Профессия ямщик чем занимается
Ямщик
Ямщи́к (устар. от монг. ямчи — проводник или «дзям» — дорога; устар. ямско́й охо́тник [1] ) — кучер на государственной службе, выполнявший ямскую повинность, установленную в Московском государстве в XVII веке для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд. [2] Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России.
Содержание
Происхождение названия
Согласно другой версии, русские слова «ямской», «ямщик» и «ям» предположительно происходят от тюркского слова jamčy (почтовый гонец). [3]
Ямская повинность
Влияние на культуру
Ямщик, не гони лошадей,
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,
Ямщик, не гони лошадей.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Ангарион: Ангар • Ангария • Виселица • Всемирная почтовая конвенция • Всемирный почтовый союз • Дилижанс • Дистанционный столб • Домарочный период • История почты по странам • Пакетбот • Письмо крестом • Почта инков • Почтовая война • Почтовая регалия • Почтовый голубь • Почтовый рожок • Почта Турн-и-Таксис • Чёрный кабинет
Организации и компании • Полиграфия • Персоналии • Почтовые марки • Штемпели и гашения • Филателия • Каталоги и издания • Легендарные марки • Марки стран мира • Тематическая филателия • Непочтовые марки
Полезное
Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях:
ямщик — почтальон, возница, ямщичок Словарь русских синонимов. ямщик см. возница Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ямщик — Алмаз, алтын, ансырь, аркан, базар, басма, батман, башмак, булат, бурав, бязь, вьюк, деньги, зипун, каблук, казна, казначей, камыш, кинжал, колпак, колчан, кончар, сундук, сычуг, тамга, таможня, толмач, торба, чепрак, шатёр, ям, ямщик. Понятно,… … История слов
ЯМЩИК — ЯМЩИК, ямщика, муж. Возница, кучер на почтовых, ямских лошадях. « Стой, ямщик! Жара несносная. Дальше ехать не могу.» Некрасов. «Что то слышится родное в долгих песнях ямщика.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЯМЩИК — ЯМЩИК, а, муж. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница. | прил. ямщицкий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Ямщик — Ямщик, увиденный во сне, – символ перемен или скорой поездки. Вам предстоит отправиться куда то далеко и, может быть, надолго. Ругались с ямщиком или били его – перестаньте вести себя нагло и наплевательски по отношению к своим друзьям и… … Большой универсальный сонник
Ямщик — Ямщик, увиденный во сне, символ перемен или скорой поездки. Вам предстоит отправиться куда то далеко и, может быть, надолго. Ругаться с ямщиком или бить его если вы не перестанете вести себя нагло и наплевательски по отношению к своим друзьям и… … Cонник Фрейда
ЯМЩИК — Человек, перевозящий почту и/или пассажиров на почтовых (станционных) лошадях (см. лошадь*). Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение ‘почтовая станция, на которой меняют лошадей’. Встречается в… … Лингвострановедческий словарь
ямщик — Древнерусское заимствование из тюрк. яз. Тюрк. ямчы (суф. производное от ям «почтовая станция») изменилось в ямщик по аналогии с сущ. на чик ( щик). См. басмач, казначей, искони содержавшее в тюрк. яз. тот же суф. действующего лица чы … Этимологический словарь русского языка
ямщик — ЯМЩИК, а, м Человек, профессия которого поездки на ямских лошадях, перевозка людей и грузов на любых лошадях. Дышловые лошади жались от колей на дышло, но ловкий ямщик, боком сидевший на козлах, держал дышлом по колее, так что колеса бежали по… … Толковый словарь русских существительных
Профессии которых больше нет. Часть II.
Профессии канувшие в лету. Часть II. А по этой ссылке вы можете прочитать первую часть статьи.
Бурлак.
Бурлак — это наемный рабочий, который выполнял функцию тягловой силы, а именно: шагая по берегу, тянул за собой при помощи бечевы речное судно против течения.
Бурлак был не один, а как правило это была целая команда — артель. Такой труд был очень тяжелый, монотонный и сезонный, бурлаки тянули судна по весне и осени.
В такой тяжелой работе бурлакам помогали песни. Одна из известных бурлацких песен была “Эх, дубинушка, ухнем” и пелась она в самые тяжелые моменты бурлацкой работы. Бурлацкий труд исчез после появления и распространения пароходов. До наших дней дошло напоминание о тяжелой работе бурлаков в картине Репина “Бурлаки на Волге”.
Картина Репина «Бурлаки на Волге».
Но на просторах нашего интернета я нашла статью журналистов “National Geographic” о бурлаках нашего времени. В Бангладеше, в порту где занимаются разборкой старых кораблей до сих пор используется труд бурлаков.
Бурлаки в Бангладеше
Коробейники.
Коробейниками или ходебщиками или офенями назывались мелкие торговцы на Руси. Товар, который они продавали, носили в больших лубочных коробах из-за чего и стали называться коробейниками. У коробейников было свое общество, свой кодекс и даже свой сленг, значение которого знали только мелкие торговцы.
Коробейники позаимствовали слова из других языков (латинского, греческого, цыганского и т.д.), к ним прибавляли русские коверканные слова, а остальные просто выдумывались — таким образом складывалось словообразование коробейников. Владимир Даль описывал, что язык коробейников был придуман “для плутовских совещаний торгашей”.
Вообще на Руси отношения к этой категории трудящихся было не однозначное. Профессия коробейника переходило от отца к сыну. Отец коробейник с детства учил сына как продавать, а самое главное обманывать и обычные люди постоянно становились жертвами обмана коробейников.
Но с другой стороны, коробейники зачастую становились единственным источником новостей, различных баек и сплетен. Так что как бы не сторонились обычные люди коробейниками, любопытство все равно вело на контакт с торгашами.
Телефонистка.
Телефонистками были исключительно женщины и их работа заключалась в коммутации на телефонной станции до изобретения АТС.
При приеме на работу к будущим телефонисткам предъявляли некоторые требования: девушка должна была быть обязательно из порядочной семьи, с неконфликтным характером, незамужняя. Ну а самые главные требования: приятный голос, крепкое здоровье и довольно высокий рост, для того чтобы дотягиваться до верха коммутатора.
Работа телефонистки была достаточно напряженной, были ночные смены и интенсивный ритм работы, телефонистка должна была осуществить соединение за 8 секунд. За этот короткий промежуток времени телефонистка должна была принять вызов, сопоставить в какое именно из доступных абонентских гнезд втыкать шнур и произвести соединение.
Вроде бы все элементарно, но если посмотреть на коммутатор, благодаря которому происходило соединение абонентов, становится ясно, что работа у телефонисток была не из легких.
Крысолов.
Профессия крысолова давно забыта, хотя в свое время была очень популярной, особенно в Средние века. Крысоловы спасали целые города от нападок крыс — переносчиков опасных инфекций.
На такой опасной работе можно было подхватить любую болезнь, но крысоловы храбро сражались с полчищами грызунов, тем самым улучшая жизнь граждан. Профессия крысолов была окутана множеством легенд и суеверий.
Люди боялись и уважали крысолов одновременно. Связано это с тем, что люди не понимали как крысоловам удается увести крыс, ведь у обычных людей это не получалось. Да и способы уничтожения крыс были не всегда традиционные, некоторые крысоловы в своей работе использовали музыку, чтение молитв и заклинаний.
Сейчас профессия крысолова распространена в очень бедных странах, для которых это чуть ли не единственный способ борьбы с распространением инфекций.
Ямщики и извозчики.
Прародителями современных водителей были ямщики и извозчики. Это совершенно две разные профессии, которые следует различать. Ямщик — это водитель междугородних маршрутов. Он возил не только людей, но и почтовые посылки, грузы, товары для магазинов, корреспонденцию. А извозчик — это водитель городского такси.
Среди извозчиков и ямщиков была своя классификация.
“Ваньки”. Приезжие из деревень и не имеющие своего транспорта. Им приходилось арендовать лошадь и коляску. “Ваньки” предоставляли услуги эконом-класса и поездка у них обходилась в 30-70 копеек.
“Ломовики” — грузовое такси, извозчики работали на лошадях-тяжеловозах.
“Лихачи” — предоставляли услуги для состоятельных граждан. Лошади у них были сытые, красивые и удобные коляски. Поездка у “лихача” обходилась в целых 3 рубля.
Профессии ямщика и извозчика были на столько популярны, что оставили огромный след в русском искусстве, а особенно в литературе.
Русский ямщик – а вы знали, что…
Ямщик, или кучер, который исполнял ямскую повинность (то есть возил различные грузы, в том числе почту и госслужащих), происходит от татарского корня «дзям», который переводится как «дорога».
Служба и жизнь ямщиков
Появление и массовое распространение ямщиков связано с московским князем Василием Ивановичем, который в 1516 году реализовал указ о создании Ямского приказа. Отвечал новый приказ изначально за почтовые транзитные перевозки.
Трудности рабочих будней
Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной. На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя. Из дневников Пушкина до нас дошел комичный случай: как-то раз князь Потемкин отправил своего курьера в царский дворец с ямщиком. Тот гнал лошадей так, что шпага курьера отстукивала ритм по верстовым столбам, как по забору.
Кроме того, в обязательные умения ямщика входила и самооборона. Лихие люди часто выбирали своей целью ямщицкие экипажи, поскольку в них порой находилось немало ценного.
С приходом Петра I ямщики получили почтовые рожки, которыми должны были сигналить о прибытии. Однако закаленные на трактах ямщики новинку не оценили: им было удобнее орать и свистеть. И только к концу XVIII века ямщики наконец нашли интересное для себя сигнальное новшество: специальные колокольчики, называвшиеся (по месту крепления) поддужными. Их звон, по хроникам тех лет, был слышен уже за пару верст, а также служил своеобразной «магнитолой» как вознице, так и пассажирам. Интересно, что в Европе такие колокольчики практически не применялись.
След в культуре: эй, ямщик, поворачивай к черту!
Немного найдется столь старых профессий, которые воспеваются до сих пор. Помимо вынесенной в заголовок строчки из песни, про ямщиков сложили множество историй и стихов. Существуют сегодня и музеи: например, в Ярославской области (город Гаврилов Ям) открыты двери Музея ямщика¸ в котором стоит и единственный в стране памятник представителю этой профессии.
Ямщик – это… определение и история
Многие считают, что ямщик – это человек, который управляет повозкой и занимается перевозкой людей. В целом это определение недалеко от истины, хотя понятие имеет более широкое значение. Рассмотрим, кто такой ямщик, каковы особенности этой профессии? Что такое «ямская гоньба»?
Значение
Ямщик – это человек, управляющий гужевым транспортом. Он занимается перевозками груза, корреспонденции и пассажиров. Это название появилось во времена Золотой Орды. Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции. До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие.
Вам будет интересно: Обучение в Колледже транспорта в Тюмени
Ямская гоньба
Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века.
Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить. Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики. Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи.
Повинность
Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях:
Ямщики были освобождены от налогообложения. Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков. Потребность в них значительно сократилась в XX веке, когда в стране стали появляться паровозы и автомобили.
Таким образом, ямщик – это человек, управляющий экипажем и занимающийся перевозкой корреспонденции, грузов и пассажиров. До появления железных дорог «ямская гоньба» имела огромное экономическое значение. Это была одна из самых быстрых и эффективных почтовых служб во всем мире.
Ямщик: особая каста среди русских
Ямщики были особой кастой среди русских – их мастерство передавалось по наследству, их семьями управляли женщины, у них были свои особо чтимые святые.
Приехав в Россию в 1839 году, французский маркиз Астольф де Кюстин был шокирован необыкновенной скоростью, с которой неслись русские ямщики по тракту Москва-Петербург, первому скоростному шоссе Российской Империи. «Я стараюсь выучить, как сказать по-русски «тише», другие путешественники, наоборот, подгоняют ямщиков», – писал де Кюстин.
«Русский ямщик, одетый в толстый суконный кафтан, [. ] с первого взгляда кажется жителем Востока; в том, как он вскакивает на облучок, заметно азиатское проворство. [. ] Изящество и легкость, быстрота и надежность, с какими он правит живописной упряжкой, живость малейших его движений, ловкость, с какой, он соскакивает на землю, его гибкая талия, его стать, наконец, весь его облик вызывают в памяти самые грациозные от природы народы земли. » – писал де Кюстин.
Возницы, так впечатлившие французского гостя, и вправду были особенными людьми, отдельной кастой среди сословий русского общества. Их профессия была одной из древнейших в русском государстве – фактически, система ямских станций и помогла когда-то это государство создать.
Ямы Империи
«Когда я на почте служил ямщиком» – эти слова из старой русской песни знакомы всем. Но задумываемся ли мы, почему ямщик «служил» на почте?
«Ямщик» – от слова «ям» – в Монгольской Империи Чингисхана это слово означало постройку на большой дороге, при которой содержались лошади. Система ямов, созданная или при Чингисхане, или при его потомках, была тем ноу-хау, которое позволило монголам создать крупнейшую империю в истории.
Система ямов использовалась для связи центра Монгольской Империи (а затем ее преемника – государства Золотая Орда) с окраинами. Для того, чтобы посланцы правителя преодолевали огромные расстояния как можно быстрее, на дорогах на определенном расстоянии друг от друга были установлены станции, на которых посланец мог поменять уставших лошадей на свежих, отдохнуть и продолжать путь. Когда зависимость от Золотой Орды была преодолена, эта система сохранилась в русских землях и использовалась для связи между русскими городами.
«Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади» – писал о ямской службе XVI века австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн.
Русские ямские станции находились на расстоянии 40-60 километров друг от друга (примерно столько составлял дневной прогон лошади). Их содержание обеспечивалось окрестным населением, которое несло «ямскую повинность», введенную еще монголо-татарами (в начале XVIII века заменена налогами).
Население было обязано содержать в порядке дороги и станции, поставлять повозки (подводы), лошадей и корм для них, а также выделять из своей среды служащих для дежурства на станциях и собственно ямщиков – тех, кто занимался извозом государственных чиновников и грузов. Управляло «ямской гоньбой» отдельное учреждение – Ямской приказ.
Стать ямщиком было много желающих – ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. Однако работа была не из легких – ямщику требовалась сила и выносливость, нужно было быть трезвым и ответственным.
При вступлении в службу он обещал «на кабаке не пропиваться, никаким воровством не воровать, никуда не сбежать и ямской гоньбы жеребьев своих в пустоте не покинуть». Перевозить требовалось путников, депеши, грузы, также от каждого ямщика требовалось содержать не менее 3 лошадей и следить за их здоровьем.
Вдоль по Тверской-Ямской
В 1693 году Петр Первый издал именной указ об организации почты «от Москвы на Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Вологду, Вагу». Указ предъявлял строгие требования к работе ямщиков – особенно к перевозке корреспонденции, которую нужно было везти «бережно, в мешках, под пазухою, чтобы на дожде не замочить и в пьяном виде не обронить на дороге (если подмочат или потеряют, то будут подвергнуты пытке)».
Поэтому постепенно ямщики сформировались как отдельная каста – мастерству управления лошадьми и искусству упряжки, тонкостям службы и лихому ямщицкому свисту учили с ранних лет, и селились ямщики также компактно, отдельными ямскими слободами. Как в Москве, так и в Ярославле (еще одном русском городе, знаменитом своими ямщиками), да и во многих других городах были и есть до сих пор Ямские улицы – там возницы и селились.
В ямщицких семьях сильны были традиции. До конца XIX века безусловной главой ямщицкой семьи была бабушка – так как мужчины проводили большую часть времени в дороге, дом оставался на управление женщин. Ямщики были религиозны, особо почитая святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей – например, главный московский лошадиный торг находился на Зацепе (возле нынешнего Павелецкого вокзала), где и до сих пор стоит церковь Флора и Лавра.
Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Если были деньги, можно было путешествовать на казенных лошадях, предоставлявшихся почтовой станцией. Для этого нужно было получить подорожную – специальный документ на пользование казенными лошадями и повозкой. Предъявив ее на почтовой станции и оплатив «прогоны» – деньги за прохождение лошадью определенного расстояния – пассажир следовал до следующей станции с ямщиком, который затем возвращался на «свою» станцию.
Конечно, ездить как на казенных, так и на «вольных» лошадях (то есть, без подорожной, просто нанимая ямщиков) было очень и очень дорого. Известная «кавалерист-девица» Надежда Дурова писала о своем путешествии в 1836 году: «С подорожной я заплатила бы от Казани до Петербурга не более трехсот рублей, без нее я издержала ровно шестьсот».
Для сравнения: Александру Пушкину его Михайловское приносило порядка 3000 рублей в год, его жалование коллежского секретаря (10-й класс по Табели о рангах, эквивалент штабс-капитана в армии) в 1822 составляло 700 рублей в год; на рубль можно было купить больше 3 килограммов говядины, а породистая лошадь, которую не стыдно было запрячь в свою карету богатому дворянину, стоила 200 рублей…
В общем, поездки на ямщиках были по карману лишь элите. Зато уж за такие деньги ямщики неслись как угорелые. Аббат Жан-Франсуа Жоржель писал в своем «Путешествии в Петербург в царствование императора Павла I»: «Русские ямщики везут крайне быстро, почти все время лошади несутся вскачь. постоянно рискуешь сломать экипаж и опрокинуться, и приходится угрожать им для того, чтобы заставить их ехать медленнее».
Опытные путешественники из русских заранее брали с собой в багаж запасные оси и ободы для колес, так как знали – они понадобятся непременно.
Прокачу со свистом
Смысл этого фразеологизма именно в сочетании скорости и знаменитого ямщицкого свиста. Хотя Петр своими указами попытался ввести для ямщиков специальные сигнальные рожки по немецкой моде, ямщики их жестко не приняли. Ходила даже легенда о ямщике, который обжег губы кислотой, лишь бы не прикасаться к «басурманскому» рожку.
О своем приближении ямщики сигнализировали свистом и криком, а ко второй половине XVIII века в моду вошли валдайские колокольцы, вешавшиеся под дугу лошадей. Правда, звонили они так громко, что в 1834 указом Николая I езда с валдайскими колокольчиками была предписана лишь фельдъегерским тройкам и пожарным при выезде на пожар.
Ну а скорость ямщицкого экипажа была значительно выше, чем скорость карет в Европе – не зря боялись иностранцы! Расстояние от Новгорода до Москвы, составляющее 562 версты (около 578 км), ямщик преодолевал меньше чем за трое суток. А Пушкин в «Евгении Онегине» вообще пишет: «Неутомимы наши тройки, и версты, теша праздный взор, в глазах мелькают как забор». Верста, напомню, это 1066 метров!
По словам Пушкина в примечаниях, эту гиперболу он заимствовал у некоего К., известного «игривостью воображения», который рассказывал, что, «будучи однажды послан курьером от князя Потемкина к императрице, он ехал так скоро, что шпага его, высунувшись концом из тележки, стучала по верстам, как по частоколу».
В общем, для тех времен скорость ямщицкой тройки и вправду была впечатляющей. Тот же Кюстин пишет: «наша тройка понеслась со скоростью четыре с половиной или пять лье в час. Император ездит со скоростью семь лье в час. Железнодорожный поезд с трудом поспел бы за его каретой». Сухопутный льё – 4445 метров, соответственно, его тройка шла со скоростью 20-23 км/ч, а императорская – более 30 км/ч!
Конечно, именно бурное развитие в России железных дорог, стартовавшее в 1851 году с открытием ветки Москва-Петербург, и положило конец ямщицкой профессии. Теперь вся корреспонденция и грузы стали доставляться поездами, на поезда вскоре пересели и пассажиры дальнего следования. Ямщики постепенно вернулись назад в свое сословие – крестьянство, и остались в народной памяти только в фольклоре и классической литературе.