Проблемы с дикцией у взрослых что делать
Плохая дикция
Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.
Дикция речи
Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.
Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.
Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.
Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.
Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.
Как улучшить дикцию взрослому и подростку
Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».
Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.
Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Упражнения для дикции и голоса
При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.
Упражнения для дикции и артикуляции
Скороговорки для развития дикции
Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.
Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.
Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь, лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию именно в вашем случае.
Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.
Упражнения по системе Станиславского — развитие дикции у взрослых
Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:
Станиславский о роли дикции
Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».
Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.
Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.
Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:
Артикуляционная разминка
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, развить свою речь, сделать ее четкой и внятной.
Упражнения для развития голоса выполняют последовательно, начиная с разминки языка:
1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки — 5−7 минут.
2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7−10 минут.
3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.
4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.
5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7−10 минут.
6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения — 5−7 минут.
7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.
8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки — делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.
После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.
При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:
1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.
2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».
3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.
4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.
Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:
Проблемы с дикцией у взрослых что делать
Дикция – это правильная артикуляция, четкая разборчивая речь, облегчающая восприятие сказанного другими людьми.
Бесплатные занятия с логопедом
Всем хочется быть услышанными. Для оратора важна не только информация, но и способ ее преподнесения. Никто не поддержит точку зрения человека, который не совсем четко произносит слова, «съедает» окончания или говорит слишком тихо.
Дикция – это правильная артикуляция, четкая разборчивая речь, облегчающая восприятие сказанного другими людьми. Человек с хорошим произношением не картавит, не гнусавит и не шепелявит. У каждого человека есть проблемы с проговариванием отдельных морфем или звукосочетаний. И для правильной дикции потребуется тренировка речевого аппарата. Проблем с произношением гласных практически не возникает.
Правильная дикция – гарантия успешного трудоустройства, коммуникабельности. Но особое значение хорошая артикуляция имеет для певцов, актеров, ведущих и преподавателей. Вокалист с невнятным произношением вызывает у слушателей двоякие чувства: вроде спел все правильно, но слов не разобрать.
Дикция – основополагающий элемент человеческой культуры. Поскольку человек с хорошим произношением сможет убедить в своей правоте практически любого.
Причины нарушения дикции
Правильная дикция предполагает разборчивое произношение звукосочетаний в соответствии с фонетическими требованиями языка. Плохая дикция встречается как у малышей, так и у взрослых. Логопедия связывает возникновение нарушения дикции с такими факторами:
Расстройство дикции могут спровоцировать разные факторы как патологические, так и физиологические. Так, невнятная речь или ее отсутствие наблюдается у пациентов, перенесших ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) или тромбоэмболию, а также может свидетельствовать о появлении опухоли в головном мозгу. Возрастные пациенты испытывают трудности с произношением вследствие развития деменции (старческого слабоумия) или болезни Альцгеймера и Паркинсона.
Спровоцировать проблемы с дикцией также могут следующие заболевания:
Еще одна распространенная причина снижения четкости произношения – спастическая дисфония (излишне напряженный или, наоборот, неслышимый голос), которая возникает в результате сильного стресса или постоянных эмоциональных перегрузок.
Отдельные специалисты считают, что причина проблем с артикуляцией – дисфункция участков коры головного мозга, обеспечивающих работу речевого аппарата.
Внезапное ухудшение дикции у взрослого может свидетельствовать о:
Резкое изменение тембра голоса или дикции может сигнализировать о патологических состояниях, для устранения которых требуется консультация врача.
Разновидности нарушений дикции
Мало найдется людей с идеальной дикцией. Речь каждого человека индивидуальна. Однако существуют нарушения в произношении, мешающие общению. Такие ошибки требуют коррекции.
В процессе артикуляции участвуют язык, мягкое небо, нижняя челюсть и губы. Четкость произношения зависит от анатомического строения речевого аппарата и тренированности его мышц. Чаще всего люди с нарушением дикции сталкиваются с такими проблемами:
Проблемы с дикцией у детей
Дефектом произношения у детей считается несоответствие речи возрастным нормам. Нарушением считается:
Нормы речевого развития носят усредненный характер. Все детки индивидуальны, поэтому их развитие может отличаться. Небольшое отставание – вариант нормы. Однако оно требует внимания со стороны родителей.
У детей-дошкольников фиксируют такие нарушения дикции, как неразборчивость речи, неумение произносить отдельные звуки: шипящие, свистящие или сонорные.
Нужен ли врач при проблемах с дикцией
В большинстве случаев при нарушении дикции обращаются к логопеду. Однако стоит также проконсультироваться со стоматологом и лицевым хирургом. Последний исключит патологию костных тканей, назначив при необходимости операцию. Причиной нечеткой дикции может стать анкилоглоссия – врожденная аномалия, при которой уздечка языка недоразвита. Если дефект не исчезает самостоятельно в дошкольном возрасте, необходимо хирургическое вмешательство.
Стоматолог проведет санацию ротовой полости, оценит зубные протезы. Установка слишком тугого или маленького протеза изменяет анатомию челюсти, ухудшая дикцию.
При диагностировании неправильного прикуса пациенту надевают капу, пластину или брекеты. В зависимости от тяжести нарушения для устранения патологии потребуется от полугода до нескольких лет. Исправление прикуса улучшает артикуляцию и тембр голоса.
Не всегда осмотра достаточно для обнаружения патологии, спровоцировавшей нарушение дикции. Для уточнения диагноза врач направляет пациента на клинические и инструментальные исследования:
Дополнительно может потребоваться консультация врача-невролога и отоларинголога. Последний исключит нарушения со стороны слуха и ЛОР-органов. А невролог проверит, не связано ли нарушение дикции с неправильной работой головного мозга.
Коррекция дикции
Дикцию можно тренировать и развивать, добиваясь идеального произношения. У актеров есть приемы, позволяющие изменять дикцию в зависимости от роли, эпохи, сюжета фильма или театрального представления. Чтобы улучшить артикуляцию потребуется только 15–20 минут в день. Занимаясь регулярно, уже через 1–2 месяца будет заметен результат.
Скорректировать дикцию в домашних условиях помогут следующие упражнения:
Только после полного расслабления языка переходят к выполнению упражнений.
Услышать ошибки помогает запись произносимых слов на диктофон. Прокрутив ее несколько раз, анализируют проблемные звуки, нечетко произнесенные окончания, неприятный тембр. Это позволит определить направление корректирующих занятий.
Чтобы добиться позитивных результатов и справиться с дефектами дикции, выполнять перечисленные упражнения нужно ежедневно.
Проблемы с артикуляцией чаще всего выявляют у детей. Это связано с формированием голосового аппарата. У взрослых дикция может быть нарушена в результате травмы, системного заболевания, вредных привычек или проблем с зубами. Если патологической причины нет, исправить произношение можно самостоятельно в домашних условиях или обратившись к логопеду. Важна регулярность занятий. Это позволит быстро добиться четкой и правильной дикции.
Проблемы с дикцией у взрослых что делать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Упражнения для тех, кто хочет избавиться от дефектов речи, улучшив, таким образом, свою дикцию.
Бесплатные занятия с логопедом
Упражнения для тех, кто хочет избавиться от дефектов речи, улучшив, таким образом, свою дикцию.
Встречают не только по одёжке.
Психологи говорят, что у нас только две формы начального самовыражения – одежда и речь. Так что встречают не только по одёжке: большое впечатление на окружающих производит и наш разговор, дикция, построение словесных оборотов – словом, всё то, что объединяется под общим понятием «речь». Сложно представить себе современного руководителя, который не имеет навыков владения речевым аппаратом, говорит путано, нечётко и не в состоянии донести до подчинённых свои мысли и идеи.
Что же формирует, пожалуй, важнейшую часть хорошей речи – дикцию?
— Прекрасно развитый речевой аппарат. Это не только подвижность языковых и губных мышц, но и отсутствие зажимов челюстных мышц.
— Отсутствуют такие дефекты речи, как заикание, картавость, неотчётливое произношение шипящих или свистящих.
— Речь льётся свободно и плавно, без коротких и словно бы вынужденных пауз.
Если природа не наградила вас безупречной дикцией, отчаиваться, право же, не стоит: всё поправимо, если очень этого захотеть.
Специальные упражнения для чёткости дикции.
Выполняйте упражнения ежедневно и по нескольку раз. В помещении должно быть комфортно, никаких посторонних лиц, даже животных. Лучше всего заниматься комплексно, то есть, сегодня одно упражнение, а завтра – другое, а сразу все поочерёдно.
«Хобот слона». Вытяните губы трубочкой как можно дальше. Теперь нужно вращать получившимся «хоботком» по нескольку раз вправо-влево, по часовой стрелке и против неё.
«Улыбка». Растянув губы как можно шире, зафиксируйте их в таком положении на 7-10 секунд. Затем верните губам нормальное положение и несколько раз повторите упражнение.
Чередование двух предыдущих упражнений. Не спешите, выдерживайте время и фиксируйте губы в напряжённом и расслабленном положениях.
«Перекрёсток». Здесь требуется, открыв рот, улыбнуться, затем кончиком языка коснуться уголков рта сначала у нижних, затем – у верхних зубов.
«Лопатка и иголка». Приоткройте слегка рот и пошире улыбнитесь. Положив язык на нижнюю губу, постарайтесь его максимально расслабить. После нескольких секунд такого положения напрягите язык и используйте его, образно говоря, в качестве иголки: сделайте им 5-7 «колющих» движений.
Упражнения для исправления картавости.
Существует распространённое мнение, что этот дефект достаточно сложно, а порой и вовсе невозможно исправить, особенно, если человек уже взрослый. На самом деле это не так. В чём же причина картавости? В недостаточной или откровенно слабой подвижности языка. В связи с этим целесообразно вместе с основными упражнениями по исправлению картавости развивать и двигательную активность языка.
«Цоканье». Представьте, что вы слышите цокот лошадиных копыт, и постарайтесь ему подражать. Темп выполнения упражнения должен быть разным, при этом не допускайте заворачивания вниз кончика языка.
«Машина». Подложите под язык ручку от ложки или зубной щётки так, чтобы с её помощью создавались лёгкие вибрации. При этом в течение минуты произносите звук «Д», который, если всё сделано правильно, должен слышаться как «ДР». Через 10-15 дней попробуйте обойтись без ручки: довольно скоро вы, вполне возможно, с удивлением заметите, что звук будет звучать как «Р».
«Трактор». Произносите несколько раз это слово, делая акцент на звуке «Р» в первом слоге. Делайте упражнение, которое кажется простеньким, при каждом удобном случае. Оно весьма эффективно.
Для чёткости произношения звуков как свистящих, так и шипящих.
— В целях устранения явления, которое по-научному называется сигматизмом, необходимо «научить» язык находиться впереди, в межзубном промежутке. При произнесении свистящих и шипящих заводите кончик языка по возможности за нижние резцы. И пусть вас не смущает, что звук, не исключено, будет даже более шепелявым, чем обычно: когда язык начнёт правильно направлять воздух, звук начнёт становиться более похожим на «С».
— Почаще произносите слоги «ся», «се», «со», «су» и подобные, первая буква в которых – «С», вторая же – должна быть и мягкой, и твёрдой гласной. Закрепив навык верного произношения звука «С», аналогичным образом прорабатывайте «З» и «Ц».
Избавление от заикания.
Люди-заики нередко чувствуют себя неловко: они боятся вступать в диалог, стесняются и, как результат, становятся закомплексованными изгоями общества. Излечить подобный дефект поможет логопед, но если вы по каким-либо причинам не можете или не хотите к нему обращаться, попробуйте избавиться от заикания самостоятельно.
— Медитативное чтение. Прежде всего – включите спокойную музыку, настраивающую на умиротворяющий лад. Примите свободную позу, расслабьтесь и начинайте медленно, нараспев читать стихотворение. Желательно проводить такие тренинги минимум ежедневно, минут по 15, не отвлекаясь на посторонние дела. Через две-три недели начинайте выполнять упражнения без музыки, но по-прежнему в медленном темпе. Это поможет вашей речи обрести плавную размеренность.
— Пение. Это один из самых лучших способов. Выберете напевные, приятные мелодии, лучше всего – из области народного творчества. Устраивайте при возможности сами для себя «концерты», которые также помогут свести заикание к минимуму или и вовсе избавиться от него.
— Внимание – вербальному общению. Постарайтесь накануне беседы определить, что именно и в каких выражениях вы будете говорить. В противном случае вы будете делать не всегда уместные паузы, которые могут вас смутить и усилить заикание.
— Выработка правильного дыхания и силы голоса. Правильное дыхание – весьма важно для овладения приёмами эффектного голосового посыла. Одним из лучших способов достичь этого считается дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. Недаром тренинги по её методике активно проводят политики, актёры и многие из тех, кто нередко выступает перед аудиторией. Найдите в Интернете книгу автора и внимательно её изучите.
При желании многое возможно, нужно только верить в свои силы и проявить терпение и старание. Успехов вам!
Нарушение речи причины, способы диагностики и лечения
Нарушения речи — проблемы с вербальной коммуникацией и нарушения в других смежных областях, например, в речевой моторике. Нарушения могут быть разнообразными — от неправильного произношения отдельных звуков до полной неспособности воспринимать речь.
У детей проблема бывает обусловлена наследственной предрасположенностью, врожденными причинами, вызванными осложнениями при беременности, родовые травмы. У взрослых пациентов проблема развивается после инсульта, на фоне опухолей и инфекций головного мозга. Лечением нарушений речи занимается ортопед, который при необходимости может привлечь других специалистов — нейрохирурга, онколога, реабилитолога.
Причины нарушения речи
Чаще всего нарушения речевой функции происходят у детей. Проблема может быть вызвана следующими причинами:
Во взрослом возрасте расстройства возникают реже и связаны чаще всего с перенесёнными инсультами и ростом злокачественных новообразований, которые сдавливают речевые центры в головном мозге или прорастают непосредственно в органах речевого аппарата.
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 17 Декабря 2021 года
Содержание статьи
Типы нарушений работы голосового аппарата
Различные нарушения могут сопровождаться тремя видами расстройств. При расстройстве экспрессивной речи у человека ограничен словарный запас, ему сложно запоминать и произносить длинные фразы. При экспрессивно-рецептивном расстройстве помимо перечисленных присутствуют проблемы с восприятием и пониманием речи, а при фонологическом пациент не способен произносить отдельные звуки. В зависимости от того, какой тип расстройства наблюдается, нарушения классифицируют на следующие виды:
Дизартрия
Это нарушение произношения, которое развивается из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. Заболевание обусловлено поражением нервной системы и приводит к ограниченной подвижности языка, мягкого нёба, губ и, как следствие, к затрудненной артикуляции. У детей патология часто сопровождается проблемами с чтением и письмом, в тяжёлых случаях — общей недоразвитостью речи.
Заикание
Это сбой ритма и плавности речи, многократное повторение отдельных звуков или слогов в словах. Патология связана с судорогами мускулатуры речевого аппарата, при которых происходят сбои дыхания, изменения высоты и силы звука. Проблема развивается на фоне наследственной предрасположенности, внутриутробных и родовых травм, сильных эмоциональных потрясений.
Дислалия
Это расстройство произношения звуков, при котором звуки и фонемы в устной речи полностью отсутствуют, замещаются или искажаются. Дислалия может быть:
Афазия
Это нарушение или полное отсутствие уже сформировавшейся речи, которое может случиться как в детском, так и во взрослом возрасте. Существуют следующие виды расстройств:
Методы диагностики
В клинике ЦМРТ проводят осмотр и тесты для пациента. При обследовании ребёнка запрашивают информацию от родителей, из школы. Чтобы поставить точный диагноз, врач проводит нейропсихологические тесты и при необходимости назначает аппаратную диагностику головного мозга, например, компьютерную или магнитно-резонансную томографию.