Продукты цифровой трансформации что это
Цифровая трансформация бизнеса: как и зачем меняться в digital-эру
Цифровая трансформация — модный, но всё ещё не до конца понятный термин. Что он включает и почему касается не только программистов? Разбираемся вместе с куратором факультета Цифровая трансформация Московской школы коммуникаций MACS Максимом Григорьевым.
Прорывные технологии и капитализация бизнеса
Цифровая трансформация — это глубокое преобразование продуктов, бизнес- и операционной модели организации с помощью прорывных технологий.
Что такое прорывные технологии? О них мы слышим повсюду последние несколько лет: блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект, дополненная реальность и многоe другое. В английском, кстати, технологии называются разрушительными, “Disruptive Technologies”. Но, в русском это слово явно имеет отрицательное значение, мы называем их прорывными. Так они называются потому, что радикально преобразуют экономику, сегменты бизнеса, организации, отношения в обществе и самих людей. В свое время именно такими технологиями были паровой двигатель, электричество, компьютеры и Интернет.
Почему прорывные технологии повышают ценность бизнеса? Всё просто. Они не просто оптимизируют эффективность и увеличивают производительность компании, они, как мощный рычаг, позволяют создать принципиально новые цепочки добавления ценности, придумать новые более прибыльные и полезные клиенту продукты. Соответственно, растет прибыль компании и инвестиционная привлекательность. Сегодня потенциал развития экономики во многом обусловлен именно прорывными технологиями. По прогнозам McKinsey, доля цифрового бизнеса составит до 34% мирового ВВП уже к 2020 году. Процесс цифровой трансформации актуален для любой сферы нашей жизни. Мобильное приложение налоговой службы, онлайн-банкинг, блокчейн-реестры в страховых компаниях, техподдержка клининговой компании в виде чат-бота, таргетированная реклама и медицинская диагностика использующие большие данные и искусственный интеллект, торговые маркетплейсы — все эти инновационные “фишки” являются далеко не полным набором примеров использования современных цифровых технологий.
Компаниям, которые не придали особую важность использованию этих технологий, становится все сложнее конкурировать с цифровой элитой. Так, например, яркий представитель цифровой экономики Uber поглотил практически все небольшие сервисы такси, а Airbnb приносит все больше убытков классическим моделям гостиничного бизнеса.
Цифровая трансформация и коммуникации
Многие предприниматели считают, что для цифровой трансформации бизнеса достаточно нанять программистов, чтобы разработать сайты, мобильные приложения, электронные кошельки и чат-ботов в дополнение к тому, что уже есть. Это заблуждение. Цифровая трансформация — это не просто автоматизация (т. е. внедрение технологий в существующее производство). Она подразумевает изменение бизнес-структуры, стратегии развития бизнеса, корпоративной культуры, системы продаж, управления командой и процессами в целом, а также, еще более радикальные изменения, когда создаются абсолютно новые продукты, сервисы и даже целые отрасли.
Существует три направления цифровой трансформации: клиентский опыт, операционные процессы и бизнес-модели. Обычно компании не идут сразу по всем трем. Одни выбирают стратегию роста за счет лучшего понимания клиента и увеличения точек контакта с ним. Другие — за счет цифровизации и реинжиниринга внутренних процессов и повышения производительности работников. Третьи — меняют границы бизнес-моделей, создают цифровые продукты и сервисные надстройки и осваивают новые рынки.
Как минимум два из трех направлений цифровой трансформации напрямую касаются коммуникаций — внутренних и внешних.
В частности, существенно видоизменяются задачи CEO и HR-директоров. Организационная структура компании становится гибче. Появляются новые позиции, в том числе топ-уровня, например, CDO (Chief Digital Officer), директор по цифровой трансформации или, например, Директор по подбору digital специалистов. Требования к компетенциям «старых» сотрудников меняются: директор по развитию всё чаще должен владеть технологиями, а производитель контента — работать со статистикой и аналитикой внимания. Узкие специализации перестают цениться. Растет значение дополнительного профессионального обучения и переквалификации.
Ключевой задачей внутренних коммуникаций становится настройка культурного кода бренда среди сотрудников. Техническая работа «кадровика» отдаётся на откуп программам на основе big data и machine learning. На его место приходит HR-эксперт, сосредоточенный на человеческом капитале компании и развитии бренда работодателя. Задача же CEO — уже не только общее управление и повышение капитализации бизнеса, но формирование видения компании в цифровой вселенной и уверенная трансляция этого образа сотрудникам и стейкхолдерам.
Сложно представить успех трансформации в организации, которая делает ставку на жесткую субординацию, консервативные модели принятия решений, бюрократизацию процессов. Максимальная коллаборация, совместное творчество, общение на равных и укрепление горизонтальных связей внутри компании намного ближе современному, цифровому миру.
С другой стороны, технологии big data и искусственный интеллект трансформируют пользовательский опыт и позволяют кардинально увеличить прибыль. Это означает появление новых задач у внешних коммуникаторов: маркетологов, пиарщиков и специалистов по продажам. Возрастает роль аналитики внимания, точечной работы с клиентом и digital-маркетинга.
В частности, PR-специалисты и маркетологи могут измерить эффективность коммуникации исходя из бизнес-показателей и корректировать информационную кампанию с точностью до каждой эмоции отдельного пользователя.
«Внешняя коммуникация стала не просто положительной или отрицательной — она стала умной. Цифровая трансформация сделала возможным объединение PR и аналитики. Стратегию бренда теперь можно измерять как качественными, так и количественными показателями», — Анастасия Полонская, ex-руководитель пресс-службы Ассоциации ФинТех и преподаватель Московской школы коммуникаций MACS.
Другой наблюдаемый эффект трансформации — новые форматы и места присутствия контента, связанные с тем, что аудитория все больше времени проводит в сети.
Учиться сегодня, чтобы опередить конкурентов завтра
Самые востребованные технические компетенции (hard skills):
В отношении hard skills одинаково важны компетенции в области архитектуры системы и прорывных технологий. Два этих аспекта — как поле и фишки для настольной игры: цифровая трансформация может быть эффективной лишь с учетом и того, и другого. Как никогда рынку требуется знание инновационных моделей работы. Специалистов с такими компетенциями ждут на позиции change-менеджеров, innovation-менеджеров и e-лидеров.
Самые востребованные soft skills:
Сложности цифровой трансформации
Сложность первая — критическая нехватка компетентных специалистов. В сентябре этого года в Московской школе продвинутых коммуникаций MACS запускается первая фундаментальная программа «Цифровая трансформация» по подготовке дипломированных коммуникаторов в области преобразования бизнеса. Куратор программы Максим Григорьев — в прошлом руководитель Центра финансовых технологий Центробанка. В числе образовательных дисциплин — тренд-аналитика, архитектура цифровой системы, построение эффективных операционных и бизнес-моделей, digital маркетинг и управление процессом цифровой трансформации. Школой предусмотрены скидки для обучения корпоративных клиентов и комплексные программы для решения задач компании.
«Главный навык специалистов по цифровой трансформации — это постоянное обновление знаний и инструментов, lifelong learning. Ни одна технология, тем более цифровая, не живет вечно. Актуальное фундаментальное образование плюс способность быстро переучиваться — основные факторы успеха в digital-эру», — Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS.
Сложность вторая — ограничения скорости преобразований. Организация не трансформируется одномоментно, и некоторое время digital продукты существуют параллельно с аналоговыми. Операционная модель организации должна позволять работу как в классическом, так и в инновационном режиме, чтобы перемены прошли с минимальными рисками. Нередко между цифровыми и традиционными отделами компании возникает конкуренция. Ответственность за решение проблемы ложится на профессиональный менеджмент.
«В Банке России мы сначала подготовили операционный ландшафт и внедрили проектное управление, эффективное как в классической парадигме waterfall, так и в гибкой модели. Только после этого была запущена программа реинжиниринга бизнес-процессов и формирования целевой бизнес-модели», — Максим Григорьев, ex-руководитель Центра Финансовых технологий Банка России.
Сложность третья — консерватизм высшего руководства. Цифровая трансформация предполагает дополнительные расходы времени, сил и денег, и не все к этому готовы. А основные KPI, от которых зависят и бонусы, часто нацелены на достижение сиюминутных финансовых результатов. Ключом к успеху становится гибкость руководства и готовность наделить полномочиями тех сотрудников, которые обладают необходимыми цифровыми компетенциями. И очень важно, реальное, а не на словах, понимание потенциала прорывных технологий и неизбежности трансформации.
Цифровая трансформация — процесс долгий, сложный и дорогой. Но её эффект на производительность и эффективность бизнеса способен оправдать все затраты. Актуальные навыки и инструменты вкупе с профессиональным и гибким руководством — залог успешного преобразования на рынке. Главное, помнить, что инвестировать в развитие компании всегда проще тогда, когда ресурсы для этого еще есть.
Что такое цифровая трансформация и чем она отличается от цифровизации и Индустрии 4.0
Журналист, автор издания.
Цифровая трансформация часто ассоциируется с цифровизацией, автоматизацией, оптимизацией, индустрией 4.0 и даже интернетом вещей. Давайте разберемся, в чем разница.
Что такое цифровизация
Цифровизация, или внедрение цифровых технологий в бизнес-модели компаний, началась более 50 лет назад. В 1964 году компания IBM анонсировала System/360 — первое семейство компьютеров, предназначенных для охвата всего спектра применения с разной степенью производительности, но с одним и тем же набором команд.
В прошлом программы были написаны для какого-то конкретного оборудования, а это означало, что программный код должен постоянно обновляться при его замене. С S/360 необходимость в этом отпала. Такая особенность позволяла заказчику использовать недорогую модель, после чего обновиться до более сложной системы с ростом компании — без необходимости переписывать программное обеспечение. Это передовая технология привела к выпуску более мощных, небольших компьютеров.
Источник фото: Habr
В 1981 году был представлен IBM PC. Менее чем через десять лет многие компании использовали ПК для оцифровки своего бизнеса (электронные таблицы, различные вычисления и обработка текстов). IBM S/360 и ПК должны были повысить эффективность, а также помочь компаниям стать быстрее и конкурентоспособнее. В 1983 году была представлена NetWare от Novell — сетевая операционная система с набором сетевых протоколов для взаимодействия с компьютерами-клиентами, подключенными к сети. NetWare позволила ПК обмениваться данными внутри организации с низкими затратами.
С появлением более совершенных технологий эффективность бизнеса возросла еще больше: автоматические системы рабочих процессов полностью оцифровывают бизнес-процессы. Вот несколько примеров такой оцифровки:
При чем здесь Индустрия 4.0…
Хайтек-стратегия правительства Германии «Индустрия 4.0» получила мировое признание из-за четкости формирования цели и взята на вооружение многими странами мира. Она описывает концепцию «умного производства» на основе промышленного интернета вещей (IIoT), объединяет физическое производство и операции с интеллектуальными цифровыми технологиями, машинным обучением и большими данными. Цифровизация — один из необходимых элементов модели Индустрии 4.0. (Четвертая промышленная революция или переход к Индустрии 4.0 — актуальная для бизнеса тема. Узнайте, что мешает российским предприятиям внедрять новые технологии).
… интернет вещей
Интернет вещей (IoT) — это глобальная сеть подключенных к интернету устройств, которые могут взаимодействовать между собой с помощью встроенных технологий передачи данных. Все они подключены к центрам управления, анализа и контроля информации. IoT объединяет реальные вещи в виртуальные системы, способные решать совершенно разные задачи. В зависимости от типа коммуникации устройств IoT-проекты можно условно разделить на два типа: массовые и критические. У каждого свои задачи и требования к сети. Массовые IoT-проекты — это «умные» дома, счетчики, решения для отслеживания грузоперевозок и др. Примерами «критической» машинной коммуникации могут быть автономные автомобили, управление транспортными потоками или промоборудованием, удаленная хирургия.
Ключевая идея концепции — соединить между собой все объекты, которые только можно соединить, подключить их к сети и за счет этого получить синергию.
… и Общество 5.0
В 2016 году Япония поделилась с миром большим планом общественных преобразований — концепцией «Общество 5.0». И если немецкая Индустрия 4.0 — это своего рода «умный бизнес», то Общество 5.0 — это «суперумное общество».
Программа направлена на цифровизацию на всех уровнях японского общества и цифровую трансформацию самого общества. Важную роль в развитии концепции играют интернет вещей, искусственный интеллект, VR/AR, Big Data (аналитика) и так далее. Тем не менее, речь идет не только о технологиях в жизни людей. В концепции описаны проблемы, с которыми сталкивается Япония (старение населения, стихийные бедствия, загрязнение окружающей среды), которые актуальны и для других стран.
Что же такое цифровая трансформация
Поскольку цифровая трансформация выглядит по-разному для каждой компании, сложно дать однозначное определение, которое применимо ко всем. В целом, цифровая трансформация — это внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия. Такой подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию прогрессивной и современной.
«Цифровую трансформацию можно определить как стратегическую трансформацию бизнеса, когда предпочтения и поведение клиентов определяют решения в области корпоративных технологий. Это сквозное преобразование в масштабах всего предприятия, которое влияет на все части организации»
«Каждое цифровое преобразование будет начинаться и заканчиваться клиентом, и я вижу это в голове каждого генерального директора, с которым общаюсь»
«М.Видео–Эльдорадо»
Руководитель стратегического направления Группы «М.Видео–Эльдорадо» Фёдор Савельев связывает цифровую трансформацию не только с обновлением технологий и бизнес-процессов внутри компании, но в первую очередь с изменением бизнес-стратегии. По его словам, трансформация происходит в моменты, когда у компании получается по-новому оценить меняющийся рынок, потребности своих клиентов и найти новые направления развития с учетом происходящих перемен.
«Цифровая трансформация — это, в первую очередь, изменение текущих практик ведения бизнеса в области принятия решений, которые либо принимаются человеком на основе анализа “жестких” данных, либо отдаются на откуп системам, исключая человека из процесса, — поясняет он. — Другая область цифровой трансформации — это следование за клиентом в процессе цифровизации его стиля жизни».
Например, с развитием интернета вещей и голосовых помощников роль покупателя будет перетекать к машинам — «Алиса», «Сири» или холодильник будет принимать решение о том, что именно купить, учитывая предпочтения владельца. Человек, в будущем, начнет отдавать все больше полномочий технике, сначала по незначительным вопросам, а с ростом доверия и по более значимым: от выбора конкретной марки молока, до выбора страхового медицинского плана для всей семьи.
«Цифровая трансформация для нас в этом смысле — это в том числе понимание и ответ на потребности новых клиентов — “цифровых алгоритмов”. Ещё один значимый тренд в поведении покупателей — это запрос на персонализацию, товарные предложения под конкретные потребности, зачастую еще не сформировавшиеся, на основе аналитики данных, обогащенных за счёт разных сфер потребления, интеграция в “экосистемы”, поиск синергии в сферах, которые еще недавно считались никак не связанными, например, банковских услугах и доставке еды», — говорит Фёдор Савельев.
«Мир быстро меняется вследствие тотальной диджитализации, и многие технологические компании проходят стадию цифровой трансформации для того, чтобы выйти за рамки традиционного бизнеса и использовать новые информационные технологии. Максимально оперативно это получается реализовать технологическим гигантам и стартапам, которые быстро занимают цифровые ниши на рынке. При этом догнать лидеров невозможно без радикальных изменений, которые, я считаю, можно назвать цифровой трансформацией»
Что цифровая трансформация даёт бизнесу
Директор департамента аналитики и управления данными компании «Магнит» Артем Алексеев объясняет, что цифровая трансформация включает в себя оптимизацию и автоматизацию процессов с использованием цифровых технологий. Данные о бизнес-операциях оцифровываются, и, как только они оцифрованы, алгоритмы, а не люди, могут начать принимать решения.
Алгоритмы не устают и очень быстро учатся, могут работать на самом детальном уровне, быстро адаптироваться и принимать миллионы и миллиарды решений в секунду. Это позволяет не только ускорять и улучшать процессы в текущих бизнес-моделях (например, решение о выдаче кредита сейчас может приниматься за доли секунды, на что раньше уходило до нескольких недель), но и создавать новые бизнес-модели, такие как экосистемные, платформенные бизнесы.
Как технологии и новые модели меняют бизнес: примеры
Кейс Best Buy
Десять лет назад многие думали, что Best Buy умрет. Даже сотрудники компании не верили, что она сможет выстоять против Amazon. Но новый генеральный директор и цифровая стратегия превратили магазин электроники из места покупки компакт-дисков в цифрового лидера в области технологий. Вместо того, чтобы просто продавать продукты, бренд стремится улучшить жизнь людей с помощью технологий.
Best Buy приложила большие усилия, чтобы сократить сроки доставки. Они ввели программу сопоставления цен и переключили свое внимание на консультирование клиентов, а не просто продажу. Сотрудники Best Buy предлагают консультации на дому, а дочерняя компания Geek Squad теперь будет ремонтировать все в доме клиента за фиксированную годовую плату.
Best Buy также перешла от преимущественно почтового маркетинга к почти полностью цифровой стратегии. Они используют данные для создания профилей клиентов, чтобы предоставить индивидуальные рекомендации и помощь.
Кейс Home Depot
Когда-то это был обычный магазин товаров для дома. Сегодня у Home Depot есть профессиональный отдел данных и информационных технологий. Они инвестировали в улучшение и объединение своих физических и онлайн-покупок, то есть сами отправляются к подрядчикам и привозят в магазин покупки, которые были сделаны в онлайне. Таким образом обеспечивается бесперебойная работа по всем каналам. Home Depot также добавили визуальный и голосовой поиск в свое приложение, чтобы предоставить клиентам еще больше возможностей.
Склад Home Depot. Источник: RIS
Мнения экспертов
Является ли Индустрия 4.0, интернет вещей и цифровизация цифровой трансформацией, или это лишь её составляющие?
«Типичная ошибка на пути цифровой трансформации, особенно актуальная для российских реалий, – путать ее с цифровизацией бизнеса. В результате такой ошибки новые технологии не окупают инвестиций, проекты затухают, а руководство разочаровывается. Цифровизация подразумевает модернизацию IT-составляющей, тогда как цифровая трансформация – это история про модернизацию бизнес-процессов компании, ее организационной системы. И это отражается буквально во всем: появлении новых должностей, таких как CDO (Chief Digital Officer), новых специалистов, например, data scientist, автоматизации процессов. Как следствие, высвобождается время под новые задачи для ряда сотрудников компании».
«На мой взгляд, это всего лишь составляющие цифровой трансформации. Данные тренды порождают большой объем данных. Используя их, технологически развитые компании могут внедрять новые способы для развития бизнеса и улучшения продуктов. При этом не все организации научились обрабатывать и использовать имеющийся объем данных. Я думаю, что основная часть цифровой трансформации — это изменение майндсета компании: ценностей и сознания сотрудников»
Денис Захаркин, генеральный директор VR Concept
«Индустрия 4.0 — это технологический уклад, который подразумевает применение разных технологий, в том числе и интернета вещей. Это дорожная карта цифровой трансформации промышленности и не только. А под интернетом вещей (IoT) в последнее время чаще подразумевают именно конкретную технологию, которая позволяет оцифровать только определенную часть бизнес-процессов, например, удаленный контроль предприятия.
Для достижения цели цифровой трансформации недостаточно использовать только одну технологию или оцифровать один бизнес-процесс. Это комплексный подход по использованию информационных технологий на всех процессах компании, причем не только внутри, но и при взаимодействии с окружающим миром, заказчиками, партнерами и государством. И в большинстве случаев компании для цифровой трансформации необходимо менять процессы, в том числе у партнеров и подрядчиков».
Артем Алексеев, директор департамента аналитики и управления данными компании «Магнит»
«Цифровая трансформация на примере компании — это оптимизация бизнес-процессов. Индустрия 4.0 — набор инструментов этой трансформации. Цифровизация — оцифровка операций, чтобы применять весь спектр этих инструментов. То есть сначала мы оцифровываем процессы (здесь нам помогают технологии захвата данных: распознавание текстов / изображений / видео, датчики, логи работы сервисов, данные об активности пользователей в интернете и пр.), затем используем инструменты Индустрии 4.0 для их оптимизации, в том числе взаимодействуя с физическим миром через роботизированные системы. Все это мы называем цифровой трансформацией».
Коротко о главном
Что такое цифровая трансформация?
В чём особенности цифровой трансформации?
Чтобы узнать, как достичь максимума, начиная цифровую трансформацию, изучите кейсы по вашей теме на Rusbase.
Что такое цифровая трансформация?
Сегодня практически каждый человек, в той или иной мере, пользуется гаджетами и современными цифровыми сервисами, начиная от соцсетей, просмотра видео и развлечений, заказом еды на дом и прочего, заканчивая госуслугами. Странно было бы предполагать, что в этой новой цифровой реальности бизнес сможет работать по старой модели, с традиционными процессами и с прежней эффективностью. Драйвером изменений выступает современный потребитель и его изменения в предпочтениях и форме потребления товаров и услуг.
Цифровизация, диджитализация, автоматизация — все эти термины уже давно прочно закрепились в рабочих обсуждениях, программах панельных дискуссий на экономических форумах и профильных конференциях. Конечно, эта тема иногда уступает краткосрочным кризисным катализаторам (например, санкции и торговые войны), но по сути является на сегодня более важной фундаментальной темой для развития бизнеса и общества в целом.
Но чем тогда «цифровая трансформация» отличается от автоматизации или цифровизации? Дело в том, что автоматизация или цифровизация — это термины, означающие, прежде всего, метод изменения процессов или объектов на автоматизированные (цифровые). А цифровая трансформация — это процесс адаптации бизнеса с целью создания обновленной модели, способной эффективно работать в условиях цифрового технологического цикла (можно представить как изменение текущей формы, А в новую форму Б).
По сути «цифровая трансформация» — это ничто иное как процесс адаптации бизнеса, но со стратегическим смыслом. Мы воспринимаем его не как самостоятельное явление, а организованный стратегический процесс изменений с применением технологий текущего цикла — цифровых.
За время нашей практики мы участвовали в нескольких крупных этапах отраслевой трансформации: от создания первых кредитных заявок на сайтах российских банков до полноценных современных супер-приложений с множеством цифровых сервисов дистанционного обслуживания внутри, затем мы наблюдали бум электронной торговли в ритейле — помогали нашим клиентам построить из простейших интернет-магазинов мощнейшие цифровые инфраструктуры с миллионами заказов в сутки.
Возможно вы будете удивлены, но одними из первых с необходимостью цифровой трансформации столкнулись компании-производители программного обеспечения. С развитием интернета им приходилось не раз менять методы дистрибуции своих продуктов: от продажи ПО на физических носителях в коробках, затем переход на скачивание дистрибутивов с сайта, а потом вообще на модели SAAS (Software as a Servise) без необходимости вообще устанавливать что-либо на свой ноутбук. На каждом этапе трансформации приходилось существенно менять организационную структуру, производство, бизнес-модель, цепочки поставок и продаж, методы коммуникаций и т. д.
Сегодня, по данным опросов, более 70% компаний из различных отраслей в мире уже работают над реализацией своей цифровой трансформации, к тому же, за последние годы мы наблюдаем большой рост количества запросов к нам от российских компаний.
Данный процесс требует не только знания технологий, но главное — понимания принципов построения активов нового поколения, способных поддерживать и развивать инновационные бизнес-модели. За последние пару десятилетий появилось большое количество новых профессий и компетенций, были созданы совершенно новые методологии управления проектами и подразделениями, появились полностью цифровые компании и крупнейшие глобальные инфраструктуры.
За время нашей практики мы создали и используем в работе с клиентами собственный подход по управлению цифровой трансформацией, который успешно зарекомендовал себя в наших стратегических проектах.
Мы выделяем несколько ключевых направлений трансформации бизнеса:
Как вы уже, наверно, догадались, цифровая трансформация подразумевает реализацию стратегических инициатив по всем этим направлениям, естественно по заранее сформированному стратегическому плану. Одна из главных задач при реализации стратегии цифровой трансформации — связность всех процессов на пути изменений.
Теперь давайте остановимся поподробнее на каждом направлении:
Это новый принцип организации работы компании. Если при классическом подходе компании создают продукты и сервисы, ориентируясь в общем рынок и его потребности, то в клиентоцентричной модели все продукт выстраивается вокруг клиента и его потребностей. То есть максимально возможная детализация, персонализация и ценность.
Такой подход становится возможным благодаря цифровизации процессов и внедрению систем глубокой аналитики. Именно необходимость понимания своего потребителя и изучение его поведенческих характеристик является одним из ключевых направлением цифровой трансформации. Стремительное развитие электронных каналов повышает конкурентность среды и заставляет компании развивать омниканальность, чтобы избежать потерь и бороться за новые продажи. Клиент сегодня там, где ему вовремя, удобно, комфортно и быстро предоставят продукт или услугу.
Сегодня продукт — это не просто изделие или конкретная услуга, а полный процесс взаимодействия с организацией. Например, для компании М. Видео продуктом является не конкретный холодильник, а вся цепочка взаимодействия end-to-end, включая возврат клиента за следующей покупкой. Есть даже такая актуальная экспертиза «управление клиентским опытом» — это совокупность процессов и впечатлений, которые получает клиент в процессе взаимодействия с компанией, ее сервисами и услугами.
Работа с данными (Big Data, Data Analytics, Data Science) — уже не просто тренд, а рабочий инструмент, без которого невозможно представить работу современной компании. На основе данных сегодня моделирует клиентское поведение, оптимизируются цепочки производства, прогнозируется спрос, формируются предпочтения и конечно адаптируются продукты и услуги под конкретного потребителя.
Многие компании пропагандируют data-driven подход — принятие решений на основе данных. Для анализа большого количества данных и объектов в единицу времени применяются нейросети, machine learning и другие алгоритмы искусственного интеллекта. Они помогают существенно ускорить процесс анализа и снизить вероятность совершения ошибки по сравнению с работой человека.
Согласно нашему исследованию «Цифровая трансформация в России», крупными этапами эволюции данных являются три основных периода в развитии IT-инфраструктуры компаний: сбор и анализ данных, сортировка и сегментация, обогащение данных из внутренних и внешних источников, использование данных для адаптации продуктов и услуг компании. Все три этапа достаточно трудоемкие и важные, поэтому могут занимать определенное время, которое важно учитывать при формировании стратегии цифровой трансформации — это снова к вопросу связности процессов.
Развитие цифровой инфраструктуры позволяет сделать гибкими любые интеграционные процессы. Принципы построения открытых систем открывают безграничные возможности не только для обогащения данными из внешних источников, но и для поиска совершенно новых идей продуктов.
Многие компании объединяют усилия и создают так называемое цифровое партнерство или коллаборацию. Такое взаимодействие позволяет организации не тратить время и ресурсы на создание внутри себя недостающей части инфраструктуры и ее развитие, а в интеграции с инфраструктурой партнера быстро и эффективно тестировать гипотезы и выводить на рынок совершенно новые совместные продукты.
С помощью цифровых систем и каналов бизнес получил возможность более эффективно, быстро и дешево тестировать новые гипотезы.
Благодаря современным методикам продуктового управления, бизнес может формировать в компаниях на гибких методологиях команды поиска инноваций (research & development), главная задача которых — регулярная работа над поиском и тестированием новых направлений развития бизнеса, продуктов и решений.
Помимо этого, создавая открытую инфраструктуру, компании открыли возможность привлечение стартапов на внутренние хакатоны и акселераторы, тестируя пилотные проекты на своих реальных данных и процессах. Это позволяет принять более эффективное решение для покупки, просчитать эффективность и быстрее запускать инновации.
Использование цифровых технологий позволяет управлять ценностью своего продукта для клиента. Например, адаптировать и персонализировать, вводить динамические параметры в зависимости от поведения и контекста событий.
Для современного клиента сам диджитал-канал становится ценностью. Все чаще существование цифровых сервисов у компании становится базовым фактором при принятии решения в ее пользу. Посмотрите как меняется способ потребления услуг — начиная от банкинга и ритейла, заканчивая транспортом, путешествиями, интернетом вещей (IoT) и так далее. Клиенту становится принципиально важно приобретать продукты и услуги полноценно и дистанционно, получать оперативную поддержку круглосуточно и без посещения офисов, иметь возможность интеграции и связи разных продуктов между собой, вовремя получать нужный сервис.
Клиент покупает постоянную работу над сервисом и непрерывное улучшение — такова психология современного потребителя.
Основа эффективной трансформации — это люди. Важно понимать какие конкретно люди, каких компетенций, в каком количестве и к какому моменту понадобятся вашей компании в процессе реализации стратегических инициатив.
К сожалению, на практике основным препятствием на пути к успешной трансформации бизнеса, как правило, тоже является неготовность команды — отсутствие мотивации и недостаточность экспертизы. В основном проблема в непонимании целей, стратегии и методов. По этой причине компании сталкиваются с большим внутренним сопротивлением изменениям.
В качестве предварительного этапа мы рекомендуем запускать процедуру оценки цифровой зрелости сотрудников с персонализированным обучением по ряду «проседающих» цифровых компетенций. Для топ-менеджмента проводить отдельный стратегический курс.
Для управления процессом трансформации и координации создаются отдельные органы управления, например, комитет по трансформации или transformation team. Это надстройка на оргструктуру, которая структурирована по основным направлениям цифровой трансформации. Такой подход кратно увеличивает успех и фокус.
Отвечает за цифровую трансформацию в компании — директор по цифровой трансформации, Chief Digital Transformation Officer (CDTO/CDO).
Краткое резюме:
1. Цифровая трансформация — это стратегический управляемый процесс адаптации бизнеса в условиях вызовов цифровой экономики. Это не просто автоматизация, а существенно сложнее с точки зрения реализации.
2. Восемь стратегических направлений при реализации цифровой трансформации:
— Цифровизация бизнес-процессов
— Управление данными
— Клиентоцентричность
— Управление ценностью
— Цифровая инфраструктура
— Цифровое партнерство
— Работа с инновациями
— Цифровая культура и развитие компетенций
3. Цель цифровой трансформации бизнеса — создать обновленную устойчивую бизнес-модель организации, способную эффективно работать и адаптироваться в условиях современной цифровой экономики.
4. У цифровой трансформации свой орган управления — комитет или команда трансформации. Отвечает за трансформацию — CDTO/CDO.