Про что опера паяцы
Р. Леонкавалло «Паяцы»
Премьера состоялась в 2018 г.
Продолжительность спектакля 1 час 45 минут с одним антрактом
ПРОЛОГ
Произошло преступление. Карабинеры опрашивают многочисленных свидетелей кровавой драмы. Тонио дает показания, говоря, что актеры наделены теми же чувствами и страстями, как и все люди. Эти чувства и страсти – причина многих трагедий.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
В маленьком итальянском городке идет приготовление к «уличной» свадьбе. Главным сюрпризом на празднике станет импровизированное представление, которое готовит небольшая группа жителей городка. Это Канио, его жена Недда, Тонио и Беппо. Никто не знает, что новоиспеченного жениха Сильвио и Недду связывает тайное любовное увлечение.
Тонио, играющий в пьесе одураченного глупца, недвусмысленно обхаживает Недду. Канио замечает это и силой отталкивает его от жены. Тонио переводит это в общую шутку.
Мужчины приглашают Канио выпить. Он охотно соглашается, предлагая Беппо и Тонио присоединиться к ним, но Тонио отказывается. Он затаил обиду на оскорбившего его ревнивца Канио. И ревность эта небезосновательна. После шутки одного из мужчин о том, что Тонио хочет остаться наедине с Неддой, уже подвыпивший Канио вымещает на Недде свою злобу у всех на глазах.
Наконец появляются жених и невеста. Даже держа в своей руке руку будущей жены, Сильвио не отрывает взгляда от Недды. Свадебный кортеж уходит в церковь.
Недда остается одна. Уставшая от пьянства и жестокости Канио, она ищет утешения в воспоминаниях о детстве – времени, когда не было никаких забот и не надо было ничего решать.
Пренебрегая опасностью быть замеченным, появляется Сильвио. Он предлагает Недде бежать из городка. Недда не может согласиться на такой авантюрный поступок. Она понимает, что многим обязана Канио и не может уйти так просто, но, в конце концов, соглашается на уговоры Сильвио. Любовники не замечают, что их откровенный разговор слышит Тонио, который тут же исчезает, чтобы сообщить Канио об измене жены.
Канио остается наедине со своей трагедией.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Поздний вечер. Праздник близится к своему завершению. Время выносить свадебный торт и бросать букет невесты. Все готово к началу импровизированного спектакля.
Его сюжет крайне напоминает события, происходившие здесь до этого момента. Таддео (Тонио) влюблен в Коломбину (Недда), которая, однако, отдает предпочтение Арлекину (Беппо). Любовное свидание прерывает Паяц (Канио). Прощальные слова Коломбины, обращенные к арлекину, потрясают Канио – это те самые слова, которыми Недда провожала любовника днем.
В Канио с новой силой вспыхивает обида и ревность. Он уже не играет роли, он свирепо требует, чтобы Недда назвала имя своего любовника. Она делает вид, что ничего не понимает, и продолжает играть пьесу, стремясь обратить ситуацию в шутку. Публика с восторгом принимает страстную «игру» Канио, но через время все поймут, что это уже не игра.
Взбешенный ревностью Канио закалывает Недду. Умирая, она зовет на помощь Сильвио. Всем открывается их тайна. Сильвио бросается к Недде, но обезумевший Канио, не без помощи Тонио, убивает и его. Беппо приводит карабинеров, но он опоздал.
Краткое содержание оперы Леонкавалло Паяцы
В один из праздничных дней в итальянскую деревню Монтальто приехал бродячий театр. Крестьяне и дети с радостью встречают комедиантов. Они рады, что те их будут смешить.
Канио, хозяин труппы, обещает зрителям большое вечернее представление. Все люди уходят в церковь, а Канио и некоторые из его комедиантов отправляются в кабак. Люди шутят, что некоторые из шутов не прочь отбить жену у Канио. Тот же говорит, что обожает Недду. Женщина прячет глаза от мужа, чтобы тот не догадался в её равнодушие к супругу.
Но, один из артистов по имени Тонио остаётся, чтобы добиться расположения жены хозяина Недды. Женщина говорит, что он ей не нравится. Тонио непреклонен. Он признаётся в любви красавице. Та смеётся над комедиантом. Он пристает к женщине, но Недда отбивается от него кнутом. Тонио обещает отомстить.
Недда любит одного из крестьян. Его зовут Сильвио. Влюбленные встречаются, пока все в кабаке. Сильвио уговаривает свою возлюбленную остаться с ним и бросить мужа. Тонио, который увидел их встречу, зовёт Канио. Крестьянин убегает. Обманутый муж бросается вдогонку, но не может словить крестьянина, который прекрасно знает все дороги. Муж грозит смертью изменнице, но не убивает её: он хочет узнать имя любовника.
Во время представления Недда играет роль жены, у которой есть любовник. Он уговаривает женщину сбежать с ним. Все на сцене выглядит, как в настоящей жизни. Канио воспринимает происходящее реально. Он угрожает женщине смертью. Недда делает попытку образумить мужа, но он убивает жену. Умирающая женщина зовёт своего любимого. Сильвио бросается к ней, но тоже погибает от ножа ревнивого мужа.
Когда Канио понимает, что он совершил преступление, уже поздно. Таким образом, любовники были наказаны за измену.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Оперы. Все произведения
Сейчас читают
Ранним утром зоосад пуст от посетителей, поэтому художнику никто не мешает заниматься любимым делом. Он рисует марала Сережу, у которого совсем недавно сменились рога
Роман относит нас в 1194 год, в эпоху короля Ричарда Львиное сердце и его брата Джона (Иоанна Безземельного). После крестового похода короля Ричарда пленил Австрийский герцог, и пользуясь этим его брат Джон пытается захватить власть
События происходят после окончания Полтавской битвы. Армия Карла XII была разбита. И вот он мчится через поля и воды, уже один, без своего преданного полка. У Карла остался лишь конь
Произведение «Бывшие люди», написанное в одно тысячу восемьсот девяносто седьмом году представляет собой очерк, так как автор описывает личные впечатления и переживания, испивавшие в момент проживание
Книга переносит нас в 1458 год. Оставив промысел купца, Афанасий Никитин покидает родной город Тверь, чтобы отправиться в Ширванскую землю (ныне Азербайджан). Путь он держит не сам – с ним его купцы на двух кораблях. Мимо Углича, по Волге и до Костромы
Леонкавалло, «Паяцы»: краткое содержание оперы, персонажи
В статье рассмотрим краткое содержание оперы «Паяцы». Также поговорим о действующих лицах, а в конце статьи обсудим интересные факты, связанные с этой оперой.
Об авторе
Руджеро Леонкавалло является известным итальянским композитором. Он родился в Неаполе, там же и обучался. Во взрослом возрасте он гастролировал по Франции, Англии, побывал в Египте, Голландии и Германии. В некоторые периоды своей жизни работал учителем пения и сочинял музыку. Написал более 20 опер, но самой популярной из них стала опера «Паяцы», содержание которой мы рассмотрим ниже.
Действующие лица
Главных действующих лиц не так уж много. Канио является хозяином путешествующих комедиантов. В истории он Паяц. Второе действующее лицо – Недда, его жена, которая в комедии носит имя Коломбина. Тонио – клоун, Беппо – обычный актер, Сильвио – молодой крестьянин и любовник, которого в опере зовут Арлекин.
О пьесе
Краткое содержание оперы «Паяцы» начнем с описания места действия. На улице 1860-е годы, праздник Успения Девы Марии. Местом действия является перекресток близ Монтальто – небольшой деревни в южной части Италии. Впервые пьеса была исполнена в театре «Даль-Верме» в Милане. Это случилось в мае 1892 года.
Считается, что традиционно «Паяцы» начинаются с длинного пролога, но на самом деле ему предшествует оркестровое вступление. В это время звучат все темы, которые в будущем будут развиты в пьесе. Это тема любви, ревности, бытовых отношений и т. д. Талантливый и молодой композитор, который писал музыку в 1890-е годы, был по-настоящему воодушевлен вагнеровскими идеями. Он создал лейтмотив настолько искусно, что ни один самый признанный и популярный композитор того времени не смог его превзойти.
Пролог
Действие первое
Разбор оперы «Паяцы» начнём с первого действия. В нём рассказывается о том, что происходит в небольшой деревушке в Италии, а именно в Калабрии. Там собралось много людей. Они оживленно о чём-то разговаривают и веселятся. Становится известно, что они встречают труппу актеров, которая путешествует по стране. Под громкие, радостные крики появляются актеры. Изначально выходит хозяин труппы, который приветствует всех своим сильным и красивым тенором. После этого он заявляет, что сегодня будет показано шикарное представление, которым люди смогут насладиться вечером.
Предупреждение
Затем появляется известный нам клоун, который рыцарски пытается помочь актрисе труппы Недде. Она слезает с повозки, и он решается подать ей руку. В это же время хозяин труппы, который только что поразил всех своим голосом, грубо отстраняет клоуна, так как Недда его жена. Он показывает всем, что ревнует ее и не потерпит никаких знаков внимания в её сторону.
Встревоженная женщина
Текст оперы «Паяцы» довольно драматичен, что можно понять, если насладиться ею в оригинальной озвучке. Пока мы видим, что жена хозяина труппы остаётся в одиночестве. Она немного встревожена поведением своего мужа. Однако прекрасная природа, пение птиц и чистота неба немного отвлекают её. Она поёт красивую песню, которая называется «В лазурной вышине».
После этого на сцене появляется первый злодей. Это уже знакомый нам клоун Тонио, который, кстати, горбун. Несмотря на предупреждение мужа, он пытается признаться Недде в любви. Однако мы видим, что женщина над ним только смеется. Это не останавливает Тонио, и он продолжает пытаться. После этого она ударяет его хлыстом. Конечно же, такой жест сильно унижает мужчину, и он уходит, обещая отомстить за свое оскорбление. Мужчина медленно ковыляет в другую сторону, чтобы в деревне найти Канио и поговорить с ним.
Любовник
После этого звучит очень красивая, мелодия которую дуэтом исполняют Недда и ее любовник по имени Сильвио. Оказывается, за время странствий она успела обзавестись молодым ухажером. В итоге влюблённая пара решает встретиться вечером, после окончания представления.
Угроза
В итоге все расходятся, а Канио остается в одиночестве, злой и разбитый. Наконец пришло время для знаменитейшей арии Канио, которая называется «Играть, когда точно в бреду я». Она о том, что сердце мужчины разбито, но он понимает, что ему надо готовиться к представлению. Испытывая муки сердца, мужчина входит в театр, который теперь становится ему ненавистным, для того чтобы переодеться и подготовиться.
Действие второе
Отметим, что была показана опера «Паяцы» в Мариинском театре. Там она произвела очень положительное впечатление на зрителей. А мы начинаем обсуждать второе действие оперы, которое начинается оркестровым интермеццо.
Напомним зрителям о том, что история, которую показывают на сцене, очень часто повторяется в жизни. Можно сказать, что второе действие начинается со спектакля в спектакле. То есть известные уже нам актеры дают представление на импровизированной сцене, которую они сколотили прямо у дороги. Постепенно собирается всё больше местных жителей. Гул постепенно утихает после того, как начинается представление.
Появляется Арлекин из оперы «Паяцы». Это любовник, роль которого в данный момент исполняет Беппо. Он поёт Недде красивую серенаду. После этого приходит Тонио, чтобы объясниться ей в любви (по сюжету). Зрители видят, что всё происходит так, как это было в реальной жизни днём. Однако даже в комедии клоуна отвергают. В окно влезает Арлекин, который хватает нерадивого клоуна за ухо и вытаскивает из комнаты. По сюжету, клоун благословляет влюблённых, и Арлекин, доверившись ему, поручает охранять дверь, пока он будет наедине со своей женщиной.
После этого Недда, которая в спектакле носит имя Коломбина, и Арлекин поют дуэтом. Неожиданно врывается Тонио, который оповещает влюбленных о том, что вернулся муж Коломбины, то есть Канио, которого в спектакле зовут Паяц. По сути, повторяется та же ситуация, которую зрители наблюдали днем. Коломбина и Арлекин договариваются о встрече, и именно в этот момент появляется Паяц. Канио невыносимо сложно играть свою роль, но он пытается с этим справиться.
Конец
В заключение отметим, что содержание оперы «Паяцы» немного трагично. Заканчивается она тем, что на сцене Канио срывает с себя театральный костюм и кричит, что он не Паяц. Он пытается таким образом вызвать у зрителей сострадание. Также мужчина вспоминает прошлые времена и пытается добиться от Недды имя ее настоящего любовника. В это же время толпа завороженно ему аплодирует, так как все уверены, что он всего лишь красиво и правдиво играет.
Автор оперы «Паяцы» хотел передать драматизм и комизм всей этой ситуации, создавая такой необычный элемент, как спектакль в спектакле. Кстати, это очень интересная опера, которую стоит послушать в оригинале. Краткое содержание либретто оперы «Паяцы» тоже очень интересно, особенно для понимающих в этом деле людей. Это история, которая прославила Руджеро Леонкавалло.
В статье мы рассмотрели краткое содержание оперы «Паяцы», которая стала практически вершиной творчества автора. При этом отметим, что это был реальный сюжет, который молодой человек получил из уголовных дел своего отца. Однако даже краткое содержание оперы «Паяцы» не может передать всего совершенства и необузданности этой вроде бы обычной ситуации.
Паяцы (опера)
Паяцы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Pagliacci | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Джованни Мартинелли в роли Канио | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Композитор |
---|
Партия | Голос | Исполнитель на премьере 21 мая 1892 (Дирижёр: Артуро Тосканини) | Некоторые другие исполнители |
---|---|---|---|
Канио (в комедии — Паяц), хозяин труппы странствующих комедиантов | тенор | Фьорелло Жиро | Э. Карузо, А. Пертиле, Г. Д. Шульпин, М. дель Монако, Ф. Корелли, Л. Паваротти, А. Азрикан, П. Доминго, Марио Ланца |
Недда (в комедии — Коломбина), его жена | сопрано | Аделина Штеле | Нелли Мельба, Е. К. Катульская, М. Л. Биешу, Л. Ю. Казарновская, Л. И. Масленникова |
Тонио, актёр труппы (в комедии — Таддео) | баритон | Виктор Морель | Т. Гобби |
Беппо, актёр труппы (в комедии — Арлекин) | тенор | ||
Сильвио, молодой крестьянин | баритон | Марио Анкона | Д. А. Хворостовский, Т. Гобби |
Директор Театра, он же Пролог | баритон | ||
Первый крестьянин | тенор | ||
Второй крестьянин | баритон | ||
Хор крестьян |
Краткое содержание
Пролог
Неожиданно, в середине оркестрового вступления, клоун, персонаж из комедии, роль которого исполняет Тонио, выходит на авансцену перед закрытым занавесом и обращается непосредственно к слушателям. Он сообщает о том, как была написана эта опера — она вылилась из самого сердца композитора («Автор стремился изобразить саму жизнь… и вдохновлялся правдой»). Тонио, продолжая свое объяснение, говорит, что актеры наделены чувствами и страстями, как и все люди. Эти чувства и страсти — главная тема оперы. Наконец Тонио поднимает занавес — в этот момент, как правило, раздаются бурные аплодисменты, поскольку Тонио заканчивает пролог на верхнем соль.
Действие первое
Прибывают странствующие комедианты. Крестьяне радостно встречают их. Хозяин труппы, Канио, и его жена, Недда, едут в фургоне, Тонио и Беппо бредут рядом пешком.
Канио объявляет собравшимся, что вечером будет представление, пусть придут все желающие посмеяться над весёлой жизнерадостной комедией.
Клоун Тонио, играющий в пьесах придурковатых, одураченных глупцов, проявляет все старания, чтобы помочь Недде слезть с повозки. Муж, однако, отстраняет его даже от таких мелких «рыцарских» услуг, он сам помогает жене.
Крестьяне приглашают артистов выпить за успех. Беппо и Канио охотно соглашаются, лишь Тонио не хочет идти. Один из крестьян грубо шутит: он остаётся, наверное, чтобы отбить Недду у мужа. Канио смеётся над шуткой, но затем хмурится: если над ним смеются, когда он на сцене, — он рад, но сцена и жизнь — вещи разные… Несдобровать тому, кто позарится на его жену!
Вместе с крестьянами артисты в конце концов отправляются в таверну. Тонио только этого и ждёт. Он наконец признаётся Недде в своей горячей, мучительной любви. Но она высмеивает его, а когда тот пробует к ней приблизиться, сильно ударяет его хлыстом.
Клоуна терзает обида, ведь Недда, столь строгая по отношению к нему, по отношению к другим далеко не так сурова. Когда позднее к ней приходит молодой крестьянин Сильвио (Тонио всё видит и слышит из-за укрытия), она отвечает на его признания счастливым поцелуем. Недде надоела скитальческая жизнь комедиантов и постоянные лишения; не любит она и Канио, отравляющего её жизнь своей дикой ревностью.
Теперь Тонио может наконец отомстить. Он зовёт Канио и возвращается с ним в тот момент, когда Недда даёт любовнику обещание: «Этой ночью навсегда твоей буду!»
Канио остаётся один. Он в отчаянии: нужно играть…
Действие второе
Звуки трубы и барабана зовут публику на представление. Пьеса на наскоро сколоченных подмостках начинается, как фарс. В ней действуют: Паяц — Канио; Коломбина, его жена — Недда; Арлекин, поклонник Коломбины — Беппо; Таддео, слуга — Тонио.
Коломбина ожидает любовника. К домику подходит Арлекин и поёт ей любовную серенаду. Коломбина впускает его через окно, и они договариваются ночью бежать. Приходит муж, слышавший последние слова: «Этой ночью навсегда твоей я буду». — Те же слова, что шептала Недда Сильвио… Канио принуждает себя к спокойствию, но с этой минуты фарс, разыгрываемый на сцене, и подлинная драма сплетаются; на подмостки паяцев входит сама жизнь.
В Канио теперь бушуют настоящая страсть и ревность. Он уже не играет роль в пьесе, а непосредственно живёт на сцене. Он свирепо требует, чтобы жена его произнесла имя соблазнителя. Недда с отчаянным усилием стремится повернуть дело в русло игры, шутки. Она делает вид, будто не знает, что муж хочет услышать имя её настоящего любовника, и продолжает играть и шутить, внутренне содрогаясь от страха.
Но тут уже игрой не поможешь. Напрасно Недда хочет отделаться от Канио. Тот преграждает ей путь и закалывает её. В предсмертных муках зовёт она своего возлюбленного, Сильвио. Крестьянин вскакивает с места и бросается на сцену, чтобы спасти Недду, но взбешённый ревностью муж убивает и его.
Либретто двух самых значительных арий
«Recitar/Vesti la giubba» (Пора выступать! Пора надеть костюм!)
Узнав о неверности своей жены, поглощенный горем Канио готовится к представлению, потому что представление должно продолжаться…
Ария Канио | |||
---|---|---|---|
на итальянском языке | в русском переводе Н. М. Спасского | ||
Ария Канио | |
---|---|
на итальянском языке | в русском переводе Н. М. Спасского |