Профессиональные пробы это что такое
Профессиональные пробы в системе профориентации. Опыт Японии
Зачем и как пробовать профессии на практике? Почему в Японии так много внимания уделяют именно практической профориентации? Где можно попробовать себя в реальной профессии?
Что такое профессиональная проба
Представление об идеальной системе профориентации и уровень ее развития во всех странах мира отличается. Но в каждой профориентационной системе вы найдете 3 обязательных компонента:
• Профориентационное тестирование
• Получение информации о рынке труда
• Проведение профессиональных проб
Что дает профессиональная проба
Во время работы в реальной профессии школьник приобретает бесценный личный опыт:
✔ Получает первые навыки и компетенции в профессии, осваивает новые инструменты и технологии.
✔ Оценивает, насколько интересны ему ежедневные задачи, которые решают специалисты в этой области.
✔ Оценивает, комфортно ли ему работать в этой или подобных организациях.
✔ Понимает, как устроена организация и какую позицию он хотел бы занимать в ней.
✔ Получает целостное представление о специальности и смежных с ней.
Профессиональная проба не только влияет на выбор профессии, но и на становление личности подростка. Попробовав себя в реальном деле, он чувствует себя более взрослым и самостоятельным.
Что может быть важнее и лучше для выбора будущей профессии, чем попробовать ее на практике? Без трудового опыта почти невозможно осознанно выбрать профессию и быть уверенным в правильности решения. Но, к сожалению, в настоящее время российские школьники редко имеют возможность попробовать себя в желаемых профессиях. Дело в том, что наладить систему профессиональных проб для старшеклассников по всей стране оказывается трудно как в финансовом, так и в организационном плане. Еще одно препятствие на пути широкого внедрения профессиональных проб – тот факт, что не в каждой профессии можно работать без подготовки и обучения. Например, невозможно попробовать профессию хирурга без семилетнего медицинского образования.
Но есть страны, в которых практическая профориентация доведена до реализации, лидер среди этих стран – Япония. В налаженной системе профориентации историки видят одну из причин быстрого подъема Японии после Второй мировой войны.
Как устроены профориентационные пробы в Японии
Заложил основы современной профориентации в Японии ректор университета Асия С. Фукуяма в 70-х гг XX века. В честь него названа система профориентации «F-тест», которую проходят сегодня японские школьники для выбора будущей профессии. Вся профориентационная работа по методике Фукуямы интегрирована в школьное образование. Она включает 3 компонента:
• Самоанализ
• Анализ профессий
• Профессиональные пробы
Как попробовать профессии в нашей стране
Качество японской системы профориентации объясняется заинтересованностью самого государства в будущих квалифицированных специалистах. В отличие от Японии, в российской системе образования профориентация пока находится на периферии учебного процесса. На нее просто не выделяется учебных часов, хотя в советской системе профориентации практическому аспекту было уделено гораздо больше внимания.
Школьникам, которые сегодня хотят пройти профессиональные пробы, приходится искать подходящую возможность самостоятельно.
Попробовать себя в профессии можно разными способами, например:
✔ Краткосрочная работа (о летней работе читайте наши статьи «Как подростку заработать летом», Часть 1 и Часть 2)
✔ Стажировка в интересующей компании
✔ Экскурсии на производство или в организации выбранного профиля
✔ Тренинги и мастер-классы от профессионалов (Куда пойти в Москве, чтобы узнать о профессиях?)
✔ Тематические смены профориентационного лагеря (Лагерь «Профессионалы будущего»)
✔ Программа «Профпогружение» в нашем Центре
ЦТР «Гуманитарные технологии» разработал уникальные курсы для ребят 14-17 лет – Профпогружение:
✎ ПрофПогружение: Предпринимательство и Маркетинг
✎ ПрофПогружение: Юриспруденция и Госуправление
Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о выборе профессий, подпишитесь на нашу рассылку.
Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся
Профессиональная проба. Этапы прохождения профессиональной пробы. Содержание профессиональных проб. Организация и проведение эксперимента.
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой изменения состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Целью системы профессиональной ориентации является формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Осознанность выбора профессии с учетом своих способностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий представляет ядро профессионального самоопределения.
Сформированность профессионального самоопределения определяется по следующим критериям:
Показателями мотивационно-потребностного критерия выступают такие, как наличие мотивов, положительное отношение и активная позиция обучающегося в осуществлении процесса самоопределения, способность руководствоваться общественно значимыми ценностями в конструировании и реализации образовательного маршрута.
Информационный критерий сформированности профессионального самоопределения включает в себя наличие спектра вариантов выбора образовательно-профессионального маршрута, интереса к конкретной сфере деятельности, умение работать с источниками профориентационно-значимой информации, распознавать внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор профессии. Обучающийся должен знать свои способности, качества, склонности, важные для профессионального самоопределения, а также основные ограничители и способы их компенсации. Ему необходимо владеть информацией о требованиях, предъявляемых к человеку избираемой профессии и быть готовым обратиться к жизненным примерам, демонстрирующим факторы, влияющие на выбор.
Умение ставить цель и составлять программу действий по ее достижению, анализировать имеющиеся варианты выбора, успешно включаться в продуктивную, практическую деятельность, направленную на приобретение опыта в избираемой профессии являются показателями деятельностно-практического критерия.
Кем хотят стать старшеклассники?
По данным Центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, 50% старшеклассников не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46% респондентов ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых (родители, родственники, знакомые); 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в т.ч. не владеют информацией о требованиях профессии к её «соискателю», не владеют умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда [3]. У многих из них отсутствует индивидуальный образовательный запрос, не сформирована личностная потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования и не выражена готовность к последующей самореализации и дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических, социокультурных условиях. Решение данной проблемы возможно при взаимодействии школ и учреждений начального профессионального образования посредством организации и проведения профессиональных проб.
Что такое профессиональная проба?
Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии, позволяющий сформировать у них способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, анализировать, исследовать, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь, поддержку.
В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения обучающийся приобретает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.
В каком возрасте делаются профессиональные пробы
Обучающиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность в соответствии с типами профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ» [1].
Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа.
Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение школьниками основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности. Диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.
Теоретические сведения, сообщаемые обучающимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Школьники получают информацию о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией. Знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. Пробы второго уровня рекомендуются школьникам, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют обучающиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.
Содержание профессиональных проб обуславливает наличие исполнительского, созидательного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню интеллектуального развития обучающихся. Исполнительский компонент в профессиональной пробе предполагает формирование у школьников практических умений, связанных с действиями по определенно заданному алгоритму, например, выполнение практической работы в соответствии с инструкцией, плановым заданием и др.
Созидательный компонент профессиональной пробы предполагает развитие у обучающихся способности к конструированию, проведению исследовательской работы, например, изготовление чертежей, эскизов, технологических карт, выбор материала, деталей, а также действия, предусматривающие модернизацию какой- либо конструкции.
К творческому компоненту профессиональной пробы можно отнести содержание деятельности обучающихся, связанной с постановкой промежуточной и конечной целей работы, планированием, поиском литературных источников, изучением специальной литературы и другой информации по проблеме; конструированием принципиально новых изделий; выращиванием нетрадиционных сельскохозяйственных культур; использованием новых методов решения поставленного задания.
Алгоритм пробы задается таким образом, чтобы обучающиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно выбирали степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней. Профессиональные пробы выполняются индивидуально, фронтально, в микрогруппах. При этом в выполнении профессиональных проб обеспечивается преемственность урочного и внеурочного времени.
К организации и проведению профессиональной пробы целесообразно привлекать родителей обучающихся, так как важно знать их мнение, учитывать пожелания, конструктивные предложения.
На базе Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища № 40 г. Прокопьевска, осуществляющего подготовку по профессиям «садовник», «рабочий зелёного хозяйства», «цветовод», была организована и проведена профессиональная проба для обучающихся девятых классов школ города с выраженными склонностями к типу профессий «человек – природа», в которой приняло участие 20 человек.
Целью пробы являлось формирование навыков практической деятельности в области растениеводства и сопоставление характера деятельности со склонностями, способностями и умениями обучающихся.
Пробу второго уровня прошли обучающиеся, которые проявили интерес к данной сфере профессиональной деятельности, склонные к созидательной работе. Они описывали почвенно-климатические условия своего района. Обучающиеся составляли список сортов районирования культур с выделением сроков созревания. Выявляли местные сверхранние сорта редиски, огурцов и томатов. Далее внедряли в практику выращивания культурных растений агротехнологические приемы, ускоряющие созревание и увеличение урожая. Производили закладку компоста, определяли кислотность почвы полевым методом. Осуществляли калибровку семян по удельному весу, протравливали и барботировали семена на последующем этапе. Итогом являлось определение сроков уборки и сбор урожая.
Обучающимся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющим устойчивые профессиональные интересы в области растениеводства предлагалось пройти третий уровень профессиональной пробы, определить возможность и целесообразность возделывания различных культур на почвах разного механического состава и кислотности (pH). Участники группы составляли календарный план агротехнологических мероприятий по уходу за почвой и культивируемыми растениями. Затем получали биологический гумус. На заключительном этапе выращивали томаты, огурцы, зеленые культуры, подвязывали растения.
По итогам выполнения профессиональных проб обучающиеся проанализировали содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам, сопоставили со своими способностями и склонностями. В контексте выполнения проб обучающиеся, основываясь на самоисследовании и самопознании, разработали план личной профессиональной перспективы, создали презентацию о выполненных пробах, презентовали продукты собственной деятельности.
Повторное анкетирование показало, что недостаток информации об интересующей профессии сохранился у 5% респондентов; недостаточно знают свои способности в отношении выбранной профессии – 5% обучающихся; сомневаются в собственном выборе – 10%; сформированы профессиональные предпочтения у 80% опрошенных.
Таким образом, профессиональные пробы в профориентации являются эффективным способом формирования профессионального самоопределения обучающихся. Более того, организация и проведение профессиональных проб на базе учреждений начального и среднего профессионального образования позволит решить проблему привлечения обучающихся к освоению рабочих профессий, что, в свою очередь, создаст условия для урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложением рынка образовательных услуг. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у обучающихся формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии.
Об авторах: Манешкина Н.В. методист ЦП и ПС ГОУ «КРИРПО» г. Прокопьевск; Роут О.А. методист ЦП и ПС ГОУ «КРИРПО» г. Прокопьевск.
Статья на тему «Профессиональная проба»
Профессиональная проба как эффективная форма организации ранней профессионализации детей и молодежи
В условиях изменяющейся структуры экономики России и динамично обновляющегося состава профессий особую значимость приобретает система профессионального самоопределения и ранней профессионализации детей и молодежи, направленная на формирование у подрастающего поколения адекватной самооценки возможностей и способностей, а также их соотнесение с общественными запросами и требованиями регионального рынка труда.
В условиях непрерывного образования должна произойти смена лейтмотива профориентационной деятельности: от системы профориентации школьников к системе непрерывной поддержки профессионального выбора на протяжении всей жизни (диверсификация образовательных траекторий различных социальных групп населения). Обновленная система профориентации должна строиться на основе использования интерактивных, деятельностных форм работы.
С целью решения обозначенных проблем в Борисоглебском техникуме промышленных и информационных технологий создан Центр профессиональных проб как допрофессиональная ступень непрерывного профессионального образования. Основная задача Центра – проведение профессиональных проб для обучающихся общеобразовательных организаций Борисоглебского городского округа с целью осознанного выбора ими сферы профессиональной деятельности, максимально соответствующей личностным особенностям и потребностям регионального рынка труда.
Профессиональная проба – это испытание или профессиональная проверка, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствует сознательному, обоснованному выбору профессии. При прохождении профпробы школьник не только приобретает информацию о востребованности на рынке труда специалистов данного профиля, выполняемых ими функциях, условиях труда и возможностях карьерного роста, но и получает возможность выполнить профессиональное задание под руководством наставника. Профессиональная проба – это «погружение» в профессию. Она выступает своего рода «индикатором» правильности выбора сферы профессиональной деятельности.
Открытию центра предшествовала тщательная подготовительная работа – разработка нормативно-документационного сопровождения деятельности Центра профессиональных проб (создание положения, издание локальных актов, заключение договоров о сотрудничестве с социальными партнёрами по проекту, составление графика проведения профессиональных проб), методическая разработка технологических карт профпроб и подготовка материально-технического сопровождения профессиональных занятий. Теперь каждый желающий школьник 7-9 классов Борисоглебского округа сможет получить практическое представление о том, что такое профессиональная деятельность в режиме реального места и времени.
Профессиональные пробы, проводимые в техникуме, реализуют четыре основных функции: когнитивную (познавательную), развивающую, диагностическую (выявление/не выявление у себя профессионально значимых качеств личности, обоснованный выбор профессии: «моё – не моё»), конструктивно-прогностическую (позволяют сконструировать модель своей профессиональной деятельности и спрогнозировать выбор профессиональной образовательной организации).
Каждая профпроба включает два часа занятий, которые соответствуют двум этапам: теоретическому и практическому (креативно-созидательному).
На первом этапе школьникам сообщаются основные сведения о профессии, они получают информацию об основных видах профессиональной деятельности, о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией; знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены; у них формируется представление об актуальности той или иной профессии, её востребованности на российском и региональном рынке труда, уровне оплаты, о возможности профессионального развития и карьерного роста.
На практическом (креативно-созидательном) этапе школьники приобретают определенные умения и навыки, связанные с действиями в максимально приближенных к профессиональной деятельности условиях. В зависимости от возрастных особенностей обучающихся и возможностей смоделировать реальную профессиональную ситуацию, степень «погружения» в профессию может быть различной:
ознакомление с видами профессиональной деятельности через ролевую игру (профпроба «Воспитатель детей дошкольного возраста», 7-й класс),
формирование у школьников практических умений, связанных с действиями по определенно заданному алгоритму (тренинговый кейс), например, выполнение практической работы в соответствии с инструкцией, плановым заданием и др. (профпробы «Повар» и «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», 8-й класс; «Сварщик», «Парикмахер», 9-й класс),
Однако непременное условие проведения профпроб в техникуме – моделирование различных по уровню сложности элементов конкретного вида профессиональной деятельности, создание конкретного продукта.
Профпробы проводятся индивидуально и в малых группах под руководством опытных наставников (высококвалифицированных преподавателей техникума и мастеров производственного обучения) с привлечением студентов-волонтёров, готовых передать школьникам эстафету овладения выбранной профессией. После прохождения профессиональной пробы каждый участник в торжественной обстановке получает сертификат о прохождении конкретной профпробы.
Профессиональная проба рассматривается в техникуме не как статическое (застывшее во времени, раз и навсегда определенное) явление, а как динамически развивающийся процесс, что способствует совершенствованию форм организации и содержания профессиональных проб. Так, например, на первоначальном этапе предполагалось, что, помимо возрастных особенностей, при проведении профессиональных проб должен учитываться и гендерный аспект, и все профпробы были условно разделены на две группы: «для мальчиков» и «для девочек». Однако желание девушек надеть спецодежду сварщика и их решительный настрой войти в сварочную кабину, чтобы зажечь «волшебную» сварочную дугу и сделать первый в своей жизни сварочный шов, внесли коррективы: гендерный подход в организации профпроб был отменен и все профпробы теперь доступны всем школьникам.
Убеждены, что постоянный мониторинг эффективности проведения профессиональных проб, выявление положительных моментов и проблемных зон в их организации позволят совершенствовать технологию их проведения и обеспечат желаемый результат для всех участников проекта.
Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. – М.: «Академия, ОАО «Московские учебники», 2011.
Профессиональные пробы в вопросах и ответах
Ссылка на источник:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
, ФГАУ «Федеральный институт развития образования», ведущий научный сотрудник (г. Москва).
, ГУ ЯО «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс», директор (г. Ярославль).
, АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», заведующая лабораторией развития общего образования (г. Вологда)
Что такое профессиональные пробы?
Автором идеи профессиональных проб принято считать японского учёного С. Фукуяму [11]. Профессиональные пробы – практикоориентированная форма профориентационной работы, которая в настоящее время рассматривается как центральное звено в системе сопровождения профессионального самоопределения учащихся школ [8] и как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии [10].
Профессиональная проба – профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее вид завершенного технологического процесса (или его отдельного этапа) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии [9, с. 16]. Коротко говоря, профессиональная проба – это испытание себя в определённой профессии.
Программа профессиональной пробы включает комплекс теоретических и практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий, орудий и продукта труда, а также ситуаций проявления профессионально важных качеств, что позволяет учащимся в процессе подготовки и прохождения профессиональной пробы примерить на себя и оценить собственные возможности освоения профессии.
Зачем нужны профессиональные пробы?
Профессиональная деятельность всегда имеет практический, преобразовательный, продуктивный характер и тем самым существенно отличается от привычной для школьника учебной деятельности, основанной на «усвоении материала». В условиях, когда у школьника отсутствует опыт практической, продуктивной деятельности, выбор профессии оказывается для него чрезвычайно сложной, едва ли непреодолимой жизненной задачей, вызывающей состояние затяжного стресса как у него, так и у его родителей. Введение в программу школьного образования профдиагностических и профконсультационных мероприятий (профориентационное тестирование, беседы с профконсультантом и т. д.) и других форм «кабинетной профориентации» не позволяет разрешить эту проблему. Необходимо создание у школьника опыта профессиональной деятельности (путём серии его кратковременных погружений в профессиональный контекст) и на этой основе – формирование опыта профессионального выбора.
Таким образом, первая (ближнесрочная) цель профессиональных проб – обеспечить процесс профессионального выбора обучающихся объективным основанием, связанным с пробным опытом реализации «себя-в-профессии» и последующей оценкой успешности этого опыта. Результаты прохождения комплекса профессиональных проб представляют собой наиболее объективное и наглядное основание для профессионального выбора.
Вторая (долгосрочная) цель профессиональных проб – создать условия для формирования у школьника, в случае положительного выбора, долговременной, перспективно-прогностической мотивации к профессиональной деятельности в данной сфере. Практическое достижение этой цели обеспечивается сочетанием трех ситуаций:
Иначе говоря, «сверхзадача» каждой пробы – наглядно раскрыть то лучшее, что есть в профессии, и то лучшее в человеке (школьнике), что будет действовать и расти в нем, если он выберет эту профессию.
Введение профессиональных проб способствует решению и других образовательных и профориентационных задач, среди которых:
- продвижение профессий, востребованных на региональном рынке труда; ознакомление школьников с миром профессий, содержанием, характером и условиями труда по конкретным профессиям; формирование у школьника метапредметных результатов обучения (компетенций профессионального самоопределения), в том числе выраженных в умениях:
- вступать в конструктивное межличностное взаимодействие с носителями определенной профессии; овладевать спецификой производственных технологий и простейшими технологическими операциями; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения заданий в процессе прохождения профпробы; оценивать и сравнивать результаты выполнения профессиональных заданий, в рамках пройденных профессиональных проб; рассматривать возможные альтернативные варианты профессионального выбора; корректировать свои профессиональные намерения, сопоставив собственные возможности с профессиональными требованиями к интересующей профессии и медицинскими противопоказаниями к ней; проектировать свой дальнейший образовательный маршрут с учетом особенностей определенной профессиональной сферы и др.
Чем профессиональные пробы отличаются от других форм профориентационной работы?
Профессиональные пробы как особый формат профориентационной работы обладают уникальным комплексом характеристик.
Субъектная направленность – нацеленность профессиональной пробы на формирование и развитие школьника как субъекта профессионального самоопределения, осуществляющего свой собственный, сознательный и ответственный выбор в ситуации личностно значимой деятельности («субъектной активности»). Субъектная активность отсутствует, если школьник находится в роли «зрителя», «присутствующего», «наблюдателя».
Профессиональный контекст – сумма характеристик профессиональной деятельности, которая воспринимается работником как личностное содержание и смысл этой профессиональной деятельности. Включает в себя: профессионально-трудовую среду (материальную и человеческую); технологический процесс, направленный на решение реальных производственных задач; предмет и орудия труда, используемые в рамках данного вида профессиональной деятельности; использование определенных профессиональных компетенций; нормы и правила профессионального поведения; роли и формы социальной жизни в определённом профессиональном сообществе. Профессиональная проба должна показать школьнику не только доступные ему элементы соответствующего вида профессиональной деятельности, но и профессиональный (социально-профессиональный) контекст, с соответствующими атрибутами, атмосферой, символикой, культурой и т. д., посредством чего у школьника формируется ощущение «себя в профессии».
Практическое освоение профессионального контекста, в рамках определенных профессий, а также социально-трудового контекста в целом – важнейший личностно-значимый результат прохождения цикла профессиональных проб.
Продуктивность – направленность на создание продукта – отчуждаемого результата деятельности, обладающего социальной и/или личностной значимостью. Профессиональную пробу можно рассматривать как практикоориентированный по форме и личностно-ориентированный по смыслу проект, продукт которого в той или иной степени соответствует продукту апробируемой профессиональной деятельности. По качеству этого продукта можно судить о том, насколько успешно пройдена проба, и что это значит для профессионального выбора.
Множественность (неоднократность) – построение системы профессиональных проб как цикла, обеспечивающего возможность выбора школьником профессии как одной из множества предложенных альтернатив. (Например, каждый учащийся школы должен за время обучения в 8-9 классах пройти 10 различных профессиональных проб) Цель прохождения цикла профессиональных проб – обеспечение процесса профессионального выбора путем перебора нескольких наиболее привлекательных вариантов и сопоставления различных версий ощущения «себя в профессии». Итог – выявление наилучшего образа «себя в профессии», т. е. такого, который ближе всего оказывается представлению о собственном профессиональном призвании.
Открытый результат. Результат прохождения той или иной пробы может быть отрицательным («Это мне не подходит!»), что является необходимым моментом, обеспечивающим саму возможность выбора. По этой причине большое значение играет самооценка и внешняя оценка результата прохождения каждой пробы. Одним из возможных вариантов прохождения цикла профессиональных проб может стать вынесение вердикта о том, что выбор не состоялся. Такой вариант, указывающий на неготовность школьника к профессиональному выбору, должен быть предусмотрен заранее (как, например, в модели профильного обучения на старшей ступени школы были предусмотрены универсальные классы для тех учащихся, которые не готовы к выбору профиля обучения). В то же время, заметная доля учащихся, не определившихся с выбором по итогам цикла проб, может свидетельствовать о несовершенстве (ограниченности) имеющейся системы профессиональных проб, а также об узости предложений регионального рынка труда для данного школьника.
Что представляет собой «продукт профессиональной пробы»?
В случае невозможности изготовления школьниками продукта предметом профессиональной пробы может выступать та или иная профессиональная (квазипрофессиональная) задача, типичная для данного вида профессиональной деятельности (например, проведение телефонных переговоров).
Подчеркнём, что продуктивность в выполнении профессиональной пробы – это не просто результативность в выполнении поставленного задания. «Продукт всегда связан с значимой производительной самостоятельной деятельностью, он – зримое, плодотворное завершение инициативного, творческого действия и несёт отпечаток, отражение или выражение индивидуального интереса…. Продукт всегда имеет авторство… В продукте подросток реализует себя как субъект деятельности» [6, с. 14, 18-19]. Иными словами, решающее значение имеет не объем и даже не качество выполнения задания, предусмотренного профессиональной пробой, а отношение школьника к его выполнению, характер и уровень его мотивации.
Какие бывают профессиональные пробы?
Игровые пробы – реализуются с учащимися младших возрастов (дошкольники, младшие школьники, младшие подростки) на основе сюжетно-ролевых игр; направлены на предварительное определение нескольких наиболее привлекательных профессиональных сфер. В последние годы яркие примеры такого рода игровых проб представляют коммерческие проекты ранней профориентации – «Кидбург», «Мастерславль» и т. п.
Учебно-профессиональные пробы – проводятся в ситуации квазипрофессионального контекста (в лабораториях, учебных мастерских) либо вне профессионального контекста (в школьном классе, в форме домашней работы и т. д.) в одной из нескольких возможных форм:
- ситуативные задания (кейсы), направленные на решение типичных для определенного вида деятельности профессиональных задач или разрешение производственных проблем; продуктивные задания (персональные или групповые профориентационные проекты, практические работы предпрофессиональной направленности).
В младшем школьном возрасте учебно-профессиональные мини-пробы могут проходить в рамках экскурсий (как витрутальных, так и реальных) на предприятия и производства, где работают родители обучающихся, например, в рамках проведения Единого дня профориентации в общеобразовательных организациях.
Профильные пробы – серия эвристических занятий, помогающих школьникам определить, насколько их запросы и желания относительно выбора профиля обучения соответствуют их возможностям. Проводятся со старшими подростками в рамках предпрофильной подготовки, либо со старшими школьниками в соответствии с избранным профилем обучения и не предполагают погружения в реальный профессиональный контекст. Каждая проба ориентирована на самоопределение в рамках той или иной профессиональной сферы по («человек – природа», «человек – знаковая система» и т. д.).
Собственно профессиональные пробы – проводятся в условиях профессионального контекста:
- либо на базе организации дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, вуза (в учебных лабораториях, мастерских, на учебно-производственных полигонах, на специально оборудованных производственных участках партнёрских предприятий и т. д.); либо организуется предприятием «реальной сферы» – потенциальным работодателем и проводится на его производственной базе.
Настоящая статься посвящена собственно профессиональным пробам.
Какое место должны занимать профессиональные пробы в образовательной программе школы в соответствии с ФГОС?
Формирование способности к профессиональному самоопределению – одна из важнейших задач действующих ФГОС общего образования. Важно отметить, что она является не отдельно стоящей задачей, а частью всей образовательной деятельности. Это своеобразный синтез определенных личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности [3].
Основные образовательные программы основного и среднего общего образования, в соответствии с ФГОС, в качестве неотъемлемой составляющей, включают в себя Программы воспитания и социализации учащихся (п. 18.2.3 ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования). Согласно ФГОС основного общего образования, одной из задач такой Программы выступает «создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями)» [4].
Таким образом, прохождение профессиональных проб целесообразно заложить в Программу сопровождения профессиональной ориентации обучающихся, являющейся частью Программы воспитания и социализации.
Какое место должны занимать профессиональные пробы в учебном плане школы?
На практике этот вопрос решается различным путём, в зависимости от особенностей конкретной школы, специфики муниципальной и региональной системы образования. В качестве возможных вариантов для 8-9 классов могут быть предложены:
- использование часов, отводимых на курс технологии; использование часов, отводимых на предпрофильную подготовку (элективные курсы) для программ профпроб продолжительностью до 34 ч.; реализация профессиональных проб в качестве программы дополнительной общеразвивающей программы профориентационной направленности; краткосрочные (до 8 ч.) мини-пробы в рамках программы внеурочной деятельности.
Профилизация старшей школы создает дополнительные возможности для реализации образовательных практик профессиональной направленности в соответствии с избранным профилем, как в рамках самостоятельных элективных курсов, так и во внеурочной деятельности. Это находит свое отражение в индивидуальных учебных планах обучающихся.
Каковы условия эффективности профессиональных проб как метода профориентационной работы?
1. Учёт возрастных особенностей учащихся при составлении заданий в рамках профессиональной пробы.
2. Избыточность предлагаемого набора профессиональных проб (например, из 20 предложенных вариантов профессиональных проб за два года обучения необходимо пройти 10). Необходима специально организованная предварительная работа по отбору школьниками проб из числа предложенных (например, ограничение желаемого круга направлений профессиональной деятельности по итогам цикла игровых или учебно-профессиональных проб в 5-7 классах, либо с учетом результатов прохождния профдиагностических методик).
3. Организационно-управленческое обеспечение: программно-методическое (оформленные программы профессиональных проб и пакет необходимых учебно-методических материалов – профессиограммы, профдиагностические методики, наглядные пособия и пр.); материально-техническое (специально оборудованные производственные участки, полигоны, мастерские, лаборатории, тренажёры, оборудование, инструменты и т. д., обеспечивающие полноценное погружение в профессиональный контекст, а также необходимые требования к безопасности), кадровое (специально подготовленные педагоги, обеспечивающие проведение занятий в рамках программ профессиональных проб).
4. Предварительное ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения, а также подготовка школьников к практическому прохождению каждой профессиональной пробы (общее знакомство с профессией, с требованиями, которые она предъявляет к работнику, с предметами, средствами, орудиями, продуктами, условиями труда; по возможности – ознакомление с реальным производством в форме экскурсии или индустриальной экспедиции).
5. Система критериев и показателей оценки и самооценки прохождения каждой профессиональной пробы (включая определение целевых продуктов деятельности учащихся в рамках каждой профпробы), а также цикла профессиональных проб в целом; предварительное знакомство школьников с этими критериями и показателями. Например, в качестве базовых критериев могут использоваться: объём выполненной работы; качество выполнения задания, отношение к работе.
6. Оперативный контроль и корректировка процесса выполнения профессиональной пробы.
Кто организует профессиональные пробы?
В отличие от игровых, учебно-профессиональных и профильных проб, организация полноценных профессиональных проб требует определенных ресурсов (материально-технических, кадровых, информационно-методических), полным набором которых, как правило, не обладает общеобразовательная школа. Поэтому необходимо использование механизмов сетевого взаимодействия и социального партнёрства.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 01.01.01 года «Об образовании в РФ» реализация образовательных программ с использованием сетевой формы может осуществляться с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность; с использованием ресурсов иных организаций. Законодательством не ограничен перечень организаций, привлекаемых к реализации образовательных программ в сетевой форме. Образовательная организация на этапе разработки образовательной программы самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса или необходимость привлечения ресурса организации-партнера и несет ответственность за реализацию образовательных программ, включая ту часть (части), которую реализует организация-партнер.
В качестве минимально необходимых участников процесса организации профессиональных проб выступают:
- с одной стороны – общеобразовательные школы, формирующие группы учащихся для прохождения различных профессиональных проб и осуществляющие непосредственную организацию прохождения профессиональной пробы обучающимися; с другой стороны – организации-партнеры, разрабатывающие программы профессиональных проб и предоставляющие кадровые, учебно-методические, аудиторно-лабораторные и материально-технические ресурсы для их реализации (организации дополнительного, среднего профессионального, высшего образования; предприятия производственной или социальной сферы; объединения работодателей) [7].
Все организации, участвующие в реализации программ профессиональных проб, должны иметь соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Оптимальным партнёром школы в организации профессиональных проб оказываются организации СПО. Однако здесь существует известная проблема, связанная с «вузоцентрической» ориентацией многих школ и их нежеланием взаимодействовать с профессиональными образовательными организациями в решении профориентационных задач. Решение этой проблемы оказывается возможным в масштабах муниципальных территорий или субъектов федерации, с использованием возможностей муниципальных и региональных органов управления образованием. Именно они чаще всего оказываются на практике организаторами циклов профессиональных проб, реализуемых для всех школьников территории, с учетом особенностей территориальных профессионально-образовательных кластеров и во взаимодействии с территориально-отраслевыми работодательскими объединениями.
Каков общий порядок действий при организации цикла профессиональных проб в муниципальной территории, регионе?
1. Определение организаций, на базе которых будут реализованы профессиональные пробы для школьников.
2. Разработка муниципального (регионального) Положения об организации и проведении профессиональных проб и других необходимых нормативно-правовых актов.
3. Определение перечня востребованных профессий в муниципальной территории, регионе, по которым предстоит разработать профессиональные пробы.
4. Разработка учебных (рабочих) программ профессиональных проб по востребованным профессиям.
5. Заключение системы договоров о сотрудничестве (между органом управления образованием и организациями, обеспечивающими проведение профпроб; между общеобразовательными школами и организациями, обеспечивающими проведение профпроб), предусматривающих сетевой порядок прохождения профессиональных проб, ответственность сторон за жизнь и безопасность обучающихся.
6. Утверждение сетевого расписания проведения профессиональных проб [5, с. 27].
Какие документы регламентируют организацию и проведения профессиональных проб в сетевом взаимодействии?
Основными документами, регламентирующими организацию профессиональной пробы в муниципальной территории (регионе), являются: муниципальное (региональное) Положение об организации и проведении профессиональных проб; учебные (рабочие программы) по каждой из профпроб; учебный план; годовой календарный учебный график; расписание занятий с указанием места прохождения профессиональной пробы; приказы о прохождении профессиональных проб обучающимися (по каждой из школ); приказы о проведении профессиональных проб для школьников (по каждой из организаций-партнёров). Все перечисленные документы согласовываются с организациями, участвующими в проведении профессиональных проб [5, с. 44].
Как распределяются обязанности при проведении профессиональных проб?
Общеобразовательная организация несет ответственность за организацию прохождения обучающимися профессиональной пробы и контроль за его реализацией. Другие организации, участвующие в сетевом взаимодействии, несут ответственность за прохождение профессиональной пробы обучающимися непосредственно на рабочем месте.
Общеобразовательная школа обеспечивает:
- заблаговременное заключение двухсторонних договоров с организациями-партнерами об условиях и порядке прохождения профессиональной пробы обучающимися; согласование программ профессиональных проб; издание приказа о прохождении профессиональной пробы обучающимися в соответствующем учебном году; закрепление лиц, ответственных за прохождение обучающимися профессиональной пробы со стороны общеобразовательной организации, и распределение обязанностей между этими лицами; составление графиков перемещения обучающихся по местам прохождения проб с учетом от возможностей конкретных принимающих организаций-партнёров; распределение обучающихся по конкретным образовательным организациям и учреждениям на время прохождения профессиональных проб; направление обучающихся в принимающую организацию в сроки для прохождения профессиональной пробы; контроль за соблюдением требований безопасности и других необходимых условий при проведении проб; участие в подготовке документации, отражающей итоги прохождения обучающимися профессиональной пробы.
Организации – социальные партнеры школы, на базе которых проводятся профессиональные пробы, обеспечивают:
- подготовку программ профессиональных проб; определение лиц, ответственных за профессиональную пробу школьников (Приказ); утверждение сроков прохождения проб, условия работы, рабочие места (Приказ); охрану труда школьников на рабочем месте; объективную оценку результатов профессиональной пробы на основе оценочных критериев, представленных в утвержденной программе профессиональной пробы (Отзыв специалиста по результатам прохождения пробы).
Направление обучающихся общеобразовательной организации для прохождения профессиональных проб в другие организации осуществляется с согласия их родителей. Участники сетевого взаимодействия, включая органы управления образованием, представителей родительской общественности, имеют право рассматривать ход реализации программы профессиональной пробы и выполнение договорных обязательств [5, с. 42-44].
Как формируется содержание профессиональной пробы?
Каждая профессиональная проба составляет самостоятельную, относительно автономную, логически завершенную единицу (модуль) учебно-трудовой деятельности.
Процедура разработки профессиональной пробы включает в себя:
- анализ востребованности профессии в муниципальной территории, регионе; определение тематики профессиональных проб по востребованным видам профессиональной деятельности; отбор содержания в соответствии со спецификой выполняемых трудовых действий в рамках профессии (при наличии профессионального стандарта, он используется в качестве основного источника содержания); формирование ресурсного обеспечения профессиональной пробы; разработка учебной (рабочей) программы профессиональной пробы.
Программы профессиональных проб разрабатываются организациями-партнерами, непосредственно реализующими пробы (организации СПО, дополнительного образования, вузы, предприятия реальной сферы) и утверждается всеми организациями, участвующими в сетевом взаимодействии [5, с. 41].
Должна ли программа профессиональной пробы предусматривать, в качестве цели, формирование профессиональных компетенций, знаний и умений?
Нет. Программа профессиональной пробы не является программой профессионального обучения, и она не должна быть нацелена на овладение первичными навыками той или иной профессиональной деятельности. Цель профессиональной пробы – создание условий для профессионального выбора и профессионального самоопределения. Безусловно, в рамках профпробы могут формироваться определенные профессиональные знания и умения. Однако они носят вспомогательный характер и являются побочными результатами прохождения профпробы, но – не целями и не ожидаемыми результатами. Такие знания и умения формируются ситуативно, выступая как «материал и фон продуктивной работы» [2, с. 108], и решают две задачи: во-первых, обеспечить выполнение задания, лежащего в основе прохождения профпробы; во-вторых, содействовать более глубокому и целостному погружению школьника в соответствующий профессиональный контекст.
В терминологии компетентностного подхода, цель профессиональной пробы – формирование и развитие общих компетенций (soft skills), значимых для дальнейшего профессионального самоопределения, а не профессиональных компетенций (hard skills), значимость которых ограничена рамками данного вида профессиональной деятельности.
В рамках каждой отдельной профпробы, формирование профессиональных компетенций, умений и знаний не является обязательным в случае, если обучающийся примет решение выбрать другую профессию. Таким образом, обозначать формирование профессиональных компетенций (умений, знаний) в качестве целей или ожидаемых результатов прохождения программы профессиональной пробы – педагогически некорректно.
Как оформляются результаты прохождения каждой конкретной программы профпробы?
Профессиональная проба является одной из форм образовательной деятельности школьников, поэтому нужна объективированная и прозрачная система диагностики результатов прохождения профессиональных проб.
Перечень документов, подтверждающих результаты прохождения профессиональной пробы:
- выписка из журнала учета посещаемости обучающимся занятий профессиональной пробы; документ, выданный по итогам прохождения профессиональной пробы (зачетный лист, зачетная книжка, справка, сертификат), форма которого утверждается коллегиально участниками сетевого взаимодействия и согласовывается с муниципальным органом управления образованием.
Результаты промежуточной аттестации обучающихся, полученные при прохождении профпробы в организациях-партнерах, засчитываются школой [5, с. 46].
Как должна быть организована система итоговой оценки результатов прохождения цикла профессиональных проб?
Работа по организации оценивания результативности профессиональных проб должна начинаться до начала их непосредственного проведения. Основные этапы этой работы включают в себя:
1. Формирование системы критериев и показателей результативности прохождения цикла профессиональных проб, отражающих качество профессионального выбора школьника по итогам прохождения цикла профпроб (степень самостоятельности, осознанности, обоснованности, завершенности, устойчивости, зрелости, широты/узости, проработанности, непротиворечивости выбора) школьника. Создаются соответствующие формы-пустографки (листы оценки/самооценки).
2. Отбор или разработка педагогического инструментария (например: деловая игра, защита портфолио, презентация личного профессионально-образовательного плана и т. д.), обеспечивающего комплексное подведение итогов и оценку/самооценку результативности прохождения цикла профессиональных проб на основе выработанных критериев.
3. Уточнение системы критериев и показателей оценки/самооценки результативности прохождения каждой пробы (с учётом не только профессиональных результатов выполнения задания, но и значения прохождения пробы для профессионального выбора в целом); разработка соответствующих форм-«пустографок».
4. Разработка единой сетевой (муниципальной, региональной) модели учебно-профессионального портфолио (зачётной книжки или др.), интегрирующего все элементы технологии оценивания профпроб, разработанные на предыдущих этапах. Вполне логичным представляется помещать отчеты о результатах прохождения профпроб с фиксацией продукта (фото, рисунок, чертеж, модель и т. п.) в портфолио («Портфель личных достижений») и затем в определенные периоды обучения их анализировать с точки зрения личностной значимости и влияния на выбор будущей сферы профессиональной деятельности. (Как показывает практика, другие традиционные способы оценивания – рейтинг, пятибалльная шкала и др. не подходят для оценки результативности профпроб, поскольку не учитывают их специфику).
5. Проектирование содержания и технологии проведения установочного совещания с учащимися и их родителями, посвященного целям, ожидаемым результатам и системе оценивания предстоящего цикла профессиональных проб, а также значению, характеру и формам участия родителей в оценке результативности профессиональных проб [1].
Как заинтересовать школьников в прохождении профессиональной пробы?
Обязательное педагогическое условие эффективности профессиональных проб как средства профориентации – мотивированность школьников в прохождении профессиональных проб. Эта задача может быть решена:
— за счет тематики профессиональных проб, близкой и актуальной для обучающихся. Для этого, при формировании цикла профпроб, необходима диагностика не только востребованности профессий в регионе, но и профессиональных предпочтений обучающихся. Чем более вариативна тематика предлагаемых профпроб, тем более обеспечен выбор учеником и возможность попробовать себя, прежде всего, в актуальных для него сферах деятельности. В дальнейшем, при формировании групп для прохождения различных профпроб, нужно учитывать круг предпочтений каждого конкретного ученика.
— за счет одобрения прохождения профессиональных проб со стороны окружающих, прежде всего, родителей. В вопросах выбора профессии мнение родителей часто является для школьника решающим. Необходима разъяснительная работа с родителями по содержанию профессиональных проб и их значимости для определения будущего профессионального выбора их детей. Родители должны дать письменное согласие на прохождение профпроб и, по возможности, должны быть включены в оценку процесса и результата прохождения профессиональных проб своими детьми.