Проект мэш что это
Как устроена Московская электронная школа
Для нового поколения смартфон – это и источник знаний, и связь с близкими, и средство самовыражения. Потребности детей тоже отличаются: они требовательнее и восприимчивее к технологиям. Рассказываем, что такое Московская электронная школа и как она справляется с запросами времени
Мир стремительно меняется: ускоряется развитие технологий, на смену старым профессиям приходят неизвестные раньше. Думали ли вы пять лет назад, что ребенок захочет стать менеджером космотуризма, генетическим консультантом или специалистом по безопасности в наноиндустрии? А это лишь малая часть новых специальностей, которые станут востребованными уже в скором будущем.
Задача современной школы – откликаться на перемены и давать школьникам и учителям инструменты, которые помогут самым эффективным образом подготовиться к вызовам будущего.
К чему готовить современных школьников? Какие компетенции развивать? Как проводить уроки, чтобы они соответствовали духу времени? На эти вопросы вместе с родителями и учителями ищет ответ проект «Московская электронная школа».
Настоящая школа будущего
Московская электронная школа (МЭШ) – это история об информатизации и цифровизации образования. Информатизация – это обеспечение школ новым и безопасным для здоровья оборудованием: ноутбуками для учителей, интерактивными панелями, серверами, Wi-Fi-точками с высокоскоростным доступом в интернет, системой видеонаблюдения и турникетами на входе. В рамках МЭШ уже установлено более 36 тыс. точек доступа к Wi-Fi, более 1 тыс. серверов, поставлено почти 33 тыс. ноутбуков для преподавателей и 13 тыс. интерактивных панелей.
Цифровизация образования началась с запуском Электронного дневника и журнала и Библиотеки электронных образовательных материалов. Сегодня МЭШ позволяет делать первые шаги к сбору и глубинному анализу данных о школьниках, современные технологии помогают с большим интересом погружаться в учебный материал.
В будущем использование в МЭШ самых современных технологий, таких как искусственный интеллект и блокчейн, откроет дорогу не только к автоматизации рутинной работы учителя, но и позволит создавать индивидуальные планы обучения для каждого ученика.
МЭШ стартовала в 2016 году – с 6 пилотных школ. К тому времени мы уже заложили фундамент: автоматизировали процессы бухгалтерского учёта, учёта записи детей в школу и учёта прохода. А учителя-первопроходцы помогли нам усовершенствовать системы. Благодаря их поддержке удалось постепенно масштабировать проект на 100% московских школ.
Мы понимали, что разобраться с новым оборудованием и технологиями некоторым учителям может быть непросто. Именно поэтому в первые два месяца после оборудования школы инфраструктурой МЭШ с преподавателями работают тьюторы и оказывают им всестороннюю поддержку. Также учителей удаленно консультирует ситуационный центр на базе Городского методического центра и служба поддержки ДИТ. Но на практике лучшими помощниками для учителей становятся современные школьники, потому что они разбираются в технологиях не хуже, а порой даже лучше, взрослых.
Что получают родители?
Школа становится прозрачной и открытой: теперь оценки, актуальное расписание и домашние задания всегда под рукой – в едином Электронном журнале и дневнике.
Родитель в любой момент – по дороге на работу, во время обеденного перерыва или в свободную минуту – может посмотреть, что получил ребенок за домашнее задание и как справился с контрольной, узнать, какие предметы даются сыну или дочери лучше всего, и быть в курсе последних школьных новостей.
Там же в режиме чата он может напрямую обратиться к учителю, задать вопрос или предупредить, если школьник пропустит занятие по болезни или семейным обстоятельствам.
Москвичи уже хорошо знакомы с Электронным журналом и дневником: у сервиса 1,5 млн пользователей, 750 тыс. которых посещают ресурс еженедельно.
Еще одна часть МЭШ – это система «Проход и питание» («Москвенок»). С ее помощью родитель видит, когда ребенок пришел в школу и не забыл ли поесть в столовой.
Что получают ученики?
Монотонные и однотипные уроки казались школьникам куда скучнее, чем новое видео Хаски или выпуск Дудя на YouTube. А что, если включить интересный ученикам контент, пусть не ролики блогеров, а познавательное видео и обучающие игры, в образовательный процесс? Теперь это стало возможно. И если раньше учителя боролись с гаджетами, то сейчас они их приручили.
Теперь традиционные уроки дополняют 15-минутная работа с интерактивной панелью и электронными материалами. Однако письмо, чтение, работу в группах никто не отменял, потому что основной принцип «Московской электронной школы» – это безопасное и разумное использование технологий.
Но вернемся, собственно, к технологиям. Дети получают знания в привычной и интересной среде: они развивают воображение, рисуя стереометрические фигуры на интерактивной панели и рассматривая 3D-модели, учат уроки по электронным учебникам и оставляют прямо в них заметки, посещают виртуальные лаборатории, смотрят познавательные видео, знакомятся с профессиями в специально оборудованных кабинетах и играют не в страшные стрелялки, а образовательные онлайн-игры. Новые форматы вовлекают школьников и прививают интерес к учебе.
Причем учиться и углублять знания по любимым предметам можно и за пределами школы: при простуде из дома или в путешествиях на каникулах – для этого нужен только стабильный доступ в интернет. В Библиотеке МЭШ хранятся учебники по всем предметам школьной программы – всего 287 учебников от издательств и 526 учебных пособий, а также 300 художественных произведений школьной программы. А еще частью МЭШ является популярная у детей и учителей «Школа новых технологий» – это внеурочные занятия по робототехнике, на которых дети сами делают мобильные приложения и внедряют IoT-решения.
Что получают учителя?
Учитель в МЭШ – это наставник, который направляет и ориентирует детей в цифровом пространстве. Он сам выбирает формат учебника и сценарий урока и определяет, в чем технологии могут ему помочь.
Внедрение технологий для преподавателя означает, что бумажной волокиты становится меньше: не нужно вручную переписывать список класса, план урока и домашние задания. Оценки в электронный журнал проставляются в пару кликов с любого гаджета, а методический план автоматически подгружается из ранее загруженного календарно-тематического планирования. Текущие средние баллы теперь рассчитываются компьютером, что помогает родителям сориентироваться в общей успеваемости ребенка.
Но это только первый шаг. Постепенно программа возьмет на себя проверку контрольных и домашних работ и прочую рутину. У учителя останется больше времени для общения с учениками и творчества: чтобы задействовать техническую оснащенность класса и сделать уроки интереснее. Например, использовать ресурсы Библиотеки МЭШ, чтобы поделиться опытом с коллегами и перенять их лучшие наработки.
В Библиотеке МЭШ уже размещено более 23 тыс. сценариев уроков по разным предметам. Каждый из них разработан в трех вариантах: для интерактивной панели, устройств учеников и ноутбука учителя. С помощью конструктора урока преподаватель может выбрать лучшие сценарии коллег, скомпилировать сценарий из них или создать свой уникальный материал.
Причем авторы востребованных и прошедших модерацию работ получают денежное поощрение – 283 преподавателя из 153 школ уже стали обладателями грантов. Сумма выплат варьируется от 300 руб. до 150 тыс. руб. за единицу контента в зависимости от его вида и популярности в учительской среде.
До полноценного «умного образования» нам, конечно, есть еще куда расти. Это подтверждают и международные исследования, согласно которым Москва, занимая в рейтингах автоматизации образования ведущие позиции, все же имеет значительный потенциал для развития с точки зрения внедрения ИТ непосредственно в учебный процесс.
МЭШ – это первый шаг в создании единой образовательной цифровой среды. В России разворачивается проект «Цифровая школа» – электронная школа, но в масштабах страны. Подобные проекты помогают школам находить общий язык с поколением Z и воспитывать профессионалов цифровой эпохи.
Что такое Московская электронная школа?
Достоинства МЭШ для учителей
«Московская электронная школа» позволяет сокращать количество документации при составлении рабочих программ, подготовку к уроку, а также проводить уроки с помощью материалов загруженных в Библиотеку МЭШ на интерактивных панелях и планшетах. Учителя смогут выставлять оценки и комментировать их в журнале, предоставлять дополнительные электронные материалы в библиотеке, а также связываться с родителями учеников по защищенному от детей каналу.
Полезное для школьников
Многие учебники, используемые в образовательной деятельности, теперь доступны в Библиотеке МЭШ. С помощью специального приложения можно использовать электронные интерактивные учебники на планшетах учеников. Это позволит сократить вес портфеля и не нагружать ребенка тяжестями.
Кроме того, МЭШ позволяет присоединиться к уроку из дома в случае болезни, сдать тесты по заданной теме и проверить свои знания. Занимаясь самостоятельно дома после школы или во время болезни, в Библиотеке МЭШ можно посмотреть разнообразный материал на интересующую вас тему, который был подготовлен учителями разных школ.
Преимущества для родителей
Благодаря новым технологиям родители могут получать полную информацию об образовательной деятельности в режиме он-лайн. Так родитель может узнать успехи своего ребенка за прошедший учебный день, находясь на работе, и подготовиться заранее к совместному выполнению домашних заданий или повторению материала, для улучшения полученных оценок.
Образование XXI века: чего достигла «Московская электронная школа» за два года
Этой осенью образовательному проекту «Московская электронная школа» («МЭШ») исполнилось два года. Сначала в него входило всего шесть школ. Сегодня к проекту присоединились все образовательные учреждения столицы.
«МЭШ» рассчитана на учителей, школьников и их родителей. Она направлена на создание единой высокотехнологичной образовательной среды для повышения качества обучения. По сути, проект объединил традиционные школьные методики и современные цифровые технологии.
О результатах работы «МЭШ» за два года — в материале mos.ru.
Электронный дневник, доступ к Wi—Fi и кое-что еще
Благодаря «МЭШ» в 1360 школах установлено более 19 тысяч интерактивных панелей, свыше 45 тысяч точек доступа к Wi-Fi и появилось более 1,3 тысячи серверов, а для преподавателей поставлено свыше 40 тысяч ноутбуков.
Цифровые технологии позволяют родителям в режиме реального времени быть в курсе успеваемости ребенка. В этом помогают электронный журнал и дневник. Здесь можно отслеживать выполнение школьной программы, а также обеспечивать своевременное информирование о ходе и результатах образовательного процесса.
Сервис «Электронный дневник» доступен на mos.ru и в мобильном приложении «Госуслуги Москвы». Им пользуются полтора миллиона человек, из них 750 тысяч — еженедельно. Мобильное приложение используют 34 тысячи учителей, более половины преподавателей столицы.
За прошлый учебный год в электронных журналах и дневниках учителя поставили 299,5 миллиона оценок и оставили ученикам более 29 миллионов заданий для самостоятельной работы.
Сценарии уроков, образовательные приложения и планы на будущее
Высокие технологии позволяют сделать учебу еще интереснее и насыщеннее. Немалую роль в этом играет цифровая библиотека «МЭШ», где собран качественный интерактивный контент для учителей и школьников. С помощью конструктора урока преподаватель может выбрать лучшие сценарии, подготовить на их основе собственное занятие, а также сам загрузить в библиотеку уникальный материал.
Учителя активно участвуют как в создании контента, так и в его адаптации к образовательному процессу.
Войти в библиотеку «МЭШ» можно двумя способами — через сервис «Электронный дневник» или по прямой ссылке.
Сегодня в библиотеке около 27 тысяч интерактивных сценариев уроков, З88 тысяч единиц атомарного контента, 14,7 тысячи образовательных приложений, а также 291 учебник, 640 учебных пособий и 200 электронных изданий произведений художественной литературы.
«МЭШ» будет развиваться и дальше, внедряя в образовательный процесс новые технологии и сервисы. А созданные в будущем возможности для перехода к адаптивному обучению помогут учителям учитывать оцифрованные результаты каждого школьника и благодаря им выстраивать индивидуальную программу обучения.
«МЭШ» со всех сторон: как проект помогает учителям, ученикам и их родителям
«Московской электронной школе» («МЭШ») исполняется три года. Проект появился в 2016 году, а в 2018-м он стал неотъемлемой частью каждой столичной школы. Сейчас в библиотеке «МЭШ» хранятся десятки тысяч сценариев уроков и интерактивных приложений, более тысячи учебных пособий и несколько сотен учебников. Контент активно используют учителя, которые сами его и создают, ученики и их родители.
За вклад в развитие «МЭШ» педагоги могут рассчитывать на грантовую поддержку. С 2017 года выплаты получили 713 учителей. Размер гранта зависит от типа образовательного материала и количества обращений к нему других преподавателей, которые использовали этот контент в своей работе. Сумма выплаты составляет от 50 до 300 тысяч рублей.
1 сентября, в день начала нового учебного года, mos.ru рассказывает, как «Московская электронная школа» повлияла на работу учителей и на обучение школьников, а также помогла родителям стать ближе к детям.
Ирина Кучеренко: Хотела научиться писать качественные уроки, за которые мне бы не было стыдно
Учитель английского языка Пушкинской школы № 1500
— С «МЭШ» я познакомилась около двух лет назад — в сентябре 2017 года, когда проект появился в нашей школе. Тогда у нас начались курсы, на которых мы занимались около трех месяцев. Меня проект заинтересовал, захотелось работать по-новому.
До этого для урока приходилось подгружать какие-то презентации, отдельно скачивать видеоролики, а на занятии нужно было сначала включать одно, затем переключаться на другое. На это уходило очень много времени. С появлением «МЭШ» весь материал можно объединить. Это очень удобно, замечательное подспорье для учителя.
Конечно, сначала у меня ничего не получалось. Допустим, свой первый урок я писала около трех месяцев, а теперь на его создание я трачу около двух недель. Сначала я подробно продумываю план, потом делаю презентацию. Каждый слайд я проверяю на интерактивной панели, чтобы это смотрелось идеально. Бывает, что я дорабатываю уроки, которые уже загружены в базу. В открытой библиотеке находятся 65 моих уроков по английскому языку, четыре метапредметных урока, созданных с группой учителей, а также три электронных учебных пособия.
Сейчас больше пишу сценарии занятий для начальной школы, детям это очень интересно. Практически каждое задание стараюсь сделать интерактивным, потому что ребят это сильно мотивирует. Повышается и качество знаний, так как дети лучше воспринимают визуализированный материал. Кроме того, свои уроки я прикрепляю как домашние задания. Ребенок их может открыть дома, чтобы еще раз все посмотреть. Материалы доступны и родителям, чтобы они могли понять, что требуется изучить.
Кстати, с родителями сразу наладилась прямая связь после появления электронного журнала. В любой момент мы можем друг другу написать, задать какой-то вопрос. Родитель видит все оценки ребенка. А я к каждой отметке могу прикрепить свой комментарий — например, как-то похвалить ученика. Это очень приятно, особенно в начальной школе. Полгода назад у меня был открытый урок для родителей. Все были очень довольны. И даже говорят, что сейчас бы они знали английский язык по-другому, если бы им так преподавали.
Конечно, я пользуюсь и наработками моих коллег. Использую их материалы в своих уроках, общаюсь с другими учителями. Считаю, делиться опытом — очень интересно, а с помощью «МЭШ» это можно делать дистанционно.
До внедрения проекта я компьютером практически не пользовалась. Мне было очень сложно создавать презентации. А сейчас ко мне подходят коллеги и просят научить что-то делать на компьютере. Это даже немного смешно. С появлением «МЭШ» повысились и мои знания в сфере информационных технологий.
На данный момент я пишу электронно-учебное пособие по устной части экзамена для девятых классов. Сейчас оно находится на модерации, дорабатываются моменты. В прошлом году я делала отдельные уроки для 11-го класса и поняла, что моим детям они очень помогли при сдаче ЕГЭ. С помощью «МЭШ» можно создать визуально картину проведения экзамена. Ребенку будет психологически легче сдать настоящий и получить больше баллов.
Сейчас у меня 11 грантов за работу в проекте, но изначально я не ставила цели их получить. Я хотела научиться работать по-новому и научиться писать качественные уроки, за которые мне бы не было стыдно. Я еще учусь и тренируюсь, не могу сказать, что я на 100 процентов довольна тем, что у меня есть. Библиотека проекта уже в открытом доступе для всех. Если раньше уроки могли просматривать только зарегистрированные пользователи, то теперь любой человек может зайти. «МЭШ» развивается с огромной скоростью, и я вместе с ним.
Ксения Гладникова: Дети любят гаджеты, а родители стараются не отставать
Мама ученика девятого класса
— Приложения «МЭШ» и электронный дневник установлены и у меня, и у моего ребенка. Электронный дневник я просматриваю практически каждый день — слежу за оценками и тем, что задают на дом. Конечно, это удобно — оценка видна сразу, как только ее поставил учитель. Здесь же высчитывается средний балл, это особенно важно к концу триместра. По нему понимаешь, где нужно поднажать и что нужно сделать.
Если ребенок пропустил занятия в школе из-за болезни, то мы стараемся вместе просматривать в «МЭШ» уроки по всем предметам. Особенно если была новая тема. Кроме того, в «МЭШ» можно напрямую взаимодействовать с педагогами.
Дети любят гаджеты, им нравится все новое, а родители стараются не отставать. Естественно, когда можно учиться на базе чего-то нового, интересного, современного и высокотехнологичного, это имеет успех, особенно у детей.
Тимофей Гладников: «МЭШ» позволяет увидеть полную картину
Ученик девятого класса школы № 1532
— Впервые о «Московской электронной школе» я узнал от мамы. Она мне и показала сам проект. Потом в школе поставили электронные доски — и началась работа с «МЭШ». К этому я привык очень быстро, даже не заметил особой разницы, стало только удобнее. Мы не только смотрим видео, но и выполняем интерактивные задания — например, тесты. Это очень удобно, так как ты сразу видишь результат. Также на уроках используем электронную доску как обычную панель, где можно писать.
Чтобы восполнить какие-то пробелы, например, если я пропустил занятия по болезни, я захожу в библиотеку «МЭШ» и ищу сценарии уроков по пропущенным темам. Причем от разных учителей, чтобы увидеть разные мнения и точки зрения. Этим я довольно часто пользуюсь. Раньше был только один учебник, где представлено только одно мнение. Сейчас я могу увидеть полную картину. Также в электронной библиотеке беру учебники для занятий.
Кроме того, я практически каждый день захожу в электронный дневник. В нем смотрю домашние задания и свои оценки — допустим, за самостоятельную работу, — чтобы знать, нужно ли готовиться и что-то исправлять. Это достаточно удобно, стало даже проще учиться. Если меня не было в школе, я могу сам посмотреть, что задано на завтра. Также я прохожу в «МЭШ» самодиагностику. Это позволяет увидеть, что я забыл за это лето, какие предметы нужно подтянуть.
Родители могут полностью контролировать мой учебный процесс, но я хорошо учусь, и мне нечего скрывать. Сейчас я увлекся робототехникой, делал проект — робот-сортировщик мусора, — выступал с ним на IV открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» в этом году, а также стал призером и победителем на некоторых других конкурсах. Когда я готовил проект, я в том числе использовал видеоуроки в «МЭШ».
МЭШ для детей и родителей
Уважаемые родители!
Хотим напомнить о ключевом функционале, который доступен и пользователям «Московской электронной школы» со стажем, и тем, кто только знакомится с возможностями МЭШ.
Поэтому для вашего удобства подготовили ряд материалов, которые позволят вам быстрее освоиться в работе с основными сервисами МЭШ и глубже узнать об их полезных функциях.
Московская электронная школа сегодня – это современная цифровая образовательная платформа, на основе которой учащиеся, родители и педагоги могут эффективно взаимодействовать для решения учебных задач.
Среди ключевых сервисов:
Подробнее об авторизации во всех сервисах МЭШ вы можете узнать здесь.
Памятку со всеми способами регистрации детей на mos.ru для получения доступа к сервисам МЭШ можно скачать здесь.
Электронный Дневник МЭШ (веб-версия) позволяет быть в курсе оценок, расписания, домашних заданий, получать информацию о предстоящих контрольных работах. В нём можно ознакомиться с учебным планом на год вперед и многое другое.
В новом учебном году в Дневнике МЭШ добавился ряд обновлений, которые сделали его еще более незаменимым и универсальным помощником в учебе и внеурочной жизни. Для получения подробной информации о функционале смотрите в нашем видеообзоре.
Мобильная версия дневника – мобильное приложение «Дневник МЭШ» – позволит в любом месте и в любое время быть в курсе успеваемости, посещения школы и питания вашего ребенка. Его функционал постоянно расширяется.
Подробное описание обновлений и возможностей приложения вы найдете в серии роликов:
Авторизация по смс, настройка времени push-уведомлений об оценках и домашнем задании, цветовая тема и компактный режим расписания в мобильном приложении «Дневник МЭШ»:
«Москвёнок» в мобильном приложении «Дневник МЭШ»:
Обновления в разделе «Задания» в мобильном приложении «Дневник МЭШ»:
Программа обучения, новости и общение в мобильном приложении «Дневник МЭШ»:
Дистанционные уроки в МЭШ
Если обучение проходит в дистанционном режиме, родителям и школьникам больше не придется искать в чатах или в электронной почте ссылки на сторонние ресурсы для проведения онлайн-уроков. Для планирования, информирования и организации уроков используется платформа Microsoft Teams, которая встроена прямо в интерфейс МЭШ.
Доступ к кнопке перехода на урок находится в электронном Дневнике в расписании. Выполнить вход в виртуальный класс можно только через личную учётную запись школьника.
Участие в дистанционном уроке: Подключение к дистанционному уроку: