Профиль естественно научный что это
Естественно-научные специальности в вузах: краткий обзор наиболее востребованных направлений и варианты для поступления, обучения
Помимо юристов и экономистов страна нуждается в квалифицированных специалистах самых разных направлений подготовки. Одним из таких интереснейших и привлекательных для абитуриентов ракурсов профессионального развития и становления выступают естественнонаучные специализации, действующие на базе вузов. Сегодня мы рассмотрим самые популярные специальности и варианты их освоения в отечественных образовательных центрах.
Помимо юристов и экономистов страна нуждается в квалифицированных специалистах самых разных направлений подготовки. Одним из таких интереснейших и привлекательных для абитуриентов ракурсов профессионального развития и становления выступают естественнонаучные специализации, действующие на базе вузов. Сегодня мы рассмотрим самые популярные специальности и варианты их освоения в отечественных образовательных центрах.
Общая характеристика естественнонаучных профессий
Нередко можно услышать термин «науки о Земле», который затрагивает те направления подготовки, которые посвящены изучению естественных природных процессов, работе с натуральными (природными) ресурсами и недрами. Данное понятие носит глобальный характер. К числу научных областей, посвященных изучению Земли, принято относить физику, химию, биологию, географию, экологию, астрономию и пр. Именно на этих дисциплинах основывается подготовка квалифицированных экспертов естественнонаучных факультетов и профилей.
Естественнонаучные науки
Каждая специальность по-своему уникальна и делает акцент на конкретной группе предметов. В одном случае доминанта отмечается на исследовании состава почв/водоемов, в другом – изучении растительного мира, в третьем – физические, биологические и иные свойства явлений/процессов.
Подготовка специалистов естественнонаучного «жанра» в обязательном порядке сопровождается следующими блоками:
Важно отметить, что ВКР специалистов естественнонаучного характера обязательно будет носить научно-исследовательский характер и содержать экспериментальную часть (проведение эксперимента, апробация результатов и подведение итогов).
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Обзор основных профессий и вариантов их освоения на базе отечественных вузов
К числу наиболее популярных специализаций естественнонаучного плана относят:
Работа агрономов связана с посевными и уборочными работами, «земельным ремеслом». Поэтому в процессе профессионального становления особое внимание уделяется таким дисциплинам, как почвоведение, садоводство, орошение земель, биологическая оценка почвенного состава и пр. Освоить это направление можно на базе ссузов и вузов.
Работа агрономов
Приемная кампания в вузах по специальности «Агрономия» основывается на ЕГЭ по следующим предметам: основные – биология, математика и русский язык, вариативные – география, физика, химия, иностранный язык, информатика. Обучение возможно на базе бакалавриата (4-4,5 лет) и магистратуры (около 2 лет) в очном и заочном формате, но в любом случае студенты проходят практику на базе действующих лабораторий или в «полевых условиях».
Где можно выучиться на агронома?
Средний проходной балл по специальности зависит от региона, престижа вуза. Он расположился в диапазоне: для бюджетников от 50-75 баллов, для контрактников – от 39-45 баллов. В 2021-2022 учебном году доступно к свыше 1000 бюджетных мест, конкурс за каждое из которых разворачивается между 5-6 участниками. Также предусмотрено платное обучение – более 2,5 тысячи вакантов. Среднегодовой ценник образовательных услуг вузов по стране составляет 32-80 тысяч рублей заочно, от 90 тысяч рублей очно.
Наиболее востребованными профилями по агрономии выступают: агрохимия, агроинженерия, почвоведение, лесное хозяйство и пр.
Освоить программу «Агрономия» можно в 67 высших образовательных заведениях страны, в числе которых присутствуют РУДН, МИФИ, КГАУ, ДГАУ, СПбГАУ, НГАУ, СГСХА и пр.
На сегодняшний день существует около сотни биологических профессий, каждая из которых носит узкоспециализированный характер и базируется на конкретном разделе или сфере. К числу наиболее распространённых программ данного ракурса относят биология почв, микробиология, нейробиология, молекулярная биология, биология клетки, биотехнология (фармацевтическая, пищевая и т.д.) и пр.
Особенности специальности биология и биотехнология
В процессе профессионального становления особый акцент делается на изучении биологических и химических дисциплин, выполнении НИР. Программы доступны на всех ступенях образования в рамках очного и заочного формата. Обучение ведется на бюджетной и платной основе.
Приемная кампания базируется на ЕГЭ по следующим дисциплинам: математика, русский, биология, химия, география, информатика, иностранный язык.
Проходные баллы по указанным программам варьируются от 45 до 75 баллов для контрактников, от 75 баллов и выше для поступающих на бюджет. В 2021-202 учебном году предусмотрено свыше 3 тысяч вакантов на базе отечественных вузов. Конкурс за каждый из них разворачивается между 5 претендентами. Среднегодовая стоимость подготовки дипломированных биологов и биотехнологов составляет 35-80 тысяч рублей для заочников, 85-250 тысяч рублей для очников.
Обучение по биологическим направлениям
Самыми популярными вузами, практикующими биологический профиль, выступают МГУ, НГПУ, КФУ, ЮФУ КФУ имени Вернадского, РХТУ имени Менделеева, МГУТУ имени Разумовского, РГАУ имени Тимирязева, УрФУ имени Ельцина и пр. Всего в рамках рассматриваемого направления действует около сотни вузов.
Указанные специализации напрямую соотносятся с изучением земли и недр, как внутреннего состава, так и внешнего обустройства и площадей, их особенностей. Квалифицированные эксперты задействованы в самых разных отраслях народного хозяйства: нефтегазовая промышленность, горное дело, строительство, инженерия, природопользование и пр.
Специальности, которые изучают землю и недра
Специалисты занимаются преимущественно научно-исследовательской деятельностью и «прикладным искусством», разрабатывая технологии изучения местности, добычи природных ресурсов и планирование/проектирование их дальнейшего применения. Нередко практическая деятельность геологов, геодезистов и картографов сопровождается множественными расчетами, формированием специальных карт и планов и пр. в рамках каждой специализации существует классификаций профессий: работа с почвами, недрами водными ресурсами, обустройством территорий и пр.
В числе доступных образовательных программ данного плана можно выделить: поиски и разведка подземных вод, инженерная геодезия, геотехнологии освоения недр, управление водными биоресурсами, геология нефти и газа, шахтное и подземное строительство, горное дело, землеустройство и пр.
Стоимость обучения наиболее популярных ВУЗах страны
Приемная кампания в вузах по рассматриваемым специализациям основывается на следующих испытаниях: русский язык, математика (профиль), физика, география, химия, информатика. Проходные баллы колеблются от минимума 39-45 баллов до максимума – 75-90 баллов. Самые высокие значения действуют преимущественно в топовых учреждениях.
Подготовка специалистов возможна в рамках очного и заочного формата с обязательным прохождением практики в полевых условиях, выполнением курсовых и научно-исследовательских работ. Поступить на бакалавриат посильно только выпускникам средней полной школы или колледжей.
На сегодняшний день программы по геологии, геодезии, картографии и географии действуют в 120 вузах страны. По предварительным подсчетам статистов, выделено до 1500 бюджетных и 2600 платных мест. Среднегодовая стоимость обучения составляет 120-180 тысяч рублей.
Самыми востребованными образовательными центрами, где занимаются подготовкой квалифицированных специалистов по указанным программа, выступают УГНТУ, НГУ, БашГУ, КФУ, МГУ, ДВФУ, ЮФУ и пр.
Вопрос сохранения природы и повышения качества жизни, ЗОЖ и экологичности окружающей среды на сегодняшний день встал довольно остро. Поэтому с каждым днем растет востребованность таких специалистов, как экологи, экологи-лаборанты, специалисты по охране труда/технике безопасности/профилактике и предотвращению ЧС, метеорологи и пр.
Экологическое направление
В рамках данной специализации действует целый комплекс различных профессий с учетом специфики области (сфер применения): промышленность (химическая, пищевая, текстильная, нефтегазовая и пр.), строительство, ресурсная экология (гидроэкология, почвоэкология и пр.), экологический мониторинг и пр. Эти специалисты анализируют уровень выбросов и воздействия (человеческого и техногенного) на окружающую среду, разрабатывают мероприятия по сокращению негативного воздействия и пр.
Вступительные испытания по «экологическим профессиям» предполагают прохождение следующих рубежей: обязательные ЕГЭ + государственные экзамены химия, биология, география, информатика, иностранный язык. средний проходной балл составляет 45-75 для контрактников, 75-100 – для бюджетников. Обучение производится на очной и заочной основе на всех уровнях образования. Бакалавры чаще всего трудятся рядовыми лаборантами и экологами, а магистры и аспиранты – инженерами, исследователями. Подготовка дипломированных специалистов возможно на бюджетной (до 2000 вакантов) и коммерческой (до 3000 вакантов) основе. Среднегодовая стоимость профессионального становления квалифицированных экологов по стране составляет 35-75 для заочников, 130-250 для очников.
Получить высшее образование в области экологии
Нередко освоение профессии проходит в рамках целевой программы при содействии ведущих промышленных компаний.
Экологические профили доступны в стенах таких вузов, как БФУ имени Канта, РХТУ, ЮФУ, КГТУ, ОмГУ, ННГУ, БашГУ и пр. Подготовка экологов доступна на базе 45 вузов страны.
Обратите внимание, что естественнонаучные специальности действуют на базе химико-технологических и многопрофильных учреждений в рамках географического, естественнонаучного факультетов. Притом студенты не просто изучают азы профессии, но и учатся работать со специальным оборудованием, анализировать результаты экспериментов и наблюдений и разрабатывать мероприятия по решению актуальных экологических проблем.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Профили обучения
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает профильное обучение в старших классах. Если девятиклассник решает идти в 10-й класс, он должен выбрать профиль для дальнейшего обучения. Основные цели профильного обучения в рамках СОО:
Cистема профильного образования в России включает следующие типы учебных дисциплин:
Дополнительной формой организации деятельности обучающихся стал индивидуальный учебный проект — это учебное исследование или учебный проект, выполняемые обучающимися в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, курсов избранного профиля обучения. Иными словами это — творческая работа исследовательского характера, выполняемая обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочной деятельности.
Исследовательская деятельность обучающегося связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научные комментарий, собственные выводы.
Профили обучения
Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
Естественно-научный профиль
— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Индивидуальный учебный проект
Гуманитарный профиль
Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Индивидуальный учебный проект
Социально-экономический профиль
ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Индивидуальный учебный проект
Технологический профиль
ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Выполнение индивидуального учебного проекта
Универсальный профиль
— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.
Предметы для углубленного изучения:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Индивидуальный учебный проект
Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.
Учебный план профиля обучения
Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.
Элективные курсы
Отличие элективных курсов от факультативных
Пункт 5 части 1 статьи 34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.
Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).
Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.
При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.
На сайтах платформы Дион.Школа создан специальный раздел Профильное обучение, в котором размещается информация и нормативно-правовые документы школ — клиентов платформы. Подробнее.
Естественнонаучное образование
Полезное
Смотреть что такое «Естественнонаучное образование» в других словарях:
Естественнонаучное образование — Естественно научное образование включает в себя очень широкие направления и области естественно научного знания физики, химии, биологии, описывающих структурные, функциональные, количественные и последовательные причинно следственные связи… … Википедия
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — одшш составляющих общего образования, охватывающая комплекс учебных дисциплин, излагающих основы научных знаний о природе. Предусматривает две главные цели: а) формирование научной картины мира и адекватного миропонимания; б) подготовку… … Профессиональное образование. Словарь
Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия
ОБРАЗОВАНИЕ — англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… … Энциклопедия социологии
ОБРАЗОВАНИЕ — англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… … Толковый словарь по социологии
ОБРАЗОВАНИЕ — 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; различают: начальное, основное, среднее, высшее, общее и специальное… … Российская социологическая энциклопедия
Гуманитарное образование — совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. важнейшее средство формирования мировоззрения, играет… … Большая советская энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия
Институт естественных и социально-экономических наук НГПУ — (ИЕСЭН НГПУ) Головная организация Новосибирский государственный педагогический университет Тип государственный Директор Канда … Википедия
Буданов, Владимир Григорьевич — У этого термина существуют и другие значения, см. Буданов. Буданов Владимир Григорьевич Дата рождения: 1955 год(1955) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия
Как выбрать профильный класс
Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
На что ориентироваться при выборе профиля
Результаты ОГЭ
В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.
Способности и склонности
Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.
Предметы ЕГЭ
Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.