Профессия копирайтер что должен уметь
Кто такой копирайтер и как научиться зарабатывать на текстах
Переписать текст с одного сайта для другого — ещё не копирайтинг. Рассказываем, что это такое и как получать 10 000 рублей за один материал.
Изначально копирайтингом называли создание рекламных текстов. Термин произошел от английского copywriting, где copy — текст, а write — писать. Копирайтером, соответственно, называли того, кто пишет эти самые материалы. Потом понятие расширилось и стало включать в себя другие направления.
Чем занимается копирайтер
Копирайтер пишет любые тексты, даже тот, который вы сейчас читаете. Он может работать с самыми разными форматами и создавать:
Копирайтер — обобщённое название разных направлений. Например, так называют себя те, кто пишет уникальный текст «из головы» или общается с экспертом и пишет на основе этой информации. В отрасли также есть рерайтеры — они создают контент на основе того, что уже есть в интернете. Это как изложение в школе: прочитали, запомнили суть, пересказали своими словами. Есть и те, кто называют себя коммерческими писателями, авторами, райтерами/веб-райтерами, SEO-копирайтерами и другими терминами.
На самом деле неважно, как специалист называет себя. Важно то, как он пишет.
Грубо говоря, копирайтер может работать по одному из двух вариантов:
Решение задач ценится намного больше, чем тупое набивание букв на клавиатуре.
Какими навыками должен обладать копирайтер
Задача автора – писать тексты. Продающие, рекламные, SEO-статьи. Казалось бы, все просто – бери да делай. Но почему тогда вы читаете эту статью? Не от того ли, что не довольны уровнем прибыли, которую дает копирайтинг? Или вовсе не верите, что на этом деле можно хорошо зарабатывать? Да можно, можно. Сейчас объясню.
Начну с себя любимого. Я вошел в копирайтинг, как большинство, с бирж, где платят мизерные гонорары. Потом отправился в свободное плавание, но все равно считал копейки. До тех пор, пока не освоил профессиональные качества копирайтера.
Согласитесь, любое дело требует серьезного подхода. Даже яму не выкопать, если руки растут из таза.
Решил записать эту статью и рассказать в ней, какими же навыками должен обладать копирайтер, чтобы не пересчитывать жалкие гроши, а нормально зарабатывать.
Важно! Я говорю о вполне реальном заработке. А то подумаете, что хочу развесить лапшу на уши про 150 000 р. в месяц и безмятежную жизнь в Таиланде. Нет. Давайте попробуем прийти хотя бы к средней зп по стране.
Что делает копирайтер
Получив задание, профессиональный копирайтер собирает информацию, обрабатывает ее и на полученной основе создает материал для публикации в веб-пространстве, СМИ.
В основе любого текста лежит информация:
Благодаря этим данным удается написать текст, который решает поставленные перед ним задачи. Но для ловкого обращения с нужной информацией нужно развивать навыки копирайтера. Без них никуда.
Особенности профессии копирайтера
На первый взгляд все просто – достаточно собрать в интернете, побрифовать клиента, переработать тезисы по интересующей теме и новый материал готов. Но копирайтер должен уметь писать так, чтобы текст получался цепляющим, интересным, полезным, продающим товар или идею.
Пример. Я недавно написал продающий текст, размещенный на сайте объявлений о продаже недвижимости. Заказчик (о чудо!) дал обратную связь, что позволило мне оценить эффективность работы. Текст начал приводить 8–10 клиентов в день вместо такого же количества за месяц. Неплохо.
Это и есть результат, которого ждут от копирайтера. Автор не просто сдал текст согласно ТЗ, а решил задачу – рассказал о предложении так, что читатели стали им интересоваться и совершать желаемое действие, покупать.
В зависимости от формата материала, перед ним ставятся и другие задачи:
Но основная суть, надеюсь, понятна: копирайтер должен уметь создавать текст, вызывающий эмоциональную или рациональную реакцию у читателя, а также стимулирующий его к нужным действиям.
Даже если вы не хотите быть профессиональным копирайтером, умение создавать цепляющие тексты помогает и в других сферах деятельности:
Навыки копирайтера пригодятся всем. Особенно людям, решившим связать жизнь с этой профессией.
Для лучшего понимания того, какими навыками должен обладать копирайтер, стоит разделять профессиональные и личные ключевые умения.
Какими профессиональными навыками нужно обладать копирайтеру
Большой словарный запас
Невозможно предложить легкий и понятный текст, если не владеешь словом. Начинающие копирайтеры порой грешат тем, что их тексты:
Способность быстро и глубоко вникать в новую тему
Многие копирайтеры посвящают себя одной узкой нише, например, пишут исключительно на юридические темы. Но это не есть закон.
Вовсе необязательно привязываться к одной сфере, можно писать экспертные материалы по многим вопросам. При этом мало поискать в интернете статьи по теме и скомпоновать из них новый текст. Копирайтеру важно уметь различать откровенную чушь, коей, увы, в сети переизбыток. Толк будет, если вы сумеете найти объективные, правдивые и актуальные вводные.
Владение разными стилями
Одно из важнейших профессиональных качеств копирайтера – умение подстраиваться под аудиторию, для которой пишет. Читатели должны почувствовать, что с ними говорят на их языке, ощутить, если хотите, теплоту и родственность душ. Это поможет вам войти в доверие к людям, что в итоге повышает конверсию ресурса с текстом.
5 стилей письма
Копирайтеру по роду деятельности приходится писать самые разные материалы. Поэтому, если вы хотите стать профессионалом, вам важно понимать, какой из стилей применим в каждом конкретном случае.
Знание принципов SEO
Это важный навык так называемых веб-райтеров, т. е. авторов, которые пишут для веб-ресурсов – сайтов, соцсетей. SEO-текст – известное многим понятие, но далеко не каждый может внятно объяснить, что это такое и как им пользоваться. Неверно считать, что для оптимизации материала достаточно напихать в него побольше ключевых запросов.
Я сознательно не упоминаю всю эту ересь типа уникальности, тошнотности и прочих Адвежьих услуг. Когда автор умеет писать хорошо, то текст априори будет уникальным, без лишней воды и переспама.
Понимание целей текста
Написать текст на заданную тему – это даже не половина дела. Любой материал создается с определенной целью:
Поэтому, чтобы текст выполнял свои задачи, автор должен уметь различать принципы создания текста для той или иной площадки – интернет-магазина, почтовой рассылки, блога, соцсети.
Основы сайтостроения
Умение сверстать статью и разместить на сайте – это всегда хороший бонус. Профессиональным копирайтерам нередко поручают задания, в которые входит не только создание материала, но и его публикация. Разумеется, стоимость такой работы повышается.
Способность задавать правильные вопросы заказчику и слышать ответы
При подготовке к работе над статьей очень часто не достаточно просто отправить заказчику бриф. Даже если он его и заполнит, порой этой информации мало. Но чаще всего клиенту некогда заполнять бриф или он не умеет и не хочет этого делать.
В таком случае приходится разговаривать напрямую. И вот здесь начинается самый сложный, но в то же время интересный процесс. Автор должен буквально выцыганить необходимую информацию. Ведь может попасться не только ленивый, но и косноязычный человек. Чтобы выудить у него все, что нужно, приходится попотеть. Но результат того стоит. Когда у копирайтера на руках появятся все необходимые вводные, то и текст выйдет сильным.
Способность продать себя
Профессиональный копирайтер должен уметь продавать текстом. Но скажите, как автора можно назвать профессиональным, если он не способен продать в первую очередь самого себя?
Речь идет о таких самопрезентациях, как резюме, отклик на вакансию, страница «О себе» на личном сайте. Это первая «одежка» по которой потенциальный заказчик встречает автора и оценивает возможные перспективы сотрудничества.
Еще несколько важных умений опытного копирайтера
Человек, который хочет заниматься копирайтингом профессионально, должен ориентироваться:
Профессиональные качества копирайтера – тот скелет, на котором держится успех в работе. Но не будем забывать и о личных данных, ибо будь ты хоть трижды профи, но, если ты как человек – полное говно, то не жди успеха на этом поприще.
Какими личными качествами нужно обладать копирайтеру
Некоторые из личных качеств необходимы не столько для работы копирайтером как таковой, сколько для освоения профессиональных навыков из предыдущей части статьи.
Интеллект
Тесты на уровень IQ, конечно, тот еще индикатор, но все же, без мозгов в копирайтинг не суются. Интеллект напрямую влияет на способность осваивать и успешно применять на практике новую информацию.
Уверенность
Необходимо быть уверенным в себе.
Настойчивость и упорство
Профессионализм предполагает постоянное совершенствование навыков. Имейте в виду, если хотите быть настоящим копирайтером, придется постоянно учиться, расширять круг знаний и доступных для работы областей. Иногда необходимо переступать через себя. Особенно при необходимости написать текст по отвратительной для вас теме.
Коммуникабельность
Создание контента – это общение с читателем, а не изложение мыслей. Публика охотнее откликается на тот текст, в котором с ней общаются, говорят на их языке. Но стать мастером доверительной беседы с аудиторией невозможно, если вы нелюдим в реальной жизни.
Опять же, все из личного опыта. Я никогда не отличался особой коммуникабельностью. Но занявшись копирайтингом, пришел к выводу, что надо себя менять.
Вежливость
Любовь к работе
В любой деятельности деньги не должны быть самоцелью. Только специалист, испытывающий страсть к работе, создает нечто ценное. Композитор – музыку, художник – картину, краснодеревщик – стол. А копирайтер – текст.
Хороший автор любит свой текст, переживает за его судьбу, вкладывает в него душу. Такие материалы сразу видны, аудитория их мгновенно отличает на уровне подсознания.
Пунктуальность и усидчивость
Никому не нравятся просрочки. У всех есть планы, расчеты. Поэтому мысли вроде «ничего, еще часик подождет…» навсегда выбросьте из головы. Недопустимо прерывать работу на полпути. Взялся – делай. Пообещал – выполняй.
На заре карьеры мне приходилось совмещать основную работу с копирайтингом. Поэтому иногда для попадания в дедлайн я писал тексты на смартфоне, пока ехал в метро. Ни разу не позволил себе просрочить сдачу. Вот такой я крутой. А вы?
Любознательность
Одно из главных качество настоящего копирайтера – живой ум и любознательность. Автор должен быть разносторонним, интересоваться многими вещами, искать свежие впечатления, расширять кругозор, учиться новому.
Не сидите целыми днями у компьютера. Читайте книги, по возможности путешествуйте, знакомьтесь с интересными людьми. Без этого профессиональный рост невозможен.
Стать хорошим копирайтером не так уж сложно. Развивайте в себе профессиональные и личные качества. Изучайте теорию и практикуйтесь. Старания не пройдут даром, и через какое-то время вы увидите отдачу. Успехов вам и до свежих публикаций.
Копирайтинг-2021: всё о профессии
В массовом сознании копирайтинг — это профессия для студентов, школьников и мам в декрете. На самом же деле здесь есть пространство для карьерного роста, своя специфика и требования к исполнителям.
В статье расскажем, как стать копирайтером и сколько можно заработать на этой специальности.
Кто такой копирайтер
Копирайтер — это человек, который создаёт авторские тексты. Чаще всего это коммерческие материалы, хотя вариантов много: это и рекламные статьи, и слоганы, и описания товаров и услуг для интернет-магазинов, и посты для социальных сетей, и статьи в блог, и многое другое.
Не путать с рерайтером: этот специалист переделывает чужие тексты так, чтобы уровень их уникальности для поисковых систем близился к 95–100%. Как правило, его услуги стоят меньше.
Хороший копирайтер способен повысить продажи, сформировать доверительные отношения с читателем и улучшить репутацию бренда. Плохой копирайтер просто пишет текст.
Стать копирайтером может любой человек, способный грамотно излагать свои мысли и учиться новому.
Навыки хорошего копирайтера
Когда люди думают, как стать копирайтером, им в голову приходят примерно такие мысли:
«В школе я писал неплохие сочинения и отлично знаю грамматику русского языка. Это поможет мне найти заказчиков и стать хорошим специалистом».
Увы, времена, когда это работало, давно прошли. В онлайн-бизнесе компании существуют в условиях жёсткой конкуренции — и просто грамотного текста недостаточно, чтобы продать их услуги.
Теперь профессия модернизировалась, и хорошему копирайтеру необходимо постоянно совершенствовать свои навыки. Вот несколько областей, в которых должен разбираться профессионал:
Ценятся и дополнительные, смежные умения: например, навыки вёрстки или создания посадочных страниц. Они не обязательны, но могут повысить цены на ваши услуги.
Что освоить в первую очередь, если вы решили стать копирайтером
Общение с заказчиком и командой
Коммуникативные навыки также играют не последнюю роль в работе копирайтера. Иногда заказчики сами не знают чего хотят, а порой формулируют техническое задание некорректно и требуют заведомо плохую работу.
Заказчика нельзя винить: специалист вы, не он. В ваших силах объяснить ему, почему и как сделать лучше. Разумеется, в формате рекомендации, а не нравоучения.
Управление командой — ценное умение и для копирайтеров, и для редакторов. Нужно:
Эффективность редакции, руководитель которой умеет поддерживать правильную коммуникацию с командой и заказчиками, возрастает в несколько раз. Берите это на заметку.
Портфолио копирайтера
С чего начать копирайтеру? С создания портфолио. Это подборка работ, которые зарекомендуют вас как талантливого специалиста, умеющего решать бизнес-задачи.
В идеале в портфолио помимо единичных текстов входят примеры целых проектов с метриками. Например, лендинг и показатели конверсии после его запуска или количество переходов по ссылке, «завёрнутой» в написанный вами текст.
Иногда для создания портфолио копирайтеры берутся за заказы бесплатно. Делать этого не стоит: потом вам будет сложнее устанавливать цены на свои услуги.
Лучше подыскать альтернативные варианты. Например, студенты курса Нетологии по коммерческому копирайтингу могут использовать в качестве портфолио свою дипломную работу. В неё входят:
В процессе обучения можно получить навыки, описанные выше, и отточить их на практике.
Конкуренция в копирайтинге и нехватка профессионалов
Мы знаем, что делает копирайтер и какими навыками желательно обладать. Но как выглядит конкуренция на этом рынке?
В обществе (и среди самих авторов) сформировался стереотип о том, что в копирайтинге просто сумасшедшая конкуренция. Специалистов много, работы тоже много, но на всех не хватает, потому заказчики вольны перебирать исполнителей и устанавливать низкие цены на услуги.
Отчасти это правда. На среднестатистической бирже фриланса сотни исполнителей, готовых написать текст про щебень за условные 100 рублей, и среди них конкуренция действительно велика.
Но хороших специалистов — единицы. Заказчикам, готовым заплатить, нужен автор, умеющий создавать эффективные продающие тексты.
На вес золота ценятся специалисты, которые умеют искать и находить достоверную информацию и экспертные материалы. Грамотности и уметь складывать слова в предложения уже давно недостаточно.
Если вы вложитесь в обучение и сможете уловить основные тренды, успех гарантирован. Такие авторы оказываются на голову выше многих коллег с биржи.
5 навыков, которые нужно прокачать SEO-копирайтеру, чтобы зарабатывать больше
Сколько может зарабатывать копирайтер
Копирайтер — это специалист, чей заработок рассчитывается в зависимости от следующих факторов:
профессионализм, портфолио и дополнительные услуги;
площадка, на которой он работает.
А ещё на уровень дохода влияет смелость самого исполнителя. Есть неплохие копирайтеры, которые отталкиваются от средней цены по рынку и ставят низкие цены на свои услуги.
Копирайтер, который работает на бирже, может получать 20–30 тысяч рублей в месяц (иногда меньше). Известные и востребованные авторы могут брать столько же только за один заказ.
На hh.ru средняя зарплата копирайтера по Москве — 40–50 тысяч рублей. Есть вакансии с месячной зарплатой до 70–80 тысяч рублей в зависимости от должностных обязанностей и формы занятости.
Ниши для авторов
Авторы могут реализовать себя в разных нишах. Вот чем могут заниматься копирайтеры:
Есть специалисты, которые пишут обо всём, а есть те, кто специализируется на конкретной теме. Для последних преимуществом окажется специальное или высшее образование, потому что в специализированных вакансиях (например, для сайта, посвящённого медицине) это указывается как отдельное требование.
UX-копирайтинг: как максимально эффективно работать с микротекстами
Трудоустройство копирайтеров
Копирайтер может работать как фрилансер, постоянно сотрудничая с разными заказчиками, а может устроиться в одну компанию. Оба варианта примерно равноценны как по оплате, так и по загруженности.
Новички часто ищут заказы на биржах, но там придётся столкнуться с низкими зарплатами, большой конкуренцией, а иногда и не вполне адекватными заказчиками. Больше возможностей в этом плане дают рекрутинговые платформы: hh.ru, FL.ru и подобные им. Там много хорошо оплачиваемых вакансий для копирайтеров, редакторов и контент-менеджеров.
Те, кто уже заработал себе имя и репутацию, пользуются сарафанным радио.
И, наконец, упорные специалисты сами предлагают свои услуги, например, в социальных сетях. Анализ контента потенциального заказчика, указание на возможные ошибки и помощь в поисках способов их решения помогли многим найти работу.
Карьера копирайтера: кем можно стать и что для этого нужно
Копирайтинг — интересная и доходная профессия для тех, кто не жалеет сил и времени на обучение и приобретение новых навыков. Хорошие специалисты с лёгкостью выдерживают конкуренцию и могут рассчитывать на частые заказы.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Кто такой копирайтер: что надо уметь, как искать работу, полезные ресурсы.
Интернет-бизнесу нужны копирайтеры: именно тексты «продают» товары и услуги в онлайне. Любой владелец сайта заинтересован в тексте, который выведет его сайт на лидирующие позиции в поисковых системах или привлечет больше посетителей с рекламы. Рассказываем, каким должен быть копирайтер, как учиться, получить опыт и зарабатывать.
Интернет-бизнесу нужны копирайтеры: именно тексты «продают» товары и услуги в онлайне. Любой владелец сайта заинтересован в тексте, который выведет его сайт на лидирующие позиции в поисковых системах или привлечет больше посетителей с рекламы. Даже если в компании нет копирайтера, кто-то пишет: интернет-маркетолог, дизайнер, менеджер, таргетолог, веб-мастер. Однако качественный дизайн не спасет слабый текст, вот почему хороших копирайтеров высоко ценят на рынке.
Копирайтер — это специалист, который создает текстовый контент. Это могут быть тематические статьи на сайте, ведение блога, написание постов в соцсетях, email рассылки, пресс-релизы. Копирайтеру нужно изучить специфику компании, сферу деятельности, УТП товаров или услуг, проанализировать целевую аудиторию, изучить основы интернет-маркетинга. От копирайтера ждут, чтобы тексты были понятны, стиль — узнаваем, а тексты сайта или любых материалов вдохновляли людей на покупку и любое целевое действие.
Рассказываем, каким должен быть копирайтер, как учиться, получить опыт и зарабатывать.
Что требуют работодатели
По данным hh.ru в России открыто более 500 вакансий по специальности «копирайтер» и смежных: копирайтер-журналист, копирайтер-стратег и т.д.
Сравним требования к копирайтерам с опытом и без:
На вакансии с высокой более заработной платой нужны более глубокие знания и опыт от 1—3 лет.
Какие задачи ставят копирайтерам в штате:
Знания и навыки копирайтера:
Какие тексты делают копирайтеры
Копирайтеру могут поручить разные по уровню сложности виды работ, связанные с текстами.
Постинг — написание постов на форумах, комментариев в онлайн-блогах и в других интернет-ресурсах. Иногда попадаются задания, где в комментарий нужно вставить ссылку на указанный заказчиком ресурс.
Перевод текстов с зарубежных сайтов и статей. На биржах попадаются задания на перевод и с других языков: немецкий, испанский, французский, наиболее часто — с английского языка.
Рерайтинг — переработка имеющегося текста без изменения его содержания и структуры. По факту, это переписывание чужих материалов своим языком. Основное требование рерайтинга – уникальность текста.
Проверить тексты на уникальность можно на сайтах:
SEO-копирайтинг — создание текстов, которые направлены на продвижение сайта в поисковых системах. В тексте должно содержаться определенное количество ключевых слов, и он должен иметь высокую уникальность.
Пример: смотрим статистику по ключевой фразе «копирайтер это»:
LSI-копирайтинг — разновидность SEO-копирайтинга. Основная задача — найти и включить в текст статьи дополнительные ключевые слова и фразы, которые увеличивают вероятность попадания статьи в ТОП.
Наличие в статье данных фраз, таких как «копирайтер это кто» широко охватывают весь список запросов, что делает статью и сайт наиболее привлекательным для пользователя, отвечая на всевозможные вопросы.
Продающие тексты — задача таких текстов подтолкнуть читателя совершить целевое действие: купить товар, задать вопрос, позвонить, подписаться на рассылку. В интернете продающие тексты используются на лендингах, в рекламе,в описаниях услуг или товаров.
Каким должен быть копирайтер
Копирайтер должен уметь думать, обобщать, анализировать, видеть перспективу, делать прогнозы, находить объяснение чужим и собственным поступкам. Копирайтеру нужно быть отчасти и психологом, и философом – в целом «мыслителем». Если он будет писать банальности, то его тексты не будут читать. Помогут такие качества:
Как получить опыт и развиваться
Даже качественные тексты поначалу будут стоить дешево. Пишите больше, чтобы прокачать навык и быстрее собрать портфолио. Это поможет развивать личный бренд и зарабатывать репутацию. Только после того, как вы заработаете репутацию талантливого и продвинутого автора, умеющего писать статьи на любую тему, можно будет немного сбросить обороты – писать меньше, а зарабатывать больше.
Есть две стратегии развития в профессии копирайтера:
Первая — позволяет быстро получить первые деньги, вторая — получить развитие, навыки и потенциально — достойный доход.
Можно создать профессиональный блог, рассказ о своих проектах, ведение соцсетей, общение со специалистами в своей сфере.
Что читать:
Уильям Странк, Элвин Брукс Уайт, «Элементы стиля».