Про что стихотворение узник пушкин

Александр Пушкин — Узник: Стих

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

А. С. Пушкин в 1820-1824 гг. за свои слишком уж вольные стихи отбывал т. н. южную ссылку (в Кишиневе и Одессе). Поэту грозило значительно более суровое наказание (ссылка в Сибирь с лишением дворянских прав). Лишь личное ходатайство друзей и знакомых помогло добиться смягчения приговора. Тем не менее гордость и независимость поэта очень сильно пострадали. Творческая натура Пушкина не могла спокойно вынести насилия над его личностью. Ссылку он рассматривал как тяжелое оскорбление. Поэту в наказание было поручено заниматься рутинной канцелярской работой, что еще больше угнетало его. Своеобразным «бунтом» автора стало халатное отношение к своим обязанностям. Он продолжает писать едкие эпиграммы и «непозволительные» стихи. В 1822 г. он создал стихотворение «Узник», в котором аллегорически описал свое положение. Имеется предположение, что Пушкин описал свои впечатления от посещения Кишиневского острога и разговора с заключенными.

В стихотворении возникает образ «грустного товарища» узника – свободного орла, жизнь которого не зависит от чьей-либо прихоти. Изначально равные друг другу «вольные птицы» разделены решеткой. Резко противопоставляются не только два орла. Пушкин показывает контраст между полученным от хозяина кормом и «кровавой пищей» — символом свободы и независимости.

Свободный орел призывает узника покинуть свою темницу и улететь в далекие прекрасные края, где нет насилия и принуждения. Мечта уносит лирического героя туда, где царит только вольный ветер.

Известно, что в 1825 г. Пушкин серьезно планировал побег за границу. Возможно, что в стихотворении «Узник» он впервые туманно высказал свои планы («задумал одно», «давай улетим!»). Если это предположение справедливо, то остается лишь радоваться, что поэт не смог воплотить свои планы в жизнь.

Источник

Александр Пушкин

Узник (Сижу за решеткой в темнице сырой) + Анализ

Про что стихотворение узник пушкин

Про что стихотворение узник пушкин

Про что стихотворение узник пушкин

Про что стихотворение узник пушкин

Анализ стихотворения «Узник» Александра Пушкина
1 вариант

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла – воплощения темы свободы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишинев.
Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить её его не могут ни стены, ни решетка.
Композиция – стихотворение состоит из трёх строф в форме катрена (четверостишия), условно можно выделить три части.

Жанр – лирическое стихотворение, относится к романтическому направлению

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).

Олицетворение – «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

История создания

Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

Тема

Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решёткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.

Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за свободу. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жёсткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу.
Во второй тоска развеивается, орел зовёт лирического героя сбежать, освободиться.
И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.

Евгений Онегин. Глава пятая

Жанр

Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. В нём отражены сокровенные мысли и чувства лирического героя.

Данное произведение относится к направлению романтизм, на это указывает порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», гуляет ветер.
Стих состоит из трёх четверостиший.
Размер – амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге).
Используется точная, мужская рифма (с ударением на последнем слоге: сырой, молодой, крылом, окном).

Способ рифмовки – парный ААВВ.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своём произведении.
Разберемся, какими средствами он воспользовался.

Стихотворение построено на антитезе : в нём противопоставляются сырая темница – простору («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…»).

Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени : сижу, клюет, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.

Про что стихотворение узник пушкин

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
2 вариант

Про что стихотворение узник пушкин

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»
3 вариант

Про что стихотворение узник пушкин

Краткий анализ стихотворения «Узник» по плану
4 вариант

Погасло дневное светило (+ Анализ)

1. История создания
Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.

Стихотворение передает стремление автора к свободе, его тоску по родине, переживания. Оно является художественно переосмысленным отражением реальной жизненной ситуации.

2. Литературное направление
Произведение относится к романтизму.

3. Род
По роду литературы это лирика.

4. Жанр
Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение.

5. Проблематика
В произведении автор затрагивает проблему личной и творческой свободы, а точнее, – несвободы.

Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.

6. Тематика
Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.

7. Идея
Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.

Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».

8. Пафос
В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточении, горячее стремление к свободе.

9. Система образов
Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:

заключенный – вольный орел,
темница – небесные просторы, ветер, синие морские края.
За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.

10. Центральные персонажи
Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.

Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.

На тихих берегах Москвы.

11. Лирический герой
Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.

Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.

12. Сюжет
Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.

Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.

13. Композиция
Композиция произведения линейная.

«Узник» состоит всего из трех строф:

В первой нам представлена экспозиция и завязка.
Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного.
Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация.
Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!».
Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку.
Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.

14. Стихотворный размер, рифмы, строфика
«Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).

Пушкин использует такой размер как амфибрахий.

Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).

15. Художественное своеобразие произведения
Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.

Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.

Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.

Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.

16. Средства художественной выразительности

Антитеза : противопоставление воли и неволи.
Сравнение : узник сравнивает себя с вольной птицей.
Эпитеты:
сырой
молодой
грустный
вольные

Олицетворения:
орел – товарищ,
ветер гуляет.

Инверсии:
темнице сырой
орел молодой

17. Значение произведения
В произведении автор выразил собственные мысли о свободе творчества.

Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.

18. Актуальность
Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает через образы нюансы настроения. В этом смысле его можно назвать психологическим.

Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.

19. Моё отношение
Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.

Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.

20. Чему учит
Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.

Источник

Узник (стихотворение)

Узник

Информация об авторе

Автор:

Период творчества:

Датировка:

Информация о стихотворении

Размер:

Рифмовка строк:

Рифма:

Приёмы:

Содержание

Описание

Стихотворение начинается простым и спокойным описанием сложившейся ситуации. Из первого четверостишия становится ясно, что речь ведётся от лица узника: лирический герой пребывает под стражей, сидит в камере и на мир смотрит через решетку небольшого окошка.
Сравнивая свою жизнь с пребыванием птицы в клетке герой проводит параллель с орлом, тем самым подчеркивая свою внутреннюю свободность.

Во втором четверостишии все внимание сосредоточено на орле, орел становится его двойником, он — аллегория свободолюбивой личности, «товарищ» по несчастью, чьи намерения абсолютно понятны человеку, всматривающемуся в мир за тюремным окном.
С одной стороны, параллель с птицей выдвигает на первый план в образе лирического героя сознание того, что исполнение его мечты об абсолютной, неограниченной свободе невозможно: в царство свободы его может унести только воображение. Но с другой — подчёркивает её насущную потребность. Для героя важнее найти в своей душе ту силу, которая будет способна сопротивляться окружающей его действительности. Поэтому такое романтическое преувеличение только способствует выделению идеи о том, что душа человека стремится к свободе и не может смириться с неволей.
Второе четверостишие уже более динамично, в нём заметно увеличивается количество глаголов.

Третья же строфа разительно отличается от предыдущих по тону и темпу речи, повествовательность первых семи строчек сменяется призывом. С последней строчки второго четверостишия начинается прямое обращение, в котором три восклицательных знака, передающих побудительную интонацию: проявляя качества необыкновенной личности его единомышленник озвучивает сокровенное желание героя с которого начинается резкий перелом в общем тоне стихотворения, и оно превращается в страстный призыв к свободе. Последние строки описывают идеал существования для лирического героя, воображаемый призыв набирает силу, вбирая в себя такие образы простора как море, ветер и горы, и, опираясь на трехкратное повторение одного и того же слова («туда»), стремительно нарастает, разрешаясь на высокой ноте гордого утверждения: «лишь ветер. да я!»

Проблематика

В провинции Пушкин чувствовал себя словно в заточении. И стихотворение отражает настроение поэта, пребывающего в вынужденной ссылке на унизительной для него должности коллежского секретаря.

Главной идеей «Узника» можно назвать борьбу за свободу во всех её проявлениях и уверенность в том, что волевого человека, верящего в справедливые идеалы не ограничат никакие рамки. При этом ни борьба, ни свобода прямо не упоминаются.

Стихотворения состоит из нескольких посылов, главный из которых — стремление к свободе. Автор выражал стойкое стремление освободиться от пыльной провинции и отправиться к морю, что вскоре и сделал, однако стихотворение включило более широкую тему.

История создания

В Кишиневе Пушкин, чувствовал себя словно под арестом. Отчасти это так и было: за ним постоянно «присматривали», а окна дома где он жил были зарешётчены. Развлечений в городе практически не было, зато там находился огромный острог.

Считается, что история создания данного стихотворения началась с поездок поэта в этот острог, где он беседовал с арестантами. Исследователи пушкинского творчества отмечают, что в это время Александр Сергеевич сблизился с будущими декабристами, идеи которых наверняка повлияли на мироощущение поэта. [1] Наблюдая за жизнью заключенных поэт видел во дворе острога двух, прикованных за лапы, молодых орлов с обрезанными крыльями. Впечатленный тем что птицы, олицетворяющие свободу, находились в таком же заключении, Пушкин задумал стихотворение.

Художественные особенности

Критики и историки творчества Александра Сергеевича относят это стихотворение к романтическому направлению. Как и многие другие стихотворения Пушкина, «Узник» условно делится на две отличные друг от друга интонацией и тоном части, [2] однако тон между ними меняется не резко, а постепенно, от вполне спокойного переходя в более эмоциональный. Поэтому композиционно в нём выделяют три части, содержащих: первая – описание безысходной ситуации, вторая – динамичное зарождение призыва и третья, содержащая этот мощный призыв. На контрастности этих элементов – жизни в неволе, жажды освобождения и упивание свободой – строится всё произведение, противопоставляющее заточение и вольность.

Несмотря на контраст между героями, их объединяет общая ситуация и общие интересы – они оба стремятся к свободе. [3] Поэтому очень интересным является переход от безысходности, даже, некой безучастности «зрителя» к его вовлечённости и побуждению к действию в то время, как всем понятно, что ситуация для узника и орла остаётся неизменной.

Этот эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. Благодаря чему создается динамика, ритмичность. [4] А повелительное наклонение глаголов превращает произведение в своеобразный призыв к действию.
Следует отметить, что образ орла прорисован более четко, ведь именно он в этом тандеме является ведущим, подталкивая узника принять единственно возможное решение и пробуждая в нем желание оказаться на воле. Чтобы подчеркнуть ощущение «полета», поэт использует слова, невольно ассоциирующиеся с простором – море, ветер и горы, поэтому при чтении этих строф, «картинка» в голове читателя постепенно «оживает». [5]
Также при создании картины на протяжении всего стихотворения важную роль играют описательные конструкции: на удивление в стихотворении не часто встречаются эпитеты. Например, при описании темницы употребляется лишь один эпитет – «сырой». Значимо то, что Пушкин предпочитает использование распространенных описательных конструкций, что особенно заметно в последней строфе. [6]

Средства выразительности

Если говорить об особенностях произведения, то к ним можно отнести:

Мощный энергетический посыл создается при помощи использованием простых слов и рифм:

Развитие создают общие противопоставления:

Частные противопоставления (Антитеза):

Анафора, т. е. повторение звуков или слов в начале стихотворных строк привлекает внимание к указательному местоимению «туда». Три последние строки, подобно волнам (впечатление четырех ударов волн достигается благодаря четырехстопному трехсложному метру) выплескивают ключевое слово, открывающее тайну, куда надо стремиться. В показе трагического столкновения с внешним миром возвышается «я» — жаждущая абсолютной свободы личность. [9]

Простота стихотворения выступает его несомненным достоинством – легкие рифмы, лаконичные слова, отсутствие сложных оборотов, делают произведение ярким и динамичным.

Источник

История создания, анализ стихотворения Александра Пушкина «Узник»

Одно из самых запоминающихся и известных произведений Александра Сергеевича было написано им, когда он пребывал в южной ссылке. История создания, анализ стихотворения Пушкина «Узник» позволит читателю понять, насколько важно для писателя находиться в вольном творчестве, чувствовать свободу мысли. Автор сравнивает себя с диким орлом, которого заперли в клетке из-за человеческой прихоти. Свои пожелания об освобождении поэт изложил на бумаге.

Про что стихотворение узник пушкин

История создания

«Узник» — стихотворение Пушкина, написанное в 1822году. В это время поэт находился в южной ссылке в Кишиневе. Он был сослан за вольнодумство вдаль от своих друзей. Изначально Александр I хотел отправить Пушкина в Сибирь, но влиятельным знакомым удалось изменить это решение.

Считается, что история создания данного стихотворения началась с поездок поэта в острог, где он увидел жизнь заключенных. Также на него произвели впечатление живущие там орлы. У них были обрезаны крылья. Птицы, олицетворяющие свободу, находились в таком же заключении, как и люди. В сумме все эти впечатления дали начало развитию идеи, которая потом нашла свое воплощение в стихотворении «Узник».

СПАДИЛО.РУ

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »

Краткое содержание

Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.

Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.

Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.

Анализ

История создания

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.

Смысл названия

Со службы в Кишиневе началась Южная ссылка Пушкина. Вдали от столичной жизни он чувствовал себя настоящим узником, положение которого можно сравнить с преступником, находящимся в тюрьме.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — стремление к свободе.
В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.

При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой — «вскормленный в неволе орел молодой». Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни. Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства. Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.

«Грустный товарищ» лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв «Давай улетим!», возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.

«Вольные птицы» ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.

Бескрайние воздушные просторы, «где синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!», означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.

Проблематика

Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.

Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны. Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола. В этом плане стихотворение «Узник» можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.

Размер, композиция и художественные средства выразительности

Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.

Пушкин использует яркие эпитеты («сырой», «кровавую», «вольные»), олицетворения («грустный товарищ [орел]… задумал», «вымолвить хочет», «гуляем лишь ветер…»). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе («туда, где…»).

Чему учит автор

Жанр, размер, направление

Это лирическое стихотворение, в котором раскрываются внутренние переживания героя. Для передачи настроения писатель использует амфибрахий, трехсложный размер с ударением на втором слоге. «Узника» можно с уверенностью отнести к романтической поэзии. Герой — романтик – одинокая личность, противопоставленная всему миру.

Стихотворение состоит из трех катренов. В первой строфе дается описание ситуации. Во втором четверостишии увеличивается количество глаголов, что создает сюжетную динамику. А в конце описан идеал существования для лирического героя.

Политические взгляды поэта

Из учебника русской литературы, в котором производится анализ стихотворения «Узник» Пушкина, мы узнаем, что оно является воплощением свободолюбия великого поэта, проникшегося идеями декабристов. Александру Сергеевичу предписывают бунтарские и террористические мысли, которые он стал отстаивать всей душой и через аллегорические образы пытался донести до народа. Школьникам Пушкин преподносится в образе тайного революционера и политического страдальца.

Однако более глубокие исследования пушкинистов свидетельствуют о том, что увлечение политикой у поэта было поверхностным. Более того, с течением времени он искренне раскаивался в своих взглядах и считал их заблуждением молодости.

Основные образы и их характеристики

В стихотворении два центральных образа: лирический герой и орел. Тема свободы связана с орлом. Птица обращается к герою и зовет его отправиться «туда», в далекие края, которые представляются идеалом. Орлу отождествлен образ лирического героя – узника, душа которого, несмотря на нахождение в неволе, не закрепощена. Он всеми силами рвется на волю.

Значимым также является наличие образов стихии: ветра и моря. В поэзии романтизма это традиционные образы, связанные со свободой и вольностью. Они появляются в последней строфе при описании идеального представления о независимости.

Отношение Пушкина к своим произведениям

Отзыв на стихотворение Пушкина «Узник» мало беспокоит поэта. По сведениям хорошо знавших его людей, Александр Сергеевич всегда оставался недоволен написанными произведениями. Как-то в беседе с Александрой Осиповной Смирновой-Россет Пушкин признался, что самые прекрасные стихи к нему являются во сне, но он их не успевает запомнить.

Поэт очень тщательно подбирал каждое слово, работая над своим произведением, как огранщик, осторожно и бережно шлифующий грани драгоценных камней. Но когда доводил его до совершенства, мало заботился о том, как оценят его произведение. Кроме того, по воспоминаниям той же Смирновой-Россет, Пушкин абсолютно не умел читать свои сочинения. В его исполнении оценить красоту стиха было невозможно. Со стороны казалось, что свое произведение успело ему изрядно надоесть.

Таков был в глазах своих современников Александр Сергеевич Пушкин — узник судьбы и обстоятельств.

Всего двенадцать строк, а сколько в них вложено смысла, чувств и недосказанности…

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение — символ свободолюбия поэта. Вам предлагается анализ «Узника», который можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Темы и проблемы

Главной темой данного стихотворения является борьба свободы и заключения, раскрывающаяся при помощи образов и средств художественной выразительности. Орел, «вскормленный в неволе», находится в таком же заточении, как и герой. Но они стремятся к свободе. Это видно из яркого призыва, обращенного вольной птицей к человеку.

Также Пушкин поднимает проблему политического характера, ведь все происходящее в стихотворении – аллегория ситуации в царской России. Гордые, способные, сильные люди томятся в клетках, им не дают развернуться абсолютистские порядки, при которых роль гражданина сводится до второстепенной. Те, кто мог изменить страну к лучшему, не допускались до правления и становились жертвами режима, рассованными по ссылкам и каторгам. Так произошло и с поэтом, который примеряет на себя образ птицы с подрезанными крыльями и поднимает читателей на бунт против системы.

Краткое содержание стихотворения

Узник сидел в темнице за решеткой и наблюдал из небольшого окошка за орлом. Он также был невольником, плененным людьми, вынужденным есть кровавую пищу. Герой сравнивает себя с птицей, вскормленной в заточении. Орел становится невольно товарищем узника, который подумывает о побеге.

Отождествляя себя с диким орлом, он понимает, что тому нужна свобода полета. Главному персонажу кажется, что пернатое одобрило такое решение. Вольная птица также хотела воспарить в небесные просторы, сбежать из клетки. Герой рассказывает, как понимает мысли, посылаемые орлиным взглядом. Будто человеческим голосом он призывал товарища вырваться из темницы. Тогда они вместе могли бы освободиться, отправиться за тучу к горам, морским просторам, безудержному ветру.

Идея стихотворения «Узник» напрямую связана с его темой. Лирический герой жаждет свободы. Сильнее всего этот настрой воплощается в словах: «Давай улетим!». Это восклицание является кульминацией произведения. Оно подчеркивает наивысшую степень необходимости свободы для лирического героя и определяет основную мысль стихотворения, которая довольно проста и логична: нет ничего лучше и дороже вольной жизни.

Независимость позволила бы вырваться из-под гнета творческой, интеллектуальной и деятельной силе народа, без которой страна чахнет. Но поэт хочет приблизить тот день, когда оковы спадут, и свободные люди наладят быт и нрав освобожденной России.

Обстоятельства, предшествовавшие написанию стихотворения

Стихотворение «Узник» Пушкин написал, будучи в Кишиневской ссылке. Немаловажную роль при этом сыграли жизненные обстоятельства, в которых оказался поэт.

1820 год. Коллежский секретарь А.С. Пушкин по надобности службы отправлен в Южный край России — так в подорожном листе, выданном поэту, значилась цель его поездки, на самом деле являвшейся ссылкой. За плечами остался Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел и шумный Петербург с многочисленными друзьями. На новом месте Александр Пушкин служит мелким чиновником канцелярии и выполняет монотонную рутинную работу, угнетающую даже обычного человека, не говоря уже о такой выдающейся творческой личности, каковой являлся гениальный поэт.

Генерал Иван Никитич Инзов, его непосредственный начальник, понимал это и старался не сильно загружать поэта работой. Он относится к нему весьма благосклонно. Пушкина приняли и в аристократических кругах Кишинева. Иногда Александр Сергеевич позволял себе публично критиковать действия правительства и военных, но Инзов, по долгу службы вынужденный делать донесения на своих подчиненных, в докладах в Петербург указывал, что высказывания Пушкина носят подражательный характер и не являются его образом мышления. Было ли донесение такого характера следствием признания таланта и симпатии к А. С. Пушкну, или Инзов действительно так считал — останется тайной для потомков.

Средства художественной выразительности

Структура стихотворения призывает обратить внимание на организацию каждой строфы. Первой свойственна описательность, активно употребляются соответствующие тропы. Во второй строфе настроение изменяется, в тексте появляется довольно большое количество глаголов, создается динамичность. А в третьем катрене используется анафора, которая акцентирует внимание на идеале вольной жизни.

Всегда также при создании картины важную роль играют описательные конструкции. На удивление в стихотворении не часто встречаются эпитеты. Например, при описании темницы употребляется лишь один эпитет – «сырой». Значимо то, что Пушкин предпочитает использование распространенных описательных конструкций, что особенно заметно в последней строфе.

Автор: Полина Филиппович
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *