Проблема исследования что это

Проблема исследования что это

Основные понятия предмета

В основе каждой проблемы исследования (ПИ) лежит противоречие, и в абсолютном большинстве случаев сам предмет отождествляется с вопросом, на самом деле не являясь произвольной составляющей, а имея прямое отношение к результатам, которые удается получить во время практических занятий и изучения теоретического курса. Проще говоря, она всегда возникает не на пустом месте, а лишь тогда, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, в то время как новые данные еще не обрели четкой формулировки и понимания.

Главные вопросы

Раздумывая над тем, как сформулировать проблему исследования, необходимо отталкиваться от вопросов, которые возникают при первом ознакомлении с материалом. Важно понимать, что от их правильной постановки напрямую зависит формулировка самой проблемы, поэтому преодоление этого этапа является залогом успеха. Обычно в процессе работы используются следующие вопросы:

Проблема исследования что это

Естественно, приведенные вопросы носят общий характер. На практике они могут существенно отличаться, но сама суть их постановки обретает более понятный смысл. Между тем правильная формулировка такого обращения является лишь одной из нескольких составляющих, которые способствуют максимально точному определению проблемы научного исследования.

Важно провести полный анализ имеющегося материала и целей, которые стоят на повестке дня. Это необходимо для точного определения того, что уже было изучено, а также что придется изучать для полного раскрытия темы и ее сути. Справиться с поставленной задачей поможет следующая универсальная инструкция:

Проблема исследования что это

Проблема исследования что это

Примечательно, что в плане проведения исследовательского процесса проблема методологии может определяться как до обоснования собственной актуальности, так и после нее. Актуальность нередко определяется как некий результат изучения основной проблемы процесса исследования.

Проблема исследования что это

В таких ситуациях наиболее уместным будет вопрос: «Почему именно сейчас стоит изучить конкретную проблему?».

Нужно отметить, что чем сложнее область исследования, тем труднее будет сформулировать суть ПИ. К примеру, в студенческой курсовой она может быть представлена в виде вопроса о приемлемых решениях и их поиске, тогда как в научной диссертации возможным становится ее представление в качестве вывода, задачи или практического решения.

Цели и виды исследования

Обязательной частью любой работы является преследуемая цель, определить которую можно как в начале пути, так и в процессе. Само понятие подразумевает получение конкретного результата, который является логическим завершением проделанной работы. Специалисты выделяют следующие виды исследовательских проблем:

Проблема исследования что это

Особого внимания заслуживает и формулировка самой задачи, получить представление о которой можно посредством выбора определенных средств для достижения поставленной цели. Если проще, речь идет о выборе оптимальных путей, направленных на решение проблемного вопроса, полностью соответствующих выдвинутой гипотезе. Формулировать подобные задачи проще всего в виде своеобразного утверждения, направленного на достижение всех поставленных целей.

При перечислении актуальных задач рекомендуется идти по восходящей, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными.

Что касается их количества, то именно от них зависит глубина исследования и, как следствие, самого процесса познания. В то же время ПИ должна соответствовать таким современным требованиям и критериям, как объективность и значимость. В первом случае причина возникновения вопроса кроется в объективных факторах, тогда как во втором она будет обоснованной каким-то теоретическим или прикладным значением для научного процесса в целом.

Анализ и противоречия

Так как в основе любой ПИ лежит противоречие, то обязательной становится его формулировка, которая должна быть четкой и максимально отражающей суть вопроса. В качестве наглядного примера можно привести следующие обозначения тем: «Особенности раннего речевого развития», «Комплексная коррекция дизартрии», «Изучение основ речевой этики». От правильности формулировки зависит понятие сути исследовательского процесса, именно поэтому они практически полностью совпадают.

Проблема исследования что это

Кроме того, существует такое определение, как степень научной разработанности темы, являющейся обязательным элементом введения любого проекта. Главная цель разработки, как правило, заключается в отражении кругозора соискателя, формировании определенного исследовательского круга, состоящего из предшественников соискателя в конкретном направлении, а также выявлении целей и вопросов, которые не были изучены ранее.

Еще одно предназначение степени разработанности темы сводится к определению места научной работы в определенной исследовательской области. То есть фактически речь идет об обозначении пробелов в уже существующих знаниях, которые нуждаются в восполнении. Именно они определяют основные задачи и цели проекта.

Анализ, который активно используется для обнаружения главной проблематики, помогает получать новые знания в исследуемой области или системе. Кроме того, проведение глубокой аналитической деятельности позволяет избежать повторов, которые являются крайне нежелательными из-за внесения своеобразной путаницы в процесс исследования. Для проведения максимально продуктивного анализа рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:

Проблема исследования что это

Если в работе используются цитаты других авторов и ссылки на научные источники, то обязательно нужно убедиться в точности их передачи и уместности применения в проекте. Обязательной проверке на достоверность подлежат все размещаемые статистические данные и расчеты.

Примеры составления формулировки

Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия. Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:

Проблема исследования что это

То есть изначально описываются идеальные условия, которые являются общепринятой нормой, на втором этапе обозначается, что именно не дает их обеспечить, а после этого производится увязка между первой и второй частью с обязательным использованием противоречащих союзов «но» и «однако».

Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.

Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т. д.

Источник

Проблема исследования в дипломной работе + примеры

Проблема исследования что это

Важная часть дипломной работы, на которую обращают внимание и научный руководитель и члены комиссии — введение. Там содержится основная информация об актуальности темы диплома, его объекте и предмете, цели и задачах. Мы приведем пример проблемы исследования в дипломной работе, чтобы вам было проще написать этот пункт.

Чтобы больше узнать о тонкостях оформления работ, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу со студенческими лайфхаками. А чтобы получить выгодную скидку, подписывайтесь на канал с бонусами.

Проблема дипломного исследования

Работа над дипломом начинается с изучения литературы, формулировки темы и определения цели работы. При этом целью обычно является решение определенной научной проблемы теоретической или практической направленности.

Проблема дипломной работы — это актуальный научный вопрос, ответ на который дает дипломное исследование.

Проблема исследования в дипломе или курсовой всегда связана с формулировкой темы. В проблеме указывается, какой именно научный аспект студент будет исследовать и каких результатов собирается добиться в ходе написания работы.

Этот научный аспект станет предметом вашей дипломной работы, а планируемые результаты вы отразите в цели.

Советы, как сформулировать проблему в дипломной работе

Чтобы сформулировать проблему исследования в дипломной работе, ответьте на такие вопросы:

Поясним проблему дипломной работы на примере.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Проблема исследования что это

Примеры проблем исследования в дипломной работе можо найти в методичках

Проблема исследования: примеры формулировки в дипломной работе

Рассмотрим примеры проблем в дипломной работе в зависимости от темы исследования.

Тема: «Нематериальная мотивация персонала как фактор повышения лояльности сотрудников ІТ-компаний».

Проблема: В условиях активного развития информационных технологий и повышенной конкурентности ІТ-компаний важной проблемой для отрасли становится повышение лояльности сотрудников. Ее решение будет способствовать уменьшению текучести кадров и сокращению расходов на их обучение. Одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является усовершенствование системы нематериальной мотивации персонала.

Тема: «Участие в интеллектуальных играх как фактор формирования лидерского потенциала школьников старших классов».

Проблема: Сегодня большое значение придается не только знаниям и умениям специалиста, но и его личностным характеристикам. Важной проблемой в подготовке учеников старших классов к последующему обучению и работе является формирование у них лидерского потенциала. Одним из методов подобного формирования может стать участие старшеклассников в интеллектуальных играх.

Надеемся, эти образцы помогут вам при формулировке собственной проблемы исследования.

А еще проблему диплома поможет решить студенческий сервис. Его эксперты объяснят, как правильно оформить работу, не пропустив ни один пункт исследования.

Проблема исследования что это

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Источник

Как сформулировать проблему исследования в статье

Исследование представляет собой систематический исследовательский процесс, используемый для получения новых знаний или внесения изменений в имеющиеся знания путем открытия новых фактов. Его можно разделить на две общие категории:

1) Основные исследования, направленные на увеличение научных знаний,

2) Прикладные исследования, направленные на использование основных исследований для решения проблем или разработки новых процессов, продуктов или методов.

Первым и самым важным шагом в любом исследовании является выявление и определение проблемы исследования: то есть, что именно исследователь хочет решить и на какие вопросы он/она хочет ответить. Проблему исследования можно определить как вопрос, требующий повышенного внимания, разрыв в существующих знаниях или отклонение нормы или стандарта, которые указывают на необходимость дальнейшего понимания и изучения. Хотя многие проблемы, оказывается, имеют несколько решений (средства для устранения разрыва или исправления отклонения), трудности возникают тогда, когда такие средства не очевидны или не доступны сразу. Это требует проведения определенных исследований для достижения эффективного решения.

В исследовательской работе используется постановка проблемы. При постановке проблемы кратко рассматривается вопрос: в чем состоит проблема, на которую будет направлено исследование?

Каковы цели формулировки проблемы?

Конечной целью формулировки проблемы является преобразование обобщенной проблемы (что вас беспокоит, ощущаемый недостаток) в целенаправленную, четко определенную проблему; которую можно решить путем целенаправленного исследования и тщательного принятия решений.

Написание формулировки проблемы должно помочь вам четко определить цель исследования, которое вы предложите. Зачастую формулировка проблемы также будет служить основой для вводного раздела вашего окончательного предложения, быстро направляя внимание вашего читателя на вопросы, которые будет решать ваш предлагаемый проект, и предоставляя читателю краткое изложение предлагаемого проекта.

Формулировка проблемы не должна быть длинной и сложной: одной страницы более чем достаточно для хорошей постановки проблемы.

Каковы ключевые характеристики формулировки проблемы?

Хорошая исследовательская проблема должна обладать следующими характеристиками:
— должна устранить пробел в знаниях.
— быть достаточно значительной, чтобы внести свой вклад в существующие исследования
— должна привести к дальнейшим исследованиям
— проблема должна быть изучена путем сбора данных
— должна представлять интерес для исследователя и соответствовать его навыкам, времени и ресурсам
— подход к решению проблемы должен быть этическим и научным.

Каков формат написания формулировки проблемы?

Убедительное изложение проблемы обычно пишется в трех частях:
Часть A (Идеал): описывает желаемую цель или идеальную ситуацию; объясняет, как все должно быть.
Часть Б (Реальность): описывает условие, которое препятствует достижению или реализации в настоящее время цели, состояния или значения, описанных в Части A; объясняет, как нынешняя ситуация не соответствует цели или идеалу.
Часть В (Последствия): определяет способ, которым вы предлагаете улучшить нынешнюю ситуацию и приблизить ее к цели или идеалу.

Например:
Пример 1

Часть A: Согласно заявлению миссии университета XY, университет стремится предоставить студентам безопасную и здоровую среду обучения. Общежития являются одним из важных аспектов этой среды обучения, поскольку 55% студентов XY живут в университетских общежитиях, и большинство из этих студентов проводят значительное количество времени, работая в своих комнатах.
Однако,

Часть Б: Студенты, живущие в общежитиях A, B, C, и D, в настоящее время не имеют кондиционеров, а в жаркое время года температура в помещении превышает 80 градусов F (26,6°С). Многие студенты сообщают, что они не могут делать домашнее задание в своей комнате. Другие сообщают, что у них проблемы со сном из-за влажности и температуры. Комнаты не только вредны для здоровья, но и препятствуют производительности и успеваемости учащихся.
Часть В: В ответ на эту проблему наше исследование предлагает изучить несколько вариантов, чтобы сделать общежития более благоприятными для проживания. Мы планируем провести всестороннее коллективное изучение вариантов приобретения кондиционеров (финансируемых университетом, субсидируемых студентами) и различных типов систем кондиционирования воздуха. Мы также рассмотрим менее дорогостоящие способы смягчения некоторых или всех вышеперечисленных проблем (таких как создание комнат с климат-контролем в общежитиях и оснащение их лучшими местами для учебы и работы на компьютере).

Вот простое 4-этапное руководство для написания формулировки проблемы:

Этап 1 (Утверждение 1): Опишите цель или желаемое состояние конкретной ситуации, явления и т. Это создаст идеальную ситуацию (что должно быть, что ожидается или желательно)

Этап 2 (Утверждение 2): Опишите условие, которое препятствует в настоящее время достижению или реализации цели, состояния или значения, описанных в Этапе 1. Это создаст реальную или существующую ситуацию, как она есть, и установит разрыв между тем, что должно быть, и тем, что имеется.

Этап 3: Соедините этапы 1 и 2 с помощью соединительного слова, например, «но», «однако», «к сожалению» или «несмотря на».

Этап 4 (Утверждение 3): Используя конкретные детали, покажите, как ситуация на этапе 2 содержит мало предпосылок для улучшения, если что-то не сделано. Затем подчеркните преимущества исследования, прогнозируя последствия возможных решений.
Вот несколько примеров того, как можно написать формулировку проблемы, используя упомянутые выше этапы:

Пример 2

Этап 1 (Утверждение 1)
Правительство Х страны стремится осуществить индустриализацию страны к 2030 году (цитата). В этой связи она поощряет ориентированные на рост микро- и малые предприятия (ММП), которые должны были преобразоваться в средние и крупные предприятия, способные внести свой вклад в достижение цели индустриализации. Существует несколько сессионных документов (цитата), в которых содержатся конкретные меры по поощрению и поддержке ММП.

Этап 2 и 3 (Утверждение 2)
Несмотря на указанные усилия правительства Х, наблюдается медленное перерастание микропредприятий в малые предприятия и даже замедление преобразования малых предприятий в средние (цитата, покажите статистику). Правительство официально признало, что в стране Х существует «недостающая середина», что означает разрыв между малыми и крупными предприятиями в стране (цитата).

Этап 4 (Утверждение 3)
В случае сохранения ситуации с «недостающей серединой», достижение цели индустриализации может быть затруднено. Поэтому возникает необходимость изучить, почему существует эта ситуация с нехваткой средних предприятий, несмотря на усилия правительства.

Пример 3

Утверждение 1
Для выполнения своих задач государственные университеты нуждаются в мотивированных сотрудниках.

Утверждение 2
Наблюдаются, однако, частые и суровые дисциплинарные проступки, прогулы, а также различные формы беспорядков в государственных университетах, которые влияют на выполнение поставленных задач. Наше предварительное исследование показывает, что и рядовые сотрудники, и руководство, недостаточно мотивированы.

Утверждение 3
Без эффективных мотивационных мер указанные недостатки, вероятно, будут продолжаться и замедлять достижение задач университетов.
Таким образом, необходимо изучить системы и процедуры мотивации государственных университетов, что и является целью предлагаемого исследования.

Другой подход
Другой подход к написанию формулировки проблемы – использовать шаблон. Вот простой шаблон, который может быть полезен для исследователей:
В ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________
(например, организации) существует проблема (или имеется ситуация, в которой возникла проблема). Несмотря на ___________________________(усилия, направленные на предотвращение или противодействие), _____________________ (что-то неожиданное или нежелательное) происходит (необходимо предоставить подтверждающие факты). Эта проблема негативно повлияла на _____________(«жертвы» проблемы) так как _____________________________. Возможная причина возникновения данной проблемы заключается в ___________________________. Возможно исследование, направленное на изучение _________________ посредством ___________(парадигма/метод) сможет помочь в разрешении ситуации.

Ниже приводится образец формулировки проблемы, подготовленный с помощью данного шаблона:

При финансировании создания компаний малого бизнеса в Х стране наблюдается тенденция, которая заключается в создании фондов поддержки определенных групп населения. Некоторые из этих фондов включают фонды поддержки молодежи и фонды поддержки женщин. Эти фонды помогли улучшить темпы создания новых компаний в Х стране. Однако, после этапа создания, на предприятиях начинают возникать проблемы.

Исследование, проведенное ХХХ (ссылка, год), показало, что только __ % предприятий расширяются, тогда как на __ % предприятий не было дополнительного набора сотрудников. Согласно опросу, больше предприятий, вероятно, закроется спустя первые три года работы. Четыре года спустя ХХХ провел еще одно исследование в ХХХ. Это исследование показало, что __% малых предприятий находятся в состоянии застоя, и только ___% из них демонстрируют некоторый уровень роста. В нашей статье мы предлагаем изучить факторы, которые влияют на устойчивость малого бизнеса в ХХХ сегменте. Мы будем использовать как качественные, так и количественные подходы к сбору первичных и вторичных данных и информации с целью определения факторов успеха для роста малого бизнеса в ХХХ. В частности, мы будем использовать модель жизненного цикла продукта (ЖЦП) для определения потребностей малого бизнеса на разных этапах ЖЦП.

Наши актуальные предложения по публикациям в журналах входящих в БД Scopus и WOS смотрите в разделе «Публикации Scopus и WOS»

Источник

Проблема исследования

Понятийный аппарат научного исследования

Лекция 3. Понятийный аппарат научного исследования

1. Понятийный аппарат научного исследования

1) Проблема исследования

2) Актуальность работы

3) Объект и предмет

6) Научная новизна и практическая значимость

Запускным механизмов выполнения исследовательской работы является проблема.

Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Проблема часто отождествляется с вопросом, представляющим для исследователя интерес. Однако она не выдвигается произвольно, а является результатом изучения практики и научной литературы, выявления противоречий.

Проблема возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы. Поэтому, ставя проблему, нужно ответить на вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было изучено?».

Проблема является основой всей работы. Правильная постановка проблемы — залог успеха. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что уже разработано в выбранной теме, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Если удается определить, какие теоретические положения и практические рекомендации уже наработаны в интересующей области знания и смежных науках, то удастся определить и проблему исследования.

Проблема должна соответствовать критериям:

«Проблема взаимосвязи проявлений эмоциональной сферы личности с уровнем развития креативности остается одной из сложных, неоднозначно решенных, противоречивых проблем в со­временной психологической науке».

«Проблема восприятия субъектом пространственного мира мо­жет ставиться в различных аспектах с опорой на разные исходные принципы.

Необходимо оговорить эти различия с тем, чтобы прояснить постановку проблемы, принятую в нашей работе.

• «Игровая технология в коррекции неуспеваемости младших школьников»;

• «Семья в системе социального воспитания»;

• «Совершенствование физического развития детей средствами бальных танцев».

Формулировка темы не должна быть слишком широкой. Точно сформулированная тема очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел.

Формулировку темы работы определяет предмет исследования (их формулировки практически совпадают).

2.Актуальность работы.

Обоснование актуальности темы должно соответствовать следующим требованиям:

во-1, должны быть кратко освещены причины обращения именно к этой теме именно сейчас;

во-2, должна быть раскрыта актуальность обращения к этой теме применительно к внутренним потребностям науки — объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что препятствовало адекватному раскрытию ее раньше, показано, как обращение к ней обусловлено собственной динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования и т.д.

Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

В завершении описания актуальности темы исследования необходимо формулировать научные противоречия и проблемы.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для дипломной работы достаточно показать главное в пределах одной страницы, для курсовой работы- полстраницы машинописного текста.

Особая роль в системе подготов­ки специалистов принадлежит профессиональному психологиче­скому отбору абитуриентов как начальному этапу профессиональ­ного становления.

Анализ практики профотбора в вузах позволяет ут­верждать, что этот процесс протекает в настоящее время во мно­гом стихийно: отсутствует единая скоординированная стратегия проводимых мероприятий, отбор не рассматривается как целост­ная система, недостаточно проработаны психологические аспекты профессиональной деятельности.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *