Про что произведение ревизор

«Ревизор» (Н. Гоголь)

Цитата: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

История создания

Как-то раз беседовали Гоголь и Пушкин. Гоголь сказал, что видит за комедией как жанром большое будущее. А Пушкин рассказал забавную историю из жизни — о том, как лжеревизор приехал в город и обобрал всех жителей. История Гоголю понравилась — и он написал комедию «Ревизор».

Проблематика:

Смысл названия: действие комедии действительно обращается вокруг мнимого ревизора Хлестакова и подлинного, так на сцене и не появившегося. Однако смысл названия шире: все преступления, мошенничества, обманы рано или поздно будут раскрыты. Ничто не сходит с рук, и образ ревизора — это напоминание о неминуемой ответственности за свои поступки.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: комедия.

Жанровые особенности: главной жанровой особенностью «Ревизора» является трагикомический характер. Смех в данном случае — сатирический, не всегда весёлый.

Время и место действия: действие происходит в период царствования Николая I в маленьком провинциальном городке.

Действующие лица

Краткое содержание

Действие 1

Городничий собирает чиновников и объявляет: в город тайно едет ревизор. А ведь в городе безобразие и взяточничество — необходима хотя бы видимость порядка. Кстати, для порядка городничий просит почтмейстера вскрывать и читать все письма (тот охотно соглашается и говорит, что давно это делает из любопытства).

Бобчинский и Добчинский говорят, что ревизор, по всей видимости, уже приехал: это Иван Александрович Хлестаков из Петербурга, который уже больше недели живёт в трактире и ни за что не платит.

Городничий приказывает немедленно обеспечить видимость деятельности и спешит познакомиться с Хлестаковым.

Жена и дочь городничего посылают служанку поглядеть на Хлестакова и узнать, хорош ли он собой.

Действие 2

Слуга Хлестакова Осип лежит на кровати и рассуждает, как хозяин все деньги промотал, а теперь не может даже пообедать. Приходит Хлестаков. Он посылает Осипа взять в долг табаку, но Осип отказывается: в долг уже не дают. Хлестаков всё же требует обед в кредит. Размышляет, что можно продать костюм и отдать часть долгов (но лучше не продавать и в костюме домой вернуться). Осип приносит обед, Хлестаков ругается (обед невкусный), но ест.

К Хлестакову приходит городничий. Хлестаков пугается, угрожает, что будет жаловаться министру. Городничий тоже паникует, пытается дать Хлестакову взятку. Хлестаков взятку не берёт, но в долг 200 рублей — с радостью. Городничий подсовывает 400. Хлестаков честно признаётся, что едет в деревню к отцу, но этому городничий не верит. Он приглашает «ревизора» пожить в своём доме, пишет записку жене, чтобы та подготовилась, и передаёт с Добчинским.

Действие 3

Жена городничего получает записку. Они с дочкой тут же начинают выбирать платья. Тем временем Осип приносит чемоданы Хлестакова, и его хорошо кормят.

Хлестаков объехал с чиновниками весь город, всё посмотрел, вкусно поел. Узнаёт, где бы в городе поиграть в карты — ему отвечают, что в карты ни в коем случае нигде не играют. Прибыв в дом городничего и познакомившись с его женой и дочкой, Хлестаков начинает фантазировать: и с Пушкиным он дружит, и суп ему из Франции возят. Его рассказ совершенно неправдоподобен, но все ему верят. Хлестаков уходит отдохнуть, а все в ужасе: какой большой человек! Городничий на всякий случай даёт взятку Осипу и просит квартальных караулить, чтоб к Хлестакову никто не пришёл с жалобами.

Действие 4

Чиновники по очереди посещают Хлестакова и дают ему взятки. Хлестаков берёт «в долг». Он догадывается, что его приняли за какого-то важного человека, и описывает эту историю в письме своему другу — журналисту Тряпичкину.

К Хлестакову приходят с просьбами и жалобами, а сам он заигрывает то с дочкой городничего, то с его супругой. В результате делает предложение дочке городничего (что служит поводом одолжить ещё денег).

Действие 5

Жена и дочь городничего мечтают о жизни в столице и о богатстве. Все приносят городничему поздравления. Городничий упивается будущей властью.

Приходит почтмейстер и читает письмо Хлестакова. Все кричат, что Хлестаков ни капли не был похож на ревизора, обвиняют во всём Бобчинского и Добчинского. Входит жандарм и объявляет, что в город прибыл ревизор. Немая сцена.

Экранизации

«Ревизор» (СССР, 1933); «Ревизор» (СССР, 1952); «Инкогнито из Петербурга» (СССР, 1977); «Ревизор» (СССР, 1982; телеспектакль); «Ревизор» (Россия, 1996).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто приносит новость о том, что ревизор уже приехал?

Ответ. Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский. Они прибегают к городничему со словами: «Бобчинский. Чрезвычайное происшествие! / Добчинский. Неожиданное известие!» — и рассказывают о неком молодом человеке, который уже вторую неделю в городе и «престранно себя аттестует: другую уж неделю живёт, из трактира не едет, забирает всё на счёт и ни копейки не хочет платить».

Хлестаков вовсе не пытается убедить чиновников, что он является ревизором. Почему его всё-таки принимают за ревизора?

Ответ. Чиновники города N знали, что за ними много прегрешений, и боялись разоблачения. Поэтому когда Бобчинский и Добчинский выдвинули теорию о том, что Хлестаков и есть ревизор, городничий им легко поверил. Хлестаков быстро понял, что его принимают за другого, и решил этим воспользоваться.

Образ Хлестакова во многом перекликается с образом главного героя другого произведения Гоголя. Укажите фамилию этого героя.

Ответ. Чичиков.

Главный герой «Мёртвых душ» гораздо более хитрый и деятельный, нежели Хлестаков. Но по сути они похожи: Хлестаков позволяет считать себя ревизором, Чичиков скупает фиктивную собственность, и оба героя — мошенники.

Источник

Ревизор — краткое содержание и анализ

Ревизор – это комедия, предназначенная для постановки на театральной сцене. Пьеса, вышедшая из-под пера гениального автора позапрошлого столетия, сохраняет свою актуальность до сих пор.

Про что произведение ревизор

Сатирические произведения занимают важное место в творчестве Николая Васильевича Гоголя. Тонким и остроумным сатириком, чувствующим и обличающим общественные и человеческие пороки, писатель предстает в своих знаменитых произведениях «Мертвые души» и «Ревизор».

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В. Гоголь

Место и время действия

События гоголевской комедии разворачиваются в первой половине XIX столетия в провинциальном городке в центральной России. Он именуется «Городом N». Точное его местоположение не уточняется. Есть указание на то, что город N – это глушь, и он отдален от границ.

«Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»

Считается, что конкретного прототипа у Города N нет. Это собирательный образ, созданный как пародия на среднестатистический уездный город того времени.

Очень краткое содержание

«К нам едет ревизор», — такое «пренеприятнейшее известие» сообщает глава провинциального города Антон Антонович Сквозник-Дмухановский своим чиновникам. Новость их пугает. В городе бардак, многие служащие не чисты на руку. Проверка чревата лишением должностей, а в худшем случае — заключением за решетку. Причины визита петербургского гостя не ясны, герои теряются в догадках.

В это время в городе остановился проездом мелкий чиновник Иван Хлестаков и оказался в бедственном положении, проигравшись в карты. Его принимают за ревизора, который приехал инкогнито. Городничий и другие персонажи пьесы устраивают ему шикарный приём.

Молодой человек не сразу понимает причину такого повышенного внимания к нему, но быстро смекает, что к чему, и пользуется ситуацией. Он «входит в образ» ревизора, сочиняет небылицы, занимает денег, и даже сватается к дочке городничего.

Должностные лица города предлагают ему взятки, которые он, не раздумывая, принимает. Глупость местных чиновников он описывает в письме своему столичному другу-журналисту. Послание вскрывает почтмейстер. Так обитатели города узнают, что Хлестаков – не ревизор. Когда это выясняется, что-то предпринимать уже поздно — в город нагрянул настоящий проверяющий, застав героев врасплох. Пьесу завершает легендарная немая сцена, в которой Гоголь описал положение и выражение лиц актеров перед тем, как опустится занавес.

Действующие лица и их характеристика

Гоголь создал колоритные, комичные, но при этом живые и очень естественные образы, представив в своих героях разные типажи. В пьесе нет положительных героев. Автор ярко высвечивает изъяны каждого действующего лица.

Главные герои

Гоголь предварил свою пьесу описаниями характеров и костюмов героев в «Замечаниях для господ актеров».

Хлестаков — никчёмный человек. Он самозабвенно врет, слабости и ошибки окружающих стремится обернуть в свою пользу, что говорит о том, что персонаж достаточно хитер. Гоголь намеренно делает этого персонажа пустым, ничего собой не представляющим, кроме «красивой картинки».

Про что произведение ревизор

Из письма Хлестакова: «Городничий глуп, как сивый мерин»

Необразованный и недалекий человек. Большую часть своей жизни посвятил гражданской службе, на должности городничего довольно давно. Желает примерить генеральские погоны.

Городничий: «Тридцать лет живу на службе, трех губернаторов обманул»

Антон Антонович меркантилен, во всём ищет выгоду, отличный притворщик, умеет подстраиваться под ситуацию, угождать вышестоящим. Словоохотлив, говорит красиво, но серьёзных дел и поступков за его словами нет.

Двуличие, лицемерие и хитрость «помогают» городничему в жизни, в своём городе он олицетворяет закон. При этом самому ему закон не писан. Несмотря на должность градоначальника, заботы о нуждах населения Антону Антоновичу чужды.

Осип — слуга Хлестакова, крепостной крестьянин пожилого возраста.

Ввиду возраста и опыта мудрее своего барина, но по характеру — под стать ему. Осип — хитроватый расчетливый простак, услужливый и практичный. Понимает никчемность натуры хозяина и не питает уважения к нему, но вынужден прислуживать Хлестакову.

«Осип таков, как обычно бывают слуги пожилых лет», — так сам Николай Гоголь характеризовал персонажа.

Рассудителен. Пытается давать советы Хлестакову.

Про что произведение ревизор

Анна Андреевна — супруга городничего, женщина лет сорока.

Привлекательная дама аппетитных форм, по характеру наивна и тщеславна, упивается высоким положением мужа, любопытна, но при этом глупа, «как пробка». Её заботит лишь облик мужа в глазах других и собственное благополучие. Ведет праздный образ жизни, зачитывается женскими романами, любит играть в карты.

Про что произведение ревизор

Мария Антоновна — дочь городничего и Анны Андреевы, восемнадцати лет от роду.

Немногословный, но важный персонаж. В сюжете она нужна для изображения проблем воспитания и влияния родителей на образ жизни детей.

Маша во многом похожа на мать, она подрастающая «светская дама», кокетка. «Очень недурна» собой, любит наряжаться, внешняя оболочка для неё важнее, чем внутреннее содержание. При встрече с главным героем первым делом обращает внимание на «костюмчик». Имеет хороший вкус и кое-что читает.

О какой-никакой «начитанности» героини свидетельствует эпизод за обедом. Хлестаков заявляет, что он написал «Юрия Милославского». Девушка пытается подловить его на лжи, так как вспоминает фамилию настоящего автора этого произведения – Николая Загоскина.

Девушка принимает ухаживания Хлестакова, но не до конца верит в искренность его чувств.

Чиновники города N

Про что произведение ревизор

«Совершенная свинья в ермолке», — такую характеристику дает Хлестаков в письме.

Земляника толст, массивен, неуклюж. Артемий Филиппович любит выслуживаться перед начальством. Он подхалим и доносчик. Без зазрения совести он закладывает Хлестакову своих коллег, рассказывая о недостатках.

Земляника — яркий пример чиновничьего равнодушия.

Земляника о способах лечения во вверенных ему больницах: «Человек простой: если умрет, то и так умрет»

При этом, прикрываясь должностью, многие свои низменные поступки от оправдывает якобы благими намерениями. Многодетный отец, у него пятеро детей, которые в пьесе не появляются.

Про что произведение ревизор

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья, родственник и приятель Земляники.

Находится на службе около 15 лет. Имеет чин коллежского асессора. Говорящая фамилия героя дает понять, что ему, мягко говоря, не присуща щепетильность в работе. Он делает всё «тяп-ляп», что не мешает ему иметь награды. У персонажа есть две страсти — охота и собаки, в качестве взяток он принимает «борзых щенков».

В пьесе упоминается, что у Ляпкина-Тяпкина есть двое дочерей, однако о жене нет ни слова. Читатель может только предполагать, что он вдовец.

За всю жизнь прочитал всего около пяти книг, но по мнению героя этого достаточно, чтобы называться умным. Не подчиняется городничему, а потому считает себя в праве спорить с ним. С остальными же персонажами общается осторожно. В городе ходят слухи о его внебрачных связах с женой помещика.

Земляника характеризует судью как человека «самого предосудительного поведения»

Про что произведение ревизор

Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер. Любопытен, наивен, безалаберен. Своё любопытство удовлетворяет чтением чужих писем, это пристрастие позволяет ему разоблачить «мнимого ревизора».

Хлестаков подозревает его в пристрастии к алкоголю и называет подлецом.

Про что произведение ревизор

Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ, женат. Трус, робеет перед вышестоящими чинами. Мелкий, никчемный человек.

Женат. Супруга кличет его Луканчиком, вроде бы ласково, но в то же время как-то уничижительно.

Другие персонажи

Добчинский и Бобчинский — два городских помещика. Тезки. Оба носят имя Петр Иванович. Похожи и внешне и по характеру.

Из «Замечаний для господ актеров»: Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга: оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. При этом указывается, что Добчинский немного выше и серьёзнее, а Бобчинский выглядит развязнее.

В этих персонажах сочетается комизм и трагизм. Они не подчиняются градоначальнику, но стремятся быть причастны к городской жизни, подстраиваются под ее уклад и часто выглядят нелепо.

В пьесе немало фоновых, второстепенных персонажей. Ниже выделены некоторые из них.

Пересказ содержания комедии «Ревизор» по действиям

Эпиграфом к произведению служит пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

Действие I

События происходят в доме Городничего.

Явление I

В доме городничего собираются чиновники. Антон Антонович с прискорбием сообщает: «К нам едет ревизор». Проверяющий должен явиться инкогнито, и кто именно окажется ревизором, можно только догадываться. Не на шутку обеспокоившись, герои начинают гадать, что именно он будет проверять.

К приезду ревизора нужно сделать вид, что в городе всё хорошо. Хотя на самом деле это не так. Беспорядок царит во всех сферах. В больницах городничий велит уменьшить количество пациентов, переодеть их в чистое. Нужно избавиться от гусей, которых сторожа развели в присутственных местах. Заседателя, от которого вечно несет перегаром, велено накормить луком, чтоб замаскировать запах. Проверить стоит и учебные заведения, где преподают учителя странного вида с «идиотскими лицами».

Явление II

Появляется почтмейстер. Он уже осведомлен о приезде ревизора. Городничий предполагает, что причиной визита мог стать донос, и просит Шпекина аккуратно перепроверить всю корреспонденцию. Почтмейстеру не привыкать читать чужие письма.

Явление III

Помещики Бобчинский и Добчинский встретили в гостинице при трактире молодого человека лет двадцати пяти, по виду похож на столичного гостя. Он уже вторую неделю живет, а денег не платит. Петры Ивановичи являются к городничему, рассказывают о странном постояльце.

Все решают, что он и есть ревизор. Городничий переживает: за две недели, которые ревизор в городе, произошло много всего нехорошего. Антон Антонович решает срочно ехать в гостиницу, отправляя чиновников по рабочим местам, и вызывает к себе пристава, велит запрячь повозку. Бобчинский просится ехать с ним, чтобы «в щелочку» посмотреть на ревизора. Квартальный получает задание вычистить улицу, ведущую к трактиру, где живет предполагаемый ревизор.

Явления VI-V

Пока Антон Антонович ожидает повозку, появляется пристав. Городничий тут же засыпает его поручениями. Нужно сломать забор, сделав вид, что идут работы по благоустройству и градостроительству, а если кто спросит, почему церкви до сих пор нет, следует отвечать, что храм начали строить, но случился пожар.

Явление VI

Домой возвращаются жена и дочь городничего, они надеялись застать главу семейства, но он уже уехал. Мать велит Марье Антоновне сбегать разузнать о ревизоре, поглядеть на него и тут же возвращаться назад. Особенно женщину интересует цвет глаз визитера.

Действие 2

Явление I

Осип развалился на барской кровати. Он голоден, зол и серчает на своего хозяина. Молодой человек «профинтил» в карты все деньги и остался без средств к существованию, не может ни за постой заплатить, ни домой вернуться. Из-за него Осип вынужден побираться. Слуга вспоминает пребывание в Петербурге: ему там нравилось, вот только барин его в столице не дела делал, а прожигал жизнь.

Явление II-V

Появляется Хлестаков, ругает Осипа и отправляет слугу за обедом. Осип отказывается: платить-то нечем, а в долг не дадут. Голодный Хлестаков думает: «Что за скверный городишко, кормят плохо, денег не дают». Капитан, с которым он играл, обобрал его до нитки. Иван Александрович размышляет о том, как «отыграется» в следующий раз.

Появляется трактирный слуга. Хлестаков просит есть, но он уже очень много должен, и кормить его в долг хозяин трактира не собирается. Хлестаков напирает на то, что он барин, ему без еды никак, а трактирщик, мужик, может денек и поголодать.

Хлестаков страдает от голода и не находит ничего лучше, как предаваться фантазиям. Он видит себя богатым, Осипа — одетого в ливрею, они живут в Петербурге, наносят визиты в лучшие дома столицы и везде получают теплый приём.

Явление VI-VII

Скудный обед все-таки приносят. Хлестаков недоволен пищей, он «корчит из себя барина», но голод — не тетка, и все оказывается съедено. «Как будто и не ел», — восклицает он.

Появляется Осип с важной новостью. Хлестакова хочет видеть городничий. Молодой человек не на шутку пугается. Вдруг трактирщик донес на него, и теперь ему грозит тюрьма.

Явление VIII

Градоначальник появляется в сопровождении Добчинского. Между городничим и Хлестаковым происходит забавный диалог. Первый думает, что перед ним ревизор, старается уважить, второй оправдывается, боясь наказания. Хлестаков божится заплатить, говорит, что ему пришлют денег из деревни, пытается выставить виноватым трактирщика, с гонором жалуется на еду. Городничий обеспокоенно извиняется, обещает разобраться, предлагая Хлестакову деньги. Вместо требуемых двухсот, городничий подсовывает ему четыреста рублей. «Вижу, вы благородный человек», — говорит Хлестаков.

Явления IX-X

Чтобы дать возможность супруге подготовиться к визиту ревизора, Городничий решает устроить Хлестакову экскурсию по городским учреждениям. Добчинского отправляет с посланиями к жене и к Землянике. Иван Александрович желает посетить богоугодные заведения. От осмотра тюрем лже-ревизор отказывается.

Действие 3

Явления I – III

Анна Андреевна и Марья Антоновна стоят у окна в ожидании новостей. Приходит Добчинский с запиской и хвастается, что на пару с Бобчинским первым вычислил ревизора. Готовясь к приему важного гостя, женщины прихорашиваются.

Явление IV

Слуги Мишка и Осип приходят с вещами Хлестакова. Осип просит есть. Жена городничего говорит, что специально для них не готовили, а имеющаяся еда слишком проста для слуги самого ревизора. Но Осип согласен съесть всё, что угодно.

Явление V

Появляются Хлестаков и городничий, с ними Земляника, Лука Лукич Хлопов, Добчинский и Бобчинский. Хлестаков хвалит городские заведения, говорит, что в других городах такого не видел. Городничий подчеркивает, что иные градоправители только и думают, что о собственной выгоде, а он рад угодить начальству.

Названный ревизор интересуется возможностью перекинуться с кем-нибудь в карты. Городничий, подозревая проверку, пугается и врет, что сроду карт в руках не держал.

Явление VI

Про что произведение ревизор

Явление VII

Хлестаков отправляется отдыхать. Оставшиеся обсуждают его, решив, что к ним пожаловала очень важная персона. Добчинский и Бобчинский думают, что он генерал или даже генералиссимус. Земляника боится, что Хлестаков донесет обо всем увиденном в Петербург.

Явления VIII-X

Анна Андреевна и Мария Антоновна соперничают за внимание Хлестакова во время завтрака. Городничий переживает, что зря напоил ревизора. Он начинает предполагать, что с ревизором что-то нечисто. Для такой «важной фигуры», какой себя презентовал Хлестаков, он слишком молод.

Желая узнать о госте больше, семейство Сквозник-Дмухановских принялось расспрашивать Осипа. Тот смекнул, что барина принимают не за того, кем он является на самом деле, и стал расхваливать Хлестакова.

Действие 4

Явление I-II

Чиновники при параде в мундирах собираются в доме городничего и решают, как лучше дать Хлестакову взятку.

Из комнаты выходит выспавшийся Хлестаков, он доволен радушным приёмом, к тому же дочка городничего ему приглянулась, да и супруга для своих лет выглядит ничего. Молодой человек чувствует себя счастливым.

Явление III-VIII

По очереди беседуя с Ляпкиным-Тяпкиным, Земляникой, Лукой Лукичом и, наконец, Добчинским и Бобчинским, Хлестаков принимает от каждого из них деньги.

Явление IX-XI

Обзаведясь внушительной суммой, Хлестаков сообразил, что его приняли за высокопоставленную особу. Он пишет письмо своему приятелю, журналисту в Петербург, высмеивая городских деятелей и давая каждому нелестную характеристику. Осип советует побыстрее убраться из города, пока не смекнули, что Хлестаков не тот, кем его считают. Иван Александрович соглашается. Он оправляет слугу на почту, а сам продолжает пользоваться своим положением.

К Хлестакову продолжают идти посетители. Сначала купцы приносят ему дары, потом являются две женщины — слесарша и унтер-офицерша. Они жалуются на городничего. Хлестаков обещает разобраться и отдать соответствующие распоряжения.

Явление XII — XIV

Раззадорившийся и обнаглевший Хлестаков делает предложение приглянувшимся ему женщинам — сначала Марье Антоновне, а потом Анне Андреевне, причем в последнем случае его не смущает даже то, что она уже замужем за городничим. Мария Антоновна застает Хлестакова на коленях перед собственной матерью, но тот успевает выкрутиться и просит у Анны Андреевны руки её дочери.

Явления XV-XVI

Городничий оправдывается перед Хлестаковым из-за жалоб купцов и унтер-офицерши. Анна Андреевна сообщает о желании Хлестакова жениться на их дочери. Антон Антонович рад этому. Он благословляет брак.

Осип сообщает барину, что карета готова. Прощаясь с семейством Сквозник-Дмухановских, Хлестаков обещает завтра же вернуться, целует руку дочери городничего, а у предполагаемого будущего тестя берет ещё немного денег в долг и уезжает.

Действие 5

Дальнейшее развитие событий происходит в декорациях дома городничего.

Явление I-VII

Городничий и члены его семьи мечтают о богатой жизни в Петербурге, которая ждет их после бракосочетания Марии и Хлестакова. Городничий принимает поздравления от коллег-чиновников. Они просят не забывать о них, когда он уедет в Петербург.

Явления VIII

Все мечты рушатся с появлением почтмейстера. По своему обыкновению он вскрыл письмо Хлестакова, из которого стало понятно, что тот никакой не ревизор. Иван Кузьмич зачитывает письмо, в котором Хлестаков «прошелся» по каждому. Чиновники в недоумении. Разозленный городничий произносит легендарную фразу : «Над кем смеетесь, над собой смеетесь?»

Антон Антонович недоумевает, как можно было принять этого пройдоху за ревизора? В ошибке все винят Бобчинского и Добчинского.

Концовка. Явление последнее

Является жандарм и сообщает о визите чиновника из Петербурга. Он требует всех к себе.

Услышав новость о приезде ревизора, персонажи «будто окаменели». Каждый застыл в характерной для него позе.

Финал произведения символичен, все старания героев пошли прахом. Концовка иронична и трагична. Она олицетворяет некий «суд совести».

Краткий анализ произведения

Ниже по пунктам рассмотрены основные стилистические, жанровые, композиционные и идейные особенности произведения.

Жанр и литературные приёмы

Николая Васильевича часто называют основоположником сатирической Сатира — литературный приём, предполагающий резкое, едкое выражение комического, в сатирических произведениях обличаются и высмеиваются те или иные проявления действительности. комедии в русской литературе.

Гоголь отображает безнравственность и мировоззренческие изъяны в российской чиновничьей среде, поэтому литературное направление пьесы «Ревизор» — критический реализм.

В литературоведении бытует мнение, что сатира и гротеск неразделимы и часто воспринимаются почти как синонимы. Эта точка зрения является спорной.

В пьесе «Ревизор» Гоголь, создав комические образы, намеренно ставит героев в ситуации, в которых они выглядят «полными дураками».

Композиция

Пьеса имеет кольцевую композицию. Весь сюжет завязан на приезде ревизора, этой новостью пьеса начинается и ею же и заканчивается. Особенностью композиционного построения является отсутствие экспозиции, которую заменяют «Замечания для господ актеров». С первой же сцены начинается завязка, а контекст раскрывается по ходу действия.

Тематика и проблематика

«Ревизор» поднимает социальные и нравственные проблемы. Через образы чиновников он обличает такие пороки, как лицемерие, ложь и праздность. Почти все персонажи – бездельники, на сцене не появляется ни одного порядочного человека.

Социально-политическая направленность выражена в изображении издержек управленской системы. Нечестные, низменные люди, далекие от нравственных ценностей, попадая на важные должности, превращают личные пороки в общественные, порождая взяточничество, казнокрадство и кумовство. Забота о собственном благополучии и безразличие к окружающим характерны для многих чиновников.

Важнейшей темой комедии является описание собирательных образов российского чиновничества, воплощенных в персонажах пьесы.

Одна из центральных тем произведения — быт и нравы провинциального города, где неурядицы и беззаконие становятся нормой жизни, частью городского уклада и уже не воспринимаются как что-то из ряда вон выходящее. Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин и прочие персонажи, наделенные определенной властью в городе, в общероссийском масштабе — ничего не значащие люди. Но в своём «маленьком мирке» они пытаются быть важными людьми, и пользуются своим положением себе во благо.

Тенденции, показанные Гоголем в «Ревизоре», живы до сих пор, проблемы бюрократического аппарата остаются актуальным.

История создания и критика

Пьеса была написана Гоголем осенью 1835 года. Идея создать сатирическую пьесу посетила Николая Васильевича, когда он писал «Мертвые души». Согласно самой распространенной версии, сюжет произведения «подарил» автору А.С. Пушкин, рассказав о где-то услышанной анекдотичной истории.

По легенде, описанной В. Сологубом, за ревизора ошибочно однажды приняли самого Пушкина.

«Я не написал бы лучше. В Гоголе бездна юмору и наблюдательности, которых в иных нет» — воспроизводит слова А. С. Пушкина исследователь биографии Гоголя В. И. Шпрок.

Первая постановка состоялась в 1836 году в Александрийском театре Петербурга.

Пьеса вызвала неоднозначную реакцию в обществе.

«…Эта пьеса пока для нас всех как будто какая-то загадка», – говорил актер Григорьев, сыгравший Ляпкина-Тяпкина в дебютном спектакле.

Многие набросились на писателя с критикой. Даже любители творчества Гоголя не сразу поняли произведение, автора называли «бунтовщиком», а пьесу «фарсом».

Примечательно, что преисполненное иронией произведение оценил сам император Николай I, эпоха правления которого запомнилась жесткими цензурными порядками. «Всем досталось, а мне – больше всех», — примерно такие слова сказал монарх. Комедия ему понравилась, что во многом и спасло её от нападок.

«Высочайшее одобрение» пьесы Гоголя императором случилось при посредничестве В. А. Жуковского. Известный писатель, приятель Гоголя и Пушкина, был приближенным к царской семье.

Постановки и экранизации

«Ревизор» присутствует в репертуаре большинства российских театров разного уровня – столичных и провинциальных. Постановок было несчетное количество. В XIX столетии после премьерного показа её ставили ещё минимум трижды, в 1860 году в Петербурге и в 1872 и 1882 в Москве.

В 70-х годах XX века в постановках «Ревизора» на сценах главных театров Москвы и Ленинграда роль Хлестакова исполняли такие великие актеры, как Андрей Миронов и Олег Басилашвили.

Неоднократно сюжет воплощался и в кинематографе. Классической считается экранизация Владимира Петрова 1952 года. Более поздний пример из постсоветской эпохи — картина Сергея Газарова 1996 г.

Аудиокнига

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *