Проективная методика что мне нравится в школе н г лусканова

Проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова)

Проективная методика что мне нравится в школе н г лусканова Проективная методика что мне нравится в школе н г лусканова Проективная методика что мне нравится в школе н г лусканова Проективная методика что мне нравится в школе н г лусканова

Батарея методик для изучения особенностей психологической адаптации к началу школьного обучения

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

1. Тебе нравится в школе?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочетс я остаться дома?

§ чаще хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9.У тебя в классе много друзей?

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

Ключ к анкете Н. Лускановой

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопросаоценка за 1-й ответоценка за 2-й ответоценка за 3-й ответ
1130
2013
3103
4310
5031
6130
7310
8103
9130
10310

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Проективная методика что мне нравится в школе н г лусканова

Рисунок «Что мне нравится в школе» ( Н.Г. Лусканова)

Проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова)

Цель: Методика выявляет отношение детей к школе и мотивацион-ную готовность детей к обучению в школе.

Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».

Примерная схема оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе».

1. Несоответствие теме может указывать на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее, что свидетельствует о мотивационной незрелости;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к заданной теме. Чаще всего это свойственно детям с ЗПР.

б) ситуации неучебного характера- школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. д. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние учебные атрибуты;

в) игровые ситуации – качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой направленности

ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ШКОЛА ЗВЕРЕЙ»

(диагностика адаптации учащихся в школе) (Светлана ПАНЧЕНКО)

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.
При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Источник

Методика №2 Рисуночный тест «Что мне нравиться в школе?»

Н.Г. Лусканова

Схема оценки детских рисунков.

При работе с рисунком, необходимо учитывать многие аспекты. Рисунок рассматривается как своеобразное интервью, данное ребенком при помощи изобразительных средств. Анализ рисунков позволяет определить не только интеллектуальную сферу ребенка (ум, зрительная память, запас знаний, что отражается на содержании и правильности рисунка), но и его эмоционально-волевую сферу (тон настроения, интересы, активность). Было выявлено, что дети очень подвижные (гиперактивные) чаще изображают подвижные объекты: рисунки активных, стеничных детей (устойчивых к стрессу) отличаются крупным форматом и яркостью красок, наоборот. Детей робких, астеничных (легко утомляемых) – бесцветностью и мелкостью изображения; у очень эмоциональных, импульсивных детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих; у детей тревожных, неуверенных в себе – уплотненность, закрашивание всей площади, штриховка.

При анализе рисунков оценивались следующие показатели:

1. Соответствие заданной теме (если рисунок был на свободную тему)

2. Сюжет (что именно изображено)

3. Размеры рисунка и отдельных деталей

4. Цветовое изображение

5. Динамика изображения

6. Правильность рисунка

7. Законченность рисунка

Примерная схема оценки рисунка на тему « Что мне нравится в школе?»

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, узоры, военные действия и т.д., что свидетельствует о мотивационной незрелости;

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать, что свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьному режиму и требованиям;

в) непонимание задачи, неверное ее истолкование. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к теме. Чаще это дети с ЗПР.

При несоответствии рисунка заданной теме проставляется 0 баллов.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть что именно изображено:

· Учебные ситуации (учитель с указкой, ученики за партами, доска с заданиями). Свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных интересов. Оценивается в 30 баллов.

· Ситуации неучебного характера (школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями…). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние атрибуты. Оценивается в 20 баллов.

· Игровые ситуации (качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки, другие предметы, телевизор и т.д.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации. Оценивается в 10 баллов.

Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию. По рисункам детей можно судить не только об уровне школьной адаптации, но и о наиболее привлекательных для него сторонах школьной жизни.

Для изучения школьной мотивации рисунки на школьную тему в различных вариантах могут предлагаться детям несколько раз в течение года.

Анализ результатов.

10 баллов – низкий уровень мотивационной готовности, преобладание игровых мотивов учебной деятельности;

Источник

Методика «Что мне нравится в школе».

Методика определяет, как дети относятся к школе, взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также мотивационную готовность к учебе в школе.

Просмотр содержимого документа
«Методика «Что мне нравится в школе».»

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой)

Цель: методика определяет, как дети относятся к школе, взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также мотивационную готовность к учебе в школе.

Ход занятия: «Ребята, изобразите на листочках, что вам больше всего нравится делать в школе. Рисовать можете все, что захотите.»

Оборудование: лист формата А4, карандаши

1. Несоответствие с заданной темой показывает, что:

а) отсутствует школьная мотивация, и превалируют другие мотивы, чаще всего игровые. В данном случае дети изображают автомобили, игрушки, военные события, узоры. Все это говорит о мотивационной инфантильности;

б) детский негативизм. Отказ ребенка рисовать на заданную тему, рисует то, что больше всего получается или то, что нравится, хочет рисовать. Данное поведение характерно ученикам, которые имеют трудности к приспособлению к ясному пониманию выполнения школьных заданий;

в) неправильная интерпретация поставленной задачи, ее осмысление. Ребенок либо ничего не рисует, либо срисовывает сюжет у сверстников. Чаще всего это характерно детям с ЗПР.

2. Соответствие рисунка с темой свидетельствует о положительном отношении к школе, учебе, но здесь нужно анализировать и сюжет рисунка:

а) учебная обстановка — учитель, объясняющий у доски, ученики, которые сидят за партами, школьная доска с заданиями и т.д. Такие рисунки говорят о высокой учебной мотивации, инициативности ребенка, присутствии у него познавательных учебных мотивов;

в) рисунки с игровыми ситуациями — качели во дворе, игровой уголок, игрушки и другие атрибуты, находящиеся в классе (например, телевизор, цветы на подоконнике и т. д.) – характерны ученикам с позитивным отношением к учебе, но с доминированием игровой мотивации.

Для большей верности в оценке школьных рисунков стоит осведомиться у ученика, что он нарисовал, почему именно эти предметы или сюжет.

Как правило, данная методика позволяет говорить не только о положительной или отрицательной учебной мотивации, но позволяет выявить, какие отношения сложились с учителем и сверстниками, успешно ли прошел период адаптации.

Источник

Проективная методика «Что мне нравится в школе»

Список вопросов теста

Вопрос 1

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой)

Цель: методика определяет, как дети относятся к школе, взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также мотивационную готовность к учебе в школе.

Ход занятия : «Ребята, изобразите на листочках, что вам больше всего нравится делать в школе. Рисовать можете все, что захотите.»

Оборудование : лист формата А4, карандаши

1. Несоответствие с заданной темой показывает, что:

а) отсутствует школьная мотивация, и превалируют другие мотивы, чаще всего игровые. В данном случае дети изображают автомобили, игрушки, военные события, узоры. Все это говорит о мотивационной инфантильности;

б) детский негативизм. Отказ ребенка рисовать на заданную тему, рисует то, что больше всего получается или то, что нравится, хочет рисовать. Данное поведение характерно ученикам, которые имеют трудности к приспособлению к ясному пониманию выполнения школьных заданий;

в) неправильная интерпретация поставленной задачи, ее осмысление. Ребенок либо ничего не рисует, либо срисовывает сюжет у сверстников. Чаще всего это характерно детям с ЗПР.

2. Соответствие рисунка с темой свидетельствует о положительном отношении к школе, учебе, но здесь нужно анализировать и сюжет рисунка:

а) учебная обстановка — учитель, объясняющий у доски, ученики, которые сидят за партами, школьная доска с заданиями и т.д. Такие рисунки говорят о высокой учебной мотивации, инициативности ребенка, присутствии у него познавательных учебных мотивов;

в) рисунки с игровыми ситуациями — качели во дворе, игровой уголок, игрушки и другие атрибуты, находящиеся в классе (например, телевизор, цветы на подоконнике и т. д.) – характерны ученикам с позитивным отношением к учебе, но с доминированием игровой мотивации.

Для большей верности в оценке школьных рисунков стоит осведомиться у ученика, что он нарисовал, почему именно эти предметы или сюжет. Как правило, данная методика позволяет говорить не только о положительной или отрицательной учебной мотивации, но позволяет выявить, какие отношения сложились с учителем и сверстниками, успешно ли прошел период адаптации. В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными. Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, могут нарисовать класс, в котором все перевернуто вверх дном. Чувствительные, сентиментальные дети, рисуя учебную ситуацию, обязательно включают в нее декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса). Однако анализ содержания рисунков является сложной самостоятельной задачей и требует от экспериментатора хорошего владения проективными техниками.

Источник

Проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова)

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе».

Рисунки, сюжет которых соответствуют теме, оцениваются следующим образом:

1) ребенок отображает учебные ситуации (высокий уровень школьной мотивации, учебная активность, наличие у школьника познавательных мотивов) – 30 баллов;

2) на рисунке изображены ситуации внеучебного характера с внешними школьными атрибутами (положительное отношение к школе с преобладанием внешней мотивации) – 20 баллов;

3) ребенок рисует игровые ситуации в школе (положительное отношение к школе с преобладанием игровой мотивации) – 10 баллов.

Рисунки, сюжет которых не соответствует теме, оцениваются в 0 баллов.

Несоответствие теме указывает на:

1) мотивационную незрелость, отсутствие школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр.;

2) детский негативизм, когда ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать; такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям;

3) непонимание или неверное истолкование задачи, когда дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме; чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

КЛАССЫ

Проективная методика «Дерево с человечками»

Автор теста: британский психолог Пип Уилсон (Pip Wilson).

Цель:выявить степень комфортности пребывания учащихся в классном коллективе при переходе в основную школу.

Инструкция:

«Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Перед вами лесная школа. Ученики в ней — лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Возможно, чем выше на дереве находится лесной человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе.

А теперь возьмите красный карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.

Теперь возьмите зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Комментарий

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево с человечками» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением детей, данных, полученных из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции

№ 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17, а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Проективная методика что мне нравится в школе н г лусканова

Детям для работы даются бланки без нумерации (представлен ниже).

Фамилия, имя _______________________________________

Проективная методика что мне нравится в школе н г лусканова

Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 1293 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *