Продленка что входит в обязанности
Должностная инструкция воспитателя ГПД
Должная инструкция содержит: общие положения, функции воспитателя ГПД, должностные обязанности воспитателя ГПД, права воспитателя ГПД, его ответственность.
Примерная должностная инструкция воспитателя группы продленного дня
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция разработана на основании Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785, приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.08.1995 № 463/1263 и распространяется на всех сотрудников данной категории школы.
1.2. Воспитатель группы продленного дня школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.
1.3. Воспитатель учебной группы непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе (начальное звено).
1.4. Основное назначение должности состоит в замене семейного попечителя, воспитателя и надзора за детьми в период нахождения их в воспитательных группах школы.
1.5. Воспитатель в своей работе руководствуется учебными программами, расписанием, уставом школы, нормами и правилами охраны труда и техники безопасности и настоящей Инструкцией.
2. Функции воспитателя ГПД
2.1. Организует и проводит внеурочную учебную и воспитательную работу в закрепленной группе, а также общественно полезную и культурно-досуговую работу с детьми группы.
3. Должностные обязанности воспитателя ГПД
3.1. Формирует у воспитанников нравственные навыки к учебе, труду, общественной собственности и личному имуществу, навыки культурного поведения.
3.2. Контролирует выполнение учащимися режима дня, организует выполнение домашних заданий, проведение культурно-досуговых, оздоровительных и других мероприятий.
3.3. Вовлекает учащихся в художественное, научно-техническое творчество, спортивные секции, клубы по интересам.
3.4. Поддерживает постоянную связь с родителями и преподавателями, добивается единства педагогических требований к учащимся.
3.5. Планирует воспитательную работу в закрепленной группе, обеспечивает выполнение плана, участвует в методической работе и повышает свою квалификацию.
3.6. Вносит предложения по совершенствованию воспитательной работы.
3.7. Осуществляет эстетическое воспитание.
3.8. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности учащихся, их семейные обстоятельства и жилищно-быто- вые условия.
3.9. Координирует свою работу с работой классного руководителя.
3.10. Ведет установленную документацию по группе, представляет администрации сведения об успеваемости и поведении, готовит характеристики на учащихся закрепленной группы.
3.11. Принимает детей от учителей, родителей или лиц, их заменяющих, по списку.
3.12. Добивается соблюдения учащимися Правил внутреннего трудового распорядка школы, соблюдения этических норм и культуры поведения, бережного отношения к имуществу школы.
3.13. Организует и контролирует питание детей закрепленной группы.
3.14. Ведет среди воспитанников пропаганду здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками, контролирует внешний вид учащихся и соблюдение ими правил личной гигиены.
3.15. Обеспечивает строгое соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, а также противопожарных правил.
4. Права воспитателя ГПД
Воспитатель имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Самостоятельно выбирать формы, методы воспитательной работы с детьми и планировать ее, исходя из педагогической целесообразности.
4.2. Участвовать в работе педагогического совета школы.
4.3. Давать обязательные распоряжения учащимся группы.
4.4. В необходимых случаях вызывать от лица школы родителей учащихся.
5. Ответственность
5.1. Воспитатель несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение или не использование без уважительных причин служебных обязанностей, предусмотренных пунктом 3 настоящей Инструкции, а также за нарушение Правил внутреннего распорядка и устава школы.
5.2. Дисциплинарное взыскание в указанных случаях налагается приказом директора школы после истребования объяснений в письменной форме и с соблюдением сроков, установленных законодательством о труде. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с работы применяется не иначе как с учетом мнения профсоюзного органа школы.
5.3. В случае совершения воспитателем аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, трудовой договор с ним расторгается приказом директора школы по пункту 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Воспитатель группы продленного дня:
6.1. Работает в режиме 6-часового дня исходя из 30-часовой рабочей недели установленной нагрузки по расписанию, утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть.
6.3. Представляет заместителю директора письменный отчет о проделанной работе.
6.4. Получает от директора школы информацию нормативно- правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.
6.6. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.
Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ
Должностная инструкция воспитателя ГПД
(группы продленного дня)
1.5. Воспитатель ГПД подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе, курирующего начальную школу.
1.6. В процессе работы в школе воспитатель ГПД руководствуется должностной инструкцией, разработанной по ФГОС, Конституцией РФ и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, Трудовым законодательством Российской Федерации, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными правовыми актами школы и трудовым договором с сотрудником, Конвенцией о правах ребенка, инструкцией по охране труда для воспитателя ГПД.
1.7.
1.9. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.10. Воспитатель ГПД школы должен быть ознакомлен с должностной инструкцией, знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены, должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении.
3. Должностные обязанности
3.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в общеобразовательном учреждении, формирует у учеников нравственные навыки к учебе, труду, общественной собственности и личному имуществу, навыки культурного поведения.
3.2. Контролирует выполнение детьми группы продленного дня режима дня, организует выполнение домашних заданий, проведение культурно-досуговых, оздоровительных и других мероприятий.
3.3.
4. Права
4.1. Воспитатель ГПД пользуется правами, предусмотренными ТК РФ, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.
4.2.
4.3. Предоставлять на рассмотрение администрации школы предложения по улучшению деятельности общеобразовательного учреждения и усовершенствованию способов работы по вопросам, относящимся к компетенции воспитателя ГПД.
5. Ответственность
5.1.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. Планы работы воспитателя начальных классов согласовываются заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим начальную школу, и утверждаются директором общеобразовательного учреждения.
6.2. Во время школьных каникул, не совпадающих с основным отпуском воспитателя ГПД, привлекается администрацией школы к методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего его педагогической учебной нагрузки до начала каникул.
6.3. Принимает активное участие в совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объединений, семинарах, других мероприятиях по вопросам организации и функционирования групп продленного дня.
6.4. Заменяет в установленном порядке временно отсутствующих воспитателей ГПД на условиях почасовой оплаты.
6.5. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического содержания, приказы директора и вышестоящих организаций, знакомится под личную подпись с документацией.
6.6. Воспитатель ГПД сотрудничает с учителями начальных классов, родителями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, руководителем методического объединения, медицинским работником.
6.7. Систематически обменивается информацией с коллегами и администрацией общеобразовательного учреждения по вопросам, входящим в компетенцию воспитателя группы продленного дня.
6.8. Информирует администрацию школы о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности.
6.9. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
Группа продленного дня: Зачем нужна продленка в школе? Ее особенности
Давайте разберемся в том, для чего нужна группа продленного дня. И узнаем, чем педагоги занимаются в ней с детьми.
О группе продленного дня
В законодательстве России не указан термин, который бы описывал понятие «группа продленного дня». Однако, известно, что с 2014 года «продленка» получила новое название. Теперь ее именуют «группой социально-педагогического развития».
Несмотря на смену названия, «продленка» сохранила свои прежние функции. В ней дети остаются после основных занятий в школе. Занимаются внеурочной деятельностью, выполняют д/з, или просто весело проводят время. Это зависит от типа продленки.
Отдавать в группу продленного дня можно не только тех школьников, которые учатся в младших классах. В ней могут заниматься и дети более старшего возраста. Те, которые учатся в средней школе.
Продленка принимает к себе детей с первого по восьмой класс. Школьников с семи до четырнадцати лет.
Учитывайте, что группы продленного дня в вашей школе может и не быть
Группы продленного дня существуют далеко не во всех школах Российской Федерации. Решение о том, создавать продленку или нет, учебное заведение принимает самостоятельно. Обязать школу сделать это местное министерство образования не может.
Типы групп продленного дня
Существует два типа групп продленного дня:
Стоимость группы продленного дня в России
Поскольку правительство России не обязывает все школы создавать группы продленного дня, оно и не выделяет финансирование на эту деятельность. Поэтому внеурочные занятия, скорее всего, будут платными. Их стоимость будет зависеть от города, в котором расположена школа. От ее статуса. А также от цен на еду в столовой.
В Москве стоимость группы продленного дня колеблется в диапазоне от тысячи до шести с половиной тысяч рублей в месяц. В регионах цена продленки может быть меньше. Она может составлять две-три тысячи рублей в месяц.
Для некоторых категорий детей продленка может предоставлять услуги бесплатно
В школах группа продленного дня может быть бесплатной. Эта льгота предоставляется всего двум категориям детей. Тем, которые живут в многодетной семье. И тем, которые живут в малоимущей семье.
Однако, не стоит рассчитывать на то, что в вашей школе есть подобные льготы. Некоторые недобросовестные образовательные учреждения не учитывают статус семьи при приеме ребенка в продленку. И могут заставить платить даже в том случае, если у вас многодетная или малоимущая семья.
В группе продленного дня платное питание
То есть, помимо того, что вы платите от тысячи до шести с половиной тысяч рублей в месяц за саму продленку, вам нужно будет платить по 130 рублей в день за еду. То есть, к сумме прибавляется еще около 3.900 рублей в месяц.
Итоговая стоимость продленки с учетом трат на еду может составлять от 4.900 рублей до 10.400 рублей в месяц.
Права и обязанности педагогов в группе продленного дня
Права и обязанности педагогов могут варьироваться в зависимости от того, какой тип продленки вы выбрали. Тот, в рамках которого школьник занимается внеурочной деятельностью. Или тот, в рамках которого за школьником просто наблюдают преподаватели.
Что должны делать педагоги в продленке, в которой ребенок просто занимается своими делами?
Если вы выбрали тот тип продленки, в которой ребенок просто проводит свое время, то у педагогов практически отсутствуют какие-либо обязательства перед детьми. Они не должны заставлять школьника выполнять домашнее задание. Они не должны проверять его уроки. Заставлять читать. Учить стихи. И так далее.
Что должны делать педагоги в продленке, в которой дети занимаются внеурочной деятельностью?
На продленке, в рамках которой дети занимаются учебной деятельностью, на преподавателей возложена большая ответственность. Они должны учить со школьниками уроки. Проверять их домашнее задание. И помогать справиться с тяжелыми задачами, упражнениями в рамках д/з.
Существуют и такие виды продленки, в которых для детей организовывают дополнительные занятия. В зависимости от типа школы, они могут быть как платными, так и бесплатными.
Если школа предоставляет детям возможность посещать факультативы бесплатно, то, соответственно, платить деньги не нужно. Если же дополнительные занятия платные, то вам нужно будет заключить контракт со школой. И ежемесячно оплачивать факультативы, отправляя учебному заведению деньги на расчетный счет.
Как формируют группы детей в продленке?
В группе продленного дня могут заниматься дети из параллельных классов. Но чаще всего их стараются формировать из школьников, которые учатся в одном классе. Тех, которые уже знакомы друг с другом.
Существуют группы продленного дня, в которые входят дети разных возрастов. Например, в одной продленке находятся школьники, которые учатся в младших классах. И ученики средней школы.
От разновозрастных групп рекомендуем отказаться. Маленькие дети вряд ли смогут поладить со «старшеклассниками». Поскольку последние будут их обижать. А это может нанести вашему ребенку психологическую травму.
Расписание, по которому работает продленка
Мы подготовили универсальное расписание, которое применяется в продленках большинства российских школ.
Важно! Расписание в конкретно вашей продленке может немного отличаться от того, которое мы приведем. Однако, по большинству пунктов оно будет совпадать.
В рамках занятий в группе продленного, дети придерживаются следующего режима дня:
Преимущества группы продленного дня
У продленки есть ряд важных преимуществ:
Pilltime дает возможность многодетным семьям не ошибиться в приеме лекарства. Программа не только позволяет дать лекарство в правильное время и правильную дозу, но и проставить все нужные сроки для приема лекарств. Но самое главное, дает возможность создавать отдельные календари по каждому члену семьи и делиться ими друг с другом, с докторами и с любым человеком кто связан с подачей лекарства.
Педагог-воспитатель группы продленного дня. Проектирование и реализация учебно-воспитательной деятельности в рамках ФГОС
Количество групп продленного дня возрастает с каждым годом, ведь большинство родителей заняты на работе, и их график не совпадает с учебными часами. Бабушки и дедушки, которые могут забрать ребенка из школы пораньше, есть далеко не в каждой семье. Кроме того, старшее поколение в последние годы также активно работает, даже будучи на пенсии. Не волноваться о том, чем ребенок занят после уроков, позволяет группа продленного дня, где, кроме присмотра, дети получают также возможность получить полноценный досуг.
Воспитатель группы продленного дня отвечает за безопасность и здоровье ребенка, также на него возлагаются воспитательные, педагогические функции, создание условий для того, чтобы группа продленного дня обеспечивала условия для развития ребенка. Педагог, работающий в группе продленного дня, должен организовать одновременно полезный и интересный для детей досуг. Кроме того, в своей работе он обязан руководствоваться требованиями ФГОС, которые достаточно строго регламентируют вопросы организации и проведения учебного и воспитательного процесса. Для простого перехода на новые стандарты работы воспитатель продленного дня может пройти курсы дополнительного образования от Межрегиональной Академии строительного и промышленного комплекса, которые разработаны с учетом стандартов ФГОС и новейших образовательных методик.
Особенность работы педагога групп продленного дня в рамках ФГОС
Работа воспитателя группы продленного дня имеет свои особенности, в частности, он должен обеспечить преемственность образовательного процесса, продолжая с детьми те занятия, которые были начаты во время школьных уроков. В то же время, только образовательной деятельностью задачи воспитателя не ограничиваются, в их перечень также входит:
Воспитатель группы продленного дня для выполнения своих обязанностей должен знать и уметь применять на практике как основы педагогики, так и психологии, проявлять организационные способности.
Повышение квалификации для воспитателей групп продленного дня
Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса предлагает воспитателям групп продленного дня, а также тем, кто планирует реализовать себя в этой деятельности, пройти программу переподготовки и повышения квалификации, которая позволит перейти на стандарты ФГОС и повысить уровень компетентности и профессионализма. Дистанционное обучение представлено в виде курсов, программа которых сочетает теоретические блоки, связанные с ознакомлением с новыми стандартами, законодательством, которым регулируется работа в учебных заведениях, основами педагогики и психологии, с практическими блоками, которые познакомят с новыми методиками работы.
Курсы позволят овладеть технологиями работы с детскими коллективами, эффективно построить как педагогическую деятельность, так и организовать досуг детей, а также наладить коммуникацию детей внутри коллектива, способствуя их самоорганизации, прививая им самостоятельность и ответственность. В рамках курса педагоги помогут разобраться с планированием и проведение занятий в группах продленного дня, для того, чтобы работа воспитателя осуществлялась в рамках ФГОС и была эффективной.
Узнать подробную информацию и записаться на курсы вы можете по телефону 8-499-271-57-64 или через форму заявки.
Задачи воспитателя группы продленного дня
1. Воспитатель должен:
• проверять посещение учащихся по журналу ГПД;
• узнавать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей;
• узнавать об особенностях домашнего задания;
• в случае необходимости посещать уроки учителей;
• при необходимости вносить коррективы в план на день.
2. При организации питания воспитателю необходимо:
• организовать дежурство в столовой;
• проверить чистоту рук и полотенец;
• провести двухминутную этическую беседу;
• следить за поведением детей в столовой;
• оформить расчет в столовой;
• проследить за организованным уходом школьников из столовой.
3. Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан:
• организовать уборку и проветривание помещения;
• проследить за одеванием детей и их одеждой;
• сообщить план отдыха;
• дать задание и распределить обязанности;
• вести наблюдение за самочувствием детей;
• проводить индивидуальные и групповые беседы;
• подвести итог отдыха;
• проследить за порядком возвращения детей в школу.
4. Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении:
• организовать предварительную подготовку мероприятия;
• сообщить план работы;
• следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность;
• подвести итог занятия.
5. Во время самоподготовки необходимо:
• определить время работы по каждому предмету;
• выбрать консультантов (группа доверия);
• проверить записи в дневниках;
• организовать самостоятельную работу учащихся;
• контролировать слабоуспевающих, своевременно им помогать;
• анализировать выполнение домашнего задания учащимися;
• подвести итог самоподготовки.
• своевременно информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.
6. По завершении работы ГПД воспитателю необходимо:
• назначить дежурных на следующий день;
• проследить за уборкой класса;
• привести в порядок игровой уголок;
• провести беседу с родителями;
• подвести итог работы.
7. Эпизодические обязанности воспитателя ГПД
• обязанности по планированию;
• составление годового календарно-тематического плана;
• подготовку расписания общеразвивающих занятий;
• подготовку рабочих планов, разработок мероприятий.
Формы и методы деятельности воспитателя группы продленного дня
1. Рекомендации но организации выполнения учащимися домашнего задания (самоподготовка)
1.1. Выполнение уроков проводить в отведенном для этого классном помещении либо кабинете, который оборудован мебелью, соответствующей росту учащихся.
1.2. Начинать самоподготовку не позднее 16.00 (пока отмечается физиологический подъем работоспособности).
1.4. Предоставлять детям выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя начать с предмета средней трудности для данного ученика.
1.5. Предоставлять учащимся возможность устраивать индивидуальные перерывы по завершении определенного этапа работы, так как регламентированный перерыв часто отвлекает от самостоятельной работы и нарушает ход мыслей.
1.6. Проводить разминку (физкультминутку) длительностью 1-2 мин по мере появления утомления.
1.7. Предоставлять детям, которые закончили выполнение заданных уроков раньше других, возможность до окончания работы всей группы проводить время по интересам (в игровой, библиотеке).
2. Организация внеучебной деятельности ГПД (занятия в кружках, участие в различных зрелищных мероприятиях, художественная самодеятельность, тихие игры, чтение, просмотр телепередач и пр.)
2.1. Воспитателям следует планировать свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1 —1,5 ч после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. Продолжительность таких занятий, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 мин для учащихся II классов и 1,5 ч — для учащихся III—IV классов с 5—10-минутным перерывом в середине занятий.
2.2. Коллективные мероприятия, общешкольные вечера, концерты, сборы, диспуты, посещение театров, киноконцертных залов, экскурсии лучше организовывать в начале недели, когда у учащихся еще не наступило утомление, и не чаще 1-2 раз в месяц.
2.4. Важно правильно сочетать виды внеучебной деятельности на протяжении дня и рационально распределять их в течение недели. Наилучшим сочетанием видов деятельности на протяжении дня является двигательная деятельность на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке) до выполнения домашних заданий с последующей деятельностью эмоционального характера (зрелищными мероприятиями, занятиями в кружках, чтением, играми, сборами и т. п.).
2.5. Большое значение для всестороннего развития личности учащихся имеет работа в кружках. Желательно создавать кружки для разных возрастных групп, с тем чтобы время их работы не совпадало со временем прогулки и самоподготовки. Каждый учащийся может участвовать не более чем в двух кружках, один из которых должен быть с преобладанием двигательной активности.
2.6. Для организации различных видов внеучебной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: актовый и спортивный залы, библиотеку, мастерские, кабинеты-лаборатории, а также расположенные рядом дома (дворцы) культуры, стадионы и т. п.
3. Организация питания ГПД
Организация питания требует от воспитателя своевременно направить в столовую дежурных, чтобы они накрыли столы. Во время обеда воспитатель следит:
• за аппетитом и самочувствием детей;
• за соблюдением санитарно-гигиенических норм и норм питания;
• за культурой поведения за столом;
• за культурой приема пищи;
• за осанкой воспитанников.
После обеда каждый воспитанник относит за собой посуду, дежурные вытирают столы; не рекомендуется переходить к активной деятельности 15-20 минут, чтобы не нарушалось пищеварение.
4. Организация активного отдыха на свежем воздухе
• организация познавательной деятельности;
• осуществляется общение между товарищами и воспитателем;
• осуществляется нравственное воспитание ребенка;
• учит согласовывать свое поведение с общепринятыми формами поведения.
4.2. Требования:
• наличие познавательных моментов;
4.3. Виды прогулок:
4.4. Перед прогулкой воспитателю необходимо:
• выбрать место проведения;
• определить предстоящие затраты времени;
• наметить виды деятельности учащихся;
• составить конспект прогулки;
• проследить за тем, чтобы дети оделись в соответствии с погодой;
• провести инструктаж о времени, цели прогулки, правилах поведения и технике безопасности, дать конкретные поручения;
• рассказать о маршруте и заданиях;
Перед прогулкой воспитатель должен проверить участок для предотвращения детского травматизма и принять противотер- рористические меры (при обнаружении посторонних предметов поставить в известность администрацию школы).
4.5. Прогулка включает:
• движение детей по намеченному маршруту;
• выполнение предусмотренных заданий;
• беседу воспитателя по теме прогулки;
• свободную самостоятельную деятельность школьников.
В конце прогулки необходимо кратко подвести итоги на постоянном месте сбора. Каждая прогулка завершается обобщающей беседой с вопросами: «Что вы видели?», Какой сделали из этого вывод?» Это важно, так как всякая последующая прогулка потребует от учеников новых наблюдений и серьезного внимания.
В зависимости от погодных условий воспитателю необходимо проследить за одеванием детей.
4.6. Правила одевания:
• одеваться нужно снизу вверх, т. е. сначала надевают теплые штаны, кофты, затем верхнюю одежду и обувь;
• все пуговицы должны быть застегнуты правильно, шнурки завязаны аккуратно;
• воспитатель проверяет, как одеты дети (можно проводить эту процедуру в игровой форме, например объявив конкурс на скорость и аккуратность);
Исходя из целей и задач, необходимо проинструктировать детей о поведении во время прогулки, о правилах безопасности в целях предотвращения травматизма. Инструктаж должен быть кратким, четким, доступным детям. Во время пребывания на воздухе воспитатель проводит работу в соответствии с планом, следит за самочувствием и настроением детей. По окончании прогулки воспитатель подводит итоги, обеспечивает порядок возвращения в школу, организует раздевание и следит за тем, чтобы дети привели в порядок обувь и одежду.
5. Игровая деятельность
По окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность. При работе в одновозрастной группе (I—II классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение.
Необходимые условия для успешной игровой деятельности:
• теплая забота и принятие;
• полный эмоциональный контакт.
Организация игровой деятельности планируется на всю учебную неделю. При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:
• не дублировать деятельность первой половины дня (если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно- ролевые);
• игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;
• играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков;
• игра не должна быть подготовкой к клубному часу (если игра носит развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности);
• использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист).
6. Клубные часы
7. Работа по благоустройству и оборудованию группы
Обстановка в группе продленного дня по возможности должна быть приближена к домашней. Главная задача воспитателя — сделать пребывание ребенка в группе комфортным и приятным. Создать уют можно с помощью детей, родителей, спонсоров и т. д. Можно оформить группу работами детей для повышения их самооценки и для того, чтобы показать родителям способности детей. В группе должны быть цветы, они создают спокойную атмосферу и пригодятся для трудового воспитания (бытовой и общественно-полезный труд).
Целесообразно зонировать группу: игровой уголок, уголок самоподготовки, уголок психологической разгрузки для детей. Уголок психологической разгрузки должен быть отгорожен от остального помещения, например, маленькой ширмой. Он необходим для того, чтобы ребенок при желании мог побыть один. Это ему необходимо, чтобы отрефлексировать всю полученную за день информацию и впечатления, т. е. выработать собственное отношение к событиям и к людям путем осознания полученной информации.
8. Работа с родителями
Примерная должностная инструкция воспитателя группы продленного дня
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция разработана на основании Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785, приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.08.1995 № 463/1263 и распространяется на всех сотрудников данной категории школы.
1.2. Воспитатель группы продленного дня школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.
1.3. Воспитатель учебной группы непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе (начальное звено).
1.4. Основное назначение должности состоит в замене семейного попечителя, воспитателя и надзора за детьми в период нахождения их в воспитательных группах школы.
1.5. Воспитатель в своей работе руководствуется учебными программами, расписанием, уставом школы, нормами и правилами охраны труда и техники безопасности и настоящей Инструкцией.
2. Функции воспитателя ГПД
2.1. Организует и проводит внеурочную учебную и воспитательную работу в закрепленной группе, а также общественно полезную и культурно-досуговую работу с детьми группы.
3. Должностные обязанности воспитателя ГПД
3.1. Формирует у воспитанников нравственные навыки к учебе, труду, общественной собственности и личному имуществу, навыки культурного поведения.
3.2. Контролирует выполнение учащимися режима дня, организует выполнение домашних заданий, проведение культурно-досуговых, оздоровительных и других мероприятий.
3.3. Вовлекает учащихся в художественное, научно-техническое творчество, спортивные секции, клубы по интересам.
3.4. Поддерживает постоянную связь с родителями и преподавателями, добивается единства педагогических требований к учащимся.
3.5. Планирует воспитательную работу в закрепленной группе, обеспечивает выполнение плана, участвует в методической работе и повышает свою квалификацию.
3.6. Вносит предложения по совершенствованию воспитательной работы.
3.7. Осуществляет эстетическое воспитание.
3.8. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности учащихся, их семейные обстоятельства и жилищно-быто- вые условия.
3.9. Координирует свою работу с работой классного руководителя.
3.10. Ведет установленную документацию по группе, представляет администрации сведения об успеваемости и поведении, готовит характеристики на учащихся закрепленной группы.
3.11. Принимает детей от учителей, родителей или лиц, их заменяющих, по списку.
3.12. Добивается соблюдения учащимися Правил внутреннего трудового распорядка школы, соблюдения этических норм и культуры поведения, бережного отношения к имуществу школы.
3.13. Организует и контролирует питание детей закрепленной группы.
3.14. Ведет среди воспитанников пропаганду здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками, контролирует внешний вид учащихся и соблюдение ими правил личной гигиены.
3.15. Обеспечивает строгое соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, а также противопожарных правил.
4. Права воспитателя ГПД
Воспитатель имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Самостоятельно выбирать формы, методы воспитательной работы с детьми и планировать ее, исходя из педагогической целесообразности.
4.2. Участвовать в работе педагогического совета школы.
4.3. Давать обязательные распоряжения учащимся группы.
4.4. В необходимых случаях вызывать от лица школы родителей учащихся.
5. Ответственность
5.1. Воспитатель несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение или не использование без уважительных причин служебных обязанностей, предусмотренных пунктом 3 настоящей Инструкции, а также за нарушение Правил внутреннего распорядка и устава школы.
5.2. Дисциплинарное взыскание в указанных случаях налагается приказом директора школы после истребования объяснений в письменной форме и с соблюдением сроков, установленных законодательством о труде. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с работы применяется не иначе как с учетом мнения профсоюзного органа школы.
5.3. В случае совершения воспитателем аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, трудовой договор с ним расторгается приказом директора школы по пункту 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Воспитатель группы продленного дня:
6.1. Работает в режиме 6-часового дня исходя из 30-часовой рабочей недели установленной нагрузки по расписанию, утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть.
6.3. Представляет заместителю директора письменный отчет о проделанной работе.
6.4. Получает от директора школы информацию нормативно- правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.
6.6. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.