Профессия искусствовед что сдавать
Обучение на искусствоведа: обзор курсов искусствоведения в Москве и Санкт-Петербурге
Искусствоведами называют научных специалистов, изучающих историю содержания различных художественных произведений, экспертов в определенной области искусства. Это сложная, но интересная работа, поэтому многих ценителей культуры интересует данная сфера деятельности. В этой статье мы подробно расскажем о специфике работы такого профессионала и о том, где учиться на искусствоведа.
Кто такой искусствовед: что нужно знать о профессии?
Искусствоведение – это комплекс общественных наук, изучающих художественную культуру и ее отдельные виды, включающий в себя музыковедение, театроведение и киноведение. Данная отрасль складывается из теории, истории искусства и его художественной критики.
Задачи и обязанности
Обязанности искусствоведа зависят от его сферы деятельности, но этот специалист всегда должен знать историю исследуемого произведения, периода его создания, его значение и связь с общественно-политическими или историческими событиями.
Профессионалы обычно оповещают публику о результатах своих исследований, пишут различные материалы для журналов, сборников, читают лекции, выступают на конференциях. Нередко в их задачи входит организация выставок или экспозиций. Кроме того, хороший специалист должен уметь оценить подлинность произведений, их возраст и принадлежность к определенному жанру.
Работа и зарплата
Студентам и выпускникам искусствоведческих ВУЗов рекомендуется начинать со стажировок в музеях, что поможет определить круг интересов молодого специалиста. Затем искусствоведы нередко устраиваются координаторами выставок при центрах культуры, работают хранителями в коллекциях музеев или реставраторами. Опытные профессионалы часто становятся экспертами в крупных галереях, на аукционах или в антикварных магазинах.
Зарплата искусствоведа зависит от его опыта, стажа и места работы. Начинающие специалисты получают от 15 до 20 000 рублей в месяц, а профессионалы своего дела, работая на аукционах или в крупных галереях, имеют оклад до 50 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии
В работе искусствоведа существуют следующие преимущества:
Присутствуют в этой специальности и свои недостатки:
Как стать искусствоведом?
Для того чтобы стать искусствоведом, понадобится получить высшее образование. В дальнейшем выпускнику ВУЗа важно постоянно совершенствовать свои знания и навыки, посещать лекции, тренинги и семинары, проходить курсы повышения квалификации, осваивать новые компетенции.
Какие навыки нужны?
Профессиональный искусствовед должен чувствовать прекрасное, создавая условия для развития новых идей в сфере искусства, стимулируя их в собственное творческое мышление. При этом специалист обязан хорошо разбираться в истории культуры, знать различные школы, эпохи, направления, помнить множество дат. Немаловажным будет и исследовательский интерес, наличие хорошей памяти, внимательности и аналитических способностей.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Освоение профессии искусствоведа предполагает получение высшего профессионального образования. Изучение искусства невозможно без знания исторических реалий, поэтому студенты в ВУЗе проходят мировую историю и историю России. Большой пласт дисциплин связан с культурой и введением в искусствоведение. Будущие специалисты изучают историю художественной критики, реставрацию памятников живописи. Кроме этого они проходят практику в архивах, учатся систематизировать и анализировать информацию, работают с первоисточниками и каталогами.
Какие экзамены нужно сдавать?
Для зачисления в высшее учебное заведение понадобится сдать единый государственный экзамен в виде тестирования по общеобразовательным дисциплинам – русскому языку и истории, которые в данном случае будут выступать профильными предметами. Абитуриенту важно разбираться в живописи, теории искусства, хорошо знать отечественную и мировую культуру.
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
Обучение в высшем учебном заведении по направлению искусствоведения чаще всего занимает 4 года в рамках программы бакалавриата. Однако существуют ВУЗы, которые предоставляют возможность обучения в специалитете (5 лет очной формы обучения).
Возможно ли дистанционное обучение искусствоведению?
Дистанционное обучение данной специальности возможно только для состоявшихся специалистов с законченным высшим образованием. Такими профессионалами могут быть не только люди, обучавшиеся на искусствоведческих факультетах, но и историки, филологи, культурологи или философы. В таком случае при наличии базовой гуманитарной подготовки допускается закончить курсы онлайн.
Где учиться на искусствоведа?
На искусствоведов учат многие высшие учебные заведения в крупных городах. Рекомендуется выбирать московские или санкт-петербургские ВУЗы, программа подготовки которых наиболее монументальна и качественна.
ВУЗы и академии
Искусствоведов готовят во многих высших учебных заведениях Москвы.
Присутствуют искусствоведческие ВУЗы и в Санкт-Петербурге.
Колледжи и техникумы
Искусствовед – это специалист с высшим образованием, поэтому подготовка по данному направлению в средних специальных учебных заведениях отсутствует. Подобное явление связано с тем, что такие профессионалы должны иметь огромное количество знаний по истории искусства и культуры, которые можно приобрести лишь на базе 11 классов.
Курсы и тренинги
Для искусствоведов в Москве существуют специальные курсы повышения квалификации или переподготовки.
Государственные и частные учебные заведения Санкт-Петербурга также предлагают курсы лекций, тренинги и семинары для искусствоведов и всех интересующихся историей искусств.
В заключение следует отметить, что сами искусствоведы часто спорят о том, кем они являются – историками, философами или культурологами. Как бы то ни было, их основной задачей остается понимание и оценка произведения, поиск символов, знаков и аллегорий в нем.
Чем занимается искусствовед?
Профориентация,личный опыт,экспертное мнение
Чаще всего люди сталкиваются с абстрактными понятиями и определениями, когда речь заходит о гуманитарных профессиях. Из-за универсальных названий сложно разобраться, чем занимается тот или иной студент и кем он будет работать. Одной из подобных «сложных» профессий является искусствоведение. Ясно, что это что-то про искусство, но чему конкретно учатся студенты-искусствоведы?
С этим и другими вопросами нам помогла разобраться Анастасия Воротилина – студентка 4 курса программы «История искусств» ВШЭ.
Почему ты выбрала Вышку и именно эту программу?
Поступление на искусствоведение было достаточно спонтанным решением – я нашла эту программу всего за полгода до ЕГЭ, до этого рассматривала совсем другие варианты. В первую очередь мне понравился сам университет – я сходила на олимпиаду «Высшая проба», съездила на день открытых дверей и была очень впечатлена уровнем организации этих мероприятий, увлеченностью людей своим делом, и, самое главное, современностью и актуальностью предлагаемого образования.
Выбор пал на историю искусств, потому что я хотела получить специальность, каким-либо образом связанную с моим тогдашним увлечением фотографией.
Чем занимается искусствовед?
Какие варианты помимо искусствоведения и ВШЭ ты рассматривала?
Почти всю свою школьную жизнь я хотела поступать на лингвистику, активно учила язык, спрашивала у знакомых, учащихся на этой специальности, об особенностях образования, вузах, в которые стоит поступать. После экзаменов, кроме истории искусств в Вышке, подавала на специальности, связанные с языками в РГГУ, МГПУ и РАНХИГС, но серьезно я поступление в эти места не рассматривала, потому что была уверена, что хочу учиться только во ВШЭ.
Как проходила твоя подготовка к поступлению?
Я сдавала русский, историю и английский. Основой моей подготовки была самостоятельная работа с материалом, но я также ходила к репетиторам и на курсы. Это помогло мне в первую очередь понять структуру экзамена и привыкнуть к ней.
Пришлось ли столкнуться с какими-то трудностями?
С самой подготовкой трудностей особо не было – я любила учиться и делала это хорошо, но я ужасно уставала от постоянной учебы и поездок к репетиторам и на курсы. Психологически тоже было тяжело, конечно, – боишься, что не поступишь туда, куда хочешь, не знаешь, что ждет впереди. Но я бы сказала, что больше стресса испытываешь, уже учась на первом курсе.
Что значит «учиться на искусствоведа»? Какие предметы ты изучаешь, какие практики проходишь?
Что касается предметов, то каждый из них посвящен какому-либо периоду в истории искусства, за четыре года мы последовательно изучили их все, начиная с «Искусства Древнего мира» и заканчивая «Искусством второй половины XX-XXI вв.». В основном, мы изучаем западное искусство и искусство России, но есть несколько курсов по искусству Азии, Ислама, Ибероамерики. Мы также учим два языка – английский и французский или немецкий на выбор.
Мы регулярно посещаем ГМИИ им. Пушкина, Третьяковскую галерею, были на семинарах в мастерской Лазаря Гадаева, кураторской экскурсии в Музее Архитектуры, ходили в Дом Наркомфина. На практики мы ездили в Санкт-Петербург, проводили семинары в Эрмитаже, в Новгород и Псков ездили смотреть древнерусскую архитектуру, также были в Твери и Тверской области.
Вот так выглядит практика искусствоведа
Удалось ли за время обучения постажироваться или поработать в своей области?
К сожалению, нет, так как я достаточно рано поняла, что после окончания университета я не хочу заниматься деятельностью, связанной с искусством, по крайней мере, на данный момент. Но очень многие мои однокурсницы волонтёрят или работают на выставках, кто-то делает свои, кто-то читает лекции.
Какие у тебя остались впечатления от обучения на искусствоведа? Какие ожидания оправдались, что наоборот не понравилось?
Впечатления остались скорее положительные – Вышка давала нам столько классных возможностей поучиться не только в стенах нашего университета, но и увидеть то, как работают искусствоведы в естественной среде.
Однако не все так хорошо, как хотелось бы – некоторые курсы пересекались по хронологии или даже шли в совершенно сбивающей с толка последовательности, например, мы начали проходить Ренессанс раньше, чем готику, советское искусство раньше чем узнали про русское искусство конца XIX в.
Стала бы ты сейчас учиться на искусствоведа, уже имея представление об обучении и профессии в целом?
Скорее да. В течение учебы я получила очень много чрезвычайно полезных навыков – умение писать, делать хорошие презентации, правильно подавать материал. Учеба на искусствоведа очень сильно расширяет кругозор, причем не только в узкой области искусства – ты много узнаешь о религии, культуре, философии, литературе, кино, на самом деле много о чем. Еще она, конечно, прививает вкус и развивает критическое мышление.
Какие потенциальные возможности есть у искусствоведа после окончания университета?
Во-первых, это, конечно, работа в сфере искусства – в музеях и галереях в совершенно разных ролях.
Но этим весь спектр возможного трудоустройства не ограничивается, как раз из-за тех навыков, которые дает искусствоведческое образование.
Какие у тебя планы на будущее?
Во время учебы на истории искусств я поняла, чем я хочу заниматься и на третьем курсе получила второе образование по специальности «Преподаватель английского языка», поэтому собираюсь работать и развиваться в этой сфере. В ближайшем будущем рассматриваю поступление в магистратуру, но она точно не будет связана с моей бакалаврской специальностью.
Что бы ты посоветовала тем, кто хочет поступать на искусствоведение?
Если не хочешь ошибиться с выбором вуза, приходи в январе и феврале 2020 года на выставку «Навигатор Поступления», чтобы лучше разобраться в профессиях, вузах и поступлении.
Искусствовед – профессиональный ценитель прекрасного
Искусствовед – это специалист, который занимается исследованием какого-либо вида искусства.
Экскурс в историю
Тяга к творчеству проявилась еще у первобытного человека. Особенно ярко она отразилась в изобразительном искусстве. Этот факт подтверждают разные статуэтки, найденные археологами, и, конечно же, наскальные рисунки. К примеру, образец древнейшей живописи – изображение, получившее название «Парад зверей». Находится оно в пещере Шове, которая располагается в южном регионе Франции. Исследователи утверждают, что его создали 32 000 лет назад. Уникальность этого рисунка заключается не только в его древности, но и в сочетании сразу нескольких художественных приемов.
Сформировать теорию искусств ученые пытались еще в эпоху античности. Эти попытки продолжали предпринимать и в течение следующих столетий. Однако в качестве такой дисциплины, как мы ее знаем, искусствоведение оформилось только в конце 19-го – начале 20 столетия. Профессия искусствоведа и вовсе трансформируется по сей день. Это вполне закономерный процесс. Ведь мир технологий сейчас переживает бурное развитие, в частности мы наблюдаем возникновение новых видов искусства, а также изменение стандартов и принципов его определения в целом. Поэтому вполне логично, что представители этой профессии сегодня востребованы.
Описание профессии
Искусствоведение включает в себя несколько сфер-направлений. Оно состоит из литературоведения, театроведения, музыковедения, киноведения и прочих узких тематических «отраслей». Многие специалисты посвящают себя исследованию изобразительного искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, фотографии и так далее). Как мы уже говорили, они обычно выбирают для углубленного изучения какой-то один вид. Некоторые даже сосредоточиваются на конкретном периоде в истории его развития.
Чем занимается искусствовед? Его работа предполагает несколько векторов (можно остановиться на каком-то одном или сочетать их):
Ученые часто дискутируют о том, кто такой искусствовед по сути: культуролог, философ или же историк. Независимо от результата этих споров главные задачи такого специалиста заключаются в понимании и оценивании произведений искусства, поиске в них аллегорий, скрытых знаков и символов.
Многие дипломированные выпускники идут заниматься наукой. Они становятся авторами статей и книг, преподавателями в вузах. Министерство культуры и другие органы государственной власти заказывают им каталогизацию объектов, имеющих художественную ценность. Работа представителей этой профессии связана с частыми командировками и участием в конференциях международного масштаба.
Те искусствоведы, которые отдают предпочтение практике, в основном заняты в организации выставок, а также в аукционах и арт-менеджменте.
Амбициозные и креативные специалисты с энтузиазмом осваивают музейную сферу, разрабатывая инновационные форматы.
Спектр обязанностей
У каждой должности, которую может занимать искусствовед, есть свой набор обязанностей. Рассмотрим некоторые.
Знания и личностные качества
Искусствовед – профессия, которая предполагает обучение в течение всей жизни. Базовые теоретические знания дает вуз. Но повышать свой уровень придется самостоятельно в процессе работы. Если вы хотите сделать карьеру, потрудитесь выучить хотя бы один (а лучше – несколько) иностранный язык.
Успешная работа невозможна без любви к искусству и стремления к его изучению. Кроме того, специалисту нужны хорошая память и широкий кругозор. Он должен обладать развитым чувством прекрасного, а также уметь делать анализ художественного произведения, безошибочно определяя мысль, которую выражает автор. Ему не обойтись без красноречия и грамотности. Они понадобятся для написания текстов лекций и научных публикаций.
Чтобы изучать произведения искусства, которые находятся за границей, искусствовед отправляется в командировки. Соответственно, он должен быть готовым к таким поездкам и знать иностранный язык, о чем мы уже говорили выше.
Обучение и ЕГЭ
Если вы выбрали для себя профессию искусствоведа, где учиться – один из первых и самых важных вопросов. Конечно, потребуется высшее образование. О вузах – немного ниже. А сейчас – о дисциплинах, которые будут входить в программу обучения.
Изучать искусство в отрыве от истории нереально. Поэтому не удивляйтесь, что на этот курс отведено максимум времени. Будущие бакалавры и специалисты должны обладать знаниями мировой истории (с древних эпох до современности) и истории России. Само собой, будут и предметы, непосредственно связанные с искусствоведением и культуроведением. Студенту предстоит детально ознакомиться с историей художественной критики, методологией и историей искусства, техниками изобразительного искусства, а также восстановлением памятников живописи. Производственная практика предусматривает работу в хранилище и архиве, обучение анализу и систематизации массивов информации, обращению с каталогами и документами.
Теперь – ответ на вопрос, как стать искусствоведом. Для этого надо поступить на факультет или в институт искусствоведения. Вовсе не обязательно, что он будет называться именно так. Есть и смежные направления подготовки, которые тоже можно выбирать. Перечислим некоторые вузы, где точно могут дать подходящее высшее образование:
Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и истории. В некоторых высших учебных заведениях могут потребоваться результаты экзамена по литературе или иностранному языку.
Заработная плата
По информации сайтов с вакансиями, самая высокая зарплата у искусствоведов, которые работают в Ленинградской области. Они получают почти 48 тысяч рублей. На втором месте – специалисты Новосибирской области. Они зарабатывают в среднем 36 тысяч рублей. Замыкает тройку лидеров Московская область. В столице представителям этой профессии предлагают около 23 тысяч рублей.
Эти цифры относительны. Ведь на размер заработной платы искусствоведа влияет не только регион, но и конкретное место работы, стаж и уровень профессионализма.
Трудоустройство и карьера
Попробовать себя в деле можно еще в процессе обучения в вузе. Начинать рекомендуется со стажировки или волонтерской деятельности в музее. Так удастся определиться с кругом интересов:
Обретя опыт, искусствовед может стать экспертом, ведущим сотрудничество с крупными галереями, магазинами антиквариата и аукционами. В научно-исследовательском институте, галерее или музее он, как правило, работает научным сотрудником или экскурсоводом. Эти должности предполагают возможность карьерного роста до руководителя отдела или целого учреждения.
Специалист, который умело определяет подлинность находящегося перед ним произведения искусства, со временем станет отличным оценщиком или даже антикваром. Причем он сможет работать как в уже существующем учреждении, так и открыть новое. Разумеется, при наличии предпринимательского таланта.
Плюсы и минусы есть у каждой должности. Поэтому идеального места работы не существует. Делать выбор следует, исходя из своего профессионального уровня, личностных качеств и амбициозности.
Перспективность профессии
Раньше профессия искусствоведа к престижным явно не относилась. Скорее наоборот. Но сегодня ситуация изменилась в корне. Если мы посмотрим, как развивался арт-рынок с 2010 года, то увидим, как, например, трансформировался музей. Оставаясь культурно-просветительским заведением, он стал частью досуга успешных людей, в некотором смысле приблизившись к индустрии развлечений. Посещать вернисаж сейчас так же «модно», как и «Гоголь-центр». За последние несколько лет открылось много новых музеев, представляющих собой интерактивные арт-площадки. Яркий образец – «Мультимедиа Арт Музей», где проходят выставки, различные презентации и фестивали. Огромной популярностью пользуются всяческие экскурсии и тематические лекции. К примеру, на дизайн-заводе «Флакон» (очень модное место в Москве) читают лекции об истории развития изобразительного искусства.
На пике актуальности сегодня вопрос охраны архитектурных памятников. Россия испытывает острую нехватку историков архитектуры. Ведь без этих специалистов государство и городская власть не может построить грамотные взаимоотношения в сфере реставрации с представителями общественности, частными инвесторами и церковью. Кроме того, стремительно растет уровень востребованности всего, что касается антиквариата. Увеличивается количество людей, которые собирают различные произведения искусства. Отсюда и возникновение потребности в квалифицированных экспертах и арт-дилерах.
Сегодня искусствовед – модная международная профессия. Практически ни одна выставка, даже посвященная исключительно русскому искусству, не может обойтись без участия европейских (а иногда – и заокеанских) музеев.
Профессия: искусствовед
Как я отказалась от карьеры в МИД ради работы в музее
Кто такой искусствовед
Искусствовед — это человек, который сведущ в искусстве и получил соответствующее высшее образование. Он может работать в музее, фонде искусства или аукционном доме, а ещё заниматься научной или преподавательской работой.
В качестве музейного работника искусствовед вместе с коллегами занимается хранением коллекций, проводит выставки, читает лекции для детей и взрослых. В небольших организациях искусствовед и швец, и жнец. В крупной галерее это научный сотрудник, который исследует и описывает произведения искусства. Например, пресс-релиз выставки на большой площадке готовит пиарщик, а искусствовед пишет каталог — размышление или историческое исследование на тему экспозиции.
В аукционных домах и галереях работают агенты и галеристы. Они общаются с художниками, обсуждают выставки или продажу картин. Для этой работы не всегда требуется специальное образование, но для оценки произведений всё-таки нужен искусствовед.
Высшее образование в сфере искусства можно получить во многих вузах России, например по программам «История искусств», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Искусства и гуманитарные науки». Традиции классического искусствоведения сильны в Италии и Англии: там глубоко изучают работы мастеров старой школы. Центром современного искусства сейчас являются выставочные площадки и университеты США.
Как я нашла своё призвание
Школа в Марокко и подготовка к ЕГЭ
Я из семьи потомственных дипломатов: родилась в Москве, но первые четыре класса училась в школе при посольстве в городе Рабат, куда родителей отправили в командировку. Влиться в учебный процесс по возвращении было непросто: в пятом классе оказалось больше ребят, чем во всей моей прежней школе.
В московской школе я получила свою первую двойку и даже тройку за четверть. Справиться со стрессом и исправить ситуацию помогла мудрость родителей. Они поддерживали меня, говорили, что нужно немножко позаниматься и отметки повысятся.
Моими любимыми предметами были английский, французский и русская литература. Другие давались сложнее, особенно история. Поэтому, когда в 10-м классе я поняла, что придётся сдавать её в формате ЕГЭ, — это была трагедия. Два года я усиленно изучала историю с нуля, в том числе один год в экстернате.
Как я поступила в МГИМО
В старших классах я понятия не имела, куда поступать: сидела на уроках, выполняла домашние задания и не думала, что могу интересоваться чем-то ещё. Сейчас мне кажется, что стоило пойти поработать, заняться волонтёрской деятельностью, чтобы понять, чего я хочу. Но тогда я ощущала сильное давление со стороны сверстников, которые куда-то готовились, и взрослых, которые пугали: «Если сейчас не поступишь, будет плохо».
В надежде, что я заинтересуюсь дипломатией и продолжу семейную традицию, родители предложили поступать на международные отношения в МГИМО. Все готовились к экзаменам, и если ты никуда не собирался поступать, то просто выпадал из тусовки, поэтому я согласилась. В 2009 году все впервые поступали только по ЕГЭ. Я хорошо написала английский, а по истории набрала всего 78 баллов. Однако этого хватило, чтобы меня зачислили на платное.
Удивительная стажировка в Париже
Годы учёбы в МГИМО были славным временем: я нашла друзей, с которыми поддерживаю отношения до сих пор. Учёбой я не особенно интересовалась, поскольку выбор специальности был почти бессознательный. Университет стал для меня возможностью изучать французский и поехать на стажировку.
На третьем курсе мне повезло отправиться в Париж по программе студенческого обмена. Так вышло, что решение об этом приняли внезапно, поэтому я не смогла вовремя записаться на популярные курсы. Обычно студенты по обмену стараются взять те предметы, которые им перезачтут в родном вузе, но мне вместо политологии и международных отношений пришлось изучать нечто экзотическое.
Мой учебный план в Институте политических наук Сьянс-По составили «Нации и национализм», «Партия как организм чего-то там» и потрясающий, хотя абсолютно бесполезный, как мне тогда казалось, предмет «История футбола». Этот великолепный курс преподавал обаятельный француз, ярый фанат, который знает про футбол абсолютно всё. Другой необычный предмет вели адвокатесса и девяностолетний литератор: они рассказывали, как юридические дела отражаются в литературе и что это может дать читателю. Наконец, моей основной дисциплиной была «Культура европейца».
Главный курс моего парижского семестра стоял в расписании в восемь утра по четвергам. Это было единственное занятие, и желание туда не пойти было просто гигантским. Однако я не пропустила ни одной лекции, потому что впервые в жизни мне стало ужасно интересно. Я просыпалась в шесть часов, чтобы не опоздать к началу, а потом с огромным удовольствием сидела в библиотеке над дополнительной литературой.
Я впервые испытала ощущение радости и удовольствия от учёбы. Мне так понравилось изучать культуру, что по возвращении я начала искать, что могу делать дальше в этом направлении. До диплома бакалавра в МГИМО оставался один год, поэтому мысли бросить учёбу у меня не было. Я думала о магистратуре и выбирала, куда пойти.
Как я стала искусствоведом
Сначала я считала, что искусствоведение следует изучать только в МГУ, но меня напугали требования к поступающим в магистратуру. Например, на письменном экзамене нужно в числе прочего продемонстрировать знание специфики европейских школ академического рисунка и семиотики как эмпирического и теоретического знания о природе искусства. Поэтому я успешно прошла вступительные испытания на программу по русской культуре в моём родном вузе. Однако её передумали открывать. Так в апреле на четвёртом курсе я понятия не имела, куда идти дальше, пока не услышала о магистратуре ВШЭ.
Оказалось, что в НИУ ВШЭ шёл набор на программу «История художественной культуры и рынок искусства». Я разузнала всё об этой магистратуре и сообщила родителям о своём решении. Хорошо помню этот непростой разговор: родители были сильно расстроены, ведь без диплома магистра в сфере международных отношений путь в МИД для меня был закрыт. Мама и папа мечтали, что я стану дипломатом в четвёртом поколении, но я наконец-то поняла, что именно мне нужно.
Два года в Вышке стали самыми прекрасными в моей жизни: там я встретила преподавателей с горящими глазами, мы изучали историю архитектуры, технику живописи и скульптуры. Нас водили в реставрационные мастерские, где художники и скульпторы показывали, как делают отливы. Увидеть всё это вживую было неземным наслаждением.
Один из спецкурсов был посвящён ориентализму. Это направление в искусстве показывает культуру востока глазами европейца: романтизированную, утрированную, например, с банями и бассейнами, где прекрасные женщины курят кальян. Конечно, такое представление не совсем соответствует действительности, и меня это заинтересовало. Я писала магистерскую диссертацию по творчеству французских художников-путешественников: Александра-Габриэля Декана, Жана-Леона Жерома, Эжена Фромантена.
Как я искала работу
После поступления в магистратуру мне казалось, что с дипломом я буду модная, концептуальная и стану делать выставки. Очень скоро стало ясно, что это не совсем моё, а в середине второго курса я начала искать работу. На весь портал HeadHunter было две вакансии в сфере искусства, и одна из них меня заинтересовала.
Фонду русского абстрактного искусства требовался искусствовед, который будет делать всё. Я отправила резюме, и меня взяли, несмотря на скромный опыт волонтёрства на выставках. Работать я начала сразу полный день: занималась хранением картин, отбирала работы на реставрацию, писала тексты для сайта, брала интервью у художников. Мне довелось буквально прикоснуться к искусству: я трогала руками работы, когда перекладывала листы графики микалентной бумагой, чтобы сангина и уголь не осыпались. Именно в Фонде я познакомилась практически со всеми видами деятельности искусствоведа.
Как я попала в музей и начала преподавать
Однажды моя научная руководительница из Вышки сказала, что знакомая ищет ведущую семинаров для подростков. Я ответила: «Музей?! Конечно хочу! Это же музей!» У меня было убеждение, что самое главное — это поработать в музее. Мне казалось, что именно там мне будет очень хорошо. Мои ожидания полностью оправдались. А ещё через год мне так же предложили вести занятия в лицее ВШЭ.
В музее мне дали готовую программу занятий, однако я могла придумывать любые задания. Экспозиции давали огромный простор для творчества. В лицее мне дали полный карт-бланш, поэтому первый год я вела занятия по истории искусств, на следующий мы с ребятами проследили, как менялись колорит и композиция работ в разные периоды, а затем я взялась за курс по иконографии. Это было довольно сложно, на подготовку каждого занятия уходило до пятнадцати часов, зато теперь я хорошо разбираюсь в этой теме. Преподавательская деятельность дарит возможность постоянно узнавать новое.
С чего начать путь в мир искусства
Существует несколько способов разобраться в искусстве и понять, насколько вам это близко. Идея, которая лежит на поверхности, — знакомиться с мировыми художественными шедеврами и интересоваться судьбой их авторов. Можно самостоятельно пройти экспресс-курс истории искусств по книге Эрнста Гомбриха или прийти на мои занятия в «Фоксфорде». Я помогаю школьникам научиться определять стиль и период создания произведения по отличительным признакам.
Другой важный момент в становлении любого культурного человека, и в особенности искусствоведа, — насмотренность. Нужно посетить достаточно много выставочных залов, чтобы напитаться впечатлениями. Лучше начать с признанной классики или лучших образцов современного искусства.
Ещё один занятный способ знакомиться, например, с архитектурой — гулять по городу и обращать внимание на памятники и дома, читать таблички и вывески. Так можно узнать о людях, которые жили здесь, работали или строили здания.
Чтение научно-популярных статей и биографий творческих деятелей подогревает интерес к искусству и расширяет кругозор. К этому можно добавить просмотр документальных фильмов, например, о направлениях в живописи или видеолекций известных искусствоведов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter