Прочитайте фрагмент статьи д с лихачева и подумайте о чем он
Презентация по русскому родному языку на тему «Крылатые слова и выражения»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Крылатые слова и выражения 9 класс
Прочитайте выражения и объясните, в каких значениях они употребляются в русской речи. Знаете ли вы, откуда пришли эти слова? 1. Остаться у разбитого корыта. 2. А Васька слушает да ест. 3. Мороз и солнце; день чудесный! 4. Горе от ума. 5. По щучьему велению. 6. Человек в футляре. 7. Быть или не быть. 8. На деревню дедушке. 9. Глас вопиющего в пустыне
Прочитайте фрагмент статьи Д. С. Лихачёва и подумайте, о чём он. Сформулируйте главную мысль текста. Наш язык вобрал в себя и всё то, что создано фольклором и наукой (научная терминология и научные понятия). К языку, в широком смысле, относятся пословицы, поговорки, фразеологизмы, ходячие цитаты (допустим, из Священного Писания, из классических произведений русской литературы, из русских романсов и песен). В русский язык органично вошли и стали его неотъемлемой частью (именами нарицательными) имена многих литературных героев (Митрофанушки, Обломова, Хлестакова и других). К языку относится всё увиденное «глазами языка» и языковым искусством созданное. (Нельзя не учесть, что в русское языковое сознание, в мир, увиденный русским языковым сознанием, вошли понятия и образы мировой литературы, мировой науки, мировой культуры — через живопись, музыку, переводы, через языки греческий и латинский.) Вспомните, как называются слова и выражения, пришедшие в русский язык из фольклора, мифологии, художественной литературы.
Прочитай фрагмент статьи российского учёного и общественного деятеля Д. С. Лихачёва, в которой он обращается к школьникам, и выполни задания
Прочитай фрагмент статьи российского учёного и общественного деятеля Д. С. Лихачёва, в которой он обращается к школьникам, и выполни задания.
«Отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причём развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы сравнительно с её многомиллионолетним существованием — сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но всё же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие».
1) Найди в тексте и подчеркни черты сходства мира природы и мира человека.
2) Приведи три примера влияния природы на образ жизни, культуру человека.
3) Объясни, почему человеческая культура не может существовать в отрыве от природы.
4) Подумай, какое нравственное правило должно быть главным в отношениях человека с природой. Свой ответ объясни.
Обсуждение вопроса:
1) Найди в тексте и подчеркни черты сходства мира природы и мира человека.
1. Обе культуры – плод исторического развития.
2. Каждый мир общежителен и обладает «правилами поведения».
3. Между природой и человеком существует равновесие.
2) Приведи три примера влияния природы на образ жизни, культуру человека.
Природа источник вдохновения(культура); природа заставляет людей вести здоровый образ жизни; природа является основным источником питания человека.
1) в суровых, холодных условиях люди становятся запасливыми.
2) в райских местах, где не надо бороться за жизнь люди стремятся познать мир и себя.
3) частые разрушительные катаклизмы научили людей начинать жизнь с нуля, изобретательности тем самым всегда быть на чеку и созидать снова и снова.
3) Объясни, почему человеческая культура не может существовать в отрыве от природы.
4) Подумай, какое нравственное правило должно быть главным в отношениях человека с природой. Свой ответ объясни.
Нравственная позиция в отношениях человека к природе должна быть прежде всего гуманистической, т. е. имеющей в качестве приоритета как благо человека, так и благо природы. Не вступать в противоречие с естественными закономерностями, чтобы не вызвать необратимых процессов в биосфере. «Принцип партнерства» во взаимосвязи человека и природы. Относись к природе с уважением и любовью, к живой природе в особенности.
Нравственной может быть названа деятельность, направленная на искоренение эгоистической идеологии с ее потребительством и пренебрежением к будущим поколениям, на перестройку всей системы просвещения, образования и воспитания, всей культуры.
Познакомьтесь с фрагментом статьи российского учёного Д. С. Лихачёва и выполните задания..
Природа обычно рассматривается как объект хозяйственной деятельности человека, но в действительности она в значительной степени формирует и духовную сферу человека. Человек, как биологический объект, не может существовать вне природы.
Отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях.
Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием – сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все, же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Казалось бы, оно должно было оставлять обе части равными, проходить где-то посередине. Но нет, равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше «природы», а чем дальше на юг и ближе к степи, тем больше «человека».
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Найдите в тексте и выпишите черты сходства мира природы и мира человека.
3. Приведите три примера влияния природы на образ жизни и культуру человека. ( примеры ищем не в тексте)
1) У них реальная проверка анкет людьми, а не разными ботами которых часто обманывают.
2) Еще мне понравилось у них психологическое тестирование для подбора подходящих людей. Все круто работает, есть о чем поговорить, вкусы на разные вещи совпадают, очень классно.
Советую испытать, для меня сейчас знакомиться в интернете проще всего, легко и непринужденно.
Нужна помощь. Фрагмент из эссе академика Д. С. Лихачёва «Заметки о русском». До известных п…
Нужна помощь.
Фрагмент из эссе академика Д. С. Лихачёва «Заметки о русском».
До известных пределов утраты в природе восстановимы… Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.
«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всепрогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению её жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомлёнными, уничтожают и то, что в земле ещё не открыто, и то, что над землёй, — уже служившее людям. Даже сами реставраторы… становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют чётких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей…
Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной осёдлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.
Вопросы и задания к документу
1) Определите, в чём основная мысль приведённого отрывка.
2) Объясните, почему невосстановимы утраты памятников культуры.
3) Как вы понимаете выражение автора «нравственная осёдлость»?
4) Вспомните содержание параграфа и аргументировано объясните, для чего нужно сохранять памятники культуры. Какие культурные механизмы задействованы в этих процессах?
5) Подберите примеры варварского отношения к памятникам культуры.
Прочитай размышления российского учёного и общественного деятеля Д. С. Лихачёва
Прочитай размышления российского учёного и общественного деятеля Д. С. Лихачёва (1906—1999) и выполни задания.
Не здание даже нужно человеку, а здание в определённом месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе…
Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико — оно принципиально существенно.
До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской Пуще… Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…
Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя…
На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.
1) Составь план текста.
2) Как, по мнению автора, природа помогает человеку в восстановлении утрат? При каком условии это возможно?
3) Какое различие между экологией природы и экологией культуры установил автор? Как, по-твоему, связаны памятники культуры и окружающий их ландшафт?
4) Почему «на земле становится тесно для памятников культуры»? Используя текст, факты общественной жизни, выскажи три предположения.
5) Какое участие в сохранении памятников культуры можешь принять ты и твои сверстники? Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, укажи любые три-четыре формы участия.
6) Как будущее человечества связано с сохранением памятников культуры? Используя текст и обществоведческие знания, приведи два-три объяснения.
Ответ
1) Составь план текста.
1) Соотношение ландшафта и строений
2) Экология природы и экология культуры
3) Восстановление природы
4) почему нельзя восстановить культурные памятники
5) культурные памятники и градостроение
6) нравственная ответственность человека за сохранение культуры
2) Как, по мнению автора, природа помогает человеку в восстановлении утрат? При каком условии это возможно?
До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской Пуще… Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…
3) Какое различие между экологией природы и экологией культуры установил автор? Как, по-твоему, связаны памятники культуры и окружающий их ландшафт?
Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико — оно принципиально существенно.
До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской Пуще… Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…
Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя…
4) Почему «на земле становится тесно для памятников культуры»? Используя текст, факты общественной жизни, выскажи три предположения.
1) Бытовые отходы, всякий мусор, непосредственное загрязнение окружающей среды, бесполезная постройка небоскребов, всяких других ненужных зданий занимает большое место в городе. Это препятствует созданию и постройке памятников культуры.
2) В настоящее время нынешнее поколение не интересуется традицией, обычаями, а также памятниками культуры. Угасающее желание и мечта не позволяют строить памятники культуры не только из-за малой площади земли. Так как молодежь считает постройку архитектурных памятников лишним.
3) «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со скоростью света. Как и выше сказано, техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни.
На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.
5) Какое участие в сохранении памятников культуры можешь принять ты и твои сверстники? Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, укажи любые три-четыре формы участия.
1) не причинять вред культурным памятникам;
2) участвовать в деятельности по очистке от мусора и благоустройству территории памятников культуры;
3) участвовать в различных мероприятиях пропагандистского характера.
6) Как будущее человечества связано с сохранением памятников культуры? Используя текст и обществоведческие знания, приведи два-три объяснения.
Обращение к культурному наследию позволяет лучше понять особенности культуры в разный период существования человечества, позволяя отвечать на многие вопросы. Поэтому проблема сохранения культурного наследия особенно актуальна в настоящее время в России. Культурное наследие является одним из главных способов существования культуры. В течение своей жизни человеку удается освоить лишь малую часть всего культурного наследия, выступая общим достоянием для всего человечества. Данное обстоятельство может быть актуализировано при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия совпадает с сохранением культуры вообще.
Будущее человечества связано с сохранением памятников культуры, люди должны помнить свою историю, и обязаны сохранять их для следующих поколений. Прекрасные храмы, скульптуры, фонтаны, дворцы разве можно допустить их разрушение? Конечно же нет, это достояние всего человечества, и оно должно существовать долгие века.