прочитанное сплетается с жизнью языковое явление
Есенинский диктант 2021 ответы на вопросы
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (по старому времени 21 сентября) 1895 года. В этом, 2021 году ему было бы уже 126 лет. Каждый по своему вспоминает Есенина, а вот «АССУЛ» (Общероссийская Общественная Организация «Ассоциация Учителей Литературы и Русского Языка») уже несколько лет подряд к этой дате готовит Межрегиональную акцию «Есенинский диктант» и посвящает её дню рождения поэта.
Есенинский диктант ответы на часто задаваемые вопросы
Есенинский диктант проводится в двух формах: очная и заочная.
В 2021 году акция будет длиться с 2 по 6 октября.
Участником акции может стать любой желающий, знакомый с творчеством С.А. Есенина, участие в акции бесплатное и добровольное.
На выполнение заданий «Есенинского диктанта» отводится не более 45 минут, для заочного участия время ограничено не позже 6 октября.
Задания поделены на три группы:
«Есенинский диктант». Задания для учащихся 3–5 классов
«Есенинский диктант». Задания для учащихся 6–9 классов
«Есенинский диктант». Задания для учащихся 10–11 классов и взрослых
Организаторами акции являются Рязанское РООО «АССУЛ», ШМО учителей русского языка
и литературы ОГБОУ «ЦОДТ» г.Рязани.
Чтобы поучаствовать в диктанте вам надо выбрать одну из форм, более подробнее можно ознакомиться с ними в Положении о проведении Межрегиональной акции «Есенинский диктант».
Для очной формы необходимо пройти регистрацию (смотрите ссылку в положении о диктанте) и в назначенное время прибыть по месту проведения акции.
Для коллективного заочного участия (не менее 10 человек) необходимо сначала зарегистрироваться, потом скачать задания по ссылке (смотрите ссылку в положении о диктанте)
Для индивидуального заочного участия нужно скачать задание самостоятельно, перейдя по ссылке в период с 2 по 6 октября, и заполненную форму выслать на esenindiktant@mail.ru
Официальные сайты Есенинского диктанта — uchitel-slovesnik.ru и cdo-rzn.ru
Информация взята с официального канала Рязанского регионального отделения ООО «АССУЛ» в социальной сети ВКонтакте, профиль vk.com/assul62rus
Скачать задания можно на сайте: cdo-rzn.ru находятся в открытом доступе.
Ниже мы разберёмся как решить правильно вопросы Есенинского диктанта, мы не гарантируем, что ответы будут правильными, поэтому приглашаем всех поучавствовать в обсуждении, срок до вечера 6 октября 2021 года.
Есенинский Диктант задания для учащихся 3–5 классов
Всего для этой группы пользователей составлено шесть заданий, шестое состоит из двух частей. Ответы к вопросам достточно лёгкие для старшой группы, но вот как на них ответят ученики 9-11 лет.
Прочитайте текст. Восстановите его, заполнив пропуски подходящими по смыслу словами.
Вставьте пропущенные буквы.
На высоком б..регу широкой полнов..дной реки________ в с..ле___________________________ установлен п..ртрет великого русского поэта Сергея Есенина. На протяжении многих д..сятилетий тысячи людей разных в..зрастов и профе..ий приезжают сюда, чтобы насл..диться кр..сотой «страны березового ситца».
Поэзия Сергея Есенина дыш..т запахом р..дных полей, наполнена огромной любовью к той земле, на которой он р..дился.
Дом р..дителей Есенина – одно из самых посещаемых мест на родин.. поэта. Его мама и папа, наблюдая за умным, люб..знательным р..бенком, мечтали о хорош..й профе..ии для сына.
В автоби..графии Сергей ______(отчество)______ писал:
«Р..дные хотели, чтобы из меня вышёл сельский______________ ».
На высоком бЕрегу широкой полновОдной реки Ока в сЕле Константиново установлен пОртрет великого русского поэта Сергея Есенина. На протяжении многих дЕсятилетий тысячи людей разных вОзрастов и профеССий приезжают сюда, чтобы наслАдиться крАсотой «страны березового ситца».
Поэзия Сергея Есенина дышИт запахом рОдных полей, наполнена огромной любовью к той земле, на которой он рОдился.
Дом рОдителей Есенина – одно из самых посещаемых мест на родинЕ поэта. Его мама и папа, наблюдая за умным, любОзнательным рЕбенком, мечтали о хорошЕй профеССии для сына.
В автобиОграфии Сергей Александрович писал:
«РОдные хотели, чтобы из меня вышёл сельский учитель ».
Разгадайте ребусы. В поле для ответа запишите имена и отчества родителей Сергея Есенина.
ОТВЕТ: Татьяна Фёдоровна
ОТВЕТ: Александр Никитич
Прочитайте четверостишия. Определите, какие из них написал Сергей Есенин.
В поле для ответа запишите номера этих четверостиший.
1-ое четверостишие
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки
2-ое четверостишие
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
3-ие четверостишие
Тот, кто видел хоть
однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
4-ое четверостишие
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
5-ое четверостишие
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду
смородина,
Толстый тополь у ворот
6-ое четверостишие
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди
ОТВЕТ: 1 — Барто; 2 — Тютчев; 3 — Есенин; 4 — Есенин; 5 — Александрова; 6 — Токмакова
Какие птицы пропущены в стихотворениях?
Сергей Александрович Есенин очень любил природу, все живое. Во многих произведениях поэта упоминаются птицы. Определите, названия каких птиц пропущены в приведенных ниже отрывках из стихотворений.
Запишите в таблицу для ответа название каждой птицы в форме именительного падежа единственного числа.
1-ый отрывок из стихотворения
Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сел
Свадьба _______облегла частокол.
2-ой отрывок из стихотворения
Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду _________ красным
Плавает тихий закат.
3-ий отрывок из стихотворения
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
___________не поет
И дергач не кричит.
4-ый отрывок из стихотворения
Тенькает _________
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
ОТВЕТ:
1 — Ворона; 2 — Лебедь; 3 — Соловей; 4 — Синица.
В стихотворении Сергея Есенина «Бабушкины сказки» есть такие строчки:
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
А вы в детстве любили сказки? В поле для ответа запишите название вашей любимой сказки, фамилию её автора (если он есть) и объясните, почему она вам нравится (2-3 предложения).
ОТВЕТ: Колобок — русская народная сказка, потому что мультфильм интересный, Гора самоцветов выпустила.
Вариант 56
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(1) Судаки оказывают неоценимые услуги водоёмам: прожорливый судак не может проглотить крупную рыбу — глотка у него узкая. (2)Вот он и вынужден довольствоваться мелкой рыбой вроде плотвы, ерша да окуня. (З)Более крупные и ценные породы рыб ____ только выигрывают — судак расчищает им место, уничтожая многочисленных и более выносливых малоценных рыб.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Судак расчищает место более крупным и ценным породам рыб.
2. Уничтожая многочисленных и более выносливых малоценных рыб, судак оказывают неоценимые услуги более крупным и ценным породам рыб.
3. Так как у судака глотка узкая, он вынужден довольствоваться мелкой рыбой вроде плотвы, ерша да окуня.
4. Прожорливый судак не может проглотить крупную рыбу.
5. Судаки оказывают неоценимые услуги водоёмам, уничтожая мелкую малоценную рыбу, тем самым расчищая место более крупным и ценным породам рыб.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КРУПНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Состоящий из частей, элементов, частичек большого размера. К. песок. Крупные капли дождя.
2. Большой по размеру, величине. К. плод. К. мужчина. К. рогатый скот. Крупные деньги (не в мелких купюрах).
3. Поли. ф. Большой и экономически мощный. Крупное механизированное хозяйство. К. капитал.
4. Поли. ф. Значительный по общественному или экономическому положению. К. чиновник. К. делец.
5. Сильный по своему влиянию, значению. К. общественный деятель. К. писатель, учёный. К. талант.
6. Важный, значительный, очень серьёзный. К. разговор. Крупная неприятность. Крупно (нареч.) повезло (разг.).
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Глубокая идейность, блестящее мастерство характеризуют его ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ стиль.
2. Несмотря на всю ВЫГОДНОСТЬ положения, противник не сумел закрепить своего успеха и оставался пассивным.
3. Тренер постепенно закаливает детский организм, повышает его СОПРОТИВЛЕНИЕ.
4. Подстриженная прядь волос, спущенная на лоб, означает суетную мелочность и ОГРАНИЧЕННОСТЬ ума.
5. Время, несомненно, ВОСПОЛНИТ много пробелов в биографии Островского.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
все ДИРЕКТОРА заводов
НАИБОЛЕЕ УМЕСТНЫЙ подарок
ДВОЕ прекрасных артисток
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Прочитав статью о достопримечательностях Таганрога, мне он очень понравился. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного |
Б) Божьи коровки не только обращают на себя внимание своеобразной формой своего тела, но и яркой окраской блестящих надкрылий. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Заведующий поликлиники принял нас быстро. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) В газете «Аргументах и фактах» опубликовали интервью с известным русским художником И. Глазуновым. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) Сухуми раскинулась на самом берегу моря. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр. возносить, пр. светлый
пост..мпрессионизм, небез. нтересный
и..подлобья, бе. рассудный
нен..глядный, нес. гласие
пр. кратить, пр. смотреться
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. (Не)смотря себе под ноги, старик шёл по берегу.
2. Было уже довольно поздно, но вопрос до сих пор был (не)решён.
3. Никто из путешественников уже (не)надеялся на спасение.
4. (Не) всё то золото, что блестит.
5. (Не)сколько дней тому назад разразилась сильная буря.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. (ПО)ВЕРХУ противоположного берега (В)ПЛОТНУЮ к самому обрыву подступал старый лес.
2. (B)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции.
3. (ИЗ)ПОД куста черёмухи выпорхнула коричневая птичка, в которой я ТОТ(ЧАС) узнал соловья.
4. (C)НАРУЖИ вдоль стены были посажены кусты, ТАК(ЧТО) заглянуть внутрь было нельзя.
5. Возле домика перед грядками маленького, ЗА(ТО) (НА)РЕДКОСТЬ заботливо возделанного огородика стоял мужчина.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Большие белые дома, окраше(1)ые в тонко-розоватый оттенок весе(2)ими лучами заходящего солнца, смотрели на свет божий сосредоточе(3)о и важно.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Осенней свежестью листвой и плодами благоухает сад.
2. Мысль вспыхнула и поразила своей ясностью и простотой.
3. Лодку швыряло то вверх то вниз всё больше заливало водой.
4. Небо на закате и восходе пламенело золотом и пурпуром.
5. Солнце скатилось за сосны и в воздухе стала растекаться фиолетовая краска.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Разогнав дымчатые клочья облаков (1) похожие на овечью шерсть (2) ветер чисто вымел небо и (3) уложив причудливыми фестонами пыль немощёной улицы (4) притих.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
1)Звёзды ещё сверкали остро и холодно (1) однако (2) небо на востоке уже стало светлеть.
2)Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям или (3) вернее сказать (4) чудесам природы.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лишены прозорливости не те люди (1) которые (2) не достигают цели (3) а те (4) которые (5) проходят мимо неё.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Человек такое дивное существо (1) что никогда не можно исчислить вдруг его достоинств (2) и (3) чем более всматриваешься в него (4) тем более объявляется новых особенностей (5) и описание их было бы бесконечно.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В своём докладе профессор подвёл итоги работы лаборатории за последние три года и представил новые разработки в области химии.
(1)Семи-восьмилетним мальчишкой я увлекался «Тремя мушкетёрами» Дюма. (2)Пухлый том с волнующей эмблемой в виде мушкетёрского плаща, скрещенных шпаг и широкополой шляпы — первая книга, которую я сам прочитал. (3)Я уже знал многих писателей: Диккенса, Скотта, Купера. (4)Их читала мне мама. (5)Я любил эти чтения вслух, но глубокая прелесть книг, когда прочитанное так сплетается с самой жизнью, что уж не знаешь, где жизнь, а где вымысел, открылась мне впервые, когда я сам прочитал «Трёх мушкетёров».
(6)У меня было три закадычных друга. (7) Мама подала мне мысль превратить друзей в мушкетёров и пережить с ними наново историю любимых героев.
(8)Со временем игра наша приобрела чёткую форму, хотя мы никогда не разыгрывали сцен из романов Дюма: ни погони за бриллиантовыми подвесками, ни завтрака на бастионе Сен-Жерве, ни расправы над миледи. (9)Не придумывали мы и своих собственных с завершённой интригой сцен. (10)Наша игра была лишена всякой театральности. (11)Быть может, это объясняется тем, что нас увлекал в этой игре не сюжет, а та атмосфера тесной дружбы, которая ежеминутно могла быть подтверждена ударом шпаги, дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия, дружбы, в которой четыре человека ощущали себя, как одного, и четыре сердца, как одно сердце.
(12). Последующие годы мы виделись значительно реже, чем в пору детства. (13)Наши жизненные пути разошлись, у каждого появились свои интересы, свои надежды, а порой и тревоги, о которых не расскажешь даже самому близкому другу. (14)Но это не значит, что ослабли связующие нас нити. (15)Каждое более или менее значительное событие в жизни одного из нас как-то само собой собирало всех вместе.
(16)В последний раз мы встретились 22 июня 1941 года. (17)Мы знали, что это будет последняя наша встреча, и молчали. (18)Тень вечности скользнула над нашим столом. (19)У Бориса детски дрожали пухлые губы. (20)Павел опустил голову, он мог многого добиться в жизни, но, беспощадный к себе, он не ждал пощады от судьбы.
(21)О судьбе своих товарищей я узнал, вернувшись после контузии зимой сорок третьего года в Москву.
(22)Дома меня ждало письмо от Бориса. (23)Он писал: (24)«Я стал такой злой и упрямый, а мне всё злости мало. (25)Хочу знать всё про вас: кто живой, а кто пал от руки фашистов, чтоб и за эти жизни взять с них ответ». (26)Я написал Борису, что знал.
(27)Павел пал в боях за Москву. (28)Его имя значилось в коротенькой заметке Информбюро. (29)Там сообщалось об упорном бое, разгоревшемся в селе Н. между группой советских бойцов во главе с младшим лейтенантом Аршанским и ротой немецких автоматчиков. (30)Советские воины, отрезанные от своей части, засели в здании сельсовета и в течение нескольких часов отражали атаки немцев.
(31)В конце концов немцам удалось поджечь деревянное строение.
(32)Советские воины предпочли погибнуть в огне, нежели сдаться в плен.
(33)Заметка была написана в обычном тоне: кратко, сухо, без подробностей. (34)Но я, для которого младший лейтенант Аршанский был соратником по Чистопрудным боям, очень хорошо представил, как всё это происходило. (35)Да, вот о таких, как Павел, разбился характер новоявленных тевтонов.
(36)О судьбе Коли я узнал несколько позже. (37)Оказалось, он никогда не был на Волховском фронте. (38)Он погиб у Ильменя. (39)В один из московских госпиталей прибыл его товарищ, однокашник, который был с ним в последнем бою. (40)И последнее, что он видел, перед тем как его ранили, был Николай, тащивший на спине раненого товарища.
(41)Мать Николая, пришедшая вместе со мной в госпиталь, спросила почему-то раненого, видел ли он лицо Николая в этот момент. (42)Нет, сказал тот, товарищ, которого тащил Николай, был очень велик и грузен. (43)Коля так согнулся под тяжестью его тела, что лицом едва не касался снега.
(44)Коля был маленьким и тщедушным. (45)Я помню: сумка с провизией или туго набитый ученический портфель казались ему немалой тяжестью, и он поминутно перекладывал ношу из руки в руку. (46)Я бы нисколько не удивился, услышав о самом невероятном его подвиге.
(47)Его беспечной дерзости хватило бы на любое отважное деяние.
(48)Но рассказ раненого поразил меня: то, что сделал Николай, было сверх его физической силы.
(49)Иначе сложилась судьба Бориса. (50)Он прошёл до конца весь беспримерный путь русского солдата. (51)Убитый под Ельней, он воскрес под Молодечно. (52)Он брал Варшаву и, оплаканный матерью в дни штурма Кёнигсберга, прислал ей весть из-под Кюстрина.
(53)Четырежды раненный, дважды контуженный, дважды объявленный погибшим, он брал Берлин, и не его вина, если он не был в числе тех, кто поднял знамя над горящим рейхстагом.
* Нагибин Юрий Маркович (1920—1994) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист. Учился на сценарном факультете ВГИКа. Печатается с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны. В книгах Нагибина — картины войны и труда, воспоминания детства и зарубежные встречи, судьбы современников, людей русского искусства. Его произведения отмечены драматичностью конфликтов, лирическим мировосприятием, точностью деталей. Сочинения Юрия Нагибина переведены на многие иностранные языки.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. «Три мушкетёра — первая книга, которую я сам прочитал семи-восьмилетним мальчишкой.
2. Превратив друзей в мушкетёров, мы придумывали для них свои собственные сцены.
3. Последние годы мы виделись редко, потому что ослабли связующие нас нити.
4. О судьбе своих товарищей я узнал, ещё находясь на фронте, поскольку получал от них письма.
5. Такие, как Павел, спасли нашу страну от немецких захватчиков.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. В предложениях 1—4 содержатся элементы рассуждения.
2. В предложении 11 раскрывается причина того, о чём говорится в предложениях 9, 10.
3. В предложениях 12—15 представлено повествование.
4. В предложениях 36—43 содержатся элементы повествования.
5. Предложение 49 противопоставлено по содержанию предложению 48.
Из предложений 46-48 выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару).
Среди предложений 27—32 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью наречия. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Детская дружба, как правило, бывает самой крепкой. Четверо друзей, игравших в мушкетёров, сами того не подозревая, вынесли из своего детства и сохранили дружбу, полную бескорыстия и самопожертвования. Не случайно поэтому они все отправились на фронт в первые же дни войны. «Значит, нужные книги ты в детстве читал. » Повествуя о дружбе четверых мальчишек и рассказывая об их героическом военном прошлом, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как (А) ____ (в предложениях 8, 11,13, 33), (Б) _____ (в предложениях 16, 21, 36). Выразительность авторскому стилю придают и многочисленные лексические средства: (В) _____ «прочитанное сплетается» в предложении 5, «пути разошлись» в предложении 13, «тень вечности скользнула» в предложении 18), а также (Г) _____ («тесная дружба» в предложении 11, «беспечная дерзость» в предложении 47, «беспримерный путь» в предложении 50)».
1)ряды однородных членов
Часть 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Подготовка к сочинению 15.1 (дополнительные задания №4,5)
(1)Минувшим летом грибная страсть занесла меня на край Калужской области. (2)Приятель, купивший там за бесценок брошенный дом в полупустой деревне, обещал мне настоящий грибной рай. (3)Как полагается новоселу, он плохо знал дорогу, и мы долго плутали по каким-то новым шоссе и старым проселкам. (4)И раз мелькнула, царапнула по сердцу надпись на дорожном указателе: «До Сухиничей…» — я не разобрал, сколько километров. (5)Наконец мы оказались в молодом смешанном леске — березы, осины, невысокие елочки, и приятель неуверенно, будто советуясь, сказал:
(7)Может, мы и не туда приехали, но после исхоженных, с примятой, а то и вовсе вытоптанной травой, нищих подмосковных лесов тут нам и впрямь привиделся рай. (8)Грибы попадались разные и все больше не особо ценные: сыроежки, моховики, лисички, но случались и подберезовики, и даже белые. (9)И какой-то приятный был этот лесок: чистый, нехоженый, неломаный, просквоженный солнцем, без паутины и прилипчивых мух. (10)По нему легко ходилось: ни чащобы, ни валежника, ни потных, вязких мест, где нога вдруг по колено проваливается в торф, никаких подвохов не таил молодой, приветливый реднячок.(11) Может, потому я почувствовал скорее обиду, нежели боль, напоровшись на что-то острое, скрытое в траве. (12)Инстинктивно я рванулся вперед и чудом удержал равновесие, мои ноги запутались в колючей проволоке, — я увидел свой капкан, на миг приподняв его над травой. (13)Приятель поспешил мне на помощь. (14)Вдвоем мы освободили мои матерчатые туфли и брючины от шипов, а затем извлекли на свет божий тяжелый моток колючей проволоки, той самой, без которой немыслим передний край.
(15)Она лежала у наших ног, частью сухо- и красно-ржавая, частью мокрая, черная; в налете какой-то плесени, безобразная, давно мертвая, но еще способная ужалить. (16)И кто ее знает, служила она нам или противнику, скорее всего и тем и другим, ну да не об этом речь…
(17)Я никак не был настроен на встречу с войной. (18)Молодой лес вырос там, где некогда были землянки, окопы, ходы сообщений, пулеметные гнезда, колючая проволока, минные поля и погорелья деревень.
(32)Наша ответственность друг перед другом куда больше, чем мы позволяем себе думать. (33)В любой миг нас может призвать и обреченный смерти, и обреченный выбору между добром и злом, и просто усталый человек, и герой перед подвигом, и малый ребенок, — это зов на помощь, но одновременно и на суд.
Укажите роль этих языковых средств в тексте.
Определите, какие синтаксические средства в тексте Ю. Нагибина могли бы проиллюстрировать высказывание Александра Сергеевича Пушкина «Язык неистощим в соединении слов». Укажите роль этих синтаксических средств в тексте.
Задание 5. Прочитайте текст. Определите название языкового явления, примеры и роль которого даны в первой и третьей колонках. Заполните таблицу, вписав в нее названия языкового явления.
(1)Семи-восьмилетним мальчишкой я увлекался «Тремя мушкетёрами» Дюма. (2)Пухлый том с волнующей эмблемой в виде мушкетёрского плаща, скрещенных шпаг и широкополой шляпы — первая книга, которую я сам прочитал. (3)Я уже знал многих писателей; Диккенса, Скотта, Купера. (4)Их читала мне мама. (5)Я любил эти чтения вслух, но глубокая прелесть книг, когда прочитанное так сплетается с самой жизнью, что уж не знаешь, где жизнь, а где вымысел, открылась мне впервые, когда я сам прочитал «Трёх мушкетёров».
(6)У меня было три закадычных друга. (7) Мама подала мне мысль превратить друзей в мушкетёров и пережить с ними заново историю любимых героев. (8)Меня поразила эта мысль, до которой обычно дети доходят своим разумом.
(9)Со временем игра наша приобрела чёткую форму, хотя мы никогда не разыгрывали сцен из романов Дюма. (10)Наша игра была лишена всякой театральности. (11)Быть может, это объясняется тем, что нас увлекал в этой игре не сюжет, а та атмосфера тесной дружбы, которая ежеминутно могла быть подтверждена ударом шпаги, дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия, дружбы, в которой четыре человека ощущали себя, как одного, и четыре сердца, как одно сердце.
(12)В пору нашего довоенного детства окрестности Чистых прудов были населены буйным и свирепым племенем. (13)Те, кто помнит банду атамана Квакина из прекрасной повести А. Гайдара «Тимур и его команда», легко представят себе характер Чистопрудной вольницы. (14)Квакин и его сподвижники были грозой дачных просек и фруктовых садов; Чистопрудные ребята владычествовали над большим водоёмом, колыхавшим свои мутные волны в конце бульвара, у Покровских ворот. (15)Редкие смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным благам, карались беспощадно.
(16)Однажды мы возвращались вчетвером со школьного вечера. (17)Мы смеялись, громко разговаривали: хотелось хвастаться и чем-нибудь удивить друг друга. (18)Мы и не заметили, как вышли к бульвару. (19)Несколько в стороне угрюмо чернели воды пруда, деревья сухо шелестели ветвями, бульвар от решетки до решетки был широк, как мир. (20)Мы подавили вздох и, разом поскромнев, двинулись через бульвар. (21)Теперь каждый из нас стремился только к одному: в случае неприятной встречи произвести самое безобидное впечатление.
(28)И тут каждый из нас бессознательно вошел в свою роль. (29)Арамис принялся издеваться, Атос молча встал впереди всех, прямо против зачинщика, Портос приосанился, а я, поддавшись прекрасному порыву, порождаемому дружбой, развернулся и с треском влепил кулак в курносый нос самого Лялика. (30)Я почувствовал, как нос Лялика вдавился, подобно кнопке электрического звонка.
(46)Вскоре все ребята двора и окрестностей почувствовали нашу новую силу. (47)Одни с увлечением, другие с недоверием, которое мы не пропускали случая рассеять, следили за ростом нашего могущества; до сих пор мы пользовались репутацией скромных мальчиков, которых не стоит большого труда обидеть.
Роль языкового явления в тексте.
У меня было три закадычных друга (6); в глубине души (43)
Выражает оценку изображаемого с точки зрения рассказчика
Прочитанное сплетается с жизнью (5); глубокая прелесть книг (5); сердце уходит далеко-далеко (22)
Создает емкий, яркий образ, придает речи эмоциональный характер
Дружбы. дружбы. дружбы (11)
Помогает выделить важное понятие, глубже вникнуть в содержание высказывания
Буйным и свирепым племенем (12); прекрасный порыв (29)
Характеризуя предметы, придает речи красочность и выразительность
Двинулись (20); мордочка (24); ухмыляется (25); влепил (29)
Средство авторской оценки, речевой характеристики; придает речи эмоциональную и экспрессивную окраску