Про что моцарт и сальери
Моцарт и Сальери
В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребёнком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки. Презрев все, что было ей чуждо, он преодолел трудности первых шагов и ранние невзгоды. Он овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «перстам/Предал послушную, сухую беглость/И верность уху». Умертвив звуки, он разъял музыку, «поверил алгеброй гармонию». Только тогда решился он творить, предаться творческой мечте, не помышляя о славе. Нередко уничтожал он плоды многодневных трудов, рождённые в слезах вдохновенья, найдя их несовершенными. Но и постигнув музыку, он оставил все свои знания, когда великий Глюк открыл новые тайны искусства. И наконец, когда достиг он в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он нашёл в сердцах людей отклик на свои созвучья. И Сальери мирно наслаждался своей славой, не завидуя никому и не зная этого чувства вообще. Напротив, он наслаждался «трудами и успехами друзей». Сальери считает, что никто не вправе был назвать его «завистником презренным». Ныне же душу Сальери угнетает сознание, что он завидует, мучительно, глубоко, Моцарту. Но горше зависти обида на несправедливость судьбы, дающей священный дар не подвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а «гуляке праздному», тяжелее зависти сознание, что дар этот дан не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а «озаряет голову безумца». Этого Сальери не в силах понять. В отчаянии произносит он имя Моцарта, и в этот момент появляется сам Моцарт, которому кажется, что Сальери потому произнёс его имя, что заметил его приближение, а ему хотелось появиться внезапно, чтобы Сальери «нежданной шуткой угостить». Идя к Сальери, Моцарт услышал в трактире звуки скрипки и увидел слепого скрипача, разыгрывавшего известную мелодию, это показалось Моцарту занятным. Он привёл с собой этого скрипача и просит его сыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фальшивя, скрипач играет арию из «Дон-Жуана». Моцарт весело хохочет, но Сальери серьёзен и даже укоряет Моцарта. Ему непонятно, как может Моцарт смеяться над тем, что ему кажется поруганием высокого искусства Сальери гонит старика прочь, а Моцарт даёт ему денег и просит выпить за его, Моцарта, здоровье.
Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и собирается прийти к нему в другой раз, но Сальери спрашивает Моцарта, что тот принёс ему. Моцарт отговаривается, считая своё новое сочинение безделицей. Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать им Сальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет. Сальери в недоумении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта Он говорит, что Моцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Он называет Моцарта богом, не знающим о своей божественности. Смущённый Моцарт отшучивается тем, что божество его проголодалось. Сальери предлагает Моцарту вместе отобедать в трактире «Золотого Льва». Моцарт с радостью соглашается, но хочет сходить домой и предупредить жену, чтобы она не ждала его к обеду.
В отдельной комнате трактира, где есть фортепьяно, сидят Сальери с Моцартом. Сальери кажется, что Моцарт пасмурен, что он чем-то расстроен. Моцарт признается, что его тревожит Requiem, который он сочиняет уже недели три по заказу какого-то таинственного незнакомца. Моцарту не даёт покоя мысль об этом человеке, который был в чёрном, ему кажется, что тот следует за ним повсюду и даже сейчас сидит в этой комнате.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание «Моцарт и Сальери»
Всего получено оценок: 4404.
О произведении
Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» была написана в 1830 году и вошла в известный цикл автора «Маленькие трагедии». Это произведение о двух композиторах, которые по-разному подходили к созданию музыки: через упорный труд (Сальери) и вдохновение (Моцарт). В финале пьесы Сальери убивает товарища, так как завидует его гениальности. Несмотря на то, что оба героя трагедии «Моцарт и Сальери» условно совпадают со своими реальными прототипами, Пушкин изобразил в пьесе вымышленных персонажей.
Прочитать краткое содержание «Моцарта и Сальери» вы можете прямо на нашем сайте.
Место и время действия
События пьесы происходят в последний день жизни Моцарта, 5 декабря 1791 года, в Вене (Австрия).
Главные герои
Краткое содержание
Сцена 1
Сцена 2
Моцарту становится нехорошо, и он уходит домой спать. Оставшись один, Сальери размышляет над словами друга:
Заключение
В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин через сравнение двух композиторов изобразил противостояние двух начал – рационалистического, основанного на научности, и творческого, базирующегося исключительно на вдохновении. Сальери не просто завидовал товарищу, он боялся его «божественного» гения: того, что после смерти Моцарта, таким, как он, создающим искусство непрестанным трудом, будет незачем жить.
Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Моцарта и Сальери», а оценить полный вариант гениальной трагедии.
Тест по пьесе
Проверьте своё знание краткой версии произведения:
А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: анализ произведения
Характеристика героев
Главные герои
Моцарт
Молодой композитор, жизнерадостный и добродушный. Музыка ему дается легко, и так же легко он идет по жизни, создавая талантливую музыку. Это жизнелюбивый человек, деликатный и скромный, которому присуще чувство такта. Он открытый и доверчивый, добрый гений. Он с чистым сердцем относится к людям, в том числе, и к Сальери, не подозревая о подлой душе человека, которого искренне считает своим другом.
Сальери
Второстепенные персонажи
Человек в черном
В «Моцарт и Сальери» герой, который является вестником смерти. Три недели назад, он пришел к Моцарту, и заказал ему Реквием. С тем пор его не было, но у композитора возникло ощущение беспокойства. Моцарту кажется, что черный человек незримо присутствует рядом с ним. Он не дает ему покоя, композитора не покидает мысль об этом таинственном человеке. Композитору кажется, что он гонится за ним. И перед собственной смертью, Моцарт исполняет Реквием.
Старик со скрипкой
Настолько велик талант Моцарта, что его произведения звучат повсюду, и даже слепой скрипач в трактире играет его мелодии. Моцарт просит его сыграть, но Сальери не по душе такое «кощунство» и он гонит старика прочь. Тогда Моцарт щедро награждает слепого старика, и тот уходит.
Анализ произведения
«Моцарт и Сальери» — это второе произведение Пушкина из цикла «Маленькие трагедии». Оно основано на легенде о неожиданной и загадочной смерти гениального композитора из Австрии – Вольфганга Амадея Моцарта. Вокруг безвременной смерти этого композитора ходили легенды. «Моцарт и Сальери» это драматическое произведение, написанное в жанре трагедии. Пьеса состоит из двух сцен. Все монологи и диалоги написаны белым стихом. Первая сцена происходит в комнате Сальери. Ее можно назвать экспозицией трагедии.
Сальери находится в комнате один. В своем монологе он обрисовывает свой характер, свое воспитание, тайные мысли. Он осознает великий талант Моцарта, божественность его музыки и зависть гложет его душу. В этой же сцене раскрываются дружба и вражда Моцарта и Сальери. В комнату входит Моцарт со слепым скрипачом, и просит того исполнить его произведение. Скрипач играет, но играет скверно на своей старой, плохо звучащей скрипке, чем просто развлекает молодого композитора.
Современники Моцарта помнят его, как человека веселого, жизнерадостного, Такова и его музыка – легкая оптимистичная. Поэтому она быстро находила своего слушателя. В трагедии Моцарт тоже показан таким же оптимистичным, радостным человеком. По крайней мере, таким он выглядит в первой сцене трагедии.
И этими словами сам того не подозревая, он заставил своего приятеля усомниться в собственной гениальности. Сальери пытается оправдать себя. По сути, он не решил своей главной проблемы. В этой фразе, заключается главная мысль произведения. Не случайно, в пьесе она произносится дважды.
Пушкин – гений верил в то, что гений и злодейство – две вещи несовместные. Можно быть гением, а можно быть ремесленником. Сальери в отличие от Моцарта – ремесленник. Он мог быть придворным композитором и музыкантом, а Моцарта слушали все. И слепой музыкант играл на улице не музыку Сальери, а Моцарта, подобрав ее на слух. Зависть – один из семи смертных грехов составляют тему и идею этой трагедии. В этой маленькой трагедии зависть убивает Гения ядом. Но кто как не Пушкин – вечная жертва людской зависти – мог знать, как людская зависть способна отравлять существование.
При всем уважении к известному литературному критику В. Белинскому, невозможно согласиться с его анализом произведения, и особенно с его мнением о том, что Моцарт и Сальери – вымышленные герои. Это произведение – историческая трагедия. Но Пушкин в ее написании опирался на газетные и журнальные заметки, сплетни. Искаженная информация нередко порождает неверные выводы и умозаключения.
Моцарт и Сальери знали друг друга много лет и даже дружили. Но нельзя исключать и такого варианта, что зависть была обоюдной. Сальери завидовал Моцарту в том, с какой легкостью давались ему композиции, как живо и непринужденно звучала музыка гениального Моцарта. А Моцарт и особенно его отец, злились тому, что какой-то инородный «итальяшка» был придворным музыкантом, завидовали его положению в венском обществе.
И еще: известно, что Вольфганг Моцарт умер естественной смертью, он вовсе не был отравлен, и Сальери никак не причастен к его смерти.
Композиция
Композиция произведения начинается с экспозиции – монолога Сальери о своей жизни и искусстве. Остальные структурные компоненты полностью раскрыты в произведении: очевидная кульминация, философская развязка.
Особенностью композиции является то, что оба действия состоят из монологов и диалогов главных героев. Кольцевой композицию произведения делают глубокие мучительные монологи Сальери, они как бы обволакивают всё действие. Именно мысли старого композитора начинают трагедию, они же звучат в финальных строках пьесы. Зависть, будто змея, вкрадывается в сознание человека и медленно душит его. Такова смысловая сторона авторской композиционной системы. Душевное состояние героя, олицетворяющего зло (Сальери), перетекает из глубины человеческой сущности в реальное действие – убийство.
Именно столкновение добра и зла – внутренняя основа композиции.
Жанру, в котором написано произведение, свойственен острый конфликт, чёткая идея, насущная проблематика и трагический финал. Большинство трагедий написаны в стихотворной форме, у Пушкина тоже – белым пятистопным ямбом, который принято называть “шекспировским”.
Объём произведения невелик, сюжет прост, он не содержит дополнительных ответвлений: два главных героя и слепой скрипач, который, скорее, эпизодический персонаж. Трагедия в два действия названа маленькой именно из-за своей уникальности в жанровой системе. Однако маленькое произведение Пушкино огромно и содержательно в смысловом и философском плане.
В “Моцарт и Сальери” анализ внутренней структуры и жанровых особенностей позволяет сделать вывод об уникальности пушкинского изобретения – “маленькой трагедии”. К этому жанру относятся “Каменный гость”, “Пир во время чумы” и “Скупой рыцарь” А. С. Пушкина. Этим произведениям, написанным в направлении классицизма, свойственно классическое художественное триединство, вечные темы и неразрешимые конфликты.
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: сюжет и краткое содержание пьесы
(Иллюстрация: обложка к книге Моцарт и Сальери. Оформление: русский художник и график Сергей Васильевич Чехонин. 1937 год)
Два главных героя произведения являются абсолютно противоположными личностями – один добр и чист, другой страдает от всепоглощающей зависти. Именно на их примере автор показывает то, насколько человеческая гордыня способна затуманить разум и подтолкнуть на подлость, преступление.
Несмотря на то, что герои имеют своих прототипов в реальном мире, произведение является вымыслом, основанном на слухах (по имеющимся источникам, именно на них опирался автор при написании пьесы). Ничего общего с настоящей историей жизни композитора Моцарта оно не имеет.
Главные герои произведения
В произведении «Моцарт и Сальери» всего два главных персонажа. Они абсолютно противоположны друг другу по характеру, образу мысли и взгляду на жизнь. Автор противопоставляет их один другому, как черный гений гению добра.
Сальери – лучший друг Моцарта (именно так называет его композитор). Жестокий, завистливый, высокомерный человек, абсолютная противоположность Моцарта. С самого детства он изучает музыку (которая давалась ему с трудом), в надежде стать знаменитым на весь мир.
Сюжет пьесы
Сальери придается грустным воспоминаниям о своем детстве. Всю свою жизнь он посвятил искусству и нет ничего священнее для него, чем музыка. Он никогда и никому не завидовал до тех пор, пока не познакомился с Моцартом. Теперь он недоумевает почему судьба благосклонна к тем, кто этого не достоин. Во время размышлений Сальери в комнате появляется Моцарт. Он приводит с собой слепого скрипача, который играет для них свою мелодию. После Моцарт и Сальери договариваются об ужине.
Краткое содержание по сценам
Сцена I
Сальери размышляет в своей комнате о прошедших годах. Он предался воспоминаниям своего детства – так много лет, было отдано музыке, и теперь она стало для него всем.
«Моцарт и Сальери» — краткое содержание пьесы А.С. Пушкина
«Моцарт и Сальери» — кратчайшее содержание. Краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери» по сценам. «Моцарт и Сальери»: краткое содержание для читательского дневника.
«Моцарт и Сальери» — трагедия А.С. Пушкина. Пьеса основана на одной из версий гибели австрийского композитора. Произведение обнажает перед читателем один из смертных грехов — зависть.
«Моцарт и Сальери»: краткое содержание 1 сцены
Сальери вспоминает, как стал музыкантом. Он любил слушать орган в церкви: музыка проникала в душу мальчика, он плакал. Юный Сальери отрекся от других наук и развлечений и стал изучать музыку.
Когда Сальери в совершенстве овладел этим ремеслом, он стал писать собственную музыку. Он творил втайне, забывая еду и сон, боялся подумать о славе и сжигал произведения, которые считал недостаточно талантливыми.
Благодаря упорному труду Сальери достиг успеха. Он сочинял свою музыку и радовался достижениям других музыкантов, пока не появился Моцарт. Сальери стал мучительно завидовать Моцарту: он считал несправедливым его талант. Когда сам Сальери годами трудился, музыкальный дар достался «праздному гуляке».
Тут заходит Моцарт, ведя за собой слепого скрипача. Он просит музыканта сыграть одно из своих произведений и смеётся над неумелой игрой. Сальери не понимает Моцарта, он считает, что старик оскверняет высокое искусство.
Моцарт рассказал Сальери, что страдал от бессонницы и написал маленькое произведение. Сам композитор посчитал его пустяком, но Сальери высоко оценил работу Моцарта и пригласил его пообедать в трактире. Моцарт согласился, но ушёл, чтобы предупредить жену.
Сальери остался один. Он решил, что следует остановить Моцарта: он подарил миру несколько талантливых произведений, но его дар хрупок. Моцарт не оставит наследника, поэтому после него искусство исчезнет.
«Моцарт и Сальери»: краткое содержание 2 сцены
За обедом Моцарт рассказывает Сальери о том, что его тревожит. Несколько недель назад к нему пришёл человек в чёрном и заказал реквием — музыкальное произведение, которое играют на похоронах. Композитор выполнил заказ, но человек так и не приходил к нему забрать творение. Моцарт обрадовался: он не хотел расставаться с работой, но с тех пор ему казалось, что заказчик преследует его. Повсюду Моцарту мерещилась тень человека в чёрном и за обедом ему казалось, что с ними сидит третий.
Моцарту становится плохо, и он уходит домой. Сальери же задумался о словах Моцарта: «Гений и злодейство — две вещи несовместные», и решил, что это неправда.