Проект 5 100 что это значит

Проект 5 100 что это значит

Перед системой российского высшего профессионального образования, включающей в себя университеты с многолетней историей и международной известностью, стоит непростая задача – соответствовать современным темпам мирового развития, не теряя при этом славных академических традиций.

Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров призван способствовать наращиванию научно-исследовательского потенциала российских университетов, укреплению их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг.

Работа по Проекту, рассчитанному на семь лет, началась в мае 2013 года в соответствии с положениями Указа № 599 Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Проект 5 100 что это значит

Запуск Проекта 5-100 стал новым вектором в процессе модернизации российского высшего образования. В числе предыдущих инициатив руководства Российской Федерации, реализованных в последние десятилетия и уже показавших свою эффективность, – создание федеральных университетов и национальных исследовательских университетов.

По решению Правительства Российской Федерации весной 2013 года был образован Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров – постоянно действующий международный совещательный орган, созданный для рассмотрения вопросов развития ведущих российских университетов. Совет является главным управляющим органом Проекта. В состав Совета вошли иностранные и российские представители научно-академического сообщества, государственные деятели, ответственные за реформы в образовании, признанные мировые эксперты и исследователи проблем высшего образования.

Международный Совет рассматривает отчеты вузов по реализации планов мероприятий, дает предложения по объемам финансирования, а также готовит для Минобрнауки России рекомендации о продолжении предоставления поддержки университетам Проекта.

Университеты, отобранные по результатам открытого конкурса, представили членам Совета к защите свои «дорожные карты» – планы мероприятий по реализации программ повышения конкурентоспособности, включающие в себя:

Фотографии с заседаний Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

В университетах – участниках Проекта, ведущих прорывные научные исследования и разработки, создается новая система управления, способная оперативно решать задачи, связанные с интеграцией российских вузов в мировое образовательное пространство. Одним из элементов реформы управления стало появление в каждом университете международного совета, призванного обеспечивать развитие университета в части повышения его международной конкурентоспособности.

Проект побудил российские университеты к более активным действиям на международном уровне и повысил узнаваемость того лучшего, что Россия может предложить на глобальном рынке образовательных услуг.

Итогом Проекта должно стать появление в России к 2020 году группы современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных соответствовать мировым тенденциям развития и мобильно реагировать на глобальные изменения.

О позициях ведущих российских университетов-участников Проекта 5-100 в мировых рейтингах вы можете узнать на нашем сайте в разделах Новости и Рейтинги.

Источник

Проект 5 100 что это значит

Проект 5 100 что это значит

В этом году завершается Проект 5-100 – государственная программа, направленная на повышение конкурентоспособности российских университетов, основной целью которой было вхождение 5 российских вузов в топ-100 мировых рейтингов.

Стоит отметить, что по итогам программы именно в рейтингах QS и THE оказалось наибольшее число вузов-участников проекта. Это может объясняться относительной простотой попадания в эти рейтинги за счет корректировки таких индикаторов, как соотношение студентов и преподавателей, доля иностранных студентов и преподавателей, публикационная активность. ARWU опирается на более фундаментальные показатели, которые сложно изменить за 5 лет. Как следствие, в этом рейтинге представлено минимальное число российских вузов.

Участники программы получали дополнительное финансирование в зависимости от группы, в которую они входили.

Тем не менее, Проект 5-100 мотивировал многие российские вузы (не только его участников) задуматься о том, какое место университеты России занимают в мировой системе координат, как они соотносятся с лучшими мировыми практиками и эталонами, оценить свои сильные стороны и определить зоны роста и возможностей. Несмотря на скептический настрой, который был заметен на старте проекта, многим университетам удалось начать интенсивное движение к международным стандартам.

Мы поинтересовались мнением экспертов и представителей российских вузов, насколько успешным они считают Проект 5-100, и узнали, какими им видятся дальнейшие шаги по развитию конкурентоспособности российских вузов.

Проект 5 100 что это значит

Участие в Проекте 5-100 позволило Самарскому университету переосмыслить стратегию своего развития и переориентировать работу на то, чтобы продвигать свои образовательные программы и результаты исследований на международной арене и выстраивать эффективные коллаборации с зарубежными университетами.

Проект 5 100 что это значит

Для Высшей школы экономики участие в Проекте 5-100 стало серьезной возможностью формулировать свои стратегические цели и совершенствовать инструменты развития, сопоставляя их с практиками сильнейших университетов мира. Совместное продвижение российских университетов в глобальные рейтинги, на мой взгляд, уже принесло довольно значимые результаты не только самим вузам и работающим в них преподавателям и ученым, но, безусловно, и нашим студентам, и аспирантам, чье обучение и профессиональное становление происходит в международно признанном контексте. Все это несомненно способствовало укреплению глобальных позиций отечественного образования и науки, что демонстрируют известные статистические индикаторы. На реализацию задач Проекта 5-100 в нашем университете работали все подразделения, и продвижение Вышки в международных рейтингах — результат усилий всего коллектива.

Одним из инструментов развития, который доказал свою результативность, стало формирование центров передовых исследований на базе крупных научных подразделений, успешно сочетающих фундаментальные и прикладные исследования с образовательной деятельностью. Такой статус, в частности, в 2014 году приказом ректора был присвоен Институту статистических исследований и экономики знаний, который уже в течение почти двух десятилетий занимается исследованиями сферы науки, технологий, инноваций, цифровой экономики, образования. Поставленные перед нами новые задачи отвечали стратегии развития Института: мы всегда старались привлекать сильные кадры и кооперировать с ведущими российскими и зарубежными исследовательскими коллективами, постоянно наращивали арсенал научных методов и расширяли спектр исследовательских компетенций и, конечно, стремились к национальному и международному лидерству. Участие в Проекте 5-100 придало серьезный импульс развитию нашей деятельности, причем не только в сложившихся, но и в новых направлениях. В качестве наиболее значимого результата прежде всего отмечу создание с вовлечением талантливой молодежи нескольких научных школ: статистики науки, технологий, инноваций и цифровой экономики; форсайт-исследований и долгосрочного прогнозирования; исследований и проектирования доказательной научно-технической и инновационной политики. Безусловно, ключевой приоритет — трансляция результатов передовых исследований в образовательный процесс.

Уверен, что наиболее действенные инструменты продвижения в глобальные рейтинги вузы продолжат использовать в своей практике и по окончании Проекта 5-100. Например, вдохновившись опытом участия в конкурсах мегагрантов в рамках реализации постановления №220 (считается предшественником Проекта 5-100), Вышка продолжила создавать международные лаборатории уже собственными силами.

Источник

Вузы из проекта «5–100» так и не вошли в топ-100 международных рейтингов

Проект 5 100 что это значит

Ни один российский университет из числа участников программы по повышению конкурентоспособности вузов «5–100» не вошел в первую сотню институциональных рейтингов ведущих мировых университетов, то есть британских QS, THE, китайского ARWU. Об этом говорится в аналитическом докладе Счетной палаты (есть у РБК), посвященном анализу эффективности господдержки отечественных университетов в рамках проекта.

К 2020 году пять отечественных вузов должны были войти в топ-100 мировых рейтингов, согласно одному из майских указов Владимира Путина, подписанных в 2012 году.

В первую сотню вузов двух мировых рейтингов в 2020 году попал лишь МГУ — 89-е место в рейтинге QS, 93-е место в рейтинге ARWU; в рейтинге THE он 189-й. Однако МГУ не был участником проекта «5–100».

Проект 5 100 что это значит

За семь лет реализации проекта «5–100» на него было выделено из бюджета 80 млрд руб., говорится в отчете аудиторского ведомства.

Что такое проект «5–100»

В проекте по повышению конкурентоспособности российских вузов принял участие 21 вуз — НИУ ВШЭ, ИТМО, МИСиС, Университет Лобачевского, Томский государственный университет и другие.

За реализацию проекта отвечало Министерство науки и высшего образования. Также организатором проекта выступал Международный совет по повышению конкурентоспособности, в который входили вице-премьер Татьяна Голикова, заместитель министра финансов, а в последующем глава Минобразования Михаил Котюков, глава Сбербанка Герман Греф и другие.

Несмотря на то что ключевой показатель не был достигнут, аудиторы и эксперты отмечают, что проект существенно повлиял на развитие вузов-участников и системы российского высшего образования в целом. Кроме того, восемь вузов — участников проекта вошли к 2020 году в первую сотню международных предметных рейтингов.

В чем отличие институционального рейтинга от предметного

Мировые институциональные рейтинги показывают позицию университета в целом, предметные рейтинги показывают позицию вуза по более узким научным направлениям или областям (математика, лингвистика, физика, юриспруденция и т.п.).

В президентском указе 2012 года ставилась задача не менее пяти российским вузам войти в топ-100 университетов ведущих рейтингов. Однако там не уточняется, какие конкретно рейтинги имеются в виду — институциональные или предметные. В постановлении правительства, напротив, приведен перечень глобальных рейтингов, но отсутствует конкретика по целевым показателям — местам, которые должны достичь вузы.

Как отбирались участники программы и к чему это привело

Участники проекта были определены Минобрнауки в 2013 и 2015 годах в ходе конкурса. Это оказалась неоднородная группа вузов, говорится в докладе государственных аудиторов, для которой тем не менее был установлен одинаковый набор показателей результативности. В частности, с точки зрения финансов вузы имели разные стартовые позиции: к примеру, объем субсидирования Сеченовского университета превышал аналогичный показатель Балтийского федерального университета более чем в семь раз. Такой же разрыв между вузами был и по показателям ЕГЭ. И хотя тот факт, что уровень вуза не стал барьером для его участия в проекте, можно считать позитивным, за время его реализации разрыв между вузами только увеличился.

При этом вузы — участники программы были разделены на три группы, и объем субсидий зависел от того, в какой из трех групп по итогам года окажется вуз. Учитывались промежуточные достижения научно-образовательных и других показателей, промежуточное положение в рейтингах. Это должно было мотивировать университеты наращивать успехи, но за период 2016–2020 годов перераспределение случилось только один раз и затронуло шесть вузов-участников, отмечают госаудиторы.

Чего добились вузы в ходе программы

Несмотря на то что на федеральном уровне система управления проектом «5–100» была цельной, на уровне вузов система достижения заявленных показателей была неуравновешенна, говорится в докладе Счетной палаты. К примеру, могли различаться задачи и показатели, которые фигурировали в первоначальной программе конкурентоспособности вуза и «дорожной карте» по реализации этой программы. «Дорожные карты» регулярно обновлялись, но внесение изменений в сами программы предусмотрено не было.

Кроме того, вузы-участники самостоятельно формулировали целевые значения результативности, исходя из собственной цели развития вуза и его возможностей. В итоге за период с 2016 по 2019 год только три вуза из проекта — ВШЭ, МИФИ, ИТМО — достигли всех заявленных плановых значений и обязательных показателей эффективности.

Вузы должны были повышать привлекательность своих программ магистратуры, аспирантуры, чтобы увеличивать приток бакалавров, специалистов или магистров из других вузов. В заключительные три года существования проекта 14 вузов ежегодно выполняли или перевыполняли этот показатель.

Другой показатель — увеличение количества зарубежных профессоров, преподавателей, исследователей. Аудиторы считают, что в этой области вузы продемонстрировали низкий уровень достижений. Остаются барьеры для расширения интернациональности вузов. По версии авторов отчета, это может быть связано как с общим низким уровнем привлекательности российских вузов в мире, так и с правовыми и экономическими препятствиями для привлечения иностранцев.

Почему университеты не попали в топ-100

Согласно выводам аудиторов, было три ключевые причины того, что участники программы не попали в первые сотни институциональных рейтингов.

Несмотря на то что ни один из вузов проекта «5–100» не вошел в первую сотню международных институциональных рейтингов, в период с 2016 по 2020 год большинство участников показывали положительную динамику хотя бы в одном из них. В числе вузов-лидеров, которые улучшили свои позиции в двух или сразу трех рейтингах, — МИСиС, МФТИ, ВШЭ, СПбПУ. Антилидеры, по версии Счетной палаты, то есть вузы, которые либо не вошли ни в международный институциональный рейтинг, либо вошли в него с места выше 1 тыс. — Балтийский федеральный университет, Сеченовский университет и Тюменский государственный университет. РБК направил запросы в эти вузы.

Как на доклад отреагировали в Минобрнауки

В министерстве поспорили с выводами аудиторов — там обратили внимание на то, что в президентском указе говорится о вхождении российских вузов в первую сотню мировых университетов согласно рейтингам. С позиции Минобрнауки, в 2020 году этот план был перевыполнен.

«По итогам 2019 года в институциональные, отраслевые и предметные рейтинги входили 19 университетов — участников проекта «5–100», в 2018 году — 19, в 2017 году — 18», — говорится в ответе министерства. По версии министерства, в постановлении правительства, которое было принято в исполнение указа президента, учитываются в том числе предметные рейтинги.

Что думают эксперты об итогах проекта

При всей неоднозначности рейтингов вхождение не менее пяти вузов в топ-100 как ориентир проекта представляется разумным, считает Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, вуза — участника «5–100». Одним из успехов проекта для вуза он называет увеличение до 70% доли сотрудников, чьи публикации индексируются в Scopus и Web of Science. Положительно он оценивает проект и с точки зрения привлечения иностранных студентов — на сегодняшний день они составляют около 12% всех учащихся. «От чего следует точно отказаться — от практики финансирования на один год, при том что де-факто оно было на полгода. Минимальный горизонт финансирования для науки и образования должен составлять три года, а лучше пять, семь или десять лет. Очень трудно формировать устойчивый научный коллектив, не имея 5–7-летнего горизонта его существования», — объясняет Кузьминов, говоря о недостатках проекта.

Андрей Волков, директор Института общественных стратегий «Сколково» и заместитель председателя совета проекта «5–100», отмечает, что за время существования проекта количество статей российских ученых в мировых базах данных удвоилось. Тем не менее некоторые вузы боролись за формальные показатели, не производя внутренних изменений; также, по его мнению, не удалось изменить процедуру контроля за вузами — к слабому узкоотраслевому вузу и исследовательскому университету был одинаковый подход. «Много дискуссий было о том, достаточный ли ресурс был выделен и как эффективно он использован. сравнительный анализ убедительно показывает, что мы за очень скромные деньги получили весьма значительный прирост и в сути работы университета, и в его репутации», — заключает он.

Как российская высшая школа будет развиваться дальше

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что проект выполнил свою задачу. Ему на смену придет программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», рассчитанная на девять лет, в течение которых вузы будут получать субсидии на программы развития. На сегодняшний день общая сумма финансирования программы неизвестна. По словам замминистра науки и высшего образования Андрея Омельчука, в ней должны принять участие около 100 вузов.

Источник

О проекте 5-100

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 поставлена задача по обеспечению вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.

«Проект 5-100» — проект по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, реализуемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров».

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2013 г. N 296 «О перечне требований к отбору вузов для получения ими государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» был разработан перечень требований для отбора ведущих университетов на получение ими государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

На основании Распоряжения Правительства РФ от 6 апреля 2013 г. № 529-р об утверждении состава совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров был организован и проведен конкурсный отбор ведущих университетов на предоставление государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров в соответствии с перечнем требований для отбора ведущих университетов на получение ими государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров и критериями международных рейтингов.

В конкурсе приняли участие 54 российских университета, 36 из них прошли первый этап отбора, победителями стали 15 университетов, среди которых 3 федеральных и 11 национальных исследовательских университета, один университет (ЛЭТИ) не имеет специального статуса.

Для реализации программы повышения международной конкурентоспособности каждый университет разработал «дорожную карту» – документ, демонстрирующий механизмы продвижения университета в проекте.

МФТИ в Проекте 5-100

21 марта 2015 года в Томске под председательством Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова завершилось двухдневное заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. МФТИ представил Совету свой план мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожную карту») на 2015-2016 гг. По итогам заседания МФТИ сохранил за собой место в Проекте 5-100.

Для содействия в реализации программы повышения конкурентоспособности в МФТИ создан Международный совет под председательством президента Массачусетского технологического института Лео Рафаэля Райфа. Международный совет содействует интеграции МФТИ в международные исследовательские и образовательные программы и продвижению вуза в международном сообществе.

Источник

Проект 5-100 – драйвер трансформации российских университетов

В 2020 году завершилась реализация Проекта повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, более известного как Проект 5-100. В него вошел 21 российский университет по итогам отбора в двух конкурсах на предоставление государственной поддержки, состоявшихся в 2013 и 2015 годах. Приоритетными направлениями Проекта 5-100 стали наращивание научно-исследовательского потенциала и производство интеллектуальных продуктов мирового уровня; приведение образовательных программ в соответствие с лучшими международными образцами, интеграция образования, науки, предпринимательства и инноваций; рост экспорта образовательных услуг и интернационализация всех направлений деятельности; формирование международных брендов и академической репутации; переход на международные практики управления, оптимизация организационной структуры; совершенствование инфраструктуры для привлечения лучших ученых, преподавателей, управленцев и студентов.

Каждый университет – участник Проекта сформировал стратегию своего развития до 2020 года, охватывающую все ключевые направления деятельности университета– образовательную, научную, инновационную, кадровую политику, систему управления.

По мнению Андрея Рудского, ректора Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, доктора технических наук, академика РАН, Проект 5-100 стал узнаваем в международном сообществе, а также послужил драйвером развития национальных исследовательских университетов России. «Программа господдержки помогла вузам объективно посмотреть на себя, используя внешние „линейки“ – рейтинги, профессиональную и международную аккредитацию. При этом Проект 5-100 дал возможность не только получить оценку в соответствии с международными стандартами, но и посмотреть, как остальные участники выстраивают коммуникации и обеспечивают устойчивую позитивную динамику развития вузов», – добавил Рудской.

Проект 5 100 что это значит

Очевидным показателем успеха Проекта 5-100 можно считать вхождение восьми университетов к 2020 году в топ-100 ведущих университетов мира в рамках предметных (отраслевых) международных рейтингов ARWU, QS и THE: КФУ, МФТИ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, НИУ ИТМО, НИЯУ МИФИ, НГУ, ТПУ.

По сравнению с 2013 годом значительно расширилось количество предметных рейтингов, в которых представлены участники Проекта 5-100, с одного предметного рейтинга до 66. Это свидетельство того, что российские университеты сумели завоевать международный авторитет в самых разных научных областях – в том числе в области инженерии, компьютерных наук, общественных и гуманитарных наук, хотя до этого традиционно сильными научными направлениями России считались только физика и математика. Университеты – участники Проекта 5-100 входят в топ-100 шестнадцати различных мировых предметных и отраслевых рейтингов.

В общие (институциональные) рейтинги по итогам 2020 года вошло 20 университетов – участников Проекта 5-100 (показатель 2019 года – 19, показатель 2012 года – 10), в том числе: в рейтинг ARWU – 9 университетов, в рейтинг QS – 17 университетов, в рейтинг THE – 20 университетов.

В целом, с 2012 по 2020 год количество университетов Проекта 5-100, входящих в топ-400 институциональных рейтингов, увеличилось с 2 до 10. Такие достижения стали возможны благодаря комплексному подходу к развитию основных направлений работы университетов:

– общий вектор государственной политики, направленный на создание сети флагманских университетов, способных конкурировать на глобальном научно-образовательном рынке;

– развитие научно-исследовательской деятельности в университетах: удельный вес публикаций университетов – участников Проекта в общем числе российских публикаций в научных изданиях, индексируемых в Web of Science Core Collection, вырос с 17,4% в 2012 году до 33,3% в 2019 году; всего с 2013 года университетами – участниками Проекта реализовано более 4700 научно-исследовательских проектов с привлечением к руководству ведущих зарубежных и российских ученых или совместно с перспективными научными организациями;

– повышение качества образования: начиная с 2013 года университетами – участниками Проекта внедрено более 1800 образовательных программ, около половины из них разработаны и реализуются в партнерстве с зарубежными университетами и научными организациями;

– интеграция в международное научно-образовательное пространство: усредненная доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в общей численности сотрудников университетов, участвующих в Проекте, увеличилась более чем в 6 раз;

– экспорт образования: в сравнении с 2013 годом доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах университетов – участников Проекта, увеличилась более чем в 2 раза.

Проект 5 100 что это значит

Сегодня в университетах Проекта 5-100 обучается каждый пятый иностранный студент, получающий образование в России, а каждый десятый российский студент выбирает университет – участник Проекта 5-100. Доля молодых научно-педагогических работников в 2 раза выше, чем в среднем в остальных российских университетах. Каждый восьмой преподаватель российских университетов и каждый четвертый научный сотрудник работает в университетах Проекта 5-100. Участники Проекта 5-100 выполняют около 30% научных исследований и разработок в общем объеме научных исследований российских университетов. Доля их доходов от научных исследований почти в 2,5 раза больше, чем по России в целом. На один университет Проекта 5-100 приходится в среднем 3 центра коллективного пользования и 25 малых инновационных предприятий, что соответственно превышает средние показатели российских университетов в 3,5 и 7 раз.

Как происходила трансформация университетов – участников Проекта 5-100?

Директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований НИЯУ МИФИ, доктор физико-математических наук, профессор Сергей Киреев подчеркивает: «Благодаря участию в Проекте 5-100 в МИФИ проведена значительная трансформация научно-образовательной, международной, управленческой деятельности. Это позволило из узконаправленного, практически закрытого отраслевого университета преобразоваться в глобальный конкурентоспособный университет мирового класса. Сегодня в НИЯУ МИФИ обучается более 25% иностранных студентов и работает большое количество иностранных НПР (примерно 20%). НИЯУ МИФИ развивает важные для России научные направления: ядерные энерготехнологии нового поколения, интеллектуальные системы и кибербезопасность, прикладные ускорительные технологии, наноразмерные и ядерные медицинские технологии, радиофотонные и лазерные технологии и др. При этом университет уделяет большое внимание развитию международных связей, в том числе участию в международных научных коллаборациях, что, безусловно, позитивно сказывается на его международной репутации».

Проект 5 100 что это значит

Роль Проекта 5-100 в повышении статуса российского высшего образования и науки в мире

Проект 5-100 сыграл значительную роль в повышении видимости и значимости российского высшего образования и науки в мировом научно-образовательном пространстве. По итогам анализа результатов Проекта 5-100 Счетная палата РФ сделала вывод о том, что Проект 5-100 в целом соответствовал многим трендам, которые отличают инициативы академического превосходства ведущих экономик, – в том числе стимулирование конкуренции среди университетов, интернационализация всех направлений деятельности и наращивание научного потенциала.

За время участия в Проекте 5-100 университеты сформировали современную инфраструктуру для решения научных задач. В стенах учебных заведений открылись новые научно-исследовательские лаборатории мирового уровня, работу в которых возглавили ведущие российские и зарубежные ученые. В новые лаборатории привлечены студенты, магистранты и аспиранты для проведения исследований по актуальным научным направлениям. Также в университетах Проекта 5-100 проводятся открытые международные конкурсы для молодых ученых – постдоков из ведущих университетов Европы, Азии и Северной Америки.

Ректор МФТИ, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН Николай Кудрявцев считает, что влияние Проекта 5-100 помогло многим отечественным техническим университетам стать мощными научными и технологическими центрами по подготовке высококвалифицированных кадров с учетом последних достижений науки и техники. «Сейчас в рамках Проекта 5-100 в МФТИ открыто 82 лаборатории, сотрудники которых – ученые с опытом международной работы – активно участвуют в образовательной деятельности нашего вуза. Это способствует реализации потенциала ученых, а также позволяет талантливым студентам быть вовлеченными в научную деятельность с ранних курсов», – отметил Кудрявцев.

Проект 5 100 что это значит

Ректор Томского государственного университета, доктор психологических наук, академик РАО Эдуард Галажинский, говоря о влиянии Проекта 5-100 на развитие университета, отметил, что Проект 5-100 позволил ТГУ стать полигоном для технологических прорывов, нацеленных на решение глобальных задач. С ним согласна ректор НИТУ «МИСиС», доктор экономических наук Алевтина Черникова. Она считает, что участие в Проекте 5-100 стало мощным драйвером глубинной трансформации университетов. НИТУ «МИСиС» сегодня стал в первую очередь исследовательским университетом. «Мы не только укрепляем позиции, где традиционно сильны, – материаловедение, металлургия и горное дело, но и активно развиваем такие направления, как нано-, био-, информационные технологии», – уточнила Алевтина Черникова.

«Проект 5-100 завершился, продемонстрировав результаты, свидетельствующие о том, что поручение Президента по наращиванию научно-исследовательского потенциала и повышению глобальной конкурентоспособности российских университетов выполнено. Число университетов – участников Проекта 5-100, представленных в ведущих мировых рейтингах, за период 2012-2020 годов расширилось в 2 раза: с 10 до 20 университетов. Запуск Проекта 5-100 стал новым вектором в процессе модернизации российского высшего образования. Комплексный подход к его реализации позволил повысить образовательный и научно-исследовательский потенциал как отдельных университетов, так и страны в целом. Университеты Проекта 5-100 выстроили систему управления с учетом лучших мировых практик, провели работу по омоложению кадрового состава, нарастили компетенции своих сотрудников, повысили узнаваемость брендов университетов за границей. Активное развитие науки в университетах – участниках Проекта 5-100, проведение исследований по наиболее актуальной на мировой арене тематике, открытие новых лабораторий, привлечение к работе ведущих мировых ученых в значительной степени способствовали укреплению позиций российской науки в мире. Эти результаты свидетельствуют об эффективности инициированной государством программы поддержки российского высшего образования. Проект 5-100 показал, что подобные программы эффективно способствуют наращиванию научного, образовательного, интеллектуального потенциала страны», – прокомментировал руководитель Проектного офиса Проекта 5-100, врио директора ФГАНУ «Социоцентр» Борис Филиппов.

Отметим, что участники Проекта 5-100 смогли сформировать механизмы передачи полезного опыта и лучших практик другим российским университетам, что привело к развитию внутрироссийской академической мобильности, реализации совместных образовательных программ и научных исследований и создало благодатную почву для запуска новых инициатив академического лидерства.

Проект 5 100 что это значит

Более подробно о вкладе Проекта 5-100 в российскую систему высшего образования и науки можно ознакомиться в брошюрах ФГАНУ «Социоцентр»:

«Проект 5-100: развитие науки в России». Полихина Н.А., Тростянская И.Б., Гришакина Е.Г., Казимирчик Л.В., Байков С.А. ФГАНУ «Социоцентр», 2020.

«Проект 5-100: развитие системы высшего образования в России». Полихина Н.А., Тростянская И.Б., Гришакина Е.Г., Байков С.А. ФГАНУ «Социоцентр», 2020.

Дополнительная информация о вкладе Проекта 5-100 в развитие российской системы высшего образования и науки: https://www.5top100.ru/news/138258/

Проект 5-100 был запущен в 2012 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Согласно Указу, к 2020 году не менее пяти российских университетов должны были войти в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.

Для достижения этой цели Правительство Российской Федерации разработало план мероприятий по развитию ведущих университетов и систему мер их государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно- образовательных центров. Эти решения дали старт реализации Проекта 5-100.

Подобные государственные инициативы академического превосходства в разное время были реализованы во многих странах – в Китае, Германии, Франции, Японии, Южной Корее, Канаде и в других, что позволило этим странам достичь высоких результатов в области развития систем высшего образования и науки и вывести национальные университеты в мировые лидеры.

Запуск Проекта 5-100 стал новым вектором в процессе модернизации российского высшего образования. В числе других инициатив, реализованных в последние десятилетия и уже показавших свою эффективность, – формирование сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, а также опорных университетов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *