Прочие внеоборотные активы увеличились что это значит

О чем говорит увеличение оборотных активов в балансе?

Прочие внеоборотные активы увеличились что это значит

Что показывает увеличение оборотных активов?

Из чего складываются оборотные активы и какая доля приходится на каждый его вид, можно посмотреть в разделе II бухгалтерского баланса предприятия. Проводить анализ структуры оборотных средств необходимо по их группам и в динамике, сравнивая данные с показаниями предыдущих отчетных периодов и учитывая специфику коммерческой деятельности предприятия.

Рассмотрим наиболее вероятные изменения в сумме каждого элемента оборотных средств.

2. Постоянное увеличение объема готовой продукции может указывать на неудовлетворительную работу отдела сбыта, снижение спроса на продукцию, неправильную политику по ценообразованию. «Запертые» средства в непродаваемых запасах продукции — верный путь к снижению платежеспособности предприятия и его зависимости от привлечения денег извне. Этот показатель — тревожный сигнал для руководства и требует принятия своевременных решений.

3. Увеличение дебиторской задолженности в целом может свидетельствовать и о положительной динамике — например, предприятие разработало эффективную схему по продаже своих товаров в кредит. Для анализа дебиторку следует разграничивать:

4. Увеличение объемов финансовых вложений, которые делает предприятие, тоже можно толковать двояко:

Увеличение оборотных активов и их доли в имуществе предприятия является, в общем, позитивным явлением, однако оно не должно становиться причиной уменьшения оборачиваемости средств и платежеспособности организации, а также фактором снижения деловой активности.

Может ли безвозмездный вклад увеличить оборотные активы предприятия? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

О чем свидетельствует уменьшение оборотных активов?

Уменьшение оборотных активов говорит тоже о неоднозначных изменениях, происходящих в финансовом состоянии фирмы. Рассмотрим наиболее вероятные случаи снижения каждого элемента структуры средств в обороте и их влияние на результат деятельности предприятия.

1. Уменьшение запасов и сырья, а также товаров и готовой продукции может указывать на сворачивание производства, нехватку оборотных средств или неудовлетворительную работу отдела снабжения.
2. Снижение дебиторской задолженности рассматривается в общем как положительное явление. Но правильно будет оценивать его в связи с объемом выручки:

3. Уменьшение объемов денежных средств может поставить предприятие в состояние неплатежеспособности и невозможности вовремя рассчитаться по обязательствам. Сам по себе данный факт, конечно, негативный. Однако он чаще всего является следствием обстоятельств, которые мы рассмотрели выше:

Итоги

Из вышесказанного можно сделать вывод, что оборотных средств по каждому виду должно быть определенное количество, необходимое для эффективного функционирования бизнеса. То есть должна существовать оптимальная норма, показатели выше или ниже которой будут негативно сказываться на состоянии предприятия.

Нельзя однозначно сказать, является ли увеличение оборотных активов положительной тенденцией, без детального рассмотрения изменения составляющих элементов. Анализ и оценку состояния средств в обороте предприятия следует проводить с учетом особенностей деятельности организации, чтобы вовремя принять необходимые управленческие решения.

Источник

Бухгалтерский учет прочих внеоборотных активов

В бухгалтерском балансе предприятия внеоборотные активы отражаются в первом разделе и включают основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.

Прочие внеоборотные активы увеличились что это значит

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (ПБУ) строго определяет критерии, на основании которых имущество компании может быть отнесено к той или иной категории активов. К прочим относятся те из них, которые не могут быть поставлены на учет в составе ни одной из первых трех групп. При этом срок их обращения должен превышать 12 месяцев.

Прочие внеоборотные активы включают в себя:

Анализ и примеры учета

В бухгалтерском балансе прочие внеоборотные активы отражаются в строке 1190. Для определения суммы используются остатки по счетам, представленным в таблице.

Прочие внеоборотные активы увеличились что это значит

Аналитический учет ведется в разрезе каждого конкретного объекта или контрагента (в случае расчетов).

Рассмотрим конкретный пример. ООО «Абсолют» в рамках технического перевооружения производства приобретает станки на 890 тыс. руб., в том числе НДС 135 762,71 руб. В процессе разработки проекта предприятие привлекло специализированную организацию, стоимость услуг которой составила 70 000 руб., в том числе НДС – 10 677,97 руб. Транспортные расходы – 20 000 руб., в том числе НДС 3 050,85руб. Стоимость монтажа оборудования – 100 000 руб., в том числе НДС – 15 254,24 руб. Схема проводок будет выглядеть так:

ДтКтСуммаСодержание операции
07 – оборудование к установке60 – расчеты с поставщиками и подрядчиками754 237,29постановка на баланс расходов на покупку оборудования
19 – НДС по приобретенным ценностям60135 762,71отражение НДС
076059 322,03учет консультационных расходов
196010 677,97отражение НДС
076016 949,15учет транспортных расходов
19603 050,85отражение НДС
68 – расчеты по налогам и сборам19149 491,53зачет НДС по приобретенным ценностям

Сама по себе величина прочих активов вряд ли о чем-то скажет. Гораздо больше информации можно получить, если проанализировать динамику этого показателя.

Если сумма на счетах по учету прочих внеоборотных активов увеличилась, возможно:

Если количество прочих внеоборотных активов уменьшилось, возможны следующие варианты:

В целом, увеличение по строке 1190 бухгалтерского баланса должно всегда находиться под строгим контролем руководства компании. Уменьшение чаще всего свидетельствует о снижении объема иммобилизованных средств, которые не могут генерировать прибыль.

Качественный анализ состояния и динамики прочих активов можно провести только в разрезе конкретных статей расходов.

Например, увеличился остаток по счету 60 (расчеты с поставщиками): это может говорить о совершенно разных ситуациях. Если купили новое оборудование и ожидается его поставка строго в соответствии с условиями договора, то это положительная динамика. А если деньги поставщикам заплатили, а ничего взамен не получили, тогда увеличение остатка по счету означает ухудшение финансового положения компании.

Источник

Внеоборотные активы

Внеоборотные активы (ВА) – это имущество, которое используется в хозяйственной деятельности предприятия сроком более одного года. Его стоимость переносится на стоимость готовой продукции по частям. Активы делятся на оборотные и внеоборотные.

Отличие между оборотными и внеоборотными активами

И внеоборотные, и оборотные акции используются предприятием с целью принесения дохода. Отличие между ними заключается в том, каким образом и в течение какого времени используется это имущество.

Как уже было сказано выше, внеоборотные активы представляют собой имущество, которое задействуется в производственном процессе сроком более одного года. Его стоимость включается в себестоимость готовой продукции по частям. Согласно Положениям о бухгалтерском учете №6/01 и 14/2007, а также Приказу Министерства Финансов №66н, ко внеоборотным активам относят здания, транспорт, производственные устройства, финансовые вложения, результаты разработок, прочие внеоборотные активы.

Оборотные активы включают имущество, которое непосредственно используется в процессе производства. Их стоимость изначально заложена в себестоимость готовой продукции. В эту категорию входят товары, материалы, денежные средства, вклады.

Детальный состав внеоборотных активов

Стоимость внеоборотных активов составляет более пятнадцати заработных плат до вычета налогов. Учитывается минимальная ставка. В их числе представлены следующие объекты:

Этот список неполный. Рассмотрим детальнее каждую категорию. К материальным активам может относиться земля, транспортные средства, торговое оборудование, собственность, которая передается другому лицу по договору лизинга, здания.

Финансовые внеоборотные активы включают акции, закупленные для получения дивидендов, различного рода инвестиции, выдачу займов. В числе нематериальных можно выделить программное обеспечение, разработкой которого занималась непосредственно компания, базу данных, лицензию на выполнение определенных работ, патенты.

Независимо от объекта, срок его использования должен составлять более одного года. Если срок эксплуатации будет меньше, имущество необходимо отнести к оборотным активам.

Перечень функций внеоборотных активов

Внеоборотные активы используются с целью обеспечения деятельности и последующего развития предприятия. Различают несколько основных функций:

Динамика этого показателя в финансовой отчетности позволяет оценить развитие предприятия и сделать вывод относительно перспектив.

Сильные и слабые стороны внеоборотных активов

К преимуществам можно отнести следующее:

Внеоборотные активы – это, другими словами, надежный резерв, который позволяет пережить сложные времена. Но не лишены они и недостатков, в числе которых:

Независимо от недостатков, этот вид активов должен быть сформирован на всех крупных субъектах хозяйственной деятельности.

Отражение внеоборотных активов

Внеоборотные активы отражаются в бухгалтерской отчетности – товароучетной программе или бумажных документах. Фиксируются с помощью бухгалтерских проводок. В 08 строке указываются «Вложения во ВА». Полный вид проводки зависит от операции.

Рассмотрим на примере. Предприятие соорудило склад с целью хранения готовой продукции. Это здание отнесено ко ВА. По дебету отражается как 08 «Вложения в ВА». На этапе строительства возникло много расходов, которые учитываются по кредиту. Это могут быть:

Могут возникнуть ситуации, когда внеоборотные активы оказываются в графе кредитов. Они фиксируются только в тех случаях, когда этап строительства завершен. По дебету будет отражено 01 «Основные средства». Другими словами, средства, полученные от ввода в эксплуатацию, направлены в основную выручку компании.

Необходимость проведения подсчета внеоборотных активов

Бухгалтерский учет позволяет решить следующие задачи:

Периодическая проверка показателей внеоборотных активов, а также их динамики позволяет составить план развития и выявить слабые места. Например, если показатели снижаются, должны быть предусмотрены источники формирования новых долгосрочных активов.

Большую роль в расчетах играет рентабельность, этот показатель позволяет получить информацию о качестве управления активами, а также эффективности их использования с целью получения прибыли. Увеличение рентабельности происходит при наличии следующих факторов – увеличения прибыли предприятия, повышении стоимости товаров/услуг и оборачиваемости активов, снижении размера расходов.

Рентабельность внеоборотных активов рассчитывается путем деления чистого дохода на среднюю стоимость. Чистый доход представляет собой выручку, из которой вычли все расходы. Операция проводится в национальной валюте. В итоге получается коэффициент, с помощью которого можно оценить эффективность использования внеоборотных активов.

Для внеоборотных активов требуются долгосрочные инвестиции. Потребность в них покрывается за счет собственного капитала и частично заемных средств. Т.е. чем больше ВА, тем большая сумма потребуется для их поддержания. А это значит, что тем больше должна быть доля собственного капитала в источниках финансирования деятельности организации.

1С:Бухгалтерия 8

«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!

Источник

Бухгалтерский баланс: зачем он нужен и как его читать

Бухгалтерский баланс показывает финансовое состояние компании.

Поэтому в первую очередь он нужен собственникам бизнеса и его руководству. Также баланс изучают банки, инвесторы, заказчики и клиенты, чтобы понять, стоит ли сотрудничать с компанией. Баланс требует и государство — организации обязаны сдавать этот финансовый отчет в налоговую инспекцию.

Расскажу, как составляют бухгалтерский баланс, что из него можно узнать о компании, если научиться его читать, и почему он должен «сойтись».

В 2022 с новыми знаниями

Что такое бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс — это форма финансовой отчетности, которая отражает имущественное положение организации. У ИП бухгалтерского баланса нет.

Баланс состоит из двух частей: актива и пассива. Части равны между собой — это главное свойство бухгалтерского баланса. Если актив не равен пассиву, говорят, что «баланс не сошелся».

Актив — это то, чем предприятие владеет: машины, оборудование, земля, товары, деньги, задолженности покупателей и т. д. Пассив — это то, за счет чего компания приобрела активы: уставный капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет, задолженность перед поставщиками и подрядчиками, перед работниками по зарплате и т. д.

Любому активу соответствует пассив.

Баланс составляют на определенную дату. Раз в год — на 31 декабря — баланс составляют обязательно. Все данные, которые попадают в баланс с бухгалтерских счетов, — это их остатки.

С 2020 года ФНС ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО). Здесь хранят всю бухгалтерскую отчетность организаций, кроме, например, той, что составляет гостайну.

В ГИРБО по ИНН, ОГРН, адресу или названию организации можно найти бухгалтерскую отчетность, в том числе баланс, начиная с документов за 2019 год. Это может сделать любой человек — ресурс общедоступный. За плату можно получить экземпляр отчетности, которую сдавали в налоговую. Его в ФНС заверят электронной подписью.

Какой бывает бухгалтерский баланс

Баланс бывает годовой и промежуточный. Годовой составляют на 31 декабря отчетного года, промежуточный — на конец квартала, месяца или любую дату.

В налоговую сдают годовой баланс. Промежуточный составляют в управленческих целях, для выплаты дивидендов, подготовки к совету директоров, предоставления банку или инвестору.

При реорганизации или ликвидации компании составляют специальные балансы: разделительный или ликвидационный.

Группа компаний может составлять консолидированный баланс.

Структура баланса

Баланс разделен на две части: актив и пассив. Внутри частей находятся разделы — два в активе и три в пассиве. Они нумеруются сквозным образом.

Внутри разделов — статьи. Каждая статья — это отдельный вид активов или пассивов.

Статьи в активе располагают по степени возрастания ликвидности. То есть чем ниже статья, тем быстрее можно продать этот актив или потратить его иным образом. В пассиве, за исключением раздела III, статьи располагают по срочности погашения.

Каждой статье в балансе соответствует сумма — это оценка актива или пассива. Итог по разделу складывается из сумм по статьям. Итоги по активу и пассиву — из сумм по разделам. Эти итоги — валюта баланса — равны между собой.

Структура бухгалтерского баланса с наиболее типичными статьями

РазделыСтатьи
РазделыСтатьи
АктивI. Внеоборотные активыНематериальные активы
Основные средства
Долгосрочные финансовые вложения
II. Оборотные активыЗапасы
НДС по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность
Краткосрочные финансовые вложения
Денежные средства и денежные эквиваленты
ПассивIII. Капитал и резервыУставный капитал
Добавочный капитал
Резервный капитал
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
IV. Долгосрочные обязательстваДолгосрочные заемные средства
Долгосрочные оценочные обязательства
V. Краткосрочные обязательстваКредиторская задолженность
Доходы будущих периодов
Краткосрочные оценочные обязательства

В каждом разделе баланса есть статьи, из которых можно узнать подробности о составе имущества и обязательств компании. Покажу на примерах.

Активы в балансе

Активы организации — это имущество и права с денежной оценкой. Главное свойство активов — они могут принести компании выгоду. Актив можно:

Так как в этом постановлении нет печи и тестомеса, срок полезного действия компания устанавливает сама. Решили, что это три года. 500 000 Р нужно списать в расходы за три года. Мука и другие продукты — оборотные активы. 50 000 Р в неделю сразу включают в стоимость хлеба.

На самой нижней строке будут высоколиквидные оборотные активы, например деньги. Все внеоборотные активы окажутся в верхних строках — они низколиквидные.

Разберем на примерах, какие бывают внеоборотные активы.

Внеоборотные активы. Статьи в бухгалтерском балансе

Расскажу, какие бывают статьи баланса, какие внеоборотные активы входят в каждую статью и особенности их учета.

Нематериальные активы. Это охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, которые способны приносить экономическую выгоду.Например: разработанные компанией компьютерные программы, защищенные базы данных, ноу-хау, товарные знаки, логотипы компании и товаров, патенты на изобретения, фонограммы и т. д.

В балансе указывают их остаточную стоимость.

Основные средства. Материальные ценности, которые используют в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев. Например, здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства.

Доходные вложения в материальные ценности. Имущество, здания, помещения, оборудование и другие материальные ценности, которые организация за плату сдает в аренду.

Финансовые вложения. Акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги, а также процентные займы и доли в других организациях. По данной строке отражают долгосрочные вложения — на срок более года.

Отложенные налоговые активы. Часть отложенного налога на прибыль, на которую нельзя уменьшить налог текущего года, но можно сделать это в следующие годы.

Прочие внеоборотные активы. Прочие активы со сроком использования более 12 месяцев, которые не отразили в предыдущих строках.

К прочим внеоборотным активам могут относиться:

Оборотные активы. Статьи в бухгалтерском балансе

Эти активы объединяет высокая ликвидность и короткий жизненный цикл — менее 12 месяцев. Расскажу, какие бывают статьи баланса, какие оборотные активы входят в каждую статью и особенности их учета.

Запасы. Это материальные ценности, которые организация потребляет или продает в рамках обычной деятельности либо использует иначе в течение периода не более 12 месяцев.

В запасы входят материалы, продукция и товары.

Материалы — это сырье, из которого изготавливают продукцию, комплектующие и полуфабрикаты для продукции. Сюда же относят инструменты, инвентарь и спецодежду, которые используются в процессе производства. А также материалы для управленческих целей: бумага, картриджи для принтеров, канцелярские товары.

Продукция — это конечный результат производства, который компания планирует продавать. Разделяют готовую продукцию, которую можно продавать, и незавершенное производство, которое станет продукцией в будущем.

Товар — любой актив, который покупают для того, чтобы в дальнейшем его перепродать. Так, если компания купила здание под офис и автомобиль, чтобы на нем ездил руководитель, — это основные средства, то есть внеоборотные активы. Но если компания купила здание и автомобиль, чтобы их перепродать, — это товары, то есть оборотные активы, статья «запасы».

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям. Остаток «входного» НДС по поступившим материальным и нематериальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам по состоянию на последнее число отчетного периода. Этот остаток числится до тех пор, пока организация не примет НДС к вычету или не включит НДС в стоимость товаров, работ, услуг.

Дебиторская задолженность. Это долг контрагентов перед организацией. Сюда входит также переплата по налогам и взносам в бюджет, задолженность подотчетных лиц, авансы, выданные поставщикам, долги работников по возмещению ущерба, который они нанесли имуществу компании.

Покажу на примерах по группам должников.

Покупатели и заказчики должны компании деньги, если получили товары или услуги с отсрочкой оплаты или нарушают сроки оплаты по договору. Дебиторская задолженность закрывается после оплаты по договору.

Дебиторская задолженность возникает, например, и тогда, когда компания платит исполнителю по гражданско-правовому договору аванс за еще не выполненную работу.

Сотруднику могут выдать деньги под отчет. Задолженность закроют после того, как работник отчитается о потраченной сумме. Неизрасходованные деньги сотрудник должен вернуть компании.

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов). Акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги, а также процентные займы. По данной строке отражают краткосрочные вложения и займы — на срок менее года.

Денежные средства и денежные эквиваленты. Деньги в кассе и в банке, переводы в пути по состоянию на последнюю отчетную дату. Например, сданные инкассаторам деньги, еще не зачисленные на банковский счет.

В кассе могут быть не деньги, а денежные документы. Например, талоны на бензин, по которым можно заправить служебные автомобили. Денежные документы учитывают по тем же правилам, что и наличные, и оценивают по номиналу.

На расчетных счетах у компании безналичные деньги. А для расчетов с иностранными контрагентами может быть валютный счет. В учете валюту пересчитывают в рубли по курсу Центробанка на отчетную дату. Из-за изменений курса одна и та же валюта стоит по-разному в разные даты, и это влияет на финансовый результат деятельности компании.

Денежные эквиваленты — это высоколиквидные финансовые вложения, которые легко продать за заранее известную сумму. Например, депозиты до востребования, которые можно быстро перевести на расчетный счет, или банковские векселя.

Прочие оборотные активы. Прочие активы со сроком использования менее 12 месяцев, не отраженные в предыдущих строках.

Пассивы в балансе

Основные виды пассивов — капитал, резервы и обязательства. Расскажу, что какие пассивы входят в статью и особенности учета.

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей). Размер уставного капитала и распределение долей указаны в уставе организации. Это первый пассив, который возникает при создании компании. Уставный капитал показывает, сколько участники инвестировали в компанию при ее открытии и сколько они и кредиторы гарантированно получат при ликвидации фирмы.

Собственные акции, выкупленные у акционеров. Обычно акциями акционерного общества владеют акционеры — другие физические или юридические лица. Но общество вправе выкупить собственные акции и держать их у себя. Если такое положение дел сохраняется на 31 декабря, выкупленные акции входят в пассив баланса.

Переоценка внеоборотных активов. Сумма переоценки основных средств и нематериальных активов до текущей восстановительной стоимости.

Добавочный капитал (без переоценки). Добавочный капитал чаще всего формируют участники, когда делают вклады в имущество, оказывают безвозмездную финансовую или имущественную помощь.

Добавочный капитал возникает и тогда, когда активы компании дорожают по объективным обстоятельствам. Другие источники добавочного капитала: переоценка внеоборотных активов, эмиссионный доход и положительные курсовые разницы по вкладам в уставный капитал в иностранной валюте.

Резервный капитал. Остаток резервного фонда, созданного по решению участников организации и не использованного на конец периода.

Резервный капитал — это искусственно выделяемая часть чистой прибыли. Отчисления в резервный капитал означают, что в компании гарантированно остаются активы на эту сумму. Если в будущем компания получит убыток, капитализированная прибыль позволит покрыть или хотя бы уменьшить его за счет продажи других активов.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Остаток прибыли на конец года, которая не была выплачена в качестве дивидендов (указывается со знаком «плюс»). Если получен убыток, который не был покрыт за счет каких-либо источников, он отражается со знаком «минус».

Обязательства — это долги компании. Эти пассивы показывают, какая часть активов компании обеспечена чужими деньгами. То есть сколько активов придется продать, чтобы погасить долги.

Обязательства обычно делят на заемные средства, кредиторскую задолженность, доходы будущих периодов и оценочные обязательства.

Обязательства в бухучете подразделяют на долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочные нужно погасить в срок до года.

Покажу долгосрочные и краткосрочные обязательства на примерах статей баланса, а также какие пассивы входят в статью и особенности учета.

Сначала расскажу про долгосрочные обязательства.

Заемные средства. Долгосрочные кредиты и займы, срок погашения которых свыше 12 месяцев после даты, на которую составляется баланс.

Сумму кредита отражают сразу при получении, а проценты и другие сопутствующие расходы, например консультационные, — равномерно в течение действия договора.

Отложенные налоговые обязательства. Это часть налога на прибыль, которую организация обязана уплатить, но не в текущем году, а в последующих.

Оценочные обязательства. Резервы предстоящих расходов со сроком исполнения свыше 12 месяцев после отчетной даты.

Это обязательства с условной величиной. Например, компания не согласна с ценой работ по акту подрядчика, и сумму долга определит суд. В бухучете дают наиболее достоверную денежную оценку расходов, которые понадобятся для расчетов по этому обязательству.

Прочие обязательства. Долгосрочные обязательства перед поставщиками, полученные авансы со сроком исполнения обязательства свыше 12 месяцев, суммы целевого финансирования, например гранты, полученные на срок свыше 12 месяцев.

Теперь о краткосрочных обязательствах.

Заемные средства. Краткосрочные кредиты и займы, срок погашения которых менее 12 месяцев после даты, на которую составляется баланс.

Кредиторская задолженность. Задолженность перед поставщиками и подрядчиками со сроком погашения менее 12 месяцев, полученные авансы со сроком исполнения обязательства менее 12 месяцев, текущая задолженность по налогам, страховым взносам и сборам, задолженность по зарплате и перед подотчетными лицами.

На примере зарплаты кредиторская задолженность возникает, когда компания уже начислила зарплату, но еще не выплатила ее. Так, при расчетах с работниками за вторую половину месяца задолженность возникает в последний день месяца. Зарплату компания перечислит в определенную дату уже в следующем месяце — например, пятого числа.

Доходы будущих периодов. Субсидии из бюджета, стоимость имущества, полученного безвозмездно не от участников ООО.

Оценочные обязательства. Резервы предстоящих расходов со сроком исполнения менее 12 месяцев после отчетной даты.

Прочие обязательства. Другие краткосрочные обязательства. Например, расчеты по признанным претензиям.

По какой форме составляют баланс

Бухгалтерский баланс, так же как и отчет о финансовых результатах, — это формы бухгалтерской отчетности. Баланс называют Формой № 1, отчет о финансовых результатах — Формой № 2.

Все юрлица, за исключением кредитных организаций и компаний госсектора, составляют бухгалтерский баланс по форме, которую утвердил Минфин. Последний раз ее меняли в 2020 году.

Малые предприятия, которые имеют право применять упрощенные способы бухучета, могут применять упрощенную форму баланса.

В упрощенной форме баланса заполняют показатели только по группам статей, без детализации по статьям.

Как и в какие сроки сдают баланс

С 2021 года бухгалтерскую отчетность сдают только в электронном виде, с электронной подписью. Бухгалтерский баланс сдается в налоговую инспекцию до 31 марта года, следующего за отчетным.

Так, за 2021 год баланс нужно сдать до 31 марта 2022.

Если организация зарегистрирована в период с 1 октября до 31 декабря, то за первый год существования бухгалтерскую отчетность она не сдает. Показатели за этот период включаются в отчетность года, следующего после регистрации.

Так, компанию создали 1 ноября 2021 года. До 31 марта 2022 бухгалтерский баланс сдавать не нужно. Первый отчет за 2022 год компания сдаст в налоговую до 31 марта 2023. В этот же баланс войдут показатели с 1 ноября и декабря 2021.

Как прочитать составленный баланс

Из баланса можно получить сведения об имущественном положении организации, стоимости основных средств и других активов, величине кредитных обязательств и узнать другие показатели ее деятельности.

Важнейший показатель — итог раздела III, это чистые активы (ЧА) компании. Они же — собственный капитал, разница между активами и обязательствами. Чем меньше ЧА, тем хуже себя чувствует бизнес. Если ЧА меньше уставного капитала, его надо уменьшать до размера ЧА или увеличивать ЧА — вносить дополнительные деньги или имущество. Если ЧА будут отрицательными два года подряд, организацию может принудительно ликвидировать налоговая.

Данные о внеоборотных активах, особенно об основных средствах, важны для изучения контрагента. Если он ведет деятельность по строительству, ремонту, перевозкам, у него, скорее всего, должны быть основные средства. Если их нет — повод задуматься.

Также важен размер уставного капитала — это та сумма, в пределах которой организация отвечает по своим обязательствам. Если он минимальный (10 000 Р ) и другого имущества мало, то долг компания может не выплатить и взять с нее будет нечего.

Слишком большие внеоборотные активы при маленьких оборотных тоже должны насторожить. Возможно, компания закупила слишком много основных средств и теперь есть опасность, что их будет не на что содержать.

Важно проверить соотношение между собственным капиталом и задолженностью — кредиторской задолженностью и заемными средствами. Если задолженность значительно больше капитала, финансовая устойчивость компании может оказаться под угрозой.

О платежеспособности организации, то есть способности в срок гасить долги, говорит коэффициент текущей ликвидности. Чтобы его узнать, надо разделить оборотные активы на краткосрочные пассивы. Если полученный коэффициент больше 1, у организации хорошая платежеспособность. Чем этот коэффициент больше, тем она лучше.

Также можно провести «горизонтальное» сравнение: сравнить одни и те же строки баланса на текущую и прошлые отчетные даты. Например, увеличение собственного капитала говорит об устойчивости положения организации. Увеличение стоимости внеоборотных активов — о том, что компания инвестирует в свою деятельность, имеет долгосрочные планы.

Некоторые показатели могут оцениваться двояко. Например, значительный рост дебиторской задолженности может свидетельствовать как о положительных тенденциях — увеличении объема продаж и спроса, так и об отрицательных — увеличении отсрочки платежа, рост числа неплатежеспособных должников.

Для анализа финансового положения организации нужно правильно прочитать строки баланса.

Как расшифровать аббревиатуры

В самом балансе аббревиатур нет. Там указывают наименования показателей полностью и остатки по счетам бухгалтерского учета.

Есть формулы, которые используют для расчета показателей. В формулах используют обозначения: Дт — это дебет счета, Кт — кредит счета. Счета имеют номера от 01 до 99.

Аббревиатуры есть на титульном листе формы № 1. Их значения я привела в таблице.

Как прочитать аббревиатуры на титуле

Аббревиатура в формеЧто указали в бухгалтерском балансе
ОКУД — общероссийский классификатор управленческой документации. Код присваивается официально утвержденным бланкам документаДля бухгалтерского баланса номер формы по ОКУД 0710001
ОКПО — общероссийский классификатор предприятий и организаций. Этот код присваивает каждой организации Росстат сразу после ее государственной регистрацииКод организации, который указан в справке, выданной территориальным органом Росстата. Код можно найти по ИНН организации на сайте ведомства
ИНН — идентификационный номер налогоплательщикаИНН, который налоговая инспекция присвоила при регистрации организации
ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Коды ОКВЭД2 указывают при госрегистрации. Они обозначают виды деятельности, которыми будет заниматься организацияКоды ОКВЭД2 содержатся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, который ведет налоговая инспекция. В балансе указывают код основного вида деятельности
ОКОПФ — Общероссийский классификатор организационно-правовых формНапример, для ООО код ОКОПФ — 1 23 00, а для ПАО — 1 22 47
ОКФС — Общероссийский классификатор форм собственностиДля частной собственности используется код 16
ОКЕИ — Общероссийский классификатор единиц измеренияБаланс составляется в тысячах рублей, код по ОКЕИ — 384

Что такое план счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению утвердил Минфин.

План счетов состоит из разделов:

В каждом разделе приведены балансовые счета (номер 01—99 ), на которых ведется бухгалтерский учет. Баланс формируется на основе данных бухгалтерского учета — из остатков по счетам.

Как составляют бухгалтерский баланс

Когда составляют бухгалтерский баланс, берут остатки по всем счетам бухгалтерского учета, на которых числились остатки — сальдо. Чаще всего для этого используют оборотно-сальдовую ведомость. Ведомость должна быть с развернутыми субсчетами, где показываются отдельно дебетовые и кредитовые остатки.

Расчеты с поставщиками ведутся на счете 60. В оборотно-сальдовой ведомости отражается остаток 350 000 − 120 000 = 230 000 Р по кредиту счета 60. Это свернутое сальдо.

В балансе задолженность перед «Продторгом» в 350 000 Р — это кредиторская задолженность, которая отражается в пассиве, а аванс «Агропродукту» в 120 000 Р — это дебиторская задолженность, которая отражается в активе. Поэтому для правильного отражения расчетов нужна оборотно-сальдовая ведомость по счету 60, где дебетовое и кредитовое сальдо показано развернуто.

Все статьи бухгалтерского баланса заполняют на основании остатков по счетам. Дт — дебет счета, Кт — кредит счета. Для показателей остатки суммируют или вычитают. В таблицах — формулы, по которым рассчитывают каждый показатель.

Если вы сформировали баланс в учетной программе и хотите разобраться, откуда взялись суммы, нужно сверить строки баланса с остатками по бухгалтерским счетам в оборотно-сальдовой ведомости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *