. Так как четкого термина нет, то к подобным лицам причисляют сразу несколько категорий: «чиновник», «государственный служащий», «должностное лицо». Элемент коррупции возникает в тех случаях, когда в распоряжении чиновника находятся блага, которые нужны взяткодателю. В их качестве могут выступать: государственная казна, льготы, заказы.
Чиновник позволяет себе присваивать не принадлежащие ему ресурсы, например, путем сбора налогов, штрафов, иных платежей. При коррупции законные отчисления оказываются не в государственном бюджете, а в кармане должностного лица.
При принятии мер чиновник ориентируется на цели, которые установлены Конституцией, правовыми актами, законами, моральными и культурными нормами. Начинается коррупция тогда, когда эти цели меняются на корыстные интересы служащего, а реализуются они в конкретных действиях и мерах.
Пример
Командир воинской части строит для себя дачу за счет средств государственного бюджета, доступным ему в рамках должностных полномочий. В подобной ситуации он оказывается под влиянием тех лиц, что имеют к строительству непосредственное отношение. Если руководитель пользуется служебным положением для получения материальных благ незаконным способом, ему придется «расплачиваться» за это премиями либо незаконным продвижением определенных лиц по карьерной лестнице.
Такая ситуация аналогична общим представлениям о коррупции. В ней функционирует заинтересованная группа, всем коллективом извлекающая выгоду из разных способов и вариантов нарушения российского законодательства.
Варианты коррупции
По закону служащий должен принимать решения в отношении некоего лица, пользуясь действующим законодательством. Например, речь идет о выдаче лицензии на строительство. В реальности, чтобы стать ее обладателем, представители бизнеса вынуждены давать чиновнику взятку.
В настоящее время выделяют низовую и верхушечную коррупцию. Первый вариант существует на низшем и среднем уровнях. Часто между обеими сторонами существует сговор. Ко второму случаю относят среднее, высшее руководство, политиков, которые имеют доступ к государственным заказам.
Среди распространенных ситуаций, связанных с коррупцией, можно привести вариант, при котором сотрудник ведомственной организации дает руководителю взятку за то, что тот укрывает его деятельность. Этот вариант называют вертикальным. Коррупция выступает в виде лифта между низовой и верховой ступенями. В коммерческих организациях она заключается в попытках распоряжаться ресурсами, принадлежащими компании, в личных целях.
Примером можно считать получение в коммерческих банках кредитов под проекты, основным предназначением которых является получение материальных ресурсов без их последующего возврата.
Комплекс профилактических мероприятий
Среди тех мер, которые можно считать эффективными профилактическими действиями, согласно федеральному закону, выделяют несколько моментов.
Если в стране сформирована нетерпимость к служащим, которые используют свои полномочия в корыстных целях, подобное поведение является отклонением от норм, порицается общественностью, уголовно наказуемо.
Важные аспекты
Мероприятия по профилактике коррупции предполагают проведение различных бесед, способствующих повышению правовой культуры населения. Под правовым воспитанием подразумевается целенаправленная деятельность государственного аппарата, средств массовой информации, коллективов по созданию правильного отношения к использованию гражданами общественных ресурсов.
Речь идет о необходимости получения и передачи знаний о разных правых нормах, усвоении ценностей, формировании идеалов.
Формы воспитания антипатии к коррупции
Выражается оно во включении в воспитательные программы общеобразовательных школ, высших учебных заведений нетерпимого отношения к противоправным действиям государственных служащих. Проводиться соответствующая пропаганда должна при поддержке средств массовой информации, с использованием социальной рекламы.
Какие еще могут меры профилактики? Противодействие коррупции предполагает проведение различных конференций, семинаров, совещаний, слушаний органами государственной власти.
На федеральном уровне создаются правовые нормативные акты, которые обеспечивают неприемлемость существования стране взяточничества.
В нашей стране были сформированы благоприятные условия для процветания взяточничества на всех уровнях властных государственных структур.
Долгое время не принимались меры по профилактике коррупции, поэтому в стране появилось огромное количество недобросовестных должностных лиц.
Эффективность борьбы с подобным явлением напрямую зависит от того, каковы текущие социальные условия. Среди тех причин, которые приводят к коррупции, можно отметить несовершенство отечественной судебной системы.
После того как Советский Союз распался, вместо коммунистической партии, которая осуществляла тотальный надзор за людьми, образовалась некая правовая пустота, заполнить которую не удалось до сих пор.
Именно поэтому в настоящее время профилактика коррупции – это необходимая мера, без которой невозможно гарантировать политическую и экономическую стабильность страны.
Из-за того, что законы продолжают выполняться не в полной мере, появилось взяточничество на низших уровнях.
Подведем итоги
Современное общество, в частности наша страна, нуждается в специальных антикоррупционных программах, которые должны разрабатываться с непосредственным участием президента. Только в том случае, когда в стране будет сформировано отрицательное отношение не только к чиновникам, которые берут взятки, но и к тем лицам, которые решают свои вопросы подобным образом, можно веси речь об установлении правовой культуры.
Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)
Лекционный материал на тему:
«Коррупция (понятие, ответственность,
На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:
-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
-превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
-получение взятки (статья 290 УК РФ)
-дача взятки (статья 291 УК РФ);
-злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
-коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.
Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.
Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.
Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
Ответственность за коррупцию.
За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки. То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.
Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).
При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.
Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
— получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
— получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).
Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
-создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
-совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
-обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
-обеспечение независимости средств массовой информации;
-неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
-совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
-устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
-повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
-укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
-усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
-передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
-сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 6 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ в пункт 4 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.