Профессиональные интересы это что
Профессиональные интересы человека и как их выявить
Что такое профессиональные интересы
Каждый человек рано или поздно задумывается о своей профессии и о том, кем он хочет работать. Поиски своего предназначения в профессиональной сфере не всегда бывают простыми и понятными, и могут занять много времени. Для того чтобы не ошибиться, необходимо трезво оценить свои таланты, способности, особенности личности, склонности к наукам, спорту или творческой деятельности, а также профессиональные интересы, которые помогут определить будущую специальность.
Профессиональные интересы – это позитивное отношение к определенной сфере деятельности, а также Ваша личная заинтересованность заниматься именно этим делом.
Определить Ваши профессиональные интересы, понять себя и свои желания развиваться в определенной сфере Вам поможет специальный тест, основанный на методике «Карта интересов» А. Е. Голомштока.
Методика А. Голомштока по определению профессиональных интересов
А.Е. Голомшток – советский педагог, который занимался изучением профессиональных интересов школьников и их выбора профессии. Он является автором знаменитого пособия «Выбор профессии и воспитание личности школьника», который стал основой для этой области психологии.
Педагог выделил и обозначил 23 основных профессиональных направления такие, как и медицина, искусство, педагогика, военное дело, физика и математическое направление, химия, журналистика и др. Карта интересов А. Голомштока представляет собой ряд несложных вопросов, затрагивающих Ваши предпочтения и интересы, которые и помогают определить, какая специальность Вам больше всего подходит.
Методика Голомштока неоднократно подвергалась различным проверкам и участвовала в научных исследованиях, в результате чего считается одним из эффективных способов определить профессию.
Для кого подходит методика Голомштока?
Выбрать правильную профессию сложно, ведь предполагается, что Вы будете работать в этой сфере всю жизнь. Именно поэтому стоит уделить этому вопросу много внимания, чтобы в будущем не пожалеть о своем выборе и развиваться в той сфере, где Вы будете успешны. Опросник по определению профессиональных интересов Голомштока, в первую очередь, рекомендуется проходить старшеклассникам, которым необходимо делать свой профессиональный выбор. Помимо этого, метод стоит опробовать студентам, которые сомневаются в своей специальности; людям, задумывающимся о смене профессии; работникам, которые довольны своей профессией, но желают улучшить навыки.
Инструкция по прохождению методики
Прохождение опросника на выявление профессиональных интересов не требует специальной подготовки, и Вы всегда можете пройти тест прямо на нашем сайте онлайн.
Опросник представляет собой 100 несложных вопросов, касающихся Ваших способностей, занятий и интересов. Вам только нужно будет выбрать подходящий ответ:
Опросник рекомендуется проходить, когда у Вас в запасе имеется достаточное количество времени и Вы не испытываете сильных эмоций, способных повлиять на результаты теста (грусть, злость и др.).
Результаты
По прохождению методики Вам будет показан список из 23 профессиональных направлений и дана оценка Вашего личного интереса к каждой специальности.
Кроме того, наш сайт посоветует Вам литературу, которую Вы можете почитать для того, чтобы лучше понять свою расположенность к какой-либо профессии.
Благодаря этому, Вы сможете лучше понять свои интересы и желания в профессиональной сфере и сделать выбор в пользу той специальности, которая будет приносить Вам радость и успех.
Проходите тест прямо сейчас!
Удобный и понятный интерфейс нашего сайта сделает прохождение методики Голомштока приятным. Более того, Вы можете сохранить свои результаты или даже поделиться ими в соцсетях со своими друзьями! Проходите тест на определение профессиональных интересов на нашем сайте и узнайте, для какой профессии были созданы Вы!
профессиональные интересы
Полезное
Смотреть что такое «профессиональные интересы» в других словарях:
Профессиональные Интересы — (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) элементы мотивационно потребностной сферы. Обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладе … Психологический словарь
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — означают избирательную активность в отношении предполагаемой профессии; выделяют разные уровни интереса при выборе профессии: интерес потребителя (созерцательный, возникающий главным образом под воздействием извне), интерес деятеля (возросшая… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Профессиональные интересы (occupational interests) — По причине большого интереса, к рый вызывает к себе у исследователей развития профессиональной карьеры и профконсультантов систематическое измерение П. и. и профессиональной адаптации, общая оценка интересов приобрела важное значение в данной… … Психологическая энциклопедия
Профессиональные Союзы — добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально трудовых прав и интересов. Как общественная… … Словарь бизнес-терминов
Профессиональные союзы — (trade unions) Общественные организации рабочих, целью которых является замена индивидуальных договоров (с предпринимателями) на коллективные договоры для повышения – и поддержания на высоком уровне – качества жизни своих членов. Действуют как… … Политология. Словарь.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ — (профсоюзы), добровольные организации, объединяющие трудящихся в производственных и внепроизводственных сферах для защиты социально экономических прав и интересов своих членов. Возникли в странах Западной Европы и США в конце 18 в. как общества… … Современная энциклопедия
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ — (профсоюзы) добровольные организации, объединяющие трудящихся в производственных и внепроизводственных сферах для защиты социально экономических прав и интересов своих членов. Возникли в странах Зап. Европы и США в кон. 18 в. как общества… … Большой Энциклопедический словарь
Профессиональные союзы — (профсоюзы), добровольные организации, объединяющие трудящихся в производственных и внепроизводственных сферах для защиты социально экономических прав и интересов своих членов. Возникли в странах Западной Европы и США в конце 18 в. как общества… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Профессиональные союзы (профсоюзы) — союзы рабочих для организованной борьбы с капиталом за улучшение условий наемного труда (увеличение заработной платы, сокращение рабочего дня и пр.), для борьбы с безработицей и пр. Профессиональные союзы массовая организация рабочих для защиты в … Популярный политический словарь
профессиональные союзы — (профсоюзы), добровольные организации, объединяющие трудящихся в производственных и внепроизводственных сферах для защиты социально экономических прав и интересов своих членов. Возникли в странах Западной Европы и США в конце XVIII в. как… … Энциклопедический словарь
профессиональный интерес
форма проявления познавательной потребности,обеспечивающая профессиональную направленность личности на осознание целей профессиональной деятельности и тем самым способствующая ориентировке,ознакомлению с новыми фактами,более полному и глубокому отражению действительности.
Смотреть что такое «профессиональный интерес» в других словарях:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР, профотбор — комплекс мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Другими словами, П. о. это выбор лиц, наиболее … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ХОЛМИНОВ Александр Николаевич — ( р. 8 IX 1925, Москва) Творчество А. Холминова получило широкую известность в нашей стране и за рубежом. И это неудивительно, поскольку каждое его произведение, будь то песня, опера, симфония, обращается к человеку, вызывает активное… … Музыкальный словарь
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — означают избирательную активность в отношении предполагаемой профессии; выделяют разные уровни интереса при выборе профессии: интерес потребителя (созерцательный, возникающий главным образом под воздействием извне), интерес деятеля (возросшая… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Врач — неонатолог В. Апгар … Википедия
ПЛОТИН — ПЛОТИН (Πλωτῖνος) (204/5, Ликополь, Египет 270 н. э., Минтурне, Италия), греческий философ платоник, называемый обычно основателем неоплатонизма. ЖИЗНЬ. Единственный достоверный источник сведений о П. «Жизнь Плотина», написанная его… … Античная философия
Шепелев, Иван Васильевич — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Международный Институт Глубинной Психологии — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/15 апреля 2012. Дата постановки к улучшению 15 апреля 2012 … Википедия
Туризм — (французское tourisme, от tour прогулка, поездка) путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного Отдыха. Т. наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей (см. Рекреация), так как он… … Большая советская энциклопедия
Чувство юмора (humor) — В психологии найдется немного понятий, способных сравниться по сложности с понятием Ч. ю. К изучению Ч. ю. подходили со стороны структуры вызывающего его стимула. Яв ся ли Ч. ю. обычной реакцией, и если да, то оценивается ли оно по внутренним или … Психологическая энциклопедия
Ягода Мария / Jahoda, Marie — (p. 1907). Профессиональный интерес Ягоды безраздельно принадлежал двум основным темам: предотвращение разделения социальной психологии на психологическую и социологическую ветви и сосредоточение в большей степени на исследовании проблем, чем на… … Психологическая энциклопедия
Профессиональные интересы
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ (от лат. profiteer — объявляю своим делом и interest — важно). Элементы мотивационно-потребностной сферы, которые обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы — по механизмам эмоционального удовлетворения — связаны не столько с продуктом или результатом деятельности, сколько с процессом. Характерно, что их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности. Исследования. Показано, что профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р. Золле, Д. Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в предметном контексте, начало формирования системы интересов (ее аморфность) и ее кристаллизация, наступающая, по мнению Э. Тодта, до 15 лет и являющаяся одним из основных признаков зрелости профессиональных установок (TodtE. Das Interesse. Empirische Untersuchungen zu einem motivations Konzept. Bern: Huber, 1978). В развитии профессиональных интересов большую роль играет половая дифференциация: девушки больше ориентированы на межчеловеческие отношения, а юноши — на достижение независимости. В частности, при выборе технических специальностей девушки более интересуются совершенствованием технологий и использованием их для социальных нужд, юноши — оптимизацией конструкций. По мере вхождения в профессию половые различия все больше стираются (Я. Хардинг). Биологический подход к анализу индивидуального развития профессиональных интересов реализован прежде всего в психоаналитических теориях. Здесь данное развитие понимается как процесс связывания эмоциональных состояний, обусловленных базовыми организмическими потребностями, с определенными предметами или действиями с ними (катексис). При созревании потребностей ребенка и при их столкновении с социальными запретами происходит фиксация на этих потребностях, в силу этого им придается особая ценность; в дальнейшем эта фиксация обусловливает стремление к удовлетворению исходных потребностей уже в области профессиональных занятий. Так, например, утверждается, что агрессия может приводить к выбору профессии хи-рурга, а фиксация на действиях царапанья — к выбору занятий столяра или плотника (Вогdin Е. S. A Theory of Vocational Interests as Dinamic Phenomena // Educational and Psychological Measurement. 1943. N 3). Особое место в данной традиции занимает Э. Роу, создавшая двухфакторную теорию профессиональных интересов (Roe A. The Psychology of Occupations. N. Y., 1956). Близко к психоаналитическим подходят характерологические теории развития профессиональных интересов, в которых они понимаются как отдельные аспекты универсальных типов жизнедеятельности, как, например, у Э. Шпрангера, Дж. Л. Холланда (Holland J. L. The Psychology of Vocational Choice. Waltham: Mass, 1966), E. А. Личко. В социальных подходах к развитию профессиональных интересов в качестве ведущих механизмов рассматриваются рефлексивные процессы, связанные с оценкой результативности деятельности по социально задаваемым образцам. Так, например, интерес может рассматриваться как чувство компетентности при выполнении той деятельности, которая в силу операциональной готовности наиболее удается (Е. Л. Деци, С. П. Смит, М. Гебхард), или как выученный эталон идентификации со значимыми другими (А. Бандура, В. Мишел). С. Л. Рубинштейн определял интерес как сосредоточенность мыслей на определенном предмете, вызывающую стремление ближе с ним ознакомиться, глубже в него проникнуть. Интерес действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. При этом интерес побуждает соответствующую деятельность и может переходить в склонность. Интересы различаются по уровням оформленности, охвату, распределению, силе, устойчивости и т. д. В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того, как дети вступают во все более сознательные контакты с окружающим миром, осваивая в процессе обучения и воспитания исторически сложившуюся и развивающу-юся культуру. Контролируемое формирование интересов в подростковом и юношеском возрасте служит залогом дальнейшего профессионального пути (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2). Структура. В решении вопроса о систематике профессиональных интересов в настоящее время наиболее распространен эмпирический подход, когда в качестве основного критерия выделения тех или иных профессиональных интересов рассматривается современное разделение общественного труда (по социологическим и демографическим данным). Примером может служить известный опросник Дж. Ф. Кьюдера, основанный на его классификации профессий. Попыткой выйти за рамки чисто эмпирического основания можно назвать факторно-аналитическое исследование Дж. П. Гилфорда, в котором были объединены личностные признаки и признаки интересов, а также шестиугольную модель интересов Дж. Л. Холланда. Диагностика. Признано, что субъективные методы (опросники, интервью) лучше выявляют профессиональные интересы, чем объективные (тесты достижений и интеллекта). Но в существующих опросниках как раз феноменологический признак (эмоциональный аспект интересов) реализован недостаточно, что приводит к неразличению профессиональных интересов от других форм мотивации, прежде всего от намерений. По своей форме опросники для диагностики профессиональных интересов могут подразделяться на: 1) основаные на «принудительном выборе» (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно («Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова, «Тест профессиональных интересов. Форма АА» М. Ирле); 2) основаные на «свободном выборе» (Jree choice), когда надо достаточно точно определить степень интересности занятия («Карта интересов» А. Е. Голомштока); 3) основаные на рейтинговых шкалах («терминальные ценности» в методике М. Рокича). Существуют проективные стратегии выявления профессиональных интересов, например «Тест профессиональных изображений» М. Ахтниха. Есть также опыт использования теста репертуарных решеток для оценки профессиональных интересов, когда предъявляемые по три профессии сравниваются по степени их схожести или различия (У. Кляйнбек). Методики диагностики профессиональных интересов различаются также и по аспектами деятельности: в одних выявляется отношение к предметам деятельности (работа с людьми, с математическими символами и пр.), в других — к конкретным операциям (наблюдение, анализ, проверка). Наиболее комплексной методикой является «Бланк профессиональных интересов» Э. К. Стронга, где выявляются отношения к профессиям, к школьным предметам, к развлечениям, спорту и играм, к занятиям профессионального вида, к личностным свойствам и т. д.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 453-454.
Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983;
Кондаков И. М. Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.
Профессиональные интересы личности
Под профессиональным интересом понимается отношение человека к определенной профессии. Интерес и склонность к профессии рассматриваются как две стороны одного целого. Интерес и склонность к профессии лежит в основе формирования общетрудовых и профессиональных способностей. Эти две составляющие выступают одновременно и как цель воспитания, и как средство превращения труда в потребность жизни.
Этапы развития профессиональных интересов:
Осознанный интерес к профессии может иметь место там и тогда, когда личность осознает свои индивидуальные особенности и тогда можно говорить о специфики профессии.
Однако специфика профессии выступает в качестве предмета профессионального интереса прежде всего на этапе выбора профессии, т.е. задача формирования интереса к профессии должна решаться на этапе школьного трудового обучения, воспитания, в процессе профессиональной ориентации.
Профессиональный интерес (склонность) – это положительное эмоциональное отношение к профессии. Это динамическая категория, которая проходит свои определенные этапы развития. Интерес является важнейшим побудителем любой деятельности, влияющим на эффективность ее протекания.
Профессиональный интерес отражает объективно существующие отношения личности и общества, которые проявляются в результате жизни и деятельности человека. Рядом с развитием интереса идет становление таких ценных качеств личности, как; а) наблюдательность; б) старательность; в) настойчивость; г) самостоятельность и т.д.
Благодаря профессиональному интересу деятельность становится плодотворной. Развитие профессиональных интересов – сложный процесс, который в своем развитии проходит путь от интереса а) познавательного, затем б) интереса к профессии, вызванного ее привлекательностью до в) интереса, обусловленного внутренними мотивами личности.
Являясь ведущим компонентом профессиональной направленности личности, профессиональный интерес выражается в принятии целей и задач деятельности, ее ценностей.
Таким образом, профессиональный интерес – это единственная мотивация, которая может поддерживать стремление учащегося к приобретению профессии и способствовать в дальнейшем, успеху в профессиональной деятельности.