Профессиональное сообщество что это

Профессиональные сообщества в России: количественный анализ

Авторы: Олег Иванов, Ольга Карлюкова
e-Learning World

В современных условиях знания компании (организационные знания) приобретает ключевую роль. Эффективное использование и развитие знания становится условием обеспечения конкурентоспособности организации.

Профессиональное сообщество отличается от сообщества, сформированного по интересам или географического сообщества, наличием общей разделяемой участниками практики, используемой в повседневной профессиональной деятельности. Члены сообщества объединены совместной активностью (от бесед в обеденный перерыв до решения сложных проблем в специально отведенное время) и знаниями, приобретенными в результате участия в этой активности. В дальнейшем, употребляя термин «сообщество», мы будем подразумевать именно «профессиональное общество».

Так как представление о пользе и больших ресурсах профессиональных сообществ сейчас уже полностью сформировано, предпринимаются попытки изучения тех или иных сторон деятельности сообществ с целью управления ими. Приведенное здесь исследование представляет собой такую попытку в отношении профессиональных сообществ в Москве.

Цели и задачи исследования

Исходным пунктом исследования было желание получить комплексные данные об особенностях деятельности, размере, составе профессиональных сообществ и способах их функционирования. Для достижения этой цели мы посчитали нужным осуществить следующие действия:

Ключевые характеристики профессиональных сообществ

При описании деятельности профессиональных сообществ следует выделять три ключевых характеристики:

Категории, переменные и шкалы исследования

Блок 1. Личность участника сообществаБлок 2. Характеристики сообщества
Личность респондента (демографические характеристики)Размер и структура сообщества
Роль респондента в деятельности профессионального сообществаКоммуникация внутри сообщества
Оценка респондентом собственной деятельности в сообществеПредмет сообщества
.Оценка респондентом эффективности деятельности сообщества
Эмоциональный климат сообщества

Сбор и обработка данных

В ходе опроса были получены ответы от сотрудников организаций, работающих в сфере среднего и крупного бизнеса в Москве. Организации относились к различным областям экономической деятельности. Среди наиболее известных организаций, сотрудники которых приняли участие в исследовании, можно назвать журнал «Эксперт», Торгово-промышленную палату Российской Федерации, «Лабораторию Касперского», банк «Петрокоммерц» и др. Для обработки полученных результатов использовался статистический пакет SPSS.

Результаты исследования

Блок 1. Личность участника сообщества

Профессиональное сообщество что это

1. Личность респондента (демографические характеристики)

Профессиональное сообщество что это

2. Роль респондента в деятельности сообщества

Осведомленность участника о предмете сообщества мы представили на трех уровнях: высоком, среднем и низком. Как мы видим, 54% респондентов считают свое знание предметной области сообщества средним. Возможно, цель их участия в профессиональном сообществе состоит в том, чтобы повысить этот уровень? Данное предположение мы рассмотрим ниже в разделе 3.

Ядром сообщества принято называть наиболее активную его часть, к которой принадлежит больше 66% респондентов, попавших в нашу выборку.

Профессиональное сообщество что это

При этом около половины опрошенных участников занимаются организаторской деятельностью в своих сообществах.

Профессиональное сообщество что это

3. Оценка респондентом собственной деятельности в сообществе

В этой категории мы получаем ответы на наиболее интересные вопросы, связанные с участием в деятельности профессиональных сообществ. Почему люди участвуют в них? Что они от этого получают? Насколько они удовлетворены своей деятельностью в сообществе и как она влияет на развитие их карьеры?

Сказывается ли участие в сообществе на финансовом положении респондентов? На это вопрос отвечают переменные «наличие прямой финансовой выгоды» и «наличие косвенной финансовой выгоды», каждая из которых имеет три градации: «есть», «есть, но небольшая» и «нет».

Профессиональное сообщество что это

Чтобы выделить наиболее важные причины, по которым люди участвуют в деятельности профессиональных сообществ, респондентам предлагалось выбрать три варианта из предлагаемых двенадцати. Иерархия причин, по которым люди принимают участие в деятельности профессиональных сообществ, выглядит следующим образом:

Профессиональное сообщество что это

Сказывается ли участие в деятельности сообщества на самооценке его участников? Да, при этом у половины опрошенных респондентов самооценка повышается.

Профессиональное сообщество что это

Резюмируя полученные данные, можно сделать вывод, что люди участвуют в деятельности профессиональных сообществ потому, что это полезно для их профессионального развития, в подавляющем большинстве случаев испытывая от этого участия моральное удовлетворение. При этом в половине случаев участие в сообществе поднимает самооценку участников, а также приносит финансовую выгоду (приблизительно в трети случаев).

Источник

Виды профессиональных сообществ

Сообщество можно определить как совместную коммуникационную деятельность людей, направленную на достижение определенных целей. В зависимости от предмета дискуссии, а так же от цели обсуждения можно выделить различные виды сообществ: сообщество любителей чая, сообщество собаководов, общество пластических хирургов, российское философское общество, сообщество инженеров-строителей и т. п. Люди становятся сообществом, не потому, что потребляют чай, а потому, что организуют дискуссию о чае: его сортах, вкусах, цвете, цене. Цель такой дискуссии может быть самая разная – просто поделиться впечатлениями и почувствовать принадлежность к определенной группе, отличающейся от других, или же добиться каких-то поставленных целей (например, снижения цены на чай).

Предметом дискуссии профессиональных сообществ является профессиональная деятельность. Так как в документе, который называется «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России, то можно предположить наличие семи тысяч профессиональных сообществ. Это можно было бы воспринимать как шутку, если бы не наличие современных информационных технологий, благодаря которым возможность коммуникации людей в самых разных концах мира стала привычным явлением.

Профессиональное сообщество – это некоммерческая негосударственная организация, объединяющая людей на основании одного интереса или потребностей. Среди атрибутов члена такого сообщества можно назвать членский билет, ежемесячные взносы в общую кассу на общие потребности (не для всех сообществ эти атрибуты являются обязательными). Для вступления в подобную организацию обычно требуется только заявление о желании стать ее членом и соответствие минимальным требованиям – обычно для этого хватает активной работы по своей профессии в течение определенного срока, хотя для каждого конкретного сообщества условия вступления могут быть разными, что совершенно оправдано. Ведь разнообразие самих общественных организаций тоже чрезвычайно велико.

Можно выделить три основных вида профессиональных сообществ: 1) коммуникационные сообщества; 2) профсоюзы; 3) саморегулируемые организации.

Первый вид профессионального сообщества создается для обмена знаниями, опытом. Участвуя в конференциях, дискуссиях, обсуждении проблем, профессионалы могут повысить свой квалификационный уровень, поделиться новыми достижениями, методиками, знаниями. Для данного вида профессионального сообщества может быть свойственна открытость, отсутствие жесткой организационной структуры. Основным условием является наличие коммуникационных каналов, а так как в нынешних условиях проблемы с коммуникационными каналами нет, то их наличие как раз и является основой для появления все большего числа сетевых сообществ, в которых люди группируются по предметной области обсуждения. Интернет пестрит разнообразными сообществами данного вида. Для примера можно привести сообщество «Autodesk». На сайте данного сообщества говорится, что оно охватывает более тысячи университетов из 50 стран во всем мире. Цель данного сообщества – показать молодому поколению значимость роли инженера, изобретателя в нашей повседневной жизни, подготовить к профессиональной деятельности будущих инженеров и конструкторов, познакомить их с новейшими 3D-технологиями и тенденциями в области машиностроения, инженерных коммуникаций, инфраструктуры, визуализации, анимации и т. д.

Другой пример – это научное сообщество. Начало возникновения научных сообществ можно отнести к XII–XIII вв., когда в Западной Европе возникают первые университеты. Именно они стали первыми прообразами научных сообществ. Но эти образования были достаточно аморфными, так как университеты часто закрывались и открывались заново только через продолжительное время, что приводило к постоянной смене преподавателей и студентов. В этот период не существовало каких-либо центров, объединяющих ученых.

В XVII–XVIII вв. возникают первые Академии наук и организуются научные общества (1662 г. – образование Лондонского королевского общества естествоиспытателей; 1666 г. – открытие Парижской Академии наук). В XVII в. в Германии начинают образовываться профессиональные национальные сообщества. В конце XVIII – в начале XIX вв. образуются научные сообщества современного типа, в которых есть устав, распределены обязанности, поддерживаются традиции. В это же время центрами развития научных знаний становятся университеты. Университет выделяется, прежде всего, наличием в нем лидеров, ученых-новаторов, которые «обрастают» учениками.

В середине XIX в. складывается классическая система научного сообщества. Она включала в себя три группы научных сообществ: академическая наука, которая обеспечивала высокое развитие практически всех фундаментальных направлений; отраслевая наука; вузовская наука, подготавливающая кадры и вносящая свой вклад в академическую и отраслевую науку.

На рубеже XIX–XX вв. возникает новый способ организации научной деятельности – крупные научные институты и лаборатории. В начале ХХ в. преобладала точка зрения, что деятельность ученого по производству нового типа знания и складывающиеся на этой основе отношения между учеными существенно отличаются от отношений в других сферах общественной деятельности.

В ХХ в. появляются общенациональные и международные центры научных организаций. В это же время большое место в системе научных сообществ начинают занимать научные школы. Научные школы – это не только и не столько административные, производственные образования на факультетах и в научных подразделениях, это неформальные коллективы. Научные школы выступают таким социальным феноменом, который позволяет решать комплекс задач научной деятельности по какому-то направлению в их единстве и взаимообусловленности. Это особый феномен, сопряженный с другими научно-социальными объединениями и структурами науки, такими как научная дисциплина, научное направление, организация (институт, лаборатория, сектор, кафедра) и др.

Признаком принадлежности к научному сообществу является научная деятельность. Членами сообщества могут быть как ученые, занимающиеся чисто исследовательской деятельностью, так и ученые, занимающиеся и научно-исследовательской, и преподавательской деятельностью, а также ученые, осуществляющие прикладные исследования и разработки.

Моральный императив данного вида сообщества можно выразить словами Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Целью коммуникации внутри профессионального сообщества является приближение к истине.

Второй вид профессионального сообщества – это профсоюзы. Они создаются для защиты своих членов и их интересов, а именно: добиваются повышения заработной платы, улучшения условий труда, препятствуют увольнениям и т. п. Для профсоюзов важной основой является ядро, инициативная группа, чья «сила удара» определяет успех данного формирования. Относительно пассивная масса работающих профессионалов доверяет защиту своих интересов инициативной группе, которая при необходимости может мобилизовать массу, например, организовать забастовку как последний ответ в случае отказа администрации идти на уступки.

Необходимо отметить, что в нашей стране функции профсоюза, понимаемые на западе как защита интересов работников от ущемлений со стороны администрации, были искажены. Профсоюзы в Советском Союзе имели чисто номинальный характер. Хотя в первое десятилетие после революции они добились определенной самостоятельности, при Сталине их роль как защитников интересов трудящихся была сведена к нулю. Позднее, когда социалистическая управленческая система достаточно разрослась, они стали частью государственной бюрократии. В структуре власти им было отведено место младших партнеров, главной функцией которых было создание условий, способствующих быстрому росту производства. Профсоюзы несли ответственность за реализацию большей части социальных программ; наблюдали за соблюдением на предприятиях техники безопасности, норм гигиены, требований охраны труда; следили за соблюдением дисциплины, за увеличением производительности труда посредством организации социалистического соревнования, занимались проведением конференций, поощрением новаторства и рационализаторства и премированием лучших работников. А также выполняли ряд других функций.

Профсоюзы не представляли интересы рабочих перед администрацией предприятий как наемных работников перед нанимателями, так как и те и другие в равной степени были наемными государственными работниками.

После распада Советского Союза и начала рыночных реформ профсоюзы были поставлены перед трудным выбором. С одной стороны, чтобы сохранить свой статус, они должны были более активно защищать интересы своих членов. С другой, встав на этот путь, они рисковали стать бесполезными для государства. Так возникло противоречие между традиционной ролью профсоюза как части государственного и местного административного аппарата и его ролью защитника прав и интересов своих членов.

В 1990 г. была учреждена Федерация независимых профсоюзов России, в которую входят 86 территориальных организации. Исследователи тенденций развития данного сообщества отмечают различные особенности последующего развития профсоюзов в современной России. С одной стороны, отмечается достижение определенных успехов, прослеживаются более активная защита интересов рабочих и проведение собственной линии в процессе выработки законодательной и политической базы реформ. В частности, профсоюзы выступали за коллективное регулирование производственных отношений, в Закон о профсоюзе (1992) и в Закон о труде (1994) были включены соответствующие статьи; был также ряд других законодательных инициатив. С другой стороны, лишившись опоры в виде партии и не имея активной поддержки среди своих членов, профсоюзы были вынуждены сблизиться с администрацией. В общем, профсоюзы пользуются поддержкой властей, поскольку считаются гарантами социальной стабильности, способными урегулировать трудовые конфликты, сведя их до уровня безвредных бюрократических процедур и мирных символических протестов. Таким образом, профсоюзы закрепились в качестве институтов «социального партнерства», не дающих общественным протестам развиваться стихийно, а также ведающих большей частью государственных социальных программ.

В развитых капиталистических странах средством урегулирования конфликтов служит «общественный диалог», в котором участвуют влиятельные профсоюзы и объединения предпринимателей. Государство при этом играет роль посредника, действующего во имя «общественного блага». В России еще не сложились подобные структуры, бизнес имеет слишком большую зависимость от государства. Государство заинтересовано в социальной стабильности при неблагоприятной экономической ситуации. Профсоюзы берут на себя определенные обязательства по сохранению социальной стабильности в обмен на право участвовать в формировании и проведении социальной политики, а также закрепить это положение в законодательном порядке. Таким образом, для профсоюзов социальное партнерство превратилось в средство, которое дало им возможность сохранить за собой функции политического института, как это было при государственном социализме. При этом профсоюзы оказываются в политической и правовой зависимости от государства.

В сложившейся ситуации можно поставить разные вопросы: адекватны ли функции профсоюзов? Если нет, то в каком направлении должно осуществляться изменение функций? Как быстро должны происходить изменения? Как должны меняться роли выполняемые государством и бизнесом в соответствии с меняющейся ролью профсоюзов? Все это сложные вопросы, которые требуют ответов, но не поспешных, а обдуманных, так как от них зависит стабильность и благополучие очень многих людей.

Моральными императивами этого сообщества являются этические аргументации относительно прав работников: права на труд, права на занятость, права на справедливую заработную плату, права на забастовку.

Третий тип профессионального сообщества – это саморегулируемая организация (СРО). Закон «О саморегулируемых организациях» долго ожидали некоторые профессиональные сообщества, и в декабре 2007 г. он вступил в силу. Согласно ст. 2 под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. В ст. 3 говорится, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Целью данного закона является передача государственных полномочий и функций саморегулируемым организациям. В этой связи некоторые высказывают самые разные опасения. Смогут ли СРО осуществлять эффективный контроль над своими членами, не обладая опытом и кадрами? Не будет ли данный закон использован наиболее сильными экономическими группами для вытеснения слабых игроков с рынка? Не станет ли он средством монополизации и уничтожения малого бизнеса? Не возникнут ли коррумпированные связи государственного регулятора и верхушки саморегулируемой организации?

Видимо в силу вышеописанных трудностей некоторые полагают, что данный закон дополнится разными подзаконными актами, которые будут приниматься по мере его реализации.

Моральными императивами третьего вида сообщества являются разработки механизмов контроля качества стандартов профессии, механизмы отбора профессионалов, создание каналов мобильности для инновационных профессионалов, способных преобразовывать профессию.

Источник

Профессиональные сообщества как ресурс для развития управленцев

Член совета директоров Академии управления WINbd

Директор 32-го Всемирного конгресса IPMA

Член правления ассоциации управления проектами «СОВНЕТ»

К.э.н., MBA, Certified Project Director (IPMA Level A)

Профессиональное сообщество что это

Член программного комитета 32-го Всемирного конгресса IPMA

Председатель Правления Ассоциации управления проектами СОВНЕТ

Управляющий партнер ГК «Проектная ПРАКТИКА»

Председатель ТК 205 «Проектный менеджмент», Росстандарт

Certified Project Director (IPMA Level A); PMI PMP

Профессиональное сообщество что это

Я постоянно участвую в жизни различных профессиональных сообществ в области проектного менеджмента. Взаимодействие на международном уровне стало возможным благодаря участию в работе международной ассоциации IPMA и в техническом комитете ISO по разработке стандартов в области управления проектами. В России важным для меня является участие в работе национальной ассоциации по управлению проектами «СОВНЕТ», техническом комитете Росстандарта и рабочих группах по разработке стандартов ГОСТ.

Я считаю, что наиболее эффективными и полезными формами участия в работе профессиональных сообществ являются совместные проекты, мероприятия, конференции. Сообщества вовлекают новых участников на профессиональную орбиту и дают им возможность развиваться. Хорошие идеи редко становятся зрелыми, когда существуют в голове только одного человека, а в сообществах они обсуждаются, обогащаются и становятся достоянием всех участников. Обратная связь от сообщества важна и полезна, конечно, бывает непросто доказывать и согласовывать свое мнение, выслушивать критику, но это позволяет вам развиваться. Активное участие в сообществах требует времени и усилий, но в итоге вы сами переосмысливаете и лучше структурируете свой опыт, получаете новые компетенции. Постоянное профессиональное развитие стало нормой жизни для специалистов в высокотехнологичных и высокоинтеллектуальных областях, а участие в проектах сообществ открывает новые направления развития, новые подходы и инструменты, позволяет развивать собственные знания и навыки.

Если вы хотите подключиться к профессиональному сообществу в этому году, я предлагаю вам рассмотреть участие в 32-м Всемирном конгрессе IPMA — это возможность составить представление о современных трендах и проблематике в области управления проектами, влиться в международное сообщество профессионалов. Даже если вы заведете всего несколько новых знакомств, за каждым из них может последовать обмен идеями и участие в новых проектах.

Сообщества — это:
— тренды и обмен источниками знаний и информации;
— сеть контактов профессионалов;
— участие в проектах сообщества, личное профессиональное развитие;
— авторитет и признание благодаря публикациям, участию в конференциях, распространению достигнутых результатов;
— профессиональные оппоненты, помогающие развивать собственные идеи.

Источник

Профессиональное сообщество что это

Выбрать формат для
коммуникации

Определить тематику, качество и частоту размещения контента

Постоянно обновлять и размещать контент

Весь контент, публикуемый от имени профессионального сообщества, может быть условно поделен на 3 основных направления:

• информационный;
• новостной;
• полезный (вебинары, инструкции, разборы ошибок, полезная инфографика).

Выбранные рубрики – это лишь начало, которое призвано заложить базу для обмена знаниями. Развитие предложенных рубрик зависит от эффективных действий организаторов сообщества по созданию заинтересованности его участников. Деятельность сообщества подскажет, какие новые рубрики станут актуальными для сообщества.

Развитие профессионального сообщества, как и в любого другого, от его участников. Высокий интерес, личная мотивация, желание передавать знания и опыт – ключевые факторы общей деятельности.
Один из форматов обмена знаниями являются онлайн-мероприятия.

Основная цель мероприятий – это получение нового опыта, знаний, обмен, демонстрация профессионального сообщества потенциальным членам, построение долгосрочных отношений. Дополнительными целями могут быть: обмен информацией с участниками из других городов; вовлечение новых участников на мероприятия; для внутренних коммуникаций, когда необходимо решить внутренние вопросы и задачи.

Профессиональное сообщество что это

Профессиональное сообщество что это

Профессиональное сообщество что это

Все мероприятия основываются на неформальном обмене опытом. Получение знаний происходит через общение, поиск информации и через совместную деятельность. Таким образом, участник сообщества приобретает знания, лично участвуя в процессе и общаясь. Неформальный обмен знаниями становится все более весомым.

Форматы проводимых профессиональным сообществом онлайн-мероприятий могут быть различными. Это вебинары, встречи (внутренние и внешние), самопрезентации участников сообщества, участие в мероприятиях партнеров, веб-конференции. Во время проведения внутренних мероприятий возможно обсуждение ключевых проблем, актуальных для участников сообщества, определение тем дальнейших мероприятий.

Онлайн-мероприятия, проводимые профессиональным сообществом, необходимо освещать в социальных сетях, используя следующие форматы: анонс предстоящего события, онлайн репортаж в момент проведения мероприятия, итоговый фоторепортаж, отчет, отзывы участников.

Для создания наиболее тесного общения и поиска новых участников необходимо наличие собственного сайта.
Сайт для обмена практикой является онлайн-площадкой обмена знаниями между участниками. Создание сайта дает возможность быстрого доступа и получения важной информации о деятельности, новостях, специфики работы сообщества. И, если информация заинтересует пользователя, то он может отправить заявку на вступление в сообщество.

Основные цели сайта профессионального сообщества могут быть определены как:
— новые знания: обеспечить возможность находить и изучать информационные материалы по наиболее актуальным направлениям деятельности;

— новые люди: обеспечить возможность общаться с единомышленниками, находить партнеров, получать обратную связь;

— новые идеи для развития компании, себя: обеспечить возможность обмена идеями, поиск новаций, обмен опытом, коллаборация и создание альянсов.

Профессиональное сообщество – это живая организация, которая имеет свой ритм, динамику, свой жизненный цикл. Формирование и поддержание сообщества – это затраты энергии и времени его создателей и его членов. Очень многие процессы происходят быстро и внепланово. Создание плана продвижения поможет скоординировать работу сообщества. Обмениваясь знаниями, создавая новые знания, профессиональное сообщество нуждается инструменте, целью которого являются сбор, хранение, поиск и выдача знаний.

Для создания внутренней базы знаний сообщества могут быть использованы Google Drive (или любой другой диск), Битрикс24.

Google Drive предназначен для хранения личных файлов в интернет-пространстве, экономии времени и упрощения работы с различными данными.

Битрикс24 выполняет большее количество задач и функций: выполняет функции социальных сетей, является CRM-системой, предоставляет возможность общения по текстовому, голосовому и видео-чату, хранение, редактирование файлов, контроль исполнения задач, назначение и планирование встреч, а также адаптирован для мобильной версии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *