Продовольственные товары это что за товары
Продовольственные товары — это какие: классификация по группам
С продовольственными товарами каждый из нас сталкивается практически ежедневно.
Мы привыкли, что набор продуктов в магазинах представлен достаточно обширным ассортиментом и с разным ценовым диапазоном.
Это позволяет совершать покупки на любой вкус и кошелек. Продовольственные товары — что это такое?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Понятие и классификация
Продовольственные товары — это какие?
Под классификацией продуктов понимается система разделения конкретных классов и группировка товаров на более мелкие группы по схожим свойствам.
Этими свойствами считаются происхождение, назначение, компоненты продуктов. Пищевые товары укрупнено разделяются на продукты растительного и животного происхождения.
Классификация помогает лучшему содержанию продукции, продвижению товарооборота и помогает в изучении рынка спроса. Продукция подразделяется на следующие базовые уровни:
Таблица классификации продовольственных товаров.
Классификация по группам согласно научной литературе несколько различается от группировки продуктов в торговле. Она представлена следующим списком:
Можно ли фотографировать и вести видеосъемку в магазине? Ответ узнайте прямо сейчас.
Что к ним относится?
Продовольственные товары считаются продукцией пищевой промышленности. Продукция складывается из товаров, требующих специальной обработки, и тех, которые можно сразу употреблять в готовом виде.
К первым относятся продукты бакалеи, например, крупы, макароны, чай; ко вторым – гастрономия: колбасы, сыры, молочная продукция.
Торговая классификация продукции способствует правильной организации хранения, размещения и реализации:
Из приведенной классификации видно, что даже сигареты попадают в разряд продовольственных товаров, так как их выпускает пищевая промышленность.
Товарные группы
В товарных группах продукты связаны по сходному назначению, рассчитаны на одинаковые категории потребителей и принадлежат к определенному диапазону цен.
Часто магазины специализируются на реализации одной такой группы. Например, алкогольная продукция, рыбные продукты.
По своему назначению продукты разделяют на следующие группы:
Чаще всего в продовольственных магазинах встречается большое разнообразие товарных групп. Хотя и имеются специализированные магазины, в которых представлен широкий ассортимент одной группы продуктов, например, кондитерские, молочные магазины.
Ассортиментный перечень
Для всех торговых точек должен разрабатываться ассортиментный перечень продовольственных продуктов, который магазины формируют самостоятельно. Он основывается на специализации и профиле торговой точки и применяется для идентификации товаров.
Данный перечень необходимо утверждать в органах местной власти и службе Санэпидемнадзора.
Список должен содержать в обязательном порядке социальные продукты. При их отсутствии магазин может быть оштрафован в размере 100 минимальных зарплат.
Ассортимент должен иметь разнообразие по широте представленных продуктов, по стоимости и быть постоянно обновляемым.
При составлении правильного ассортиментного перечня магазин сможет удовлетворить спрос покупателей и получить максимальный экономический эффект.
Образец ассортиментного перечня продовольственных товаров.
Потребительские свойства
Потребительские свойства продуктов определяются совокупностью следующих составляющих:
В соответствии с законом «О защите прав потребителя» и ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые» каждый продукт должен иметь маркировку, располагающую информацией о главных потребительских качествах.
По маркировке можно определить:
Технология хранения и транспортирования
Соблюдение определенных особенностей при перевозке и хранении дает возможность реализовывать продукцию в надлежащем состоянии и хорошего качества.
Перевозка продуктов осуществляется специальным транспортом, который изнутри должен быть обит железом и находится в чистом состоянии.
Скоропортящиеся продукты транспортируются в рефрижераторах, где поддерживается нужный уровень температуры для перевозки продовольственных товаров.
Любая продукция должна перевозиться в специальной таре и располагаться на стеллажах. При перевозке должно соблюдаться правило товарного соседства.
Немаловажным является и соблюдение условий хранения на складе. Для создания оптимальной среды требуется выдерживание правильного температурного режима, влажности, определенного освещения и состава воздуха.
Следует помнить, что для разных продовольственных товаров определены различные условия их хранения. При соблюдении правильной технологии хранения продукт сберегает свои потребительские свойства.
Наилучшим местом для хранения пищевых товаров считается холодильник. Причем должны быть установлены определенные температурные режимы для конкретных групп товаров.
Для овощей и фруктов требуется соблюдение следующих условий:
Для молочных продуктов требуется качественная упаковка. Продукты данной группы должны обязательно находиться в холодильнике.
Такие же условия предъявляются к рыбным и мясным продуктам. Только для них должен быть установлен более низкий температурный режим. Для содержания круп нужна упаковка, пропускающая воздух, чтобы они не отсыревали.
Требования к продавцу
В одном из разделов ГОСТ Р 51305-99 предъявляются профессиональные требования к продавцу продуктов питания.
Он должен:
Также к продавцу выдвигаются санитарно-гигиенические требования, расписанные в СанПиНе №2.3.5 021-94. При поступлении на работу все продавцы проходят обязательный медицинский осмотр, на них оформляются медицинские книжки.
Все сотрудники торговли должны соблюдать правила личной гигиены. У каждого должна быть чистая специальная одежда для торговли.
Не допускается хранение личных вещей рядом с продуктами.
О требованиях к продавцу продовольственных товаров вы можете узнать из видео:
Права потребителя на возврат
Качественного
При попытке вернуть товар надлежащего качества закон стоит на стороне продавца.
Если продукт был пробит на кассе, оплачен, и покупатель передумал его брать, то деньги в таком случае получить невозможно.
Качественный продовольственный товар по закону возврату не подлежит.
Ненадлежащего качества
Продукт считается некачественным, если его нельзя употреблять по объективным причинам. Например, прошел срок годности, несовпадение маркировки и содержания продукта, наличие посторонних предметов, нехарактерный запах, вскрытая упаковка.
В этих случаях магазин обязан принять товар и либо вернуть деньги, либо поменять на аналогичный согласно ФЗ «О защите прав потребителей» статье 18 и статьям 503 и 504 ГК.
Возможно уменьшение стоимости продукта. Отсутствие чека не является причиной отказа возврата денег в соответствии со статьей 493 ГК. Определить место совершения покупки могут помочь записи камер, свидетели, а также сопоставление артикулов продукции.
Есть ли перечень продовольственных товаров, не подлежащих возврату? Строго определенного перечня продуктов, не подлежащих возврату, не существует. В условный список включаются те продукты, по которым срок реализации не истек и у них нет признаков некондиции.
Если у продукта нормальный срок реализации и его вид не внушает подозрений, то такой товар сотрудники торговли откажутся принять.
Такой перечень можно определить как условный.
Продовольственные товары – достаточно большая группа продуктов, с которой все сталкиваются ежедневно, приходя в супермаркет или небольшой специализированный магазинчик.
Все сведения о продукте можно найти на его маркировке: срок реализации, условия хранения, пищевую ценность. При обнаружении некачественного товара его можно всегда вернуть в магазин, получив обратно деньги.
Права потребителя по продовольственным товарам
Один из наиболее востребованных продуктов на рынке – продовольственные товары. Под данным термином подразумеваются продукты питания, прошедшие предварительную промышленную обработку либо же попавшие на прилавок в первичном виде (к примеру, фрукты/овощи).
Сегодня в торговых точках представлено большое разнообразие товаров, относящихся к данной категории. Вместе с тем, гражданин всегда может приобрести некачественный продукт.
Классификация
Что такое продовольственные товары? Все продукты, которые человек употребляет в пищу, можно отнести к этой группе продуктов. Изделия данной категории можно разделить на требующие дополнительной специальной обработки (варки, жарки и т. п.), и те, которые можно употреблять сразу, без дополнительных манипуляций.
Товары, относящиеся к продовольственным, также можно классифицировать в зависимости от их происхождения. При таком подходе выделяют продукты:
Существует большое количество разнообразных классификаций продовольственных товаров по группам, разница между которыми заключается в применяемых подходах.
К примеру, можно также выделить бакалейные и гастрономические продовольственные товары, продукты повседневного использования и особые изделия (спиртное, деликатесы).
А тут информация о том, что делать если потерялась посылка на почте России.
По ссылке статья «Образец претензии в мебельный магазин по качеству мебели».
Потребительские свойства
С того момента как продукт питания попадает на полку магазина, он становится товаром. Каждому товару присущи определенные потребительские свойства. Под данным термином подразумевают характерные особенности изделия, которые позволяют отличить один товар от другого.
Особенности! Фактически к потребительским относят те свойства, которые обуславливают полезность продукта и его востребованность на рынке.
Выделяют следующие потребительские свойства продовольственных товаров:
Необходимо также обратить внимание на такой параметр, как усвояемость. Лишь часть микроэлементов усваивается организмом из употребляемой пищи. Уровень усвояемости позволяет определить реальную полезность того или иного изделия.
Возврат товаров
Как и другие виды товаров, продовольственные изделия подлежат законодательной регулировке. Соответственно, в данном случае применимы нормы закона «О защите прав потребителей».
Данный нормативный акт защищает права покупателя и контролирует процесс предоставления товаров и оказания услуг.
В упомянутом выше законе указано, что в случае, если товар не подошел покупателю, его можно возвратить в течение четырнадцати дней. Это действительно так, однако данная норма не относится к потребительским товарам.
Поэтому возвратить качественный продукт питания (овощи, мясные продукты, алкоголь) в торговую точку нельзя. Продавец откажет покупателю, и отказ будет вполне правомерным.
Иная ситуация возникает, если в товаре обнаружен недостаток (к примеру, пища просрочена, не отвечает стандартам, имеет несоответствующий запах/вкус). В таком случае гражданин имеет полное право возвратить продукт обратно продавцу.
Доказательством того, что товар некачественный, может быть лишний запах, неприятный вкус, истекший срок годности.
Установить, что продукт покупался именно в той торговой точке, в которую обращается гражданин, можно, сверив артикулы либо проверив камеры наблюдения. Желательно также заручиться поддержкой свидетелей, если таковые есть.
В соответствии с нормами законодательства, покупатель вправе претендовать на:
Если после употребления приобретенной пищи ухудшилось здоровье покупателя, можно также требовать материальной компенсации.
В таком случае необходимо указать, что из-за плохого качества товара, последний нанес вред здоровью гражданина, и, при возможности, представить соответствующие медицинские справки. Это действие даст возможность взыскать не только стоимость приобретенной пищи, но также и дополнительную материальную и моральную компенсацию.
Как повлиять на нарушения торговых точек
Продовольственная продукция – это товар, который непосредственно влияет на организм человека.
В случае нарушения, возможно негативное влияние на здоровье покупателя.
Несмотря на это, торговые точки довольно часто нарушают санитарные нормы. Это касается как срока годности продуктов, так и условий хранения товаров, их обработки и периодичной проверки.
Предоставление населению некачественных товаров является преступлением. Первое, что может сделать гражданин – написать жалобу в книгу отзывов. Ответ на нее должен быть дан в течение пяти дней. Однако, как показывает практика, такие меры редко к чему-либо приводят.
Поэтому следует обращаться в контролирующие органы, среди которых:
Справка! В некоторые ведомства подать жалобу можно в дистанционном режиме. К примеру, в «Роспотребнадзор» жалобу можно отправить через официальный сайт данной организации.
После подачи жалобы отреагировать на нее должны в течение тридцати дней. За это время сотрудники вышеописанных ведомств обязаны провести проверку и предпринять действия для ликвидации нарушений. О результатах деятельности контролирующих служб заявитель будет уведомлен подходящим для него способом.
Если подача жалобы в инстанции, описанные выше, не решила проблему, следует обращаться в центральный отдел «Роспотребнадзора». Сделать это можно из любой точки страны (через сайт).
Заключение
Таким образом, все продовольственные продукты можно разделить на прошедшие предварительную промышленную обработку и те, которые поставляются на прилавки в первичном виде. Важнейшими характеристиками продуктов питания является их пищевая, биологическая, энергетическая и физиологическая ценность.
Чтобы пища положительно повлияла на организм человека, она должна быть качественной. Обнаружение брака является прямым основанием для осуществления возврата. В случае если торговая точка постоянно допускает нарушения, следует обращаться в контролирующие органы.
Классификация продовольственных товаров
Классификация товаров — это систематизированное их распределение на группы по наиболее общим признакам. В товароведении применяют различные виды классификации: биологическую, производственную, учебную, торговую и др. Наиболее часто пользуются учебной и торговой классификацией.
В основу классификации товаров могут быть положены такие признаки, как происхождение, химический состав, степень обработки сырья, назначение товаров и т.д. Так, в зависимости от происхождения пищевые продукты можно подразделить на продукты животного, растительного и минерального происхождения; по химическому составу — на белковые, жировые, углеводные, минеральные; по степени обработки — на сырые, полуфабрикаты, готовые изделия; по назначению — на пищевые и вкусовые.
По учебной классификации пищевые продукты подразделяют на следующие группы.
Зерномучные товары (зерно, мука, крупы, крупяные, макаронные и хлебобулочные изделия) характеризуются высоким содержанием углеводов.
Вкусовые товары (чай, кофе, пряности, вкусовые приправы, алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, табак и табачные изделия) содержат вещества (кофеин, ванилин, эфирные масла, спирт этиловый, никотин), действующие на нервную, пищеварительную и другие системы организма.
Крахмал, сахар, мед и кондитерские товары (фруктово-ягодные изделия, какао-порошок, шоколад, карамель, конфетные изделия, халва, мучные изделия, восточные сладости) отличаются высоким содержанием углеводов, энергетической ценностью и хорошей усвояемостью, но низкой биологической ценностью.
Молоко и молочные товары (молоко, сливки, кисломолочные продукты, масло коровье, сыры, молочные консервы) — основные продукты питания, содержащие все необходимые организму человека и наиболее легко усвояемые вещества.
Яйца и яичные товары (сухой яичный порошок, меланж и др.) также содержат в своем составе все необходимые вещества, благоприятно сбалансированные и легко усвояемые.
Мясо и мясные товары (мясо всех видов убойных животных, домашней птицы и пернатой дичи, субпродукты, полуфабрикаты, консервы, колбасные изделия, копчености, кулинарные изделия) являются источником полноценных белков, минеральных, экстрактивных и других веществ, обладают высокими вкусовыми достоинствами и высокой питательной ценностью.
Рыба и рыбные товары (рыба живая, охлажденная, мороженая, соленая, сушеная, вяленая, копченая, икра, рыбные консервы и пресервы, кулинарные изделия и полуфабрикаты, нерыбные морепродукты) — ценные продукты питания, отличающиеся высоким содержанием полноценных белков, разнообразных минеральных веществ, витаминов и др.
Пищевые продукты подразделяются не только на основные группы, но также на виды, а большинство — и на сорта.
Вид продукта определяется происхождением или особенностями приготовления. Сорт товара зависит от его качества в соответствии с требованиями стандарта. Например, кофе в зависимости от происхождения может быть следующих видов: аравийский, колумбийский, бразильский и др., а каждый из этих видов может быть отнесен к высшему или 1-му товарному сорту; колбасы в зависимости от способа термической обработки сырья делят на вареные, полукопченые, копченые, а в зависимости от качества сырья вареные и полукопченые колбасы подразделяются на высший, 1-й, 2-й и 3-й сорта, копченые — только на высший и 1-й товарные сорта.
Кроме товарных сортов существуют хозяйственно-ботанические (для овощей), помологические (для плодов) и ампело-графические (для винограда) сорта.
По торговой классификации пищевые продукты делят на следующие группы: хлебобулочные, кондитерские, рыбные, мясные, молочные, плодоовощные, винно-водочные, табачные. Кроме того, среди пищевых продуктов условно выделяют гастрономические и бакалейные товары.
Гастрономические товары употребляют в пищу без предварительной кулинарной обработки. К ним относятся: мясные продукты (колбасы, мясокопчености, мясные кулинарные изделия, мясные консервы); рыбные (рыба копченая, балычные изделия, ценная соленая рыба, рыбные кулинарные изделия, икра, консервы, пресервы); молочные (молоко фасованное, сливки, молочные консервы, кисломолочные продукты, масло сливочное и топленое, сыры); алкогольные и безалкогольные напитки.
Бакалейные товары — крупа, мука, макаронные изделия, сахар, крахмал, пищевые концентраты, дрожжи, чай и чайные напитки, кофе и кофейные напитки, масла растительные, соль, уксус, пряности.
1) телеологические, (назначение, применение);
2) генетические, (исходные материалы, сырье, основные компоненты химического состава);
1) необходима в целях автоматизации и обработки информации;
2) необходима для изучения потребительских свойств товара, его качества, учета и планирования товарооборота;
3) требуется при сертификации продукции;
4) позволяет рационально организовать приёмку товара, хранение, контроль качества;
5) позволяет изучать в обобщенном виде огромные количества разных товаров и рационально организовать ими торговлю.
Тема: Классификация продовольственных товаров
Тема: Классификация продовольственных товаров
Классификация продовольственных товаров — это распределение их на группы или классы по общим и наиболее характерным признакам. В основу классификации могут быть положены различные признаки: происхождение товаров, их химический состав, назначение и т. д. В связи с этим существуют различные классификации продовольственных товаров, однако ни одна из них не является общепринятой.
В товароведении продовольственных товаров применяют учебную, торговую, стандартную и другие классификации.
В основу учебной классификации положена общность товаров по их происхождению или основному сырью, сходству химического состава и использованию.
Так как учебная классификация группирует товары не по одному принципу, ее нельзя признать строго научной. По этой классификации продовольственные товары делят на девять групп:
высокой биологической ценностью и низкой энергетической способностью;
3.сахар, мед, крахмал и крахмалопродукты, кондитерские изделия. Для этих товаров характерны приятные вкус и аромат. Многие из них являются десертом или лакомством;
По торговой классификации товары объединяют в следующие группы:
10. табачные изделия.
В торговой практике продовольственные товары подразделяют на гастрономические и бакалейные.
К группе гастрономических товаров относят готовые к употреблению продукты: колбасы, мясную кулинарию, копчености, консервы, сыры, молочные продукты, алкогольные напитки и др.
Продовольственные товары подразделяются также на виды, разновидности и сорта. Различают природные (видовые) и товарные сорта.
Товарный сорт продукта зависит от его качества и определяется в соответствии с требованиями стандарта.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Товарные группы продовольственных товаров
Ассортимент — это определенная упорядоченная структура, которая имеет определенные взаимосвязи и взаимозависимости. Один из ключевых терминов — это товарный классификатор, который предполагает разделение всех товаров магазина на следующие уровни:
Можно представить более подробную классификацию, разделить товарные категории на подкатегории (предположим по цвету обуви или по фасону, по торговой марке), а только потом уже переходить к конкретному товару.
Класс товаров — это объединение товаров по общему функциональному назначению. На этом уровне ассортимент магазина может быть представлен такими категориями: «Продовольственные товары», «Непродовольственные товары», «Мебель», «Канцелярские товары», «Одежда», «Обувь» и т.д. При этом необходимо понимать, что чем крупнее магазин, тем больше классов товаров там может быть представлено. При этом небольшие узкоспециализированные магазины могут не разбивать свой ассортимент на классы товаров и предлагать только один класс. Например, магазин одежды, магазин обуви, продовольственный магазин и т.д.
На втором уровне ассортимент магазина подразделяется на товарные группы, которые представляют собой определенные совокупности товаров, объединенных общими признаками, такими как функциональные характеристики; виды потребностей, на удовлетворение которых направлен товар; ингредиенты, из которых состоит изделие, и др. Например, класс товаров «Продовольственные товары» может быть разбит на такие товарные группы, как «Кондитерские изделия», «Молочная продукция», «Бакалея» и т.д., которые сформированы по признаку, отражающему состав этих продуктов питания. Класс товаров «Обувь» может быть разбит на такие товарные группы, как «Детская обувь», «Женская обувь», «Мужская обувь», «Спортивная обувь» и т. д.
На третьем уровне товарный ассортимент магазина разбивается на товарные категории, которые представляют собой совокупности товаров, которые покупатель оценивает как сходные между собой товары или товары, объединенные совместным использованием. Товарная категория — это по сути то, за чем покупатель идет непосредственно в магазин.
Например, товарная группа «Молочная продукция» может быть представлена такими товарными категориями, как молоко, кефир, бифидок, йогурт, сметана и т.д. Если речь идет о непродовольственных товарах, то такая товарная группа, как «Мебель», может быть представлена такими товарными категориями, как диваны, кресла, кухонные гарнитуры и т. д.
Существует и другой подход к группировке товаров, входящих в ассортимент магазина, который использует несколько иную терминологию. В рамках данного подхода ассортимент магазина делится на различные виды товаров. Например, ассортимент книжного магазина может быть разбит на такие виды товаров, как книги, журналы, газеты, буклеты, картографические издания и т.д.
В свою очередь, вид товара делится на товарные группы в соответствии с функциональным назначением товара, его ценой и качеством. Например, такой вид товара, как книги, может быть разбит на следующие товарные группы: научная литература, учебная литература, художественная литература, справочная литература и т.д.
Ассортиментная группа состоит из отдельных ассортиментных позиций, которые являются простейшей структурной единицей ассортимента. Например, товарная группа «Учебная литература» может быть разделена на такие ассортиментные позиции: учебники, учебные пособия, методические указания.
Прежде чем начать формировать ассортимент, магазин должен разработать ассортиментную концепцию, которая представляет собой целенаправленное построение оптимальной ассортиментной структуры. При этом разрабатываемая ассортиментная концепция должна отвечать двум основным требованиям:
1) соответствовать потребительским требованиям и ожиданиям определенных групп потребителей, которые являются для данного магазина целевыми. Например, для магазина детской одежды целевым сегментом будут молодые родители;
2) обеспечивать магазину достижение определенных коммерческих результатов — прибыли, рентабельности, доли рынка, узнаваемости и приверженности со стороны покупателей и т.д.
На формирование ассортимента оказывают влияние факторы, которые принято делить на две группы — общие и специфические.
К общим факторам относят спрос и рентабельность. Спрос — это желание потребителей приобрести товар, подкрепленное возможностью (наличие достаточных денежных средств и времени). Спрос, как правило, зависит от характеристик сегмента покупателей, на которых ориентируется магазин. Среди таких характеристик наиболее значимыми являются доходы потребителей, их демографические, статусные, имущественные характеристики, район проживания и т.д. Рентабельность реализации продукции определяется закупочными ценами, транспортными и складскими расходами, величиной торговой наценки, издержками обращения и т.д.
К специфическим факторам, влияющим на формирование ассортимента магазина, чаще всего относят: специализацию торговой организации, каналы распределения товара, методы стимулирования сбыта; материально-техническую базу магазина; методы формирования спроса и т.д. Кроме того, ассортиментная концепция должна быть выражена в виде системы показателей, среди которых выделяют:
степень разнообразия видов и разновидностей товаров;
уровень соотношения цен на товары определенного вида;
частота обновления ассортимента и т.д.
Основная цель ассортиментной концепции заключается в разработке ассортимента, в полной мере соответствующего разнообразным требованиям покупателей.
Ассортиментная политика магазина — это деятельность, направленная на определение набора товарных групп, которые обеспечивают успешную работу магазина на рынке и его финансовую и экономическую эффективность. Осуществляя ассортиментную политику, руководство магазина, как правило, решает следующие задачи:
эффективное использование опыта и знаний персонала магазина;
наиболее полное (по сравнению с конкурентами) удовлетворение требований покупателей;
привлечение в магазин новых сегментов покупателей путем оптимизации ассортимента и включения в него новых групп товаров;
обеспечение финансовых результатов деятельности магазина, таких как прибыль, рентабельность, оборачиваемость основных и оборотных средств и т.д.
Существует мнение, что в ассортименте магазина независимо от его размеров и специфики деятельности должны быть представлены следующие группы товаров:
основные товары — товары, которые приносят магазину большую часть прибыли (не менее 50%) и находятся на стадии роста;
поддерживающие товары — товары, которые стабилизируют выручку от продажи и находятся на стадии зрелости;
стратегические товары — товары, которые находятся на стадии выхода на рынок и способны обеспечить достойную выручку магазина в будущем;
тактические товары — товары, находящиеся на стадии зрелости и способные стимулировать продажи основных ассортиментных групп.
Стратегия задает общие ориентиры в развитии ассортимента магазина, и планирование должно осуществляться в соответствии с разработанной стратегией. Можно выделить следующие этапы в процессе планирования ассортимента:
исследование фактических и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей;
анализ особенностей поведения покупателей в каждом сегменте рынка, на который нацелен магазин;
оценка ассортиментной политики основных конкурентов;
оценка собственного ассортимента с точки зрения степени соответствия запросам покупателей и соотношения с ассортиментом конкурентов;
выработка решений по поводу, того, какими товарами ассортимент магазина должна быть дополнен, а какие товары должны быть исключены из существующего ассортимента.
Товар или целая товарная группа может быть исключена из ассортимента магазина, если она недостаточно рентабельна, морально устарела или является неконкурентоспособной.
Товарный ассортимент предприятия характеризуется двумя свойствами — шириной и глубиной.
Ширина ассортимента показывает, сколько товарных групп он включает. Например, можно говорить, что ассортимент магазина является широким, если в нем представлены одежда, обувь, игрушки, канцелярские товары, бытовая химия и т.д. Об узком ассортименте может идти речь, если в магазине представлена одна товарная группа, например обувь или одежда.
Глубина ассортимента показывает, сколько моделей содержит одна товарная группа. Например, магазин обуви имеет узкий, но глубокий ассортимент, так как в нем представлена только одна товарная группа, которая включает множество моделей детской, женской, мужской и спортивной обуви.
В связи с этим предприятие может выбрать стратегию глубокого или широкого ассортимента, каждая их которых имеет свои достоинства и недостатки. Так, стратегия широкого ассортимента может удовлетворить потребности широкого круга потребителей, но она требует больших финансовых затрат и не всегда отвечает запросам наиболее взыскательных покупателей.
Стратегия глубокого ассортимента, напротив, позволяет предложить множество моделей товара, так что каждый потребитель может найти товар по своему вкусу, однако она не позволит охватить широкий круг потребителей. Иногда компания сочетает эти две стратегии, но этот вариант требует больших затрат экономических ресурсов.
Стратегии широкого и глубокого ассортимента имеют как свои достоинства, так недостатки. Так, стратегия широкого ассортимента отличается следующими достоинствами:
ориентируется на удовлетворение различных потребностей покупателей;
позволяет диверсифицировать продукцию;
стимулирует покупателей совершать покупки различных товаров в одном месте.
Вместе с тем данная стратегия имеет свои недостатки:
требует серьезных финансовых вложений;
требует глубоких знаний специфики продажи различных категорий товаров.
В свою очередь, стратегия глубокого ассортимента имеет следующие положительные черты:
позволяет удовлетворить потребность в конкретном товаре различных сегментов потребителей;
препятствует появлению новых конкурентов; позволяет максимально эффективно использовать торговые площади;
предлагает широкий диапазон цен, ориентированных на различные доходные группы потребителей.
Однако и этой стратегии присущи недостатки:
требует существенных затрат на поддержание товарных запасов;
вызывает трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями;
требует дополнительных расходов на модификацию товарного ассортимента;
в результате концентрации на одной товарной группе делает магазин более уязвимым и в большей степени подверженным угрозам со стороны внешней среды.
Исходя из характеристик своего покупателя и целей деятельности, магазин может выбрать следующие варианты ассортиментных стратегий:
товарную дифференциацию, которая предполагает, что магазин предлагает «особые» товары, которые практически невозможно встретить в других магазинах, т.е. магазин занимает определенные ниши спроса. Например, ассортимент магазина удивительных вещей Lefutur включает в себя тысячи оригинальных подарков и сувениров;
узкую товарную специализацию, предполагающую, что магазин работает на достаточно узком сегменте рынка и предлагает к продаже узкий, но глубокий ассортимент товаров. Например, магазин спортивной обуви или магазин по продаже одежды и обуви для занятий бальными танцами и т.д.;
товарную диверсификацию, когда ассортимент магазина включает различные классы товаров, не связанных друг с другом, т.е. когда в стенах одного магазина покупатель одновременно может найти одежду, обувь, продовольственные товары, бытовую химию и т.д.
Исходя из структуры ассортимента, выделяют различные виды предприятий розничной торговли (табл.).
Зависимость типа розничного предприятия от структуры ассортимента
Число товарных групп
Насыщенность однородных товаров
Насыщенный и глубокий ассортимент
Гипермаркет, супермаркет, универмаг, универсам
Ненасыщенный (плоский) ассортимент
Небольшие и средние универсальные магазины
Мелкорозничная торговля: киоски, лотки, палатки. Малые магазины
Так, специализированный магазин предлагает узкий, но достаточно насыщенный ассортимент, который может удовлетворить специфическую потребность покупателей. Структура ассортимента специализированного магазина может содержать много разновидностей, моделей, торговых марок одного и того же товара (например магазин по продаже часов, велосипедов, джинсов и т.д.). Также существует и другой вариант специализированного магазина, структура ассортимента которого содержит различные группы товаров, но предназначенные для узкого сегмента рынка (например, магазины для новорожденных, свадебные салоны, магазины для полных людей и т.д.).
Универмаги — это, как правило, магазины, которые предлагают к продаже достаточно широкий ассортимент товаров и в первую очередь — непродовольственных. Как правило, универмаги характеризуются средним уровнем обслуживания при среднем уровне цены.
Универсамы также отличаются достаточно широким ассортиментом, но они делают акцент в первую очередь на продовольственные товары.
В последнее время широкое развитие получили магазины, предлагающие широкий и глубокий ассортимент товаров, которые принято называть торговыми центрами (ТЦ) или, при наличии развлекательной зоны, — торгово-развлекательными центрами (ТРЦ).
Торговый центр — это современное предприятие розничной торговли так называемого синтетического формата, т.е. объединяющее на своей территории магазины, специализирующиеся на продаже продовольственных и непродовольственных товаров, а также предприятия сферы услуг (отделение банка, пункт обмена валюты, химчистка, салон красоты, центр приема платежей мобильной связи и др.); предприятия общественного питания (рестораны, кафе, закусочные), объединенные, как правило, на одной торговой площадке — так называемом фудкорте (food court) или в ресторанном дворике; предприятия сферы досуга и развлечений (кинотеатр, боулинг, фитнес-центр, детская игровая площадка и др.).
Размер торговой площади современного ТЦ или ТРЦ может колебаться от 5 до 200 и более тыс. кв. м. Площадь суперрегиональных торговых центров составляет более 400 тыс. кв. м. Как правило, в современном ТЦ базовыми, или якорными, арендаторами торговых площадей, привлекающими основную часть посетителей, являются супермаркеты и гипермаркеты той или иной ценовой категории, магазины самообслуживания, торгующие бытовой техникой, или магазины, предлагающие товары для дома. В качестве «якорей» в ТРЦ могут выступать также фудкорт и многозальный кинотеатр. Торговая зона, отведенная под услуги в области организации досуга и развлечений, может быть сопоставима с зоной розничной торговли.
Существует несколько классификаций торговых центров. Наиболее распространенной является классификация Международного совета торговых центров, согласно которой торговые центры делятся на следующие виды:
1. Моллы — это крупные торговые центры, площадь которых колеблется в пределах 45—150 тыс. кв. м, ориентированные на население, проживающее в радиусе 30—40 мин езды на автомобиле. В качестве основного якорного арендатора (юридическое или физическое лицо, которое берет в аренду торговые помещения площадью не менее 5—15% от общей площади торгового комплекса) выступает известный супермаркет, в качестве остальных — мультиплекс (кинотеатр, игровая зона), розничные точки, объединяющие косметику, бытовую химию и аптечную номенклатуру, ресторанная зона и фудкорты (зона предприятий общественного питания):
а) региональный центр — универмаг с полным ассортиментом товаров; магазин товаров широкого потребления; универмаг товаров по сниженным ценам; отдел модных товаров. — 37—75 тыс. кв. м, количество якорных арендаторов — от 2 и более;
б) супер-региональный центр аналогичен региональному центру, но отличается большим ассортиментным разнообразием. Площадь торгового центра достигает более 75 тыс. кв. м, количество якорных арендаторов — от 3 и более.
2. Open-air center — это комплекс магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, объединенных обычно стилевой общностью. Большинство из магазинов open-air center имеет отдельный вход с улицы, они могут располагаться в линию или иметь L-образную, U-образную или Z-образную форму, часто обладают общим фасадом:
а) микрорайонный центр предлагает товары и услуги повседневного спроса, занимает площадь до 14 тыс. кв. м. Количество якорных арендаторов — от 1 и более;
б) окружной торговый центр — универмаг товаров по сниженным ценам; супермаркет; аптека; хозяйственный магазин; большой специализированный магазин модной одежды и украшений (в т.ч. по сниженным ценам). Имеет площадь от 10 до 33 тыс. кв. м. Количество якорных арендаторов — от 2 и более;
в) лайфстайл центр — специализированные магазины торговых сетей национального масштаба, предприятия общественного питания и развлекательные заведения на открытом воздухе. Как правило имеют площадь 14—47 тыс. кв. м. Якорных арендаторов обычно нет, но могут включать в себя книжный магазин, торговые точки других крупных специализированных предприятий розничной торговли, кинотеатры повышенной категории, небольшой универмаг;
г) пауэр центр — магазины, предлагающие широкий выбор в какой-то определенной категории товаров по низким ценам. Якорные арендаторы из числа популярных в данной категории марок; несколько мелких арендаторов. Площадь — 24—56 тыс. кв. м.
д) тематический (фестивальный) центр — центр развлечений и отдыха, ориентированный на туристов; розничные продажи и бытовые услуги. Площадь — 8—24 тыс. кв. м;
е) фирменный торговый центр включает точки розничной продажи от производителя. Площадь — 4—5 тыс. кв. м.
Таким образом, торговые центры — это комплексы функционально и пространственно взаимосвязанных предприятий торговли, общественного питания, бытового и других видов обслуживания. Торговые центры строят на участках с благоустроенной пешеходной зоной, удобными транспортными подъездами и автостоянками; их размещение связано с транспортной системой города (с автомагистралями, вокзалами и пр.) и, в частности, с основными пешеходными потоками, направленными к остановкам общественного транспорта. Такие комплексы обычно включаются в состав общественных центров городов и городских районов, куда входят также учреждения культуры (клубы, библиотеки), спорта и др.