профессор рафал вильчур биография
Герои желтой прессы и криминальной хроники: что стало с актерами польского фильма «Знахарь»?
Польский фильм «Знахарь», снятый по роману писателя Тадеуша Доленги-Мостовича, шел в российском кинопрокате в начале 80-ых и всегда собирал полные залы. Смотреть мелодраму о потерявшем память гениальном хирурге стремились в основном женщины – уж очень их трогала история взаимоотношений давно потерявших друг друга отца и дочери, а также история разлученных влюбленных. Многие киноведы говорят, что именно польский кинематограф наиболее близок по духу советскому. Отсюда и еще один интересный факт: в поисковиках «Знахарь» занимает 43-е место по посещаемости среди зарубежных фильмов в советском кинопрокате. «МИР 24» рассказывает, как сложилась судьба актеров, сыгравших в этом фильме.
Ежи Биньчицкий – хирург-профессор Рафал Вильчур, он же знахарь Антоний Косиба
Польский актер театра и кино известен русскому зрителю также по роли в фильме «Ночи и дни» (этот фильм был номинирован на «Оскар» в 1977 году), «Пан Тадеуш» Анджея Вайды и небольшой роли в отечественном шпионском сериале «Щит и меч». В «Знахаре» Биньчицкий исполнил роль потерявшего память профессора Рафала Вильчура.
Актер родился в Кракове и большую часть своей жизни посвятил именно этому городу. Биньчицкий родился в 1937 году, здесь же окончил Высшую театральную школу. Уже в 1965 году актера заметили и порекомендовали в Старый театр – здесь он служил до самой смерти, сначала как актер, а затем и как директор. В 1998 году, через несколько месяцев после назначения на высшую должность, актер внезапно умер от сердечного приступа. Параллельно с работой в театре он снялся в 55 кинокартинах. Рассказывают, что он проявил себя как режиссер, поставив на краковской сцене два спектакля по пьесам Чехова.
Как часто бывает, в начале карьеры актеру не везло с ролями в кино – долгое время он появлялся лишь в эпизодах фильмов. Но в 1975 году польский режиссер Ежи Антчака пригласил Биньчицкого сыграть Богумила в фильме «Ночи и дни», снятому по роману Марии Домбровской. Фильм стал настоящим хитом и даже попал в шорт-лист «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке. За эту роль Ежи Биньчицкий получил несколько польских кинематографических наград.
Актер также был политическим активистом – состоял в партии Демократическая Уния, а позже даже баллотировался в Польский Сенат, однако, безуспешно.
Анна Дымна – Мария Вильчур (Марыся)
Анне сейчас 69 лет, она успешно совмещает карьеру в театре с благотворительной деятельностью. Советский зритель узнал и полюбил ее именно благодаря роли Марыси в «Знахаре». Как и коллега по фильму, женщина также посвятила всю свою жизнь Кракову – сначала окончила здесь Высшую театральную школу, откуда ее сразу взяли в Старый театр, в нем она служит по сей день вместе с нынешним мужем. Первый супруг Анны также был актером и сценаристом, он погиб через пять лет после свадьбы. Анна до сих пор вспоминает Веслава как человека, оказавшего на нее большое влияние.
На своей родине Дымна сыграла множество ведущих ролей, с этим ей всегда везло. Она даже была Маргаритой в польской экранизации «Мастер и Маргарита» 1989 года режиссера Мачея Войтышко. Сейчас Анна снимается уже не так часто, зато много преподает в родном вузе и ведет авторскую телепрограмму «Давай встретимся». К себе в эфир актриса приглашает людей, испытывающих психологические и физические проблемы, страдающих редкими заболеваниями. С 2001 года Анна активно работает с инвалидами: сначала она организовала ежегодный фестиваль музыки и театра в их пользу, а в 2003 году создала фонд помощи «Несмотря ни на что».
Томаш Стокингер – Лешек Чиньский
Для Томаша Стокингера роль в фильме «Знахарь» стала самой знаковой в его кинокарьере. После этого актер ушел на телевидение – стал сниматься исключительно в сериалах и принимать участие в программах. Дело в том, что переломным моментом в судьбе поляка стало участие в самом продолжительном телепроекте Польши – сериале «Клан». На протяжении 21 года Стокингер играл доктора Любича и, став типичным сериальным актером, больше не смог вернуться в кино – не звали. Актер с детства увлекался пением и в уже более зрелые годы даже записал сольный альбом «Мелодией возвращаешься ко мне».
Собственно, именно благодаря своему музыкальному таланту актеру иногда удается мелькать на экранах – одно из его последних ярких появлений состоялось в 2007 году в эфире телепрограммы, посвященной 10-летию сериала «Клан». Тогда актер впервые публично в дуэте с Каей Пашальской исполнил композицию «Погода на счастье». После этого желтая пресса все чаще интересовалась только личной жизнью актера – после развода с женой он часто заводил бурные романы с разными женщинами. А в 2009 году Стокингер стал героем уже криминальной хроники. Актер стал виновником ДТП с участием нескольких машин, после чего скрылся с места происшествия. Полиция его задержала, а в мае 2010 года Стокингера приговорили к одному году лишения свободы условно с отсрочкой исполнения приговора в три года и штрафу в размере 10 тысяч злотых.
Игор Смяловский – граф Чиньский
Смяловский родился в Москве, а актерское образование получил в Вильнюсе. Там же сразу после окончания вуза он дебютировал в местном кабаре. Затем артист много путешествовал по Европе и играл в разных театрах – в Белостоке, Кракове, Катовице, Лодзи и Варшаве. В итоге Смяловский решил осесть в столице Польши. Там он выступал в спектаклях «театра телевидения» в 1957-1999 годах и «театра Польского радио», снимался в кино. «Знахарь» стал одной из его последних картин. В какой-то момент артист сместил свое внимание на литературу и написал несколько сборников воспоминаний и театральных анекдотов. В 2008 году Игор умер в возрасте 88 лет.
Бернард Ладыш – мельник Прокоп
Совсем недавно, 25 июля 2020 года, Ладыш скончался в возрасте 98 лет в Варшаве. Он был больше известен не как актер, а как оперный певец. В 26 лет он стал солистом Ансамбля песни и пляски Войска Польского, с 1950 года служил в «Театре Вельки» в столице Польши. Будучи обладателем густого красивого бас-баритона, он часто гастролировал, выступая на оперных сценах многих театров мира и на концертах. Среди самых известных партий певца – Борис Годунов в одноименной опере, Мефистофель из «Фауста», Гремин из «Евгения Онегина».
Свою музыкальную карьеру артист успешно совмещал со съемками в кино – в обеих областях Ладыш добился признания и завоевал множество польских и международных наград. Правда, из-за плотного гастрольного графика сняться удалось лишь в девяти картинах.
Профессор рафал вильчур биография
Data: 17.08.2011 14:07 | Автор: Administrator
Источник: фильм «Знахарь» (1982), роман «Знахарь»
Автор: Тадеуш Доленга-Мостович
Роль исполнил: Ежи Биньчицкий
Вильчур был известным хирургом, руководителем собственной клиники, знаменитой на всю Польшу. Однажды, вернувшись домой в годовщину своей свадьбы, он обнаружил, что горячо любимая им жена сбежала вместе с дочкой к любовнику.
После этого, он стал известным на всю округу и к нему стали приходить лечиться местные жители. Косиба не брал с них денег и помогал как мог.
Случайно, судьба свела Косибу с собственной дочерью, простой доброй девушкой. И все сложилось так, что его дочь (он не знал об их родстве) вместе со своим молодым человеком попала на мотоцикле в аварию. Местный врач посчитал, что помочь ей невозможно (был перелом основания черепа), но Косиба выкрал его инструменты и смог спасти девушку.
После этого его арестовали и приговорили к трем годам тюрьмы за кражу. Лишь блестящий адвокат, друг возлюбленного его дочери смог вытащить его, пригласив свидетелем известного хирурга Добронравского и показав, что Косиба смог блестяще излечить сотни больных, причем практически бесплатно.
Тот узнал профессора. К Вильчуру вернулась память и он смог узнать свою дочь и снова возглавил клинику.
Дальнейшая история профессора описана во втором романе польского писателя «Профессор Вильчур».
Что осталось за кадром польского фильма «Знахарь», вышедшего на советские экраны в 1983 году
Сердечная история «Знахаря»
Когда режиссер Ежи Гофман, известный по батальным постановкам исторической трилогии Генрика Сенкевича, задумал экранизировать «Знахаря», многие скептически отнеслись к самой идее. На дворе был 1980 год, вся Польша жила уличными протестами, забастовками и «Солидарностью». Культурная богема, в 70–е годы переживавшая эпоху фильмов «морального беспокойства», в тот момент остро озабоченная текущими отношениями общества и власти, считала совершенно неуместной слезную мелодраму с достаточно банальным сюжетом. Некоторыми коллегами это воспринималось едва ли не как творческое предательство. «Вокруг безумствовали вихри истории, вокруг раскаленные добела политические страсти. А мы жили совсем в другом мире», — вспоминал о работе над фильмом спустя годы Ежи Гофман. Но в декабре 1981 года генерал Ярузельский ввел в стране военное положение, «праздник непослушания» в Польше закончился, и обстановка изменилась коренным образом.
«Знахарь», как и «Ва–банк» Юлиуша Махульского, попал в точку. Картинки, казалось бы, такой далекой, красивой жизни 30–х годов раскрасили зрителям серые обыденные мысли. «Знахарь», вышедший на польские экраны в 1982 году, дарил надежду и веру в то, что, пройдя тяжелые испытания, все в итоге закончится хорошо. Люди выходили из кинотеатров растроганные до слез. Критикам оставалось лишь скрежетать зубами.
Удивительным образом перекликались с фильмом и удары судьбы актрисы Анны Дымны, сыгравшей главную женскую роль. Историю стоит рассказать с того момента, когда юной студенткой Анна Дзядык познакомилась со своим будущим мужем. Первая встреча с Веславом Дымным была далекой от романтики. Он шумно выпивал с коллегами под дверями ее комнаты в отеле, а она никак не могла уснуть. Когда попросила успокоиться, в ответ услышала поток брани. Однако назавтра смущенный Веслав уже ждал ее с букетом цветов.
У них была значительная разница в возрасте — 15 лет, но их объединяли традиции семей, лишь недавно перебравшихся на юг Польши. Веслав, который родился в деревне Полонечка недалеко от Барановичей, в последние годы войны вместе с матерью и младшими братьями вынужденно проделал сложный и опасный путь в Силезию. И Анна, родители которой перебрались в Краков из Западной Украины. Они не раз делились друг с другом воспоминаниями о семейных обычаях, так нетипичных для обыденности южнопольской провинции.
Веслав был удивительно талантливым человеком, а ко времени их знакомства уже и весьма знаменитым. Писал сценарии, юморески, тексты песен, выступал в популярном краковском кабаре, играл в кино, рисовал. С ним было бесконечно интересно. До сих пор Анна с теплотой вспоминает свою первую любовь. Они прожили шесть лет.
Все рухнуло за несколько месяцев. Осенью 1977 года неисправный телевизор спровоцировал пожар в доме. Тогда сгорели многочисленные наработки и архивы мужа, однако это оказалось лишь началом цепи страшных событий. Буквально через три месяца Анна нашла уже в новом доме мертвого Веслава, отправившегося туда обустраивать жилье. Обстоятельства и причины смерти так и остались до конца не выясненными.
Спустя всего три месяца, в мае 1978 года, Анна ехала на съемки в Венгрию. Там над озером Балатон мечтала наконец отогнать бесконечно гнетущие ее траурные мысли, открыть новую страницу в жизни. Уснула в машине. Проснулась уже в венгерской больнице с тяжелыми травмами ног, позвоночника. Парализованной 27–летней актрисе врачи не давали гарантии, что снова будет ходить. Она выкарабкалась. Многомесячная реабилитация, вера, забота близких и совсем чужих людей вернули ее к жизни.
Те драматические переживания остались с Анной навсегда, заставили по–новому взглянуть на мир: «Когда пришла в себя после аварии, долго была словно где–то далеко. Да, было мне там хорошо. Светло, тепло. Возвращение в реальность означало боль, ощущение серьезности травм. С радостью и облегчением, что боль уходит, снова проваливалась в эту пропасть. Из самого момента, когда пришла в себя, немногое осталось — провал в памяти. Но радость того, что жива, помню до сих пор. Рассудок был словно выключен, но эмоции и чувства сохранились. Это мне дало уверенность, что человек излишне многое планирует, комбинирует. А должен жить, это его обязанность, наивысшее предназначение, шанс и радость».
Роль Марии Вильчур в «Знахаре» после всего случившегося стала для Анны Дымны близкой. Когда в фильме молодой граф Чиньский ухаживал и смешил девушку в магазине, это было так, словно она снова переживала отношения с необыкновенно скорым на яркие выдумки Веславом. А киноавария на мотоцикле и месяцы восстановления — это разве не собственно пережитое второе рождение после венгерской командировки?
На роль молодого графа Ежи Гофман планировал пригласить Даниеля Ольбрыхского, уже сыгравшего в его фильмах «Пан Володыевский» и «Потоп» знаковых персонажей. Но тот отказался. Выбор пал на Томаша Стокингера. И хотя многие посчитали, что молодому актеру роль далась непросто, на съемочной площадке с Анной они целовались более чем по–настоящему. Как вспоминал Томаш спустя годы: «Любили мы сцены с поцелуями, часто просили сделать еще один дубль. Думаю, была у нас с Анной, как теперь говорят, своя химия».
Белорусскую провинцию (а в книге Доленга–Мостовича о том, что семья мельника Прокопа, в которую приходит главный герой фильма, — белорусы, написано прямо) снимали в городе Бельск–Подляски. Наверное, самом белорусском городке Белосточчины, да и, собственно, всей Польши. Жители Бельска по–прежнему не забывают фильм, многие тогда участвовали в массовках.
К съемкам центр немного подготовили, вспоминал один из бельчан Марьян Домбровский: «Перед Ратушей насыпали песка и выложили старый «брук» там, где уже давно был асфальт». Сам Марьян тогда немного занимался фотографией, и на старых снимках осталась память о многих горожанах, попавших на экран: «Вот, например, «Лимончик» — многолетняя заведующая бельским рынком, которая случайно попала в кадр, но так понравилась Ежи Гофману, что специально под нее придумали эпизод, где она ест яблоко. По мнению режиссера, это придало фильму местного колорита». В Бельске, кстати, состоялся и предпремьерный показ самой ленты. Можно только себе представить, какой ажиотаж наблюдался тогда в местном кинотеатре «Знич».
Для многих в памяти навсегда осталась по–деревенски теплая, почти домашняя атмосфера. Во время перерывов режиссер иногда отправлял актеров прогуляться за грибами, а потом лично их готовил и угощал всех участников съемок. Провинциализм, впрочем, сыграл и злую шутку. Одной из самых ярких сцен должен был стать эпизод, когда молодой граф, уже готовый на могиле возлюбленной расстаться с жизнью, в последний момент узнает о ее счастливом выздоровлении. С букетом роз он мчится, чтобы рассыпать цветы у ног девушки в деревенской хате.
Эти розы оказались самыми дорогими в истории польского кино. Накануне получивший задание найти в Бельске самые красивые розы администратор сумел раздобыть лишь скромный и уже слегка подвявший букетик. Что поделать — типичные реалии позднего польского социализма. Однако поставленный режиссером ультиматум: не будет роз — не будем снимать, будете отвечать за срыв съемочного процесса, заставил ответственных за реквизит на такси отправиться за двести километров в Варшаву. Там на столичном рынке было куплено несколько десятков действительно прекрасных желтых роз. Как вспоминал Томаш Стокингер, «счет был астрономический. Такие цветы могли позволить себе в те времена лишь иностранцы. Когда розы наконец приехали, Гофман потратил огромный метраж купленной за иностранную валюту пленки лишь на одну эту сцену. Можно было сделать два, в крайнем случае, три дубля. Он сделал их одиннадцать. Со стороны могло показаться, что тут особенного: розы падают на землю, чего тут дублировать. Но выходит, Гофман дело знал, сцену запомнили все зрители».
Этим летом нашему знакомству с фильмом исполняется ровно 35 лет. Было время, когда центр Бельска собирались серьезно реконструировать, но жители отстояли старые деревянные дома, а с ними и магазинчик, в котором работала Мария Вильчур. Теперь он так и называется «Знахарь». Напротив — городская Ратуша и небольшой стенд, посвященный съемкам фильма, с фотографиями Марьяна Домбровского. Так что если вам доведется когда–нибудь ехать из Белостока в Брест или из Варшавы в Минск через погранпереход в Беловежской пуще, не поленитесь остановиться ненадолго в городке Бельск–Подляски. Прогуляйтесь по старым улочкам, где снимали фильм с белорусским колоритом. А если захотите, загляните в тот самый магазинчик. Сегодня там, правда, уже не купите товаров, что продавала Марыся, теперь там обувной, но можете просто прикоснуться к истории, такой далекой по времени и трогательно близкой.
Магазин в городе Бельск-Подляски, где в 1981 году снимался фильм «Знахарь». Наши дни.
Фото Александра БудаЯ
Актеры
Ежи Биньчицкий (Рафал Вильчур). Родился в 1937 году. Актер, связавший почти всю жизнь со Старым театром в Кракове. Кроме «Знахаря», наши зрители могли его видеть в фильмах «Щит и меч» и «Пан Тадеуш» в постановке Анджея Вайды. Умер в 1998 году.
Анна Дымна (Мария Вильчур). Родилась в 1951 году. Популярная актриса продолжает активную карьеру в кино и театре. Уделяет много внимания общественной жизни и благотворительности.
Томаш Стокингер (Лешек Чиньский). Родился в 1955 году. С 1984 по 1993 год пробовал устроить жизнь и карьеру за океаном. В 2010 году получил условный срок за езду в нетрезвом состоянии и попытку скрыться с места ДТП. Много играет в телесериалах.
Бернард Ладыш (мельник Прокоп). Родился в 1922 году в Вильно. Известен в Польше в первую очередь как певец (бас). В 2016 году получил награду за музыкальное творчество Золотой Фредерик.
Артур Барцись (Василь, сын мельника). Родился в 1956 году. Продолжает актерскую карьеру в кино и варшавском театре.
Игорь Смяловский (граф Чиньский). Родился в Москве в 1917 году. Актерскую карьеру начал в Вильно. Опубликовал несколько книг воспоминаний и театральных историй. Умер в 2006 году.
Три поколения «Знахаря»
Написанный изначально как киносценарий, «Знахарь» оказался неожиданно отвергнут на киностудии. Тогда Доленга–Мостович в 1937 году переделал его в полноценный роман. В таком виде книга наконец и заинтересовала кинопроизводство. Еще до войны, в том же 1937 году, была осуществлена ее первая экранизация. На волне успеха в 1939–м по новому роману «Профессор Вильчур» было снято продолжение. И буквально сразу Доленга–Мостович написал сценарий для третьего фильма «Завещание профессора Вильчура». В нем, кстати, писатель сыграл самого себя — автора. Работу над фильмом прервала война, но закончить его все–таки смогли спустя несколько лет.
«Знахаря» 1982 года в постановке Ежи Гофмана сегодня в Польше считают одним из самых удачных фильмов ХХ века.
В 2016 году группа энтузиастов решила сделать свое продолжение. Фильм называется «Капканы», снимался в городе Бельск–Подляски и на средства города, а участие в нем приняли несколько актеров экранизации 1982 года. Это уже современная история молодых людей, которая переплетается с судьбой внучки профессора Вильчура.
В городе Бельск–Подляски родился знаменитый архитектор Иосиф Лангбард. Именно по его проектам построены здания Дома Правительства, Театра оперы и балета, Академии наук и Дома офицеров, без которых невозможно представить современный Минск.
Почему фильм «Знахарь» в Польше назвали лучшим в XX веке, а беларусы считают его важным для себя
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Знахарь» оказался одним из самых пронзительных фильмов о вере и возможности изменить жизнь. С момента его премьеры прошло уже почти четыре десятилетия, а он не утратил своей актуальности. Эту киноленту до сих пор смотрят, пересматривают и обсуждают. Благодаря ему режиссер картины Ежи Гофман вмиг получил всемирную славу, как и исполнители главных ролей. Наверняка многим нашим читателям интересно будет узнать, как же сложились судьбы актеров культового фильма. Об этом вы узнаете чуть позже. А ведь не менее интересна сама история экранизации этого романа.
Первая экранизация «Знахаря» (1937)
Что любопытно, первая версия этого кинофильма была снята еще в 1937 году режиссером Михаилом Вашиньски. Однако, изначально написанный как киносценарий, «Знахарь» был неожиданно отвергнут на киностудии. Тогда Доленга–Мостович переделал его в полноценный роман, который, наконец, заинтересовал киноматографистов. Именно тогда и была осуществлена первая экранизация «Знахаря». На волне успеха в 1939–м по новому роману «Профессор Вильчур» было снято продолжение. И буквально сразу Доленга–Мостович написал сценарий для третьего фильма «Завещание профессора Вильчура». Но работу над фильмом прервала вторая мировая, и закончить его все–таки смогли спустя несколько лет.
Предыстория создания кинофильма Ежи Гофманом
Некоторые коллеги по цеху идею Ежи Гофмана восприняли едва ли не как творческое предательство. «Вокруг безумствовали вихри истории, вокруг раскаленные добела политические страсти. А мы жили совсем в другом мире», — вспоминал о работе над фильмом спустя годы Ежи Гофман. Однако в декабре 1981 года генерал Войцех Ярузельский ввел в стране военное положение, «праздник непослушания» в Польше прекратился, и обстановка в корне изменилась. А режиссер Гофман приступил к съемочному процессу.
Триумф киноленты
«Знахарь» Ежи Гофмана попал в точку. Романтическая история, казалось бы, такой далекой, красивой жизни 30–х годов буквально разукрасила зрителям серые будни. «Знахарь», вышедший на польские экраны в апреле 1982 года, хотя и косвенно, но нес собой надежду и веру в то, что, пройдя тяжелые испытания, все в итоге закончится хорошо. Зрители покидали кинотеатры, растроганные до слез, а критикам и недоброжелателям оставалось лишь скрежетать зубами.
Летом польский фильм «Знахарь» появился и на широких экранах необъятного Советского Союза. Трогательная история о варшавском профессоре медицины Рафале Вильчуре, в одночасье потерявшего семью и память, растрогала до глубины души и советскую многомиллионную аудиторию зрителей.
Белорусский след в кинофильме
Однако самым значимым и близким эта кинолента оказалась для жителей Белоруссии, и хотя в фильме напрямую об этом не говорилось, многие догадались, что сюжет картины развивается на территории довоенной Западной Белоруссии. И это совсем неудивительно, ведь автор романа Тадеуш Доленга–Мостович, по которому был снят кинофильм, являлся уроженцем Витебщины. Известный в свое время журналист и писатель нередко использовал для своих произведений привязку к западно белорусским городам и местечкам.
К слову сказать, белорусскую провинцию Ежи Гофман снимал в городе Бельск–Подляски (Бельск-Подляшский). Этот город с начала 19 века, будучи в составе Российской империи, относился к Западной Белоруссии. Лишь после Второй мировой эта территория отошла к Польше. Здесь до сих пор сохранился белорусский колорит и, прогуливаясь по старым улочкам, можно прикоснуться к истории, такой далекой по времени и трогательно близкой. И сегодня достопримечательностью города является тот самый магазинчик, где работала Марыся. К слову, есть белорусский след и в судьбе исполнительницы главной роли Анны Дымной, сыгравшей Марысю. Но об этом вы узнаете в следующем нашем обзоре.
Несколько слов о сюжете к/ф «Знахарь», ставшего культовым.
Несчастному, волею случая, удалось заполучить документы на чужое имя. Нищенствуя и скитаясь, теперь уже под именем Антония Косибы, главный герой находит приют в семье одного мельника и спасает его прикованного к постели сына. С тех пор за Антонием закрепилась слава «знахаря». Главный герой как-то в местной лавке встречает очаровательную девушку Марысю, которая своей внешностью напомнила Антонию образ женщины из далекой забытой жизни. Но как ни старался он что-либо вспомнить, ничего не вышло.
Однако влюбленная пара попадает в аварию, в результате чего молодой человек отделался легкими травмами, а вот несчастная девушка оказалась на грани жизни и смерти. Доктор, которого пригласили к умирающей констатировал, что травмы, полученные Марысей, несовместимые с жизнью.
Антоний Косиба стал свидетелем страшного «приговора», и желая помочь несчастной девушке, он крадет хирургические инструменты и, сам того не осознавая, проводит высококвалифицированную хирургическую операцию. Девушка выжила, Косибу арестовали за воровство медицинских инструментов, а окрепший после болезни граф, думая, что его невеста погибла, решил покончить с жизнью. Однако, от слуги узнав, что родители намеренно его ввели в заблуждение, тут же отправляется к возлюбленной с огромным букетом роз.
Впечатляющая развязка фильма, разумеется, более чем оптимистична: на судебном процессе было доказана невиновность подсудимого, а также и то, что Знахарь Антоний Косиба является никем другим как известным хирургом профессором Рафалом Вильчуром, и отцом Марыси. В одночасье профессор Вильчур обретает дочь после утраты состояния, личности и памяти, после тюремного заключения и многолетних скитаний. В финальной сцене фильма зритель видит как Рафал, Марыся и Лешек приносят цветы на могилу Беаты Вильчур, умершей от простуды несколько лет тому назад.
Ну, скажите, кого могла оставить такая душещипательная история равнодушным. Публика заливалась слезами, сопереживая главным героям. Даже скептикам не оставалось повода для злословия. Несмотря на банальный сюжет, благодаря потрясающему мастерству режиссера и актеров, фильм совершенно не походил на мыльную оперу, он был преисполнен искренности и живых душещипательных эмоций.
Что же осталось за кадром польского фильма
Одним из самых ярких эпизодов, неоспоримо, является момент, когда молодой граф, приказав срезать в саду все розы и письменно простившись с родителями, был готов распрощаться с жизнью на могиле возлюбленной. Однако, в последний момент он узнает о ее счастливом выздоровлении. С букетом желтых роз он мчится, чтобы рассыпать цветы у ног любимой девушки.
Как вспоминал актер Томаш Стокингер: «. счет был астрономический. Такие цветы могли позволить себе в те времена лишь иностранцы. Когда розы, наконец приехали, Гофман потратил огромный метраж купленной за иностранную валюту пленки лишь на одну эту сцену. Можно было сделать два, в крайнем случае, три дубля. Он сделал их одиннадцать. Со стороны могло показаться, что тут особенного: розы падают на землю, чего тут дублировать. Но Гофман знал свое дело, сцену запомнили все зрители».
Как сложились судьбы актеров фильма спустя 38 лет
Ежи Бинчицкий — Рафал Вильчур
Родился в 1937 году. Актер, связавший почти всю жизнь со Старым театром в Кракове. Кроме «Знахаря», наши зрители могли его видеть в фильмах «Щит и меч» и «Пан Тадеуш» в постановке Анджея Вайды.
Исполнитель главной роли в фильме «Знахарь» скончался от сердечного приступа в возрасте 61 года в 1998 году. Так профессионально, как в «Знахаре», его актерскому таланту, увы, больше не суждено было раскрыться. Мало кто знает, что Ежи Бинчицкий являлся членом партии демократов и даже баллотировался в сенат, но не смог набрать нужное количество голосов. Это было в далеком 1991 году.
Анна Дымна — Марыся
Родилась в 1951 году. Популярная актриса продолжает активную карьеру в кино и театре. Уделяет много внимания общественной жизни и благотворительности.
Всего на счету польской актрисы более 250 театральных ролей и ролей в кино и на телевидении. В 1990 Анну пригласили на роль Маргариты в польской киноверсии романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Эта кинолента получила хорошие отзывы, как у зрителей, так и у критиков. Анна Дымна была замужем трижды. По признанию самой актрисы, самое большое влияние на нее оказал первый муж, трагически умерший еще до ее работы над «Знахарем». Им был Веслав Дымны, польский актер и сценарист.
Сейчас актрисе уже 69 лет. В короткометражном фильме 2015 года «Dzie babci» («День бабушки») в ней уже не узнать прекрасную Марысю. Но, невзирая на это о своем возрасте и внешности актриса говорит с оптимизмом: «Это фантастика, что мне больше не нужно беспокоиться о моей внешности. Если вы молодая актриса, вы всегда можете услышать: вы мало спали, вы опухли, выпрямитесь… А теперь, чем хуже я выгляжу, тем лучше».
В роли молодого графа Лешека Чиньского, Ежи Гофман видел Даниеля Ольбрыхского, уже сыгравшего в его фильмах «Пан Володыевский» и «Потоп» знаковых персонажей. Однако актер отказался, считая, что в его возрасте (известному актёру было уже тридцать шесть) играть молодого человека как-то не к лицу. Тогда выбор режиссера пал на Томаша Стокингера (1955 г.р.), не известного актера, который до сих пор считает съёмки «Знахаря» одним из лучших периодов в своей жизни.
Хотя тогда многим показалось, что молодому актеру роль богатого аристократа далась непросто. Но, зато с Анной (Марысей) на съемочной площадке они целовались более чем по–настоящему. Как вспоминал Томаш спустя годы: «Любили мы сцены с поцелуями, часто просили сделать еще один дубль. Думаю, была у нас с Анной, как теперь говорят, своя химия».
Дальнейшую актерскую карьеру Томаш попытался устроить за океаном, где он жил и работал около 10 лет. А вернувшись на родину, пошел на службу в театр «Квадрат», позже в «Сирену».
Актеры второстепенных ролей
Божена Дыкель (Соня, невестка Прокопа) Родилась в 1948 году в Грабове. До недавнего времени актриса служила в разных театрах Варшавы. А ее фильмография пестрит многочисленными и разноплановыми ролями. Среди ее лучших киноработ можно выделить фильм «Аварийный выход». Сейчас актрисе 72 года, и она для своего возраста выглядит просто потрясающе.
Три поколения «Знахаря»
В 2016 году группа энтузиастов сняла продолжение «Знахаря». В новой киноленте режиссера Шимона Новака под названием «Капкан» («Wnyki») сыграли звезды польского кинематографа, игравшие в экранизации 1982 года: Станислава Целинская, Божена Дыкель, Томаш Стокингер, а также Артур Барцись. Киноленту также снимали в городе Бельск–Подляски на средства местного бюджета. Это уже современная история молодых людей, которая переплетается с судьбой внучки профессора Вильчура.
Спустя 17 лет после экранизации «Знахаря», Ежи Гофман взялся за роман «Огнем и мечом» из трилогии Генрика Сенкевича, который с триумфом прошел на больших мировых экранах. Что и почему изменил режиссёр Гофман в популярном романе Сенкевича, снимая фильм мы рассказываем специально для наших читателей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: