Прочитайте высказывание какие способы познания выделяет автор в чем автор видит противоречивость
Творческое задание по предмету Обществознание по разделу «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе»
Творческое задание по предмету Обществознание по разделу «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе»
Составитель: преподаватель гуманитарных дисциплин, преподаватель высшей категории И.В. Фролова
Темы для повторения:
Значимость социального знания
Общество и природа.
Деятельность как способ существования общества.
Культура и цивилизация.
Глобализация человеческого общества.
Человек как продукт биологической и социальной эволюции.
Соотношение бытия и сознания.
Цель и смысл жизни человека.
Человек, индивид, личность.
Духовный мир человека.
Проблема смерти в духовном опыте человечества.
Методические рекомендации по выполнению творческого задания.
1.1. Творческое задание рассчитано на усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении учебного материала.
1.2. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор обучающихся. Весь комплекс заданий поможет усвоить учебный материал по каждой теме и позволит лучше ориентироваться в сфере обществознания.
2. Требования к содержанию ответов.
2.1. Ответы на проблемные вопросы должны быть развернутыми, автор должен высказать свою точку зрения.
2.2. При исследовании темперамента человека требуется указать название методики, приложить опросник (или библиографический указатель на издание), ответы испытуемого (протокол исследования) и анализ полученных данных с указанием влияния темперамента на характер испытуемого.
3. Требования к оформлению индивидуальных заданий.
3.2. Ответы на индивидуальные задания должны быть четко пронумерованы. Также должны быть пронумерованы страницы. Счет страниц должен вестись от
титульного листа, которому присваивается номер 1 (печатать номер страницы на
титульном листе не требуется).
Задание 1. Прочитайте текст. Что автор говорит о пределах развития
человечества? Что позволяет ему это утверждать? Какая закономерность
развития общества была замечена автором?
Ж.А. Кондорсе: «Чтобы показать путем рассуждения и фактами, что не было
намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность
человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом
совершенствовании отныне независимы от какой бы то ни было силы, желающей
его остановить, имеют своей границей только длительность существования нашей
планеты, в которую мы включены природой. Без сомнения, прогресс может быть
более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять».
Задание 2. Прочитайте выдержку из священной книги зороастризма
«Авеста». Почему Заратуштра попросил бога о бессмертии? Чем объясняются
причины перемены его мнения? Как взаимосвязаны проблемы смерти и
бессмертия и проблемы смысла жизни в приведенном тексте?
«Заратуштра предстал перед великим Богом Ахура Маздой и, плача, сказал:
— О Ахура Мазда! Сделай меня бессмертным!
Заратуштра воскликнул, плача:
— Ты создал ветер, ты создал воду, ты создал огонь, ты создал все, что
есть на Земле и во Вселенной, а сделать меня бессмертным не можешь!
Тогда Ахура Мазда наделил Заратуштру Божественным Разумом, и пророк
увидел все: что было и что будет в плотском мире и в мире духовном; и судьба каждого человека, живущего на земле, открылась ему.
И тогда он сказал Ахура Мазде:
— Простая счастливая человеческая жизнь кажется мне лучшим уделом, чем
бессмертие при бездетности.
И сказал на это Ахура Мазда:
Задание 3. Прочитайте высказывание. Какие способы познания выделяет
автор? В чем автор видит противоречивость познания? В чем заключается
конечная цель знания?
Задание 4. Исследуйте темперамент знакомого вам человека, используя
одну из психологических методик, проанализируйте полученные результаты,
укажите как отражается его темперамент на его характере.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
1. Прочитайте высказывание. Какие способы познания выделяет автор? В чем автор видит противоречивость познания? В чем заключается конечная цель знания?
А. Шопенгауэр: «Есть два способа познавать жизнь: один – по закону основания, по разуму, другой – через познание идей. Первый способ идет от следствия к причине и наоборот – в бесконечность. Следуя этому способу, люди живут, надеются, чего-то ожидают, изучают, сочиняют науки, выводы которых совершенно относительны, т.е. состоят из цепи причин и следствий. И этим же путем люди надеются даже создать философию! Следуя закону основания (который в своих четырех видах, как домовой, вечно дразнит и морочит их), они мечтают найти в знании удовлетворение и счастье в жизни, продолжая бодро идти вперед. Они не замечают при этом, что это все равно, что гоняться за горизонтом с целью поймать облака или ощупывать или поворачивать шар со всех сторон с целью достать центр его. Поистине, они напоминают мне белку в колесе! Этим путем можно сделаться, в теоретическом отношении, умнее, опытнее, а в практическом отношении, при благоприятных обстоятельствах, достигнуть счастья; другими словами – при этом способе познавания за каждым желанием следует удовлетворение, которое в свою очередь вызывает новое желание – и так до бесконечности… Конечная цель всякого знания заключается в том, что интеллект должен воспринимать все проявления воли не только путем наглядного созерцания (ибо так они воспринимаются сами собой), но и с помощью абстрактного познания, т.е. чтобы все, что есть в воле, было в понятии. К этому стремится всякая рассудочная деятельность, а также и наука».
2. Р. Декарт писал: «Тысяча путей ведут к заблуждению, к истине – только один». Можно ли с этим согласиться? Истина в решении определенной проблемы одна или их может быть несколько?
ТЕСТ
Форма чувственного познания – это
Особое направление в теории познания, сосредоточенное на ценности разума:
К формам рационального познания относится
В отличие от вербально-логического, чувственное познание
— непосредственно отображает внешние объекты
— дает объективное и целостное знание о мире
— опирается на логические умозаключения
— восходит от абстрактного к конкретному
— является живым созерцанием
Агностицизм – это представление о
— символическом характере познания
В категорию «знание» необходимо входят признаки:
— этическая и эстетическая ценность
— признание истинности утверждаемого
Врожденное знание – это универсальные принципы бытия и познания, происходящие из
— доопытных когнитивных форм
Важнейшим условием познания мира в средневековой христианской философии считали
Направление средневековой европейской философии, утверждающее онтологический статус общих понятий
Средневековая философия, отрицающая существование общих понятий вне и помимо единичных вещей
Автор тезиса «Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах»:
«Идеи» в философии Платона – это
— объективно существующие формы
— внутренние сущности вещей
Практика определяется в марксистской философии как
— материальная целенаправленная преобразовательная деятельность людей
— предметно-чувственная деятельность людей, изменяющих мир
— сознательное воздействие субъекта на материальные объекты
— воздействие предметов на органы чувств человека
— трудовая человеческая деятельность
Жизненная значимость объекта для субъекта есть
К основным формам практики относят:
— социально-политическую материальную деятельность
— совокупную экспериментальную деятельность ученых
Философы-марксисты рассматривают человеческую практику как
— синоним всякой трудовой деятельности
— средство накопления капитала
Категория есть форма мышления, закрепляющая в терминах и дефинициях
— наиболее общие способы умственно-познавательных действий
— предельно общие моменты отражаемых явлений
— наглядный аспект научных теорий
— любое производимое знание
— оценочную сторону познания
Предвосхищение деятельности, ее результата в процессе выработки программ и планов
Модуль 10 Теория познания
Прочитайте высказывание. Какие способы познания выделяет автор? В чем автор видит противоречивость познания? В чем заключается конечная цель знания?
А. Шопенгауэр: «Есть два способа познавать жизнь: один – по закону основания, по разуму, другой – через познание идей. Первый способ идет от следствия к причине и наоборот – в бесконечность. Следуя этому способу, люди живут, надеются, чего-то ожидают, изучают, сочиняют науки, выводы которых совершенно относительны, т. е. состоят из цепи причин и следствий. И этим же путем люди надеются даже создать философию! Следуя закону основания (который в своих четырех видах, как домовой, вечно дразнит и морочит их), они мечтают найти в знании удовлетворение и счастье в жизни, продолжая бодро идти вперед. Они не замечают при этом, что это все равно, что гоняться за горизонтом с целью поймать облака или ощупывать или поворачивать шар со всех сторон с целью достать центр его. Поистине, они напоминают мне белку в колесе! Этим путем можно сделаться, в теоретическом отношении, умнее, опытнее, а в практическом отношении, при благоприятных обстоятельствах, достигнуть счастья; другими словами – при этом способе познавания за каждым желанием следует удовлетворение, которое в свою очередь вызывает новое желание – и так до бесконечности… Конечная цель всякого знания заключается в том, что интеллект должен воспринимать все проявления воли не только путем наглядного созерцания (ибо так они воспринимаются сами собой), но и с помощью абстрактного познания, т. е. чтобы все, что есть в воле, было в понятии. К этому стремится всякая рассудочная деятельность, а также и наука».
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ И ДИАЛЕКТИКА
Почему такая участь случилась с добрым существом?
2. Герой романа Ивана Ефремова «Лезвие бритвы» Гирин рассуждает: «Будьте диалектиком и знайте, что нельзя требовать от жизни абсолютного приближения к идеалу и цели. Все лишь относительно, и потому безразлична, так сказать, цена достижения. Жизнь неизбежно перевернет страницу, и идеал изменится».
Что правильно и что неточно в рассуждении Гирина?
ТЕСТ
Процесс направленного самоизменения системой собственных свойств и порождения новых устойчивых связей:
Любые изменения и процессы, происходящие в мире, выражаются в философии категорией
Древнегреческие мыслители, авторы учения о всеобщей изменчивости мира
Мера обратимости и устойчивости периодического изменения
Соответствие между дефинициями и определенными понятиями
L1: Необратимое изменение внутри одного уровня
L2: Развитие от низшего к высшему
L3: Развитие от высшего к низшему
L4: Сведение высшего к низшему
R1: одноплоскостное развитие
Поступательное развитие от низшего к высшему обозначают понятием
Тип развития, характеризующийся преобладанием объективных негативных изменений над позитивными:
Философская категория развития обозначает
— необратимый направленный процесс изменений
— процесс качественных изменений
— переход от простого к сложному
— переход к более совершенному
— переход от старого к новому
Критерием прогресса в неживой природе НЕ признается
— увеличения разнообразия внутренних и внешних связей
— сохранение структурной инвариантности
— любое качественное изменение системы
— повышения уровня организации
Самым общим критерием различных моментов социального прогресса считается
— увеличение энергозатрат в производстве материальных благ
— повышение уровня демократизации общественной жизни
— возрастание свободы личности
— рост производительности труда
Согласно Гегелю источником всякого развития является
— универсальные природные закономерности
— саморазвертывание абсолютной идеи
— совокупность случайных событий
— закон всемирного притяжения
По Гегелю, преодоление и сохранение тезиса и антитезиса в новом, высшем единстве
Постепенные, плавные, преимущественно количественные изменения:
Скачкообразное радикальное изменение социального качества
Гегель выделял следующие основные формы движения
Спиралевидность развития понимается как
— поступательный процесс обновления без попятных движений
— круговорот с возникновением нового
— отрицание прежнего качества
— круговращение без новаций
Диалектическая концепция развития утверждает, что новое возникает из
— старого и не возникает старого и не возникает из старого
— из разных форм старого
Процесс формирования какого-либо объекта:
Сходное, повторяющееся в различных объектах
Тождественная бытию определенность (предмета), данная через совокупность его свойств:
МОДУЛЬ 9
ДУХ, ДУША И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
1. а) «Определение идеального …очень диалектично. Это то, чего нет и вместе с тем – есть. Это то, чего не существует в виде внешней, чувственно-воспринимаемой вещи, и вместе с тем существует как активная способность человека. Это бытие, которое, однако, равняется с небытием, или существующее бытие внешней речи в фазе ее становления в деятельности субъекта, в виде его внутреннего образа потребности, мотива, цели»;
б) «К идеальным явлениям относится предметное содержание тех нейрофизиологических процессов мозга, которые продуцируют образы, что представляет собой данность объекта субъекту»;
в) «…Идеальное – это предмет, «отчужденный» от самого себя, который существует не в своей собственной конкретно чувственной форме, а на базе вещества и процессов мозга»;
г) «Характеристика психического как идеального относится собственно к продукту или результату психической деятельности – к образу или идее в их отношениях к предмету или вещи»;
Проанализируйте отрывки, дайте определения Идеального. Как Вы понимаете соотношение идеального и сознания?
2. Раскройте смысл высказываний:
а) сознание по своей природе имеет общественный характер;
б) сознание предметное;
в) человек мыслит при помощи мозга;
г) сознание – это не только мышление, самосознание, но и абстрактная деятельность мозга;
д) самосознание выступает в разных формах;
ж) сознание – это сплав сознательного и неосознанного, разума и чувств.
ТЕСТ
Форма существования знания – это
Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в
— русской религиозной философии
Марксистская философия рассматривает сознание как
— нематериальную душу, инструментально использующую мозг
— часть предметно ориентированной нематериальной души
— тонкое вещество, обладающее метрикой и массой
— высшую функцию мозга, связанную с речью
— особую биополевую структуру мозга
В структуру сознания включают:
Интенциональность – свойство человеческого сознания
— субъективно устремляться к объектам, придавать им смысл
— утверждать эстетическое отношение к миру
— формулировать цели деятельности
— стремиться к власти над миром
Образ сознания считается нематериальным потому, что он НЕ
— оставляет физических отпечатков в головном мозге
— содержит ни грана вещества отражаемого объекта
— обладает собственным субстратом
— обнаруживается внешним опытом
— имеет веса и протяжения
К элементам чувственного познания относятся:
Информации о сумме разнообразных свойств предметов, доставляемой через органы чувств –
Целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения:
Основным элементом рационального познания является
Элементарная единица абстрактного мышления, фиксирующая наиболее существенные свойства предмета:
Способность человека непосредственно и целостно познавать объект называется
Способность сознания творить и воспроизводить идеи, планы поведения называется
Эйдетизм – это разновидность образной памяти, выраженная в сохранении
— схем практического действия
— ярких наглядных образов
— логических ходов мысли
Знание, возникающее от созерцания Бога, одна из раннехристианских ересей именовала
Многие субъективные идеалисты полагают, что человеческое сознание
— непосредственно воздействует на окружающую среду
— не выходит за пределы головного мозга человека
— пассивно-зеркально отражает мир
Размышления личности о себе самой есть
Высшая форма интеллектуального миропонимания
Определение сознания как субъективного образа объективного мира сформулировал
МОДУЛЬ 10
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
1. Прочитайте высказывание. Какие способы познания выделяет автор? В чем автор видит противоречивость познания? В чем заключается конечная цель знания?
А. Шопенгауэр: «Есть два способа познавать жизнь: один – по закону основания, по разуму, другой – через познание идей. Первый способ идет от следствия к причине и наоборот – в бесконечность. Следуя этому способу, люди живут, надеются, чего-то ожидают, изучают, сочиняют науки, выводы которых совершенно относительны, т.е. состоят из цепи причин и следствий. И этим же путем люди надеются даже создать философию! Следуя закону основания (который в своих четырех видах, как домовой, вечно дразнит и морочит их), они мечтают найти в знании удовлетворение и счастье в жизни, продолжая бодро идти вперед. Они не замечают при этом, что это все равно, что гоняться за горизонтом с целью поймать облака или ощупывать или поворачивать шар со всех сторон с целью достать центр его. Поистине, они напоминают мне белку в колесе! Этим путем можно сделаться, в теоретическом отношении, умнее, опытнее, а в практическом отношении, при благоприятных обстоятельствах, достигнуть счастья; другими словами – при этом способе познавания за каждым желанием следует удовлетворение, которое в свою очередь вызывает новое желание – и так до бесконечности… Конечная цель всякого знания заключается в том, что интеллект должен воспринимать все проявления воли не только путем наглядного созерцания (ибо так они воспринимаются сами собой), но и с помощью абстрактного познания, т.е. чтобы все, что есть в воле, было в понятии. К этому стремится всякая рассудочная деятельность, а также и наука».
2. Р. Декарт писал: «Тысяча путей ведут к заблуждению, к истине – только один». Можно ли с этим согласиться? Истина в решении определенной проблемы одна или их может быть несколько?
ТЕСТ
Форма чувственного познания – это
Особое направление в теории познания, сосредоточенное на ценности разума:
К формам рационального познания относится
В отличие от вербально-логического, чувственное познание
— непосредственно отображает внешние объекты
— дает объективное и целостное знание о мире
— опирается на логические умозаключения
— восходит от абстрактного к конкретному
— является живым созерцанием
Агностицизм – это представление о
— символическом характере познания
В категорию «знание» необходимо входят признаки:
— этическая и эстетическая ценность
— признание истинности утверждаемого
Врожденное знание – это универсальные принципы бытия и познания, происходящие из
— доопытных когнитивных форм
Важнейшим условием познания мира в средневековой христианской философии считали
Направление средневековой европейской философии, утверждающее онтологический статус общих понятий
Средневековая философия, отрицающая существование общих понятий вне и помимо единичных вещей
Автор тезиса «Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах»:
«Идеи» в философии Платона – это
— объективно существующие формы
— внутренние сущности вещей
Практика определяется в марксистской философии как
— материальная целенаправленная преобразовательная деятельность людей
— предметно-чувственная деятельность людей, изменяющих мир
— сознательное воздействие субъекта на материальные объекты
— воздействие предметов на органы чувств человека
— трудовая человеческая деятельность
Жизненная значимость объекта для субъекта есть
К основным формам практики относят:
— социально-политическую материальную деятельность
— совокупную экспериментальную деятельность ученых
Философы-марксисты рассматривают человеческую практику как
— синоним всякой трудовой деятельности
— средство накопления капитала
Категория есть форма мышления, закрепляющая в терминах и дефинициях
— наиболее общие способы умственно-познавательных действий
— предельно общие моменты отражаемых явлений
— наглядный аспект научных теорий
— любое производимое знание
— оценочную сторону познания
Предвосхищение деятельности, ее результата в процессе выработки программ и планов
Учение об «идолах разума» развивал
МОДУЛЬ 11
ИДЕЯ ОБЩЕСТВА
1. Общество – совокупность индивидуальных действий, интегрированных общепризнанными образцами поведения, характер которых детерминируется исторически определенными философскими и социологическими идеологиями.
Какие принципы исследования заключены в подобном понимании? Дайте их сравнительную оценку.
Чем отличаются друг от друга биосфера и человечество как развивающиеся системы?
Сравните между собой биосферу и человечество как сверхсложные системы.
2. Среди студентов шел спор о том, кто кем управляет: общество природой или природа обществом?
Студент Х: Природа не может управлять ни обществом, ни чем иным, так как она не может мыслить. Природа не субъект, а объект управления. Природа не управляет людьми, а действует на них как слепая сила. Человек же управляет природой. Сначала люди управляли небольшими фрагментами природы, затем возникает необходимость в управлении огромными экосистемами и даже биосферой в целом.
Студент У: Не общество управляет природой, а природа обществом. Предыдущий товарищ узко понимает термин «субъект деятельности». Субъектом является такая система, которая управляет хотя бы одной системой или создает такую систему. Но природа обладает значительно большим творческим потенциалом, чем человек. Не люди породили природу, а природа людей.
Природа управляет обществом в двух смыслах: законы природы ставят деятельность людей в определенные границы. Во-вторых, биологический субстрат человека представляет собой часть природы. Биологические законы – природные законы. Они также накладывают ограничения на деятельность общества. Управлять деятельностью можно только путем ее ограничения. Ограничивать деятельность – значит управлять ею.
Включитесь в диалог.
Общество влияет на собственную среду обитания человека путем
— воспроизведения естественной среды обитания
— создания искусственной среды обитания
— противопоставления себя природе
— преобразования этой среды
Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание
Форма реализации социальных сущностных сил человека —
Согласно Карлу Марксу, общество это совокупность
— индивидов с их способностями, поведением, действиями
— общественных отношений, объективно данных человеку
— отношений между управляющими и управляемыми
— социальных действий и смыслов
Феномен совместного общественного существования —
В марксизме структура общества определяется формой
Согласно Максу Веберу, общество это
— сумма индивидов с их способностями, поведением, действиями
— отношения между управляющими и управляемыми
— система социальных действий и смыслов
— совокупность общественных отношений
Совокупность норм и ценностей, регулирующих функционирование определенной сферы общественной жизни:
Самый известный призыв Руссо
— вперед к победе коммунизма
Взглядам Гегеля соответствует следующий тезис: общество развивается
— линейно от низших ступеней к высшим
Исторический тип общества, основанный на некотором способе производства, называется в теории Маркса
Формационный подход разрабатывал
Русский социолог, автор теории локальных цивилизаций:
По А.Тойнби, основной принцип развития цивилизации — это
Термин «цивилизация» переводится с латинского так:
Теория «осевого времени» принадлежит
Сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением материальных благ:
Группа людей, связанных общностью обычаев, нравов и претендующих на официальное признание:
Концепцию о конце истории выдвинул
МОДУЛЬ 12
ИДЕЯ ИСТОРИИ
1. Вы знаете, что является объективным критерием прогресса. Какие критерии прогресса называют авторы приведенных высказываний? Согласны ли Вы с их точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.
Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».
А.И. Герцен: «Прогресс человека – процесс содержания мысли»; «Прогресс – неотъемлемое свойство созидательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью».
Г. Спенсер: «Прогресс – не случайность, а необходимость».
П.Л. Лавров: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости – вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».
Н.Г. Чернышевский: «Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан».
Л.Н. Толстой: «Общественный прогресс истинный – в большем и большем единении людей».
Ф.Д. Рузвельт: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».
Б. Ауэрбах: «неудовлетворенность – источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов».
В. Вейтлиг: «Тот, кто верит в прогресс, не должен считать совершенным ни одно учение. Если он и не знает более совершенного, это не должно служить основанием тому, чтобы сомневаться в возможности существования такого учения. Но, указывая недостатки, нужно уметь доказать их наличие и понимать, как их устранить, иначе ты будешь только хулителем, а не улучшителем»; «Человечество никогда не достигнет высшего идеала совершенства, иначе пришлось бы предположить наступление застоя в его духовном развитии».
2. В 1808 г. один из ярких представителей утопического социализма XIX в. – А. Сен-Симон писал: «Наиболее широко внушаемый принцип морали – это принцип евангельский: не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы он делал тебе… Я предлагаю заменить евангельский принцип следующим: человек обязан трудиться. Самый счастливый человек – это тот, кто трудиться. Самая счастливая семья – это та, все члены которой с пользой употребляют свое время. Самый счастливый народ – это тот, в котором меньше всего неработающих людей».
Какой социальный принцип отстаивал в начале XIX в. Сен-Симон? Каково Ваше отношение к этому принципу?
Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию
Характерной чертой регресса в обществе является
— переход от низшего к высшему
— движение назад к менее совершенному
— переход от простого к сложному
— движение вперед к более совершенному
Определение: «Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным» относится к понятию
Определение »Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества» относится к понятию
Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является (ются)
Какой признак относится к постиндустриальному обществу?
— развитие индивидуализированного сознания
— возникновение и лидерство массовой культуры
— наличие однородного характера культуры
— преобладание устной передачи информации
Общественно-экономическая формация – это
— определенный тип экономической системы
— форма существования общества
— определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер
— совокупность проявлений культуры как таковой
Определение: «Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных, психологических, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от другой» относится к понятию
В структуру цивилизации входит следующий элемент
— культура как совокупность общественных ценностей
— государство как система господства меньшинства над большинством
Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля:
— общество развивается линейно от низших ступеней к высшим
— общество развивается по спирали
— общество развивается по кругу
— общество не развивается
Что является критерием исторического прогресса в теории стадий роста
— уровень демократизма в государстве
Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития
Что такое цивилизация с точки зрения системности:
— совокупность предметов материальной культуры
— общество, развитие которого определяется техникой
— общество, имеющее свою специфическую культуру
— надкультурное образвоание, связанное едиными принципами жизнеустройства
Как называется труд английского историка А.Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества
Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, назвается в теории К.Маркса
Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?
А.Критерием общественного прогресса может быть уровень развития производительных сил
Б. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития общественных институтов, в том числе науки и культуры
— верны оба суждения
— оба суждения неверны
Кто из русских мыслителей Х!Х века был создателем теории культурно-исторических типов
Верны ли следующие суждения о социальном прогрессе?
А. Прогресс- это движение общества вперед
Б.»Прогресс» в переводе с латыни означает возврат к изжившим себя формам и структурам
— Верны оба суждения
— Оба суждения неверны
Какой из перечисленных признаков НЕ характеризует прогресс
— рост производительности труда
— зарождение новых религиозных течений
— переход от расширенной семьи к нуклеарной
Основу экономики страны Б составляет коллективная собственность на землю. Особую роль в жизни людей играет религия. Социальный статус человека зависит от его происхождения. К какому типу принадлежит это общество?
МОДУЛЬ 13
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА
1. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Как в них раскрывается проблема смысла жизни? Что общего во взглядах авторов?
Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Л.Н. Толстой: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека – участвова34 ть в этом движении, подчиняясь и содействуя ему»; «Из всех знаний самое нужное знание того, как жить хорошо, т.е. жить так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра».
М. Горький: «Как человек, как личность писатель русский стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России».
Андрей Болконский, герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
О. Уайлд: «Смысл жизни – самовыражение, проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем».
А. Стендаль: «Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя».
Марк Аврелий: «Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок».
Ф Брукс: «Суть жизни – стремление к счастью, и оптимизм – лишь неотъемлемое для разумного человека условие такого стремления».
А. Шопенгауэр: «Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют».
Омар Хайям: «О душа! Ты меня превратила в слугу./ Я твой гнев ощущаю на каждом шагу./Для чего я родился на свет, если в мире все равно ничего изменить не могу?»; «То, что Бог нам однажды отмерил, друзья, / увеличить нельзя и уменьшить нельзя».
2. Аристотель исходил из понимания человека как «общественного животного», в сферу жизни которого входит семья, община (селение) и государство (город, полис). В современном обществознании человек характеризуется как существо биосоциальное.
Имеются ил существенные отличия между взглядами Аристотеля и современных ученых на природу человека? Свой ответ поясните.
Эволюцию человека и образование человеческих рас изучает
Латинское выражение «homo sapiens» переводится как ___________________________
Автор изречения: «Человек есть мера всех вещей»:
Определенное положение человека в системе общественных отношений есть его
Определяя человека как «политическое животное», Аристотель хотел сказать, что
— только политика обуздывает зоологический индивидуализм человека
— животное начало препятствует культурному развитию человека
— человек есть существо общественное, полисное
— в политике есть много животного
По Канту, человек принадлежит к миру
— природы и к миру свободы
Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе, это
— подобие маятнику — от счастья к страданию и наоборот
— цепь тревог, разочарований, мучений
— серая и безликая жизнь «насекомых»
— удел радости и прогресса
По Юнгу, индивидуация человека есть процесс ассимиляции его сознанием
— содержания личного и коллективного бессознательного
— идеалов, правил и норм нравственного поведения
— содержания своей предсознательной сферы
— ценностей социальной культуры
Жизненным принципом Огюста Конта была формула
С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой
Экзистенциалисты утверждают, что сущность человека определяется
— совокупностью производственных отношений
— собственным выбором человека своей цели
Верны ли следующие суждения о поведении человека?
А..Поведение человека определяется только врожденными инстинктами.
Б..Поведение человека зависит не только от физиологических потребностей, но и от его воли, а также независящих от него обстоятельств
— верны оба суждения
— оба суждения неверны
В понимании общества и человека З.Фрейд противостоял
Что имел в виду К.Маркс, когда писал:»Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»
— человек – это марионетка в руках общества
— сущность человека социальна, а не биологична,
— оригинальность личности не более чем иллюзия
— изменение общественных отношений меняет личность
Каково, по вашему мнению и прочитанной философской литературе, правильное понимание сущности человека
— сущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении человека
— сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений
— сущность человека творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности
— сущность человека зависит от божественной благодати.
Философская антропология – это
— философское направление, занимающееся проблемами природы ( сущности) человека
— то же, что и антропоморфизм
Человек с точки зрения философии – это
— образ и подобие Бога
— ступень развития «царства природы»
какое из указанных ниже определений отличает понятие «воспитание» от понятия «социализация»
— осознанное и целенаправленное воздействие на человека окружающих людей
— приобщение личности к миру культуры
— освоение человеком ценностей, способов и форм деятельности
— усвоение и воспроизводство социального опыта