Продолжи фразу правописание и ы после чего
Олимпиада по русскому языку, 5 класс, школьный этап, с ответами
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Задание 1. Расставьте ударения в словах.
Банты, т о рты, позвон и шь, пр и был, ср е дства, в е рба, докум е нт, догов о р, крас и вее, начал а
Задание 2. Есть ли в затранскрибированных словах непроизносимые согласные? Дайте слова в орфографической записи.
[Б’ изыскусный]; 6) [посный];
[пр’ ихваснут’]; 8) [пр’ идв’ эс’ н’ ик];
Через поле и лесок
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
Задание 4. Замените каждый фразеологизм одним прилагательным:
желторотый птенец – ______________________________________
язык без костей – ________________________________________
семи пядей во лбу –_________________________________________
стреляный воробей – _______________________________________
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6.
Чтобы узнать, какое слово пропущено, нужно решить несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв. Какое слово получилось? Приведите один пример такого изречения.
Наука, изучающая постановку знаков препинания.
Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
Слова, близкие по лексическому значению.
Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных.
Предложения, которые произносятся с особым чувством.
Гласная после ц в слове ц…рк.
Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”
Гласная после ц в слове ц…пленок.
Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 7. В каком предложении неправильно определена основа предложения?
1)Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.
2) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)
Задание 8 . Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.
Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.
в) срывался с ветвей;
е) изредка срывался;
з) тяжёлыми хлопьями.
Задание 9 . Эти четыре слова оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.
Рыбак, простак, чужак, казак.
Задание 10 . Вот список существительных:
1) очи; 2) бигуди; 3) жалюзи; 4) усы; 5) санки; 6) лыжи; 7) коньки; 8) каникулы.
У каких из них нет формы единственного числа?
а)5,6,7; б)5,6,7,8; в) 3,5,8; г)2,3,5,8; д) 1,2,3,5,8
красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Б а нты, т о рты, позвон и шь, пр и был, ср е дства, в е рба, докум е нт, догов о р, крас и вее, начал а
По 1баллу за каждый верный ответ, всего10баллов
ПрихвасТнуть, тросТник, посТный, усТный, предвесТник, безыскусный, шествие, яства
По 0,5 балла за верно написанное слово. Всего: 4 балла
Звук [ с ] в тексте встречается 5 раз: через, лесок, голосок, скажешь, слышно. Отгадка- телеграф.
По 1 баллу за верный ответ+1 балл за отгадку. Всего: 2 балла
желторотый птенец – неопытный
язык без костей – болтливый
семи пядей во лбу – умный
в рубашке родился-удачливый
стреляный воробей – опытный
По 2 балла за верный ответ. Всего: 10 баллов
в) слон, г) осел, д) крот
По 1 баллу за верный ответ. Всего: 5 баллов
По 0,5 балла за верный ответ + 0,5 за пословицу.
За каждый верный ответ
1 балл. Всего-3 балла.
Максимальное количество баллов за работу
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1386410
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Продолжи фразу правописание и ы после
Правописание «Ы» и «И» после «Ц» в словах
Написание «ы» и «и» после «ц» связано с той частью слова, в которой имеется эта орфограмма. Рассмотрим, в каких случаях пишется буква «и», а когда буква «ы» после «ц» в словах русского языка.
Буква «и» после «ц»
Буква «и» после «ц» пишется в следующих случаях:
Это написание отметим в родственных словах с этим же корнем:
Большинство слов русского языка пишутся с буквой «и» после «ц» в корне.
Исключением являются слова, в корне которых после «ц» пишется буква «ы»:
Это написание сохраняют производные от них лексемы, принадлежащие к разным частям речи.
Понаблюдаем:
Указанные слова-исключения из орфографического правила легко запомнить, если их объединить в одну фразу:
Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц»!
Возможно, что эти слова-исключения вам помогут запомнить веселые стихи поэта-сатирика Аркадия Хайта, автора сценариев мультипликационных фильмов «Ну, погоди!» и «Приключения кота Леопольда»:
Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал —
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребята! Не шуметь!
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Танец вот прервётся…
2. Буква «и» пишется в заимствованных словах, заканчивающихся на -ция:
Буква «ы» после «ц»
Выбор буквы «и» или «ы» после «ц» зависит от места в слове и от грамматической формы лексемы. Буква «ы» пишется в основном после «ц» не в корне, а в других морфемах:
1. в окончаниях слов:
а) у существительных в формах единственного числа родительного падежа и множественного числа:
б) у прилагательных
Образец рассуждения
Проверьте усвоение всего правила, вставив нужные буквы в стихотворение А. Курляндского и А. Хайта:
Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц…
И только одного не знал:
Где ци, а где там цы.
Видеоурок «Написание букв «И» или «Ы» в разных частях слова»
Олимпиада по русскому языку, 5 класс, школьный этап, с ответами
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Задание 1. Расставьте ударения в словах.
Банты, т о рты, позвон и шь, пр и был, ср е дства, в е рба, докум е нт, догов о р, крас и вее, начал а
Задание 2. Есть ли в затранскрибированных словах непроизносимые согласные? Дайте слова в орфографической записи.
[Б’ изыскусный]; 6) [посный];
[пр’ ихваснут’]; 8) [пр’ идв’ эс’ н’ ик];
Через поле и лесок
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
Задание 4. Замените каждый фразеологизм одним прилагательным:
желторотый птенец – ______________________________________
язык без костей – ________________________________________
семи пядей во лбу –_________________________________________
стреляный воробей – _______________________________________
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6.
Чтобы узнать, какое слово пропущено, нужно решить несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв. Какое слово получилось? Приведите один пример такого изречения.
Наука, изучающая постановку знаков препинания.
Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
Слова, близкие по лексическому значению.
Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных.
Предложения, которые произносятся с особым чувством.
Гласная после ц в слове ц…рк.
Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”
Гласная после ц в слове ц…пленок.
Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 7. В каком предложении неправильно определена основа предложения?
1)Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.
2) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)
Задание 8 . Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.
Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.
в) срывался с ветвей;
е) изредка срывался;
з) тяжёлыми хлопьями.
Задание 9 . Эти четыре слова оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.
Рыбак, простак, чужак, казак.
Задание 10 . Вот список существительных:
1) очи; 2) бигуди; 3) жалюзи; 4) усы; 5) санки; 6) лыжи; 7) коньки; 8) каникулы.
У каких из них нет формы единственного числа?
а)5,6,7; б)5,6,7,8; в) 3,5,8; г)2,3,5,8; д) 1,2,3,5,8
красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Б а нты, т о рты, позвон и шь, пр и был, ср е дства, в е рба, докум е нт, догов о р, крас и вее, начал а
По 1баллу за каждый верный ответ, всего10баллов
ПрихвасТнуть, тросТник, посТный, усТный, предвесТник, безыскусный, шествие, яства
По 0,5 балла за верно написанное слово. Всего: 4 балла
Звук [ с ] в тексте встречается 5 раз: через, лесок, голосок, скажешь, слышно. Отгадка- телеграф.
По 1 баллу за верный ответ+1 балл за отгадку. Всего: 2 балла
желторотый птенец – неопытный
язык без костей – болтливый
семи пядей во лбу – умный
в рубашке родился-удачливый
стреляный воробей – опытный
По 2 балла за верный ответ. Всего: 10 баллов
в) слон, г) осел, д) крот
По 1 баллу за верный ответ. Всего: 5 баллов
По 0,5 балла за верный ответ + 0,5 за пословицу.
За каждый верный ответ
1 балл. Всего-3 балла.
Максимальное количество баллов за работу
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1386410
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 01.04.2018 6079
- 01.04.2018 798
- 01.04.2018 474
- 01.04.2018 542
- 01.04.2018 1364
- 01.04.2018 281
- 01.04.2018 315
- 01.04.2018 174
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей
Время чтения: 1 минута
Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов
Время чтения: 2 минуты
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Правописание ы и и после приставок
Правописание «Ы» и «И» после приставок вызывает сложности у большинства носителей русского языка. Чтобы вы больше не сомневались, какую букву следует выбрать в слове «подытожить», мы написали для вас эту статью.
Алгоритм написания «Ы» и «И» после приставок
В русском языке написание «Ы» и «И» зависит от буквы, на которую заканчивается приставка. Так различают правописание «И» и «Ы» после приставок на гласный и согласный.
На гласный
После русских приставок типа по-, про-, внутри- всегда пишется «И», согласно произношению.
Происходить, поиграть, внутриигровой (режим)
На согласный
После русских приставок, оканчивающихся на согласный (пред-, над-, без-, под- и тд) в корне слова пишется «Ы» вместо начального «И». Стоит запомнить, что это правило не распространяется на приставки, которые заканчиваются на «Ж» и «Х»
Подытожить, безынициативный, предыгровой (момент), надысторический
Исключение: взимать и его производные. После приставки в корне пишется «И» в соответствии с произношением.
«И» и «Ы» после приставок на «Ж» и «Х» (меж-, сверх-)
После русских приставок на согласные «Ж» и «Х» в корне слова всегда пишется «И»
Написание буквы «Ы» и «И» после иноязычных приставок
Не все приставки в русском языке имеют русское происхождение, некоторые из них пришли из иностранных языков (из французского, итальянского, польского, английского). Такие приставки, как дез-, суб-, транс-, контр-, супер-, пан-, пост-, являются иноязычными.
После иноязычных приставок в корне слова пишется «И».
Постироничный, суперигра, дезинформация и тд.
Правописание «И» и «Ы» в сложносокращенных и сложных слова
В сложных словах
В сложных словах с количественным началом (двух-, трех-, четырех-) пишется буква «И».
Двухимпульсный, трехигольный, четырехигровой
В сложносокращенных словах
В словах, которые образованы путем соединения двух и более частей, в корне слова всегда пишется «И»
Мединститут, самиздат, Госавтоинспекция и тд.
«И» пишется:
«Ы» пишется:
После русских приставок на согласный.
Примеры написания буквы «Ы» и «И» после приставок
Чтобы понять, в каком случае пишется «Ы», а каком «И», приведем дополнительные примеры на каждую орфограмму.
Приставок на согласный
«Поэт не сознавал конечно, что его устами в «Комедии» «заговорили десять немых столетий», что он подытоживает в своем произведении все развитие средневековой литературы». (Дживелегов А. Данте Алигиери // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.)
«Дети безынициативно выполняли тесты для 6 класса по теме «Правописание «И» и «Ы» после приставок».
Приставок на гласный
«Действие первой части происходит в XVII в., второй — в современную эпоху». (Анисимов И. Вассерман // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.)
«Вите на уроке математики хотелось поиграть в компьютер».
Исключения «взимать»
«Если верить местному преданию, Дарьяльский замок принадлежал в средние века какой-то княжне Дарье, которая взимала со всех путников огромную мзду, а тех, кто ей нравился, задерживала, чтобы разделить с нею ложе, и приказывала бросать в Терек любовников, которыми она была недовольна». (Лермонтов М. Ю. Стихотворения, 1836—1841: Варианты и комментарии // Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т. — М.; Л.: Academia, 1935—1937.)
«Взимать долги было не с кого, потому что Александр покинул страну до прихода приставов».
Приставок меж- и сверх-
«Среди всех сотрудников больше всего выделяли сверхидейного Сашку, который работал в компании уже больше тридцати лет».
«Наступило любимое время многих студентов – межинститутские соревнования по волейболу».
Иноязычные приставок
«Из опросного листа было видно, что пленный дезинформировал контрразведчиков по всем остальным вопросам» (Б.А. Слуцкий «Записки о войне»).
«На парах по русской литературе XXI века проходим постиронию».
В сложных словах
«В нулевом приближении в качестве решения задачи оптимизация перехода между двумя круговыми компланарными орбитами выбран двухимпульсный перелет» (В.С. Новоселов «Аналитическая теория оптимизации в гравитационных полях»).
В сложносокращенных словах
«Там и сям зубрили мило свои пухлые учебники студентки мединститута» (А.И. Солженицын «Первая кисть»).
«В СССР был популярен самиздат».
Правило написания и/ы после приставок на согласный. Примеры
Правило написания и/ы после приставок на согласный касается разных случаев написания слов с начальной буквой «и» или «ы» в корне. Правило гласит, что их выбор определяется тем, русская или иноязычная приставка предшествует корню слова.
Правописание буквы «ы» после русских приставок на согласный
Правило написания букв «и» или «ы» регулирует выбор начальной буквы корня после приставок на согласный. Если в морфемном составе слова имеется русская приставка, заканчивающаяся на согласный, кроме букв «ж» и «х», после неё в корне вместо начального «и» пишется буква «ы».
Примеры написания буквы «ы» после приставок
Аналогично пишутся слова:
обындеветь, обыскать, безынвентарное хозяйство, безыглый, взыгравшее самолюбие, безымянный палец, сызмальства (дружить), безыскровая сварка, обызвествление, безыскусный рассказ, безысходность, предыдущий параграф, изыскать возможности, подыгрывать другу, разыскивать преступника, безыдейное содержание, небезызвестный писатель, сыгранный вничью, знать друг друга сызмала.
Эти два слова пишутся в соответствии с их произношением.
Буква «и» после приставок меж- и сверх-
В русской орфографии после букв «ж», «ш», «х», «ч», «щ» не пишется буква «ы», поэтому после приставок меж- и сверх- в корне сохраняется начальное «и», например:
Написание буквы «и» в сложных словах
В сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх- после буквы «х» пишется только буква «и», например:
Сложные слова имеют в своём составе сокращенное первое слово, а второе сохраняет начальную букву «и» в корне, например:
Написание буквы «и» после иноязычных приставок
Если в морфемном составе имеются иноязычные приставки
то в корне слов сохраняется начальная буква «и».