Продуктивный контакт в медицине это что
Продуктивный контакт в медицине это что
Одной из главных задач интенсивной терапии является сохранение и улучшение уровня сознания пациента. Уровень сознания — важный критерий при выборе тактики лечения и контроле эффективности лечения. Хотя в некоторых случаях церебропротективный эффект достигается как раз за счет седации пациента. Таким образом, особенность интенсивной терапии в нейрохирургии заключается в том, что при седации меняется основная цель лечения.
При нарушении уровня сознания необходимо решить три ключевых вопроса:
— В чем причина нарушения сознания?
— Есть ли способы коррекции этого нарушения?
— Какова прогностическая значимость нарушения сознания?
Для оценки сознания необходимо дать определение этому понятию.
а) Определение сознания. Вероятно, нет понятия, столь трудно поддающегося определению и пониманию, как сознание. Приводим некоторые из определений:
Сознание сопровождает и контролирует процесс взаимодействия организма человека с окружающей средой путем интеграции внешних воздействий на организм и ответных реакций на них. Помимо прочего, сознание зависит от физиологической целостности ЦНС. Понятие «сознание» включает:
— Внимание и способность к его целенаправленному переключению.
— Создание и выражение абстрактных понятий с помощью слов и других средств общения.
— Способность заранее оценивать действия (ожидания, планы).
— Осознание себя и окружающих.
б) Морфологические предпосылки сознания. По нашему мнению, факт сознания не подразумевает наличие всех вышеперечисленных признаков сознания. Нарушение функции некоторых областей головного мозга не обязательно сопровождается утратой сознания. С другой стороны, известно, что повреждение определенных зон головного мозга (например, мезэнцефального отдела) сопровождается утратой сознания.
Морфологическими предпосылками сознания могут считаться отделы головного мозга, связанные в единую систему, которая распространяется от ретикулярной формации до коры головного мозга и состоит из трех частей:
1. Восходящая активирующая ретикулярная система (ВАРС)
2. Система общего формирования сознания в таламусе и базальных ганглиях
3. Система самосознания (предположительно, кора теменной доли).
Восходящая активирующая ретикулярная система (ВАРС). ВАРС распространяется от ствола головного мозга до гипоталамуса, имеет афферентные и эфферентные связи со спинным мозгом, ядрами черепных нервов, мозжечком и полушариями головного мозга.
ВАРС имеет важное значение для процесса бодрствования. Недостаточность функции ВАРС приводит к снижению способности к пробуждению, в то время как ее стимуляция сопровождается реакцией пробуждения.
Важно отметить, что сон характеризуется высокой активностью головного мозга. Во время сна активация структур срединного шва ведет к угнетению нейрональной активности ВАРС. Следовательно, кома является признаком дисфункции ВАРС, а не «состоянием очень глубокого сна».
Поражение области голубого пятна приводит к неспособности отвечать на внешние раздражители. Поражение таламуса и базальных ганглиев ведет к формированию уровня бодрствования, при котором невозможен контакт с окружающей средой.
Морфологические предпосылки сознания.
в) Механизмы нарушения сознания. Существует ряд причин, которые приводят к угнетению сознания:
— Повреждение морфологического субстрата (травма, субарахноидальное кровоизлияние (САК), инсульт).
— Повреждение ретикулярной формации и БАРС.
— Билатеральное повреждение интраламинарных ядер таламуса.
— Билатеральное повреждение полушарий головного мозга.
— Значительное повреждение доминантного полушария.
— Нарушение обеспечения головного мозга кислородом, глюкозой
— Нарушения метаболизма.
— Интоксикации.
г) Степени угнетения сознания. К сожалению, не существует единого подхода к терминологии нарушения сознания. В нейрохирургической практике выделяют следующие степени угнетения сознания:
— Помрачение
— Сомноленция
— Оглушение
— Ступор
— Кома.
Другие формы нарушения сознания включают персистирующее вегетативное состояние, состояние малого сознания, акинетический мутизм и псевдокому (синдром «окружения»),
1. Оглушение. При легком затемнении уровень бодрствования несколько снижается, а скорость мышления замедляется.
2. Сомноленция. При отсутствии внешних раздражителей пациент лежит с закрытыми глазами. На раздражитель извне реагирует замедленно. Вербальный контакт и интеллектуальные функции умеренно нарушены.
3. Ступор. Для пробуждения пациента требуется более сильный раздражитель. Продуктивный контакт и интеллектуальные функции резко снижены. Пациент может отвечать на простые вопросы, при прекращении внешнего воздействия быстро засыпает.
4. Сопор. Требуется раздражитель высокой интенсивности, чтобы пробудить пациента. Речь на уровне произнесения трудноразличимых слов или нечленораздельных звуков. Возможно непостоянное выполнение больным простых заданий. При прекращении внешней стимуляции пациент возвращается в исходное состояние.
5. Кома. В рутинной практике под комой понимают нарушение сознания до уровня, при котором в ответ на болевой раздражитель больной не выполняет команды, не открывает глаза и не производит звуки.
д) Градация комы. Для быстрого и надежного понимания при оказании медицинской помощи было разработано несколько шкал, кратко характеризующих основной неврологический дефицит и степень угнетения сознания. С момента публикации в 1974 г. Teasdale и Jennett Шкала комы Глазго (ШКГ) приобрела широкое распространение. В рутинной практике рекомендуется использовать именно ШКГ.
ШКГ представляет собой полуколичественную шкалу, которая изначально разрабатывалась для среднего медицинского персонала. Провести оценочные тесты по ШКГ можно в течение одной минуты. Сумма баллов по трем шкалам (открывание глаз, двигательный ответ и речевые реакции) определяет функциональную основу сознания и степени бодрствования. Было показано, что первоначальная сумма баллов по ШКГ у больных с субарахноидальным кровоизлиянием или травматическим поражением головного мозга коррелирует с исходом заболевания. Считается, что при сумме 8 баллов и менее (с пациентом не возможен продуктивный контакт) показаны инвазивный мониторинг внутричерепного давления (ВЧД), интубация трахеи и искусственная вентиляция легких.
е) Наиболее частые причины угнетения сознания в нейрохирургии. Во многих случаях внутричерепные нарушения сопровождаются повышением внутричерепного давления. Быстрое повышение ВЧД приводит к угнетению сознания. Основные причины:
— Энцефалопатия гипертензивного генеза.
— Ишемический инсульт.
— Внутричерепное кровоизлияние.
— Субарахноидальное кровоизлияние.
— Менингит.
— Черепно-мозговая травма.
ж) Подход к пациентам в коматозном состоянии. Причин угнетения сознания достаточно много. Первоначальный подход для стабилизации состояния таких больных не отличается от алгоритма действия при острых сердечно-легочных заболеваниях:
— Поддержание нормальной функции сердечно-легочной системы (дыхательные пути, дыхание, кровообращение).
— Неврологический осмотр.
— Анализ крови на электролиты, глюкозу, мочевину, газовый состав крови, скрининг на токсины.
— При необходимости лекарственные препараты экстренной помощи (глюкоза, налоксон, тиамин).
— КТ черепа (при необходимости).
— Маннитол, если предполагается повышение ВЧД.
— Коррекция метаболических нарушений.
Учебное видео степени нарушения сознания и шкала комы Глазго
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Продуктивный контакт в медицине это что
НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН, Москва
Продуктивные расстройства в структуре нарушенного сознания после травмы мозга
Журнал: Журнал «Вопросы нейрохирургии» имени Н.Н. Бурденко. 2014;78(1): 46-49
Зайцев О. С. Продуктивные расстройства в структуре нарушенного сознания после травмы мозга. Журнал «Вопросы нейрохирургии» имени Н.Н. Бурденко. 2014;78(1):46-49.
Zaĭtsev O S. Productive mental disorders in post-traumatic disturbances of consciousness. Zhurnal Voprosy Neirokhirurgii Imeni N.N. Burdenko. 2014;78(1):46-49.
НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН, Москва
НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН, Москва
Нарушение и восстановление сознания являются центральными клиническими событиями острого периода травмы мозга.
В современной научной литературе отмечается диспропорция в виде значительного преобладания работ, посвященных угнетенному сознанию (оглушению, сопору, коме), по сравнению с относительно малым числом исследований синдромов дезинтегрированного сознания (его помрачения и спутанности).
Между тем для успешного лечения и прогнозирования исходов черепно-мозговой травмы важно правильно понимать и оценивать все варианты синдромов нарушенного сознания.
Именно к синдромам дезинтегрированного сознания применимы диагностические критерии К. Ясперса [10], имеющие столетнюю историю, но не потерявшие свою актуальность по настоящее время: 1) отстраненность (Abkehr) от реальности, отрывочность и ослабление (вплоть до отсутствия) ее восприятия и понимания; 2) дезориентировка: аллопсихическая (в окружающем) и аутопсихическая (в собственной личности); 3) бессвязность всех психических процессов (не только мышления и речи, но и поведения, и эмоций); 4) отсутствие запоминания, полная или частичная амнезия на период психоза.
В настоящее время нет единого подхода к классификации синдромов дезинтегрированного сознания после травмы мозга. Это во многом обусловлено тем, что исследователи «выхватывают» из клинического контекста отдельные клинические проявления (например, ажитацию). При этом неизбежно происходит, например, смешение таких различных по своей природе и проявлениям синдромов, как делирий и спутанность [7]. Только в отдельных психиатрических руководствах проводится дифференциальная диагностика между основными видами дезинтегрированного сознания [6], но и она нуждается в уточнении применительно к клинической ситуации, возникающей после травмы мозга.
Попытка обобщения клинического опыта, полученного в группе психиатрических исследований НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко при обследовании пациентов с дезинтегрированным сознанием, приводится в таблице.
В собственных исследованиях, основанных на анализе материала у 417 пострадавших с травмами мозга и их последствиями, изучалась вероятность и структура продуктивных нарушений, а также их прогноз.
Обнаружено, что возникновение продуктивных расстройств на фоне ясного сознания (в виде делирия, сумеречного состояния, спутанности) часто является признаком ухудшения мозговой и/или соматической ситуации и требует срочных диагностических и лечебных мер. В другой ситуации, когда продуктивные расстройства возникают на выходе из комы, они чаще всего являются прогностически благоприятным признаком и подлежат коррекции только при затяжном (более 1-3 нед) течении.
При тяжелой черепно-мозговой травме наиболее часта спутанность сознания, продуктивные расстройства обнаруживаются в 79% наблюдений, представлены двигательным, речедвигательным и психомоторным возбуждением, конфабуляциями, сновидными, галлюцинаторными и бредоподобными переживаниями.
Выявлено, что продуктивные нарушения в структуре расстройств сознания характеризуются:
а) постепенным (по мере выхода из бессознательного состояния) нарастанием и усложнением клинической картины до момента восстановления ориентировки в окружающем, после чего возможен частичный или полный их регресс;
в) наибольшим разнообразием и развернутостью у больных среднего возраста (по сравнению с детьми и лицами старше 60 лет) [3, 5].
Установлено, что в качестве основы возникновения продуктивных нарушений может выступать не только раздражение различных мозговых структур, но и их разобщение [2]. При этом, например, для посттравматического корсаковского психоза характерны наличие взаимодействия задних отделов полушарий и разобщение в передних.
Обнаружено, что одним из важных звеньев патогенеза продуктивных нарушений в структуре расстройств сознания являются нейромедиаторные дисфункции, в частности, обусловленные не только относительными дофаминергической избыточностью и/или холинергической недостаточностью, но и катехоламиновой диссоциацией, а точнее, десинхронизацией (разнонаправленными изменениями концентрации дофамина и норадреналина) [1].
В связи с отсутствием в настоящее время стандартов оказания помощи пациентам с продуктивными расстройствами сознания, возникшими в результате травмы мозга [5], сформулирован эмпирический алгоритм лечения рассмотренных в настоящем сообщении состояний:
2. Обеспечить физическую безопасность больного и окружающих (в том числе при необходимости с помощью удержания, фиксации).
3. При наличии контакта с больным использовать успокаивающие, доброжелательные и уважительные обращения к нему.
6. Дождаться основного лечебного эффекта, только при его отсутствии повышать дозу, подключать более «сильные» препараты, использовать сочетание препаратов из разных групп.
Очевидна необходимость дальнейшего пристального изучения продуктивных расстройств, вызванных травмой мозга, разработка научно обоснованных рекомендаций по их купированию.
Комментарий
В настоящее время проблема диагностики психических расстройств, несмотря на более чем двухсотлетнюю историю, не теряет своей актуальности. На проходящем в данный момент Конгрессе Американской психиатрической ассоциации должны быть приняты диагностические критерии психических и поведенческих расстройств в рамках DSM-V; активно ведется работа над аналогичной рубрикой в МКБ-11, принятие которой планируется в 2015 г. При этом исследователи весьма далеки от единодушия по большинству анализируемых вопросов. Учитывая сложившееся положение дел, обращение автора к анализируемой в статье проблеме представляется весьма обоснованным и актуальным.
Именно с феноменологических позиций автор и рассматривает анализируемую в статье проблему. Наряду с анализом данных литературы, в том числе в историческом аспекте, материал статьи базируется на многолетнем (и во многом уникальном) исследовательском и практическом опыте с анализом большого клинического материала (417 пострадавших с травмами мозга и их последствиями). Приводятся дифференциально-диагностические критерии синдромов помрачения сознания. Рассматриваются клинико-динамические особенности развития продуктивных нарушений в структуре расстройств сознания. Сформулирован эмпирический алгоритм лечения этих состояний.
Представленные результаты и выводы, безусловно, интересны и имеют существенное научно-практическое значение.
Мимика скудная (живая). Выражение лица веселое (грустное, угрюмое, злобное, задумчивое). Жестикулирует активно (мало, сидит без движения). Двигательно заторможен. На обращенную к нему речь реагирует медленно (быстро).- Продуктивному контакту (не) доступен. На вопросы (не) отвечает (не) по существу, кратко (многоречиво). Речь громкая (тихая, нормальная), темп речи повышенный (пониженный, нормальный). Говорит (не) внятно. Возбужден (заторможен). На окружающие (не) реагирует, внимание быстро истощается (устойчивое), быстро (с трудом) переключается с одной темы на другую.
Больной безразличен к своему состоянию (эмоционально устойчив, сильно взволнован). Больной встревожен, взволнован, чего-то боится. В отделении (мало-, не-) общительный, доброжелательный, озлобленный, конфликтный, подозрительный; больше лежит (гуляет по коридору, смотрит телевизор).
Приходит к врачу только по вызову (по собственной инициативе). Пребыванием в психиатрической больнице (не) тяготится.
Оценивается ориентировка в месте, во времени и собственной личности.
Больной отмечает видения, которые наблюдаются глазами (внутренним взором), (не) может указать их местоположение, они (не) яркие, выглядят как живые (бестелесные и прозрачные), (не) издают звуки(ов), (не) говорят. Больной видит их перед собой (боковым зрением, за спиной). Когда он закрывает глаза, то продолжает (перестает) их видеть; видит их чаще утром (ранним утром, вечером, поздним вечером, днем, ночью).
Больной слышит голоса, которые идут извне (звучат внутри), носят императивный (советующий, дружелюбный, комментирующий) характер. Голоса (не) знакомые, говорят (не) приятные вещи, носят дружелюбный (враждебный, нейтральный) характер. Больной слышит их обоими ушами (одним ухом), если он затыкает уши, то продолжает (перестает) их слышать.
Больной отмечает, что стал ощущать привычные запахи как-то по-другому, чувствует необычные запахи, (не) знает происхождения этого запаха.
Он стал чувствовать, что обычная пища изменяет свой вкус, вкусовые ощущения испытывает в связи с (без) приемом пищи. Он отмечает ощущения инородного тела на коже (внутри живота, в голове). У больного есть чувство сделанности обманов восприятия. Больной испытывает ощущения, когда окружающие предметы кажутся ему искаженными (странными, непохожими на себя, расположенными на более дальнем или близком расстоянии, совсем незнакомыми). Он отмечает, что форма предметов необычная (уменьшенная, увеличенная), испытывает состояния уже виденного или никогда не виденного. Больной ощущает временами уменьшение (увеличение) своего тела (частей тела) при закрытых (открытых) глазах. Он отмечает чуждость собственных мыслей, чувств. События, происходящие с ним, наблюдает как бы со стороны.
Оценивается темп мышления, связность мышления, его логичность, продуктивность суждений. Описывается наличие бреда, его характер, связность, последовательность и аффективная насыщенность бредовых идей. Приводятся высказывания самого больного.
Больной отмечает состояния, при которых ему трудно справиться с потоком мыслей (происходит внезапный обрыв мыслей, возникает чувство пустоты в голове, провал, закупорка мыслей). Иногда бывают состояния, при которых он перестает узнавать слова при чтении, плохо понимает значение длинных фраз.
Больного беспокоят неприятные мысли (побуждения, сны, воспоминания), от которых он хочет, но не может избавиться. Бывают мысли о том, что он может сказать или сделать что-то против воли, ударить кого-либо (по какому-нибудь предмету), выкрикнуть непристойность (ругательство).
Больной боится темноты (высоты, полетов на самолете, толпы, острых предметов, смерти, тяжелого заболевания, одиночества), у него возникает чувство неловкости в толпе.
Больному кажется (убежден, высказывает предположение), что за ним следят (его преследуют), он чувствует, что его жизнь находится в опасности (имеется заговор против него), что на него кто-то воздействует. Он думает, что его хотят ограбить (отравить, завладеть квартирой).
Он считает, что обладает необычными способностями читать (передавать) мысли на расстояние (огромной властью, могуществом, бессмертием, большим богатством, большими научными открытиями), считает себя необычным человеком.
Больной подозревает своего супруга измене. Он ощущает, что все происходящее вокруг кем-то подстроено, что он постоянно находится в центре внимания окружающих, что окружающие знают о его недостатках. Он считает, что незнакомые лица с враждебной целью принимают облик родственников (знакомых), что родные и знакомые являются чужими, но подделываются под родных, врачи принимают облик родственников. Полагает, что окружающее постоянно изменяется, люди перевоплощаются, трансформируются предметы обстановки.
Больной обвиняет себя в совершении неблаговидных поступков, преступлений, убежден в своем нравственном уродстве (своей никчемности, бездарности, глупости, непригодности к полезной деятельности), считает, что окружающие обвиняют его в неблаговидном поведении. Он убежден, что страдает тяжелым (неизлечимым или постыдным) заболеванием, в том, что у него имеется телесное уродство, бросающееся в глаза окружающим.
Больной уверен, что организм превратился в тело животного (птицы, другого человека, неодушевленный предмет).
Больной склонен к бесплодному мудрствованию, к нелепым обобщениям.
Больной (не) называет текущей даты, (не) может сказать сколько находится в больнице, где сейчас находится, что сегодня ел, не помнит имени врача.
Он (не) может решать арифметические задачи (решает за большой промежуток времени), (не) понимает переносного смысла пословиц и поговорок, шутки и иронию, ему (не) доступно обобщение и разделение близких понятий. Оценивается запас школьных знаний и степень ориентировки в бытовых вопросах.
Отражается критика к своему заболеванию, госпитализации в психиатрический стационар.
6. Данные лабораторных и инструментальных методов обследования и заключения консультантов.
В этом разделе учебной истории болезни студенты переписывают из выданной преподавателем истории болезни данные общего и биохимического анализов крови, общего анализа мочи, анализов на ВИЧ, сифилис. Переписываются данные ЭКГ, нейрофизиологических методов обследования (Эхо-ЭГ, ЭЭГ). Указываются результаты рентгеновских методов исследования. Переписываются заключения и рекомендации специалистов-консультантов. Студент может указать необходимые, по его мнению, но не выполненные обследования.
7. Предварительный клинический диагноз.
Данный раздел истории болезни отражает мысли по обоснованию диагноза. С учетом характера начала и течения болезни, настоящего исследования психического статуса студенты выставляют предполагаемый клинический диагноз, формулируя его в соответствии с современными классификациями. Здесь правомочно использование специальных терминов, для характеристики психопатологических симптомов, которые имеются у данного пациента, описание их синдромальной завершенности.
8. Дифференциальный диагноз.
Студент обосновывает выбор именно этого диагноза, проведя его цифференциальную диагностику с 2-3-мя сходными по клинике заболеваниями. При проведении дифференциальной диагностики необходимо учитывать только те данные, которые имеются в отношении больного, не переписывая из учебников типичные для этого заболевания дифференциально-диагностические критерии.
9. Заключительный клинический диагноз.
Заключительный клинический диагноз формулируется на основании предварительного клинического с учетом проведенного дифференциального диагноза.
Студенты указывают главные направления этиологической, патогенетической и симптоматической терапии основного заболевания, группы препаратов и основные современные препараты, которые могут использоваться в этих целях. При назначении какого-либо препарата формулируется преследуемая при этом цель и направление терапии. Лечение назначается, исходя из современных научных представлений об этиологии, патогенезе и методах терапии данного заболевания, особенностей течения болезни у конкретного пациента, с учетом сопутствующей патологии. При этом во внимание не принимаются назначения, указанные в реальном листе назначений, а также немедицинские аспекты (цена препарата, его наличие в аптечной сети).
Указываются показанные больному методы психотерапевтической коррекции, методы немедикаментозной терапии.
11. Прогноз болезни.
Студенты оценивают прогноз (благоприятный, сомнительный, неблагоприятный) исхода заболевания для жизни больного, его социального статуса, для восстановления трудоспособности.
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Что такое превентивная/профилактическая медицина?
Превентивная медицина — это направление в современной медицинской науке и практике, главной целью которой является сохранение здоровья человека. Это возможно за счет раннего выявления и своевременной коррекции дисбалансов в организме, которые в будущем привели бы к различным заболеваниям и патологиям, их осложнениям.
В прошлые века основной задачей врачей было сохранить жизнь и провести экстренный «ремонт» человеческого тела, т. к. люди умирали от травм, ран и острых заболеваний.
В наше время подавляющее большинство обращений к врачам связано с лечением медленно развивающихся и хронических заболеваний: сердечно-сосудистых, эндокринологических, неврологических, аллергических и т. д.
И здесь на первый план выходит ранняя диагностика, что позволяет врачам начинать своевременное лечение. Однако в большинстве случаев врач начинает лечение, когда болезнь уже имеет очевидные симптомы и сопровождается характерными изменениями в анализах.
Как же предотвратить заболевание еще до того, как оно разовьется в конкретные симптомы и изменения в анализах? Для этого существует превентивная медицина.
В чем особенности превентивной медицины?
Превентивная медицина рассматривает организм человека целостно, как единую открытую систему, и учитывает глубокие биохимические процессы, происходящие как на уровне клеток и тканей, так и на уровне органов и всего организма. Основным принципом превентивной медицины является не пассивное ожидание болезни и ее последующее лечение, а проведение предупреждающих, профилактических мероприятий задолго до ее начала.
Принцип «болезнь легче предотвратить, чем лечить» известен многим людям, однако мало кто следует ему на практике. Превентивная медицина направлена именно на минимизацию рисков развития заболевания и их осложнений, сохранение здоровья и молодости человека на долгие годы.
Превентивная медицина позволяет управлять здоровьем человека. В превентивной медицине человек не пассивно проходит лечение — он с помощью компетентного врача-специалиста познает свой организм, понимает, что негативно влияет на его здоровье, а что улучшает его, и, самое главное, учится сам управлять этими процессами.
Экспертная оценка клинических анализов и результатов инструментальных методов исследования пациента позволяют врачу-специалисту составить индивидуальную программу мероприятий по сохранению и улучшению здоровья. Помимо классического лечения имеющихся у человека заболеваний, отличительной особенностью превентивной медицины являются адресные алгоритмы лечения, направленные на коррекцию конкретных молекулярно-клеточных изменений, выявленных у человека. А регулярный мониторинг целевых маркеров дает врачам возможность оценить эффективность проводимой терапии и превентивных мероприятий.
Врач-специалист, обладающий уникальными и глубокими знаниями в области превентивной медицины, при первичном общении с пациентом проводит его медицинский осмотр, внимательно изучает все жалобы и симптомы, казалось бы, самые незначительные, а также представленные результаты анализов и обследования. Для полного и всестороннего изучения состояния здоровья пациенту перед посещением врача-специалиста предлагают заполнить анкету, в которой отражаются малейшие изменения самочувствия. Также перед посещением врача целесообразно отправить результаты имеющихся анализов и обследований (сканированные копии — на адрес: doctor.eloiza@gmail.com). В ходе консультации, при наличии медицинских показаний, врач назначает пациенту дополнительное обследование, а также выдает заключение с конкретными рекомендациями по образу жизни, питанию, приему лекарственных средств, витаминов, микроэлементов, фитопрепаратов и др. Далее врач определит, какие показатели в анализах нужно контролировать для оценки эффективности лечения и назначит дату повторной консультации.
Внимание! Как правило, первичная консультация длится не менее 1,5-2-х часов.
Целью консультации является установление доверительных отношений пациента с врачом и начало совместной работы по активной и эффективной профилактике заболеваний, лечению уже имеющихся состояний, улучшению качества жизни и обретению долгосрочных результатов по восстановлению и сохранению здоровья.
Таким образом, применение принципов превентивной медицины позволяют вывести заботу человека о собственном здоровье на новый качественный уровень.