Про что можно написать рассказ
Про что можно написать рассказ
Сюжет книги – система событий и взаимоотношений между литературными героями, развивающимися в пространстве и времени. Он состоит из различных элементов, каждому из которых отведена своя роль в произведении.
Интересный сюжет делает книгу захватывающей и увлекательной для читателя. Благодаря происходящим в повести или романе событиям удаётся полнее раскрыть наиболее важные черты характера литературных персонажей. Он включает в себя такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.
Что такое сюжет
Он встречается далеко не во всех художественных текстах и, зачастую, отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение проникновенно передаёт чувства героев, а не повествует о их поступках и действиях.
Существуют разнообразные виды сюжетов:
Характерная черта концентрического сюжета – единство времени и места действия. Он чаще всего встречается в повестях, разнообразных рассказах.
Концентрический (нелинейный) сюжет – заслуживающий отдельного внимания литературный термин. Его характерная черта – единство места и времени действия. Яркий пример построения концентрического сюжета – произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума». Центральное место в пьесе отведено появлению в доме Фамусова молодого дворянина Чацкого. Основа сюжета подобного рода – событие, которое влечёт за собой целую совокупность действий. По такому же принципу написана и пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор». Самое примечательное событие в этом произведении – появление Хлестакова в уездном городе.
Линейный (хроникальный) сюжет рассказа, повести или романа предусматривает выстраивание событий в хронологическом порядке. Он уместен преимущественно в объёмных произведениях, герои которых проходят сложный путь для достижения определённой цели. Такая схема построения сюжета характерна для пушкинской «Капитанской дочки», гоголевского «Вия».
Если не знаешь о чем написать рассказ
Как устроиться в заповедник?
«Работать в заповеднике – мечта!», «Тоже хочу быть ближе к дикой природе», «Сейчас бы к вам туда, а не вот это вот всё», «Заберите меня к себе!» и другие комментарии заставили меня задуматься, почему же не все мечтающие попадают на работу в ООПТ.
Кто-то боится перемен в жизни, другие не верят в свои силы, третьи не готовы к условиям, остальные не знают, что их ждёт.
Если вы просто заскучали по дикой природе или любите путешествовать – не стоит сразу искать вакансии по заповедникам и национальным паркам. Сгоняйте на выходные за город, устройте себе двухнедельный сплав, сходите в поход.
Если не хватило ощущений и вы всё еще уверены, что вам нужна работа в ООПТ – найдите подходящую волонтёрскую программу на https://goodsurfing.org/ (я так ездила в «Полистовский») или http://green-board.info/ (здесь же бывают и вакансии).
Можно стать участником экспедиций РГО в особо охраняемые территории (как сделал Илья). Посмотрите на работу изнутри, расспросите работников об условиях, примерьте на себя роль сотрудника, покажите себя и получите рекомендательное письмо. Тогда вы точно избежите всех недоговорок и разочарований, и быть может правда поймёте, что вы готовы трудиться во имя природы, а не просто посмотреть новое место. Может, к вам вообще сразу присмотрятся и наймут на работу. Дерзайте!
Если вы изначально уверены, что не готовы кардинально менять свой образ жизни, но быть полезным желаете – во многих заповедниках и нацпарках есть удалённые вакансии. Например, SMM-щика, дизайнера, художника, научного работника, бухгалтера, юриста или пресс-секретаря.
И ещё несколько советов для сомневающихся и всё-таки жаждущих устроиться в ООПТ.
5. Не романтизируйте работу в заповеднике. Помните, что где-то вас ждёт жара или лютый холод, где-то комары и мошки, скромные бытовые условия и медленный интернет, опасные дикие животные и не менее опасные браконьеры, где-то сложности с доставкой провизии или недостаток финансирования, что сказывается на технике или инвентаре. В общем, будьте готовы к тяготам и лишениям.
3. Соответственно из этого вытекает следующий пункт: полевой опыт и самостоятельность вам здорово пригодятся и подготовят к сложной работе. Прокачивайтесь!
5. Для работы в заповеднике необходимы хорошая физическая подготовка и отличное здоровье. В первую очередь для самих себя. Это касается всех отделов: инспекторы постоянно патрулируют территорию или живут на кордонах круглый год, порой занимаются тяжелыми хозработами; научники наматывают километры при маршрутных учётах, проведении исследований; отдел туризма проводит экскурсии и проверяет тур. маршруты; экопрос на ногах проводит с детьми занятия на природе, в школе. На мой взгляд ещё хуже, если приходится сидеть в офисе – кучу болячек нахватаешь из-за отсутствия движения и перекусов всухомятку.
6. Неприятно, но факт: если вы переехали издалека, то будьте готовы минимум полгода не увидеться с родными и друзьями. Из труднодоступных районов выехать еще сложнее\дороже. Мы уже год не были дома.
9. Увлечение фотографией и видео – ваш плюс. Материалы могут пригодиться для ведения соцсетей заповедника, изготовления мерча и буклетов, для конкурсов и выставок. Да и вы сами сможете принять участие во многих фотоконкурсах.
10. Несомненное преимущество, если у вас есть естественно-научное образование. Для научников это вообще обязательное условие, но как по мне, минимальные знания по экологии и у инспекторов должны быть, чтобы хотя бы иметь представление о том, как работают законы природы и что ты охраняешь. Кстати, образование в сфере туризма тоже круто!
11. При работе в ООПТ вам может пригодиться владение английским. Например, при общении с иностранными туристами будучи экскурсоводом или инспектором, при обмене знаниями с зарубежными коллегами или написании статей в роли научного сотрудника. Может вам вообще удастся выбраться в заграничную командировку для презентации вашей особо охраняемой территории.
12. Как вы уже поняли, в отдел охраны прекрасный пол тоже берут, так что, девушки, пробуйте, если хочется. Работы хватит на всех. Про остальные отделы вообще молчу).
Напишите, о чем вы уже знали, а что для вас оказалось новостью и готовы ли к работе в ООПТ?
Оставляю ссылку на видео. Посмотрите, улыбнитесь). Когда рассказываешь о работе. Все думают\на самом деле:
Много историй о работе в заповеднике и жизни на острове Беринга в моём аккаунте на Пикабу (перечислять каждый уже сложно – занимает половину публикации): https://pikabu.ru/@zapoved.anzhi
В инстаграме короткие зарисовки и видео каждый день (при наличии связи):
Ищем сюжет для романа: как придумывать истории, если фантазия молчит
Есть слова, а истории нет. Знакомо? Тогда читайте: пост про то, как написать книгу, когда фантазия не работает. Вы узнаете, с чего начинать работу над рукописью без стартового замысла, где искать сюжеты, и как сделать из бессюжетного текста роман.
Вот второму типу авторов, способных хорошо писать, но не генерировать сюжеты, литературный редактор не поможет. А таких авторов пруд пруди, и сталкиваются они с одной и той же проблемой: им кажется, что у них нет истории. Есть слова и есть талант, есть яркие образы, меткие фразы, удачные обороты речи, но нет истории. Такие авторы годами вынашивают замыслы, мучаются, пытаясь придумать сюжет большого романа, но так и не двигаются с места. А ведь для жанровой литературы сюжет – это основа основ, без сюжета не будет произведения. Вот авторы и мучаются, а ведь выход из ступора рядом: только протяни руку, и вот он, выход.
Как придумывали истории знаменитые писатели
Рэй Брэдбери сочинял рассказы, опираясь на список существительных, каждое слово в котором вызывало у автора воспоминания, ассоциации, детские впечатления: он начинал писать, и история рождалась сама собой.
Стивен Кинг сочинял (и сочиняет) истории, которые можно свести к формуле «А что если»: то есть формулируется невероятное допущение, а затем описывается поведение людей в созданной ситуации.
Эрнест Хемингуэй, по его собственному выражению, «писал правду» и начинал с самой правдивой фразы, а затем рождались герои и события.
Лев Толстой при создании крупных произведений охотно пользовался дневниками (причем не только своими), случаями из жизни.
Фёдор Достоевский пользовался газетными хрониками.
Антон Чехов описывал сценки из жизни.
И в заключение этого краткого обзора методов работы известных писателей вспомним слова Анны Ахматовой: «Когда бы вы знали, из какого сора / растут стихи, не ведая стыда! /Как желтый одуванчик у забора, / как лопухи и лебеда. / Сердитый окрик, дёгтя запах свежий. / Таинственная плесень на стене… / И стих уже звучит, задорен, нежен, / на радость вам и мне». То есть литературным текстом может стать все, что угодно. И историю можно найти везде.
Выдуманные истории: сюжетные формулы
Первое, что мы предлагаем сделать – это воспользоваться сюжетной формулой. Внимание: речь не идет о сюжетных архетипах, к которым любой автор тоже может смело обратиться. Нет, мы говорим о более простых приемах: о формулах построения сюжета. Они лаконичны и легко запоминаются. По ним можно писать, как большие романы, так и короткие рассказы. Ниже приведены варианты развития сюжета. Но прежде мы скажем о том, какие ингредиенты обязательно должны быть добавлены в рецепт удачной истории (особенно если речь идет о жанровой литературе):
Неординарный герой + неординарные обстоятельства
Для иллюстрации упомянем Д’Артаньяна, Гарри Поттера, Шерлока Холмса, Ниро Вульфа.
Неординарный герой может быть заменен на самого заурядного: тем сильнее будет эффект от столкновения с обстоятельствами, выходящими за рамки обычного. «Неординарные обстоятельства» могут быть заменены на необычные мотивы, которыми руководствуется главный герой, умозаключения, к которым он приходит, встречи, условия и т.д.
Итак, берем героя (заурядного или неординарного), придумываем необычные обстоятельства и пишем историю по сюжетной формуле:
Эти формулы не исчерпывают все возможные варианты построения сюжета: фабульное многообразие намного богаче, но начать мы предлагаем с одной из этих формул, потому что они не задают четких тематических рамок, позволяя автору двигаться в любом направлении. Например, бизнесмен встречает на закрытой вечернике супермена, который посвятил его в большие тайны мирового закулисья, что позволило герою совершить множество подвигов и спасти мир. Или мужчина среднего возраста, интеллигент и мыслитель, в попытках преодолеть экзистенциальный кризис отправляется в пешее путешествие по Алтайскому краю, там он встречает мудрых старцев и простых жителей захолустных деревень, цельных и гармоничных, герой сталкивается с трудностями, познает себя и обретает мир в душе. Или: ёжик встречает на лесной тропе лисёнка и они становятся друзьями, поскольку выясняется, что каждый любит осень: ёж за урожай, лис за торжество рыжего цвета… Варианты могут быть любые.
С чего начать писать, если замысла нет
Итак, с чего начать? Допустим, у автора нет желания следовать готовой формуле, сюжетному архетипу, он хочет нащупать свой путь. Что ж, садимся и пишем.
О чём можно написать:
Роман из бессюжетного текста
Казалось бы, какое может быть произведение из текста, в котором нет связного сюжета? Однако история мировой литературы XX века знает множество примеров если не абсолютно бессюжетных произведений, то таких, в которых фабула ослаблена, а история играет второстепенную роль. Как правило, речь идет о серьезной (высокой, качественной, интеллектуальной) прозе. К таким произведениям относятся «Уллис» Джеймса Джойса, «Игра в классики» Хулио Картассара, «Хазарский словарь» Милорада Павича, тексты Марселя Пруста, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Жалобная книга» Антона Чехова. Здесь же уместно вспомнить автобиографические романы и путевые заметки, произведения, основанные на размышлениях, рассуждениях автора.
Соответственно, полноценное произведение может получиться из ряда эссе, объединенных общей идеей, темой, мощно звучащей в каждом отдельном бесфабульном фрагменте. Как вариант: повествование от первого лица, рассуждения о времени, поколении, текущем историческом моменте, человеческой природе – и все это, конечно, должно быть мало-мальски сдобрено сценками из жизни, наблюдениями за происходящим. В результате получится то, что литературовед Борис Томашевский называет «публицистическим» и собственно «бессюжетным романом».
Главное на этом этапе ‑ сесть и писать, не отрываясь, давая волю своей фантазии, ибо между автором и листом бумаги нет никаких преград: здесь он полноправный хозяин, способный сотворить жизнь на Юпитере и вывести формулу бессмертия. Пишите смелей, у вас обязательно получится!
Как научиться писать рассказы правильно?
Вступление
Хочу предупредить сразу: это не инструкция по созданию опусов, способных затмить Хемингуэя, Шукшина и О’Генри. Да ты вообще слышал эти имена? Нет? Так я и думал. Да, ты совсем недавно (по историческим меркам) сдал ЕГЭ, потом на деньги папы и мамы окончил (кстати, правильно в русском языке будет именно «окончил», а не «закончил»!) бакалаврат, может быть, даже магистрат чего-то там и теперь готов поведать urbi et orbi о своём – о, конечно же! – богатейшем внутреннем мире, без знания о котором человечество обречено на жалкое прозябание и культурную деградацию.
Прежде, чем выбрать тяжёлую и неблагодарную писательскую стезю, ты, конечно же, ознакомился с современной библиографией. Ну и как? Кто же они – российские властители дум? Ну, выбор довольно-таки широк: от писателя-патриота Захара Прилепина до шизоидного автора романа со сценами каннибализма, где домашние с гостями поедают молодую девицу, только что запечённую живьём в печи. Последний даже удостоился сжигания своих книг на площади движением «Наши», и совершенно напрасно, я считаю, ибо «нашисты» только составили автору дополнительный пиар. В промежутке между ними разместилась эстетствующая дама с её погрязшими в бытовухе персонажами; разговаривающий с публикой через губу кудрявый поэт и русофобствующий эстет, живущий уже вне России. Есть ещё гламурная, пожилая девушка с украинским именем и псевдонемецкой фамилией, пишущая в стиле мобильных СМС о тяжёлой доле российского олигархата и сосуществующих с ним приживалок. Это основные.
Как начать писать рассказ
Для этого нужно определиться, о чём он будет. То есть определиться с сюжетом. Слово это французское, и означает оно саму канву повествования, где всё логически и композиционно связано и вытекает одно из другого. Именно сюжет обозначает последовательность событий в истории, которую ты решился поведать потенциальному читателю.
Иногда слово «сюжет» заменяют словом «фабула». Разные источники трактуют это слово уже латинского происхождения по-разному: то ставя между ними знак равенства, то чётко разграничивая их смысл. Я бы сказал, что фабула – это набросок сюжета, яснее видимый автору, чем читателю, и при написании рассказа, выстраивая сюжет, он как раз и руководствуется именно фабулой. То есть это вещь для внутреннего употребления.
Чтобы правильно выстроить сюжет, можно использовать различные композиционные элементы. К ним относятся:
Экспозиция.
Она же предисловие. Писательский приём, вводящий читателя в сюжет и определяющая его рамки.
Завязка
Определяющая характеры и действия героев часть текста, где начитается (завязывается) конфликт, который и является движущей силой произведения. Сюжета без завязки быть не может – тогда это уже не сюжет.
Впрочем, великие мастера слова иногда баловались бессюжетными рассказами. Но, во-первых, у них было имя и они могли позволить себе поиздеваться над снобами из публики. На робкие замечания литературных критиков же в ответ звучало «я так вижу!». Во-вторых, какой же издатель откажет маститому автору в публикации даже явной белиберды, оправдывая себя тем, что писатель имеет право на эксперимент со словом? Имеет. Как и на пощёчину общественному вкусу.
Развитие
Слово говорит само за себя: развитие сюжетных линий, их переплетение, намечающиеся гипотетические последствия тех или иных событий. На этом этапе читатель начинает активно сопереживать героям и пытается предугадать дальнейшее развитие сюжета.
Что, не пытается? Плохо! Тогда ты его не зацепил.
Кульминация
Точка бифуркации – когда события могут пойти как по одному пути, намеченному героями или автором, так и по другому, что в итоге может родить два радикально отличающихся в финале друг от друга сюжета. Это как чаша весов – куда всё качнётся? Момент, произойдёт совпадение событий, разрубающее клубок проблем и противоречий.
Развязка
Все сюжетные линии сходятся в одной точке, разрешаются конфликты и недоразумения между персонажами, они что-то находят для себя, их дальнейшая жизнь становится более или менее ясной. Зло, как правило, наказывается, а Добро если и не торжествует, то, по крайней мере, не несёт неприемлемого ущерба. Если развязка трагическая, то и трагедия персонажей служит делу Добра и Света.
Эпилог
Он же финал. Он же послесловие. В принципе, необязательная часть литературного произведения: иногда нужен элемент недосказанности автором только что описанного сюжета, где читателю предоставляется возможность пофантазировать.
О чем можно написать рассказ
О чём угодно! Это могут быть даже фантастические размышления старого дерева, много повидавшего на своём веку. По ходу повествования могут всплывать картины из его прошлого, которые определят ход событий в рассказе, а в финале под деревом могут появиться люди или животные, которые круто изменят ход событий, сделав концовку рассказа парадоксальной и неожиданной.
Или о старой, покрытой пылью и погрызенной мышами соломенной шляпе, висящей на гвозде в чулане. И о её новой жизни в качестве головного убора для огородного пугала. Ну, а что? Всё лучше, чем сгореть в костре вместе другими старыми вещами! Всё-таки новая жизнь…
Как придумать рассказ
Наблюдая жизнь, делая какие-то обобщения. И, естественно, не стоит браться за прозу, имея нулевой жизненный опыт. И хотя литературоведы утверждают, что всё великое многообразие мировой литературы сводится к всего нескольким, как бы не к семи, базовым сюжетам, поток прозы не иссякает. Сколько, по-вашему, можно оставить сочетаний из семи цифр? Около 10 миллионов. Написано ли и опубликовано столько за всю историю человечества? Сомневаюсь.
Мало жизненного опыта, чтобы написать рассказ, стать автором истории? А уши на что? Есть великолепные рассказчики, являющиеся авторами только устной формы рассказа. Это то, что называется «байками» (не путать с двух-трёхколёсными средствами байкеров-мотоциклистов). Слушай, мотай на ус, творчески переосмысливая услышанное, добавляй, наконец, своё! Возьми рассказчика в соавторы – если он амбициозен, или не бери, а просто упомяни о нём, как источнике сюжета, в завязке или в финале рассказа.
К финалу стоит добавить несколько соображений о роли пейзажа и интерьера в написании рассказа. Не верь снобам, утверждающим, что эти атрибуты повествования изжили себя. Они просто не умеют этого описывать. Живое, сочное описание пейзажа или интерьера, в которых происходят события, может стать отличной и оригинальной рамкой для сюжета, подчеркнуть характеры героев, да и просто доставить эстетическое наслаждение манерой описания.
Одна проблема – для этого нужно найти свежие, незатасканные метафоры, синонимы, антонимы и прочие элементы литературного слога. Что трудно – имея в виду, что все мы пользуемся и в творчестве, и в обиходе одними и теми же словами.
Талант писателя и состоит в том, чтобы из известных слов-кирпичиков выстроить оригинальное, никем ещё не виданное, здание. И пусть оно не будет дворцом: крепкий, добротный деревенский дом тоже может доставить эстетическое удовольствие.
Как написать короткий рассказ
Рассказом является история среднего размера. Написание романа может быть Геркулесовым трудом, тогда как короткий рассказ может написать, а главное закончить, практически каждый. Это не значит, что рассказы легко писать, или что их художественная ценность меньше, чем романа. Хорошо написанный рассказ производит не меньшее впечатление, чем роман. В этой статье излагается несколько практических советов, которые добавят вам вдохновения и помогут при написании коротких рассказов.
Часть 1: написание короткого рассказа
1.1
Собирайте идеи для рассказов. Носите с собой блокнот для записи идей, так как вдохновение может снизойти в любое время.
o Чаще всего, в голову вам будут приходить лишь небольшие обрывки информации, например, несчастный случай, на котором можно построить сюжет, имя персонажа или внешность, и.т.д. Но, иногда, вы сможете за минуты создать всю историю целиком.
o Если у вас нет вдохновения или вам необходимо написать рассказ быстро (например, для школы), попробуйте использовать мозговой штурм. Если вы все еще топчитесь на месте, возможно, придется обратится за советом к семье или друзьям.
o Хорошие сюжеты приходят с опытом. Множество историй Айзека Азимова основаны на личном опыте.
1.2.Начнем с основ короткого рассказа. После того, как вы выбрали идею, вы должны помнить об основах рассказа. Вот пошаговая инструкция хорошего рассказа:
• Введение: главные лица, место действия, время, погода, и т.д.
• Первичное действие: что послужило началом.
• Развитие сюжета: события, ведущие к кульминации или поворотному моменту.
• Кульминация: наиболее интенсивный, поворотный момент истории.
• Завершение действия: заключение истории.
• Развязка: окончание истории с решением центрального конфликта или нет. Вам нет необходимости писать рассказ по указанному порядку. Если у вас есть идея для окончания, запишите ее. Оттолкнитесь от начальной идеи (не обязательно начало истории), и спросите себя: «Что будет дальше?» Или «Что было до этого?»
1.3.Вдохновляйтесь окружающими людьми. Если вы затрудняетесь понять или описать героя, посмотрите вокруг. Вы можете легко заимствовать черты знакомых и не знакомых вам людей.
• Например, вы заметили кого-то, кто всегда пьет кофе, говорит громким, зычным голосом, всегда печатает на компьютере, и т.д. Все эти черты, даже нескольких людей, могут создать интересный персонаж.
1.4. Знайте своего персонажа. Чтобы история была правдоподобной, персонажи должны быть правдоподобными и реалистичными. Создать интересный и реалистичный персонаж достаточно трудно. Вот несколько советов по созданию «реальных людей» для ваших рассказов:
• Составьте полное описание персонажа, начиная от его положения, заканчивая любимым цветом. Необходимо знать как можно больше о ваших персонажах, от их мотивации до любимых блюд. Они говорят с акцентом? У них есть специфические манеры? Вы не будете включать всю эту информацию в свою историю, но, чем больше вы знаете, тем больше ваши персонажи оживут и для вас, и для читателя.
• Ваш персонаж не должен быть совершенным. У каждого персонажа должны быть недостатки, проблемы, неуверенности. Возможно, вам кажется, что люди не любят, когда у героя множество недостатков, но это далеко от истины. Бэтмен не был бы Темным рыцарем, если бы он не был социопатом.
• Люди отождествляют себя с проблематичными персонажами, потому что они реалистичны. Нет необходимости награждать персонажа нереальными и странными чертами, хотя, конечно, вы можете это сделать. В основном, старайтесь придерживаться вещей, которые вы знаете. Например, персонаж может быть нервным, бояться воды, быть одиноким, не любить других людей, слишком много курить и т.д.
1.5. Не делайте рассказ слишком пространным. В романе действие может длиться в течение миллионов лет и объединить множество сюжетных линий, различных мест и армию второстепенных персонажей. Основные события рассказа должны происходить в течение короткого периода времени (дней или минут); и вы не сможете развить более одной сюжетной линии, двух-трех главных героев и одного действия. Если ваша история слишком длинная, то, скорее всего, это уже повесть или роман.
1.7. Важна организованность мыслей. После подготовки основных элементов рассказа, полезно набросать временную шкалу, чтобы решить, что когда должно произойти.
• Историю, по крайней мере, должны составлять введение, первоначальное действие, развитие, кульминация, заключающее действие и развязка. Можно вести записи с очень простым описанием того, что должно произойти в каждом из этих этапов. Это поможет вам сфокусироваться при написании истории, а также легко вносить изменения и придерживаться основной линии сюжета.
1.8. Начните писать. В зависимости от того, насколько тщательно вы наметили сюжет и персонажей, сам процесс написания может быть лишь подбором правильных слов.
• Однако, в целом, написание трудоемкий процесс. Скорее всего, вы не будете досконально знать своих персонажей и сюжет, но это не важно, так как они сами скажут вам, что им нужно, даже если вы загоните их в угол. Кроме того, всегда можно воспользоваться вторым черновиком.
11. Пусть ваша история пишется сама. По мере написания рассказа, вы можете направить сюжет в другом направлении, чем планировали ранее, или вы можете существенно изменить или удалить действующее лицо. Прислушивайтесь к персонажам, если они говорят вам сделать что-то другое, возможно, это то, что вам надо.
Часть 2: редактирование короткого рассказа
2.1. Перечитывайте и редактируйте. Когда вы закончите рассказ, перечитайте его и исправьте автоматические, логические и семантические ошибки. В общем, убедитесь, что действие, персонажи и их проблемы вводятся в рассказ и решаются соответствующим образом.
• Если у вас есть время, перед редактированием отложите рассказ на несколько дней или недель. Отдалитесь от рассказа, так вы сможете оценить его более четко при редактировании.
2.2. Обратитесь за вторым мнением. Попросите родственника или друга, которому вы доверяете, просмотреть законченный рассказ и внести свои коррективы или предложения. Попросите их высказать реальное мнение о рассказе. Дайте им время, чтобы прочитать и обдумать рассказ, а также дайте им копию рассказа, на которой они смогут делать пометки.
• Учитывайте все полученные комментарии, а не только те, которые нравятся. Поблагодарите за прочтение рассказа и не спорьте с полученным мнением.
• Включите все поправки, редакции и предложения, которые вы считаете нужными. Рассказ будет лучше с учетом конструктивной критики, но вы не должны следовать всем полученным советам, так как не все будут хорошими. Это ваш рассказ, и последнее слово за вами.
2.4. Читайте! Ничто не может поможет вам научиться писать хорошие рассказы лучше, чем чтение хороших рассказов. Обратите внимание на стиль и лаконичность письма.
• Чтение различных авторов и стилей помогут научиться применять разные голоса для каждой истории и расширить свой творческий потенциал. Обратите внимание, как авторы описывают персонажей, составляют диалоги и структурируют линии сюжета. Вот несколько советов:
• «Я, робот» Исаака Азимова.
• «Ступени» Ежи Косински.
• «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» Марка Твена.
• «Тайная жизнь Уолтера Митти» Джеймса Тербера.
• «И грянул гром» Рэя Брэдбери.
• «Три вопроса» Льва Толстого.
• «Горбатая гора» Энни Пру.
• «Мечтают ли андроиды об электроовцах» Филипа К. Дика.
Примечание: многие из этих рассказов были экранизированы или стали основой других знаменитых произведений. Например, научно-фантастический рассказ «И грянул гром», повторно опубликовался рекордное количество раз и знакомит нас с «эффектом бабочки». Истории Филиппа К. Дика реализовались в «Бегущий по лезвию» («Мечтают ли андроиды об электроовцах»), «Вспомнить все» («Мы можем вспомнить все для вас оптом»), «Особое мнение» («Особое мнение»), «Помутнение» («Помутнение») и во многих других.
*******КАК ЗАКОНЧИТЬ КОРОТКИЙ РАССКАЗ********
Короткие рассказы (при условии, что они отлично написаны) представляют собой маленькие освежающие лакомства, которые могут помочь вам сбежать от повседневной рутины без необходимости обязательного прочтения огромного романа. Если вы уже проработали основу своего рассказа и не знаете что делать дальше, то вспомните о том, что даже самые лучшие писатели порой сталкивались с такими же трудностями.
1.1. Перечитайте все то, что вы уже успели написать. Это поможет освежить вашу память и позволит определить, что у вас уже есть и что еще необходимо добавить. Задайте себе несколько вопросов во время чтения:
• Какова цель этого рассказа? Иными словами, что вы хотите, чтобы ваши читатели осознали в результате его прочтения?
• Вы хотите сделать резкое или неожиданное окончание? Желаете оставить концовку неопределенной, незавершенной? Или вы хотели бы закончить свой рассказ самой счастливой развязкой, которая только может быть?
1.2. Подумайте к какому жанру принадлежит написанный вами рассказ. Это литературная фантастика? Научная фантастика? Роман? Жанр вашего рассказа может помочь вам определить наиболее подходящий финал. Окончание должно быть связано с тем, что пообещала читателям остальная часть вашего рассказа.[1]
• Если вы не уверены в том, какое окончание является типичным для выбранного жанра, то обратите внимание на какого-нибудь популярного автора (например на Стивена Кинга (ужасы) или Фланнери О’Коннор (литературная фантастика)) и прочитайте несколько его произведений. Вы можете многому научиться просто изучив развязки в произведениях других авторов.
1.3. Проработайте структуру своего рассказа. Напишите короткие описательные фразы, обобщающие каждую сцену и важные поворотные моменты. Например: «Леонид отправляется в магазин за хлебом, но вскоре обнаруживает, что забыл бумажник дома; он возвращается и встречает на своем крыльце незнакомца». Такая схема поможет установить «скелет» рассказа: что именно и с кем конкретно происходит и так далее – все это пригодятся во время принятия решения о концовке.
Часть 2: Перенесите свой рассказ на бумагу
Проработайте возможные идеи с помощью техники мозгового штурма. На этом этапе совершенно не нужно стремиться получить полностью законченные и выверенные предложения. Ваша цель заключается в проработке множества возможностей, поэтому записывайте любые свои идеи, независимо от того, насколько не конкретными, глупыми или нетрадиционными они могут показаться на первый взгляд. Для генерации идей существует много разных возможностей, поэтому стоит попробовать несколько вариантов и посмотреть, какой лучше всего подходит для вас!
2.1. Возможно, вам было бы полезно нарисовать «ментальную карту,» либо карандашом на бумаге, либо на компьютере. Начните с того, что вам хорошо известно (с персонажей, событий, мест действий) и назначьте каждому элементу отдельный овал. Начните добавлять детали и вопросы, прорисовывая соединительные линии между овалами так, чтобы продемонстрировать связи между идеями.[2]
Вы также можете попробовать записывать некоторые ключевые слова на карточках или маленьких листочках бумаги. Попрактикуйтесь располагать эти карточки в различных комбинациях и оцените, нравятся ли вам другие варианты!
Проверьте, что у вас получилось. Подумаете о своих идеях, снова взгляните на темы, образы, повторяющиеся аспекты. Есть ли среди них такие идеи или персонажи, которые кажутся наиболее важными? Скорее всего, в концовке придется проработать именно их.
2.2. Если при выборе вектора развития у вас возникают вопросы, то попробуйте сделать перечень всего того, чего хотят ваши персонажи. Персонажи с сильными амбициями или потребностями привлекают внимание аудитории. [3] Однажды известный автор Курт Воннегут сказал: «каждый персонаж должен хотеть чего-то, даже если это всего лишь стакан воды».[4] Спросите себя: получили ли персонажи желаемое? Что может произойти в дальнейшем, если учесть текущие обстоятельства, в которых оказались персонажи?
Если у вас все еще не получается концовка, то попробуйте понять, какие именно проблемы или темы затронуты в вашем рассказе. Если проблема все еще существует, то ответьте на вопрос: как ее можно решить?[5] (Вы можете придумать что-нибудь похожее на книги о Гарри Поттере: если проблема заключается в том, Волдеморт хочет захватить власть над миром, то какой тогда должна быть развязка?)
2.3. Изложите материал в свободной письменной форме. После того как вы выбрали в каком направлении должен развиваться ваш рассказ, а также выработали несколько идей, присаживайтесь и просто записывайте без остановок в течение 30 минут или около того. Попробуйте полностью написать концовку, но при этом не беспокойтесь о грамотности составленных предложений или об исправлении орфографических ошибок. Сосредоточьтесь на представлении своих идей в упорядоченном виде.[6]
• Возможно, вы обнаружите, что полезно было бы заводить будильник. После того как ваше время истечет, делайте перерыв, а затем возвращайтесь к тому что написали.
• Выберите себе тихое место, где вы не будете отвлекаться и сможете спокойно сосредоточиться на написании.
• Попробуйте писать в течение 30 минут без остановки на редактирование. То, что у вас получится, скорее всего, будет иметь не привлекательный вид, однако, все-таки полезно получить в письменном виде всю идею целиков, без нарушения потока мысли.
Часть 3. Соберите всё воедино
3.1. Выберите лучшие идеи из тех, что были сгенерированы с помощью техники мозгового штурма и записаны в свободной форме. Проследите за тем, что бы ваши идеи согласовывались с остальной частью написанного рассказа. Например, счастливая концовка может подойти для романтического рассказа, но, скорее всего, она не подойдет для истории ужасов.
3.2. Сравните возможный финал с сюжетной схемой, которую вы разработали в части 1. Убедитесь, что выбранное вами окончание рассказывает вашим читателям о том, что они хотят знать. Не оставляйте темы в “подвешенном” состоянии. Например, если в середине рассказа один из ваших персонажей собирался сделать операцию, то ваши читатели, скорее всего, хотят знать, как она прошла.[7]
3.3. Уважайте своего читателя. Писатель Курт Воннегут советовал «использовать время незнакомца таким образом, что бы человек не почувствовал, что он потратил время зря».[8] Такие окончания как «все было как в сказке» или «они умерли все вместе», как правило, не подходят, так как они почти никогда не разрешают конфликтных ситуаций или не обеспечивают корректного логического завершения, а это может заставить вашего читателя почувствовать, что он был обманут.[9]
• Избегайте финалов типа deus ex machine (неожиданное спасение), в буквальном смысле это означает «Бог в машине». В таких концовках (для того чтобы помочь персонажу преодолеть препятствие) что-то случается в самый последний момент: например, детектив в увлекательном рассказе решает свою задачу только благодаря звонку от таинственного человека, который знает ответы на все вопросы.[10]
3.4. Убедитесь, что ваша концовка соответствует внутренней логике, которую вы установили в рассказе. Старайтесь не «менять правила» для читателя. Так, например, если ваша героиня никогда не хотела выходить замуж, но в конце рассказа она все же меняет свое мнение, то проследите за тем, что бы причины такого решения прослеживались на протяжении всего рассказа, а не возникали просто так из неоткуда.
3.5. Описывайте заключительные события с помощью сжатых предложений. Например: «Марина подошла к шкафу; прислушалась к шуму внутри; пытаясь преодолеть свой страх, она вдруг схватила ручку и открыла дверцу, из шкафа выбежала мышка, и Марина рассмеялась. «. Таким образом, вы будете точно знать, что происходит. Вы еще вернетесь к работе над текстом и “сгладите” речевые обороты в части 4.
• Следите за объемом. Хорошая концовка должна быть пропорциональна остальной части рассказа.[11]
Часть 4: Исправление речевых оборотов
4.1. Добавьте описательное повествование в тот текст, который вы только что написали. Сосредоточьте внимание на конкретных и значимых подробностях. В приведенном выше примере, вы можете описать то, на что был похож шум, что в соответствии с представлением Марины могло находиться в шкафу, который вселял в нее страх.
4.2.Перечитайте окончание. Убедитесь в том, что вы предоставили достаточно информации о мыслях и чувствах своих героев, об отношениях между ними. В приведенном выше примере концовка может подсказать, что Марина просто боялась самого страха как такового, а увидев мышь, она осознала свою собственную глупость.
4.3 Перечитайте весь рассказ с начала до конца. Убедитесь, что в нем сохранена последовательность; вы же не хотите получить рассказ, в одной из частей которого мало что описывается, в то время как в других частях описания пестрят самыми мельчайшими подробностями.
4.4.. Выполните «полномасштабное редактирование» всего рассказа. На данном этапе вы можете добавить все финальные штрихи и внести изменения для того, чтобы сделать ваш рассказ еще более удобочитаемым. Тщательно подкорректируйте все ошибки, проследите за тем, что бы все было грамматически правильно, а также устраните любые неясности или неточности в самом изложении.
4.5. Покажите свой рассказ другу! В связи с тем, что вы потратили много времени и усилий для написания рассказа, то ваши взгляды могут отличаться от мнения других читателей. Когда ваш друг прочитает рассказ, то он, возможно, укажет вам на какие-то моменты, которые могут показаться запутанным или неуместным для большинства читателей. Вам, наверняка, также будет приятна поддержка вашего друга, когда он скажет вам, что в восторге от вашего произведения!
• Иногда, когда вам трудно генерировать новые идеи, можно выстроить паутину связей между персонажами. Нарисуйте линии между парой персонажей, а затем представьте себе, как они могли бы узнать друг друга.
• Не судите себя слишком строго. Для написания нужна практика! Расслабьтесь и получайте удовольствие.