Профессиональный статус что это
Классификация профессионального статуса
4. Специалисты—гуманитарии: умственный характер труда, требующий наличия специализированного образования – учителя, врачи, экономисты, юристы и т.п.
5. Лица творческих профессий: художники, поэты, музыканты, актеры, модельеры и т.п.
6. Работники сферы обслуживания: продавцы, буфетчики, официанты, парикмахеры и т.п.
8. Руководители: директора предприятий, заместители директоров, и т.п.
9. Предприниматели: лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Профессия (должность)
Указывается наименование основной профессии работника. Если у пострадавшего несколько профессий, то указывается та, при работе по которой произошел несчастный случай. Наименование профессии (должности) должно соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, для служащих – приводится в соответствии с наименованиями должностей, указанными в Единой номенклатуре должностей служащих, или в соответствии со штатным расписанием и записью в трудовой книжке.
Если несчастный случай произошел при выполнении другой работы (не соответствующей профессии пострадавшего), то не допускается отмечать ее как профессию пострадавшего.
Стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай
Указывается число полных лет и месяцев. Если стаж работы менее года, то указывается только число полных месяцев. Если стаж работы менее месяца – указывается число календарных дней.
Если работник пострадал при выполнении работ, не соответствующих профессии, то о стаже делается запись «отсутствует».
В том числе в данной организации
Заполняется аналогично вышесказанному.
Пункт 6. Сведения о проведении инструктажей и обучения по охране труда
Водный инструктаж
Указываются число, месяц, год проведения вводного инструктажа на основании записи, имеющейся в журнале регистрации вводного инструктажа. Например, 17 мая 2003 г.
Если дату проведения вводного инструктажа по документам установить не удалось, то вместо даты делается запись «сведений нет».
Инструктаж на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый, целевой (нужное подчеркнуть) по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай
Указывается число, месяц, год последнего инструктажа по охране труда (по профессии, виду работ), предшествующего несчастному случаю.
Если несчастный случай произошел при выполнении другой работы, не соответствующей основной профессии пострадавшего, то указывается дата проведения инструктажа при выполнении этой работы, подчеркивается вид инструктажа и то, что он проведен по виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай.
Если инструктаж по охране труда не проводился, то делается запись «не проводился».
Стажировка с «___»_____200__г. по «___»_____200__г.
Сведения о стажировке указываются только при проведении первичного инструктажа на рабочем месте или когда несчастный случай произошел в период освоения работником новой профессии. Если стажировка не проводилась, то указывается «не проводилась».
Если проводился повторный или внеплановый инструктаж, то в сведениях о стажировке делается запись «не требуется».
Обучение по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай, с «___»______200__г. по «__»_____200__г.
Указывается период, в течение которого работник обучался по охране труда, на основании соответствующих подтверждающих документов (журналы посещения занятий и др.).
Если обучение не проводилось, то указывается «не проводилось».
профессиональный статус
occupational status
Тематики
Смотреть что такое «профессиональный статус» в других словарях:
СТАТУС — (от лат. status состояние, положение) социальный, соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и… … Философская энциклопедия
Профессиональный лицей №41 (Магнитогорск) — Профессиональный лицей №41 (электротехнический) г. Магнитогорска (ГОУ НПО Профессиональный лицей №41) … Википедия
Профессиональный лицей №13 (Магнитогорск) — Профессиональный ордена Трудового Красного Знамени лицей № 13 имени А. Д. Филатова г. Магнитогорска (ГОУ НПО Профессиональный лицей №13) Девиз Наш лицей во все года страна дерзаний, радости, труда! Год основания 21 мая 1941 года … Википедия
Профессиональный лицей Петроградский — Тип Лицей Адрес 197101, Санкт Петербург, Сытнинская пл., д. 5/7 Профессиональный лицей «Петроградский» лицей в Санкт Петербурге. Основан в 1940 году, как училище N 39, готовившее рабочие кадры для оборонной промышленности. Ни на один день… … Википедия
Профессиональный лицей №114 (ГОУ НПО ПЛ№114) — Профессиональный лицей № 114 государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Московской области в городе Орехово Зуево. Содержание 1 История 2 Структура … Википедия
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ — добровольное объединение физических лиц, занимающихся одним видом деятельности или сходными видами деятельности, связанных общими социальными, трудовыми и профессиональными интересами. П. с. создаются по профессиональному либо по отраслевому… … Российская энциклопедия по охране труда
Профессиональный невроз — Избирательное подавление выполнения специфических, обычно высокопрофессиональных действий (двигательных или умственных), являющихся важными в профессиональной деятельности субъекта, при отсутствии органических изменений. Примерами могут служить… … Большая психологическая энциклопедия
Профессиональный лицей «Радиотехнический» — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Профессиональный лицей № 62 (Балаково) — ГОУ НПО «ПЛ №62» в Балаково открыто в 1978 году. С 1992 года в результате успешной,плодотворной деятельности директора Усова Павла Трофимовича учреждение носит статус Высшего профессионального училища (технический лицей), с 1995 года по 2000 год… … Википедия
Социальный статус — Социальный статус положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические,… … Википедия
Профессиональные признаки как ведущие критерии социальной дифференциации
Важнейшей составляющей социальной организации является социальная стратификация как дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Расположение в социальной структуре страт основано на различных критериях, среди которых видное место занимают признаки, связанные с разделением труда, т.е. профессиональные признаки. К их числу относятся:
— сфера приложения, виды и характер труда;
— иерархия профессиональных статусов;
— уровень квалификации, степень овладения профессиональными навыками;
Каждой определенной профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, определяемые, прежде всего, направленностью деятельности на ее объект.
Для идентификации социальных слоев современного российского общества Заславской использовались следующие статусные переменные: основное занятие; основной род деятельности; отрасль занятости; сектор экономики; размер организации; профессионально-должностное положение; уровень образования; самооценка квалификации; уровень доходов. Все эти профессиональные критерии являются социокультурными признаками личности, они связаны друг с другом, но вместе с тем образуют относительно самостоятельные «оси» стратификационного пространства.
Профессиональные признаки стали одним из ведущих критериев социальной дифференциации не только потому, что представители профессиональных групп демонстрируют сходное социальное поведение и занимают близкие, часто совпадающие социальные позиции, но и по той причине, что в современном стратификационном обществе члены профессиональной группы в существенной степени подвержены влиянию своей среды.
Основные методологические принципы исследования профессиональной дифференциации общества были заложены П. Сорокиным, который выделял три основные формы стратификации — экономическую, политическую и профессиональную. Как правило, все они тесно переплетены: люди, принадлежащие к высшему слою в одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Однако это не всегда верно: взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, поскольку различные слои каждой из форм совпадают друг с другом не полностью, а лишь частично, т.е. до определенной степени. «Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована».
Существование профессиональной стратификации, по Сорокину, устанавливается из двух основных групп фактов; соответственно, выделяются две формы профессиональной стратификации:
Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в этих двух основных формах: а именно в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и в форме стратификации внутри каждого профессионального класса (внутрипрофессиональная стратификация).
Межпрофессиональная стратификация в обществе состоит в иерархии основных профессиональных сфер, она выражается в существовании т.н. «высших» и «низших» профессиональных групп. Исследуя это явление на разнообразных исторических примерах (кастовый строй в Древней Индии, Европейское Средневековье, американское общество первой половины XX в.) П. Сорокин делает следующий вывод: на вершине «социального конуса» всегда находились социально значимые профессии, т.е. те, которые связаны с функциями организации и контроля группы. Профессиональный статус указывает место в социальном сплетении профессиональных отношений, с которыми связаны определенные общественные ролевые ожидания. Статус (ранг) одной работы, по сравнению со статусом (рангом) другой работы, зависит от меры, в какой она позволяет реализовать человеку определенные ценности. Ранг индивида внутри профессиональной группы также зависит от степени, с какой выполняемая деятельность позволяет реализовать определенные ценности, т.е. представления о том, что является желательным. Основа ранжирования работ существует в той мере, в какой факты, касающиеся данных работ, признаются, а ценности разделяются людьми, которых они затрагивают.
Основываясь на различии межпрофессиональной и внутрипрофессиональной стратификации, следует различать социально-профессиональный и личностно-профессиональный статус индивида. Социально-профессиональный статус означает место определенной профессиональной группы в профессиональной структуре общества, а также определяет оценку и самооценку той роли, которую играет эта профессиональная группа в системе профессиональных отношений. Личностно-профессиональный статус характеризуется степенью включенности индивида в отношения профессиональной группы, уровнем квалификации и мастерства, признанием в профессиональной среде, уровнем развития профессионального самосознания. В обобщенном виде можно отметить, что личностно-профессиональный статус индивида определяется уровнем развития профессионализма. Именно профессионализм определяет положение человека внутри профессиональной группы, т.е. является критерием внутрипрофессиональной стратификации.
В то же время можно отметить, что уровень профессионализма личности не только определяет ее положение в профессиональном сообществе, но и существенно влияет на социальный статус в целом, определяя его социальный престиж. Социальный престиж профессионального статуса включает в себя элементы общественного сознания. Он связан с оценкой положения той или иной профессиональной группы, т.е. с престижем профессии, но не определяется произвольно: он зависит от социального контекста — господствующей в данном обществе системы ценностей, от уровня развития духовной культуры. В постиндустриальном обществе одной из важнейших ценностей, определяющих престиж социального статуса личности, является профессионализм. Именно профессионалы в различных сферах деятельности претендуют на принадлежность к высшим социальным слоям и составляют основу средних слоев. По данным социологических исследований, стратификационная модель современного российского общества выглядит следующим образом:
Таким образом, высокая квалификация и профессионализм становятся значимыми критериями социального расслоения современного российского общества. Профессионалы принадлежат к российской элите и среднему слою. Кроме того, наиболее многочисленный базовый социальный слой, который представлен специалистами, обладает потенциальным профессионализмом: при наличии соответствующей трудовой мотивации составляющие этот слой специалисты могут включиться в процесс вторичной профессионализации и совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Понятие престижа применительно к профессиональной деятельности можно определить как соотносительную оценку общественной значимости профессиональной категории, которую разделяют члены определенного сообщества и социального слоя, группы на основе сложившейся и господствующей системы ценностей. В общем плане понятие престижа синтезирует в себе оценку значимых факторов, которые характеризуют позицию данной профессиональной категории в обществе: экономическое положение, образование и квалификация, степень участия в управлении, особенности стиля жизни и т.д.
Престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий. Последняя выстраивается в результате оценки имеющихся различий в степени сложности и важности разных видов трудовой деятельности, необходимого для их осуществления уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и т.д.
В социологии престиж профессии измеряется посредством шкал, полученных в результате социологических опросов, в которых респонденты соотносят социальную значимость или привлекательность различных профессий и выстраивают их относительно друг друга. Шкалы престижа профессии обладают относительной устойчивостью. Поскольку молодежь не имеет своего собственного опыта в сфере труда, она заимствует шкалу престижа профессии у работающего населения, у более старшего поколения. Формирование престижа профессии обусловлено различиями в труде и его последствиях для представителей различных профессий. Престиж профессии представляет собой оценку социальной значимости профессии, выработанную группой и является составным элементом представления о профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения. Дифференциация профессиональной деятельности обусловлена социальной востребованностью различных профессий: если данная профессия существует и развивается в настоящее время, следовательно, она имеет социальное значение и необходима для развития и функционирования общества. Поэтому профессионализм в любой сфере профессиональной деятельности всегда социально значим, востребован, а значит, и обладает социальным престижем.
Примечательно, что ранговые характеристики престижа почти не меняются с течением времени. В 1966 г. группа исследователей пришла к выводу, что с 1925 г. в США не произошло существенных изменений в оценках профессионального престижа — врачи и другие специалисты остаются наверху пирамиды, чистильщики обуви и уборщики по-прежнему занимают место у ее основания. В 1977 г. Трейман проанализировал 85 исследований ученых из 53 стран о профессиональном престиже и сделал вывод, что оценки престижа очень похожи во всем мире.
Профессиональный статус что это
Зарегистрирован: Чт окт 02, 2008 11:17 am
Сообщений: 537
Откуда: Москва
Мисс Охрана труда-2011 и 2012 |
Зарегистрирован: Пн ноя 22, 2010 1:34 pm
Сообщений: 8749
Откуда: Лучший город Земли
_________________ |
Зарегистрирован: Пн окт 04, 2010 11:47 am
Сообщений: 170
Откуда: СПб
у меня конфликт с инспектором по разным вопросам. Дошли до того, что буду попунктно обосновывать что надо не так, как заполнил инспектор. Проблема в том, что н.с. в регионе и я дистанционно рулю ситуацию. Должно членов комиссии убедить в своей правоте аргументированно. Инспектор пишет: административно-управленческий персонал |
Зарегистрирован: Пн окт 04, 2010 11:47 am
Сообщений: 170
Откуда: СПб
полагаю, что ноги растут от ст. 143 ТК РФ: «Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.» и соответственно из ЕТКС. |
Мисс Охрана труда-2011 и 2012 |
Зарегистрирован: Пн ноя 22, 2010 1:34 pm
Сообщений: 8749
Откуда: Лучший город Земли
_________________ | |
Зарегистрирован: Пт окт 30, 2009 2:14 pm
Сообщений: 590
Откуда: Ярославль
Зарегистрирован: Пт май 22, 2009 9:41 am
Сообщений: 4713
Откуда: ЦЧР
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:55 pm
Сообщений: 212
Откуда: г. СПб
найти бы его как-нибудь этот документ. нужная штука! |
Зарегистрирован: Пт май 22, 2009 9:41 am
Сообщений: 4713
Откуда: ЦЧР
Зарегистрирован: Пт май 22, 2009 9:41 am
Сообщений: 4713
Откуда: ЦЧР
Зарегистрирован: Чт июн 08, 2006 5:31 pm
Сообщений: 2226
Откуда: Наша Russia
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:55 pm
Сообщений: 212
Откуда: г. СПб
данный документ имеет силу в РФ? |
Мисс Охрана труда-2011 и 2012 |
Зарегистрирован: Пн ноя 22, 2010 1:34 pm
Сообщений: 8749
Откуда: Лучший город Земли
_________________ Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статусаДата публикации: 14.04.2014 2014-04-14 Статья просмотрена: 1446 раз Библиографическое описание:Матвеева, Н. В. Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса / Н. В. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 442-445. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10295/ (дата обращения: 24.12.2021). Одним из важнейших понятий, раскрывающих сущность профессиональной стратификации современного общества в социологической науке, является понятие социального статуса, который представляет собой интегральный показатель положения индивида в различных сферах жизнедеятельности и функционирования социума. В классической социологии понятие «социальный статус» рассматривается в рамках теорий социальной стратификации (М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. А. Сорокин). Вопросы формирования социального статуса рассмотрены в концепциях Р. Мертона, К. Девиса, У. Мура, Т. Парсонса. Необходимо отметить два основных направления в социологии при рассмотрении социального статуса, которые связаны с концепциями социального устройства общества В настоящее время существует ряд общих оснований и частных аспектов рассмотрения статуса. Основание разделения концепций — понимание статуса в социоэкономическом смысле и как выражение престижа. Аспекты, в которых рассматривается статус, коротко можно обозначить следующим образом: 1. Совокупность объективных характеристик позиции, которую занимает индивид или группа в многомерном социальном пространстве. 2. Совокупность прав и обязанностей индивида или социальной группы, социальных ролей и ожиданий, определяемых нормами и институтами. 3. Позиция человека относительно признаваемой в обществе шкалы престижа. 4. Определенный стиль жизни. Социэкономическую модель статуса, которая отражает в системе своих показателей основные измерения социальной структуры общества, опирается на традицию, которое берет свое начало в трудах П. Сорокина. Суть данной концепции состоит в проектировании положения индивида или группы на трех основных измерениях пространства стратификации (экономической, политической и профессиональной), в которых происходят вертикальные и горизонтальные перемещения индивида (мобильность) [1]. Соответственно социально-профессиональный статус рассматривается как позиция в структуре занятости на пересечении трех основных измерений: экономического (доход), властного (должностного) и профессионального (квалификационного). Такая концепция статуса может служить основой для его количественных измерений на основе большого количества показателей, отражающих самые разные стороны положения людей. Современные исследователи стратификационных процессов выдвигают и другие вариации измерения статуса, которые отражают тенденции общественного развития и могут представить их исторические перспективы в том или ином случае. Так, Б. Тернер в работе, посвященной проблематике статуса, выделяет три измерения стратификации и, соответственно, статуса. Эти измерения соотносятся с тремя сферами жизни: политической (обладание правами), экономической (собственность, контроль и обладание экономическими ресурсами) и культурной (стиль жизни) [2]. В российских исследованиях в зависимости от принятого видения общественного развития делаются другие акценты. Так, О. И. Шкартан и его коллеги подчеркивают важность для изучения стратификации показателей власти, собственности и культурного капитала [3]. В социологии категория «престиж» исследуется в связи с функциональной значимостью экономической группы, профессии (Т. Парсонс, П. А. Сорокин). Комплексный анализ понятия «престиж» проведен в трудах Т. Веблена, П. Бурдье. Раскрывая понятие социального статуса (оно обозначалось немецким термином Stand), М. Вебер перечисляет следующие показатели, обосновывающие «очень активные претензии на позитивные или негативные привилегии в связи с социальным престижем: образ жизни, формальное образование, которое может заключаться в эмпирическом или умозрительном обучении и подкрепляться соответствующим образом жизни и престиж происхождения профессии» [4]. В социологическом аспекте престиж рассматривается как сравнительная оценка обществом или группой социальной значимости различных объектов, явлений; он становится практическим эквивалентом репутации и интерпретируется как уважение статуса, сложившегося в обществе. В рамках данного направления понятие «социально-профессиональный статус» рассматривается место профессиональной группы в профессиональной структуре общества, определяет оценку и самооценку роли группы в системе профессиональных отношений. Социально-профессиональный статус является динамичной системой, на которую влияет целый ряд факторов. А. А. Филлипов выделяет основные факторы, влияющие на социально-профессиональный статус индивида: макросредовые, микросредовые, личностные [5]. Автор рассматривает взаимосвязь социального статуса с мотивационной системой индивида: в социальных практиках и жизненных стратегиях индивидов большую роль играет их «внутренний ресурс» — позиция и социально-психологические особенности индивида. В этом случае социально-профессиональная мобильность в интегральной форме может быть представлена достигнутым статусом, который зависит от ценностно-ориентационных установок и достижительных мотиваций (потребности, притязания). Проблема измерения престижа в социологии решается посредством построения различных шкал престижа. Теоретически шкалы профессионального престижа основаны на структурном анализе последствий разделения труда в обществе. Разделение труда приводит к существованию профессий, которые требуют разной квалификации и предполагают различный контроль над ресурсами. Профессии по-разному вознаграждаются, как материально, так и символически, и поэтому одни занятия более престижны, нежели другие [6]. Нетрудно заметить, что по своей сути это структурно-функционалистский аргумент. Практически шкалы престижа составляются на основе данных опросов, в которых респондентов просят оценить престиж предложенных им профессий по заданной шкале или ранжировать профессии с точки зрения престижа. Отличительной чертой таких опросов является их трудоемкость. Впервые большой опрос, посвященный профессиональному престижу, был проведен в США в 1947 г. Национальным центром изучения общественного мнения (NORC; его результаты были опубликованы только в 1961 г.. Этот опрос был повторен в 1963 г., и на его основе П.Зигель составил подробную шкалу престижа [7]. В 1989 г. опросник NORC вновь включал модуль, посвященный профессиональному престижу, и шкала была обновлена [8]. Все три шкалы исключительно хорошо коррелировали между собой: коэффициент корреляции между шкалами Накао — Триза и Зигеля составил 0,97, а между шкалой Зигеля и первоначальной версией 1947 г. — 0,99. В Великобритании шкала престижа была сконструирована Дж. Голдторпом и К. Хоупом [9]. Уже в 1956 г. появилась первая работа, в которой сравнивались шкалы престижа в разных странах [10], а в 1977 г. Д. Трейман опубликовал свое исследование, в котором провел сравнительный анализ профессионального престижа в более чем 60 странах [6]. Выяснилось, что шкалы престижа в разных странах в большой степени похожи между собой (корреляция между двумя случайными шкалами из разных стран в исследовании Треймана составила в среднем 0,8; и это учитывая разное качество данных и различные формулировки вопросов). Кроме того, обнаружилось, что на оценки профессионального престижа слабо влияют пол, возраст, этническая и профессиональная принадлежность респондентов, а также что шкалы престижа мало меняются с течением времени. Кросснациональная и временная устойчивость шкал престижа позволила Трейману сконструировать международную шкалу престижа на основе агрегированных данных (SIOPS, Standard International Occupational Prestige Scale). Шкалы престижа можно подвергнуть критике по ряду причин. Во-первых, сомнения исследователей вызывала валидность измерения престижа в опросах. Действительно, по какому именно параметру респонденты оценивают профессии, когда их спрашивают о престиже? Голдторп и Хоуп утверждали, что таким критерием является обобщенное измерение «лучше — хуже», а не собственно престиж как таковой [11]. Во-вторых, проблемы вызывала уже упомянутая трудоемкость измерения престижа для всех профессий. Именно эта проблема для О. Д. Данкана стала стимулом разработать в 1961 г. его впоследствии ставший широко известным социально-экономический индекс SEI. Данкан поставил перед собой задачу определить уровень престижа для профессий, не вошедших в опрос NORC 1947 г. Он провел линейную регрессию, в которой в качестве зависимой переменной использовал профессиональный престиж, а в качестве независимых — профессиональные образование и доход. Таким образом, он получил уравнение линейной регрессии, связывавшее, с одной стороны, образование и доход, а с другой — профессиональный престиж. При помощи этого уравнения стало возможным определить уровень престижа для тех профессий, про которые известны лишь доход и образование их носителей [12]. Индекс Данкана пересчитывался несколько раз для разных профессиональных классификаций и на основе разных шкал престижа [12]. Однако индекс Данкана по сути является функцией дохода и образования и связан с измерениями престижа лишь технически. Социально-экономический индекс и шкалы престижа — это теоретически разные, хотя и хорошо коррелирующие между собой измерители. В 1992 г. Г. Ганзебум, П.де Грааф и Д. Трейман предложили альтернативный метод вычисления социально-экономического индекса, из которого они исключили измерения престижа как необходимый элемент для конструирования индекса. Их идея заключалась в рассмотрении профессии как промежуточного механизма между образованием и доходом. Люди инвестируют свои средства и усилия в получение образования, чтобы впоследствии занять лучшие позиции на рынке труда. Работа, требующая более высокой квалификации, в среднем лучше оплачивается. Ганзебум и его коллеги определили статистическую модель для вычисления нового индекса таким образом, чтобы максимизировать непрямоевлияние образования на доход (через род занятий) и в то же самое время минимизировать прямое воздействие. Технически это было выполнено с помощью серии линейных регрессий. На основе этой методологии и базы данных, включавшей в себя опросы, проведенные в 16 странах в период с 1968-го по 1982 г., был сконструирован международный социально-экономический индекс ISEI. В результате сравнения шкал престижа и социально-экономического индекса Д. Фезерман и Р. Хаузер пришли к выводу, что социально-экономический индекс статистически лучше работает в моделях достижения статуса (status attainment models). На основе этих результатов исследователи сделали вывод о том, что профессиональная иерархия является по своей сути социоэкономической, а измерения престижа — лишь прокси для этой иерархии [13]. Однако двумя десятилетиями позже социально-экономический индекс был подвергнут критике из-за его теоретической валидности. Доход и образование являются разными характеристиками социального положения индивидов, и не вполне ясны теоретические основания для объединения этих двух характеристик в один показатель. Даже если социально-экономический индекс обладает предсказательной силой в некоторых статистических моделях стратификации, это не означает, что он будет столь же хорошо работать и в других. В своей статье, посвященной детальному разбору свойств социально-экономических индексов, Р. Хаузер и Дж. Уоррен приходят к следующему выводу: «Если и есть общее заключение из представленного анализа, то оно сводится к тому, что мы должны двигаться дальше, к более специальной и детализированной оценке эффектов профессиональных характеристик в социальной, психологической, экономической и политической сферах, а также в сфере здоровья. 1. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. 2. Turner B. S. Status. Open University Press, 1989. P.65–67. 3. Шкаратан О. И., Бондаренко В. А., Крельберг Ю. М., Сергеев Н. В. Социальное расслоение и его воспроизводство в современной России. Предпринт. Серия WP7. Теория и практика общественного выбора. М.: ГУ- ВШЭ, 2003. 4. Вебер М. Класс, статус, партия // Социальная стратификация. Вып. 1. М., 1992. С.206 5. Филиппов А. А. Социально-профессиональный статус школьного учителя в современной России: автореф. канд. социол. наук /А. А. Филиппов — Пенза, 2012. — 22с. 6. Treiman D. J. Occupational Prestige in Comparative Perspective. N. Y.: Academic Press, 1977. 7. Siegel P. M. Prestige in the American Occupational Structure. University of Chicago. 1971. 8. Nakao K., Treas J. Updating Occupational Prestige and Socioeconomic Scores: How the New Measures Measure Up // Sociological Methodology. 1994. — № 24. 9. Goldthorpe J. H. Social Class and the Differentiation of Employment Contracts / Goldthorpe J. H. On Sociology: Numbers, Narratives, and the Integration of Research and Theory. Oxford: Oxford University Press, 2000. 10. Inkeles A., Rossi P. H. National Comparisons of Occupational Prestige // American Journal of Sociology. 1956. № 61 (4). 11. Prandy K., Jones F. L. An International Comparative Analysis of Marriage Patterns and Social Stratification // International Journal of Sociology and Social Policy. 2001. № 21 (4/5/6). 12. Duncan O. D. A Socioeconomic Index for All Occupations // Occupations and Social Status / Ed. by A. J. Reiss. N.Y.: Free Press, 1961. 13. Featherman D. L., Hauser R. M. Prestige or Socioeconomic Scales in the Study of Occupational Achievement? // Sociological Methods and Research. 1976. № 4.
|