Проекты реформ во франции при людовике 16 что предусматривали

Людовик XVI и попытки реформ

Вы будете перенаправлены на Автор24

Приход к власти Людовика XVI

После смерти короля Людовика XV в 1774 году французский престол занял его внук Людовик XVI.

Людовик XVI – последний король Старого порядка во Франции. Находился на престоле до 1792 года. Набожный и слабовольный монарх постоянно находился под влиянием своего окружения. Больше всего на него воздействовала его жена Мария-Антуанетта. При нём в 1789 году в стране свершилась Великая Французская революция. Людовик исполнил требование об ограничении монархии в 1791 году, но через год был казнён.

Приход нового короля породил надежду у уставших подданных на улучшение жизни. Сам Людовик XVI понимал, что стране нужны реформы, поэтому правление начал с подбора активной команды.

Реформы министра Жака Тюрго

Людовик XVI уже в августе 1774 года назначил Жака Тюрго генеральным контролёром финансов.

Анн Робер Жак Тюрго – основоположник экономического либерализма, французский государственный деятель и экономист. Годы жизни 1727-1781.

Тюрго предложил королю программу и приступил к её реализации.

Готовые работы на аналогичную тему

Все реформы Тюрго вызывали сопротивление привилегированных сословий. Особую интригу плели придворные круги, расходы которых контролёр финансов пытался сократить. Попав под влияние нарастающего недовольства, Людовик XVI отправил Тюрго в мае 1776 года в отставку и отменил его преобразования.

Министерская неразбериха и кризис

После отставки надёжного реформатора в стране наступает министерская чехарда. Один за другим меняются министры, занимающие ведущиую роль в правительстве. Сначала это был граф Вержен, затем Жак Неккер, Шарль Калонн и Ломени де Бриенн. Никто из них не имел чёткого плана действий, поэтому они то проводили реформы против привилегированных сословий, то шли на поводу у короля и отменяли проведённые меры.

Граф Вержен остался в памяти французом как человек, которому удалось взять еванш в Англии за поражение в Семилетней войне. После его уговоров Людовик XVI решился вступить в войну Британии с её североамериканскими колониями. После окончания войны в 1783 году Франция получила Тобаго и Сенегал, и, самое главное, моральное удовлетворение от реванша.

С 1777 года министром финансов был Жак Неккер. Война не привела к повышению налогов, так как Неккер покрывал военные расходы всё увеличивающимися займами. Государственный долг вырос в несколько раз, но платить его пришлось уже преемникам Неккера. Его попытка сократить расходы двора привела к отставке в 1781 году.

Шарль Александр де Калонн стал генеральным контролёром финансов в 1783 году. Он предложил монарху план реформ для пополнения казны без повышения налогов. Калонн считал, что необходимо ввести бессословный и бессрочный поземельный налог, уменьшить талью для малоимущих и расширить гербовой сбор. Для успокоения дворян предлагалось освободить их капитации (подушного налога).

Ломени де Бриенн критиковал Калонна за его преобразования, но понимал, что реформы необходимы. Он предложил ввести единый поземельный налог в денежном эквиваленте. Поле отказа нотаблями одобрить проект прозвучал призыв созвать Генеральные штаты. На 1 мая 1789 года был назначен созыв представительного органа. Ломени де Бриенн ушёл в отставку. Последняя попытка провести реформы монархией Старого порядка провалилась.

Источник

Проведите обсуждение на тему «Проекты реформ во Франции при Людовике XVI».

Проведите обсуждение на тему «Проекты реформ во Франции при Людовике XVI». Что предусматривали эти проекты? Как относились к предлагавшимся мерам представители отдельных сословий? Почему реформы не удавалось довести до конца? Какие последствия это могло иметь?

Прежде всего следует отметить, что правление Людовика XVI, а в особенности его начальный период, фактически стало последней попыткой модернизировать феодально-абсолютистскую систему Франции. Поэтому проекты реформ предусматривали модернизацию, а не кардинальное изменение существующего строя. Инициатором их проведения выступил известный ученый-экономист Тюрго, который в 1774–1776 гг. занимал пост министра финансов. Его цель состояла в улучшении финансового положения страны и увеличения поступления доходов в государственную казну. По его мнению, этого можно достичь, прежде всего, благодаря свободному развитию предпринимательства и перераспределением налогового бремени на всех жителей Франции, не зависимо от сословия. Кроме того, Тюрго считал необходимым сократить лишние расходы (прежде всего, на содержание королевского двора).

Данные реформы вызвали сопротивление, в первую очередь, дворянства (особенно, придворного) и духовенства, которые фактически теряли свои веками существовавшие феодальные привилегии и должны были платить налоги наравне с т.н. «третьим сословием». Расточительным придворным не нравился режим экономии. Поэтому консервативно настроенные круги французской элиты, воспользовавшись слабохарактерностью и нерешительностью короля, смогли добиться отставки Тюрго. После его отстранения от дел, все начатые реформы были прекращены. Последний шанс реформировать абсолютизм мирным путем был упущен.

Сегодня сложно сказать, к каким последствиям могли привести реформы Тюрго в случае их успешного завершения. Но одно можно сказать точно: капиталистические отношения во Франции смогли бы развиваться более быстрыми темпами, а благосостояние большинства французов, несомненно, улучшилось бы. Вполне возможно, что при таких условиях необходимость в революции отпала бы, а государственный строй мог быть постепенно модернизирован по британскому образцу. На смену абсолютной пришла бы конституционная монархия.

Источник

1774 Людовик XVI вступает на французский престол, реформы Тюрго

1774 Людовик XVI вступает на французский престол, реформы Тюрго

Людовик XVI, внук Людовика XV, вступил на престол в возрасте 20 лет. Он известен как не особенно умный, но добрый, простой и честный человек, далекий от развратной жизни двора, любивший ремонтировать старые замки и охотиться. Как правитель Людовик XVI был слаб, нерешителен, подвержен посторонним влияниям. В начале правления он пользовался расположением народа, как и его первый министр Тюрго. В 1774 г. Тюрго стал генерал-контролером финансов и был настроен при поддержке короля осуществить давно намеченную им реформу. Начал он с того, что добился издания эдикта, который уничтожал монополии на торговлю хлебом, затем подготовил несколько проектов законов, которые бы способствовали экономическому развитию страны за счет отмены привилегий и монополий в разных отраслях экономики. Во многом Тюрго ориентировался на Англию, чье экономическое развитие на основе свобод и конкуренции поражало воображение людей, побывавших в этой стране. В 1776 г. во Франции были отменены средневековые цехи, которые, как гласил эдикт, «душат соревнования промышленников» и мешают развитию промышленности. Тюрго открыто приглашал во Францию английских мастеров и квалифицированных рабочих для подъема ее промышленности. Проекты его не ограничивались экономикой, связью, дорогами. Он проектировал реформу народного просвещения, развитие местного самоуправления при ликвидации пережитков феодализма. Но его планам не суждено было сбыться. Весной 1776 г. его отстранил от должности король, пошедший на поводу у многочисленных врагов Тюрго, которые не принимали его реформ. А среди них были дворянство, требовавшее сохранения своих привилегий, духовенство, не желавшее нести государственные повинности, различного рода монополисты, откупщики, придворная камарилья, которую Тюрго посадил на голодный финансовый паек. Тюрго из-за своего тяжелого характера не сумел найти общий язык даже с теми, кто мог бы быть его сторонниками. На него писали доносы, памфлеты, и все это раздражало короля, который решил избавиться от энергичного министра. Тем самым король Людовик в дальнейшем «избавился» и от своей головы, ибо реформы Тюрго уводили страну от той пропасти, в которую ее толкало сохранение изжившего себя старого порядка. Тюрго провидчески писал: «Та буря, которая вызвана моей отставкой, обрушится на вас, и вы падете в свою очередь, увлекая в своем падении и королевскую власть». После отставки Тюрго финансовая политика утратила всякую четкость, начался откат в социальной политике: король дал новые и подтвердил старые сословные и налоговые привилегии дворянства, закрыл дорогу в офицеры и судьи выходцам из третьего сословия. Феодализм возвращался. А между тем мир вступал в новую эпоху: просветители уже подточили основы феодализма. Тюрго умер в 1781 г., не дожив до гибели королевства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 76. Вступление на престол Александра II. Подготовка и проведение крестьянской реформы

§ 76. Вступление на престол Александра II. Подготовка и проведение крестьянской реформы Александр Николаевич – цесаревич. 19 февраля 1855 г. на российский престол вступил старший сын Николая I – Александр II (1818 – 1881).Воспитателем будущего императора в детские годы был

Людовик XVIII — Людовик XIV

Людовик XVIII — Людовик XIV 1755 Рождение Людовика 1638 Рождение Людовика 117 Оба были сыновьями Людовиков. 1783 Версальский мир: признание независимости Соединенных Штатов 1648 Вестфальский мир: признание независимости Соединенных Провинций 135 1792 Франция оккупирует

Людовик XVIII — Людовик XIII

Людовик XVIII — Людовик XIII 1814 Герцог Ришелье становится министром внешней политики 1616 Герцог Ришелье становится первым министром 198 С легкой руки Александра Дюма герцог Ришелье, коварный кардинал и заклятый враг отважных мушкетеров, получил известность даже у тех людей,

Людовик XVIII — Людовик XII

Людовик XVIII — Людовик XII 1795 Людовик провозглашается королем Франции 1498 Людовик становится королем Франции 297 Конец XVIII века. Франция становится республикой. А республика в окружении монархических государств — это белая ворона. Многие страны не признали новую власть,

2. Иоанн VI, папа, 701 г. — Приезд в Рим экзарха Феофилакта. — Итальянские милиции идут к Риму. — Восстановление монастыря Фарфы. — Гизульф II из Беневента вторгается в Кампанью. — Иоанн VII, папа, 705 г. — Юстиниан II снова вступает на Византийский престол. — Часовня Иоанна VII в базилике Св. Петра

2. Иоанн VI, папа, 701 г. — Приезд в Рим экзарха Феофилакта. — Итальянские милиции идут к Риму. — Восстановление монастыря Фарфы. — Гизульф II из Беневента вторгается в Кампанью. — Иоанн VII, папа, 705 г. — Юстиниан II снова вступает на Византийский престол. — Часовня Иоанна VII в

1. Лев VI и Стефан VII. — Сын Марозии под именем Иоанна XI вступает на папский престол. — Король Гуго. — Марозия предлагает ему свою руку и власть над Римом. — Бракосочетание Марозии с Гуго. — Замок Св. Ангела. — Революция в Риме. — Юный Альберик становится властителем Рима

1. Лев VI и Стефан VII. — Сын Марозии под именем Иоанна XI вступает на папский престол. — Король Гуго. — Марозия предлагает ему свою руку и власть над Римом. — Бракосочетание Марозии с Гуго. — Замок Св. Ангела. — Революция в Риме. — Юный Альберик становится властителем Рима За

Французский король Людовик Святой и Седьмой крестовый поход

Французский король Людовик Святой и Седьмой крестовый поход Утрата Иерусалима заставила папство снова забить тревогу. Лионский собор 1245 г. по требованию Иннокентия IV вынес постановление о Седьмом крестовом походе. Организатором этого похода стал французский король

10. Дон Кихот временно возводит на престол своего оруженосца Санчо Пансу, а Иван Грозный временно вручает престол своему подданному Симеону

10. Дон Кихот временно возводит на престол своего оруженосца Санчо Пансу, а Иван Грозный временно вручает престол своему подданному Симеону Центром второй части пародии Сервантеса является известная история о том, как Дон Кихот возводит на престол правителя «острова»

2.13.5. Ж. Тюрго, Г. Мабли, Г. Рейналь, И. Гердер, И. Кант, И. Фихте, Вольней

2.13.5. Ж. Тюрго, Г. Мабли, Г. Рейналь, И. Гердер, И. Кант, И. Фихте, Вольней В XVIII в. идея исторической эстафеты встречается в труде А.Р.Ж. Тюрго «Последовательные успехи человеческого разума» (1750; русск. перевод: Избранные философские произведения. М., 1937). «Мы видим, — писал он, —

3.9.3. Начало классической политической экономии: У. Петти, П. Буагильбер, Ф. Кенэ, Ж. Тюрго

3.9.3. Начало классической политической экономии: У. Петти, П. Буагильбер, Ф. Кенэ, Ж. Тюрго Следующий за Аристотелем шаг был сделан двумя выдающимися экономистами XVII в. — англичанином Уильямом Петти (1623 — 1687), среди работ которого выделяется «Трактат о налогах и сборах» (1662;

Источник

ГДЗ история нового времени 8 класс Загладин, Белоусов Русское Слово Задание: 6 «Последний век старого порядка» во Франции

Стр. 42. Вспомните

Каким образом Франция после «великого века» Людовика XIV пришла к порогу одной из самых значительных революций Нового времени?

Зарождение революционной ситуации во Франции были обусловлены несколькими факторами. Во-первых, постоянные финансовые проблемы (государственные расходы на нужды монархии превышали доходы). Во-вторых, несправедливая система налогообложения (освобождение от уплаты налогов представителей привилегированных сословий). В-третьих, социальные противоречия внутри французского общества (бесправие т.н. третьего сословия).

Стр. 46. Документ №1

1. В чём автор письма видел причины неудач реформ Тюрго?

Автор указанного документа прежде всего указывал, что поскольку реформы слишком растянуты во времени (на протяжении десяти лет), то их реализации могут помешать различные случайности. Среди них – недобросовестность исполнителей, а также изменение отношения к инициатору реформ (в данном случае речь шла о том, что Тюрго со временем мог потерять доверие короля).

2. Какие ещё причины вы назовёте?

Основной причиной неудачи реформ Тюрго стало мощнейшее сопротивление со стороны дворянства и духовенства, которые не хотели платить налоги наравне с большинством населения Франции, и отстаивали сохранение своих привилегий в ущерб интересам всего государства.

Стр. 47. Вопросы в конце параграфа

1. Чем вы объясните то, что после «блестящего правления» Людовика XIV Франция столкнулась со многими проблемами в экономике, внутренней и внешней политике?

Проблемы, с которыми столкнулась Франция после смерти короля Людовика XIV, во многом были порождены фактическим поражением в войне за испанское наследство (1701–1714 гг.), а также не вполне компетентным правлением регента герцога Филиппа Орлеанского (например, неудачная попытка выпуска бумажных денег и банкротство банка Джона Ло). В дальнейшем кризисные явления напрямую уже были связанны с личностью короля Людовика XV, которого мало интересовали государственные дела, а реальная власть принадлежала королевским фаворитам и их ставленникам.

2. Охарактеризуйте существовавший во Франции XVIII в. сословный строй и политику королевской власти в отношении сословий. Что представляло собой «третье сословие»? *Почему не только низы, но и верхушка этого сословия были недовольны своим положением?

Во Франции на протяжении почти всего XVIII в. продолжала действовать феодальная система социальных отношений, сформированная еще во времена Средних веков. Она заключалась в делении всего населения государства на три сословия: первое (духовенство), второе (дворянство) и третье (все остальные жители страны). При этом духовенство и дворяне имели огромное количество прав и привилегий (прежде всего освобождение от уплаты налогов), а также возможность их защищать (право занимать государственные должности и принимать участие в управлении государством). В свою очередь на плечи «третьего сословия» полностью возлагалось бремя уплаты налогов и выполнения различных повинностей, при отсутствии возможности изменить свое положение в условиях абсолютной монархии. Что касается отношения королевской власти к различным сословиям, то она неизменно заключалась в поддержке первых двух и откровенном игнорировании требований большинства французов.

Структура т.н. «третьего сословия» была неоднородной. К ним относились и крестьяне, которые составляли большинство населения Франции, а также городская беднота, ремесленники, купцы, предприниматели. В процессе развития капиталистических отношений роль последних стала возрастать. К концу XVIII в. наиболее зажиточные среди них выделились в верхушку «третьего сословия» – буржуазию. Однако не смотря на концентрацию в своих руках больших ресурсов и денег (многие буржуа были даже богаче, чем дворяне), их юридический статус из-за существующей феодальной сословной системы не отличался от крестьян или горожан. Поэтому буржуазия хотела изменить свой статус, добиться реформы в системе налогообложения (чтоб налоги платили дворяне и духовенство), а также отменить ряд ограничений на предпринимательскую деятельность и торговлю, которые были введены в интересах дворянства. Поскольку государственный строй Франции тех времен не предусматривал существования постоянного представительного органа (парламента), то верхушка «третьего сословия» не могла защитить свои интересы законным путем (как в Великобритании). В таких условиях, осознав себя реальной силой, представители буржуазии стали приходить к мысли о необходимости кардинального изменения существующих порядков.

3. Используя дополнительные материалы, составьте характеристику (исторический портрет) Людовика XVI. Каким он предстаёт в сравнении с его знаменитым предшественником — Людовиком XIV?

Людовика XVI (правил в 1774 – 1792 гг.) можно назвать несколько противоречивой личностью. Хорошо образованный и честный от природы, он был настроен искренне править в пользу народа и улучшить его благосостояние. Однако, по своему характеру он был крайне нерешительным и поэтому в критические моменты у него не хватало необходимой силы воли. Имел склонность попадать под чужое влияние (прежде всего своего окружения), что в будущем имело роковые последствия. Людовик XVI прекрасно понимал, что существующие порядки нужно модернизировать, приспособить под требования современности. При этом, в силу своей слабохарактерности, не мог эффективно противостоять противникам таких изменений (прежде всего дворянству и духовенству). Классическим примером является назначение министрами финансов Тюрго и Неккера, которые хотели кардинально реформировать существующую финансово-налоговую систему Франции. Сначала король поддерживал их, и оказывал им свое доверие, но как только против реформ начала выступать придворная аристократия, Людовик XVI быстро сдался и отправил реформаторов в отставку. Фактически все правление Людовика XVI представляло постоянные попытки изменить ситуацию в лучшую сторону, которые всегда заканчивались безрезультатно. Эти постоянные колебания и нерешительность монарха сыграли далеко не последнюю роль в зарождении и развитии Французской революции (1789–1799 гг.).

Что касается сравнения Людовика XVI с его великим предком – «королем-солнцем» Людовиком XIV, то здесь сложно проводить четкие параллели, поскольку обстоятельства их правления были несколько разными. При Людовике XIV капитализм только зарождался, буржуазия как отдельный социальный слой сформирована не была, соответственно существовавшая политическая и социально-экономическая система не вызывала ни у кого протестов (разве что у простонародья). Господство дворян и духовенства во второй половине XVII в. воспринималось как должное. Также следует отметить высокий авторитет Людовиком XIV вследствие многих военных побед и расширения территории Французского королевства (большинство войн были победоносными). Но наиболее выгодно отличает его от Людовика XVI это наличие таких качеств, как твердость характера, настойчивость и целеустремленность. Людовик XIV взвалил на себя бремя непосредственного управления государством и при достижении поставленных задач успешно устранял любые преграды. Мнение придворного окружения он часто игнорировал, подтверждением чего является его крылатая фраза: «Государство – это я!»

4. Проведите обсуждение на тему «Проекты реформ во Франции при Людовике XVI». Что предусматривали эти проекты? Как относились к предлагавшимся мерам представители отдельных сословий? Почему реформы не удавалось довести до конца? Какие последствия это могло иметь?

Прежде всего следует отметить, что правление Людовика XVI, а в особенности его начальный период, фактически стало последней попыткой модернизировать феодально-абсолютистскую систему Франции. Поэтому проекты реформ предусматривали модернизацию, а не кардинальное изменение существующего строя. Инициатором их проведения выступил известный ученый-экономист Тюрго, который в 1774–1776 гг. занимал пост министра финансов. Его цель состояла в улучшении финансового положения страны и увеличения поступления доходов в государственную казну. По его мнению, этого можно достичь, прежде всего, благодаря свободному развитию предпринимательства и перераспределением налогового бремени на всех жителей Франции, не зависимо от сословия. Кроме того, Тюрго считал необходимым сократить лишние расходы (прежде всего, на содержание королевского двора).

Данные реформы вызвали сопротивление, в первую очередь, дворянства (особенно, придворного) и духовенства, которые фактически теряли свои веками существовавшие феодальные привилегии и должны были платить налоги наравне с т.н. «третьим сословием». Расточительным придворным не нравился режим экономии. Поэтому консервативно настроенные круги французской элиты, воспользовавшись слабохарактерностью и нерешительностью короля, смогли добиться отставки Тюрго. После его отстранения от дел, все начатые реформы были прекращены. Последний шанс реформировать абсолютизм мирным путем был упущен.

Сегодня сложно сказать, к каким последствиям могли привести реформы Тюрго в случае их успешного завершения. Но одно можно сказать точно: капиталистические отношения во Франции смогли бы развиваться более быстрыми темпами, а благосостояние большинства французов, несомненно, улучшилось бы. Вполне возможно, что при таких условиях необходимость в революции отпала бы, а государственный строй мог быть постепенно модернизирован по британскому образцу. На смену абсолютной пришла бы конституционная монархия.

ІI раздел.

ГОСУДАРСТВА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В XVIII В.

Источник

Людовик XVI и попытки реформ

Людовик XVI и попытки реформ

После смерти Людовика XV трон унаследовал его внук Людовик XVI. Двадцатилетний юноша, очень набожный и искренне желавший стать для своих подданных отцом-благодетелем, был, однако, слабоволен и слишком подвержен влиянию окружения, особенно жены Марии-Антуанетты. К тому же он совсем не имел политического опыта, поскольку дед не посвящал его в государственные дела. Французы, уставшие от долгого царствования Людовика XV, с симпатией отнеслись к молодому королю, на которого, как нередко бывает при смене власти, они возлагали большие надежды. Введенный в заблуждение видимостью всеобщего согласия и стремясь отмежеваться от непопулярной политики предшественника, Людовик XVI восстановил парламенты и другие суверенные суды. Узнав об этом, отправленный в отставку канцлер Мопу заметил: «Я выиграл для короля процесс, продолжавшийся триста лет. Но если он хочет его проиграть, это – его право». Действительно, одним росчерком пера оказались сведены на нет многолетние усилия предыдущих правительств сломить сопротивление наиболее сильного и последовательного противника модернизации государственного строя.

Впрочем, необходимость реформ была очевидна даже юному монарху. Именно для их осуществления он в августе 1774 г. назначил генеральным контролером финансов Анна-Робера-Жака Тюрго. Известный экономист-физиократ, автор трудов по философии, истории и экономике, участник знаменитой «Энциклопедии», Тюрго не только пользовался уважением просвещенной части общества, но и проявил себя к тому времени способным администратором на посту интенданта Лимузена.

Сторонник либерализации экономики, Тюрго в сентябре 1774 г. ввел свободную торговлю хлебом по всей территории Франции. Это вызвало недовольство местных властей, лишившихся возможности спекулировать теми запасами зерна, которые традиционно создавались государством в провинциях на случай неурожая. К скрытому противодействию противников реформы, тайно подстрекавших против нее население, добавились неблагоприятные природные условия. Урожай в 1774 г. выдался скудный, что привело зимой – весной 1775 г. к резкому росту цен на хлеб. Общественное мнение сочло дороговизну следствием реформы. По Франции прокатилась волна продовольственных волнений, получивших название «мучной войны». Тюрго предпринял решительные действия по наведению порядка. Некоторые участники стихийных выступлений были казнены.

Тем не менее, на протяжении 1775 г. политика Тюрго сталкивалась со все более активной оппозицией со стороны восстановленных парламентов. Оффисье, демагогически объявляя себя защитниками народа, требовали возврата к регламентации торговли. Король, в силу мягкого характера питавший отвращение к любого рода конфликтам и стремившийся по возможности их избегать, начал тяготиться министром, доставлявшим ему столько хлопот. Чувствуя приближение отставки, Тюрго поспешил провести новые преобразования. 5 марта 1776 г. вышли эдикты о ликвидации цехов в промышленности и о замене дорожной барщины всесословным денежным налогом на земельных собственников. Эти реформы так же вызвали сопротивление парламентов, выступивших от имени всех привилегированных сословий против нарушения их налогового иммунитета. Осудили парламенты и разрушение цехового строя. 12 марта на королевском заседании монарх заставил Парижский парламент зарегистрировать эдикты, но тот на следующий же день опротестовал принятые решения. Придворные круги, чьи расходы Тюрго попытался ограничить, тоже интриговали против министра. Устав сопротивляться давлению со всех сторон, Людовик XVI отправил Тюрго в отставку 12 мая 1776 г. Несколько месяцев спустя были отменены и его реформы.

После отставки Тюрго ведущая роль в правительстве перешла к графу Вержену, государственному секретарю по иностранным делам. Осуществляемая им внешняя политика Франции была подчинена главной цели – взять реванш у Англии за поражение в Семилетней войне. Для этого Вержен уговаривал Людовика XVI вмешаться в вооруженный конфликт между Англией и ее североамериканскими колониями, начавшийся в 1775 г.

В 1780 г. в Америку был также отправлен сухопутный корпус под командованием Рошамбо. В октябре 1781 г. основные силы английской армии в Северной Америке оказались блокированы в Йорктауне американскими и французскими войсками с суши и французским флотом с моря, после чего капитулировали. Война еще некоторое время продолжалась на морях. Если в Карибском море она шла с переменным успехом, то в Средиземном испанцы овладели Миноркой, а в Индийском океане французский адмирал Сюффрен перерезал жизненно важные для англичан морские коммуникации между метрополией и восточными колониями.

В 1783 г. был заключен Версальский мирный договор. США получили независимость, Испания – Минорку и Флориду, Франция – Сенегал и Тобаго. Однако пожалуй, главным приобретением французов стало чувство морального удовлетворения от реванша за позор Семилетней войны.

Война за независимость США пользовалась широкой поддержкой во французском обществе. Для ее идеологического обоснования американцы в своих программных документах активно использовали принципы философии Просвещения, прежде всего французского, что находило отклик у просвещенной элиты Франции. Многие родовитые дворяне пересекли Атлантику, чтобы вступить в армию Вашингтона. Пример им подал юный маркиз Лафайет. Еще до официального объявления Францией войны англичанам он отправился в Америку, вопреки запрету властей, и, получив звание генерала американской армии, стал ближайшим сподвижником Вашингтона.

Благожелательное отношение французского общества к этой войне было во многом обусловлено и тем, что она не сопровождалась ростом налогового бремени. Руководивший финансами Франции с 1777 по 1781 г. женевский банкир Ж. Неккер покрывал растущие военные расходы за счет займов, что позволяло не повышать налоги, но вело к быстрому увеличению государственного долга. Впрочем, эту проблему решать пришлось уже преемникам Неккера. В 1781 г. он был уволен по настоянию королевы, недовольной тем, что Неккер попытался ограничить расходы двора. Уйдя в отставку, Неккер опубликовал подробный отчет о своей финансовой политике, постаравшись создать о ней у публики самое благоприятное впечатление. В результате, общественное мнение создало ему репутацию человека, способного чудесным образом решать финансовые проблемы, не применяя радикальных мер.

По окончании войны правительство еще некоторое время продолжало покрывать расходы за счет наращивания государственного долга. Шарль-Александр де Калонн, назначенный генеральным контролером финансов в 1783 г., взял за три года своего правления займов больше, чем все его предшественники с 1776 г. Причем, львиная доля этих средств шла на обслуживание самого государственного долга. В 1787 г. на эту статью выделялось до 50 % всего бюджета. Для сравнения заметим, что военные расходы забирали 26 %, а затраты на содержание двора – любимая тема оппозиционной печати – вместе с пенсиями (в том числе ветеранам) составляли лишь 8 %. Существовавшая налоговая система в силу своего несовершенства не обеспечивала поступлений в количестве достаточном, чтобы предотвратить надвигающуюся угрозу банкротства. Частные меры по улучшению сбора прежних налогов, такие, например, как создание при въезде в Париж таможенных застав, общего положения изменить не могли. Требовалось радикальное преобразование налоговой системы.

В августе 1786 г. Калонн предложил королю план реформ, имевший целью увеличить доходы государства не через повышение налогов, а через более справедливое их распределение. Намечалось вместо двадцатины ввести бессословный и бессрочный поземельный налог. Все земли, независимо от статуса их владельца, должны были делиться в соответствии с их качеством на 4 класса. После сбора урожая землевладелец выплачивал бы государству в натуральной форме от 2 до 5 % его объема (с лучших земель – больше, с худших – меньше). Кроме того, намечалось более щадящее для малоимущих перераспределение тальи, унификация габели и расширение действия гербового сбора. Дорожная барщина заменялась денежной прибавкой к талье. Вновь вводилась свободная торговля зерном. Чтобы смягчить недовольство дворян их освобождали от капитации.

Тем не менее, Калонн прекрасно понимал, что столь радикальное посягательство на фискальный иммунитет привилегированных сословий непременно вызовет сопротивление суверенных судов. Дабы избежать конфликтов при регистрации соответствующих законов в парламентах, он предложил обсудить и утвердить план реформ на собрании нотаблей. Король согласился. Собрание нотаблей открыло свою работу в Версале 22 февраля 1787 г. Здесь собрался весь цвет аристократии: принцы крови, высшее духовенство, представители родовитого дворянства, члены суверенных судов и Королевского совета. Несмотря на тщательно подобранный состав нотаблей, приглашавшихся самим королем, план Калонна встретил сопротивление. Быстро одобрив меры, касающиеся дорожной барщины и тальи, нотабли крайне негативно отнеслись к идее бессословного поземельного налога. Не оспаривая сам принцип фискального равенства, они возражали против натуральной формы нового налога, требовали финансового отчета правительства и предлагали созвать Генеральные штаты. Особенно бескомпромиссную позицию заняло духовенство.

В результате бесконечных проволочек и споров по частным вопросам, работа собрания затянулась. Тогда Калонн, надеясь заручиться поддержкой общественного мнения, предпринял беспрецедентный шаг, обратившись непосредственно к нации.

30 марта королевская типография напечатала отдельной брошюрой его план реформ с соответствующим комментарием, который священники должны были зачитывать во всех церквях. В комментарии говорилось о необходимости покончить с фискальными привилегиями, дабы облегчить налоговое бремя народа.

Этот шаг министра вызвал бурное возмущение нотаблей, в том числе и тех, что вначале были настроены либерально. Даже маркиз Лафайет назвал подобное обращение к народу «подстрекательским». 8 апреля 1787 г. король отправил Калонна в отставку.

30 апреля 1787 г. правительство возглавил тулузский архиепископ Э.Ш. Ломени де Бриенн. И хотя он выдвинулся на политическую авансцену в собрании нотаблей как один из наиболее активных критиков Калонна, необходимость реформ была очевидна и для него. Де Бриенн предложил своим бывшим коллегам по собранию одобрить единый поземельный налог, но не в натуральной форме, как того хотел Калонн, а в денежной. Однако нотабли налог все равно не приняли, сославшись на свою некомпетентность. Они посоветовали королю созвать Генеральные штаты, после чего были распущены по домам.

Идя навстречу все чаще звучавшим требованиям политической элиты создать представительные органы, Ломени де Бриенн инициировал эдикт 17 июня 1787 г. о провинциальных собраниях. Эти местные органы власти избирались на основе имущественно ценза, чтобы заниматься распределением налогов в своих провинциях. Представители третьего сословия получали в них половину мандатов, все депутаты голосовали индивидуально.

После неудачной попытки утвердить налоговую реформу в собрании нотаблей, правительству ничего не оставалось, кроме как пойти традиционным путем и внести соответствующие законы на регистрацию в Парижский парламент. Тот без возражений пропустил эдикты о хлебной торговле, дорожной барщине и провинциальных собраниях, но отказался принять увеличение гербового сбора и введение поземельного налога. Выступая, по существу, против отмены налогового иммунитета привилегированных сословий, парламент демагогически апеллировал к общественному мнению, призывая решить финансовые проблемы государства лишь за счет сокращения расходов двора. В ремонстрации от 24 июля он посоветовал королю созвать Генеральные штаты. Чтобы преодолеть сопротивление судейских, Людовик XVI назначил на 6 августа «королевское заседание». Однако парламент и накануне этого заседания, и после него принял постановления, фактически дезавуировавшие принудительную регистрацию. Его активно поддержали и провинциальные суды. В ночь с 14 на 15 августа Парижский парламент был выслан в Труа.

Впрочем, эта некогда эффективная по отношению к судейским мера принуждения на сей раз ожидаемого результата не дала. Обычно, прочувствовав разницу между жизнью в столице и в маленьком провинциальном городке, оффисье рано или поздно шли на компромисс, чтобы вернуться в Париж. Теперь же у правительства не было времени ждать. Да и общественное мнение поддерживало парламент, придавая дополнительное упорство его сопротивлению. После месяца переговоров Ломени де Бриенн вынужден был отказаться от введения поземельного налога и увеличения гербового сбора. Взамен, вернувшийся в столицу парламент согласился с продлением действия двух «двадцатин».

Временный компромисс не положил конец противоборству. Парламенты продолжали критиковать двор за расточительность, правительство, в свою очередь, втайне готовило судебную реформу, способную сломить оппозицию традиционных судов, подобно тому, как это сделал Мопу.

8 мая 1788 г. на «королевском заседании» парламента было объявлено о реформе, подготовленной хранителем печати Ламуаньоном. Хотя парламенты в принципе не ликвидировались, их деятельность приостанавливалась на неопределенное время, состав сокращался, а б льшая часть полномочий передавалась 47 новым окружным судам. Правом регистрации отныне обладал один лишь Пленарный суд, создаваемый на основе Большой палаты Парижского парламента, члены которой, по сравнению с прочими, отличались большей умеренностью. Правда, покупной характер должностей сохранялся.

Реформа Ламуаньона вызвала ожесточенное сопротивление провинциальных судов. Они не только отказывались регистрировать соответствующие эдикты и засыпали короля ремонстрациями, но и провоцировали анти-правительственные выступления, нередко выливавшиеся в вооруженные стычки с войсками. Инициаторами уличных беспорядков, как правило, выступали служащие судов, весьма многочисленные в тех городах, где располагались парламенты. Во многих провинциях оппозиционное движение было активно поддержано дворянством, раздраженным тем, что реформа ограничила юрисдикцию сеньориальных трибуналов. Ситуацию усугублял начавшийся во второй половине 80-х годов экономический кризис, провоцировавший рост общественного недовольства, что способствовало вовлечению в анти-правительственные выступления широких масс.

В требованиях оппозиции ретроградные идеи порой причудливым образом сочетались с либеральными принципами века Просвещения. Так, в Гренобле собрание представителей всех трех сословий призвало к восстановлению не собиравшихся с 1628 г. провинциальных штатов Дофине, в которых, однако, предполагалось, в соответствии с духом времени, удвоенное число депутатов третьего сословия и индивидуальное голосование. Это собрание также потребовало ликвидации всех налоговых привилегий.

Ломени де Бриенн попытался сбить волну оппозиционных настроений, призвав всех желающих направлять правительству свои соображения относительно будущего созыва Генеральных штатов, что, по сути, означало признание свободы слова. Однако анти-правительственные выступления продолжались. Брожение проникло даже в армию. Правительству пришлось признать свое поражение. 8 августа судебная реформа была отменена, а на 1 мая 1789 г. назначено открытие Генеральных штатов. 15 августа государство приостановило платежи по своим долгам. 25 августа ушел в отставку Ломени де Бриенн, 14 сентября – Ламуаньон. Очередная и, как оказалось, последняя попытка французской монархии Старого порядка модернизировать государство посредством реформ окончилась крахом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1.14. Противоречия рабовладельческого капитализма и попытки реформ

1.14. Противоречия рабовладельческого капитализма и попытки реформ Наиболее дальновидные представители римской элиты осознавали пагубные последствия для страны той социально-экономической и политической модели, которая сложилась в эпоху республики. Это и возрастание

Политика самоусиления и попытки реформ

Политика самоусиления и попытки реформ Продемонстрированная в годы опиумных войн и тайпинского восстания слабость цинской империи и энергичное укрепление в Китае колониального капитала вызвали к жизни естественную реакцию самосохранения. Проявлением ее стала

Людовик XVIII — Людовик XIII

Людовик XVIII — Людовик XIII 1814 Герцог Ришелье становится министром внешней политики 1616 Герцог Ришелье становится первым министром 198 С легкой руки Александра Дюма герцог Ришелье, коварный кардинал и заклятый враг отважных мушкетеров, получил известность даже у тех людей,

УСИЛИЯ ПО КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПОПЫТКИ СУДЕБНО-ПРАВОВЫХ РЕФОРМ

УСИЛИЯ ПО КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПОПЫТКИ СУДЕБНО-ПРАВОВЫХ РЕФОРМ Вне зависимости от распространения и степени влияния идей Просвещения на правителей разных стран уже с самого начала XVIII в. большинством из них остро осознавалась необходимость привести в

26. ЗАСТОЙ И ПОПЫТКИ РЕФОРМ

26. ЗАСТОЙ И ПОПЫТКИ РЕФОРМ В первые десятилетия своего существования советский режим был самым радикальным и новаторским в мире. Однако в 1960-е годы отличительной чертой его внутренней политики стал крайний консерватизм. Боясь, что перемены принесут непредсказуемые и не

§ 2. Попытки проведения реформ и приход к власти Ли Сонге

§ 2. Попытки проведения реформ и приход к власти Ли Сонге Первым, кто попытался реформировать управление страной и в первую очередь чиновничью систему, был государь Чхунсон-ван, взошедший на престол в возрасте 23 лет в 1298 г. Однако из-за своих намерений он не смог сохранить

1.3. Первые попытки экономических реформ

1.3. Первые попытки экономических реформ Обновление сталинской модели не ограничилось только политической сферой. Неизбежным стало изменение экономического курса. Чрезмерная централизация не могла обеспечить динамичный рост промышленности, номенклатура и объем

101. ПОПЫТКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х гг.

101. ПОПЫТКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х гг. В октябре 1964 г. в Советском Союзе произошла смена политического лидера – Н.С. Хрущев был снят с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Причинами этого стали как недовольство правящей верхушки

ПОПЫТКИ ВЕРХУШЕЧНЫХ РЕФОРМ

ПОПЫТКИ ВЕРХУШЕЧНЫХ РЕФОРМ Напряженность внутриполитической ситуации Предпосылки усугублялась непрестанными войнами с кочевыми и полукочевыми соседями: киданями, тан-гутами, а затем чжурчжэнями. Численность армии в 40-х гг. XI в. превышала 1200 тыс. человек. На ее

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *