Продуктовая корзина что в нее входит
Потребительская корзина на 2022 год: состав
Потребительская корзина – это некий набор товаров и услуг, обеспечивающих комфортное и полноценное проживание человека на протяжении года и удовлетворяющих его минимальные потребности. От состава потребительской корзины зависит напрямую и величина прожиточного минимума, который пересматривается каждый год в зависимости от уровня цен.
Что входит в состав потребительской корзины в 2022 году?
Действующий Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по РФ» был принят Госдумой 20 ноября 2012 года. В статье 1 установлено, что потребкорзина устанавливается не реже, чем раз в 5 лет. То есть эту корзину должны были пересмотреть к началу 2018 года. Однако в статью 4 о сроке действия внесли изменения законом № 421-ФЗ от 28.12.2017, продлив силу «продуктовому набору» до 31 декабря 2022 года включительно.
В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного бюджета.
Ну и третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.
Итак, если вы посмотрите в приведенную ниже таблицу, где представлены продукты и услуги, входящие в потребительскую корзину на 2022 год, то убедитесь, что согласно расчетам правительства, трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов в месяц.
Что это значит в расчете на одного человека в день? А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки – 280 г., овощей – 300 г., фруктов свежих – 160 г., сладкого – 60 г., молока и молочных продуктов – 800 г., масла растительного и жиров – 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за неделю 350 г. рыбы. Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.
Потребительская корзина 2021: состав, цена на месяц
Понятие потребительской корзины является ключевым для анализа экономики и уровня жизни населения России. Именно этот показатель определяет размер прожиточного минимума и минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
Что такое потребительская корзина?
Потребительской корзиной принято называть продуктовый набор, перечень непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для человека, его здоровья и удовлетворения минимальных потребностей. Это именно тот минимум, который достаточен, чтобы прожить человеку в течение месяца.
Перечень товаров и услуг устанавливается для каждой из основных социально-демографических групп не реже одного раза в пять лет, что следует из требований законов от 24.10.1997 134-ФЗ, от 03.12.2012 № 227-ФЗ, а также Постановления Правительства от 28.01.2013 № 54. Население в связи с этим разделяется на:
Стоимость корзины потребителя рассчитывается Службой статистики ежемесячно.
Состав корзины
Потребкорзина корзина представляет собой товары и услуги, условно разделенные на три группы:
Здесь учитываются все базовые категории, необходимые для удовлетворения потребностей населения.
Минимальный состав продуктовой потребительской корзины в год представим в виде таблицы:
№ п/п | Наименование | Объем потребления (в среднем на одного чел. в год) | ||
---|---|---|---|---|
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
1 | Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые), (кг) в том числе: | 126,5 | 98,2 | 77,6 |
бобовые | 6 | 5 | 3 | |
мука пшеничная | 6 | 6 | 5 | |
рис | 3 | 3 | 4 | |
другие крупы (кроме риса) | 5,5 | 5 | 6 | |
хлеб пшеничный | 68,9 | 65 | 48,3 | |
хлеб ржаной | 68,9 | 35 | 25,2 | |
макаронные изделия | 9 | 8 | 7 | |
2 | Картофель (кг) | 100,4 | 80,0 | 88,1 |
3 | Овощи и бахчевые, (кг) в том числе: | 114,6 | 98,0 | 112,5 |
капуста свежая и квашеная | 43,5 | 36 | 35,2 | |
огурцы и помидоры свежие и соленые | 5 | 4 | 12,6 | |
столовые корнеплоды | 43,5 | 38 | 42,6 | |
прочие овощи | 22,6 | 20 | 22,1 | |
4 | Фрукты свежие, (кг) | 60,0 | 45,0 | 118,1 |
5 | Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар, (кг) в том числе: | 23,8 | 21,2 | 21,8 |
сахар | 22,6 | 20 | 18,7 | |
конфеты | 1 | 1 | 2 | |
печенье | 1 | 1 | 3,5 | |
6 | Мясопродукты, (кг) в том числе: | 58,6 | 54,0 | 44,0 |
говядина | 20,5 | 19 | 17,6 | |
баранина | 1,6 | 1 | 0,5 | |
свинина | 10,5 | 9 | 3,7 | |
мясо птицы | 26 | 25 | 22,2 | |
7 | Рыбопродукты, (кг) в том числе: | 18,5 | 16,0 | 18,6 |
рыба свежая | 17,5 | 15 | 17,6 | |
сельдь | 1 | 1 | 1 | |
8 | Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко, (кг) в том числе | 290,0 | 257,8 | 360,7 |
молоко, кефир | 120 | 105 | 137,4 | |
сметана | 2 | 2 | 3 | |
масло животное | 3,3 | 3 | 5,5 | |
творог | 14 | 12 | 14 | |
сыр | 4,5 | 4 | 4,5 | |
9 | Яйца, (шт) | 210 | 200 | 201 |
10 | Масло растительное, маргарин и другие жиры, (кг) в том числе: | 11,0 | 10,0 | 5,0 |
маргарин и другие жиры | 1,5 | 2 | 0,5 | |
масло растительное | 9,5 | 8 | 4,5 | |
11 | Прочие продукты (соль, чай, специи), (кг) в том числе: | 4,9 | 4,2 | 3,5 |
соль | 3,7 | 3 | 2,4 | |
чай | 0,5 | 0,5 | 0,4 | |
специи | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
А сколько из расчета на месяц (30 дней) понадобиться среднестатистическому человеку для нормального существования в России:
К непродовольственным товарам, в которых имеется потребность, относят:
В состав услуг включают:
Для разных слоев населения, отличаются лишь транспортные услуги, измеряемыми количеством поездок в год:
Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг в России:
Определяется объем корзины для каждой группы населения в масштабах страны и по каждому региону отдельно. При этом учитываются следующие факторы:
Для отдельно взятых субъектов страны отклонения от значений общеустановленных показателей могут существенно отличаться. Например, в г. Москве уровень потребления непродовольственных товаров превышает на 45 % от значений по стране в целом, а на услуги – на 127 %.
Согласно правила, когда пересмотр корзины должен происходить не реже раза в пять лет, в 2018 году правительство должно было откорректировать нормы потребления. Однако, этот срок был перенесен на 31 декабря 2021 года, хотя медицинское сообщество уже бьет тревогу и говорит о том, что количество продуктов питания, заложенных в потребительскую корзину, является неправильным. Сегодня говорится о том, что существует явный перекос в сторону мучных продуктов и исправлять его нужно увеличением в рационе населения овощей, фруктов и мяса. Так можно будет утверждать, что он будет приближен к здоровому питанию.
Цена на месяц
Стоимость набора товаров и услуг на месяц рассчитывается статистическим методом Росстатом. В России расчет производится, исходя из минимальных цен на группы товаров, что не соответствует действительному положению вещей.
Какая же стоимость потребительской корзины на 2021 год по цене на месяц в России?
Для примера возьмем данные Москвы и Санкт-Петербурга, по расчетам потратить в день еды на одного человека можно для:
А, какая полная потребительская корзина в РФ на 2021 год на человека в месяц?
Если цену продуктовой корзины можно определить относительно точно, то непродовольственную и услуги невозможно утвердить из-за того, что они не выделены конкретно. Поэтому принято, что они составляют примерно столько же, сколько необходимые продукты. Соответственно, потребительская корзина является итогом перемножения стоимости заложенных средств на питание на два.
Какие изменения планирует внести Минтруд?
Запланировано, что новый подход к формированию потребительской корзины, должен быть применен уже в 2021 году. Поменяется не только ее состав, но и сам принцип определения потребностей населения. В ряде регионов уже запущен «пилотный» проект, направленный на значительное снижение уровня бедности.
При рассмотрении новой корзины потребителя будут:
Планируется, что обсуждения должны закончиться в марте 2021 года, как раз к подготовке проекта закона о федеральном бюджете на 2022 год.
Пересмотрят так же социально-демографические группы населения в связи с увеличением пенсионного возраста. Предполагается, что трудоспособным населением будут считаться все граждане, старше 16 лет и не достигшие возраста для установления страховой пенсии по старости. Исключение составят лица, кому установлены I и II группы инвалидности.
Особенности формирования потребительской корзины
Изо дня в день мы отдаём деньги за продукты, покупаем одежду, платим за ЖКХ и другие услуги. Объём затрат непосредственно зависит от толщины кошелька каждого потребителя. Но в России, Европе, США и прочих странах предусмотрены стандарты, определяющие минимум, которые называются потребительской корзиной. Разберёмся, что это такое, и из чего она складывается.
Понятие потребкора
Бесплатно по России
Этим понятием характеризуют минимальный объём товаров и услуг, в которых нуждается один человек для более или менее комфортного проживания на территории РФ в течение одного календарного года. То есть потребительская корзина должна обеспечить необходимые потребности каждого гражданина. Её конечный состав корректируется с оглядкой на отдельные группы населения: дети, трудоустроенные и пенсионеры.
Нормы прописываются на законодательном уровне согласно научным рекомендациям. Последние указывают, какие именно объёмы тех или иных продуктов, изделий и услуг требуются одному человеку для обеспечения здоровья и поддержания его жизнедеятельности.
Чем отличается от прожиточного минимума
С оглядкой на позиции потребительской корзины корректируется прожиточный минимум. Этот показатель кроме продуктов питания дополнительно нагружен подоходным налогом для трудоустроенных. В то время как для пенсионеров и несовершеннолетних прожиточный минимум аналогичен бюджету потребительской корзины.
Прожиточный минимум в регионах РФ (без учёта Москвы и Санкт-Петербурга):
Правительство рассматривает законопроект, где планируется приравнять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) к прожиточному минимуму. В случае принятия закона показатель для трудоустроенного населения вырастет до 12 130 рублей.
Законодательные нормы и контроль государства
Контроль за наполнением корзины с 2006 года осуществлялся посредством Федерального закона № 44 «О потребительской корзине». Но начиная с 2012 года он перестал действовать, а на смену ему пришли новые нормы – ФЗ № 227. Они действуют по настоящее время.
Закон чётко регламентирует список продуктов и услуг первостепенной важности, где подробно описан каждый пункт.
Согласно нормам, потребительская корзина включает в себя три категории:
Что входит в состав
В зависимости от социально-демографической группы, к которой относится потребитель рассчитываются минимальные объёмы. Наибольшие показатели у трудоустроенных граждан, далее идут пенсионеры, а за ними дети.
Стоимость
Конкретные цифры зависят от региона, в котором проживает потребитель. Бюджет потребительской корзины по России колеблется в районе 14 000 рублей в месяц. Продовольственные и непродовольственные товары идут примерно в одинаковых пропорциях, а оставшаяся часть приходится на услуги.
Как менялась сумма в последние 20 лет
Согласно официальным статистическим данным за последние 20 лет бюджет корзины вырос более чем в 4 раза. При этом инфляция заметно обогнала этот показатель, что говорит об ухудшении благосостояния граждан.
По годам
Серьёзных колебаний стоимости потребительской корзины с 2000 по 2020 года не было. Её бюджет уверенно шёл вверх без падений.
По регионам
Субъект федерации, где проживает потребитель, напрямую влияет на бюджет потребительской корзины. К примеру, в столице заметно бо́льшие потребности, чем в том же Приволжье или Северном Кавказе. В последних бюджет корзины снижен почти вдвое.
Сравнение с другими странами
В других странах государство придерживается иной политики относительно потребительской корзины. Продуктовая корзина в США и Европе более внушительный, плюс предусмотрены отдельные статьи на посещение общественных мест, ремонт и даже визит в косметические салоны.
В Соединённых Штатах анализом потребительского спроса занимается специальное статистическое подразделение – BLS. Организация делает так называемую выборку населения из разных социальных групп (около 12 000 человек), где каждый ведёт свой собственный дневник.
В последнем отражаются покупки на определённых отрезках времени, а также траты на услуги. Гражданам за это ведение дневника платят деньги, причём немалые, поэтому сбор данных происходит достаточно активно. При этом BLS учитывает в основном статистику городских жителей, потому как большинство американцев (порядка 93%) проживает именно в городе.
Помимо дневников организация ежеквартально проводит опросы по части финансовых трат, пытаясь выяснить, куда конкретно уходят деньги населения. Все собранные данные тщательно анализируются, а на их основе и формируется потребительская корзина. Если какой-то продукт оказывается в подавляющем большинстве дневников и о нём упоминают в опросах, то специалисты дают рекомендации включить его в базовый продуктовый набор для граждан.
Подобный подход даёт реальную картину потребительского спроса, что учитывается при выплате пособий, дотаций и других обеспечений для малоимущих. В американскую корзину включены более 350 позиций, что отражено на официальном сайте BLS.
Германия
Германия считается самой развитой европейской страной с соответствующим уровнем жизни. Бюджет и конкретные позиции потребительской корзины корректируют как городские, так и сельские жители. Формирование данных происходит с периодичностью раз в пять лет.
Государственная статистическая организация проводит опрос 50-70 тысяч жителей из разных слоёв населения. На основе количественных и качественных показателей производится корректировка действующей потребительской корзины. Более того, раз в год сотрудники организации опрашивают 6-8 тысяч респондентов, чтобы удостовериться в правильности принятых решений.
Потребительская корзина имеет более 750 позиций, значительная часть которых отводится под услуги и продукты питания. Помимо привычных вещей обихода к непродовольственным товарам относятся, к примеру, электронные тонометры и велосипеды.
Что касается услуг, то государство обеспечивает своим гражданам содержание детей в яслях, проживание пенсионеров и инвалидов в домах престарелых, уход на дому, а также доставку продуктов питания нуждающимся.
Правительство Германии особенно заостряет внимание на жилищно-коммунальной группе услуг: вода, газ, электроэнергия и прочие виды топлива, что в общей доле потребительской корзины составляет около 32%. Также предусмотрены статьи расходов на транспорт (13%) и культурный отдых (11%). Около 7% предусмотрено на алкоголь, табачные изделия и мобильную связь.
Получается, что в России добрая половина потребительской корзины отдана под продукты питания, тогда как в Германии и США значительную долю занимают именно услуги.
Полезное видео
В дополнении к статье информация в видео:
Заключение
Специалисты Института социально-экономических проблем убеждены, что качественно питаться на утверждённую государством сумму нельзя. Поэтому они настаивают на радикальной корректировке потребительской корзины.
Гражданин РФ на выделенные 8-10 тысяч рублей будет покупать только дешёвые фрукты, овощи и посредственные мясные изделия с сомнительным составом. К тому же статьи «Питание вне дома» не предусмотрено, что заметно усложняет реалии трудоустроенного населения.
В итоге фактическая стоимость потребительской корзины занижена. Для доброй половины граждан РФ в принципе недоступны такие важные составляющие современной жизни, как отдых в санатории, спорт и персональный компьютер. Также остаются жилищные проблемы, где рядовой потребитель просто не в состоянии создать хоть какой-нибудь финансовый резерв.
Правительство прислушивается к рекомендациям специалистов и готовится пересмотреть состав потребительской корзины уже в первом квартале 2021 года. По примерным подсчётам её бюджет вырастет примерно в 3 раза. Но скорее всего законопроект передадут на корректировку, потому как в случае его одобрения нынешний уровень бедности переквалифицируется в нищету. А это дополнительные, а вместе с тем колоссальные расходы на материальное обеспечение малоимущих.
Потребительская корзина: особенности формирования и наполнения
Последнее время мы начали задумываться о различиях в условиях проживания в разных странах мира. Несомненно, разные государства по-своему оценивают и регулируют уровень жизни населения. В связи с этим, нас заинтересовал процесс формирования потребительской корзины в разных странах мира, и мы попытались провести небольшое исследование на эту тему.
Потребительская корзина – это набор товаров и услуг, необходимый для полноценного проживания человека на территории страны в течение одного года. Потребительская корзина должна удовлетворять минимальные потребности гражданина. На основе состава потребительской корзины формируется величина прожиточного минимума. Кроме того, потребительская корзина служит основой для подведения статистики по реальному и расчетному уровню потребления населением страны.
Потребительская корзина делится на три категории:
• необходимые продукты питания
• необходимые непродовольственные товары
Объем потребления рассчитывается в среднем на одного человека для каждой из основных социально-демографических групп населения: трудоспособное население, пенсионеры и дети. Потребительская корзина устанавливается в целом по России и по субъектам РФ. По закону она пересчитывается не реже одного раза в пять лет.
Также существует понятие «Индекс Потребительских Цен» (ИПЦ). Это метод, распространённый во многих странах и специально созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике. Это показатель среднего изменения во времени цен, выплачиваемых городскими потребителями за рыночную корзину потребительских товаров и услуг.
Для сравнения потребительских корзин возьмем страны США и Германия.
В Министерстве труда США существует специальное подразделение — Бюро статистики труда (BLS). Оно занимается сбором и обработкой данных.
Примерно 12 тысяч жителей США из разных штатов, живущих в городах и имеющих разный социальный и имущественный статус, ведут специальные дневники своих покупок на протяжение определенного отрезка времени, и им за это доплачивают. Именно жители городов ведут эти дневники, потому что 93% всего населения США живет в городах, а потребительская корзина призвана учитывать потребности основной массы населения.
Дневник покупок сдается в BLS. Также, каждый квартал проводятся опросы граждан о совершенных ими покупках. Все эти данные анализируются, товары сортируются по востребованности, и формируется потребительская корзина. Если товар важен во многих семьях, то он попадает в потребительскую корзину.
Такой подход обеспечивает точное представление о предпочтениях среднего потребителя и при выплате пособий позволяет обеспечить нуждающимся средний уровень жизни по стране.
Американская корзина состоит более чем из 350 позиций, официальные данные можно найти на сайте Бюро Статистики США.
Германия – одна из самых развитых стран Европы и уровень жизни там иной. Состав потребительской корзины формируют сами жители страны. Корректировка корзины происходит раз в пять лет. Федеральное статистическое ведомство проводит опрос 60 тысяч семей и на основе размеров их расходов и их структуры формирует потребительскую корзину. Помимо этого ежегодно происходит опрос шести тысяч респондентов.
В состав немецкой потребительской корзины входят более 750 товаров, причем помимо привычных продуктов питания там можно найти такие пункты измеритель кровяного давления на запястье.Если брать услуги, входящие в потребительскую корзину Германии, то она включает в себя стоимость детских яслей, содержание в домах престарелых и инвалидов, амбулаторный уход на дому и даже доставку продуктов на дом.
В Германии наиболее важными категориями в потребительской корзине являются жилье, вода, электричество, газ и другие виды топлива (32 процента от общего веса), транспорт (13 процентов), отдых, развлечения и культура (11 процентов), продукты питания и безалкогольные напитки (10 процентов). Корзина также включает в себя различные товары и услуги (7 процентов), мебель, осветительное оборудование, бытовую технику и другое бытовое оборудование (5 процентов), ресторан и услуги по размещению (5 процентов), здравоохранение (5 процентов) и одежду и обувь (5 процентов), оставшиеся 7 процентов корзины составляют алкогольные напитки и табак, связь и образование.
На основании данных мы составили сравнительную таблицу по главным критериям.
Для возможности сравнения товары и услуги сгруппированы в аналогичные группы.
В итоге, мы узнали, что такие страны как Германия и США большую часть своей корзины отдают под услуги, а Россия – под продукты. В немецкой потребительской корзине продукты и непродовольственные товары занимают по 17%, а услуги 66%. В американской корзине продукты занимают 20,6%, непродовольственные товары 9,3%, а услуги 70,4%.
Также мы решили задать несколько вопросов советнику отдела социального партнерства управления социально-трудовой сферы и уровня жизни министерства труда и занятости Иркутской области Власовой Марине Геннадьевне.
1. По вашему мнению, в чем заключаются особенности формировании состава потребительской корзины в Российской Федерации?
«В нашей стране состав потребительской корзины формируется в зависимости от территории расположения. К примеру, мы живем в северных регионах и у нас в пище должно быть больше калорий. В связи с этим и идет наполнение потребительской корзины от территориальной расположенности. Все эти основы прописаны в Федеральном Законе №134.
Так же потребительская корзина делится на 3 социально-демографические группы: пенсионеры, трудоспособное население и дети. По этому критерию тоже идет свое наполнение. Пенсионеры уже не такие активные – у них потребление калорий должно быть меньше, дети наоборот – растут, поэтому у них калорийность больше. Кости формируются в детском возрасте, поэтому для детей больше молочных продуктов.
Вообще, потребительская корзина – это минимальный объем продуктов для обеспечения жизнедеятельности. Люди не должны питаться именно этим списком продуктов. Многие считают, что потребительская корзина = прожиточный минимум, но нет. Потребительская корзина – это расчетная цифра, которая является критерием для определения нуждаемости. Люди смотрят доход своей семьи и если он ниже данной величины, то они имеют право получить социальную помощь от государства. Да, на этот уровень реально прожить – вы не будете шиковать, но все продукты питания в корзине являются полезными. В ней нет колбасы, а только свежее мясо».
2. В потребительских корзинах многих стран гораздо больше категорий, чем в потребительской корзине РФ. По вашему мнению, необходимо ли расширить состав корзины. Если да, то какими категориями.
«Вопрос очень интересный. Если честно, то я не смотрела состав потребительских корзин других стран, но на данный момент правительством РФ рассматривается вопрос не по увеличению категорий, а по увеличению объема набора продуктов питания. Действительно, обсуждается вопрос о расширении потребительской корзины, но мы исходим из того, что это минимальный набор продуктов питания для определения критерия. У нашего государства абсолютно разная цель с другими странами: у нас – именно определить критерий нуждаемости. Потребительская корзина – основа расчета прожиточного минимума, она устанавливается один раз в пять лет. Министерство берет нормы питания и умножает их на цены, которые дает статистика. Все это связано».
3. Потребительская корзина США рассчитывается на основании данных, которые передают реальные домохозяйства в Бюро Статики? Возможно ли при формировании потребительской корзины учитывать данные о реальном потреблении граждан, как например в США?
«Когда разрабатывали последнюю потребительскую корзину, она учитывала расходы хозяйств с наименьшими доходами. При разработке учитываются статистические данные. Эти данные могут быть закрыты, но нормативы есть. Потребление населения учитывается, сейчас потребительскую корзину хотят привести к нормам рационального питания, потому что все на этом настаиваю. Но в свою очередь это повлечет за собой существенное увеличение прожиточного минимума т.к. потребительская корзина сильно влияет на величину прожиточного минимума, а уже от величины прожиточного минимума зависит МРОТ – минимальный размер оплаты труда. Это все взаимосвязано, просто так взять и увеличить не получится».
4. Одной из основных задач, поставленных новому кабинету министров президентом Российской Федерации Путиным В.В., является увеличение реальных доходов населения. Как вы думаете, будет ли в связи с этим изменен состав и размер потребительской корзины?
«Реальные доходы – это заработная плата. Потребительская корзина тесно связана с прожиточным минимумом, а заработная плата – нет, это совсем другое. Это две параллели. Если у человека зарплата ниже прожиточного минимума, то государство ему помогает; если же реальные доходы гражданина выше, то он никуда и не обращается за помощью. Допустим, государство увеличивает потребительскую корзину, прожиточный минимум тоже увеличивается, но зарплата остается на том же уровне. Если она меньше – то человек является малоимущим. Для того, чтобы доходы выросли, нужно увеличивать не потребительскую корзину, а зарплату; или же наоборот, умен
1. На основе проведенного исследования состава потребительской корзины России нам удалось выяснить, что в ее состав входят товары и услуги, необходимые для удовлетворения минимальных потребностей граждан.
2. В США и Германии нет понятия потребительская корзина. В этих странах существует список наименований, которые востребованы среди большей части населения. На основе этих данных рассчитывается Индекс Потребительских Цен (ИПЦ), созданный для измерения уровня цен на товары и услуги.
3. После проведения интервью выяснилось, что у потребительских корзин разных стран разные цели: у России – определить критерий нуждаемости и с его помощью выявить малоимущих граждан.
4. Потребительская корзина не равна прожиточному минимуму, но непосредственно влияет на его размер.
5. Потребительская корзина в России зависит от территории расположения. Корзина рассчитывается в среднем на одного человека для каждой из основных социально-демографических групп населения. Потребительская корзина устанавливается один раз в пять лет.
6. Расширение состава потребительской корзины не приведет к увеличению уровня жизни населения; для этого необходимо увеличивать реальные доходы населения – заработную плату.
1. Пасюкова Н.Г., Кукушкин А.С. Анализ потребительской корзины продуктов питания // Пищевая промышленность. 2011. №8.
2. Станишевская С.П., Губанов Д.А. К вопросу о российской потребительской корзине // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. – 2012. – №2.
3. Москалева Н.А., Саранчина Т.А. Потребительская корзина как показатель уровня жизни населения страны: сравнительная оценка // Инновационная наука. – 2015. – №5-1.
4. Мелик-Шахназарова Е.В. Потребительская корзина / Центральная профссоюзная газета «Солидарность». – 2018.
5. Черкашнев Р. Ю. Основные концепции и охват индекса потребительских цен // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №3-4.