Проектная деятельность в 9 классе что это
Проектная деятельность. 5-9 класс
Проектная деятельность учащихся прописана в федеральном государственном стандарте основного общего образования. Программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности ориентированы на данный вид деятельности. Учащиеся создают проекты с 5 класса.
Ученики работают над проектом всем классов, разрабатывают групповой или индивидуальный проект в рамках уроков или внеурочной деятельности.
Индивидуальный проект является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов. Выполнение индивидуального проекта является обязательной частью учебной деятельности. Учащиеся 9-х в конце учебного года проходят процедуру защиты индивидуального проекта.
Индивидуальный проект выпускника 9 класса представляет собой исследовательскую либо проектную работу, выполненную учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый проект.
Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, руководителя проекта.
Руководителем индивидуального проекта учащегося моможет быть педагогический работник школы.
Консультантом могут быть родители (законные представители) учащихся, сотрудники иных организаций по профилю проекта (социальные партнёры).
Публичная защита проекта обязательна (в рамках урока, школьной учебно-исследовательской конференции «Шаг в будущее»).
Отметка за выполнение проекта выставляется в электронном журнале.
Советы учащимся по подготовке проекта
1. ЗАЧЕМ НУЖЕН ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Прежде всего для твоей самооценки. Кто я, что я умею и чего хочу?
Итоговый проект дает возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своем развитии.
Что говорят документы? “Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной процедурой итоговой оценки становится защита обучающимся индивидуального итогового проекта.”
2. ПОЗНАКОМЬСЯ С ДОКУМЕНТАМИ
Работа над проектом требует четкой организации. Существуют критерии оценки твоей деятельности над проектом. Необходимо внимательно их изучить вместе с учителем и родителями!
3. ПРИСЛУШАЙСЯ К СЕБЕ
Прислушайся к себе. Что ты хочешь сделать для собственного развития? Освоить новые технологии и получить новые знания или тебе хочется совершенствовать имеющиеся навыки, а может, ты хочешь применить свой талант для создания чего-то нового или оригинального.
4. ПРОЕКТ НАЧИНАЕТСЯ С ИДЕИ
Что делать, если идей очень много? Оцени все свои идеи и подумай, какую пользу принесет твоя деятельность тебе и другим. Приди к компромиссу между «интересно и полезно».
Что делать, если идей совсем нет? Советуйся с учителем, родителями, одноклассниками, но помни, что навязанная работа не принесет пользы. Если ты решил воплотить чужой замысел, то постарайся привнести свое, оригинальное.
выбора методов решения
проведения опытных и контрольных экспериментов
анализа результатов и обоснования выводов
полнота сбора информации
объективность изложения материала
Типичным недостатком реферативных работ является их перегруженность информацией, мало значимой в раскрытии поставленной темы.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для школьного музея, подготовить сборник материалов для решения экзаменационных вопросов и т.д.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).
Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.
Критерием качества проектных работ является:
Важное правило: результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт!
6. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДУКТОМ
Результатом работы над проектом может быть, как готовый объект или информация (учебное пособие, WEB-сайт, результаты исследования), так и оригинальное представление своего замысла (макет, модель, чертеж, бизнес-план).
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9 имени Ивана Ткаченко»
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося
Действия ученика на этом этапе работы:
Информационный (проект,целью которого является сбор,анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)
Исследовательский (проект,направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)
Прикладной (практико-ориентированный) (проект,имеющий на выходе конкретный продукт; проект,направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)
Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)
Творческий (проект,направленный на создание какого-то творческого продукта,предполагает свободный,нестандартный подход к оформлению результатов работы)
Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор,анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)
Инженерный (создание планов,чертежей,расчетов,макетов)
РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА
Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
● письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)
● художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель
● материальный объект, макет, чертеж, иное конструкторское изделие; веб-сайт, блог, виртуальная экскурсия, видеоролик
● отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:
● формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
● формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
● определение этапов работы
● подбор методов и средств решения проблемы
● проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
● получение и анализ данных
● оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
● обсуждение и корректировка данных
● выражение ожидаемого результата (представление)
! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:
Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц
I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)
Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц
II РАЗДЕЛ 2. (Практический)
Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц
Заключение по объему не более 1 страницы
Список литературы включает не менее 8 источников
ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный,практический,информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели;этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия,раскрывающие тему, интерес к теме в науке,разные позиции и точки зрения,анализ литературы по теме,информационно-содержательный материал
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе,какие исследования провели, к каким выводам пришли,какой материал собрали,что изготовили на каждом этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили,использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены,получен ли результат,как он соотносится с целью).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Литература в списке приводится в следующем порядке:
8 шагов к успеху: индивидуальный проект девятиклассника
Индивидуальные проекты с защитой теперь данность не только тех, кто уже заканчивает обучение в вузе, но и девятиклассников. С чего начинать индивидуальный проект, какая должна быть последовательность шагов — рассказывает наш блогер Любовь Гырнец.
Индивидуальный проект — это одно из испытаний девятиклассников, допуск к экзаменам. Хочу поделиться опытом, как написать и защитить успешный проект.
1. Формулировка темы
Да, это первый очевидный шаг. Нужно определиться с темой. Это, пожалуй, самое трудное, ведь нужно не забывать, что проект как таковой является метапредметным, то есть тема должна включать в себя три предмета. Например, тема: «География на денежных знаках» включает три предмета: историю, географию, экономику.
При формулировке темы помним, что проект должен быть исследовательским, то есть содержать в себе гипотезу или проблему, которую нужно решить.
2. Финальный продукт
Обязательное условие индивидуального проекта — это его продукт. Что может служить продуктом? Макет, карта, буклет, фотоальбом, книга, модель, кроссворд и т. д. То, что уникально и сделано вашими руками.
После того, как выбрана тема и придуман продукт, переходим к созданию паспорта проекта. В нем должно быть описано самое важное: цели, задачи, гипотеза, актуальность, практическая значимость, аннотация, методы.
4. Теоретические и практические задачи
Самое трудное, пожалуй, позади. Берем первую задачу, решаем ее и продолжаем последовательно. Начинать следует с задач по решению теоретических вопросов, а уже потом переходить к практическим. Книги и интернет вам в помощь.
Практические задачи используем, чтобы определить, подтвердилась ли гипотеза. Например, я предположила, что на денежных купюрах РФ нарисованы достопримечательности городов. Моя гипотеза подтвердилась или подтвердилась частично и т. п.
5. Уникальность практической части
В практической части уникальность должна быть 100%, это сделали только вы. Поэтому лучше брать темы проектов, которые касаются вашего класса, школы или населенного пункта. Хорошо использовать социальные опросы, их можно создать онлайн.
Можно составить анкету в соответствии с вашей проблемой. Например, учащиеся моего класса не знают, что означают их фамилии. Вот вам и проблема. Надо ее решить, ставим цель и задачи. Пишем немного теории и все остальное — практика, исследование фамилий одноклассников.
Гипотеза: предполагаем, что по происхождению большинство фамилий — русские. Продукт: альбом со значение фамилий. Не забываем заключение, т. е. выводы.
6. Оформление проекта
Проект оформляем в соответствии с требованиями (название, размер шрифта, поля, абзац, номер страниц, титульник, содержание, список литературы и т. д.). Не забываем про приложение, в основном тексте должны быть на него ссылки. В самой работе не должно быть таблиц, фотографий, анкет, диаграмм.
7. Программа защиты
Когда все оформлено, пишем текст защиты. Как правило, на нее отводится 7 минут. В защите будет ошибкой, если вы расскажете только теорию. Что в ней должно быть обязательно? Тема, цели, задачи, актуальность, практическая значимость, гипотеза, ваша практическая часть и выводы с подтверждением гипотезы. Потом уже делаем презентацию.
8. Создание презентации
Презентация дополняет ваши слова, а не дублирует их. На первый слайд помещается тема, данные автора, на второй — цели, задачи, на предпоследнем должны быть выводы, последний слайд — спасибо за внимание. Остальные слайды — диаграммы, фотографии и другие материалы — дополняют вашу информацию.
Речь и презентация должны быть четко выверены. Можно читать, но лучше выучить. Желательно свою защиту начинать не с банальных слов, а с интриги формата «А вы знаете что?», т. е. интересных фактов по вашей теме. Закончить можно легендой, стихотворением и т. д. Это сделает вашу защиту интресной и менее формальной.
Вот такие небольшие секреты, которыми я хотела с вами поделиться. Успехов всем в написании проектов.
Фото: Shutterstock (Santhosh Varghese)
Проектная деятельность учащихся 9-х классов в рамках реализации ФГОС ООО
Новый образовательный стандарт ставит перед учителями, в частности и физической культуры, новые цели. Осуществляя образовательный процесс, педагог обязан привить новые умения. К ним относятся универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, и формировать у детей мотивацию к обучению. А организация проектной деятельности позволяет успешно решать эти задачи.
Проектная деятельность позволяет организовать учебный процесс так, чтобы через постановку проблемы учащиеся смогли организовать мыслительную деятельность, развить коммуникативные способности, творчески подойти к процессу создания и результатам работы. Сегодня важно не столько дать учащимся конкретных предметных знаний и навыков отдельных предметных дисциплин, а обучить их универсальным учебным действиям, которые помогут им быть успешными в дальнейшей жизни. Формируемые УУД выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Каждый ученик должен быть обучен процессам проекта, а значит исследовательской деятельности. Защита проекта формирует навык устного экзамена как один из видов итоговой аттестации. В процессе работы над программой у ученика вырабатывается умение правильно организовать самостоятельную деятельность, развивается культура умственного труда.
Основным образовательным методом в своей работе для современного учителя является деятельностный подход. В реализации данного метода является проектная деятельность, которая очень обоснованно вписывается в состав ФГОС и неоспоримо отвечает содержанию основного образовательного подхода.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных учебных предметов, а также выходящих за рамки стандартной школьной программы.
Задачи проектной деятельности в школе:
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
Учитель же в своей работе придерживается принципов построения курса проектной деятельности. К ним можно отнести тот факт, что каждый элемент в содержании обучения одновременно несет в себе определенную учебную информацию и определенный вид деятельности. Учитель создает условия для подкрепления любопытства, интереса и стремления к самостоятельной работе над решением поставленных целей, задач и гипотезы исследовательского проекта. Осуществляет постоянный контроль, направляет учащихся, предлагает пути решения проблем. Учащиеся же должны быть готовы к тому, что им потребуется в процессе своей работы проявить умение перестраиваться на ходу.
Сам процесс индивидуального исследовательского проекта должен быть четко спланирован, для учащихся должны быть созданы условия для его реализации. В процессе работы, которая займет немалое время, учащиеся должны овладеть следующими умениями или компетенциями: организовывать образовательное пространство (а их никто не освобождает от учебного процесса на период работы над проектом), уметь добывать и использовать знания, анализировать и извлекать нужную информацию для решения поставленных задач. На первом этапе проектной деятельности школьникам дается возможность выбора самостоятельно темы работы, намечаются этапы.
Изучение содержания, процесса работы должно проходить по этапам: теоретические основы курса и практический этап реализации проекта. Весь курс заканчивается защитой персонального проекта. Для обеспечения интеграции знаний тематика проекта может быть связана с теоретическими аспектами, связанными с углублением предметных знаний, а также и актуального практического вопроса для самого обучающегося.
Проектная деятельность относится к разряду инновационных, что позволяет в процессе сотрудничества обучающемуся приобрести не только способности к индивидуальной работе, но и более эффективно осуществлять аналитические, организационные и управленческие функции. Учащийся должен понимать всю новизну, важность данного процесса. Учитель же со своей стороны является не только руководителем, но и должен создать все необходимые условия для реализации и успешного выполнения и защиты проекта.
Основными требованиями индивидуальной проектной деятельности является то, что учащиеся должны определить значимость выбранной проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для решения поставленных задач. Для исполнителя проект должен иметь практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов. Работа должна выполняться обучающимся самостоятельно. Иметь структуру.
Мотивационным и ключевым признаком работы является то, что автор самостоятельно выбирает тему (учитель же продумывает возможные варианты проблем, которые важно исследовать), ставит перед собой цель и задачи проекта, а так же формулирует и выдвигает гипотезу, которую нужно доказать или опровергнуть. Бывают и такие случаи, что гипотеза не имеет доказательств, и не может быть опровергнута.
Гипотеза – это предположение, объясняющее сущность, возможности, свойства, причины, структуру и взаимосвязи исследуемых явлений. При этом они должны быть обоснованными и проверяемыми, теоретически или экспериментально. Гипотеза может быть теоретической или эмпирической. Теоретическая гипотеза объясняет причины и внутренние закономерности эмпирически исследуемых явлений, эмпирическая носит описательный характер, т.е. содержит предположение о том, как ведет себя объект, но не объясняет почему.
Как правильно сформулировать гипотезу? Это и есть самая трудная задача! Обычно гипотеза начинается словами: Предположим…, Допустим…, Возможно…, Что, если…, Если…, то… Подбирая ключевые слова, необходимо сформулировать гипотезу, подходящую к теме проекта.
Проектный продукт может быть представлен в виде: реферата, макета, мультимедийного представления, фотоальбомом, сборником (кроссвордов, задач, рекомендаций и т.д.), коллекции, видеосюжетов, отчет о проведенных исследованиях, справочника, сценария, теста, учебного пособия, чертежей, экскурсии, предмета декоративно-прикладного творчества или другой.
К типам проекта можно отнести: творческий, исследовательский, игровой, информационный, практический и другие.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам автора.
Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности темы, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Проект должен иметь структуру, логику, должен включать аргументируемую актуальность, определять объект и предмет исследования. В работе должны быть обозначены цель и задачи, сформулирована гипотеза. Автор определяет методы исследования, проводит аналитическую работу по источникам информации, определяет пути решения, осваивает новое опытным путем. Вся работа в заключении оформляется в виде выводов, подтверждением или опровержением гипотезы.
Структура игрового проекта начинается и остается до окончания проекта. Степень творческой работы очень высокая, но доминирующим видом деятельности является образно-игровая. Автором намечаются игровые роли, которые имеют логику содержания проекта, моделирует ситуации, проигрывает воображаемой реальности.
Практический тип проекта отличается четко обозначенным результатом своей деятельности, который обязательно ориентирован на создание продукта (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.). организуя такого рода проектную деятельность, нужно четко организовать координационную работу в плане поэтапного решения поставленных задач. В начале работы необходимо обозначить результат проектной деятельности, задать жесткую структуру, провести сбор информации и материалов, проанализировать и получить конкретный материальный продукт.
По продолжительности проведения проект может быть краткосрочным, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочные (от одного до нескольких месяцев).
Обязательное условие – оформление окончательного продукта. Для этого учащимся выдается документ требований по оформлению и они, следуя правилам, производят редактирование продукта по параметрам.
В рамках реализации мероприятий по введению ФГОС ООО в образовательных учреждениях, на основании распоряжения Министерства образования «О проведении региональной оценки метапредметных результатов выпускников образовательных организаций, пилотных площадок опережающего введения ФГОС ООО» проводится защита индивидуальной исследовательской проектной деятельности. Утверждается состав аттестационной комиссии.
Как любая работа, проектная деятельность имеет свои критерии оценки. Каждый участник должен показать способность к самостоятельной работе, приобретению знаний и решения проблем. Показать сформированность предметных знаний и способов действий, регулятивных, коммуникативных действий.
Аттестационная комиссия производит оценивание работ, которая может осуществляться по двум направлениям: определение уровня сформированности УУД (высокий, повышенный, базовый, ниже базового уровня) или же по отметке (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Все члены комиссии должны быть ознакомлены с правилами проведения оценки индивидуального проекта, его типами, проектным продуктом.
Таким образом, при помощи индивидуальной исследовательской проектной деятельности, педагоги могут решить проблему оценки на уроках физической культуры, а также в работе с детьми с ограничениями в здоровье не только в 9 классах, но и на всех ступенях образовательного процесса. Сделать уроки физической культуры информационными, используя материалы работ. Заинтересовать учащихся к решению проблем физической культуры, к регулярным занятиям физической культурой и спортом, привлечь большее количество к участию в соревновательной деятельности.
ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ В 9 КЛАССЕ: ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ В 9 КЛАССЕ: ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
Уважаемые ребята, руководители проектных работ, заинтересованные родители, данное пособие поможет вам выполнить интересную, но не всегда простую работу: подготовить и защитить итоговый проект в 9-ом классе.
Проектная деятельность активно вошла не только в школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека. Что же такое проект? Вообще «проект» имеет несколько определений. Например, временное предприятие, направленное на создание уникальных продуктов или результатов. Ключевое слово «временное», то есть у проекта есть начало и конец. Некоторые определения говорят о том, что проект выполняется отдельной группой людей, специально выделенной для этого мероприятия. Какое бы определение вы ни взяли за основу, есть четкие признаки, по которым можно определить, что происходящее – именно проект.
1 Есть конкретная дата начала.
2 Есть конкретная дата конца или конечный результат.
3 Результат проекта уникален. Уникальный не значит абсолютно новый для всех, он может быть уникальным для Вас.
4 Ресурсы ограничены.
ПРОБЛЕМА — ПЛАН — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ — ПРОДУКТ — ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Шестое «П» проекта — его ПОРТФОЛИО, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и т.д.
ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе. В главных нормативных документах (ООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых результатов) определены особенности оценка за выполнение итоговых
контрольных работ по всем учебным предметам; оценка за выполнение итоговой комплексной работы на межпредметной основе; оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта; оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ). Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить итоговый проект.
Начало II полугодия 8 класса
Сентябрь (1-2 неделя), 9 класс
Выбор руководителя проектной работы
1 неделя октября – 2 неделя декабря
Посещение курса «Организация проектной деятельности»
Работа с руководителями проекта в рамках курса «Пишем
Защита проекта на итоговой конференции обучающихся 9
Защита проектных работ согласно определенным школой срокам проводится в форме итоговой конференции обучающихся 9 классов по направлениям.
Итоговая оценка обучающихся9-х классов складывается из результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ОГЭ. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты годовой промежуточной аттестации, проектной деятельности и комплексной работы. Итоговая оценка по предмету фиксируется в аттестате об основном общем образовании.
Индивидуальный итоговый проект – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
1) По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
· Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
· Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.
Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.
· Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для школьного музея, подготовить сборник материалов для решения экзаменационных вопросов и т.д.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)
· Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).
Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.
2) По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
3) По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
4) По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.
Важное правило: результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт!
Структура проектной работы
Любая проектная работа должна содержать следующие разделы:
1 Титульный лист (оформляется в соответствии с приложением №1).
2 Содержание (список, состоящий из обоснования проекта, описания проекта, заключения и приложений с указанием их положения по страницам в работе).
3 Обоснование проекта, в котором обосновывается значимость темы, актуальность проблемы, на разрешение которой направлен проект ;
формулируется цель проектной работы;
определяются задачи;
определяется продукт проектной деятельности;
характеризуются конкретные ожидаемые результаты.
4 Описание проекта. В этой части:
излагается путь решения проблемы, предложенные методы и способы
приводится план выполнения проекта – последовательность действий (по
этапам), привлекаемые ресурсы.
5 Ожидаемые результаты
6 Заключение. Содержит общие выводы, степень достижения целей и задач проекта.
7 Список литературы.
В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п. В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности).
Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.
Этапы организации проектной деятельности