Проект байтерек что это
Проект байтерек что это
Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин и министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан Багдат Мусин 31 октября 2020 года подписали в Москве протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Республики о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса «Байтерек». Таким образом, были закрыты все имевшиеся ранее разногласия между сторонами, и проект «Байтерек» перешёл в стадию практической реализации.
В рамках процедуры был также подписан контракт на оказание услуг по созданию комплекса «Байтерек», который в свою очередь подписали генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») Андрей Охлопков и генеральный директор АО «Совместное Казахстанско-Российское предприятие „Байтерек“» Куат Мустафинов.
Напомним, соглашение, подписанное 22 декабря 2004 года главами правительств России и Казахстана Михаилом Фрадковым и Даниалом Ахметовым, определяет основные условия сотрудничества сторон при создании и совместном использовании нового экологически безопасного космического ракетного комплекса «Байтерек» на базе объектов наземной космической инфраструктуры космодрома Байконур в целях выполнения коммерческих космических программ и проектов, а также реализации национальных космических программ Республики Казахстан и Российской Федерации.
«Роскосмос» приступил к строительству в Казахстане комплекса «Байтерек» для РН «Союз 5»
Российская сторона приступила к выполнению своих обязательств по строительству совместного с Казахстаном космического комплекса «Байтерек». Об этом 17 апреля заявил представитель государственной корпорации «Роскосмос» в республике Казахстан.
Корпорация «Роскосмос» приступила к производству в России ракеты-носителя среднего класса «Союз 5″** (обязательства РФ), под которую и планируется построить наземный ракетный комплекс «Байтерек» (обязательства Казахстана).
При строительстве комплекса будут задействованы многие казахстанские предприятия и созданы новые рабочие места.
Ранее, 22 августа 2018 года, в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2018» было заключено российско-казахстанское соглашение по космическому ракетному комплексу (КРК) «Байтерек».
Комплекс планируется создать на базе площадки космодрома № 45. Площадка включает две пусковые установки: используемую в рамках международного проекта «Наземный старт» и разрушенную аварией 1990 года.
* Космический ракетный комплекс «Байтерек» (КРК «Байтерек»; каз. «Бәйтерек» — «большое богатое дерево» или «тополь», в переносном смысле — «древо жизни») — стартовавший в 2004 году совместный проект Казахстана и России по созданию организационно-технической структуры для выведения космических аппаратов с космодрома Байконур экологически чистыми ракетами-носителями «Союз-5».
Для реализации проекта было создано совместное предприятие. 4 марта 2005 года вышло постановление Правительства Республики Казахстан № 207 об учреждении акционерного общества «Совместное Казахстанско-Российское предприятие «Байтерек» Учредителями СП Байтерек стали:
В августе 2017 года на уровне межправительственной комиссии по Байконуру стороны приняли решение об исключении объектов наземной инфраструктуры КРК «Зенит-М» из арендуемых Россией и передаче их Казахстану. Таким образом, будущий космический ракетный комплекс «Байтерек» будет собственностью Казахстана в отличие от других объектов космодрома, находящихся в аренде у РФ.
Проект байтерек что это
Космический ракетный комплекс «Байтерек», предназначенный для пусков перспективного носителя среднего класса «Союз-5», находится на этапе завершения эскизного проектирования и имеет крайне сжатые сроки реализации. Проект включен в планы совместной работы двух стран, и к нему приковано пристальное внимание руководства России и Казахстана.
История практического освоения космического пространства имеет чуть более чем полувековой срок, что по меркам цивилизации крайне мало. И основой космической экспансии человечества стал легендарный Байконур. После того как с него были успешно запущены Первый искусственный спутник Земли и первый пилотируемый корабль, космодром навсегда оказался связан с мировой историей человечества. Байконур, введенный в эксплуатацию в 1957 г., является одним из старейших космодромов в мире, а также крупнейшим действующим. Он занимает площадь 6717 км².
После распада СССР в 1991 г. космодром оказался на территории Республики Казахстан. Благодаря стратегическому партнерству Российской Федерации и Республики Казахстан, инфраструктура Байконура была сохранена и продолжала развиваться. 10 декабря 1994 г. был подписан основополагающий договор между Правительством России и Правительством Республики Казахстан об аренде комплекса «Байконур» до 2024 г. А сегодня окончание аренды космической гавани перенесено на 2050 год.
В мире успешно продолжается освоение ближнего и дальнего космоса. И если в период до 1990-х годов большинство запусков осуществлялось в интересах национальной безопасности и государственных задач, стимулировалось космической гонкой между СССР и США, то изменение геополитической обстановки и распад Советского Союза привели к снижению общего числа пусков в 1990-х и 2000-х годах. Однако если рассматривать мировой космический рынок без учета пусков оборонных ведомств, то количество запусков начиная с 1980-х годов растет, в первую очередь в связи с развитием коммерческого рынка.
На стыке времен
В период с 1957 г. по 1965 г. Байконур был единственным космодромом СССР. После ввода в эксплуатацию космодрома Плесецк и в связи со спецификой большинства запускаемых полезных нагрузок того времени значительная часть пусков была переведена на этот космодром. Тем не менее загрузка Байконура оставалась значительной: годовая численность пусков достигала 48, а среднее количество стартов в период с 1957 г. по 1991 г. составило 28 в год.
После распада СССР число пусков с космодрома Плесецк значительно (в 3.4 раза) сократилось: с 57 стартов в год в 1981–1990 гг. до 17 запусков в 1991–2000 гг. На космодроме Байконур в связи с более широким спектром запускаемых полезных нагрузок среднее годовое количество пусков уменьшилось только в 1.7 раза: с 37 в год за период 1981–1990 гг. до 22 в год за период с 1991 г. по 2000 г. Это свидетельствует об устойчивой востребованности потенциала космодрома Байконур и запускаемых с него ракет-носителей.
Востребованность Байконура на рубеже XX и XXI веков обусловлена широкой номенклатурой запускаемых ракет. Это и легкий класс, представленный носителем типа «Циклон» и другими, и средний класс, внесший самый значимый вклад в развитие космонавтики, воплотившийся в линейку ракет Р-7 — «Восток» — «Восход» — «Молния» — «Союз» — «Союз-2», а также уникальный комплекс «Зенит», и тяжелый класс, представленный «Протоном». Кроме того, на космодроме длительное время действовали пусковые установки других ракет.
После становления независимости России и Казахстана многие космические ракетные комплексы (КРК) были выведены из эксплуатации по различным причинам: политическим (КРК «Циклон» и «Зенит-М» украинской разработки и производства прекратили свое функционирование из-за охлаждения отношений между Россией и Украиной), экономическим (ПТКС «Энергия-Буран» оказалась слишком затратной и невостребованной), техническим (самый известный «Гагаринский старт» для ракет семейства «Союз» приостановил свою пусковую деятельность ввиду перехода России на новые носители «Союз-2» и ожидает решения вопроса о своей модернизации). Были сняты с эксплуатации и ракетные комплексы шахтного базирования.
В результате последние два десятка лет основную загрузку космодрому обеспечивали запуски ракет «Союз-2» с миссиями к МКС, а также старты «Протонов» с автоматическими космическими аппаратами (АКА).
С учетом того, что ракета-носитель «Протон-М» использует токсичные компоненты ракетного топлива, Россия и Казахстан пришли к соглашению о поэтапном сокращении пусков ракет этого типа и об их завершении в 2025 г. Таким образом, к 2025 г. на космодроме Байконур из наследия СССР останется только пусковая установка № 6 площадки 31, предназначенная для запуска носителей «Союз-2» в пилотируемом и непилотируемом вариантах.
Понимание этой «перспективы» заставляет российскую и казахстанскую стороны предпринимать ряд мер, направленных на дополнительное развитие региона и комплекса «Байконур».
В качестве мер стимулирования, по инициативе казахстанской стороны, были выведены из состава арендуемых около 12 тыс. га земли космодрома вблизи поселков Акай и Тюратам. На этой территории планируется развивать частное предпринимательство. С 2017 г. ведется программа по утилизации неиспользуемых объектов комплекса «Байконур», подписаны совместные документы по развитию города и привлечению инвестиций.
Однако основой существования Байконура был и остается космос. В целях укрепления сотрудничества России и Казахстана в области космонавтики, создания на космодроме рабочих мест, лидеры двух стран приняли решение о строительстве на Байконуре современного космического ракетного комплекса «Байтерек».
Совместными усилиями
История совместного российско-казахстанского проекта по созданию инфраструктуры для запуска космических аппаратов с космодрома Байконур экологически чистыми ракетами-носителями (проект «Байтерек») началась с подписания Президентом России и Президентом Казахстана Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур». Стороны договорились разработать и возвести на космодроме космический ракетный комплекс с высоким уровнем экологической безопасности.
Основным принципом проекта являлась его совместная реализация: российская сторона создает перспективное средство выведения на экологически чистом топливе, а казахстанская — наземную инфраструктуру для его запусков. При этом для российской стороны преимуществом такого решения являлось снижение затрат на реализацию проекта и получение дополнительной стартовой площадки для перспективной ракеты, а казахстанской оно дало возможность создания собственной современной наземной космической инфраструктуры (НКИ) для средств выведения, а также сохранения востребованности космодрома Байконур.
Изначально проект планировалось реализовывать на базе ракеты «Ангара», однако впоследствии, в 2018 г., он был переориентирован на «Союз-5». Принятие такого решения позволило дополнительно оптимизировать расходы, в первую очередь, казахстанской стороны, в связи с тем, что создание наземной космической инфраструктуры осуществлялось не с нулевой отметки, а путем модернизации существующих объектов НКИ из состава КРК «Зенит-М».
По статистике, в мире средний срок создания КРК сопоставимого с «Союзом-5» класса составляет не менее 8 лет. При этом стоимость может достигать 10 млрд долл. США. Создание нового комплекса на базе существующего КРК «Зенит-М» позволяет снизить сроки возведения объектов, начала летных испытаний и значительно уменьшить общую стоимость разработки ракеты-носителя и модернизации объектов НКИ.
С учетом того, что в постсоветский период заметную часть загрузки космодрома Байконур формировали коммерческие пуски (в первую очередь, носителей «Протон»), целесообразным было создание ракеты-носителя, отвечающей современным требованиям коммерческого рынка. Ракета «Союз-5», занимая по грузоподъемности позицию между «Союзом-2» и «Протоном-М», должна стать востребованным средством выведения, поскольку в сегменте средств выведения среднего и тяжелого классов в последнее десятилетие осуществлялось наибольшее количество пусков: в среднем за год — 37 и 19 соответственно.
Принимая во внимание
Таким образом, в реализации проекта «Байтерек» есть несколько факторов, которые позволяют ожидать от него эффективности, включая экономическую составляющую:
Помимо этого, Госкорпорацией «Роскосмос» и Аэрокосмическим комитетом Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (Казкосмос) было согласовано решение о применении конфигураций ракеты-носителя «Союз-5» на Байконуре с двумя видами головных обтекателей и двумя типами разгонных блоков. Такое решение делает новый носитель более гибким на международном рынке пусковых услуг и позволяет предлагать потенциальному заказчику значительно более широкий спектр возможностей по выведению полезных нагрузок.
Проект по созданию ракеты «Союз-5» активно реализуется: к настоящему моменту завершаются проектные работы; изготовлены и успешно прошли огневые испытания два двигателя первой ступени РД-171МВ (рис. 6); изготовлен опытный образец бака окислителя первой ступени «Союза-5», и с успехом состоялись его статические испытания (рис. 7); в фазе активной реализации находятся работы по другим составным частям перспективной ракеты-носителя.
Проект «Байтерек», неразрывно связанный с проектом «Союз-5», в настоящий момент находится на этапе завершения эскизного проектирования и имеет крайне сжатые сроки реализации. К нему приковано пристальное внимание руководства России и Казахстана. Неслучайно данный проект является единственным в области космоса, который включен в планы сотрудничества двух стран. Косвенным признаком такого статуса является предложение Президента РФ В. В. Путина о переименовании проекта из «Байтерека» в «Назарбаевский старт» — в честь первого президента Казахстана, давшего жизнь этому проекту.
Одним из самых важных условий реализации проекта является закрепленный в контрактных обязательствах объем работ, который должен быть выполнен национальными компаниями Казахстана.
В настоящее время предприятия космической промышленности, задействованные в проекте, предпринимают максимальные усилия, чтобы даже с учетом изменений окружающей действительности, связанных с эпидемиологической обстановкой, а также затруднений экономического характера, реализовать проект в установленные сроки с высокой степенью надежности и качества.
Причиной ответственного подхода к делу является убежденность сторон, что проект «Байтерек» — это будущее Байконура, залог дружбы и сотрудничества России и Казахстана в области освоения космического пространства, основа для совместного ведения коммерческой деятельности, реализации жизненно важных национальных проектов.
Проект «Байтерек» является выгодным для обеих сторон: для России он позволяет ускорить процесс начала летных испытаний и вывода на рынок нового изделия — носителя «Союз-5», а для Казахстана — сформировать в стране новые компетенции, сохранить и развить исторически и стратегически значимый объект — Байконур, а также изменить статус государства на космическом рынке: перейти от роли арендодателя космической инфраструктуры к роли полноценного оператора.
«Каждый «пилит» свой бюджет». Есть ли будущее у «Назарбаевского старта»?
Проект казахстанско-российского ракетно-космического комплекса, разговоры о строительстве которого на Байконуре ведутся полтора десятилетия, всё еще далек от реализации. Эксперты скептически оценивают перспективы комплекса, который в прошлом месяце переименовали в честь бывшего президента Казахстана — в «Назарбаевский старт».
Неоднократный перенос сроков реализации, смены типа ракет-носителей, увеличение бюджета, невыполненные обещания — всё это сопровождает планы Казахстана и России построить совместный ракетно-космический комплекс на космодроме Байконур, арендуемом Москвой. История остающегося на бумаге проекта, который до сентября этого года назывался «Байтерек», а затем по инициативе президента России Владимира Путина был переименован в «Назарбаевский старт» — с согласия бывшего президента Нурсултана Назарбаева, — насчитывает 15 лет.
— Насколько вообще Россия искренна в своих намерениях сотрудничать с Казахстаном в космической сфере? Мне кажется, что этот проект — некий способ вроде как поманить Казахстан, держать его на коротком поводке, периодически ему что-то обещать, но толком ничего не давая взамен, чтобы Казахстан не ушел от России, — говорит Азаттыку российский эксперт по космонавтике Вадим Лукашевич.
Изначально комплекс задумывался под российскую ракету-носитель «Ангара» с кислородно-керосиновыми двигателями (это первая тяжелая ракета, разработанная в России после распада СССР), которая призвана была заменить «Протоны», использующие токсичное топливо гептил. Казахстан, как изначально заявлялось, должен был вложить в модернизацию стартовой площадки 245 миллионов долларов, а Россия в производство ракеты — 500 миллионов долларов. В 2014 году после испытаний «Ангары» на российском космодроме Плесецк ракету решили доработать.
Одновременно российская сторона начала строить стартовую площадку под эту ракету на космодроме Восточный в Амурской области. Стороны договорились продолжить совместный проект на базе ракеты-носителя «Зенит», которая собиралась в Украине. Но в 2014 году комплектующие «Зенита» стали недоступными для России — после аннексии Крыма и поддержки Москвой воюющих с правительственными войсками Киева сепаратистов в Восточной Украине. Российская сторона вновь предложила «Ангару», в последующем изменив ее на ракету «Сункар», а затем на «Союз-5». Спустя 15 лет с момента объявления проекта Казахстан еще не приступил к строительству комплекса, а Россия по-прежнему только разрабатывает ракету-носитель под него.
По мнению Вадима Лукашевича, «стороны не заинтересованы в практической реализации проекта и он носит больше декларативный характер».
— Есть некий проект, в рамках которого рабочие группы с обеих сторон встречаются, что-то обсуждают и утверждают, периодически переносят сроки. Происходит вялотекущая организационно-бумажная работа, которая не выливается ни во что конкретное. Это позволяет двум сторонам делать деньги на этой теме, помогая друг другу в этом процессе. То есть каждый «пилит» свой бюджет, и это устраивает всех, кто задействован в этом проекте, — считает Вадим Лукашевич.
ЦЕНА ВОПРОСА
В 2005 году Казахстан и Россия создали совместное предприятие «Байтерек» для реализации проекта. Казахстанская сторона в том же году выделила этому предприятию бюджетный кредит на 223 миллиона долларов на 19 лет по ставке 0,5 процента с пятилетним льготным сроком погашения. Из этих средств примерно 80 миллионов долларов были затрачены на разработку технико-экономического обоснования и других проектных документов для строительства, сообщил в 2015 году Талгат Мусабаев, возглавлявший в то время аэрокосмический комитет министерства по инвестициям и развитию. До этого, в 2012 году, Мусабаев говорил, что бюджет проекта вырос до 1,64 миллиарда долларов.
В 2018 году Казахстан в рамках проекта вывел из российской аренды объекты ракетного комплекса «Зенит» на Байконуре. На содержание этих объектов в прошлом году страна направила из бюджета более 1,2 миллиарда тенге (более трех миллионов долларов по нынешнему обменному курсу).
На реконструкцию инфраструктуры казахстанская сторона, как сообщил Азаттыку генеральный директор предприятия «Байтерек» Куат Мустафинов, планирует затратить в общей сложности 283 миллиона долларов. В «Байтереке» говорят, что на конец сентября этого года завершены работы по разработке технико-экономического обоснования проекта; получены положительные заключения отраслевой, экологической и комплексной вневедомственной экспертиз. В настоящее время материалы ТЭО проходят экономическую экспертизу.
СОСТОИТСЯ ЛИ ПУСК?
Первый пуск с «Назарбаевского старта» обещают в 2023 году (ранее в планах значился 2022 год). Однако эксперты смотрят на эти планы со скепсисом.
— Сейчас казахстанской стороне придется в рамках проекта переделывать стартовый комплекс «Зенита» под еще не созданный «Союз», потеряв тем самым возможность запускать «Зениты». Казахстану, если исходить из его реальных интересов, нужно, прежде всего, научиться работать с тем, что уже создано, использовать то, что уже летает, не втягиваясь в долгоиграющие проекты с большими затратами, — говорит Нурлан Аселкан, главный редактор казахстанского журнала «Космические исследования и технологии».
Российский эксперт Лукашевич считает проект бесперспективным и полагает, что Нур-Султану не следует «завязываться» на Москве.
— Рано или поздно Россия с Байконура уйдет, поэтому Казахстану развивать космодром или делать проекты, как например этот, с привязкой только к России неперспективно. Не нужно на России завязываться как на основного, главного и стратегического партнера. Альтернатива — это участие Казахстана в международных проектах, где Россия тоже будет в качестве одного из партнеров, но не более. Если все яйца сложить в российскую корзину, ничего у Казахстана не получится ни с Байконыром, ни с «Назарбаевским стартом». И эти 15 лет, которые длится проект, это всё и демонстрируют, — убежден Вадим Лукашевич.
Нурлан Аселкан говорит, что вне зависимости от того, заработает российско-казахстанский проект или нет, дальнейшая судьба Байконура остается тревожной, потому что значительная его часть Россией не используется, инфраструктура ветшает, а условия российской аренды исключают иностранные инвестиции в космодром.
— Байконур нуждается в спасении, и если Казахстан не спасет его, то к 2050 году (срок окончания аренды), или ранее того, страна получит руины. Поэтому сейчас обсуждается идея создать на базе Байконура международный космопорт, в котором найдут свое место и Россия, и другие страны, возможно, под эгидой ООН. От аренды надо уходить, потому что ее сегодняшний формат исключает международное сотрудничество и приход любого инвестора. Пока действует аренда, даже Казахстан как собственник не может сегодня взять и построить какой-либо объект на космодроме или в городе Байконыр без согласия российской стороны. Хотя потребность в модернизации огромная, инфраструктура обветшала. Есть заинтересованность в новом формате Байконура у возможных новых партнеров. И это ни в коем случае не противостояние России, а совместное сотрудничество, наполненное новым содержанием, — делится Нурлан Аселкан дальнейшим видением развития казахстанского космодрома.
На совместном предприятии «Байтерек» настроены оптимистично.
«Реализация проекта позволит дать второе дыхание космодрому Байконур, создать рабочие места в высокотехнологической сфере для жителей города Байконыр и выйти Казахстану на мировой рынок коммерческих пусков, позволив предлагать услуги для запуска космических аппаратов в интересах различных отраслей Казахстана», — сообщил в письменном ответе на запрос Азаттыка гендиректор предприятия Куат Мустафинов.
«НАЗАРБАЕВСКИЙ СТАРТ» И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ
Скепсис экспертов по поводу запусков с «Назарбаевского старта» связан еще и с тем, что российская космонавтика сейчас переживает непростые времена. В 2018 году Москва, десятилетиями удерживавшая лидерство по количеству коммерческих пусков, уступила Пекину и Вашингтону. Китай запустил 38 ракет (два старта были неудачными), США — 31, Россия — 17. Один из пусков, с космодрома Байконур, был неудачным. 11 октября произошла авария ракеты «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-10», космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг выжили.
Проект байтерек что это
Космический ракетный комплекс «Байтерек» (далее – КРК «Байтерек») – комплекс, предназначенный для запусков космических аппаратов перспективной российской ракетой-носителем среднего класса, создание которой предусмотрено Федеральной космической программой Российской Федерации на 2016-2025 годы, с высоким уровнем экологической безопасности.
Создание инфраструктуры КРК «Байтерек» будет осуществляется на базе объектов наземной инфраструктуры КРК «Зенит-М» космодрома «Байконур» и перспективной PH среднего класса «Союз-5».
В состав КРК «Байтерек» будут входить следующие составные части:
— ТК РН/РКН, создаваемый на базе технологического оборудования, сооружений и технических систем реконструируемого и модернизируемого ТК «Зенит-М»;
— СК, создаваемый на базе технологического оборудования, сооружений и технических систем реконструируемого и модернизируемого СК «Зенит-М»;
— система телекоммуникационного и информационного обеспечения (сокращённое наименование – СТИО) и другие объекты обеспечивающей инфраструктуры КРК «Байтерек».
— районы падения отделяющихся частей РН (блока 1-ой ступени и ГО) на территории Республики Казахстан (привлекаемые) (сокращенное наименование – РП ОЧ РН);
В обеспечение создания КРК «Байтерек» 31 октября 2020 года подписан Контракт на оказание услуг по созданиюКРК «Байтерек» между Головной организацией-разработчиком КРК «Байтерек» АО «ЦЭНКИ» и АО «СП «Байтерек».
В настоящее время проект создания КРК «Байтерек» перешел в стадию практической реализации.
В соответствии с утвержденными документами создание КРК «Байтерек» и его составных частей должно завершиться вводом в эксплуатацию до конца 2023 года по результатам летных испытаний в составе КРК «Союз-5».