Продуктовый дисконт что это
Дискаунтер как маркетинговая уловка: в чем секрет этого формата
Слово «дискаунтер» все чаще встречается нам в обозначениях торговых точек, прессе и звучит из уст топ-менеджеров крупнейших ритейлеров. На сегодняшний день этот формат магазинов считается одним из самых перспективных в России: сети уже существующих игроков в этом сегменте растут как на дрожжах. В формат дискаунтеров устремилась и троица лидеров российского ритейла. Сначала «Магнит», затем X5 Retail Group, а недавно и «Лента», начали открывать свои магазины низких цен. Условно низких.
Что такое дискаунтер? Многие ассоциируют его с магазином для самых малоимущих и даже нищих слоев населения, но это заблуждение. Если обратиться к классической европейской модели, то дискаунтер — это магазин с широким и стабильным ассортиментом товаров по ценам ниже среднерыночных.
Достигается это за счет сокращения всевозможных услуг «вокруг товаров»: промо-кампаний, красивых выкладок, дорогого торгового оборудования и ряда других элементов, создающих вокруг того или иного товара антураж, который всегда оплачивается из кармана потребителя.
В России принято считать дискаунтерами сети вроде «Светофора» или «Доброцена», а также разного рода локальных игроков. Например, в Петербурге, таковым называют универсам «Народный»(на проспекте Косыгина и улице Хошимина). Но это не совсем верно. По сути, это не классические дискаунтеры, а «сборная солянка» из всего того, что не продается в других каналах сбыта. Ассортимент там крайне нестабилен, поскольку постоянно появляются новые поставщики, большинство из которых работает по принципу «где-то что-то за бесценок урвали, надо быстро сбыть куда угодно». Поэтому надолго мало кто задерживается, если не считать федеральных производителей, которые есть везде.
Грамотного покупателя, обращающего хоть какое-то внимание на качество товара, такая ротация должна заставить задуматься. Но в России покупатель, увы, по большей части неграмотный, думать особо не хочет. Поэтому и кормят его, как бы это помягче сказать, не самой лучшей едой.
Если более пристально изучить ассортимент и цены работающих сегодня в России дискаунтеров, включая уже открытые магазины от сети «Магнит» («Моя цена») и X5 Retail Group («Чижик»), то можно сделать несколько интересных наблюдений. В случаях этих ритейлеров, из ассортимента исключены продукты с высокой ценой (сегмента эконом+, премиум), а оставлены те, которые имеют низкую цену, и продукция под собственными торговыми марками. Нюанс в том, что значительная часть ассортимента из этих дискаунтеров (по крайней мере, на текущий момент) представлена и в классических магазинах этих ритейлеров. Только там она «размыта» в многообразии других товаров по разным ценам.
Получается, что нынешние дискаунтеры крупных федеральных игроков — это базовый ассортимент от федеральных поставщиков + собственные торговые марки + небольшая доля недорогих товаров от небольших производителей. Федеральные поставщики всегда дают значительные скидки: их продукция и в обычных магазинах регулярно продается с дисконтом в 40-60%, поэтому давать аналогичные скидки для формата дискаунтеров федералам труда не составляет. Продукция под СТМ сетей и продукция небольших производителей продается в дискаунтерах, как правило, по тем же ценам, что и в их обычных магазинах. Никаких по-настоящему сниженных цен на одни и те же товары почти нет.
То есть, весь фокус лишь в позиционировании. Тот самый максимально аскетичный интерьер дискаунтеров — это не столько желание сэкономить, сколько «картинка» перед глазами покупателя, которая должна создать ощущение крайне простого и недорогого магазина.
Если взять дискаунтеры типа «Маяка» или того же «Светофора», то на продукцию крупных федеральных поставщиков там точно такие же цены, как и в какой-нибудь «Пятерочке», где они продаются по акции. А очень дешевые продукты от малоизвестных производителей стоят так вовсе не из-за того, что выложены на паллетах и полутемном торговом зале с минимумом персонала. Они везде бы стоили так. Только на полки других магазинов по тем или иным причинам пробиться не могут, вот и вынуждены перебиваться периодическим сотрудничеством с сетями, которые берут дешево и нестабильно, но много. О качестве такой продукции, думаю, говорить не стоит.
Таким образом, современные российские дискаунтеры пока далеки от правильной (если ориентироваться на страны Европы) модели этого торгового формата. Игроки рынка пока преуспели лишь в создании красивой иллюзии в головах самой легко вводимой в заблуждение категории покупателей, которые редко умеют работать с информацией (сравнивать цены, находить данные о производителях) и которым вполне хватает соответствующего позиционирования торговых точек, чтобы верить в низкие цены и возможность экономить.
Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и узнавайте ещё больше!
Представленные на прилавках товары в магазинах-дискаунтерах не хуже товаров других магазинов. Однако данный формат магазина направлен на максимальное снижение издержек. Поэтому оплата труда обслуживающего персонала невысокая, и магазин не предъявляет разнообразие требований к квалификации персонала. В дискаунтере товары реализуются такие, которые не требуют специальных способностей персонала при их продаже: взвешивания, фасовки, консультации, штрих-кодирования и т. п.
За счет невысокой оплаты труда низкоквалифицированных сотрудников и небольшого количества высокооплачиваемых менеджеров в центральном офисе, возможно максимальное сокращение издержек магазина. Также в таких магазинах минимальные расходы на обслуживание и невысокое качество оборудования. Интерьер подобных магазинов выполнен очень просто и экономично. Осуществляя закупку большой партии товара, магазин может реализовать ее в течение 2 или 3 дней. Это связано с быстрым товарооборотом и большим спросом на представленную продукцию.
Устройство магазина
Для того чтобы понять, что такое магазин-дискаунтер, необходимо знать принципы его устройства и организации. Цены магазина-дискаунтера максимально приближены к оптовым, поэтому являются привлекательными для конечных потребителей. Не каждый магазин, который позиционирует себя дискаунтером, является на самом деле таким.
Дискаунтеры представляют собой сеть соответствующих магазинов, что предоставляет возможность нескольким магазинам осуществлять обмен партиями товаров. В рамках одной сети происходит перераспределение товаров в соответствии с потребностями покупателей. Ассортимент магазина включает в себя несколько сотен товаров, которые являются самыми востребованными. Поэтому ассортимент подобных магазинов можно назвать универсальным.
Особенности формата
Как правило, такие магазины расположены на пересечении крупных автотрасс в черте города. Это могут быть магазины электроники, продуктовые дискаунтеры. Торговые сети стараются развиваться в направлении мультиформатности. В качестве примера можно привести компанию «Ашан», которая активно развивает сеть дискаунтеров «Атак» и гипермаркетов «Ашан». Компания «Седьмой континент» ориентирована на развитие магазинов трех форматов: супермаркеты, магазины у дома и гипермаркеты. Сеть «Дикси» была ориентирована на развитие дискаунтеров, но сейчас открывает магазины в шаговой доступности и гипермаркеты. Сеть магазинов «Магнит» направила усилия на открытие гипермаркетов и супермаркетов. Приведенные примеры позволяют ответить на вопрос потенциальных покупателей о том, что такое магазин-дискаунтер.
Преимущества формата
У владельцев дискаунтеров существуют большие шансы выйти в лидеры, поскольку многие из тех, кто занят в торговой сфере, испытывают серьезные затруднения в условиях экономического кризиса.
Многие специалисты отмечают, что данный формат магазинов отличается высокой конкурентоспособностью и тенденцией к росту. Поэтому к дискаунтерам значительно возрос интерес в последнее время. Несмотря на минимальный перечень товаров и услуг, покупатели отдают предпочтение подобным магазинам по причине низких цен. Для подобных магазинов характерен упрощенный мерчендайзинг и гибкая финансовая политика.
Обувные дискаунтеры в России
Широкую популярность на отечественном рынке завоевали обувные магазины-дискаунтеры. Среди них можно выделить следующие:
Некоторые владельцы дискаунтеров заключают эксклюзивные контракты на поставку товаров, позволяющих реализовывать товары по ценам ниже среднерыночных. В свою очередь, это положительно влияет на динамику продаж и конкурентоспособность. Крупнейшие компании-производители, которые намерены избавиться от остатков товаров, осуществляют поставки магазинам-дискаунтерам по низким ценам. Поэтому покупатели могут приобрести и товары средней ценовой категории. Также клиенты могут приобрести продукцию от известных производителей на самых выгодных условиях.
Ритейлеры электроники
Ассортимент дискаунтеров
Львиная доля представленной продукции импортируется из Китая. Однако некоторые магазины реализуют подобную продукцию под собственными торговыми марками. В дискаунтерах также можно купить и качественные товары, представленные отечественными и европейскими производителями. Формирование ассортимента происходит на базе проведенной статистики продаж. В связи с этим в дискаунтерах можно найти множество модных и популярных моделей, пользующихся стабильным спросом среди покупателей.
Акции, скидки и распродажи
По проводимой торговой политике, все дискаунтеры можно классифицировать на следующие типы:
Жесткие дискаунтеры не применяют гибкую систему скидок и не проводят сезонные акции и распродажи. Для мягкого типа характерно применение систематического проведения распродаж и всевозможных акций.
Менталитет отечественных покупателей сформирован таким образом, что реагирует именно на наличие распродаж и различных скидок. Использование мягкой торговой политики позволяет увеличить покупательскую активность. Акции, подарки и большие скидки в дискаунтере вызывают большой интерес у потенциальных покупателей, поэтому трафик в дискаунтерах постоянно растет.
Небольшая справка
Первые магазины-дискаунтеры появились в Германии в конце 1950-х годов. Широкое развитие магазинов подобного формата привело к тому, что половина товарооборота в этой стране приходится именно на дискаунтеры. Данный формат привлекает даже тех покупателей, которые предпочитают совершать покупки в брендовых магазинах. Это привело к формированию феномена потребителя нового типа, которого назвали smart shopper (хитрый покупатель). Данное определение подразумевает, что покупатель приобретает не только товары, относящиеся к категории люкс, но и совершает экономичные покупки. Благодаря увеличению количества таких покупателей, наблюдается рост продаж в дискаунтерах.
Самые популярные дискаунтеры
Большую популярность дискаунтеры приобрели в развивающихся странах: Мексике, Китае, Бразилии и Индии. Отечественные магазины успешно конкурируют с зарубежными аналогами и выходят на международные рынки сбыта. Среди них можно выделить следующие дискаунтеры, которые являются лидерами рынка по посещаемости и обороту торговли.
Отзывы покупателей
Положительные отзывы отмечают большой ассортимент товаров и большие торговые площади магазинов-дискаунтеров. Многие клиенты говорят о том, что не существует идеальных продуктовых магазинов. Большинство клиентов отмечают, что, несмотря на экономию на персонале, в магазинах всегда чисто и отсутствует неприятный запах. Сотрудники дискаунтеров осуществляют строгий контроль за сроками годности. Негативные отзывы о дискаунтерах рассказывают о том, что ассортимент подобных магазинов достаточно однообразен и узок.
Жесткие дискаунтеры. Почему в России становится все больше магазинов для бедных
Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group, когда-то запускавший «Пятерочку» как сеть дискаунтеров, решил выйти на новый уровень и открыть еще более «дешевые» магазины. Формат получил название «жесткого дискаунтера». Сегодня, 29 октября, в Москве и Подмосковье были открыты две такие торговые точки под новым брендом «Чижик». Особенность таких магазинов — еще более низкие цены. Znak.com поговорил с участниками рынка и аналитиками о том, почему крупные торговые сети уходят в такой формат и насколько перспективно это направление в России.
«Чижик» в погоне за «Светофором»
«„Чижик“ — это сеть для рациональных покупателей, приверженцев прагматичного подхода к покупкам» — так представил новый продуктовый бренд главный исполнительный директор X5 Retail Group (управляет такими сетями, как «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») Игорь Шехтерман. «Ценовая политика нового формата предполагает более низкую стоимость средней продовольственной корзины на рынке», — добавили в пресс-службе компании.
Жесткие дискаунтеры — это магазины с небольшим ассортиментом, как правило, включающим лишь основные продукты. Торговые павильоны ориентированы на покупателей с доходом ниже среднего. Например, на пенсионеров, рассказал Znak.com один из ритейлеров. В таких магазинах ставка делается на очень низкие цены. Торговая сеть «Светофор», работающая в формате жесткого дискаунтера, за короткое время вошла в топ-10 крупнейших российских сетей, и число ее клиентов растет.
«Крупные федеральные сети давно развивают этот формат в различных формах. Есть и успешно развивающиеся сети жестких дискаунтеров. Развитие магазинов с более узким, по сравнению с супермаркетом, ассортиментом, сокращенным количеством персонала и более простым дизайном, а также другими изменениями, направленными на сокращение издержек и торговой наценки, — объективный тренд, связанный с изменением модели потребления», — отметили в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). В ассоциации приводят данные InfoLine: общее количество дискаунтеров (точек) в топ-200 сетей FMCG (продавцов товаров повседневного спроса) на 30 сентября 2020 года превысило 41,4 тыс., их общая торговая площадь — более 15,8 млн квадратных метров. В структуре площадей за девять месяцев 2020 года доля площади дискаунтеров достигла 56,8%.
«Ориентация крупных торговых сетей на запуск жестких дискаунтеров — отражение изменений в потребительском поведении и реакция на процессы в национальной экономике. В условиях экономического кризиса и падающих доходов для покупателя определяющим параметром в покупке становится цена, а дискаунтеры нацелены именно на это — предоставить покупателю наиболее выгодную цену за счет снижения расходов торговой сети», — отмечают в АКОРТ.
Пандемия ударила по карману
«Основные цели, которые преследуют ритейлеры при развитии данного сегмента, это удовлетворение потребностей как можно большего количества потребителей, снижение расходов, а также повышение конкурентных преимуществ. Пандемия коронавируса сократила потребительские доходы населения, поэтому сети жестких дискаунтеров будут пользоваться высокой популярностью. Не исключено, что к подобным мерам могут прибегнуть и другие представители продуктового ритейла», — комментирует аналитик ИК «Финам» Наталия Аседова.
В России за шесть лет цены на продукты выросли до 200% по отдельным товарам. Исследование
«В условиях кризиса, вызванного сначала санкциями, а затем пандемией коронавируса, мы видим длительное падение доходов населения. При этом дорожают бензин, коммуналка, растут другие цены. Снижение нефтяных котировок и падение добычи нефти приведет к дальнейшему снижению доходов бюджета. Все это ведет к реальному обнищанию граждан, а значит, формат жестких дискаунтеров будет востребован», — отметил один из ритейлеров. По его словам, такие крупные компании, как «Магнит» и X5 «начинают играть» в этот формат, не желая отдавать кусок пирога конкурентам.
Дела у X5 Retail Group идут неплохо, несмотря на пандемию, подтверждают аналитики. Наталия Аседова из «Финама» говорит, что чистая прибыль компании за третий квартал увеличилась более чем в пять раз и составила 11,949 млрд рублей (данные по МСФО), а выручка возросла на 15,3% год к году и достигла 486,6 млрд рублей.
Принадлежащая X5 Retail Group «Пятерочка», выходя когда-то на рынок, на фоне региональных торговых сетей действительно выглядела дискаунтером. Но сейчас ее нельзя отнести к этому формату.
Сейчас она работает, как «магазин у дома». Особенно это касается новых магазинов с кофейнями. Собственник сети супермаркетов «Елисей» Александр Оглоблин полагает, что у X5 Retail Group нет задачи прямо сейчас срочно подыскивать помещения под «Чижики» в регионах.
«Первые два магазина — пилотный проект, на котором, скорее всего, будет отработан формат магазинов, необходимая площадь, их количество и ценовая категория», — отмечает ритейлер. Он отметил, что «Светофор» предпочитает открывать свои торговые точки в спальных районах, где низкая арендная ставка за квадратный метр помещения. В центре города на недвижимости не сэкономишь.
Куда же еще экономить?
Основная статья, на которой экономят ритейлеры — эта закупочная цена товара. В пресс-службе X5 Retail Group заявляют, что ассортимент «Чижиков» включает порядка 800 наименований, «наиболее востребованных у покупателей». «Акцент в новом формате будет сделан на собственных торговых марках (СТМ). В целевой модели их доля составит 60%. Ввод СТМ будет происходить постепенно. Первые партии private label появятся на полках „Чижика“ в феврале 2021 года, до конца следующего года их доля вырастет до 30%». «Мы выбираем самые популярные товары и вместе с покупателями разрабатываем высококачественные продукты под собственными торговыми марками», — заверил Игорь Шехтерман.
О высоком качестве товаров у дискаунтеров говорят и АКОРТ.
Однако есть и другое мнение.
«Чудес не бывает. Более низкие цены достигаются либо за счет крупнейшего опта, либо за счет снижения качества продукции. К моему партнеру недавно обратилась одна из компаний, работающая как раз в формате „жесткого дискаунтера“. Она заказала партию тушенки по определенной цене. Когда производитель увидел эту цифру, он сказал, что в тушенке по такой цене не может быть мяса. На это ему ответили: „Пусть там не будет мяса, лишь бы она пахла мясом и была дешевой“», — рассказал на условиях анонимности один из участников рынка.
По его словам, на эти условия поставщик согласился. «Не надо обманываться, будут и те, кто готов производить такую продукцию, и те, кто готов ее покупать», — считает собеседник Znak.сom.
От «Магнита» до «Светофора». Что такое магазины-дискаунтеры и как они работают в России?
По данным Росстата, пандемия и ограничения прежде всего сказалась на реальных доходах граждан: показатель упал на 8%. Подобного не случалось уже двадцать лет. Из-за коронакризиса многие россияне изменили потребительские привычки. Растет число альтернативных магазинов – дискаунтеров. Крупнейшие ритейлеры осваивают новый формат.
Дискаунтер и обычный магазин: в чем разница
Войдя в магазин, вы сразу поймете, что оказались в дискаунтере. Чтобы добраться до него, нужно выехать из города или, наоборот, дойти пешком в здание с минимумом парковочных мест. Оба варианта предполагают дешевую аренду земли или зала. Строгое оформление интерьера, средняя площадь обычного супермаркета от 500 до 1500 м2, небольшой ассортимент товаров. Но при этом в наличии все составляющие потребительской корзины, на полках – товары повседневного спроса. В магазине мало сотрудников: 5-10 человек. Товары – в деревянных паллетах или просто в коробках, чаще всего – неизвестной (собственной) марки сети. Скоропортящихся товаров – по минимуму (мягкий вариант дискаунтера) или нет вовсе (жесткий тип). Цены – в среднем на 15% дешевле, чем в обычных магазинах.
Почти не встречается просрочка. На кассе не спросят карту лояльности.
В обычном супермаркете – более высокий уровень сервиса. Работают продавцы-консультанты, открыт отдел готовой еды или собственная выпечка. Предусмотрены программы лояльности. Внутренний интерьер магазина продуман, разнообразен, на выкладке товаров работают профессиональные мерчендайзеры. На полках – разнообразие товаров одной категории от эконом до премиум-класса.
Дискаунтеры: в чем выгода для потребителя
Те, кто согласен на минимум сервиса и паллеты вместо приятных глазу стеллажей с аккуратной, продуманной выкладкой, заплатят на 10-15% меньше по сравнению со средним чеком в традиционном супермаркете.
Дискаунтеры – как правило, сети. Управление логистикой – централизованное для целого региона или округа. Экономия достигается за счет высокой оборачиваемости товаров: товару не дадут «залежаться», а тут же распределят по другим точкам. Формат дискаунтеров позволяет экономить на аренде и на зарплате сотрудников (в каждой точке – очень маленький штат). Торговый зал по сути является складом. В качестве компенсации части аренды собственнику могут предложить войти в состав акционеров ритейлера.
За счет продажи собственных торговых марок по ценам ниже обычного, сокращенных издержек и экономии на всем максимальная маржа после выручки составляет всего 1-5%. Это немного, и один из рисков дискаунтеров – резкое подорожание товаров или какого-то вида издержек, тогда предприятие начнет работать в убыток. Поэтому такие компании постоянно просчитывают издержки и риски, следят за ценообразованием.
«Мягким» вариантом дискаунтера считаются магазины типа «у дома» – «Пятерочка» и «Магнит». С некоторыми допущениями также – супермаркеты «Да!». «Мягкость» обусловлена политикой лояльности, позиционированием бренда и наличием скоропортящихся продуктов. К «жесткому» типу можно отнести магазины сети «Светофор» и «Доброцен». Эта модель бизнеса характерна больше для ритейла, но подходит и под некоторые другие типы бизнеса, например всемирно известная американская сеть одежды Walmart.
Сладкое слово – «скидка»
Слово «дискаунтер» происходит от discount – «скидка», и это слово любой потребитель переведет безошибочно. Но этом пользуются и маркетологи.
Так, дискаунтерами называют сеть «Ситилинк» или «DNS Технопоинт». Однако по своей сути это не дискаунтеры.
Во-первых, каталоги содержат по несколько десятков тысяч наименований электротоваров, бытовой и компьютерной техники.
Во-вторых, эти сети представлены в онлайн-пространстве, за счет чего экономится пространство, не раздувается штат. Точки представлены скорее пунктами-складами выдачи товаров, заказанных через интернет. Такую модель можно назвать скорей не дискаунтером, а даркстором – магазином без покупателей, где собираются товары для онлайн-заказа, а точки выдачи представляют собой небольшие помещения.
В-третьих, отличается модель привлечения: такие сети ведут агрессивную маркетинговую кампанию, привлекают звезд (Михаил Галустян – «лицо» «Ситилинка»), снимают ролики для ТВ и интернет-пространства.
Дискаунтеры экономят и на этом: в основном выпускают каталоги с акциями и/или используют таргетинг в соцсетях («Доброцен»).
Продуктовые дисконт-магазины
Каждый человек, вне зависимости от пола и возраста, приезжая в чужую страну, в первую очередь сталкивается с проблемой покупки продуктов питания. В этой статье я расскажу о таком замечательном явлении в Европе, в частности, в Германии, как дисконт-магазины. Первые магазины с дешёвыми продуктами питания и/или вещами появились на заре 20 века и с того момента было сформировано определённое число ведущих сетей магазинов, раскиданных не только по территории ФРГ, но и по всему ЕС.
Названия этого дисконтера расшифровывается как Albrecht-Discount. Сеть магазинов берёт своё начало в 1913м году с небольшого семейного магазинчика Анны Альбрехт, матери Карла и Тео Альбрехта, в Эссене. После второй мировой войны братья переняли бизнес и начали стремительную экспансию по Германии. В 1960м году общее предприятие было разделено на Альди Север и Альди Юг, но до 1961го года обе фирмы оставались просто продуктовыми супермаркетами. Примерно в это время обостряется кризисное положение компании и после долгих экспериментов с ассортиментом продукции браться придумывают нечто абсолютно новое: понятие дисконтера. Фирма переименовывается в Aldi (по первым буквам слов первоначального названия).
Что представляет из себя Aldi в наши дни? Это — сеть магазинов общего типа, с упором на продукты. Ассортимент вполне стандартный для такого формата: дешёвые товары по периметру и на стеллажах (все продукты запечатаны в оптовые пачки, от чего поначалу складывалось впечатление, что ходишь по складу, не заметив вывески «только для персонала» на входе), преимущественно посередине торгового зала один-два дополнительных стенда или тележки с электроникой и одеждой. Там выставлены так называемые шнэппхен (Schn?ppchen). Они меняются примерно раз в неделю и, как правило, довольно быстро раскупаются. Во время этих акций можно купить довольно дешёвые и некачественные вещи, которые больше подходят для одноразового применения, чем для постоянного использования. Например, купить кроссовки за 2 евро или женский осенний плащ за 6 евро не составит особого труда. Прослужат они, ясное дело, совсем недолго.
Оригинальность Aldi заключается в том, что магазин настолько дешёвый, что плитка, обои и потолок ужасно отделаны, холодильные стенды с колбасами, сырами и молочными продуктами — самые дешёвые и так далее. Экономится на всём, на чём только можно сэкономить, равно как и не тратится лишних денег ни на что, что не приносит прибыль: несмотря на откровенную бедность интерьера, на входе всегда достаточно тележек для покупок. На чеках пишут минимум текста, но зато на каждом красуется огромный логотип и так далее.
Netto Marken-Discount
С Netto дела обстоят иначе. Эта фирма неоднократно продавалась и перепродавалась разными компаниями, а её основатель Майкл Шелз ушёл от управления предприятием в 2004, полностью продав своё детище. На сегодняшний день Netto — законное дочернее предприятие концерна Edeka, о котором я расскажу в последующих статьях подробнее. Компанию трудно не назвать успешной: чуть больше, чем за 80 лет с момента открытия первого филиала (под именем SuDi — SuperDiscount), она разрослась до более 4000 магазинов по всей Германии.
Netto — приятный магазин с практически самыми низкими ценами. У них получилось удержаться на грани «дёшево и сердито», не впадая в крайности «дёшево и плохо» или «хорошо, но дорого». Основной плюс Netto — наличие биопродуктов. Что такое биопродукты? Об этом мало кто знает. Говорят, что такие продукты выращиваются естественным способом под контролем специальных организаций, хотя никто не может заявить с уверенностью 100%, что это на самом деле так. Как бы то ни было, обычно эти продукты стоят в 2-3 раза дороже обычных. В Netto наблюдается феномен: несмотря на заявленное высокое качество, цены на уровне обычных, не-био аналогов. Netto занимается сбором пожертвований на благотворительность. Только у них можно купить картошку на 10 центов дороже, на которой написано, что эти 10 центов обязательно пойдут на развитие сельского хозяйства ФРГ.
Также Netto уделяет особое внимание таким тестам продукции, как DLG. На каждом третьем продукте можно заметить метку «Золотое соотношение цена-качество», реже — серебряное, бронзовое или отсутствие метки вообще. Как и Edeka, Netto предоставляет свою мобильную связь (NettoKOM) по смешным ценам, но об этом — позже.
Отдельного внимания заслуживает стеллаж «сильно уценённое». Там стоят товары, которые по каким-то причинам сняты с нормальной продажи (просроченный срок годности, повреждения упаковки, отсутствие спроса и т. д.). За 15-20 центов с этого стенда можно купить литровую бутылку газированного напитка вроде Кока-Колы. (однако лично я ни разу не видел, чтобы с этого стеллажа кто-то что-либо покупал — прим. автора).
Чеки, в отличии от Aldi, максимально сжаты и информативны. Для некоторых продуктов пробивается даже вес и количество (в виде «х2», «х3»), что существенно облегчает анализ расходов для, например, домашнего финансового учёта.
Компания Lidl была основана на два года позже, чем Netto, но сегодня является гораздо более процветающей сетью, несмотря на то, что в 1944м году Lidl был полностью уничтожен. Сегодня фирма является развитой настолько, что её считают главным конкурентом Aldi. Создатель Lidl’а перенял у последнего практически всё: интерьер точно напоминает склад (продукты в ящиках, дешёвая плитка и освещение), ценники на товарах внешне напоминают таковые в Aldi, ценовая политика в общих чертах одинаковая.
Сеть филиалов Lidl распространилась по всей Европе, основная цель компании — экспансия в максимально возможное число стран. Как и на Netto, Lidl часто критиковался и критикуется за плохое отношение к сотрудникам, в частности — за неподобающие условия работы, однако это не помешало предприятию создать частный бренд Фэйрглоб (Fairglobe). Под этим названием продаются «элитные» продукты, которых отличает в первую очередь дизайн и цена. За счёт заработанных денег фирма обещает «создать адекватные условия работы фермерам в развивающихся странах», из которых поступают ингредиенты для этих самых продуктов. Инициатива похвальна, но весьма сомнительно, что деньги идут куда нужно, если на условия работы жалуются даже сотрудники. – прим. автора.
Пожалуй, про Lidl можно сказать, что цены на продукты у них совсем не «дисконтные»: отдельные позиции стоят дороже, чем в крупных супермаркетах. Экономия Lidl на расходных материалах переплюнула обе вышеописанные компании : помимо того, что они не такие широкие, как у Aldi, на них ещё меньше краски, чем у Netto. Они даже не печатают логотип, слово Lidl пробито тем же шрифтом, что и наименования купленных товаров.
Norma
Про эту фирму я впервые узнал работая над этой статьёй. Сказать, что Norma слабо представлена в нашем городе — ничего не сказать. В Европе насчитывается всего 1300 их филиалов. Основана она была в 1921, то есть была первым последователем пути Aldi. Ассортимент опирается в первую очередь на продукты ежедневной надобности и продуктах местного производства (особенно в восточной Германии и Австрии).
В моём городе ближайший филиал я нашёл в самом бедном районе, который отстраивался коммунистами (и, как следствие, представляет из себя шедевр безвкусицы). Он похож на Aldi точно так же, как и Lidl, но цены и правда предельно низкие. Посередине торгового зала стоит не один ряд с акционными продуктами, а два (они занимают около 40% всего пространства). Пожалуй, самое главное, что отличает этот магазин от аналогичных — автоматические двери на входе, предельно узкие проходы между отдельными рядами (два человека могут разминуться только сильно постаравшись) и урна в зале. Хотя Lidl эту особенность давно заметил, и в некоторых филиалах последнего тоже можно найти круглую урну общего предназначения. А вот чего я в NORM’е не нашёл, так это автомата для приёма пустых бутылок. Возможно, их можно сдать на кассе, как в нижеописанном дисконтере, но для меня это так и осталось неизвестным.
NP Niedrig-Preis
Как и Netto, является дочерним предприятием Edeka. От вышеперечисленных дисконтеров её отличает только более широкий ассортимент хлеба и овощей с фруктами. Каждую субботу в магазине проходит одна дополнительная акция на так называемый «продукт выходного дня». Пространство под акционные продукты сведено к минимуму и чаще всего ограничивается кухоннобытовыми товарами. В отличии от Aldi, обычно тут не найти обуви или одежды. От идеи магазина-склада данная фирма унаследовала только отдел с напитками: вода, спиртное и газировки располагаются в оптовых упаковках. Но в данном случае такой подход оправдан: многим удобнее купить за один раз ящик пива. Или упаковку минеральной воды.
В остальном ассортимент слишком скудный даже для дисконтера, хотя возможности купить абсолютно всё, что нужно для полноценного питания, не предоставляет ни один из вышеперечисленных магазинов и компаний. Чаще всего покупки нужно компоновать (часть покупать в одном магазине, часть — в другом) или ездить за едой в супермаркеты. Последние зачастую неудобно расположены для тех, кто по каким-то причинам не обзавёлся собственным автомобилем. О том, как и где совершать покупки — в следующих статьях. В качестве наглядного сравнения сетей — небольшая сравнительная таблица цен.