Прочитайте фрагмент рассказа ивана сергеевича соколова микитова береза о чем он какие

Прочитайте фрагмент рассказа ивана сергеевича соколова микитова береза о чем он какие

Прочитайте фрагмент рассказа ивана сергеевича соколова микитова береза о чем он какие

Ответы

Прочитайте фрагмент рассказа ивана сергеевича соколова микитова береза о чем он какие

сначала напиши про проделки черта и как вакула реагировал. другими словами перескажи в кратце проделки его.

потом напиши, что вакула был силён духом и всегда стоял на своем. он всегда выполнял свои обещания. он был честен со всеми. и своим качествам он сумел преодолеть все козни чёрта

Прочитайте фрагмент рассказа ивана сергеевича соколова микитова береза о чем он какие

«просите и дано будет вам», только просите настойчиво, даже настырно, не стыдясь способа добычи желаемого и не задумываясь над законностью требований. настойчивая моська способна и слона довести до припадка.

(чехов выпятил наглость просительницы, которая довела до истерики своего благодетеля. хотя она и не имела права на эти деньги.)

Прочитайте фрагмент рассказа ивана сергеевича соколова микитова береза о чем он какие

она богатая т.е. не бедная

Прочитайте фрагмент рассказа ивана сергеевича соколова микитова береза о чем он какие

да что там, многие из-за войны и читать, писать толком не научились тогда. а скольких детей война сделала сиротами, лишила отцов и мам!

война – это больше испытание для каждого человека. в ней важно выжить и не предать при этом собственную совесть. защитить слабого и суметь дать отпор противнику. понять, где подлый и жестокий человек, а где гуманный и человечный.

нам важно уважать труд военного поколения. и у них есть чему поучиться, с ними есть о чем полезном поговорить. ведь пережить то, что пережили эти сильные люди, не бог никому. они умеют ценить простые вещи: кусок хлеба, теплые сапоги, крышу над головой. они знают, что доброта человеческая и взаимная важнее успеха, развлечений, славы и богатств.

Источник

Конспект урока по литературному чтению «И.Соколов-Микитов «Русский лес»

Конспект урока по литературному чтению

в 4 классе УМК «ГАРМОНИЯ»

тема : « И.Соколов-Микитов.Русский лес . »

Автор: Карпова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов,

МОУ «Сланцевская СОШ №3»

Открытый урок литературного чтения.

Дата проведения: 13.04.2018 год.

Цель: создать условия для знакомства с произведением И.Соколова –Микитова, с его отношением к русской природе, для открытия новых тайн и красоты деревьев русского леса через литературу.

1. Развивать воображение, мышление, речь.

2. Развивать творчество детей.

3. Развивать эмоциональную, социальную и познавательную мотивацию.

4. Обогащать словарный запас и кругозор детей.

1. Познакомить с произведением И. Соколова-Микитова “Русский лес”.

2. Учить осознанному восприятию текста.

3. Учить краткому пересказу.

4. Познакомить с деревьями русского леса.

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Воспитывать чувство дружбы и взаимопонимание.

– интерес к содержанию и форме художественных произведений;

– интерес к творческой деятельности на основе литературных произведений;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, самостоятельно работать с учебником;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку.

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– пересказывать текст по плану;

– искать информацию, представлять найденную информацию;

– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

– выражать свои мысли в устной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии задачей высказывания;

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий.

Оборудование: картины деревьев, учебник литературного чтения О. В. Кубасовой, тетрадь на печатной основе по литературному чтению О. В. Кубасовой.

План проведения урока:

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

II. Проверка домашнего задания.(7мин)

1. Выразительное чтение рассказа Ю. Яковлева «О нашей Родине». (отметка за чтение с комментарием)

2. Беседа по вопросам:

— Что необходимо любому человеку, по мнению писателя? (Человеку нужна Родина)

-Что значит «маленькая Родина»?

III. Работа по теме урока.(30 мин)

-Как выдумаете, о чем будет урок? (ответы детей)

— Да, сегодня мы продолжим разговор о Родине, о природе. Узнаем много интересного, а какое поможет нам в этом произведение, смотрим на странице 90. («Русский лес»)

-Прочтите фамилию автора.

-Еще раз назовите автора этого произведения. (Обратить внимание на ударение в фамилии автора)

-Но прежде чем мы начнем работать с произведением, хотелось бы сказать несколько слов об авторе.

А). Знакомство с биографией автора.

На доске портрет писателя

Иван Сергеевич Соколов-МикитОв прожил долгую, богатую событиями жизнь. Родился 30. 05. 1892 года в урочище Осеки Калужской губернии (ныне Перемышльский район Калужской области) в семье Сергея Никитича Соколова — управляющего лесными угодьями богатых купцов Коншиных. Мать вела крестьянское хозяйство.

И. С. Соколов добавил к фамилии прозвище, данное в деревне их семье по имени деда, дьякона Никиты, и подписывался Соколов-Микитов.

Умер Соколов-Микитов 20.02.1975 года в Москве. По завещанию, урна с его прахом была захоронена на Новом кладбище в Гатчине. В 1983 году на захоронении был установлен памятник.

Известный своими описаниями русской природы.

-Пролистайте текст. Что вы заметили интересного? ( Текст состоит из 5 текстов)

-О каких деревьях пишет Соколов-Микитов? (Дети перечисляют)

Б). Постановка учебной задачи.

-Как вы думаете, какая перед нами сегодня стоит задача? ( Познакомиться с особенностями деревьев наших лесов)

— Как называется текст? ( «Русский лес»)

-Как вы думаете, почему именно так автор назвал своё произведение? (ответы детей)

— Наша страна огромная, и леса в ней разные. И нигде в мире мы не найдём больше такой красоты, поэтому автор и посвятил своё произведение русскому лесу.

(на доске картины деревьев – береза, дуб, ель, липа, клен)

Б). Первичное знакомство с текстами и работа над лексическим значением.

-Послушайте первую статью «Береза» и подумайте – о какой особенности говорит нам автор. (Чтение учителем)

— Встретились ли вам слова, значение которых вам не понятно или не знакомо?

Золотистая (листва) – с золотым отливом, цвета золота

Увядающая (листва) – увядать то же, что «вянуть»

Липкие нити серебристой паутины – « паутина получается из паутинных бородавок, которые расположены на брюшке паука. Через них жидкий секрет (продукт выделения специальный желез) выделяется пауком и быстро затвердевает на воздухе, превращаясь в прочную эластичную и липкую нить».

Прозрачен и чист воздух – пропускающий через себя свет и не содержащий ничего постороннего, без примесей.

-Прочитайте про себя текст и подготовьтесь ответить на вопросы. (Работа в парах)

— Докажите словами из текста. С чем сравнивает автор паутину? ( с серебряными нитями). А листочки? (с золотом).

— Какие литературные приёмы использует автор? (сравнения и эпитеты).

— Что такое эпитет? (образное сравнение).

— Найдите эпитеты в тексте. (золотистая листва).

Работа с иллюстрациями ( береза и дуб )

-Посмтрите на картинки. Сравните березку и дуб. Что вы можете сказать? (Ответы детей)

-А теперь послушайте вторую статью «Дуб» и подумайте – о какой особенности говорит нам автор. (Читает сильный ученик)

— Поработаем над словами, значение которых вам не понятно или не знакомо.

Богатырь— человекочень большой силы, стойкости, отваги.

Развесистые ветви – с широкими нависшими ветвями

Грозно ( шумит зеленая вершина) – внушает страх, или грозит опасностью, гибелью

-Прочитайте про себя текст и подготовьте ответить на вопросы.

-Найдите в тексте указание на то, когда распускаются на дубах почки? (Позже других деревьев)

— Что издавна приметили люди при цветении дуба? (в это время дует холодный северный ветер).

-О каких особенностях дуба нам говорит автор? (дуб-богатырь, развесистые ветви, в вершинах вьют гнезда птицы, весной позже других деревьев на нем распускаются почки)

— Слушаем статью «Ель» и подумаем – о какой особенности говорит нам автор. (Читает статью сильный ученик)

— Поработаем над словами, значение которых вам не понятно или не знакомо.

Распространенное (дерево) – широкоизвестное, обычное, часто встречающееся

-О каких особенностях ели нам говорит автор? (Распространенное дерево, тенелюбивое, в густых и колючих ветках ютятся птицы, живут белки, выводят птенцов клесты)

-Ребята, а кто из вас был в еловом лесу? Поделитесь впечатлениями. (ответы детей)

-Прочитайте про себя текст и подготовьте ответить на вопросы.

— Почему в еловом лесу нет надежды собрать много грибов? ( в еловом лесу всегда темно, т. к. ветви елей очень широкие и почти не пропускают свет). Докажите словами из текста.

— Какие птицы зимой в еловом лесу выводят и выкармливают птенцов? (клесты).

Слушаем статью «Липа» и подумаем – о какой особенности говорит нам автор. (Читает статью сильный ученик)

— Поработаем над словами, значение которых вам не понятно или не знакомо.

Нежное (дерево) – чувствительное

-О каких особенностях липы нам говорит автор? (Красивое, веселое и нежное дерево, липовый мед, раньше других сбрасывает листву )

-Прочитайте про себя текст и подготовьте ответить на вопросы.

— Чем издавна славится липа? (сладким липовым мёдом, нежными листочками).

-Узнаем еще об особенностях одного дерева, познакомимся со статьей «Клен» (читает учитель)

— Поработаем над словами, значение которых вам не понятно или не знакомо.

-О каких особенностях клена нам говорит автор? (Лапчатые листья, растет в сообществе других деревьев, крепки и туги ветви, сажают люди, праздничное дерево )

-Прочитайте про себя текст и подготовьте ответить на вопросы.

— Как обычно растёт клён? Докажите словами из текста. (в сообществе с другими деревьями).

— С чем сравнивает автор кленовые ветви? (с пружиной). Благодаря этой особенности люди в древности предпочитали плести корзины из кленовых или ивовых прутьев.

— Когда особенно красивы клёны? (осенью).

-Найдите и зачитайте слова, которыми автор описывает листья клёна. ( лапчатые листья, пурпурные и золотистые листья).

— Зачитайте, где обычно люди сажают клёны? (первое предложение 2 абзаца).

— Какое ещё предложение вам хотелось бы зачитать об этом дереве?

— О каких деревьях вы прочитали? (берёза, дуб, ель, липа, клён).

— Как автор говорит о каждом дереве? ( с чувством уважения и восхищения).

— Докажите строками из текста ( первое предложение каждого текста).

IV. Физминутка.(1 мин)

Мы листики осенние,

(Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(Плавное покачивание руками вверху над головой.)

И на землю снова сели.

(Дети садятся по местам.)

Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, у нас на доске закреплены особенности деревьев. У вас на столах лежат рисунки деревьев и их листочки. Выберите соответствующее дерево, его особенности и листок, и прикрепите к нужному дереву.

-Молодцы! Справились быстро и без ошибок.

-А сейчас мы будем готовить текст «Береза» к краткому пересказу.

-Давайте составим план этого произведения и попробуем, как вы сказали, сжать этот текст. (тетрадь на печатной основе стр. 60).

-Прочтите текст про себя и определите, сколько в нем частей. (В тексте 3 части)

-Давайте прочтем первую часть и подумаем, о чем она, какова ее тема? (Читают первый абзац)

-Какой заголовок предлагаете? (Заглавие –Хороши и чисты березовые рощи.)

-Запишем в тетрадь заглавие.

-Читаем вторую часть.

-О чем эта часть? Какова ее тема?

-Как можно озаглавить вторую часть? (Золотистая увядающая листва падает на землю.)

-Запишите заглавие в тетрадь.

-Читаем третью часть.

-Как можно озаглавить третью часть? (Малейший звук слышится в березовом лесу)

-Запишите заглавие в тетрадь.

-А теперь мы будем «сжимать» текст и готовиться к краткому пересказу.

-Читаем первую часть статьи.

-Итак, мы должны оставить самое главное. Что оставляем?

— «Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрыты берестою…»

-Читаем вторую часть статьи.

-Что можем опустить, что оставить обязательно?

-«Ранней осенью березовый лес роняет золотистую увядающую листву на землю».

-Третью часть читаем.

-Что можем опустить, а что оставить?

-«От дерева к дереву протянуты тонкие нити паутины. Прозрачен и чист воздух. Малейший звук слышен в березовом лесу».

-А теперь давайте соединим наши сжатые части текста и послушаем, что у нас получилось. (Пробный пересказ: «Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрыты берестою…» Ранней осенью березовый лес роняет золотистую увядающую листву на землю. От дерева к дереву протянуты тонкие нити паутины. Прозрачен и чист воздух. Малейший звук слышен в березовом лесу)

IV. Домашнее задание.(1 мин)

-Над чем еще надо поработать?

-У вас у каждого несколько листочков. Зеленый листок –я доволен своей работой, желтый листок – у меня не все получилось, но я старался, белый листок – на уроке я скучал. Оцените свою работу и поднимите вверх листочки.

-Молодцы! Все хорошо трудились.

VI. Дополнительный материал.(если останется время)

-Послушайте и угадайте о каком дереве пойдет речь. (Читает учитель)

-Назовите, о каком дереве шла речь? (Липа)

— В «Лесном словаре» начала прошлого века я прочитала: «Дерево это поставлено на той же ступени, на какой лев находится между четвероногими, а орёл между птицами. И это дерево сделалась эмблемой высоты, силы, долговечности» Не зря говорят: «Крепкий, как …».(Дуб)

-А знаете ли вы, что есть каша «дубовая»? (да, из дуба можно сварить кашу, испечь лепёшки, оладьи и даже торты.)

— Внимание! О каком дереве сказано: «Вечно зелёное дерево. Крона в виде конуса. А в шишке «прячется» целый лес. Под крепкими чешуйками созревает более 150 семян! (Ель)

-Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок.(Клен)

Источник

Соколов‐Микитов «Русский лес» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.

Автор: Соколов-Микитов Иван Сергеевич.

Краткое содержание для читательского дневника

1) Каждое время года по-своему преобразует русский лес.

2) Зимой можно заприметить на снегу следы маленьких зверей и передвижения по веткам деревьев красногрудых клестов.

3) Весной начинает таить снег, появляются на деревьях почки, слышится пение птиц.

4) Летом лес наполняется множеством грибов, поспевают ягоды.

5) Осенью листва желтеет и опадает, доцветают поздние осенние цветы.

6) Лес наполняется грустью, хочется подольше насладиться последними осенними деньками.

Главные герои

Русский лес – главный герой рассказа. На протяжении всего произведения он меняется с наступлением каждого из времён года: зимы, весны, лета, осени.

Главная мысль

Стоит хоть иногда отвлечься от рутины, чтобы полюбоваться удивительной красотой природы. И чтобы природа продолжала радовать нас своим очарованием, нужно заботиться о ней и об её жителях.

Чему учит

Произведение Соколова-Микитова учит бережнее относиться к природе. Учит проявлять заботу и любовь по отношению к ней. А также призывает нас наслаждаться всей непревзойдённой красотой, которую может дать природа.

Отзыв

Мне очень понравился рассказ Соколова-Микитова. Такое удивительное и точное описание изменения леса в каждое время года. Порой забываешь полюбоваться всей этой прелестью и живописностью. Нужно не забывать обращать внимание на природу, ведь она может облагораживающе воздействовать на наши души. А ещё необходимо беречь её и заботиться о ней, тогда и она нас отблагодарит.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса.

Источник

Прочитайте фрагмент рассказа ивана сергеевича соколова микитова береза о чем он какие

Русский лес. С вопросами и ответами для почемучек

Прочитайте фрагмент рассказа ивана сергеевича соколова микитова береза о чем он какие

© Соколов-Микитов И. С, насл., 2016

© ООО «Издательство ACT», 2016

Прочитайте фрагмент рассказа ивана сергеевича соколова микитова береза о чем он какие

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветки высоких и маленьких елей. Нет-нет сорвётся такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью – и долго колышется освобождённая от тяжести снега еловая зелёная ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С весёлым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки грудастых клестов.

Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пёстрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница-белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег тёмные лёгкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полнится лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся красота спящего зимнего леса.

Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз. Всё больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилётные птицы, токуют в глухих местах глухари. Опавшей хвоей осыпан под елями ноздрястый снег. На лесных полянах первые появились проталины. На обнажившихся кочках видны зелёные крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева, весь в лучах восходящего солнца, воркует дикий голубь-витютень.

Придёт радостный день – зелёною дымкой покроется опушка берёзового леса. Кукуют кукушки. По утрам, перед рассветом, слетаются на ток краснобровые красавицы тетерева-косачи.

Вечером над вершинами леса тянут, хоркая и циркая, длинноносые вальдшнепы. Крякают над рекой дикие утки. На краю лесного болота высоко в небе токует баранчик-бекас.

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над жёлтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчёлы. А в кустах на берегу реки защёлкал, звонко запел первый соловей.

Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном тёмном лесу? Примолкли самые голосистые птицы-певцы, уже не поют по закрайкам леса звонкоголосые соловьи.

На лесных открытых полянах зреет душистая вкусная земляника. В середине лета поспевает лесная малина. А по закрайкам болот созревает черника, краснеют на зелёных ветках ягоды брусники.

Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.

Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.

Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Идёшь, бывало, по такому осеннему, расцвеченному красками лесу, – музыкальным, поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время.

Прозрачен и чист осенью воздух, прозрачна вода в лесных ручьях: каждый виден на дне камешек. Ещё цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлёту певчие птицы. Нет-нет затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик-дятел. Ещё зелёный, роняя спелые жёлуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берёз. На тёмном фоне сплошного елового леса отчётливо видны яркие краски осин. Уже облетели, плавают по воде лёгкие пожелтевшие листья ив. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Долго не хочется из него выходить, прощаться с золотыми осенними днями.

Молодые еловые шишки имеют красновато-лиловый цвет кроющих чешуек. Особенно ярко «лиловеют» основания шишек. Постепенно цвет тускнеет, шишки как бы «выгорают» на солнце. К моменту рассеивания семян они становятся светло-коричневыми. Упавшие на землю шишки пропитываются влагой и чернеют.

Прочитайте фрагмент рассказа ивана сергеевича соколова микитова береза о чем он какие

Белка кормится еловыми семенами, ловко подгрызая смолистые чешуйки. Иногда она это делает на дереве, и тогда внизу земля бывает густо усыпана еловыми чешуйками и голыми стерженьками. Это всё, что осталось от шишек после беличьего «обеда». Часто белка «стрижёт» шишку, выбрав для кормёжки пень с ровным спилом. Такое место называется «кормовым столиком». На «столике» белка оставляет после себя аккуратную кучку чешуек и обгрызенный со всех сторон стерженёк.

Прочитайте фрагмент рассказа ивана сергеевича соколова микитова береза о чем он какие

Витютень – вяхирь, дикий голубь. Вяхири устраивают гнёзда в лесу, выбирая высокие сосны и ели. Весной можно услышать их громкое воркование, звучащее как повторяющееся «ура-укура… ура-укура…». Дикие голуби кормятся на обочинах лесных дорог. Часто вылетают на поля, где подбирают осыпавшиеся зёрна пшеницы, ячменя и других хлебных злаков.

Прочитайте фрагмент рассказа ивана сергеевича соколова микитова береза о чем он какие

Вальдшнеп в переводе с немецкого означает «лесной кулик». Весенние брачные полёты самцов называются «тягой». В сумерках вальдшнеп медленно пролетает («тянет») над опушками и лесными дорогами. «Тяга» заканчивается, когда совсем стемнеет. В полёте вальдшнепы издают особые звуки: «хоркают» («хоррр… хоррр…») и тоненько «цикают» («цик… цик…»).

Источник

Урок литературного чтения И.С.Соколов-Микитов.

Цель: познакомить с произведением «Листопадничек»;

учить умению высказывать свои мысли.

Приёмы: корзина идей, чтение с остановками, синквейн.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением известного писателя Ивана Сергеевича Соколова – Микитова. Перед тем, как приступить к знакомству с самим произведением мне хотелось бы кратко рассказать о самом писателе.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, не далеко от города Калуга. Детство он прожил в деревни. С 17 лет служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету.

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов.

Учитель: А познакомимся мы с вами с произведением «Листопадничек».

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока. Какие предположения возникли у вас после написания темы. Давайте соберём «корзину идей».

— Как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том, кого могут звать Листопадничком)

— Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

— Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

— Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

Вывод: мы попытались предположить, о ком пойдет речь, и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

— Теперь проверим наши предположения и прочтём произведение.

— Возьмите листочки с текстом, прочитаем 1 часть.

— Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное.

Приём «чтение с остановками»

… осенних зайчат листопадничками.

Пришла поздняя осень.

… замерзают зайцы зимой?

— Кто такие листопаднички?

— Какие признаки поздней осени вы знаете? (холодно, может идти снег, птицы улетают в тёплые страны, животные ложатся в спячку,….)

— Почему зайцы зимой не замерзают? (тёплая шёрстка, корм есть,….)

-Что же подтвердилось из наших предположений? (это кличка животного)

— Каков жанр произведения? (сказка)

— Как вы думаете кто будет главным героем сказки? (зайчонок)

— Охарактеризуйте зайчонка по 1 части:

Мечтатель, фантазёр (мечтал улететь в тёплые страны)

Непослушный (убежал из дома, ослушался маму)

— Как вы думаете, что будет дальше?

— Возьмите листочки со 2 частью. Проверим ваши предположения.

… строят на речке плотину.

… вот наша новая хатка.

Ходко работают бобры.

. Целую охапку …..из кладовой Листопадничек.

— Что такое плотина?( /Сооружение, перегораживающее реку, для подъёма воды)

— Что такое хатка? (жилище бобра)

— Что значит ходко? (быстро, спешно)

— Что такое охапка? (Количество веток, умещающихся в обхвате рук)

— Чем занимался зайчонок у бобров? ( нянчил и кормил бобрят)

-Охарактеризуйте зайчонка по 2 части.

Терпеливый ( всю зиму прожил в хатке бобров)

Старательный, трудолюбивый (помогал нянчить бобрят)

— Сегодня мы прочитали с вами только 2 части сказки.

— Как вы думаете, чем закончится сказка?

— Вернётся ли зайчонок с наступлением весны к своим родственникам?

Д/з. Придумать свой конец к этой сказке?

2 прилагательных непослушный, терпеливый

3 глагола терпит, ухаживает, мечтает

Предложение В гостях хорошо, а дома лучше.

(ваше отношение к зайчонку)

Синоним темы зайчонок

— Какова основная мысль сказки? (нет ничего лучше, чем родной дом)

— Чему учит эта сказка? ( надо дорожить своей малой родиной)

— Что бы вы посоветовали Листопадничку?

Берегите землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените.

Бабочку на листьях повилики.

На травинках солнечные блики.

На камнях играющего краба.

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем.

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками.

— Кто такие Листопаднички?

Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зелёному болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

— Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.

Пришла поздняя осень,

— Стоп. Какие признаки поздней осени вы знаете?

(холодно, может идти снег, птицы улетают в тёплые страны, животные ложатся в спячку,….)

стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлёту в тёплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зелёной родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

-Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!
Улетели в далёкие страны крикливые журавли. Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи.

Стало ещё скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

-Что-то будет с нами? Замёрзнем зимой на болоте.

Стоп. Почему зайцы зимой не замерзают?

(тёплая шёрстка, корм есть,….)

Скоро вырастет на вас густая, тёплая шёрстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький Листопадничек-зайчонок, никому покоя не даёт.

-Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям.-А я один побегу за журавлями в тёплые страны.

И убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок искать журавлиные тёплые страны.

( Сооружение, перегораживающее реку, для подъёма воды)

Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадёт дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

-Мы для того валим деревья,- говорит старый Бобр,-чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

Что такое хатка? (жилище бобра)

-А тепло в вашей хатке зимой?

-Очень тепло,- отвечает седой Бобр.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

— Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

— Нет, зайцы плавать и нырять не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм для бобряток—мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

Что значит ходко? (быстро, спешно)

Поставили бобры крышу, стало в хатке темно.

Вспомнил Листопадничек своё светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

-Ну как, — говорят, — как ты себя чувствуешь, зайчонок?

Сунул Листопадничек лапу в холодную воду:

-Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

— Ладно, оставайся,- говорит Бобр.- Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдём на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек.

(Количество веток, умещающихся в обхвате рук)

Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки- быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят. Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжёлые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

-А теперь, — сказали они зайчонку,—пожалуйста, садись с нами кушать.

-Где у вас репка лежит?—спрашивает Листопадничек.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твёрдая ивовая кора.

«Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!» — подумал Листопадничек-зайчонок.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал изо всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

Выгнал Бобр выдру, а сам — в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой тёмной хатке.

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *