Проект учитель на замену что это
Учитель на замену: московским учителям помогут вести уроки в удаленном режиме
Педагоги рассказали, как проходит дистанционное обучение
В связи с пандемией из 55 тысяч столичных учителей около тысячи находятся на больничном и не ведут уроки. 1300 педагогов старше 65 лет или с хроническими заболеваниями проводят занятия удаленно, из дома. Чтобы образовательный процесс не прерывался и школьники получали качественное образование, столичный Департамент образования и науки подготовил удобный сервис, позволяющий оперативно обеспечивать замену учителей. Так, на помощь коллегам пришли педагоги дополнительного образования и студенты последних курсов педагогических вузов и колледжей. О том, как прошли первые занятия у учителей на замене, мы узнали у директоров, экспертов и у них самих.
Система образования Москвы обеспечила дублером каждого педагога, кто не может преподавать очно в связи с эпидемиологической ситуацией или болеет. Это удалось сделать благодаря внутренним ресурсам каждой школы и сервису «Учителя на замену». Он начал разрабатываться еще в прошлом году для организации оперативных замен и уже показал свою эффективность, например, в период сезонных заболеваний, прошлой осенью. Во время летних каникул инструмент был существенно доработан.
Подать заявку достаточно просто: директору нужно зарегистрироваться на сайте «Учитель на замену» У руководителя есть возможность выбрать замену из педагогов дополнительного образования, уже работающих в системе, или среди студентов. Как правило, обучающихся из вузов и колледжей приглашают в помощь, когда основной учитель проводит занятия дистанционно и необходимо присутствие ассистента в классе с учениками. После подачи заявки оператор ресурса сопоставит потребность учреждения и имеющиеся варианты для ее выполнения. В течение 3 часов подбирается подходящая кандидатура.
На время дистанционного обучения московские учителя стали наставниками не только для школьников, но и для студентов.
Студентам такая практика тоже по нраву. Они не только помогают старшим коллегам, но и приобретают педагогический опыт. Кстати, еще и рядом со своим домом, так как ресурс «Учитель на замене» подбирает кандидатуры с учетом потребностей школы и места проживания студента.
Взаимопомощь, обмен опытом, качественное обучение для школьников во время удаленки – приоритетные задачи столичного образования. Новые члены команды, которые появляются в каждой школе, помогают справиться с ними.
75 студентов, ставших «учителями на замену», пригласили на работу в школы
75 студентов педагогических вузов и колледжей, которые стали участниками проекта «Учитель на замену», получили приглашение более чем от 50 школ на работу.
Этот сервис был разработан Городским методическим центром еще в 2019 году, он стал особенно востребованным сейчас и помог школам найти работника на временную замену педагога, который входит в группу риска, или заболевшего человека.
«Сервис “Учитель на замену” очень пригодился в период такой сложной эпидемиологической ситуации. Для студентов педагогических вузов и колледжей это стало отличной практикой, они сразу оказались в полевых условиях, погрузились во все тонкости образовательного процесса, при этом получая поддержку и советы от опытных педагогов. Мы благодарны каждому студенту за помощь. По итогам прохождения такой практики 75 студентов решили остаться в школах в качестве педагогов и уже трудоустроены в московские школы», — рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
В октябре — ноябре для прохождения педагогической практики в школы направили более 400 студентов Московского городского педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, а также педагогических колледжей. Старшим коллегам, которые вели свои занятия дистанционно, они помогали в качестве ассистентов, а в некоторых случаях полностью брали на себя их обязанности. 137 студентов заменяли учителей начальной школы, 42 — учителей русского языка, 32 — математики, 29 — английского языка. В результате работу получили 35 студентов вузов и 40 учащихся колледжей.
Чтобы найти замену педагогу, директору школы нужно сформировать электронную заявку на сайте. Специалисты Городского методического центра в кратчайшие сроки — до трех часов — подберут подходящего учителя дополнительного образования или студента из числа участников проекта. Сейчас в базе свыше 1,5 тысячи кандидатов, среди которых учащиеся педагогических вузов и колледжей.
Стать участником проекта «Учитель на замену» может любой педагог. Для этого ему нужно заполнить простую форму электронного резюме на том же сайте. Обязательное условие — прохождение независимой предметной диагностики в Московском центре качества образования. Задания можно выполнить дистанционно, а сертификат разместить в электронной анкете.
Кроме того, директора школ могут оценить работу направленного на замену педагога или студента.
Сейчас посещают школы только ученики с первого по пятый класс. Для школьников 6–11-х классов продлили дистанционное обучение. В группе риска находятся около 1,3 тысячи педагогов — это люди в возрасте старше 65 лет или имеющие хронические заболевания.
«Учитель на замену»: как молодые педагоги приходят на помощь школам в пандемию
Даже пандемия коронавирусной инфекции не может остановить учебный процесс в столице. Ребята продолжают получать знания: учащиеся средних и старших классов — удаленно, а ученики с первого по пятый класс — в школах.
Однако некоторым педагогам — старше 65 лет или с хроническими заболеваниями — сейчас лучше оставаться дома. В Москве около 1,3 тысячи учителей находятся в группе риска. Для их безопасности в столице возобновил работу сервис «Учитель на замену». С его помощью можно найти замену педагогу среди студентов педагогических вузов, учителей или специалистов из учреждений дополнительного образования.
Удобно ли пользоваться сервисом, с какими трудностями сталкиваются педагоги и как это отражается на обучении школьников — в материале mos.ru.
Как сервис себя оправдал
Сервис «Учитель на замену» начали разрабатывать еще в 2019-м. В прошлом году школы им пользовались во время роста заболеваемости ОРВИ. Спустя год проект доработали, с октября 2020-го им воспользовалось уже 114 школ.
По словам директора школы № 1539 Виталия Карагашкина, пользоваться сервисом оказалось удобно. Для входа на сайт директор школы использует адрес своей официальной электронной почты. При заполнении заявки трудностей не возникло, сам интерфейс оказался тоже понятным.
В школе № 1539 требовалось найти всего одну замену — преподавателя биологии. Процедура подбора проходит в течение трех часов. Это время использует оператор, чтобы найти подходящие кандидатуры в базе данных проекта.
В школе начал работать педагог дополнительного образования Кирилл Гаврилин. В первой половине дня он трудится здесь, а после обеда ведет дистанционные занятия в Московском детско-юношеском центре экологии, краеведения и туризма.
«Сейчас сложная ситуация в связи с эпидемией, многие учителя действительно не могут вести занятия в школах. Поэтому я и мои коллеги из центра экологии, краеведения и туризма решили, что нужно поддержать педагогов», — поделился Кирилл Гаврилин.
Преподаватель ведет очно занятия у пятых классов, дистанционно — в шестых — 11-х. С учениками быстро нашел контакт, ребята уже привыкают к новому учителю. По словам Кирилла Гаврилина, это важный опыт для него как для специалиста.
Оценить работу педагога могут не только ученики. В сервисе «Учитель на замену» есть обратная связь. Директора школ могут поставить оценку заменяющему учителю и в целом качеству работы сервиса.
«Мы были удивлены, насколько специалист качественно подготовлен. Он только недавно окончил педагогический университет. Для него “Московская электронная школа” не стала каким-то препятствием. Я лично посетил урок в пятом классе. Педагог в первый день работы использовал ресурсы “МЭШ”. Он не только берет готовые материалы из библиотеки, но и дорабатывает их сам. Это о многом говорит», — добавил Виталий Карагашкин.
Как школы заботятся о педагогах
В проекте работают 433 студента педагогических вузов и педагогов дополнительного образования. Студенты выступают в роли ассистентов, они выходят в школы и помогают вести уроки основным педагогам, которые находятся дома и преподают дистанционно.
Нина Мусатова, учитель начальных классов, работает в школе № 1253. Ей 69 лет, из них более 40 лет она трудится в общеобразовательном учреждении. Сейчас учитель ведет второй класс.
Учитель проводит уроки в формате видеоконференции. При этом дети находятся в классе вместе с ассистентом. Нина Мусатова тщательно готовится к урокам, проводит диктанты, презентации, слушает ответы учеников.
С Ниной Мусатовой работает студентка педагогического колледжа № 10 Айгуль Юсипова. Она во время урока организует работу класса, иногда передает учителю ответы детей. Кроме того, ассистент проверяет некоторые задания, распечатывает при необходимости тестовые задания или контрольные работы. А непосредственно после видеоконференции Айгуль Юсипова обеспечивает самостоятельную работу детей.
По словам Нины Мусатовой, ассистент ее выручал, когда возникали сложности с техникой. Библиотекой «МЭШ» учитель пользуется уже давно, а видеоконференциями — только с этого года.
«Мне приятно, что я вижу детей, а они меня. Мы скучаем друг без друга и с удовольствием общаемся по видеосвязи. Дети доброжелательные, они спокойно отнеслись к новому человеку. Вообще это важно, что мы можем поберечь себя», — добавила Нина Мусатова.
Студенты последних курсов работают в школах в рамках педагогической практики. Модель такого обучения студентов будут развивать и дальше, в образовательных программах университетов намечены изменения.
«Колледж получил заявку, что нужен педагог. И меня отправили в эту школу. Я не ожидала, что практика будет именно такой. Но она мне дала больше опыта, чем обычная, в паре с учителем, который находится непосредственно в классе. Мне интересно работать с детьми, искать индивидуальный подход к каждому ребенку, смотреть на его особенности. С практикой я только укрепила свое желание работать по специальности», — добавила Айгуль Юсипова.
Чтобы стать заменяющим учителем, нужно разместить свое резюме на сайте проекта. В банк соискателей попадают только те кандидаты, которые успешно проходят независимую предметную диагностику в Московском центре качества образования. Она доступна дистанционно, результаты нужно добавить в электронную анкету соискателя. В базе «Учителя на замену» есть данные о 1356 кандидатах.
«Действительно нужный сервис, который позволяет школам не прерывать учебный процесс, детям получать качественное образование, а нам, педагогам дополнительного образования, повышать свою квалификацию», — сказал Кирилл Гаврилин.
Как продолжается обучение в пандемию
Столичное образование невозможно представить без «Московской электронной школы». А во время пандемии проект стал просто необходимым. Дистанционные занятия проводятся с помощью программы Microsoft Teams, которая интегрирована в «МЭШ». Преподаватели и школьники входят в «МЭШ» через электронный журнал и дневник на сайте mos.ru. Затем они находят нужный урок в своем расписании, кликают на него и попадают в виртуальный класс.
Такому формату школьников и педагогов научили во время осенних каникул. С ними провели более 85 тысяч тренировочных классных часов. Затем только за первую неделю дистанционного обучения к занятиям одновременно подключались более 600 тысяч пользователей. В среднем в день проводили 140 тысяч уроков.
«Спасибо всем городским ресурсам, которые сейчас реально помогают нам работать в довольно непростых условиях. Благодаря такой слаженности мы продолжаем успешно работать. Конечно, это непросто, но образовательный процесс не останавливается», — добавил Виталий Карагашкин.
В этом учебном году «Московская электронная школа» стала еще удобнее, в ней появились новые сервисы. Для учащихся и их родителей теперь доступен комплексный учебный план с расписанием занятий, описанием тем и материалов ко всем урокам на год вперед. Также школьники могут посещать занятия в формате видеоконференций, закреплять свои знания с помощью видеоуроков и проводить опыты при помощи новых виртуальных лабораторий в библиотеке «МЭШ».
Сергей Собянин обсудил с педагогами работу сервиса «Учитель на замену»
Сергей Собянин принял участие в круглом столе, посвященном обсуждению дистанционного обучения и возобновления работы городского сервиса «Учитель на замену». Оператор этого сервиса — Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы. Мероприятие прошло в государственном бюджетном образовательном учреждении «Школа “Марьина Роща” имени В.Ф. Орлова». В нем участвовали директора школ, педагоги дополнительного образования и студенты педагогических вузов и колледжей.
«В Москве появился новый сервис “Учитель на замену”, когда учителей, находящихся в группе риска, временно заменяют студенты педагогических вузов либо педагоги из учреждений дополнительного образования. Проект интересный, я хотел поблагодарить всех его участников. С одной стороны, конечно, это приносит пользу самим студентам, потому что они получают практику. Тем не менее этот период времени несет определенные риски. Но это своевременная помощь школам и учащимся», — отметил Мэр Москвы.
Больше 100 школ-участниц
Сейчас посещают школы только ученики с первого по пятый класс. Для школьников 6–11-х классов еще на неделю продлили дистанционное обучение. Соответствующий указ был ранее подписан Мэром Москвы.
«Ситуация улучшается, но чтобы закрепить эту тенденцию, мы приняли решение продлить дистанционное обучение учащихся с шестого по 11-й класс еще на неделю, учитывая то, что следующая неделя укороченная — всего четыре учебных дня будет. Поэтому надеюсь, что это решение будет встречено с пониманием. А дальше посмотрим, как будет ситуация развиваться, примем решение уже на следующей неделе», — добавил он.
При этом около 1,3 тысячи педагогов находятся в группе риска — это люди в возрасте старше 65 лет или имеющие хронические заболевания. Им может потребоваться замена. Чтобы предотвратить нехватку учителей, Департамент образования и науки города Москвы и организовал сервис «Учитель на замену».
«Уже 369 педагогов, студентов педагогических вузов и педагогов дополнительного образования, работают в этом проекте и фактически выполняют не только функцию, важную для города, но и во многом повышают свой профессионализм, отзываются об этом как о новом способе повышения квалификации с точки зрения работы в такой необычной ситуации», — рассказал первый заместитель директора Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы Михаил Бородин.
По его словам, к проекту уже присоединилось 114 школ — в них работают «учителя на замену», и заявки продолжают поступать. «Пока в этом есть необходимость, специалисты ресурса “Учитель на замену” делают все для того, чтобы подобрать кандидатов и ни в коем случае не допустить ситуации, чтобы хоть в одной школе, в одном классе хотя бы на один час прервались уроки. Самое главное, чтобы они были так же содержательны, интересны и полезны для детей», — добавил Михаил Бородин.
Разработка сервиса «Учитель на замену» была начата еще в 2019 году. Свою эффективность он уже показал в прошлом году, во время зимнего подъема заболеваемости ОРВИ.
Однако нынешней осенью потребность во временных заменах учителей значительно возросла. В связи с этим сервис «Учитель на замену» был существенно доработан, а его применение расширено.
С помощью этого сервиса директора школ, нуждающихся в замене учителей, могут пригласить педагогов дополнительного образования, которые в первой половине дня, как правило, свободны от своей основной работы — ведения дистанционных занятий в кружках и секциях.
Кроме того, студенты педагогических вузов и колледжей могут стать ассистентами школьных учителей на удаленной работе и помочь им вести уроки в дистанционном формате. Студенты последних курсов выполняют эту работу в рамках педагогической практики.
Проректор по учебной работе Московского городского педагогического университета Дмитрий Агранат отметил, что студентам на практике удается опробовать возможности смешанного обучения — пандемия открыла для них дистанционку с другой стороны: «Это и батлы, это и дискуссии, это и тестирования, это и моментальные опросы. То есть мы получили совершенно другую методику работы в информационной среде».
Дмитрий Агранат подчеркнул, что модель смешанного обучения будут развивать и дальше, уже намечен ряд изменений в образовательных программах университетов.
Светлана Почукаева, студентка пятого курса Московского городского педагогического университета, рассказала, что совместно с учителем, который находился на карантине, она проводила с помощью видеосвязи уроки информатики для начальных классов. По ее словам, дети были послушными, дисциплинированными и выполняли все задания.
Чтобы воспользоваться сервисом «Учитель на замену», директор школы должен зарегистрироваться на сайте при помощи своей официальной почты и получить доступ к заполнению электронной заявки.
Учителя, педагоги дополнительного образования и студенты, желающие участвовать в проекте, могут разместить на сайте свои резюме. Чтобы попасть в банк соискателей, необходимо успешно пройти независимую предметную диагностику в Московском центре качества образования. Это можно сделать дистанционно, а результаты нужно разместить в электронной анкете соискателя. В настоящее время база данных сервиса «Учитель на замену» содержит сведения о 1298 соискателях.
Поиск замены учителя происходит в течение трех часов — это время нужно оператору сервиса, чтобы подобрать подходящую кандидатуру из базы данных соискателей. Также на сайте имеется обратная связь, при помощи которой директора школ могут оценить направленного на замену педагога или ассистента и качество работы сервиса в целом.
Сервис «Учитель на замену» стал одним из эффективных инструментов обеспечения качественного образовательного процесса в условиях непростой эпидемиологической ситуации.
«Хотел поблагодарить вас за участие в этом проекте, ваших коллег, студентов, которые пришли в школы и помогают избежать рисков нашим замечательным педагогам старшего возраста. Надеюсь, что этот проект поможет не только их заместить формально, но и содержательно обеспечить качественную подготовку наших детишек в период, пока есть такие ограничения. Надеюсь, что они в обозримом будущем закончатся», — сказал Сергей Собянин.
Сервисы для дистанционного обучения
С этого года в «Московской электронной школе» («МЭШ») появились новые сервисы, сделавшие систему еще более удобной. Это тематический каркас, интегрированный с библиотекой «МЭШ», конструктор уроков и электронных учебных пособий, сервис видео-конференц-связи, новый контент библиотеки «МЭШ», сервис «Цифровые домашние задания» с интеграцией ресурса «Яндекс.Репетитор».
Тематический каркас объединяет ключевые темы по всем школьным предметам. Его главная задача — объединить основные компоненты «МЭШ»: тематическое планирование, контрольные работы, цифровое домашнее задание, а также материалы библиотеки. Тематический каркас включает около тысячи тем. К каждому уроку автоматически предлагаются связанные с ним образовательные материалы, содержащиеся в библиотеке «МЭШ», и указываются предметные результаты, которых должны достичь учащиеся.
Обновленный конструктор уроков и электронных учебных пособий (конструктор уроков) — один из ключевых инструментов, используемых учителем. В обновленном варианте он получил ряд дополнительных функций, позволяющих более продуктивно и комфортно создавать контент для занятий, открывая широкие возможности для творчества и решения учебных задач. Изменения коснулись прежде всего верстки материалов сценария урока.
Кроме того, в библиотеке «МЭШ» стали доступны видеоуроки. Этот новый формат открывает дополнительные возможности для демонстрации и объяснения материала во время занятия, а также для повторения и закрепления знаний дома. Еще библиотека пополнилась двумя виртуальными лабораториями «Оптика» и «Механика».
Сервис «Цифровые домашние задания» с интеграцией ресурса «Яндекс.Репетитор» появился в период дистанционного обучения весной этого года и быстро завоевал популярность. Для учеников цифровые домашние задания отражаются в соответствующем разделе электронного дневника. Школьники и родители могут увидеть предмет, дату проверки, прикрепленные материалы, а также статус выполнения тестов и заданий: «не приступал», «выполнил», «проверено». С помощью сервиса школьники могут не только выполнить прикрепленные задания, но и ознакомиться с результатами прохождения тестов при каждой попытке.
При создании цифрового домашнего задания учитель может прикреплять к нему материалы из сервиса «Яндекс.Репетитор», а также настраивать параметры, например указывать рекомендуемое время выполнения, список учеников, которым оно предназначено. Дата проверки задания устанавливается автоматически, в соответствии со следующим уроком по расписанию. Учитель может изменить ее по своему усмотрению.
Сервис видео-конференц-связи — ключевой элемент дистанционного обучения — позволяет проводить занятия школьников с шестого по 11-й класс в дистанционном формате через платформу «Московская электронная школа», в интерфейс которой внедрена программа Microsoft Teams.
Для каждого урока автоматически создается видеоконференция, присоединиться к которой можно, нажав на ссылку в расписании электронного журнала или электронного дневника.
Во время двухнедельных каникул с 5 по 18 октября учителя, ученики и их родители прошли обучение работе в дистанционном формате — было проведено более 85 тысяч тренировочных классных часов. В вебинарах по работе с программой Microsoft Teams приняли участие более 124 тысяч человек.
За первую неделю дистанционного обучения к занятиям одновременно подключались более 600 тысяч пользователей. В среднем в день проводилось 140 тысяч уроков (рекорд 21 октября — 147 тысяч). Всего было организовано и проведено свыше 780 тысяч дистанционных занятий в 19,5 тысячи классов.
Если возникали проблемы с доступом к «МЭШ», дистанционные уроки проводились на альтернативных платформах.
«МЭШ»: цифры и факты
«Московская электронная школа» — это цифровая образовательная платформа с широким набором сервисов для учителей, учеников, родителей и руководителей школ.
Технологическую инфраструктуру проекта составляют 49 350 точек высокоскоростного доступа Wi-Fi и 21 870 интерактивных панелей, которыми оборудовано 1496 школьных зданий. Персональными ноутбуками обеспечены свыше 44 тысяч московских учителей.
Ключевая составляющая «МЭШ» — библиотека электронных образовательных материалов. В настоящее время в ней представлено 49 тысяч сценариев уроков, 1,5 тысячи электронных учебников, 124 тысячи интерактивных образовательных приложений, 348 учебников, выпущенных издательствами, 55 тысяч тестов, 245 книг художественной литературы, 4,7 тысячи видеоуроков, семь виртуальных лабораторий.
Атомные классы, электронные учебники и «МЭШ»: что изменилось в сфере образования в 2020 году
2020-й стал по-настоящему уникальным годом. Пандемия COVID-19 повлияла практически на все сферы жизни города. Не обошлось без кардинальных изменений и в образовании — весной московских школьников перевели на удаленный режим, и все занятия стали проводить онлайн. Осенью дистанционка коснулась учащихся 6–11-х классов, а ученики 1–5-х классов продолжили посещать школу.
Несмотря на все сложности, московским школам удалось в короткие сроки перейти на новый формат работы и сделать обучение максимально комфортным и для учеников, и для преподавателей. Оказалось, что все необходимое для переноса учебного процесса в онлайн-формат у Москвы есть. В новом учебном году возможностей для дистанционного обучения стало еще больше. А новые реалии не помешали столичным школьникам продолжить выигрывать награды на олимпиадах и набирать высокие баллы на ЕГЭ.
«МЭШ» в каждый дом
Проект «Московская электронная школа» («МЭШ») сделал переход в онлайн весной практически безболезненным: в рекордные сроки — всего за неделю — больше миллиона школьников удалось перевести на дистанционное обучение.
В октябре 2020-го «МЭШ» также поддержала дистанционные занятия всех учеников 6–11-х классов и уроки в младших классах, которые были отправлены на карантин в связи с выявлением в коллективе носителей вируса COVID-19.
«Московская электронная школа» не имеет аналогов в мире. Это удобные цифровые сервисы для каждого участника образовательного процесса: учеников, их родителей и учителей. Чтобы работать с ними, нужен только компьютер и доступ к интернету. Весь необходимый контент, соответствующий школьной программе, а также полная информация о процессе обучения всегда под рукой.
С начала пандемии проведено уже более 16,5 миллиона онлайн-уроков, в среднем ежедневно проходит около 160 тысяч занятий.
В 2020 году «МЭШ» существенно доработали и в ней появился целый ряд нововведений: теперь попадать на урок можно прямо из расписания «Дневника “МЭШ”», а родители и дети в любое время могут посмотреть подробную информацию по учебному плану на год вперед. Кроме того, теперь при создании цифрового домашнего задания учитель может прикреплять к нему не только контент из библиотеки «МЭШ», но и материалы из базы сервиса «Яндекс.Репетитор».
Сервис видео-конференц-связи, интегрированный в «МЭШ», позволил проводить дистанционные уроки без использования сторонних ресурсов. А благодаря интеграции мобильного приложения «Дневник “МЭШ”» с голосовым помощником «Алиса» информацию о расписании, оценках и домашнем задании теперь можно не только прочитать, но и прослушать.
Библиотека «МЭШ»
Более 50 тысяч сценариев уроков, свыше 1,6 тысячи электронных учебных пособий, более 130 тысяч образовательных интерактивных приложений, 348 учебников и восемь виртуальных лабораторий по физике, математике, оптике, механике и технологии можно найти в библиотеке «МЭШ». Все это помогает эффективно подготовиться к контрольным, экзаменам и олимпиадам, которые зачастую тоже переходят в дистанционный формат. Заглянуть в хранилище знаний могут не только московские школьники — электронная библиотека открыта для всего мира. В библиотеке «МЭШ» также появились видеоуроки по всем школьным предметам, новые виртуальные лаборатории по физике и технологии для проведения виртуальных экспериментов, была расширена база тестовых заданий и самодиагностических работ с функцией автопроверки.
Проект «Учитель на замену»
Чтобы не подвергать риску учителей старшего возраста и временно заменить отсутствующего по болезни педагога, в Москве возобновил работу сервис «Учитель на замену». Его уже использовали раньше — в 2019 году во время распространения ОРВИ. Сервис помогает найти замену для учителя среди педагогов и специалистов из учреждений дополнительного образования. Помочь могут и студенты педагогических вузов — для них это засчитывается как учебная практика.
После урока ученики и директора школ могут оценить работу педагога. Но в компетентности замещающих учителей можно не сомневаться: в банк соискателей попадают только те, кто прошел независимую предметную диагностику в Московском центре качества образования. Сейчас в базе проекта «Учитель на замену» есть данные о более чем тысяче кандидатов.
Высокие результаты на олимпиадах и экзаменах
Если с онлайн-обучением ситуация прояснилась достаточно быстро, решить то вопросы, связанные с проведением олимпиад, было труднее. Некоторые турниры отложили до 2021 года. Однако переносы и ограничения не сказались на успехах школьников: на международных олимпиадах по физике, математике, информатике, биологии, химии, астрономии и астрофизике москвичи завоевали 10 золотых и семь серебряных медалей.
На VIII Национальном чемпионате WorldSkills Russia сборная Москвы получила 123 золотых, 47 серебряных и 13 бронзовых медалей и победила в общекомандном зачете, став абсолютным чемпионом. 39 колледжей столицы и Московский городской педагогический университет вошли в топ-100 лучших образовательных организаций России по версии WorldSkills Russia.
На национальном чемпионате профессионального мастерства людей с инвалидностью «Абилимпикс» команда Москвы занимает первое место уже пятый год подряд. Всего в 2020 году на этих соревнованиях сборная столицы завоевала 108 медалей.
400 баллов на ЕГЭ в пандемию — не проблема
Пандемия не помешала добиться высоких результатов и выпускникам московских школ, которые в непростом прошлом году сдавали ЕГЭ. Почти каждый второй из них в общей сложности по трем предметам набрал 250 и более баллов. 1928 экзаменационных работ были написаны на 100 баллов.
Более 7,3 тысячи учеников получили медали «За особые успехи в обучении» по итогам 2019/2020 учебного года. Ей награждают тех, кто занял призовые места на Всероссийской олимпиаде школьников, заработал максимальное количество баллов на ЕГЭ по одному из предметов или тех, кто получил «отлично» по всем предметам в школе и не менее 220 баллов по трем предметам на ЕГЭ.
Особенно отличился выпускник Бауманской инженерной школы № 1580, который сдавал экзамены по русскому языку, профильной математике, физике и информатике. Дмитрий Савичев набрал 400 баллов по итогу всех четырех экзаменов. Еще один выпускник этой школы Юрий Петряев набрал 397 баллов. Столько же баллов набрала выпускница школы №1568 Вера Цуркис. Более 560 выпускников набрали свыше 370 баллов по четырем предметам. Высокие результаты позволили им с легкостью поступить в престижные университеты.
Ребятам помладше тоже есть чем похвастаться. Московские четвероклассники по итогам международного исследования TIMSS 2019 стали первыми в мире в естествознании, а по математике они входят в пятерку лидеров. Ученики восьмых классов заняли четвертое место по естествознанию и шестое — по математике.
Атомные и курчатовские классы
Уже более пяти лет в Москве развивается масштабный проект по предпрофессиональному образованию. Благодаря ему дети могут получать знания в соответствии с их интересами и планами на будущее.
В 2020/2021 учебном году в предпрофессиональных классах обучается более 45 тысяч старшеклассников. Это на 10 тысяч больше, чем годом ранее. Школ с ИТ-классами стало почти в два раза больше — 67, академические классы открыты в 28 школах, инженерные — в 117, медицинские — в 75, а кадетские — в 249.
В 2020 году открыли новые направления предпрофессиональных классов. В сотрудничестве с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в шести школах созданы атомные классы — одно из направлений инженерных классов. В них готовят специалистов в области ядерных технологий, которые используются в энергетике, медицине и научной работе.
Отдельная специализация инженерных классов — курчатовские классы. Они открылись в пяти школах столицы. Научная база и технологические ресурсы Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» помогут подготовить будущих ученых в области физики элементарных частиц и высокотехнологичной медицины.
В 10 школах появились предпринимательские классы — одно из направлений академических классов, разработанное совместно с Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова. Там ребят учат навыкам разработки и реализации предпринимательских идей. В 24 московских школах открылись педагогические классы, где готовят будущих специалистов по социальным и образовательным направлениям.