Про что географ глобус пропил
Смысл фильма Географ глобус пропил 2013
В 1995 году пермский писатель Алексей Иванов издал книгу «Географ глобус пропил». В 2013 году режиссер Александр Велединский снимает фильм по одноименному произведению. Действия в картине переносятся из «лихих 90-ых» на 20 лет вперед, да и Константин Хабенский в роли географа старше своего книжного прототипа лет на 10-15. Различия с оригиналом совершенно не портят фильм: он напоминает сиквел книги, позволяя посмотреть на старую историю свежим взглядом.
О чем фильм «Географ глобус пропил»
Виктор Служкин – биолог, преподаватель, уволенный из НИИ, крепко выпивает и особенно не озабочен собственной безработицей. Его жена Надежда устала от безденежья и пьянства Виктора: она ещё терпит семейный быт ради общей дочери Таты, но уже открыто признаётся в своём презрении к мужу. Когда-то Надя была студенткой талантливого, харизматичного преподавателя Служкина, за которого вышла замуж. Теперь от Виктора осталось только былое обаяние и способность не унывать в любых обстоятельствах.
За пару дней до начала учебного года Служкин устраивается на работу в школу – учителем географии. Достается ему сложный 9-ый класс, где главенствует хулиган Градусов. Здесь учится и Маша Большакова, единственная, кто по достоинству оценивает всю глубину и цельность натуры Виктора Сергеевича. Пока учитель пытается найти общий язык с учениками, его жена заводит роман со школьным другом Виктора – Будкиным. Тот в финансовом плане крепко стоит на ногах, чем и завоевывает внимание Надежды. Служкин не противится случившемуся: все так же много пьёт и курит, периодически обретая философский настрой.
К маю учитель с учениками решают отправиться в сплав по Каме. В электричке Служкин напивается, что лишает его права быть капитаном по мнению ребят. Виктор Сергеевич и Маша отправляются в деревню у реки, чтобы договориться о транспорте. По дороге Маша признается учителю в любви, тот отвечает взаимностью, но даёте понять, что между ними ничего быть не может. Попав под ливень и заночевав в деревне, утром Виктор с ученицей видят ребят, несущихся по опасным речным порогам. Все обходится благополучно, но любительское видео, смонтированное учениками, попадает на стол к директору. Видео явно компрометирует Служкина, потому биолог-географ снова безработный.
Смысл фильма Географ глобус пропил
Оксюмороном в кинокартине являются имя и фамилия главного героя: Виктор – победитель, но при этом Служкин – вечно прислуживающий, угнетаемый. Этот парадокс и определяет всю жизнь географа: умный, тонкий человек на протяжении фильма представляется жалким посмешищем. Надя исступленно повторяет: «Шут гороховый». Завуч устало выдыхает: «Клоун». Ученики воспринимают Служкина ровесником за веселый нрав и ребяческие выходки. Кажется, одна Маша воспринимает всерьёз этого безалаберного, пьющего человека. Собственно, Маша и становится той лакмусовой бумагой, благодаря которой зритель видит другую сторону Виктора.
Оказавшись наедине с Машей в натопленной бане, учитель стоит перед выбором поддаться страсти или отступить. Вроде бы слабый и безвольный Служкин отчаянно противостоит своему желанию. Даётся ему это нелегко (шрамы от банного веника говорят сами за себя), но у Виктора хватает воли. И здесь становится ясно, что и выпивка, и праздность – только маска. В главном герое скрыт настоящий стержень, без которого ни выстоять, ни выжить.
Служкин умеет любить, потому позволяет своей женщине свободу действий. Возможно, ему яростно-больно от ее выбора, но это ее выбор, который Служкин хоть не поддерживает, но и не осуждает. Признак силы – это и есть не осуждение другого.
Способность видеть во всем позитивные стороны сохраняет Виктору ясность ума. И табличка «счастье не за горами», проходящая рефреном через весь фильм, словно и есть смысл фильма: как не потерять себя в мрачной провинции в предлагаемых обстоятельствах, как оставаться верным себе до конца. Фильм о настоящем человеке, о вечном поиске себя, – все, что так близко каждому зрителю.
Смысл финала фильма
Уволенный Служкин прогуливается с Татой: «Папа, а что важно?» – «Важно покурить», – полушутя отвечает отец. Денег нет даже на сигареты, и Виктор делает самокрутку. С наслаждением затягивается ею. На балкон выходит Надя, ей на секунду кажется, что муж свалился вниз. Неподдельный ужас от этой мысли сменяется раздражением при виде живого и невредимого мужа, курившего за углом.
Финал ставит выразительное многоточие в истории Виктора Служкина. Жена вроде с другим, но явно не равнодушна по отношению к отцу своего ребёнка. Сигарет нет, но всегда можно что-то придумать. Жизнь продолжается – и значит не существует безвыходных ситуаций. И пока мы хандрим, отчаиваясь и унывая, где-то курит на балконе пермский учитель географии, вглядываясь в своё «счастье не за горами».
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 3
Рецензия на фильм «Географ глобус пропил»
Современный российский кинематограф пополнился новым фильмом, который уже ставят в один ряд с лучшими кинематографическими произведениями советского периода — «Осенним марафоном» и «Полетами во сне и наяву». Однако эти сравнения отвечают только одной линии фильма «Географ глобус пропил» — взаимоотношениям взрослых с намеком на «лишнего человека» — и абсолютно не касаются другой темы — сегодняшних подростков.
Географ глобус пропил. Современный российский кинематограф пополнился новым фильмом, который уже ставят в один ряд с лучшими кинематографическими произведениями советского периода — «Осенним марафоном» и «Полетами во сне и наяву». Однако эти сравнения отвечают только одной линии фильма «Географ глобус пропил» — взаимоотношениям взрослых с намеком на «лишнего человека» — и абсолютно не касаются другой темы — сегодняшних подростков.
Это экранизация одноименного романа Алексея Иванова — одного из лучших российских литераторов двух последних десятилетий. А. Иванов признан «самым ярким писателем, появившимся в российской литературе ХХI века». Книга «Географ глобус пропил» была написана в середине 90-х и отражала положение интеллигенции в процессе интенсивного развала бывшего СССР, деградацию общества и раскол семей.
Фильм «Географ глобус пропил» рассказывает о мытарствах человека — образованного, воспитанного и абсолютно невостребованного в современной российской кожной формации. Чтобы хоть как-то выжить, он соглашается на работу учителем географии и преподает ее десятиклассникам без особого интереса и рвения. Общая эрудиция, даже с отсутствием знания предмета, позволяет ему удерживаться на плаву, получать небольшую зарплату школьного учителя, которая не возвышает, а, наоборот, еще больше роняет его в глазах собственной жены. Как если бы он на самом деле был географом, который пропил глобус, настолько нищим и безнадежным.
Сценарий фильма задуман так, что все происходящее переносится из 90-х в сегодняшний день. От этого картина, отражающая современный российский социум, приобретает дополнительную актуальность, остроту и безысходность, становясь подтверждением того, что за 20 лет государством так и не были решены проблемы, обозначенные в романе Алексея Иванова. В первую очередь это касается определенной прослойки населения, которую в советские времена относили к творческой и научно-технической интеллигенции.
Закрытие вузов, НИИ, предприятий, фабрик и заводов, даже таких крупных, как Камский судоремонтный, где методистом при библиотеке работал Служкин, привело к поголовной безработице: нет завода — нет библиотеки. Лучшая профессиональная и образованнейшая часть населения страны оказалась выброшенной на улицу и по сей день влачит жалкое, недостойное ее существование за бортом жизни.
Лишившись своего права на поклевку, то есть на ранговость и место в стае, в обществе, они, как главный герой фильма «Географ глобус пропил», превратились в социальных неадаптантов, спивающихся и деградирующих мужчин и женщин. Развитые анально-зрительные люди, такие как Виктор Служкин, в Советском Союзе всегда были востребованы, являясь золотым фондом в педагогике, медицине, науке, культуре.
Геополитическая катастрофа, происшедшая на советском ландшафте, перевернула государственный корабль, обнажив прогнившее днище, через которое на поверхность проникли самые заскорузлые архетипичные кожники вроде Будкина, друга детства учителя географии. Такие будкины всплыли повсеместно, назначая сами себя управленцами в новую власть, погрязшую в криминале и коррупции, расставляя своих людей на местах с естественной для архетипичных кожников «пользой-выгодой». Получая назначения на руководящие посты от таких же, как они сами, но из вышестоящих инстанций, будкины возвращаются на малую родину «помощниками депутатов и владельцами небольших строительных фирм».
В фильме «Географ глобус пропил» представлены двое бывших одноклассников, «соседей по парте», пути которых со школы разошлись. Один — во всем уступающий другу, вплоть до собственной жены, анально-зрительный Служкин. Другой — привыкший брать все, что плохо лежит, архетипичный кожник Будкин. Он вернулся из Москвы в родной город с назначением «на должность помощника депутата края, чтобы курировать местную культурку».
Виктор Сергеевич Служкин — выпускник биологического факультета Уральского университета. Работая преподавателем на кафедре, женился на Наде, одной из своих студенток, у них растет дочь Тата. Анально-зрительный Служкин напоминает Наде о прошлом, пытается объяснить конфликтующей с ним жене, что любит ее и женился на ней по любви. Жить прошлым, хранить в памяти минувшее — это свойства людей с анальным вектором. У Служкина о прошлом хорошие воспоминания, у него сохраняются прежние желания любить и быть любимым. И в то же время, как зрительник, он через себя воспринимает возникшие между женой Надей и Будкиным отношения, становясь, по сути дела, их сводником.
Со стороны Нади нет любви ни к Виктору, ни к его другу. Надя, у которой для потерявшего очередную работу мужа находится только одно определение — «лузер несчастный», оспаривает версию их женитьбы, утверждая, что замуж за Служкина пошла не по любви, а «по залету». Понятно, что кожно-зрительную Надю не устраивает муж-идеалист и неудачник, который ни к чему не пригоден и с чьей зарплатой учителя географии «если не есть, не пить и не курить, то можно через 152 года накопить на отечественное авто».
Автомобиль, как атрибут хорошей жизни, — тайная Надина страсть. На самом деле ее пустоты значительно глубже. Доведенная безденежьем и мужем-безработным до отчаяния, она скатывается в архетипичное поведение кожного вектора, проявляющееся в мелочности, припрятывании продуктов от Будкина, одергивании дочери, скандалах со Служкиным и откровенном с ним обсуждении новоиспеченного «заведующего районной культурой» в качестве кандидатуры «мужа НЕ тряпки».
К Будкину, архетипичному кожнику, которого, по мнению Виктора, «деньги избаловали и девки» и который «еще в школе у пацанов мелочь. вытрясал», а теперь вполне заслуженно сам себя называет коррупционером, у нее тоже нет любви. Надин зрительный вектор не развит, собственно, как и у всех женщин из фильма «Географ глобус пропил». Неразвитое зрение в сочетании с таким же кожным вектором ведет к виктимности и проституции. И все женские персонажи фильма постоянно балансируют на этой грани.
У мужчины, потерявшего социальную реализацию, у «лузера», меняются запахи, и женщины, чувствуя это на глубоком животном уровне, утрачивают к нему сексуальное влечение. То же самое происходит и с географом Виктором Сергеевичем. Жена его давно к себе не подпускает. Подруги его жены уже вступили на тропу войны, расставляя капканы на Будкина. Сначала каждая, в силу своей развитости и потребностей, бьется за место рядом с Будкиным, а затем, оказавшись брошенной им ради новой пассии, по очереди приглашает к себе в постель Служкина, усматривая в нем орудие мести «подлому изменщику».
Сюжет развивается в городе, где нет работы и «полтора десятка баб на одного сторожа». От Будкина — «представителя законодательной власти, у которого квартира, машина, деньги. » — веет финансовым благополучием. Его феромоны улавливаются и считываются женщинами на подсознательном уровне как ощущение защищенности. Почуяв запах небедного и занимающего пост в мэрии города мужика, вокруг него крутятся кожно-зрительные женщины — Надя, Саша, Кира Валерьевна.
Будкин, согласно природе своего кожного вектора, действительно «изменщик». Он нуждается в постоянном обновлении, чутко, как барометр, реагируя на любую вибрацию социального ландшафта. Кожно-зрительные женщины — Надя, Саша, Кира, Ветка. не представляют для него никакой ценности. Кожно-зрительная воспитательница детского сада Саша «любого любит, хоть с голой задницей в шалаше», только Будкин «себя с голой задницей уважать перестанет», а баба ему нужна, «чтобы жизненные блага ценила». Именно по этой причине кожно-зрительные женщины не устраивают помощника депутата. Его природный выбор обязательно падет на анально-зрительную женщину, но это, как говорится, останется за кадром.
«Герой не в силах плыть против течения, но уже способен сохранить в агрессивной внешней среде юмор, жизнелюбие и даже некоторые нравственные устои» — так охарактеризован географ в СМИ. Служкин не просто «не в силах плыть против течения», он даже не стремится что-то изменить в своей жизни — здесь в полной мере проявляется ригидность, пассивность свойств анального вектора.
Анальному человеку, несмотря на то, что его сексуальное желание огромно, из-за его природной моногамности трудно переключиться на другую женщину. Этот факт очень точно отражен в поведении Виктора Служкина из фильма «Географ глобус пропил».
Виктор Служкин — анально-зрительный. Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» объясняет, что только зрительный вектор является великим мастером спекуляций суицидом. Зрительный географ тоже имитирует «самоубийство в ванне», на самом деле засыпая в ней с пролитым в воду красным вином, только бы не оказаться в постели с учительницей немецкого Кирой Валерьевной.
У Виктора Сергеевича зрительная любовь к жене. Лучшему другу Будкину, с которым и рыбалка на морозе, и шашлычок на берегу, и поллитровочка под плавленый сырок в пустом классе школы, он по-анальному способен отдать все самое дорогое. Даже жену Надю он готов уступить в память о босоногом детстве, рационализируя по-зрительному: «Они же любят друг друга».
Хорошо, что лучший друг один, а то бы передавал жену с рук на руки, как переходящее красное знамя, которое, пройдя круг почета, все равно вернется на свое место, как это, собственно, произошло в конце фильма.
И еще кое-что из свойств анального вектора: страх получить фиаско в постели с другой партнершей заставляет Служкина всячески избегать близости с женщинами, для которых он внезапно становится «центром Вселенной». Даже когда его ученица Маша влюбляется в Виктора Сергеевича, как и он сам в нее, и оба они вполне отдают себе отчет о возможных взаимоотношениях.
Из всего класса только один человек пользуется у Служкина уважением — Маша Большакова. Остальных он не видит в упор. Что дал мечтающий о любви Святой Географ десятиклассникам, почти выпускникам, за полгода работы в школе? Какой опыт, какие культурные ценности? Пустую болтовню о малой родине, от которой тошнит его учеников?
Чему научил их учитель и по какому праву спрашивает с тех, для кого сам перестал быть авторитетом, личностью, а со всей страстью зрительного снобизма заявляет: «Вы не только еще не личности, но вы даже еще не люди. Вы — тесто, тупая, злобная и вонючая человеческая масса без всякой духовной начинки. Вам не только география не нужна. Вам вообще ничего не нужно, кроме мобильников, порнухи и наркоты. И шутки у вас тупые, потому что чувство юмора у вас не развито. Для чувства юмора нужна культура, которой у вас нет».
Зрительный снобизм Служкина годен только на разглагольствования: «Я вас в упор не вижу и не уважаю». «Ты меня уважаешь?» — излюбленная тема алкоголизирующего анальника, а если он еще и со зрением, то можно и помечтать на чужой кухне: «Хочу жить, как святой. Чтобы я никому не был залогом счастья и мне никто не был залогом. Но при этом я бы любил людей и люди меня любили. Совершенная любовь с большой буквы “Л”».
Как Служкин стал географом, который пропил глобус?
Неудивительно, что 10 «А» класс его ненавидит и при каждом удобном случае высмеивает и делает гадости. Старшеклассник Градусов, с которым у Виктора Сергеевича сразу не заладились отношения «учитель — ученик», выкрикивает: «Географ глобус пропил!» Ошибся уретральный подросток — заметны пробелы в знании географии: географ не глобус пропил, а 1/6 часть суши.
Современные подростки полностью отрицают участие взрослых в их жизни, будь то родители или учителя в школе. Новое поколение вырастает эгоцентриками, живущими и думающими только о себе. Любые попытки объясниться с ними наталкиваются на стену безразличия, неприязни, агрессии и насмешек. Здесь не помогают никакие педагогические методики или психологические тесты и собеседования.
Увеличение темперамента современного поколения и невозможность найти способы наполнить пустоты, которые этот темперамент образует, избавиться от возникающих в связи с этим страданий приводят к полному или частичному неприятию ими окружающего мира и взрослых в нем.
Служкин не особенно и стремится найти с подростками общий язык, наладить контакт с вверенным ему 10 «А» и только под напором учеников соглашается идти в поход по реке. Не чувствуя заинтересованности и отдачи от учеников, он и сам не готовится к темам уроков, просто зачитывает из учебника географии очередной параграф. На самом деле Виктор Сергеевич погружен в свои личные переживания, которые он в присутствии детей, а то и вместе с ними пытается гасить алкоголем.
Заметно, что класс, объединенный Градусовым, не конфликтует изнутри, а общую неприязнь подростки выражают именно Служкину. Пусть пока еще по-детски, но эта стая сранжирована. Особенно ярко это проявляется в истории с походом, который выигрывает в карты для своих одноклассников Градусов. По условиям учителя отправляется в него лишь небольшая, написавшая на «отлично» контрольную по географии, группа ребят. Уже в поезде к ним неожиданно примыкает Градусов. Встретившись с учителем географии в тамбуре вагона, он по-ученически спрашивает: «Можно?» — «Свободный тамбур в свободной стране», — иронизирует Служкин, давая Градусову понять, что они на «нейтральной территории».
И в этом заплеванном, разбитом тамбуре, на этом клочке дребезжащей и уходящей из-под ног тверди лицом к лицу встречаются два поколения, которые не очень-то и привечают друг друга, если не сказать больше — ненавидят и презирают. Внезапно Градусов обращается к Виктору Сергеевичу с удивительными для подростка словами: «. Я вам помогать приехал. а то это все лохи да чмошники. Не верите? Тогда нажрусь всем назло. » Но, в отличие от географа, Градусов «не нажирается». Подсознательно уретральник ощущает свой ранг вожака и свою ответственность перед стаей, и только он во время трудного похода через порог Долган окажется способен удерживать ее в равновесии.
Тот небольшой, но все же кредит доверия, который получил учитель от ребят в самом начале поездки, он незамедлительно утратил, напившись «в хлам». Подростки тем и отличаются от детей, что начинают брать ответственность за себя — такова природная особенность переходного возраста. Они отрицают вмешательство в их мир взрослых, но, оказавшись на реке в сложных условиях, угрожающих жизни, вдруг по-детски ощутили потребность в защищенности и безопасности. А единственный взрослый среди них — учитель географии — оказался не способен их дать, на протяжении всего похода заливая алкоголем собственные пустоты.
Ребята отстраняют его от руководства, демонстративно делая его аутсайдером. Группа, планирующая покорить смертельно опасный порог Долган, естественным образом самоорганизуется вокруг своего уретрального одноклассника. В соответствии со своим природным рангом вождя он перенимает на себя командование стаей и вместе с ней самостоятельно, в отсутствие Виктора Сергеевича, проходит самый трудный отрезок их маршрута — порог Долган.
На этом можно было бы завершить фильм, из которого ясно, что новое поколение, каким бы безалаберным, бескультурным и безответственным оно ни казалось, какая бы пропасть ни отделяла его от взрослых, способно управлять лодкой, которую в лихие 90‑е чуть было не утопили их родители. Переправа через порог Долган становится подходящим символом этого.
Нужно только дать себе шанс за грохотом вод бурной реки услышать это поколение, повернуться к нему лицом и постараться понять его психическое, разобравшись для начала в себе. Сделать это не трудно, потому что инструмент для самопознания уже есть. Это тренинг «Системно-векторная психология».
Рецензия на фильм «Географ глобус пропил»
Достойное продолжение лучших советских традиций «школьного кино» и «фильмов о потерянном поколении», рассказанное умным, ярким, универсальным языком. Современная классика киноромана взросления
Жизнь Виктора Служкина не слишком задалась – жена им недовольна, работы нет, да и пристрастие к алкоголю дарит лишь головную боль вместо радости. От безденежья и в надежде отвлечься Виктор устраивается в школу учителем географии. В противостоянии ученикам и коллегам, в схватке за расположение супруги, в выяснении границ дружбы со своим давним приятелем Виктор проживает необыкновенный год, меняющий его взгляды на мир.
Картине Александра Велединского суждено было стать одним из главных событий российского кино 2013 года, а может быть, даже нескольких последних лет. И тому есть сразу несколько предпосылок – и яркий, отмеченный многими наградами одноименный роман Алексея Иванова, и летняя победа на киносмотре «Кинотавр» (тот странный для России момент, когда победителя одного из главных фестивалей страны обсудили, расхвалили и распиарили критики и будущие прокатчики, а зритель видит ленту в прокате только полгода спустя), и участие в ленте одного из главных актеров своего поколения Константина Хабенского. Суммарный потенциал картины очень высок, но получится ли у «Географа» стать настоящим явлением, каким он представляется издалека?
Для начала, картине невозможно будет отделаться от сравнения с книгой. Занятие это неблагодарное, но для тех, кто читал роман, неизбежное, тем более что изменения в сценарий внесены достаточно важные, чтобы фильм заиграл особенными красками. Первое, конечно, это возраст главного героя. Литературный персонаж моложе Константина Хабенского на добрый десяток лет, и если для среднего поколения эти цифры незначительны, то для старшеклассников, которым 25 лет кажутся старостью, тридцатилетний и сорокалетний учитель отличаются как небо и земля. Это одна из причин, по которым мотивы «протеста», а затем «принятие» школьниками нового Географа в фильме не очень понятны. 28-летнего парня (как в романе) и «чморить», и принимать равным проще.
Вторая важная деталь, вызывающая недоумение и выбивающая почву из-под ног сюжета, – это перенос времени действия из «проклятых» 90-х в наше время. Согласитесь, социальная обстановка полтора десятка лет назад была совсем иная, слонялся без работы, пил или прожигал никчемную жизнь едва ли не каждый второй. Сегодня быть таким асоциальным типом, каким выглядит Служкин, просто неприлично. Время пропитых романтиков ушло, сменилось отношение к ним, как бы медленно ни менялись взгляды в провинциальном городке.
Но, впрочем, все это старческое брюзжание, никоим образом не имеющее сил очернить замечательный фильм. За просмотром «Географа» в голову часто приходят очень схожие сцены из многочисленных советских фильмов. Как ни крути, фильм Велединского – плоть от плоти и школьных драм вроде «Доживем до понедельника» или «Дорогая Елена Сергеевна», и трагедий нереализованности, первой из которых на ум приходит «Осенний марафон». Образ Служкина пропитан той самой любимой некогда «интеллигентностью» с начитанностью, романтическим настроем, умением тонко шутить, сложно ругаться и красиво отказывать женщинам. Странно, но при всех отталкивающих составляющих Служкин симпатичен, ему несложно сопереживать, его непростое положение заставляет прокручивать в голове варианты собственных поступков, а ведь это всегда непросто – создать такого экранного героя, которого может примерить на себя едва не любой зритель. Хабенский в этом безупречен, представить кого-то иного на месте литературного Виктора теперь уже невозможно.
Под стать главному герою и персонажи второстепенные. С поколения старшего спрос невелик – это профессионалы, которые выполняют свою работу на твердое «пять», а вот «школьники» заслуживают отдельного «плюсика» к пятерке. У нас нечасто юное поколение, испорченное сериальным «чесом», готово выкладываться в большом кино, но у Велединского костяк «учеников» сработал безупречно – за время фильма у каждого из ребят, отправившихся в сплав, проявляется характер, и в прямом, и в переносном смысле.
Но и это не все. Похвала фильму была бы неполной без поклона в адрес места действия – столь аутентично, точно, эффектно, беззлобно, но с беспредельной грустью наши города давно никто не показывал. Пермь с ее портом, ее серыми коробками многоэтажек, с ее блеклыми улицами и потерянными жителями – узнаваема и гнетуще противоположна реке, уральским склонам, водным порогам заключительного похода.
В драматургии «Географа» можно выбрать множество ниточек, за которыми тянутся, казалось бы, совершенно не связанные друг с другом смыслы. Здесь есть и взросление, и проблема «лишнего» человека, и бытовая неустроенность, толкающая на досадные проступки, и победа над собой и природой, и вопрос самоидентификации… Но главная удача фильма – крайне тонкое и филигранное сочетание всех этих разнообразных слоев. Над «Географом» можно и посмеяться, и поплакать, и подумать. О нем можно поговорить, и такое «внеклассное чтение» часто оказывается лучше, ярче и поучительнее любых уроков.