Про что рассказ мцыри
Кратко «Мцыри» М. Ю. Лермонтов.
Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: молодой послушник-грузин, выросший в плену в русском монастыре, пытается вырваться на свободу.
Но воздух воли оказался слишком пьянящим для него, и он погибает, так и не успев познать жизнь. Эпиграф к «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю», – идеально отражает внутреннее состояние главного героя.
Очень краткий пересказ поэмы «Мцыри».
Однажды русский генерал, проезжая к Тифлису, оставляет в придорожном монастыре пленного мальчика – грузина лет 6. Ребенок болен, генерал опасается не довезти его, а потому решает отдать на поруки монахам – авось поставят малыша на ноги.
Мальчик остается в обители. Лермонтов называет его Мцыри. В переводе с грузинского – «послушник» или «чужеземец». Постепенно Мцыри поправляется. Он вырастает под покровительством старого монаха. Читает исключительно церковные книги, внешне тих и покорен. Но душа его полна тоски по родине, и однажды, перед постригом, он сбегает.
Мцыри на воле дышит полной грудью, он готов к приключениям. Слышит доносящиеся издалека песни юной грузинки, не может насмотреться на родные горы и реки. Он счастлив. Вступает в схватку с диким барсом, побеждает. Но сам при этом получает смертельные ранения. В своих блужданиях возвращается машинально к стенам своего монастыря – своей темницы.
Главные герои и их характеристика:
Основной персонаж поэмы, от лица которого и идёт повествование — молодой горец Мцыри.
Второстепенные герои и их характеристика:
В тексте встречаются и другие герои, играющие эпизодические роли: генерал, старый монах, грузинская девушка и дикий барс.
Краткое содержание поэмы «Мцыри» подробно по главам.
В нескольких главах перед читателем разворачивается целая драма – короткая жизнь Мцыри.
Перед внутренним взором читателя – прекрасная горная местность, где текут реки Арагва и Кура, где некогда был монастырь, а теперь замерла жизнь. Остался там лишь старик седой, старый монах, который сметает «пыль с могильных плит», забытый богом и людьми.
Все напоминает о временах, когда «божья благодать» сошла на Грузию: некогда вольная страна сдалась русскому царю, и теперь под защитой и охраной русских «дружеских штыков» живет, не зная горя.
Однажды русский генерал, проезжавший из гор к Тифлису, оставил в местном монастыре больного ребенка-грузина шести лет.Он взял мальчика в плен. Дорогой ребенок тяжело занемог, пришлось поручить заботы о нем монахам.
Благодаря заботам монаха-чернеца мальчик «Мцыри» был спасен, хотя поначалу «пищу отвергал», слабел и чах. Все-таки он выздоровел. Вырос, возмужал, готовился принести монашеский обет. Был одинок и задумчив, любил уединение.
К плену он привык – так казалось всем окружающим. Но однажды Мцыри исчез. Через три дня его без чувств нашли неподалеку от монастырских стен. Он быстро угасал на руках у старика-монаха, любившего его с детства, но перед смертью поведал тому историю своего исчезновения.
Мцыри умирает, а перед смертью решает облегчить душу, исповедаться старику. Он вспоминает, что всегда хотел окунуться в иной, чудесный мир, где царит любовь, кипят земные страсти, где есть воля и свобода. В своей исповеди юноша говорит, что мечтал жить именно так, признает эти свои желания и умирает, не прося ни у кого прощения за свой побег и свои дерзкие мысли.
Мцыри горько пеняет старику: «Зачем меня от смерти спас?». Он вспоминает, что очень хотел, но никому не мог сказать «священных слов «отец и мать». Наблюдая за изредка появлявшимися в монастыре людьми, мальчик видел, что у всех есть кто-то родной, у него же никого не было.
И тогда он принес клятву хоть раз в жизни суметь прижать к груди родного человека, чего бы это ему ни стоило, хоть самой жизни.
Но мечты погибли. Молодой человек умирает, не успев начать жить.
Умирающий Мцыри уверяет, что могила не страшит его. Но ему жаль покидать этот мир во цвете лет, он словно только начавший распускаться цветок.
Юноша говорит старому монаху, что тот был молод, видел мир, успел испытать любовь, а теперь его желания угасли. Он же, Мцыри, так и не познал жизнь, а теперь стоит на пороге смерти.
Мцыри рассказывает, что во время своего трехдневного странствия видел горные хребты и поля, перед ним раскинулся, раскрылся во всем своем великолепии Кавказ, разросшиеся мощные деревья с раскидистыми кронами.
Он видел, как облака в предрассветной дымке направляются к востоку, как просыпается чудесный мир вокруг. А тайный голос шептал ему, что где-то на Кавказе мальчиком жил и он, именно в тех местах. И стала постепенно просыпаться память о детских годах.
Услужливо подсказала память Мцыри, что у него были и сестры–молодые девушки со «сладостными очами», что пели песни над его колыбелью. Отцовский дом и мирные рассказы стариков у очага – все это вырвалось из глубин детской памяти.
Старик хочет знать, что делал послушник, убежав на волю. Мцыри рассказывает о трех блаженных днях, которые он провел впервые в жизни так, как хотел. Он давно лелеял мечту вырваться из неволи. Убежал Мцыри в грозу – когда все монахи, испугавшись, лежали ниц на земле, и молились.
Он обняться с ветром «был бы рад» – и осуществил свою мечту. Юноша спрашивает старика: могли ли монахи дать ему такую дружбу «меж бурным сердцем и грозой», то есть истинное наслаждение свободой?
Долго бежал Мцыри, стремясь скорее попасть на родину, которую смутно помнил. Наконец прислушался: погони нет. Его пьянила свежесть лесов, он даже почти не устал, но прилег отдохнуть «меж высоких трав». Гроза утихла.
Природа вновь наполнилась звуками, запели птицы, где-то завыл шакал. Мцыри не испытывал страха, хотя и вынужден был прятаться, чтобы его не нашли. Он чувствовал себя своим здесь, на вольном воздухе, в своем мире.
Был глухой ночной час, ближе к рассвету юноша услышал шум мощного потока воды. Небо посветлело, запели птички. Небо озолотило солнце. Мцыри прислушался к звукам реки, которая шумела прямо под ним, и понял, что лежит он на самом краю бездны. В этот миг он по-настоящему испугался.
Тем временем природа оживала. Воздух был свеж и прозрачен, рядом вились виноградные лозы, полные спелых ягод. Мцыри «прислушиваться стал».
Щебетали птицы, все живое словно переговаривалось между собой, наполняя мир вокруг звенящими загадочными голосами. Слушая, провел юноша полдня, и наконец, начал томиться жаждой: наступал жаркий полдень.
Тогда он осторожно начал спускаться к бурному потоку. Это было опасно, однако молодой человек сумел не сорваться. Благополучно завершив спуск к реке,он жадно припал губами к холодной воде. И услышал легкий шум шагов.
Спрятавшись, Мцыри продолжает слушать – звучит песня. Раздается вольный голос молодой грузинки, она идет набрать воды в кувшин.
Держа кувшин над головой, юная девушка в чадре шла к источнику. Бедный наряд не только не умалял красоту, а казалось, даже подчеркивал ее.
Красавица была стройна, плотная ткань окутывала стан, лицо же было открыто. Послушник увидел «мрак очей», полный «тайнами любви», почти физически ощутил жар ее уст и щек.
Девушка, не прекращая петь, опустила кувшин в воду, наполнила его. В этот момент юноша потерял сознание от переполнявших его чувств.
Очнувшись, он увидел, что девушка удаляется с полным кувшином, направляясь к двум саклям вдали. В одну их них красавица вошла, затворив за собой дверь.
Изнуренный молодой человек лег отдохнуть, уснул, ему виделась во сне прекрасная грузинка. Пробудившись ночью, Мцыри смотрит в сторону «знакомой сакли» – там мерцает огонек.
Но туда он идти не хочет, так как собирается найти отчий дом. Как рассвело, Мцыри снова направляется в путь. Однако он «с пути сбиваться стал». Горы юноша потерял из виду.
В бешенстве и отчаянии Мцыри рвал терновник, забирался на высокие деревья, чтобы увидеть дорогу, но все напрасно – лишь вечный лес простирался вокруг.
Мцыри рыдал, но не смел позвать никого на помощь. Он понимал, что к людям нельзя, для всех он чужой.
Юноша вспоминает, что в детские года он никогда не плакал, а тут слезы вольно лились, и вырвавшийся на свободу послушник «плакал без стыда». Вдруг внимание Мцыри привлекли искры, он увидел тени – и зверя, выскочившего из чащи на поляну.
То был мощный, красивый барс, явно радовавшийся своей силе и энергии. Он грыз большую кость. Мцыри почуял радость от того, что встреча в бою с барсом неизбежна. Отломив сук от дерева, он затаился и ждал.
На груди Мцыри остались следы когтей. Они уже не заживут – так говорит он старому монаху. Собрав последние силы, забыв про страшные раны, юноша устремляется на поиски родного аула.
Мцыри вышел из леса. Оглядывая местность, он начал понимать, что эти края ему знакомы. Присмотревшись внимательнее, увидел вдали аул.
И тут прозвучал звон колокола, который показался ему похоронным звоном: Мцыри понял, что в своих скитаниях вновь вернулся к монастырским стенам. То был не страшный сон: то была правда. Он бесполезно скитался несколько дней, чтобы вновь подойти к тюрьме, из которой бежал.
Мцыри печально размышляет: напрасно томился он желаньем и тоской столько лет. Напрасно все его помыслы обращались к родному дому и милому сердцу краю.
Он уподобляет себя тепличному цветку, который пересаживает добрая рука в богатый сад. Но цветок вянет с первыми жаркими лучами солнца.
Вступил в свои права полдень. Мир божий спал – Мцыри тоже одолела сонливость. Все вокруг словно лишилось звуков: не вскрикнул коростель, не прожужжала стрекоза, не зажурчал ручей.
Мир будто впал в оцепенение. Мцыри, пребывая в спутанном сознании, скорее чувствовал, чем видел, что недалеко проползла и скрылась змея.
Мцыри хотел встать, закричать – и не мог. Юноше почудилось, будто он лежит на дне глубокой реки, где царят холод и покой. Вокруг плавают рыбки, и золотая рыбка успокаивающе, точно родная мать, нашептывает ласковые слова.
Этот бред был приятным, приносил облегчение. Сознание Мцыри затуманилось, и он провалился в небытие, свет божий вокруг померк.
Исповедь юноши окончена. Остальное старику монаху известно. Это ему рассказали иноки, нашедшие и принесшие Мцыри в монастырь. Молодой послушник готов к смерти, но его печалит, что труп его будет лежать в чужой земле.
Мцыри предчувствует кончину, говорит старику: «Дай руку мне! Прощай!». Его рука в огне, старик ощущает, что молодого человека сжигает внутреннее пламя, в котором горят все несбывшиеся мечты и надежды.
Последняя просьба юноши: он хочет, чтобы его положили в саду, где цветут акации. Там, с этого места, «виден и Кавказ», то есть родина Мцыри, к которой он так стремился всеми помыслами.
Там душа может легко полететь к родным местам. И тогда, обещает умирающий, «…я засну и никого не прокляну!». В сердце его нет зла на поработителей, его пленивших.
Истории создания поэмы «Мцыри».
Поэма «Мцыри» была написана в 1839 году. Но Лермонтов лелеял замысел этого произведения с самой юности, с 17-летнего возраста.
Вероятно, он сумел воплотить его в жизнь, только когда соединились в стройную картину в его воображении сразу несколько романтических легенд и правдивых историй, слышанных им на Кавказе. Так, он давно знал байку о битве юноши и барса (тигра).
А история с похищением мальчика была истинной – ему рассказал ее однажды монах, которого пленил и отвез в монастырь генерал Ермолов.
Поэма «Мцыри» – это печальная, но героическая история человека, не покорившегося обстоятельствам и не предавшего свою мечту.
«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты: Wikimedia / М. Ю. Лермонтов
Величественной природе Кавказа, его гордым и свободолюбивым людям посвятил Лермонтов поэму «Мцыри». Краткое содержание поможет узнать историю романтического витязя. Полезен также анализ «Мцыри», в котором представлен разбор тематики, жанровых и композиционных особенностей произведения Лермонтова.
«Мцыри»: краткое содержание
«Мцыри» — поэма, которая написана в 1839 году и опубликована годом позже. Подобную романтическую историю Лермонтов однажды услышал на Кавказе и решил воссоздать ее в поэтическом слове.
Краткое содержание «Мцыри» таково:
Мцыри в горах: YouTube / MyBook
Чем же стали дни побега для Мцыри? Кратко их можно описать так:
Так, в восьмой главе автор рассказывает о том, какие эмоции вызвала у главного героя гроза, которая для него словно родственная, мятежная душа.
В следующих главах он любуется природой, ручьем, небесным сводом. Юноша очень тонко ощущает природу, его душа откликается на все ее проявления, но ему трудно найти слова, чтобы описать свое состояние.
В таком состоянии выходит из леса Мцыри. О чем он думает? Юноша пытается понять, куда пришел, надеется на встречу с родными.
Но внезапно слышится звон колоколов — он вновь перед монастырем. Выходит, что все было зря. Обессиленный, юноша падает и видит сон о рыбках, которые играют на дне реки и уговаривают его принять холод и покой. Таким израненным и без сознания находят его монахи.
История Мцыри: YouTube / MyBook
Перед смертью главный герой жаждет в последний раз увидеть любимый Кавказ — голубое небо и цветущие акации. С мыслями о родине он успокаивается и прощается жизнью.
«Мцыри»: анализ произведения
История создания «Мцыри» связана с первой ссылкой Лермонтова на Кавказ, которая состоялась в 1837 году. Принято считать, что тогда одинокий монах рассказал ему историю своей жизни. Она и стала основой поэмы. Монаха оставили когда-то ребенком при монастыре, воспитывали там. Он много раз пытался бежать, а однажды серьезно заболел после очередной попытки.
Разобраться в художественных особенностях произведения поможет аналитическая справка:
Основная мысль поэмы находится в плоскости личностных отношений, заключена в идеи свободы. Поэт задумывается о проблемах угнетения народов, когда власти используют насильственные методы, стараются подавлять и уничтожать волю аборигенов.
Тему свободы Лермонтов раскрывает сразу в двух измерениях:
Воспитанный в неволе Мцыри, который оказался в плену из-за войны, чувствует себя одиноко среди монахов. Его влечет свободная и вольная жизнь, а монастырские стены тяготят. Выход один — побег. И вот пусть на три дня свободолюбивый юноша обретает желанную свободу. Оказывается, что он не может жить самостоятельно, вне монастырского плена.
Мцыри никогда не любили родные люди, ему неизвестны забота и поддержка. Встреча с молодой девушкой приоткрывает ему завесу иной жизни, однако найти в нее дорогу у него так и не получается.
Свободолюбивый Мцыри: YouTube / MyBook
Таким образом, главная тема поэмы — призыв к свободе, борьба против угнетателей. Автор настаивает на том, что в любой ситуации надо искать правильный путь и возможность улучшить свою жизнь.
Композиция в поэме замкнутая: действие заканчивается там, откуда началось. В самом начале дается объяснение, почему мальчик оказался в монастыре, показаны его воспитание и жизнь. Завязка — побег, кульминация сюжета — жестокая схватка с барсом. Важно, что Мцыри не только смело борется, но и выходит из поединка победителем.
Многообразные художественные средства, метафоры, эпитеты, сравнения, которые использовал автор, накаляют страсти, наполняют поэму эмоциональностью и одухотворенностью. Злой рок пересиливает юношу, и он вновь оказывается в монастырских стенах.
В состоянии между жизнью и смертью главный герой открывает душу старому монаху. В исповеди подробно описывает три дня побега без сожалений и желания что-либо исправить. Ему удалось почувствовать воздух свободы, дышать полной грудью и радоваться жизни. В развязке Мцыри счастлив, хоть и умирает, но никого не проклинает.
По жанровым признакам произведение — поэма. Здесь раскрываются разные периоды жизни главного героя: раннее детство, отрочество, побег и гибель. Юноша так хотел свободы, что ради пожертвовал своей жизнь. Он романтический герой. Отметим, что сам Лермонтов — бунтарь и борец. Романтическое направление представлено во многих его произведениях и ярко выражено в этой поэме.
Одиночество, любовь к родной земле, бунт против устоев — обо всем этом повествует «Мцыри». Краткое содержание знакомит со страстной и бунтарской натурой главного героя. К тому же события происходят на Кавказе, где люди от природы очень свободолюбивые.
Художественное своеобразие и актуальность проблем делают поэму интересной и для современного читателя. Полный текст поможет глубже проникнуться ее значимостью и красотой.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Краткое содержание «Мцыри»
Всего получено оценок: 15878.
О произведении
Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. На Военно-Грузинской дороге, в Мцхете, он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.
Чтобы составить более полное впечатление о произведении Лермонтова Михаила Юрьевича, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам.
Место и время действия
События поэмы происходят в первой половине XIX века в Грузии, в монастыре и в горах вокруг него.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.
Глава 1
В месте слияния двух рек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет под покровительством России, «за гранью дружеских штыков».
Глава 2
Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует. Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обета Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь. Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.
Главы 3-5
«Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь, а Мцыри ее лишен.
Главы 6-7
Глава 8
Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре. Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой. На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?
Главы 9-13
Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать о его мыслях в то время. Но все же Мцыри хотел бы снова о них рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.
Затем у ручья раздается волшебный голос: это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.
Главы 14-15
Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родного края. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.
Главы 16-19
В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.
Главы 20-23
Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…». Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его. Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.
Главы 24-26
«Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…»
Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».
Заключение
Как видим, в поэме «Мцыри» поднимается ряд характерных для творчества Лермонтова мотивов: мотив одиночества, любви к родине и бунта против привычных устоев. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Сам стих в «Мцыри», по словам критиков, звучит отрывисто, будто падающий меч. Усиливает романтические мотивы и место, где развиваются события – Кавказ, страна вольности. Благодаря художественному своеобразию произведения и актуальности изображенных в нем проблем поэму «Мцыри» читать интересно и сегодня. Поэтому после прочтения краткого пересказа «Мцыри» Лермонтова советуем вам познакомиться и с полным текстом поэмы.
Тест по поэме «Мцыри»
После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.
Мцыри (герой)
Мцыри (в переводе с грузинского «послушник») – главный герой одноименной романтической поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова. В центре сюжета – судьба юноши, волею случая оказавшегося в старинном грузинском монастыре. Произведение, написанное в форме исповеди, дает яркое представление об образе Мцыри, о его воспоминаниях и сокровенных мечтах, главной из которых является мечта о свободе.
Описание героя
Предыстория Мцыри
Монастырь Джвари, в котором предположительно жил Мцыри
Шестилетний мальчик, живший в одном из горных селений, был взят в плен русским генералом. По дороге в Тифлис ребенок тяжело заболел, и генерал оставил его в одном из монастырей под присмотром местных монахов. Мальчик выздоровел и остался в обители, где провел годы детства и отрочества.
Юный пленник долго привыкал к жизни в монастыре. Сначала он настороженно присматривался к монахам, но видя их доброе отношение, перестал дичиться, начал понимать незнакомый язык, сердце его постепенно оттаяло. Он выполнял обязанности послушника и никогда не покидал стен обители. Вместе со всеми трудился на благо монастыря, был окрещен и исправно служил в церкви, вознося молитвы богу.
Духовные страдания Мцыри
Иллюстрация Д. Константинова
Шли годы, Мцыри свыкся с окружающей обстановкой и людьми, но все время ощущал себя совершенно чужим и одиноким. Затворническая жизнь угнетала его, он чувствовал свое предназначение в чем-то другом и мучительно старался понять – кто же он? Романтик в душе, он не хотел мириться с тем положением, которое ему определила судьба. Его память хранила воспоминания об иной жизни, «где люди вольны, как орлы». Мцыри любил смотреть на восток, в такие минуты перед ним возникали смутные очертания селения, расположенного высоко в горах, образы сестер и отца. Трагизм его положения состоял в том, что он был «душой дитя», наполненное жаждой жизни, но «судьбой монах», то есть человек, вынужденный отречься от жизненных радостей. Неприятие реальной действительности и пронзительная тоска по родине соединялись в нем и порождали острую мечту о свободе. Внешнее смирение Мцыри в период жизни в монастыре не имело ничего общего с его страстной, свободолюбивой натурой. Поэтому единственный выход из этой ситуации юноша видел в побеге, к которому готовился уже давно. Его единственной мечтой было:
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Побег на свободу
Иллюстрация И. Глазунова
За стенами монастыря Мцыри ожидал огромный и прекрасный мир с неповторимой природой Кавказа. С детства лишенный возможности созерцать красоту родных мест, испытывать единение с грозой и бурными потоками, наслаждаться цветущими долинами и заснеженными вершинами, Мцыри впервые познал абсолютное счастье. Три дня свободы подарили юноше такие впечатления, о которых он даже не подозревал, находясь в мрачных застенках обители.
Одним из самых ярких моментов стала встреча с юной грузинкой. Девушка спускалась к берегу, чтобы набрать воды, и ее красота и волшебное звучание песни восхитили Мцыри. Нахлынувшее на него чувство не имело ничего общего с телесным волнением молодого мужчины. Оно было лишено того физического и приземленного, чем всегда сопровождается любовная страсть. То, что испытывал Мцыри, было возвышенным и прекрасным и относилось лишь к духовной сфере героя, способного непорочно воспринимать женскую красоту.
Скоро Мцыри убедился в том, что мир может быть не только прекрасным, но и полным опасных неожиданностей. Особенно это касается неподготовленных к испытаниям людей, к числу которых принадлежал герой. Всю жизнь Мцыри мечтал о свободе, но оказавшись на воле, он понял, что неприспособлен к такой жизни. Мучительный голод, неумение ориентироваться, страх перед темнотой – такими испытаниями обернулась для юноши вожделенная свобода. Она поставила его перед фактом
Иллюстрация В. Полякова
осознания своего бессилия, но и в отчаянии Мцыри не хочет принимать помощь от людей, которые остаются для него чужими. Даже свирепый барс не вызывает в нем такого отчуждения, которое он испытывает к людям. В диком звере Мцыри видит противника, достойного уважения, с которым предстоит сражаться на равных. В этой битве автор показывает не покорного послушника, проводившего все время за молитвой, а жестокого и грозного бойца, одерживающего победу над хищным и сильным зверем.
Несколько дней непрерывных блужданий и раны на теле после схватки с барсом окончательно лишают героя последних сил. Его отчаяние усугубляется осознанием того, что он заблудился, когда снова вышел к стенам ненавистного монастыря. Душевная безысходность сказывается на физическом здоровье героя, и он теряет сознание. В таком состоянии его находят монахи и вновь возвращают в обитель.
Исповедь
Иллюстрация Л. Пастернака
Исповедовавший Мцыри старец спросил у него, по какой причине он сбежал из монастыря? Монах помнил, как генерал передал ему в руки умирающего мальчика, сколько сил ему пришлось вложить, чтобы выходить ребенка и стать ему духовным наставником. Он не сомневался в том, что Мцыри дорожил таким участием и прекрасно чувствовал себя в стенах обители. Старик не догадывался, что во взрослеющем послушнике назревает протест против заточения в неволе, поднимается волна свободолюбия, желание жить полноценной жизнью независимого человека.
Юноша упрекает старца в том, что спасение обернулось для него неволей, а возвращение в монастырь страшнее, чем жестокая схватка с диким барсом. Несмотря на свою мечту, Мцыри так и не смог найти дорогу на родину. По его словам, «на нём печать свою тюрьма оставила». Он понимает, что его побег был обречен на неудачу и сравнивает себя с тепличным цветком, мечтающим оказаться в саду. Но когда на небе зажигается восход, нежный цветок сгорает под первыми лучами южного солнца.
Роль героя в произведении
Автор противопоставляет спокойную, но не лишенную пороков жизнь цивилизованного общества, в котором люди чувствуют себя рабами условностей, дикой и необузданной природе, дающей человеку духовное освобождение. М.Ю. Лермонтов воспевает стремление к свободе и любовь к отечеству, как важнейшие ценности человеческой жизни.
В образе главного героя заключена трагедия личности, насильно изолированной от окружающего мира со всеми его проявлениями: безграничными возможностями, красотой, рисками и опасностями. Внешне человек может свыкнуться с жизнью в неволе, но его душа не станет мириться с неполноценностью своего существования. К сожалению, те умения, которые были необходимы Мцыри для жизни в настоящем мире, так и остались в зачаточном состоянии из-за долгого пребывания в монастыре. Герой на самом деле был подобен цветку, никогда не видевшему солнца. Это же солнце, о котором так мечтал Мцыри, убило его своими жаркими лучами.
Развитие героя по мере сюжета
Подобно всем романтическим героям, образ Мцыри лишен ярко выраженной эволюции. Тем не менее, развитие героя на протяжении сюжета состоит в изменении его духовных переживаний. Сначала Мцыри питает надежды, что предстоящий побег откроет ему путь к долгожданной свободе. Оказавшись на воле, герой испытывает восторг и упоение, которые вскоре сменяются осознанием иллюзорности мечты вновь оказаться на родине. Невозможность отыскать дорогу домой лишает героя последних сил. Он падает и приходит в себя все в том же монастыре, куда его принесли сердобольные монахи. Герой понимает, что умирает, но причиной его смерти становится не физическое измождение, а нежелание провести остаток жизни в неволе.
Отношение автора к герою
М.Ю. Лермонтов с любовью относится к своему герою. Так, он дарит Мцыри три дня, во время которых юноша наслаждается не только свободой, но и первым, еще неизведанным чувством любви к молодой девушке. В борьбе со свирепым барсом Лермонтов показывает бесстрашие героя, его силу и отвагу. Мечта о свободе приводит Мцыри к смерти, но умирает он несломленным и счастливым от того, что хоть какое-то время смог побыть свободным. Он никого не винит, понимая, что сам стал заложником обстоятельств, лишь небольшая грусть навсегда остается в его сердце. Мцыри проигрывает в своей борьбе за свободу, но для поэта это не самое главное. Он ценит в своем герое силу воли, бесстрашие, любовь к своим корням.
Прототипы
Существует версия, что в основе сюжета поэмы лежит реальный эпизод из жизни М.Ю. Лермонтова. По дороге в свою первую ссылку на Кавказ поэт встретил одного монаха, который рассказал ему свою историю. Его, тогда еще маленького ребенка, взял в плен генерал Ермолов. В дороге мальчик заболел, и Ермолову пришлось оставить его в одном из монастырей. По словам монаха, он долго не мог привыкнуть к суровой обстановке, царившей в обители, и несколько раз пытался сбежать. Очередной побег едва не закончился его гибелью. После этого он оставил мечты о свободе и навсегда остался в монастыре.
Другим вероятным прототипом мог стать известный художник П.З. Захаров. В детстве его похитил и привез в Тифлис все тот же генерал Ермолов. Цель, которую преследовал этот человек, до сих пор остается неизвестной.
Ряд литературных критиков, лично знавших М.Ю. Лермонтова, находят поразительное сходство поэта с его героем. И тот, и другой отличались страстностью натуры и постоянным стремлением к свободе. Лермонтов, как и его герой, с детства был оторван от родных и после смерти матери воспитывался у бабушки. Если тюрьмой для Мцыри стал реальный монастырь, то для Лермонтова такой тюрьмой стала реакционная обстановка, царившая в то время в России. Ее силы подавляли малейшее проявление инакомыслия и свободолюбия. Для поэта и его героя Кавказ становится олицетворением свободы и вольности.
Экранизация героя
В 1977 году режиссером Заалом Какабадзе был поставлен телевизионный фильм-балет «Мцыри» по мотивам одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова. Музыку к фильму написал композитор Давид Торадзе, главную партию исполнил известный артист балета Михаил Лавровский.