Про что рассказ вечера на хуторе близ диканьки
Краткое содержание повести «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Повествование ведется от имени пасечника. В предисловии говорится о зимних посиделках, которые превращались в настоящее веселье. Присутствующие рассказывали страшные истории. Самые интересные из них и собраны в этом сборнике.
Солопий Черевик и его дочь Параска приехали в Сорочинец на ярмарку, где молодая девушка тут же приглянулась парубку. Парень сватается к Параске, и отец согласен выдать за него дочь, но мачеха девушки против.
Парубка, который хочет жениться на Параске, зовут Грицько. На помощь ему приходит цыган, который согласен помочь парню, но взамен он хочет дешевле получить волов. Собрав гостей, Солопий рассказал предание о красной свитке, которую ищет на ярмарке черт. Воспользовавшись этим рассказом цыган умело разыграл Солопия, который попал в затруднительное положение.
Вечер накануне Ивана Купала
Майская ночь или Утопленница
Парень и девушка разговаривают. Они обращают внимание на дом у пруда, который пустует. Левко рассказывает странную историю этого места. Давным-давно в нем жила молодая красавица-панночка. Ее отец привел в дом женщину, которая издевалась над девушкой. Ее мачеха оказалась ведьмой. Не выдержав, панночка утопилась.
Сельский голова – важная персона. Он считает себя таковым, поскольку однажды сопровождал императрицу.
Левко подходит к дому Ганны, но видит, что рядом с девушкой стоит мужчина. Парубок слышит, что мужчина ругает именно его, отпуская в его адрес нелицеприятные словечки. Незнакомец предлагает Ганне выйти за него замуж. Вдруг Левко узнает незнакомца – это его отец. Парень призывает своих друзей подшутить над отцом и проучить его.
Переодетые парубки затягивают непристойную песню под окном сельского старосты.
Левко видит сон, в котором панночка просит помочь его разыскать мачеху. Она рассказывает, что мачеха до сих пор мучает ее. Ведьма претворилась утопленницей, и панночка не знает, которая из девушек-утопленниц – ее мачеха. Парубку удается обнаружить ведьму-мачеху, а панночка, в благодарность, обещает помочь парню.
После пробуждения от сна Левко находит записку, в которой было приказано женить Левко и Ганну. Отец признал в записке почерк комиссара, и был вынужден дать согласие на женитьбу.
Дьяк Фома Григорьевич рассказал историю, как его дед сумел справиться с нечистой силой. События произошли давно, когда дед был еще молодым казаком. Приказал ему гетман ехать в Петербург, отвести грамоту царице. Боясь потерять важный документ в дороге, дед зашил грамоту в шапку.
Гуляя по ярмарке, встретил дед запорожца. Казаки разговорились и вместе решили ехать дальше. Солнце зашло, пора бы и заночевать. Заметил дед, что запорожец не спит, как боится чего-то. Тот подтвердил, что он продал душу нечистому, и этой ночью ждет его расплата. Дед и еще один гуляка, приблудившийся к ним, пообещали запорожцу в эту ночь не сомкнуть глаз. Несмотря на уговор, путников сморил крепкий сон. Когда же они проснулись, то не нашел дед ни запорожского казака, ни коней, ни шапки с грамотой.
Бросил казак кошелек им, полный денег, и очутился он за столом. Его окружают ведьмы и черти. Одна из ведьм пригласила казака сыграть в карты, в дурня. Уговор был таким – если казак выиграет, то грамоту ему отдадут, а проиграет – остается в аду с нечистой силой.
Два раза проиграл казак ведьме, но на третий смекнул, что карты перекрестить нужно. Перекрестив их, он выиграл, получив назад шапку с грамотой. Попросил дед коня, чтобы выбраться из ихнего логова. Адский конь взвился ввысь, нес деда сквозь болота, провалы. Очутился казак на крыше собственного жилища. Зайдя в избу, он увидел свою жену, которая в сонном состоянии плясала. Разбудил он ее, но после этих событий каждый год, раз в году жена казака пускалась в пляс.
Ночь перед рождеством
Снежная, ясная, звездная выдалась ночь перед Рождеством, чтобы людям было радостно колядовать в праздник. Вдруг на небе появилась ведьма, вылетевшая из дымохода. Где она пролетит – там пропадают звезды.
Появилось на небе и другое темное пятнышко – это оказался черт. Он схватил месяц с неба, и в карман спрятал его. Этой проделкой черт мстил кузнецу Вакуле. В темноте козак Чуб не выйдет из дому, и тогда Вакула не сможет прийти к Оксане, дочери Чуба. А разозлился черт на кузнеца за то, что Вакула нарисовал картину, изобразил черта на Страшном суде в очень непотребном виде.
Собираясь к дьяку на веселую гулянку, Чуб и кум Панас вдруг увидали, что на улице стало совершенно темно. Немного поразмыслив, они все же отправились в путь.
Оставшись дома одна, Оксана принаряжалась перед зеркалом к празднику, любуясь собой. Именно в этот момент появился на пороге кузнец. Он не может наглядеться на Оксану, говорит ей нежные речи. Девушка, видя свою власть над ним, лишь смеется, дразнит его. Вакула решил, что Оксана его не любит.
В этот момент они услышали стук в дверь, и Вакула пошел открыть ее.
Сделав свое дело, ведьма и черт спустились через трубу в один из домов. Ведьмой оказалась Солоха – мать Вакулы. Она пользовалась большой популярностью у мужчин. Козаки села частенько наведывались к ней, ей же более всех нравился казак Чуб.
Спускаясь в дымоходную трубу, черт вдруг увидел Чуба. Он поднял сильнейшую метель, с целью вернуть казака назад, в дом. Черту это удалось. Чуб с кумом разошлись по домам, ничего перед собой не видя, Постучав к себе в дом, Чуб увидел Вакулу. Он решил, что, если кузнец здесь, то его мать дома одна. И Чуб направился в гости к Солохе.
Летая в дымоход и обратно, черт обронил месяц, который тут же радостно засиял на небе. Молодые девушки и парубки выбежали на улицу колядовать. Оксана увидела на одной из девушек новые красивые черевички, и ей тоже захотелось такие же. Услышав о желании Оксаны, Вакула сказал, что привезет девушке черевички редкой красоты. Капризная Оксана сообщила, что ей подойдут лишь те, которые носит сама царица. Если Вакула привезет ей черевички, то станет она женой кузнеца.
Солоха прячет черта в мешок, поскольку в дверь стучат – это пришел Голова. В дверь стучат вновь, Солоха впускает в дом дьяка, а Голову прячет в мешок. Но и с дьяком не успела она полюбезничать – к Солохе пришел Чуб. После него пришел сын Вакула. Всех своих гостей женщина попрятала в мешки, а Вакула вынес их из дому, где ему снова повстречалась Оксана, смеющаяся над ним. Расстроенный Вакула берет самый маленький мешок и уходит.
Знахарь Пацюк, к которому обратился за помощью Вакула, намекнул, что у него черт за спиной. Кузнец ухватил черта за хвост и потребовал отвезти его к самой царице.
На глазах у жителей Диканьки Чуб и дьяк и Голова вылазят из мешков. Чуба развеселила хитрость любвеобильной Солохи.
Вакула уже в Петербурге, черт сидит в кармане, а кузнец примкнул к запорожцам, идущим к царице. Находясь перед царицей, кузнец стал просить у нее черевички для своей жены. Царица с удовольствием исполнила его просьбу и черт с Вакулой отправились в обратный путь.
В доме есаула Горобця торжество – его сын женится. На свадьбу приглашены почетные гости – Данило Бурульбаш, бесстрашный атаман казаков и Катерина, его жена. Горобець выносит иконы, и вдруг один из гостей превращается в страшного старика, изо рта которого торчит клык. Старые люди раздосадованы, они знают, что появление этого человека приносит несчастье. Горбатый старик – это колдун, известный в округе.
Казак Бурульбаш плывет в лодке с Катериной. Он вспоминает о появлении колдуна. В этот момент они проплывают мимо кладбища, откуда вдруг встают мертвецы с воплями. Бурульбаш стал еще мрачнее. Ему не по душе отец Катерины, приехавший погостить к ним.
На следующий день между Бурульбашем и отцом Катерины вспыхивает ссора, оба выхватывают сабли, стреляют друг в друга. Потасовку прекращает плачущая Катерина, уговорив их остановиться.
Катерина видит сон, в котором страшный колдун – это ее родной отец. Он склонял свою дочь выйти за него замуж.
Данило рассказывает об увиденном Катерине, а она подтверждает его слова, видев во сне то, о чем говорит муж. Теперь Бурульбаш не сомневается, что отец Катерины – злодей.
Отец Катерины скрывается.
Ляхи, собравшиеся в корчме, вынашивают план нападения на казаков.
Тяжелые предчувствия мучают Буральбаша, рассказывает он Катерине о своих подвигах. Тут он узнает о нападении ляхов, смело сражается с ними. Появляется страшный колдун, он целится из мушкета, убивает Бурульбаша. Ляхи бегут, поскольку на помощь Бурульбашу подоспели казаки есаула Горобца.
Описание Днепра в ясную, тихую погоду, а также в момент бури. К берегу причаливает челн, из которого выходит колдун и спускается в землянку. Он творит заклинание. В образовавшемся облаке колдун вдруг обнаруживает лицо мужчины, которое сильно пугает его.
Катерина в большой тревоге. Она рассказывает Горобцу, что ей снятся ужасные сны, в которых приходит к ней отец. Он требует от Катерины, чтобы та вышла за него замуж. Если она откажет, тогда отец убьет ее маленького ребенка. Есаул успокаивает Катерину, обещая не дать в обиду сына Бурульбаша, но защитить мальчика не удается. Ночью ребенка находят мертвым.
По Карпатским горам едут на коне спящий витязь с младенцем.
В небе над Киевом появляется чудесная картина – едет спящий витязь на коне. Отец Катерины наблюдает за этим явлением – именно лицо этого всадника видел он в момент заклинаний. Колдуна охватывает дикий ужас и страх. Он едет в Киев.
Отец Катерины врывается к схимнику, просит помощи. Колдун хочет, чтобы святой старец помог отмолить его душу. Открыв священную книгу, схимник видит, что буквы в ней стали кровавыми. Схимник понимает, что колдуну прощения не будет. Услышав ответ старика, колдун убивает схимника и гонит коня к татарам. Конь не повинуется ему, а несет его в горы Карпат. Перед ним появляется витязь, хватает колдуна. Отец Катерины тут же испускает дух.
Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Однажды он получил известие от своей тетушки, которая прислала ему белья, рассказала о том, что выросло в огороде. Тетушка написала, что она уже не в силах уследить за имением и просила Ванюшу взять на себя хлопоты по хозяйству. Шпонька подал в отставку и отправился в дорогу.
Шпонька направляется к тетушке. В дороге никаких особых событий не произошло. На постоялом дворе он знакомится с человеком по имени Григорий Строченко. Толстяк вваливается в двери, и обрушивает на Шпоньку поток вопросов. Как оказалось, Григорий живет по соседству от хутора Вытребеньки.
Тетушка, женщина лет пятидесяти, дородная и высокая, не производила жалкого и немощного впечатления. Она встретила племянника с большой теплотой. Ивану Федоровичу придется ехать за дарственной. Кода речь заходит о дарственной, то Шпонька узнает странную историю отношений его покойной матери и холостяка Строченко.
К удивлению Шпоньки, дарственная находится у того же Строченко, его знакомого. Тот заявляет, что дарственной нет, пытается увести Шпоньку от этого разговора, знакомит молодого человека с сестрами.
Услышав про молодых девушек, у тетушки зреет план – женить Ванюшу и нянчить внучат. Они едут к соседу вместе. Шпонька остается с девушкой наедине. Племянника сильно смущают разговоры тетушки о женитьбе, которые она заводит на обратном пути. У тетушки зреет новый план, но на этом месте произведение обрывается.
Отец семейства часто уезжал на работу, а дома оставались его жена, дети и дед. Однажды к ним пришли гости, и дед пошел в пляс. Вдруг он остановился и замер возле одного места, где выращивал огурцы.
Через время дед подошел снова к этому месту и очутился в поле, рядом с могилой, над которой плыл огонек. Решил дед, что там спрятан клад. На следующий день он не нашел этого места.
Однажды, работая в огороде, он снова попал на странное место, и сразу очутился рядом с могилкой. Стал дед рыть яму, клад искать, но его окружила нечисть, не позволяя взять клад. Ему удалось схватить котел, но, придя домой, дед нашел в нем лишь старый хлам. Тогда он оградил место, чтобы больше и не прикасаться к нему.
Автор хотел рассказать читателю, что, не стоит прибегать к помощи сил тьмы, что зло будет наказано. Благодаря Гоголю сохранились в памяти народа предания старины. Писатель красноречиво и с большим юмором описал украинский быт, взаимоотношения людей, красоту малоросской природы.
Николай Гоголь — Вечера на хуторе близ Диканьки:
Краткое содержание
Предисловие
Вступление к повестям написано от имени пасечника (пчеловода) по прозвищу Рудый Панько. Зимой по вечерам в Диканьке принято собираться в чьей-нибудь хате: девушки поначалу сидят чинно, прядут и поют, потом шумной толпой вваливаются парубки (парни) со скрипачом – и начинается веселье.
Особенно славятся посиделки у Рудого Панька, но не танцами, а страшными историями. Среди рассказчиков есть такие виртуозные мастера, что пасечник не удержался, записал несколько историй и издал книжку. А всех прочитавших ее ждет в гости – и послушать разных диковин, и отведать пирогов с квасом.
Сорочинская ярмарка
В жаркий летний денек Солопий Черевик вместе с 18-летней дочкой-красавицей Параской (то есть, Прасковьей) и ее мачехой вздорной бабой Хиврей на возу отправились в Сорочинец на ярмарку. Встречные парубки заглядываются на Параску, но ее сердце пленилось огненными черными глазами и словами нарядного статного Грицько. На беду, парень сцепился в перебранке со старой Хиврей.
Уже в торговых рядах «парубок в белой свитке» обнял в толпе смущенную Параску. Ее отец занят мыслями о продаже мешков с пшеницей. Краем уха он слышит чужой разговор: ярмарка раскинулась рядом с проклятым местом, и в сарае уже кто-то видел бесовскую красную свитку (полукафтан, одежда). Черевик отвлекся и приметил влюбленную парочку. Смелый Грицько, да еще сын его приятеля Голопупенко, сразу ему понравился. Выпив, он пообещал выдать дочку за Грицько. Парень пошел присматривать свадебные подарки. Но Хивря заставила мужа взять свое слово обратно. Помочь Грицько добыть невесту вызвался местный цыган, но с одним условием: продать ему волов подешевле. Грицько согласился.
В час, когда Хивря любезничала с поповичем Афанасием Ивановичем, в дом вместе с кумом вернулся муж. Она наскоро спрятала ухажера за досками под потолком. Зашла речь о красной свитке: одного черта выгнали из пекла, и с горя пропил он все, что имел. Его свитка красного цвета была перепродана, всем несла беду, а однажды верующий человек изрубил ее на куски. С тех пор черт ищет обрывки своей свитки и баламутит народ. Словно в доказательство, при этих словах в окошко хаты вдруг сунулась свиная рожа, перепугав всех собравшихся.
На самом деле это был не черт, а цыган с приятелями. Они совершенно заморочили Черевику голову: подбросили кусок якобы той самой красной свитки, обвинили вместе с кумом в воровстве своей же лошадки, а после и вовсе связали и оставили в том самом сарае, где, по слухам, обитал черт. Из беды их вызволил «герой» Грицько. В награду он и получил руку Параски.
Вечер накануне Ивана Купала
Лет сто назад в Диканьке приключилась такая история. Петрусь, работник богатого козака Коржа, полюбил его дочку Пидорку (то есть, Федору). Корж рассвирепел и хотел избить парня. Но его удержал 6-летний сынишка Ивась. Тогда Петруся просто выставили вон из дома. Вскоре повадился в дом Коржа богатый лях (поляк), жених. Помочь горю влюбленных вызвался Басаврюк, «дьявол в человеческом образе». Он подсказал Петрусю, как разбогатеть: в волшебную летнюю ночь под Ивана Купалу раз в год цветет папоротник. С помощью этого цветка можно отыскать клад. Вот только для того, чтобы его взять, понадобится пролить невинную кровь. Петро, потерявший голову от любви, и цветок сорвал, и связался с ведьмой, и прямо в лесу отсек ножом голову маленькому Ивасю.
Пидорка ушла на богомолье по святым местам. А Басаврюк продолжал манить бедных парубков богатством, желая запятнать их честные руки и самому поживиться проклятыми кладами.
Майская ночь, или утопленница
Сын вдовца, сельского головы Левко мечтает жениться на прекрасной Ганне. Только вот отец его почему-то против. Но Левко дает красавице «слово козацкое», что свадьба будет. Однажды она, печалясь, просит любимого рассказать ей историю старого пустого дома у пруда. Когда-то там жил сотник-вдовец со своей красавицей-дочкой. Он привел в дом молодую жену. Та сразу невзлюбила падчерицу. Оказалась мачеха ведьмой. Хотела она извести падчерицу колдовством и работой – не вышло. Тогда она потребовала изгнать девушку вон – отец так и поступил. Та от горя утопилась и стала предводительницей всех утопленниц. Дождалась она однажды и свою злую мачеху. Схватили ее мертвые девушки, утащили под воду, но и тут извернулась ведьма, приняла вид одной из них. С тех пор «панночка» каждую ночь ищет среди подруг злодейку, чтобы наказать. Одиноких прохожих она также заставляет угадывать, а за ошибку грозит смертью.
Между тем, Левко узнает причину, по которой отец запрещает ему жениться на Ганне. Он сам вздумал, старый черт, взять ее в жены. Отец его важничает с тех пор, как много лет назад сопровождал в Крым саму царицу. Теперь он «под каблуком» у свояченицы (сестры жены), но зарится и на Ганну.
Левко с друзьями решил подшутить над неугомонным отцом. В тулупах шиворот-навыворот, с лицами, измазанными сажей, они поют оскорбительные песни под окнами хаты. Кое-кого из проказников изловили, посадили под замок – и что же, в одном вывороченном тулупе голова с изумлением нашел свояченицу.
Левко задремал у пруда и увидел сон, в котором помог бедной панночке опознать мачеху-ведьму. Тело злодейки отдавало чернотой, а повадки были хищными. Левко указал на нее – и девушки увели ведьму на расправу. Ясноокая панночка передала записку для отца Левко и пообещала, что тот больше не будет препятствовать свадьбе.
Пробудившись, Левко отнес записку отцу. Тот присмирел и выполнил требование грозного комиссара-поручика немедля женить сына на Ганне.
Пропавшая грамота
Как-то деда одного диканьского жителя вельможный гетман отправил с грамотой (посланием) к царице. Для надежности грамоту посланец зашил в шапку. Да вот незадача, загулял он с прохожим запорожцем. После грандиозной попойки в шинке дед «позабыл про путь свой». Много диковинных баек рассказал ему новый знакомый, а в конце вдруг загрустил и признался, что давно продал душу дьяволу. И что ночью ему придется отдать нечистому должок. Деда сморил сон, а утром он хватился – ни запорожца, ни коня, ни шапки с грамотой нет. Горю помог шинкарь. Он подсказал, где в лесу искать черта.
Деду пришлось сыграть в карты с ведьмой. На кону была исчезнувшая шапка. Дважды дед проиграл «в дурня» ведьме, и лишь на третий раз вспомнил, как обвести нечистую силу вокруг пальца. Он тайно осенил карты крестным знамением и выиграл. Ведьма вернула ему шапку. Коня вызволить не удалось: его уже черти съели. Пришлось возвращаться домой на коне сатанинском. Тот несся так, что дед прибыл домой весь в крови. Конь сбросил его аж на крышу хаты. Придя в себя, дед помчался к царице, вручил ей послание. А вот хату освятить забыл. И каждый год в день памятного происшествия его жена вдруг начинает плясать вприсядку – и остановиться не может.
Ночь перед Рождеством
В вечер перед праздником Рождества Христова черт похищает с неба месяц. Он хочет, чтобы богатый козак Чуб не сунулся по темноте в гости к дьякону на кутью (каша с медом). Тогда на него, грозного отца прекрасной Оксаны, обязательно нарвется влюбленный кузнец Вакула. Кузнец же досадил черту тем, что изобразил его в церкви в жалком виде. Но вышло по-другому: и Чуб отправился в гости, и Вакула пришел полюбоваться на свою ненаглядную.
Девушка, избалованная вниманием поклонников, собираясь колядовать, во всеуслышание объявила, что пойдет за Вакулу при одном условии: если тот подарит ей черевички (башмачки), «которые носит царица».
Солоха, мать кузнеца и по совместительству ведьма, в эту ночь без устали принимает ухажеров: черта, сельского голову, дьяка и, наконец, Чуба. Каждый новый гость вспугивает предыдущего, и тот прячется в мешок. Внезапно появляется Вакула и в сердцах выносит мешки на улицу. Только один прихватывает с собой, полегче, с чертом внутри. Он решается просить совета у колдуна Пузатого Пацюка. Тот невозмутимо ест и отвечает, что у него и так есть хвостатый помощник в любом деле. Вакула, перекрестив черта, велит ему мчаться в Петербург.
Страшная месть
Есаул Горобец женит сына. На свадьбе пирует и названный брат есаула – Данило Бурульбаш с женой-красавицей Катериной. Молодых благословляют иконами – и среди гостей выдает свое присутствие колдун. Он исчез, а люди и еще долго из уст в уста передавали страшные истории о нем. На обратном пути Бурульбаш с женой миновали замок и кладбище, где гнили кости предков проклятого колдуна.
Внезапно свершается чудо: вся даль стала видна как на ладони, и на Карпатах появился всадник-великан с младенцем. Колдун тому тоже был свидетелем, и в исполине с закрытыми глазами узнал того, кто с некоторых пор ему являлся. Старик в страхе бежит к святыням Киева, отыскивает схимника (монаха-праведника) и просит молиться о погибшей душе своей. Но тот отказывается. В ярости колдун убивает и схимника. Чаша терпения переполнилась: всадник на горах открыл очи и грозно посмотрел на колдуна. Тот сразу испустил дух. Всадник сбросил злодея в пропасть. Там его принялись терзать мертвецы.
Прошли годы, и старый бандурист спел людям о причинах, вызвавших к жизни такого неслыханного злодея. Оказывается, в стародавние времена жили два брата-козака Петр и Иван. Ивану посчастливилось поймать самого турецкого пашу и получить щедрую награду. Он поделился с братом, но тот из зависти однажды столкнул Ивана, да не одного, а с маленьким сыном, в горную пропасть. Иван, по милости Бога, сам избрал кару для вероломного брата. Иван проклял его потомков и предрек, что последним в роду брата будет страшный колдун. И именно Иван будет тем великаном, что низвергнет его в пропасть. А Петр будет тем мертвецом, которому суждено в бессильной злобе грызть самого себя.
Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Иван Федорович Шпонька, человек смирный и усердный к службе, в чине поручика выходит в отставку, чтобы поселиться в родном хуторке Вытребеньки вместе с тетушкой Василисой Кашпоровной. Она уже немолода, ей нужен помощник по хозяйству. Дорога домой заняла у него 2 недели. Тетушка, все такая же рослая и богатырского сложения (кажется, из-за таких особенностей внешности она и не вышла замуж) к пятидесяти годам и впрямь будто сдала. Оба принялись мирно хозяйствовать в своих владениях. Потом выяснилось, что по бумагам Шпонька – владелец еще одного земельного участка. Дарственную цепко держал в своих руках Григорий Григорьевич Сторченко.
Шпонька заглянул к холостяку Сторченко в гости. Но тот притворился, что ничего о дарственной не знает. Желая отвлечь Шпоньку, Сторченко знакомит его со своими сестрами. Вечер прошел славно и натолкнул расспросившую о нем тетушку совсем на другие мысли. Она размечталась о внуках. Уже вместе они идут к соседям, и тетушка останавливает выбор на Марье Григорьевне. Оробевшему Шпоньке снятся кошмары с участием жены, к которой он не знает, как подойти. Вот она с гусиным лицом, а вот почему-то у него в ухе. Тетушка уже готова отступить от своего плана…
На этом месте история обрывается: жена пасечника Рудого Панька использовала листы концовки при изготовлении пирожков.
Заколдованное место
Однажды в детские годы рассказчика-дьячка произошла такая история. Его отец уехал в Крым продавать табак. С собой он взял трехлетнего сынишку. В доме остались дед, мать рассказчика, и его братья. Дед любил поболтать и выпить с проезжавшими чумаками (обозниками).
В этот раз он так разошелся, что заплясал в огороде. Только странное дело: ноги его каждый раз останавливались возле грядки с огурцами. А после прямо от огурцов он чудесным образом переместился в поле. Пошел домой, и заметил на какой-то могилке огонек свечи. Старик догадался, что так нечистая сила указывает ему место клада. На другой день вновь через огуречную грядку он «провалился» к месту клада. Выкопал котел, отбился от нечистых духов. Но дома обнаружил в котле только мусор и всякую дрянь. Понял дед, что нечистый его дурачит – и огородил загадочную грядку. С тех пор там ничего полезного не росло, зато всходило «черт знает что такое!»
Читательский дневник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя
Сюжет
Восемь историй, собранных для читателей пчеловодом Рудым Паньком. В «Сорочинской ярмарке» находчивый парубок Грицько получает в жены любимую Параску. Вместе с цыганом они «оживляют» для посетителей ярмарки (и прежде всего, для пугливого будущего тестя Солопия Черевика) старое предание о черте, который ищет в торговых рядах свою разодранную на куски красную свитку (род одежды). Грицько «спасает» Черевика и от черта, и от обвинения в краже кобылы, и тогда, несмотря на протесты мачехи, Черевик выдает Параску за парня.
«Майская ночь, или утопленница»: Левко чудесным образом получает в жены Ганну. Соперником его был собственный отец. Левко помог утопленнице, которую погубила и изгнала мачеха-ведьма. Девушки давно уволокли ведьму на дно, но она приняла схожий с ними облик и затаилась. Левко нашел ее среди девушек – и получил от утопленницы в награду записку для отца с требованием от самого комиссара устроить свадьбу.
«Пропавшая грамота» – история о том, как у деда рассказчика нечистая сила отняла важную грамоту для самой царицы. И он получил ее назад, перекинувшись с ведьмой в картишки. Дед осенил карты крестом – так и выиграл. Грамоту он доставил, но дома с тех пор шалила нечистая сила, побуждая раз в год идти вприсядку его жену.
В истории «Ночь перед Рождеством» кузнец Вакула получает в жены капризную и богатую Оксану, дочку Чуба. Он выполняет ее вздорный приказ: подарить черевички (башмачки), которые сама царица носит. Оседлав черта (ухажера его матери Солохи), парубок добывает в Петербурге черевички.
«Страшная месть»: все началось с истории братьев, один из которых, завидуя, убивает другого, да еще вместе с сыном. С тех пор весь род его проклят и последний в нем – мерзкий колдун. Тот, что домогается любви своей дочки Катерины, губит ее мужа Данилу, а после и маленького сына. А после убивает и ее саму, безумную от горя. В ужасе от собственных преступлений и приближающегося возмездия старик просит молитв святого монаха, но тот не соглашается. Монах становится последней жертвой злодея. В финале он гибнет сам, и низвергается в пропасть Карпат.
В незавершенной повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» робкий племянник, поручик в отставке, хозяйствует вместе с тетей на хуторе. Между тем, по бумагам Шпонька – наследник еще одного надела земли. Только вот бумаги эти – в руках Григория Сторченко, и отдавать он их не желает. Тетушка предлагает брак с одной из его сестер. Но тут уж сплоховал сам Шпонька: жена представляется ему каким-то странным существом, которое наверняка его погубит.
«Заколдованное место»: пляшущего в подпитии героя истории от грядки с огурцами нечистая сила переносила в поле, к месту предполагаемого клада. Он добыл там котел, но не с добром, а всяким сором, зарекся слушать черта, и заметил, что в проклятом месте растет что-то странное и явно несъедобное.
Отзыв
Поэзия народной жизни, национального своеобразия, пленительные картины природы, быт и уклад украинского села. В повестях добро торжествует над злом, влюбленные находят свое счастье: ведь для настоящей любви нет преград.
Соседство мира людей и мира потустороннего, превосходство человека над нечистой силой. Добрый юмор, смешанный с фантастикой, романтикой, выразительный, колоритный язык.